Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философский анализ трансформационных процессов языковой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, диалог тоже приобретает фиктивный характер, т.к. его участники, именующие себя как «Вы» или «Ты», выступают лишь моделью, не имеющей никакого отношения к реальному субъекту. Утрачивается связь между внутренней и внешней речью, придававшая эмоционально-волевую насыщенность диалогу, способствовавшая преобладанию смысла над значением. В диалоге, благодаря подтексту, происходило обогащение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Исторические и теоретические предпосылки анализа языковой коммуникации
    • 1. 1. Генезис языковой коммуникации
      • 1. 2. 0. тражение социокультурных процессов в языковой коммуникации
  • ГЛАВА II. Влияние информатизации общества на языковую коммуникацию
    • 2. 1. Коммуникативная природа знака и символа в информационном обществе
    • 2. 2. Искусственная языковая коммуникация как формирование информационной коммуникативной культуры

Социально-философский анализ трансформационных процессов языковой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный мир переживает период глобализации и модернизации во всех сферах общественной жизни. Человечество движется к общепланетарному единству: формируется мировая экономика, транснациональное хозяйство, транснациональные корпорации, глобальная международная политическая система, происходит информатизация и компьютеризация общества.

Глобализация привела к появлению массовой культуры и распространению массовых информационных средств, которые существенным образом трансформировали современную социокультурную действительность и, как следствие, языковую коммуникацию. Развитие и распространение средств массовой коммуникации: телевидения, радиовещания, кинематографа, компьютеров, аудиои визуальных средств информации и рекламы, глобальных информационных сетей — коренным образом изменили жизнь общества, превратили информацию в товар и в один из решающих факторов развития общественных, государственных и международных структур.

Материальным носителем информации, ее несущим сигналом является языковая коммуникация. Она и есть тот универсальный сигнал, который позволяет облечь содержание информации в форму материального носителя, благодаря которому она может восприниматься, храниться, передаваться, использоваться людьми в их деятельности. Информационное взаимодействие, т. е. постоянный обмен сообщениями, сведениями о различных предметах, явлениях и процессах действительности, — сегодня непременное условие трансформации и развития общества, жизни и развития человека. Процессы информатизации и компьютеризации общества отражаются и на языковой коммуникации, в которой происходят такие трансформационные процессы, как демократизация, либерализация, поликультурность и информационность.

Языковая коммуникация — это наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания, а потому ей должно придаваться фундаментальное и стратегическое значение в социуме. Она, способная отразить сложную, богатую и разнообразную социальную деятельность людей, должна быть адекватна этой деятельности — обслуживать все сферы общественного бытия, быть содержательной, мобильной и ясной.

Однако на данный момент языковая коммуникационная реальность показывает снижение языковой культуры личности, неуважительное отношение к родному языку, нарушение норм и искажение стиля. Поступательному движению общества должно соответствовать расширение и интенсификация коммуникативной деятельности людей. А так как языковая коммуникация является мощным средством регуляции поведения, то осмысление того, насколько эффективно личность ею пользуется, — актуальная задача, которая выбрана предметом нашего анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования языковой коммуникации носят междисциплинарный характер. Поэтому в диссертации использованы теоретические источники по истории философии, социальной философии, культурологии, социологии, лингвистики, психологии, этнографии, языкознанию.

Еще в прошлые века неоднократно ставился вопрос: не является ли происхождение языковой коммуникации той причиной, благодаря которой возникают способности человеческого разума? Размышление на эту тему мы можем найти у философов прошлых веков: Платона, Эпикура, Демокрита, Аристотеля, Декарта и др.

Такие современные исследователи, как К. Шеннон, Н. Винер, А. Тьюринг, Н. Бостром, М. Маклюэн, Д. Барлоу, И. А. Негодаев, С. Я. Подопригора, Д. В. Иванов, Н. Моисеев, А. Колмогоров, К. Королев и др. тоже занимались этой проблемой.

В постклассической философии внимание переключается с трансцендентальной проблематики на экзистенциальные, корневые для людей свойства языковой коммуникации, ее идеологические, мифологические, нарративные особенности, репрессивные, дискурсивные и конструктивистские практики ее применения. Об этом писали В. Гумбольдт, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ю. Хабермас, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Делез и др. Следует сказать, что одним из импульсов размышлений в этом направлении выступило стремление найти в мире отчуждения и фетишизма возможности для живого, свободного диалога, общения, а, следовательно, и интерсубъективности.

Изменениям в обществе и языковой коммуникации под воздействием информационных процессов посвятили свои исследования Ю. Хаяши, Д. Белл, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, Й. Масуда, М. Кастельс, Н. Винер,.

B.Г.Горохов, А. И. Ракитов, М. Хайдеггер, К. Шеннон, И. А. Негодаев,.

C.Я.Подопригора, Т. П. Матяш, Ю. Г. Волков, Г. В. Драч, Е. Я. Режабек и др.

Проблемами информационного общества занимались Ю. Хаяши, Д. Белл,.

Т.Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, Й. Масуда, М. Кастельс и др., определявшие его как новую фазу развития социального бытия, сменяющей фазу индустриального общества. Эта проблема широко раскрыта также в трудах Н. Винера, В. Г. Горохова, А. И. Ракитова, М. Хайдеггера, К. Шеннона и др.

Сегодня огромная роль СМИ и массовой коммуникации в общественной и даже в частной жизни современного человека не оспаривается ни ее критиками, ни сторонниками, хотя позиции их остаются полярно противоположными. Исследования средств массовой коммуникации ведутся такими учеными, как П. Вирилио, Ж. Бодрийяром, С. Холлом, Дж. Фиске, У. Эко, Г. Маркузе, Дж. Нейсбитом, С.Г.Кара-Мурзой, И. А. Негодаевым, Г. В. Драчом, А. В. Костиной и др. Одни справедливо упрекают СМИ и массовую коммуникацию в манипулировании общественным мнением, создании системы ложных ценностей, продвижении «низкой» культуры. Другие ученые считают, что без информации современный человек не выживет в окружающей действительности: без нее он окажется лишенным опыта политической и социальной жизни, экономических знаний.

Вопросам межличностной, публичной и межкультурной коммуникации и ее значения в развитии современного общества посвящены фундаментальные работы М. Маклюэна, Б. М. Маркова, А. М. Розова, Г. Г. Поченцова, А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. А. Шахматова, В. П. Кохановского, М. М. Бахтина, ДжЛайонза, А. В. Костиной, и др.

Понимание языковой коммуникации как мира артефактов, мира знаков и символов характерно для информационно-семиотической концепции А. Шопенгауэра, Н. А. Бердяева, Ф. Ницше, Ч. Пирса, Э. Кассирера, Д. И. Мережковского, Вяч.И.Иванова, А. А. Блока, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Н. В. Ильина, Н. О. Лосского, М. К. Петрова и др. Исходным пунктом этой концепции является тезис о том, что в языковой коммуникации воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности, а сама деятельность понимается как способ существования человека.

В работах А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Т. П. Матяш, Г. В. Драча, Е. Я. Режабека и др. эти феномены исследуются с позиции диалектики на стыке социальной философии, истории и философии культуры, социальной психологии, семиотики и др. наук.

Нами также использовались труды ученых ростовской философской и филологической школ: Г. Н. Шаповала, Е. В. Фирсовой, Г. В. Драча, В. Е. Давидовича, И. А. Негодаева, Е. Я. Режабека, СЛ. Подопригоры, Т. П. Матяш, М. К. Петрова, Е. Е. Несмеянова, Л. А. Минасян, Т. ГЛешкевич, Ю. Г. Волкова, В. А. Рамих, С. Н. Яременко и др.

Несмотря на значительное число исследований, посвященных информационному обществу и существующим в нем коммуникациям, проблеме языковой коммуникации и трансформационным процессам в ней не уделено должного внимания. Анализ философской, филологической, социологической и другой литературы и заложенные в ней методологические основы позволили осуществить комплексный подход к исследованию выбранной проблемы, особенно трансформационным процессам языковой коммуникации в информационном обществе.

Объект исследования — языковая коммуникация.

Предмет исследования — влияние информатизации общества на языковую коммуникацию.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ трансформации языковой коммуникации в современном обществе под воздействием информационных технологий.

Задачи исследования:

— рассмотреть генезис языковой коммуникации в истории общества;

— реконструировать понятие языковой коммуникации;

— выявить трансформационные процессы, происходящие в языковой коммуникации на современном этапе;

— представить изменения коммуникативной природы знака и символа в информационном обществе;

— исследовать предпосылки возникновения и развития искусственной языковой коммуникации как новой информационной коммуникативной культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования. Для изучения влияния информатизации общества на языковую коммуникацию в работе были использованы философские и общенаучные методы. К ним следует отнести, прежде всего, метод комплексного изучения проблемы на основе использования принципов системности, историзма и структурно-функционального анализа, диалектического • метода познания действительности. Особая значимость придается цивилизационному подходу к изучению языковой коммуникации, ее состоянию и трансформационным процессам.

Теоретической основой исследования являются труды по данной проблематике отечественных и зарубежных философов, социологов, филологов, данные социальной философии и различные законодательные документы. Основу исследования составляют наиболее важные в теоретическом отношении работы отечественных и зарубежных авторов: И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Гумбольдта, М. Кастельса, Ю. Хабермаса, А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. А. Шахматова, В. П. Кохановского, А. Ракитова, И. А. Негодаева и др.

Научная новизна результатов исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-философском дискурсе проблемы языковой коммуникации: ее состояния и трансформационных процессов в информационном обществе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— реконструировано понятие языковой коммуникации, что создает методологические основы для анализа ее видов, форм и трансформации;

— впервые проведен сравнительный анализ между понятием «коммуникация» и «языковая коммуникация», в то время как научная литература ограничивается анализом понятий «общение» и «коммуникация»;

— в сравнении с авторами, изучающими трансформационные процессы в языковой коммуникации, в работе не только выделены эти процессы и такие их особенности, как демократизация, либерализация • языковых коммуникационных норм, информационная насыщенность и поликультурность, но и проведен их всесторонний анализ;

— исследованы коренные изменения в коммуникативной природе знака и символа под влиянием современных технологий и культуры постмодерна, что придает оригинальность выдвинутым положениям;

— охарактеризована, а не только обозначена специфика искусственной языковой коммуникации как новой информационной коммуникативной культуры по сравнению с естественной.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1) В истории развития коммуникации можно выделить следующие ее виды: мимико-жестовый, устный, письменный и соответствующие им фазы информационного обмена — довербальная, вербальная, письменная, книжная, электрическая, электронная, виртуальная. В формировании и функционировании этих видов коммуникаций и фаз информационного обмена проявляются закономерные тенденции. К ним относятся:

— преемственность в развитии: предшествующие виды коммуникаций подготавливают «почву» для возникновения последующих;

— последующие средства коммуникации (знание и информация) включают в себя некоторые элементы предыдущих и сосуществуют наряду с ними;

— эволюция средств коммуникации идет по восходящей линии — от естественных средств коммуникации к искусственным, от сравнительно простых технических средств к более сложным, универсальным.

Эти тенденции обогащают коммуникацию средствами информационного обмена, делают ее более разнообразной, обеспечивают возрастающие запросы в качестве и скорости передачи и получения информации.

Языковая коммуникация прошла длительный путь развития: от отдельных эмоциональных вскриков-междометий до языка А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого, Э. Золя, К. Абэ и др., от изложения отдельных слов до языка межнационального и международного общения. Современная языковая коммуникация, как и предшествующие ей формы, отражает зависимость от потребности людей в общении, экономических и социокультурных условий жизнедеятельности.

2) Языковая коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в межличностном, в публичном, в межкультурном и в массовом общении при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств. Отличительным свойством языковой коммуникации в сравнении с другими кодами или системами коммуникации является ее гибкость и универсальность. Языковая коммуникация создает возможность для немедленной обратной связи, превращая однонаправленную коммуникацию в непосредственный диалогпозволяет выражать наши чувства и эмоции, говорить о различных темпоральностях, преодолевать расстояния и передавать характеристики виртуальных объектов.

Общение — это социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных, а также невербальных средств коммуникации. Общение не может осуществиться, минуя межличностные контакты.

Общение (как «коммуникативное поведение») не предполагает внешней по отношению к себе цели и обретает смысл в собственной процессуальное&tradeсаморазвития. Однако в отличие от коммуникации, общение предполагает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную связь между людьми, что обеспечивает нелинейное движение информационных потоков в системе общения и прирост личностно значимой информации, конституирующей субъектов общения как общность. Фундаментальное отличие общения от неязыковой коммуникации выявляется в различии присущих им способов адекватной самореализации: структура сообщения монологична, а структура общения диалогична как и структура языковой коммуникации. Ее средства обеспечивают диалогическую или интерактивную форму общения.

3) Современная языковая коммуникация использует принципиально новые информационные и телекоммуникационные технологии. Изменились виды языковой коммуникации, в связи с информатизацией и глобализацией обществаона приняла характер глобальной. Происходит перестройка в системе форм существования языка. Устная форма существования языковой коммуникации на данном этапе развивается интенсивнее, чем письменная, расширяются ее функции. Публичная и массовая коммуникация (телевидение, радио, компьютеры, митинги, собрания) дала возможность приобщить к ней новые слои населения. Оба эти вида как бы удваивают действительность, создавая вторую, символическую, виртуальную реальность, которая не просто отображает жизненную реальность, но во многом и замещает ее. Публичная коммуникация — это речь в действии интеллектуализированного характера. С помощью современных информационных технологий публичная коммуникация воздействует на многотысячные и даже многомиллионные аудитории. В силу масштабности влияния она должна учитывать политические, религиозные, национальные особенности, т. е. быть политкорректной, поликультурной.

В массовой коммуникации существует не только эклектическое смешение жанров и стилей, вседозволенность, простота смысла, но и воссоздание абсурда, нелепостей, не поддающихся в принципе осмыслению, мозаичной лабиринтно-образной формы подачи материала. Это усложнение смыслов, их утрату сегодня сравнивают не только со штампом, но с «фикцией», что означает необходимость для потребителя вовремя «схватить» штамп и узнать его.

Письменная форма существования языковой коммуникации дифференцируется по коммуникативным сферам, возрастает специфика письменного текста в различных профессиональных областях, в особенности — в коммерческой корреспонденции. Здесь возникают те же самые явления, что и в устной форме: снижение стилей, либеральность, образ доминирует над словом, развивает в основном образное мышление, что ведет к снижению интеллектуальных и творческих способностей.

Существенные изменения затрагивают бытовую коммуникацию, которая стала диалогичнее, эмоциональнее и экспрессивнее, стала допускать более широкое использование единиц сниженных стилистических конструктов. Интенсивные процессы происходят во второстепенных формах бытовой коммуникации — жаргонах. Жаргоны (молодежный, музыкантский, уголовный) активизируются в структуре общения, возникают новые жаргоныкоммерческий, компьютерный.

Языковая коммуникация переживает переходный период (от тоталитарного общества к современному). Активно протекающий процесс демократизации языковой коммуникации и либерализации ее норм, обусловливают ряд отрицательных черт: расширение границ употребления диалектов, сленга, жаргона, стеба, просторечия, арго, негативно влияющих на литературную языковую норму. Таким образом, можно сделать вывод, что в стилистической системе языковой коммуникации образуется новая функционально-стилистическая подсистема — общенациональный сленг, занимающий место между разговорной и сниженной лексикой, способствующий расширению пласта межстилевой лексики.

Резко повышается стремление к изучению иностранных языков. Впервые появляется актуализированная потребность в овладении иностранным языком и его использовании. Это трансформирует представление о цели изучения иностранного языка, знание которого теперь может изменить образ жизни, повлиять на выбор цели и смысла жизни, расширить жизненное пространство и т. д. Эффективное владение иностранным языком позволяет совершенствоваться в профессиональном плане, развивать свою коммуникативную культуру, увеличивать возможности самореализации.

4) Коренные изменения в природе знака и символа выразились, во-первых, в том, что произошел разрыв между знаком и тем, что он означает. Освобождение знака и символа от предмета, от модели привело к симуляции языковой коммуникации. Речь идет не о диалектическом снятии сущности, а об отсутствии идентичности того, что должно было обладать содержательным ядром. Если до этого переворота знак и символ при всей их идеальности сохраняли связь с вещами, их идентичностью и обладали таким свойством, как «подобие», то теперь между ними нет никакого родства. В силу этих превращений коммуникативный процесс превращается в игру, в неподлинность, где отрицается не только оригинал, но и копия.

Во-вторых, неподлинность языковой коммуникации, в которой отсутствуют содержательные смыслы, а есть неадекватные подражания: слова-симулякры, ставит вопрос об исчезновении автора текста или речи. Понятие речевого или текстуального авторства в языковой коммуникации приобретает проблематичность и «чуждость», поскольку с индивида снимается ответственность за передаваемое сообщение.

В-третьих, диалог тоже приобретает фиктивный характер, т.к. его участники, именующие себя как «Вы» или «Ты», выступают лишь моделью, не имеющей никакого отношения к реальному субъекту. Утрачивается связь между внутренней и внешней речью, придававшая эмоционально-волевую насыщенность диалогу, способствовавшая преобладанию смысла над значением. В диалоге, благодаря подтексту, происходило обогащение смыслов и углублялось семантическое поле. Теперь это поле становится формализованным. Сознание стало выступать как клиповое, опирающееся на эмоциональное, но не интеллектуальное постижение идеи. Интернет с его чатами, картинками, телевидение и реклама во всех ее видах неуклонно ведут к снижению потребности в развитии интеллектуального начала, слово уступило место образу. Зрительный эмоциональный образ, картинка, клише схватываются сознанием быстрее и легче, этот процесс не требует интеллектуального напряжения, именно поэтому телевизионные образы, представленные в формате экрана, обретают особую полноту влияния на массовое сознание и возможность манипулирования им.

В-четвертых, скорость передачи информации тоже влияет на природу языковой коммуникации. Стремительно меняющийся поток информационных сообщений не дает возможности человеку осмыслить их, понять содержание и значимость. Никого из владельцев СМИ не интересует такой вопрос, как правдивость и общественная значимость информации. Это отрицательно влияет на когнитивные процессы участников коммуникации, особенно на процессы мышления, снижая интеллектуальный порог индивидов.

5) В современном информационном обществе появляется наряду с естественной языковой коммуникацией и искусственная. В отличие от естественной она создается учеными, специалистами-профессионалами. Развитие искусственной языковой коммуникации происходит эволюционно: от алфавитных букв до неалфавитных системных знаков (музыкальные ноты, математические и физические формулы, условные символы).

Сегодня актуальна проблема создания единой искусственной языковой коммуникации. Идет конкуренция между программистами всего мира по поводу того, чья разработанная языковая компьютерная коммуникация будет всеми принята для общения. Технологически развитые страны пытаются с помощью своей искусственной языковой коммуникации навязать свою культуру и систему ценностей. Однако восторжествует та искусственная языковая коммуникация, которая будет удобной и ясной для всех.

В современном обществе невозможно осуществлять информатизацию, модернизацию и глобализацию без общей искусственной компьютерной языковой коммуникации, которая усилит взаимосвязь между представителями разных стран, культур, этносов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенные результаты анализа социально-философского состояния и трансформации языковой коммуникации задают методологическую ориентацию и общенаучное объяснение процессам общения и понимания в контексте глобализации и модернизации общества. С другой стороны, концептуальный подход к анализу основных тенденций информатизации и ее влияния на коммуникацию имеет значимость для понимания процессов общения, повышения его эффективности.

Теоретические положения и выводы, сделанные в данной работе, могут быть использованы в исследованиях по социальной философии и филологии, культурологии и политологии, этике делового общения и правоведении, теории коммуникации и этнопсихологии, в других областях социально-гуманитарного знания.

В практическом отношении результаты диссертационной работы также могут быть применены для дальнейшей разработки проблемы языковой коммуникации как средства общения в условиях информатизации общества, а также использованы в преподавании учебных дисциплин «Социальная философия», «Культурология», «Социология», «Филология», «Язык и культура речи» и специальных курсов для студентов-гуманитариев вузов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и представлялись на научно-практической конференции АТИ ДГТУ «Компетентностный подход к урокам литературы на основе совершенствования образовательных технологий» (апрель, 2004) — межвузовской международной научно-практической конференции «Дни науки 2005» — «Общение в эпоху информатизации» (Днепропетровск, май, 2005) — межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Поиск всеобщего языка» (Азов, ноябрь, 2006) — на IV Всероссийской научно-практической конференции «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2004) — в межвузовском научно-методическом сборнике «Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации» (Саратов, 2004) — на межвузовской II международной научно-практической конференции «Дни науки 2006» — «Развитие языка в информационном обществе» (Днепропетровск, апрель, 2006) — на межвузовской II международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии и Интернет в образовании» (Пенза, май, 2006), «Влияние информатизации общества на язык» (Ростов-на-Дону // «Научная мысль Кавказа», декабрь, 2006), «Языковая коммуникация как предмет социально-философского анализа» (Ростов-на-Дону // «Гуманитарные и социально-экономические науки», № 2, 2007), на международной научно-практической конференции «Демократизация языковой коммуникации в условиях информатизации общества» (Ростов-на-Дону, издательство СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007).

По результатам исследования опубликовано 8 статей общим объемом 1,6 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы из 217 источников, в том числе — 6 на иностранном языке. Общий объем диссертации 158 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Языковая коммуникация — это важнейшее средство человеческого общения и понимания. Она неразрывно связана с мышлениемявляется социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Это определение предопределило тему и главную цель данного диссертационного исследования: показать состояние и трансформацию языковой коммуникации, показать ее специфику по сравнению с массовой, публичной и межкультурной коммуникациями. Диссертант разделяет мнение философов, филологов и социологов, которые утверждают, что языковая коммуникация (естественная и искусственная) — это важнейшее средство общения в информационную эпоху, что языковая коммуникация претерпевает изменения в связи с теми социально-экономическими, политическими, культурными условиями, которые происходят в обществе. Отсюда следует, что:

1) языковая коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в публичном, в межкультурном и в массовом общении при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

2) Языковая коммуникация прошла длительный путь развития: от отдельных эмоциональных вскриков — междометий до языка А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого, от изложения отдельных слов до языка межнационального и международного общения.

3) Развитие языковой коммуникации прошло ряд этапов: 1) личностно-контактное или визуальное- 2) разобщенное, т.к. расстояния + иностранные языки- 3) опосредованное или безличностное (компьютерное) — от наземных средств общения человечество перешло в конце XX в. к использованию средств космической и спутниковой радио — телевизионной связи.

4) Развитие средств языковой коммуникации всегда происходит под прямым воздействием потребностей производства, оно возрастает на всех уровнях социально-общественной структуры: культурном межличностном, этническом, государственном, общемировом. Умение общаться друг с другом, должно быть включено в понятие человеческого капитала, а, следовательно, являться и частью интеллектуального капитала — одного из важнейших понятий языковой коммуникации, характеризующего процесс перехода к информационному обществу.

5) Средства коммуникации обеспечивают диалогическую или интерактивную форму общения. Таким образом, коммуникация — это культурная исторически обусловленная специфическая форма духовного общения людей. Средства коммуникации, как носители информации, зависят, в свою очередь, от культурно-исторических, экономических и социально-политических условий жизнедеятельности людей, уровня производства и развития самих людей.

6) Самым поразительным свойством языковой коммуникации в сравнении с другими кодами или системами коммуникации является ее трансформация, гибкость и универсальность. С помощью нее мы можем выражать наши чувства и эмоции, обеспечивать взаимодействие с другими людьми, выражать угрозу или давать обещания, отдавать команды, задавать вопросы или делать утверждения. Мы можем рассказывать о прошлом, настоящем и будущем, описывать объекты, находящиеся на большом расстоянии от места, где произносится высказывание, и даже говорить о несуществующих объектах. Никакая другая система коммуникации, связанная или не связанная с человеком, по-видимому, не обладает такими свойствами трансформации, такой степенью гибкости и универсальности.

7) Общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в котором реализуются социальные отношения людей. В общении можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная, персептивная.

8) В истории общества прогресс в мышлении и общении людей был связан не только с развитием материального производства и общественных отношений, но и с развитием первобытной жестово-звуковой коммуникации. На определенной исторической ступени ее развитие пошло по пути дифференциации на разные, относительно самостоятельные формы. Произошло разделение на языковую (звуковую) и языковую (жестовую). Первая оказалась основной на протяжении всей человеческой истории, втораявспомогательной.

9) Общение в современном мире привело к тому, что человечество решает проблему перехода к новой информационной цивилизации, где ведущую роль начинает играть удовлетворение новых многообразных потребностей в информации языковой коммуникации. И одним из важнейших условий успешной деятельности специалиста становится коммуникабельность, способность понимать делового партнера, умение четко и грамотно выражать свои мысли, представлять коммерческие проекты.

10) Общение возникает в процессе человеческой деятельности, особенно оно развивается с эпохи неолитической революции, т. е. с возникновения сельского хозяйства. Именно труд, как целенаправленная и активная деятельность людей, деятельность, имеющая осознанный характер, по преобразованию внешних условий существования человека, стимулирует развитие мышления и его языковую коммуникацию. Общение лишь на уровне человека с человеком становится осознанным, связанным вербальными и невербальными факторами коммуникации в индустриальном и постиндустриальном обществах.

11) Распространение информационных и телекоммуникационных технологий следует рассматривать как важный этап современного общественного развития. В этом плане информатизация — это не только технический, но и социальный процесс, оказывающий глобальное воздействие на характер труда, мышление общества и процессы самоутверждения личности.

12) В плане развития общества, личности и языковой коммуникации Интернет несет человечеству огромное количество заимствований в сфере компьютерной терминологии. Интернет вовлекает всех участников общения, они одновременно становятся и объектом, и субъектом действия. Однако виртуальная реальность — это не только Интернет и компьютерные технологии, это Интернет-экзамен и дистанционное обучение в образовании, виртуальный менеджмент в экономике, виртуальные элементарные частицы в физике и т. д. Виртуальная реальность — это актуальное существование сегодня и сейчас, в данный момент, но не реальное, не существенное, а идеальное представление перспектив и настоящего в глобализирующемся и модернизирующемся мире.

13) Благодаря сетевым технологиям и новым спутниковым средствам связи традиционный разрыв между обработкой данных и коммуникацией практически нивелируется, а информационное пространство становится впервые действительно единым.

14) Информатизация общества, воздействуя на современные языки, способствует их развитию, их совершенствованию. Но весьма желательно, чтобы подобные трансформационные процессы контролировались людьми и направлялись в наиболее благоприятную (и для языка и для говорящих на нем людей) сторону, так как барьер в общении людей — это общечеловеческий фактор, существующий не только в общении политических партий, но в любом обществе, коллективе и семьеязык — это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания и теоретического преобразования действительности, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их другим людям и другим поколениям.

Автор диссертационного исследования предполагает, что вступление в информационное общество следует связывать с утверждением Коллективного Общепланетарного Виртуального Разума и Общепланетарной Искусственной Языковой Коммуникации. В этом обществе будет производиться и функционировать вся необходимая информационная техника, которая окажет существенное воздействие на сферы жизнедеятельности людей. Массовое производство уйдет в прошлое и заменится гибким мелкосерийным производством, способным удовлетворить быстро изменяющиеся индивидуальные запросы личности. Творческий путь придет на смену рутинному. Качественно изменится социальная структура общества, на которую огромное воздействие окажет не только изменение профессиональной сетки, но и процессы формирования сетевого общества и глобализации. Формируется коэволюция общества и природы, что предполагает не только новое мышление, мировосприятие, но и новые формы языковой коммуникации, адекватные реалиям современного жизненного мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. А Вы строили Вавилонскую башню? // Аврора. 1995. № 1.-С. 12−13- № 2.-С. 107−108.
  2. А. Понять природу человека.// СПб.: Гуманит. Агенство.2000. -254с.
  3. П.В. Философы России IX XX в. — М., 1999. — 944с.
  4. В.И. Информатизация общества: ожидания возможных воздействий и структурные подвижки. // Сб. тр./ ВНИИ сист. Исслед. Информатизация общества: анализ проблем и поиск решений. Вып. № 12,-М.: 1989.- 95с.
  5. Н.Д. Язык о языке. М.: Язык русской культуры. 2000. — С. 719.
  6. О.Н. «Виртуальная реальность» новая форма коммуникации или индустрия развлечений? // Человек Философия — Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений. Т.5. Философия в мире знания, техники и веры. -СПб., 1997.-С.206−209.
  7. А.Е. Философия научного оптимизма в решении планетарных экологических проблем. Ростов-на-Дону. Изд. Центр ДГТУ, 2003. 333с.
  8. А.В. Знак и символ: философский смысл // Культура. Творчество. Традиции. Ростов-на-Дону, 2001. 163с.
  9. М.М. Философия поступка.//Философия науки и техники. М., 1988.
  10. Н.И. Проблема автора в культуре. Изд. РГУ, Ростов-на-Дону, 2002. -211с.
  11. П.Белл Д. Будущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия.1999.- 956 с.
  12. А.К. Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону: Гефест. 1997.- 325с.
  13. Н.А. Человек и машина.//Вопросы философии. 1989,№ 2.
  14. Э. Говорящее существо. // Курьер. ЮНЕСКО. Август. 1983. С. 46.
  15. Библер B.C. XX в. Человек. Культура.//Человек в системе наук.1988.
  16. А.В. Основы философских знаний. М., 1994.
  17. Ю. Эстетика. М., 1981. — 399с.
  18. А.Ю. Роскошь человеческого общения.- M.:RISK.1998.-184 с.
  19. Г. В. Психология делового общения,— М.: Инфра-м. 2003. С.10−40.
  20. А.А. Другому как понять тебя?— М.: Знание. 1990. С. 20 -25.
  21. А.Г. Миф. Технология. Наука. М., 2000.- 168 с.
  22. E.JI. Медиаобразование как прививка и как инструмент творчества //Информационное общество.2003, № 3.
  23. Э.А. Путешествие в слово. М.:Просвещение.1982.- С.206−216.
  24. В. Язык наш враг ваш. // М.: Молодая гвардия. 1993, № 1. — С. 232−242.
  25. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры. Информатика и культура.- Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение. 1990. С. 24−47.
  26. Т.И. Языковое сознание и методы его исследования.// Вест. Моск. Универ. Сер. 19.1999. № 4. С. 15 — 33.
  27. В.Г. и др. Современное русское письмо. М. :Просвещение. 1974.- С.20−27.
  28. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека.- М.: Мысль. 1989.-С. 76−87.
  29. А.Е. Интенсификация коммуникационных процессов в условиях компьютеризации: Сб. тр./ ВНИИ сист. Исслед. Информатизация общества: анализ проблем и поиск решений. М. 1989.Вып.12. -С. 4−7
  30. О.Н. Гуманитарный подход к проблеме информатизации.// НТИ. Сер. 2.1995. № 4.-С. 1−3.
  31. Д. Роль общественных сетей и партнерств в развитии устойчивого информационного общества // Информационное общество.2002. № 5−6.-93с.
  32. В.И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ.// Р. Филос. Общество и др.- Екатеринбург. 1999. 292 с.
  33. Д. Мировоззрение.- Ярославль.: Норд. 2001. 381 с.
  34. Н.Г., Янкелевич Т. Е. Русский язык. М., 1974.
  35. О.Я. Русский язык и культура речи.- М.:Инфра-м.2002. С.4−15.
  36. В.П. Философия, культура, технология: перспективы на будущее.// Социальные проблемы современной техники. М., 1986.
  37. JI.K. Ширяев Е. Н. Культура русской речи.- М.: Норма.2003. -С.238−278.
  38. Т.Г. и др. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003. -352с.
  39. К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее.-М.:Просвещение.1984.- С.96−108.
  40. А.И. Русская стилистка.- М.: 2001. с. 9 — 20.
  41. В.П. и др. Философия науки и техники. С.-Пб. 2000. — С. 44−47.
  42. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. Русский язык.1980.Т.4. -С.674.
  43. С. Революция и культура.//Новый мир. 1992,№ 9.
  44. Е.И. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц. М., 2002. — 544с.
  45. В.Ю. и др. Психология и этика делового общения.- М.: ЮНИТИ. 1997.- С. 20−33.
  46. Г. В. Этнос, культура, цивилизация. Ростов-на-Дону, 2005. — 320с.
  47. А.В. и др. Русский язык. М., 1988.
  48. ДуличенкоА. Сольресоль.//Наука и жизнь. 1995, № 3. -С.90−93.
  49. К.К. Язык как практическое сознание (философский анализ).- К.: Выща. шк. 1990. С. 98 — 100.
  50. В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. -М.Наука.1982. С.280−299.
  51. А. Диалог с компьютером. М. 1987. — С. 3−25.
  52. Закон возрастания роли культуры.- Саратов: Слово. 1998.-218 с.
  53. А.А. Некоторые вопросы отображения реальности у пользователя языком.: Межвуз. сб. науч. тр./ «Реальность, язык и сознание».- Тамбов. 1999. Вып. 1.- С. 4−14.
  54. М. Великий и могучий.//Аргументы и факты 2003, № 27.
  55. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982.-С. 5.
  56. Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
  57. А.А. Искусство правильно мыслить.- М.: Просвещение, 1986.
  58. С.Н. Диалог о культуре.- Л.: Лениздат, 1984. С.5−7.
  59. Ильеннов Э. В Философия и культура.- М. 1991. (мыслители XX в.) — С. 270 — 274.
  60. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность./ Под ред. М. А. Вуса. СПб.: Издательство С. Пб. ун-та. 1999 — С. 5 — 25.
  61. Информационное общество. М.: ACT, 2004. — 512 с.
  62. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.-М.Политиздат. 1988.-315 с.
  63. М.С. Философия культуры. С.-Пб., 1998.
  64. О.П. Текст и коммуникация. М., 1990. — 152с.
  65. В.А. Основы философии. М.: Логос, 1999.
  66. А. Культурология. С.-Пб., М., Кр.2006. — 928с.
  67. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. — 736 с.
  68. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВЩЭ. 2000. 608 с.
  69. М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху.// Мир России. 2001, № 1.
  70. С.Д. Типология языка и речевое мышление. С. — Пб., 1972. -С. 95−110.
  71. А. Поэтический словарь. М., 1966. — 376с.
  72. В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность.// Человек. М., 1997. вып.6.
  73. В.Е. Взаимопонимание: некоторые философские и психологические проблемы.- М.: Политиздат, 1984. 109 с.
  74. Ким О. Г. Беседы о жизни языка. Алма-Ата: Казахстан, 1989. — С. 9−41.
  75. Н.М. и др. Информатизация общества и Информационная безопасность, — М. 1993. 40 с.
  76. П. Культура постмодерна: Общественно культурные последствия технического развития.- М.1997.
  77. Г. В. Объективная картина мира в познание и языке.- М.: Наука. 1990.
  78. А. Книга о букве. М., 1975. — С. 10−223.
  79. Т.Г. Тендерный аспект языка и коммуникации (социально-философский анализ). Ростов-на-Дону, 2003, Диссертация. .кандидата наук.
  80. А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005. — 352с.
  81. В.Г. Жизнь языка. М.:Педагогика.1984.
  82. В.Г. Мой гений, мой язык: Размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке.- М.: Знание. 1991.
  83. П.В. Жизненный опыт личности.- М. 1985.- С.4−5.
  84. A.M. Познание и деятельность.- М. 1984.- С.40−43.
  85. Н.Н. Реклама и речевая норма // Русская речь, 1991, № 2. С.61−65.
  86. Е.А. Специфика философского дискурса: логико-эпистимические заметки //Общественные науки и современность, 2002, № 1. С.128−135.
  87. В.И. Иррациональное сознание информационной эпохи.// Вестник РФО. 2001. № 3.
  88. Н.В. Русский язык и культура речи. М., 2006. — 368с.
  89. Г. Философия в XX веке. Отношения и логический анализ языка (Пер. с нем. И англ. A.JI. Никифорова).- М.: Дом интеллектуальной кн. 1999. -237 с.
  90. Дж. Язык и лингвистика. М., 2004. — 320с.
  91. В.М. Социокультурные последствия компьютеризации и информатизации общества: Сб. тр./ ВНИИ сист. Исслед. Информатизация общества: анализ проблем и поиск решений. Вып. 12.- М.: 1989 95 с.
  92. X. Размышления о современной технике. М., 1996. 182 с.
  93. А.А. Что такое язык. М., 1976. — С. 56−95.
  94. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.-С. 122−127.
  95. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. — С.604−608.
  96. Е.В. и др. Модернизация общества и личности в контексте глобализации. Ростов н/Д., 2006. — 400с.
  97. Д. «Слово о полку Игореве». М., 1967. 120с.
  98. А.С. О концепции языка.// НТИ. Сер. 2. 1995, № 3. -С. 9−18.
  99. В.В. Рождение слова. М., 1973.
  100. А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. — 480с.
  101. А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. — С. 49−264.
  102. С.И. Уроки словесности. М., 1996. — 416с.
  103. З.Н. и др. Беседы о русском слове. М., 1976.
  104. А.О. История логики.- М.: Наука, 1967. С.11−40.
  105. Л.М. Игра словом.- М.:3нание.1985.
  106. .В. Знаки бытия.// С.- Пб.: Наука, 2001. 566 с.
  107. К. / Энгельс Ф. Сочинения. М., 1965, Т. 20,30.
  108. Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества (Пер с англ. А.А. Юдина). М., 2002. — 526с.
  109. Т.П. Культура XX века: постмодерн.// Инновационные подходы в науке. Ростов н/Д. 1995.
  110. Т.П. Сознание как целостность и рефлексия.- Ростов н/Д., 1988. -184 с.
  111. Мечковская Н. Б Социальная лингвистика.- М.: Аспект Пресс. 2000.-207с.
  112. Мид Дж.Г. От жеста к символу//Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В. И. Добренкова.- М.: Изд. Международ. Ун-та бизнеса и управления. 1996.
  113. М.С. Информация, знания, творчество: Сб. тр./ ВНИИ сист. Исслед. Информатизация общества: анализ проблем и поиск решений. Вып. 12.-М.: 1989−95 с.
  114. К. Что такое философия техники.- М., 1995. С. 90−95.
  115. Модернизация России и конфликт ценностей. М., 1994. -250 с. Ш. Момджян К. Х. Социум, общество, история.- М.:Наука. 1994.-239 с.
  116. Мэмфорд J1. Миф машины. Техника и развитие человечества. М.: Логос. 1999.-408 с.
  117. В.А. СНГ: информационное взаимодействие в образовании в контексте глобализации. // М.: Социально- гуманитарные знания. 2002, № 4. -С. 176−190.
  118. Е.Б. Язык в мире информационных и производственных технологий: реалии современной России: Межвуз. сб. науч. тр. Пенза, 2003. -с.38−43.
  119. И.А. Информатизация культуры. Ростов-на-Дону: ЗАО «Книга». 2003. — С. 320.
  120. И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону. 1999.-246 с.
  121. И.А. Философия техники. ДГТУ, Ростов-на-Дону, 1997. -319 с.
  122. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. МЛ 992.
  123. Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. М., 2005. -381с.
  124. JI.C. Тендерные измерения в обществе. Новочеркасск. 2006. -224с.
  125. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Acadimia, 1999. — 631 с.
  126. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс. 1986. — 450 с.
  127. Новая философская энциклопедия.: В 4-х т. М.: Мысль. 2000−2002.
  128. JI.A. Искусство слова.- Москва: Педагогика, 1991. 142 с.
  129. B.C. Особенности молодежного сленга: Сб. науч. раб. аспир. и молод, препод. Ростов н /Д. РГПУ. 1999,№ 43. Филология. — С.62−68.
  130. Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, № 10. -С.152−164.
  131. Н.А. Реальные нереальности //Человек, 1993, М.1. С.33−42.
  132. М.Ф. и др. Краткий словарь по эстетике. М., 1983. — 223с.
  133. В.В. Лингвистические парадоксы.- М. Просвещение. 1982. 174с.
  134. С.И. Словарь русского языка. М. Оникс 21 век. Мир и 0бразование.2004. — С.892−893.
  135. Г. Тайнопись от пирамид до компьютеров.//Наука и жизнь. 1996,№ 1. — С.144−149.
  136. Ю.В. К истокам слова.- М.:Просвещение.1986.
  137. Е.Н. Знаки. Символы. Языки. М. 1980. -С.9−11.
  138. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс. 1998. 270 с.
  139. .Д. Анатомия общения. С.-Пб.: изд-во Михайлова В.А.1999. -300с.
  140. Т.Г. и др. Образование и межкультурная коммуникация. Ростов-на-Дону, 2006.- 161с.
  141. М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. -М.: Росспэн. 2004. 776 с.
  142. С. И Петров В. Русский язык как элемент культуры безопасности. // ОБЖ, 2006, № 11. С.23−28.
  143. JI.A. Компетентность в общении. М.: Наука. 1992.-102 с.
  144. Ю.К. и др. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. -М., 2000. 340с.
  145. А.В. Особенности формирования массовой культуры современного российского общества. Ростов-на-Дону, 2006, Диссертация. кандидата наук. — 163с.
  146. С.Я. Индивидуальная стратегия как способ культурной идентификации. Ростов н/Д., 2003. — 371с.
  147. Полная энциклопедия символов. М./СПб., 2006. — С.9−24.
  148. К. Открытое общество и его враги. Т.1.2. М.: Культурная инициатива, 1992.
  149. В.Н. Виртуальное пространство: иллюзия свободы.// Компьютерро. 2000, № 3.
  150. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС. 2000. — 239 с.
  151. B.JI. Вселенная в человеке. М.: Маркетинг. 2000. — 111 с.
  152. В.А. Тендерные исследования: феминистский проект или новая методология? // Вестник ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2005, Т.5. -№ 3 (25). — 24с.
  153. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: Пример России.// Вопросы философии. 1994. № 4.
  154. А.И. Философия компьютерной революции. М. 1991. — 286 с.
  155. . Искусство мыслить. М. 1999. — 240 с.
  156. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. В 4-х т. // Российский философский конгресс. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ. 2002.
  157. .П., Новичкова Г. А., Федина Е. Н. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития. М. 1998. -194с.
  158. Е.Я. Приоритет общественного интеллекта в цивилизованном развитии общества. Постижение культуры. Концепции, дискуссии, диалоги. // Ежегодник. Вып.7. М. 1998.
  159. Е.Я. Гетерогенность сознания как «несущая конструкция» рациональности нового типа // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М., 2004. -32с.
  160. А.А. Введение в языкознание. М., 1967.
  161. Ю.В. Общая философия. Моск. тип. об-во. М.: Новое тысячелетие. 1996. — 324 с.
  162. РозентальД.Э. и др. Язык рекламных текстов. М., 1981. — 125с.
  163. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. 2002. — 270 с.
  164. М.Н. и др. Мир философии. М., С.-П., Краснодар, 2004. — 384с.
  165. СЛ. Человек и мир / РАН. Ин-т психологии.- М.:Наука.1997.-191 с.
  166. Русское слово как предмет языкознания. М., 1972.
  167. Русский язык. Энциклопедия. М. Советская энциклопедия. 1979. — С.412−417.
  168. JI.B. К тайнам мысли и слова.- М. Просвещение. 1983. С.8−16.
  169. И.В. Почему люди говорят на разных языках. Ростов-на-Дону, 2003.
  170. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL: ЛГУ. 1990. -359 с.
  171. Л.И. Основы культуры речи. М., 1984.
  172. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.
  173. В.М. Языкознание на пороге XX в.// Вопросы философии. 1999. № 1.- С. 3−15.
  174. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.:Изд. МГУ. 1992. -111с.
  175. Р. Солсо. Когнитивная психология. Питер. 2002. — С. 280 -285.
  176. В.В. От философии античности к философии нового времени. Субъект Объектная парадигма.- М.: Эдиториал УРСС. 2000. — 5 с.
  177. В.М. О природе человеческого общения. Опыт философского анализа.- Фрунзе: Мектеп. 1974. 147 с.
  178. П. Человек, цивилизация, общество. // Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова.- М.: Политиздат. 1992.-524 с.
  179. B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
  180. Л.Д. Психология и этика деловых отношений.- Ростов н/Д.: Феникс.2003. С.3−90.
  181. Л. Александрийская библиотека // Курьер. ЮНЕСКО. Декабрь. 1988.-С. 8−11.
  182. Л.Г. Социокультурные функции языка. Ростов н/Д.: РГПУ, 2001.
  183. Тер Минасова С. Г. Язык, личность, интернет.// Вестник МГУ. Сер. 19. 2000. № 4.-С. 5−42.
  184. Ф. Общность и общество. С.-Пб., 2002. — С. 33−151.
  185. В.Н. Сотворение личности. М.:Кран — пресс. 1998. — 174 с.
  186. Л., Вареинг Ш. Язык, общество и власть. Language, society and power. L.: N.Y. Routledge. 1999. 376 c.
  187. Э. Третья волна. M.: ACT. 1999. — 781 с.
  188. Э. Шок будущего.- М.: ACT. 2002 557 с.
  189. П.В. Слов драгоценные клады. -М., 1985.
  190. Философия языка и информатика. Philosophic du langage et informaioue. -P.: Hermes. 1996. 222 c.
  191. Э.В. Проблема человеческой духовности на пороге XXI века // Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века.- Саратов. 1995.
  192. С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003.
  193. Ю. Медиаобразование в информационном обществе или как выжить в мире СМИ. // Информационное общество.2003. № 3. 1с.
  194. В.Д. Русский язык и культура речи. М.: Высшая школа, 2003.
  195. А. Культура и этика. М.: Прогресс. 1973. — 343 с.
  196. Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2006. — С.325−347.
  197. Г. М. Деловая культура и психология общения.- М. 2002.- С. 3769.
  198. А.Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов: СГУ. 1998.
  199. Н.В. История и культурология. М., 2004. — 472с.
  200. Р. Искусство общения. М.: АспектПресс.1998. — 278 с.
  201. М. Парадоксы новизны. -М., 1988. 416с.
  202. Языки как образ мира.- Москва. Санкт Петербург. 2003. — 565 с.
  203. Ю.В. История цивилизаций. М. 1995. — 350 с.
  204. С.Н. Нравственный императив на рубеже веков. // Вестник ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2000. 16с.
  205. С.Н. Экзистенциальный опыт повторения. // Вестник ДГТУ, 2004, Т.4, № 4 (22).-13с.
  206. С.Н. Путь к аскезе от мира сего. // Вестник ДГТУ, 2005, -Т.5, № 2 (24). 13с.
  207. В.Н. Субъект научного поиска: роль эмоций // Человек науки и научно технический прогресс. — Саратов: СТУ.1990.216. www. 5 ballov. ru.217 http//www. futurerussia. ru/conf/forum transform katrechko.html.
  208. Mestin E. The Role of the Technology in Society // Technology and the Future. N.Y., 1986.
  209. Philosophic du langage et informatioue. P. Hermes, 1996. — 222c.
  210. Rapp F. Analitische Technikphilosophie. Treiburg, 1978.
  211. Technik und Kultur. Bd. 1. Technik und Philosophic. Dusseldorf VDI Verlag, 1990.
Заполнить форму текущей работой