Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Буржуазная социология в России на рубеже двух веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй сгусток методологических вопросов касался специфической природы социального явления и единства социального и естественно-научного знания. В марксизме онтологические единство объективного мира, как показал Г. В. Плеханов, обосновывается на принципе диалектического развития и принципе единства материального, обнаруживающих себя на всех ступенях бытия. В общественной жизни оба принципа прежде… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
  • ПОСТАНОВКА ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Буржуазная и марксистская историография социологических идей — сравнение и анализ главных принципов исследования
    • 1. 2. Некоторые проблемы истории социологии в России в последней трети XIX в* и в начале XX в
  • ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
  • ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ
    • 3. 1. Проблема предмета социологии
    • 3. 2. Русская немарксистская социология как система: типы социального исследования и главные фазы ее эволюции
    • 3. 3. * Специфические особенности русской социологии рассматриваемого периода
  • ГЛАВА 4. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА ВОКРУГ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ,
    • 4. 1. Марксизм и враждебные ему идеологии" История их взаимоотношений
    • 4. 2. Три типа «критики» Маркса буржуазными социологами
    • 4. 3. Русская буржуазная социология и Октябрьская революция (анализ методологических особенностей ее интерпретации)

Буржуазная социология в России на рубеже двух веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние десятилетия во многих странах возрос интерес к философско-исторической и социологической культуре дореволюционной России, Создаются специальные центры, публикуются многочисленные статьи и монографии, переводятся и комментируются работы русских философов и социологов XIX в, и начала ХХв.

Несколько наиболее важных причин данного интереса следзует отметить:

1. Многие русские философы и социологи после Октябрьской революции эмигрировали или были высланы на Запад, где продолжали в течение долгого времени работать, принимая энергичное и деятельное участие в культурной жизни ряда капиталистических стран — Германии, Франции, США и др. Поэтому интерес к их деятельности этого рода неизбежно выводил к русским истокам, основаниям и т. п. Тем более, что эти мыслители сами часто занимались пропагандой русской философии истории и социологии на Западе. В качестве иллюстрации сошлемся на деятельность Н. Бердяева, П. Сорокина, Н. Лосского, Н. Тимашева, Г. Гурвича и многих других.

2. В условиях современной идеологической борьбы ряд западных исследователей надеется найти новое идейное оружие против марксизма путем фальсификации истории становления общественного самосознания России. Чаще всего история марксизма в России авторами этого типа неоправданно включается в ту или иную ветвь «национальной идеалистической традиции» (Г.Веттер), «философского тоталитаризма» (Р.Мак-Мастер) и т. п. (В дальнейшем мы рассмотрим некоторые из этих попыток более подробно).

3. И последнее. В академических кругах различных стран наблюдается настойчивый интерес к межнациональным контактам, заимствованиям, идейной перекличке в сфере социологии и выяснению в этой связи сущности и специфики национального вклада: немецкого, французского, американского, английского, польского и т. п.^. Заметно оживился-в этой связи интерес и к русской дореволюционной социологии, В многочисленных статьях, монографиях и диссертациях исследователи разных стран и самых различных философско-социологических ориентации предпринимают попытки критически обрисовать отдельные концепции и идеи русских социологов, осмыслить их значение для России и Запада, Содержательные исследования на эту тему за последнее десятилетие были прове-ру о) дены в П.Н.Р. и в СССР, появились новые серьезные работы в США, где уже давно сложилась своеобразная традиция изучения русской социологии и философии истории

1) См. Обзор" Hiller Harry Н, Universality of science and the question of National Sociologies.- The American Sociologist, 1979.vol.14-. N3. pp 124−135.

2) Пустарнаков В. Ф. Новейшие исследования польских ученых по истории русской общественной и философской мысли, — Вопросы философии. 1975, № II, с.137−144,

3) См. Бочкарев Н. И. В. И. Ленин и буржуазная социология в России.

— М., 1973 — Федоров М. Г. Русская прогрессивная мысль XIX в. от географического детерминизма к историческому материализму.

Новосибирск, 1972, Социологическая мысль в России. Л., 1978 ;

Красавин В. П. Методологические проблемы социального познания в русской философско-социологической литературе конца XIX века. — Пермь, 1974.

Shapiro D. A select bibliography of Works in English on Russia

History: 1801−1917.-1.1962; Vucinich A. Social Thought in tzarist Russia. The quest for general science of society 1861−1917.-Chicago-London. 1976; Zimmerman J.E. Socioldbical ideas in pre-revolu tionary Russia.-Canad.-Amer.Slavic studies. Montreal.1975.vol.9.

Однако, за редкими исключениями, эти работы имеют дело либо сз «персоналиями», либо с «направлением», И как бы последние не были важны, на основании подобных работ трудно составить целостное, панорамное представление о процессе становления и развития русской дореволюционной социологической мысли, его гносеологическом содержании и социокультурной обусловленности. Между темименно эти вопросы нуждаются в дальнейшей систематизации и теоретическом осмыслении. Общий концептуальный замысел данной работы и состоит в том, чтобы предложить вариант решения этих проблем и синтезировать полученные результаты в новом, более широком ис-торико-социологическом подходе.

Основной целью исследования является анализ трех особенностей «кризиса буржуазной социологии» тех лет: теоретико-методологической, культурной и идеологической. Задачи, решение которых обеспечивало достижение поставленной цели, состоят в том, чтобы на основании марксистско-ленинской методологии:

1. Провести критический анализ современных подходов буржуазных исследователей к истории социологии и показать их несостоятельность в свете требований марксистско-ленинской историографии идей (глава первая).

2. Систематизировать эмпирические сведения о процессах ин-ституализации социологии в России, выявить отношения социальной науки и власти, широких кругов публики и научных сообществ (глава вторая).

3. Адекватно воспроизвести внутреннюю логику развития буржуазной социологии в России, обнаружить ее главные фазы и провести теоретический анализ основных типов исследования, которые господствовали на каждой фазе и их отношения друг с другом (глава третья).

4. Подвергнуть критическому изучению и классифицировать основные вариации в «критике Маркса» со стороны русских буржуазных социологов (глава четвертая).

Последние три главы пронизаны своеобразным типологическим единством, в рамках которого шяа оценка и обобщение обширного фактического материала и отбор центральных иллюстраций и аргументов.

Автор отдает себе отчет в том, что возможны и вполне правомерны и другие подходы. Однако считает, что предпринятая им попытка сбора и интерпретации материала окажется не бесполезной для новых, может быть, более углубленных и плодотворных исследований истории социологических идей в России,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

/ V

й^еЗ^шй отечественный естествоиспытатель и науковед В. И. Вернадский как-то замечательно верно заметил: «История науки и ее прошлого должна критически составляться каждым научным поколением и не только потому, что меняются запасы наших знаний о прошлом, открываются новые документы или находятся новые приемы восстановления былого. Нет! Необходимо вновь научно перерабатывать историю науки, вновь исторически уходить в прошлое потому, что, благодаря развитию современного знания, в прошлом получает

значение одно и теряет другое. Двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и неизбежно переоценивает старое, пережитое. 1 Надо знать прошлое, чтобы понимать и настоящее, и вечное, непреходящее." ^

Мы убедились, что развитие социологического познания в Рос-) сии представляло собою сложный, противоречивый процесс, полный подъемов научной мысли на известную высоту и спадов ее, отступлений, повторений старых схем и принципов на новом уровне.

Касаясь гносеологического содержания исследуемого процесса, можно с уверенностью констатировать, что русские социологи постоянно попадали в плен односторонних подходов, так что создание единой общепризнанной социологической теории оказалось неосуществимой целью, что особенно показательно на фоне триумфа марксистской теории и практики в России. Буржуазная социологическая мысль конца XIX — начала XX вв. поставила целый ряд серьез;

^ Вернадский В. И. Из истории идей. -Русская мысль, 1912, № 10, с. 127.

ных теоретических проблем, однако, на собственной теоретико-методологической основе она была не в силах их разрешить. Поэтому можно говорить о том, что она как наука находилась в глубоком «кризисе». Ранее всего обанкротились наиболее грубые формы редукционизма и механицизма (географический детерминизм, органи-цизм и т. п.). Несостоятельными оказались и разнообразные попытки редуцировать социальное к принципам и законам психологии — индивидуальной и коллективной («субъективная школа», неокантианство и т. п.).

Мы постарались избрать наиболее доказательные примеры в показе того, как нарастал этот кризис. Два типа узловых методологических «подходов и специфически решаемых проблем на этом основании могут быть названы в качестве характеристики всего процесса:

I. Методологический разрыв субъективно-объективных отношений исторической деятельности (коренной недостаток буржуазной социологии вообще). В русской буржуазной социологии эта исходная антитеза в свою очередь определила целый ряд ложных, метафизических альтернатив — «социологического реализма» и «номинализма», противопоставление исторической необходимости и свободы, детерминизма и телеологии, «сущего» и «должного», безличных социальных структур и сферы надиндивидуальных ценностей. Именно по этим аспектам шла нескончаемая борьба между «субъективной школой», неокантианством, неопозитивизмом и т. д. и их совместнаяг полемика против марксизма. На основании той или иной установки решалисьи узловые социальные проблемы: «пути общественного развития» России, роли интеллигенции и пролетариата, соотношении идеалов и революционной практики. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин выступили решительно против метафизического расчленения живого, вечно

становящегося единства общественной жизни на статичные, отвлеченные принципы — «факторы». Они постоянно подчеркивали доказательство Маркса о том^ что в истории мы имеем дело не просто с «взаимодействием вообще», а с творческой революционной деятельностью по преображению природной среды, общества, культуры и следовательно — самого человека. Это уточнение дало возможность органически связать практику «социального субъекта» и ее объективные результаты — учреждения, структуры и т. п., выяснить условия превращения массового исторического действия в объективную структуру общественных отношений. Успешная социалистическая революция в самой России блестяще подтвердила истинность этих положений.

2. Второй сгусток методологических вопросов касался специфической природы социального явления и единства социального и естественно-научного знания. В марксизме онтологические единство объективного мира, как показал Г. В. Плеханов, обосновывается на принципе диалектического развития и принципе единства материального, обнаруживающих себя на всех ступенях бытия. В общественной жизни оба принципа прежде всего реализуются в промышленно-техни-ческой деятельности человека, поэтому природа в виде своего инобытия — (культура), какой она принимает благодаря этой деятельности, и есть единственно подлинная человеческая природа. Следовательно, неокантианские посылки, разрывающие связь в системе «природа — производство — культура», являются ложными. Ранние позитивисты чаще всего признавали единство научного знания, но эталоном объявляли то одну, то другую ветвь естествознания и этим либо уничтожали проблему специфики общественных наук, либо i решали ее крайне противоречиво (например, субъективная школа). Неопозитивисты признавали только методологическое единство наук, — декларируя его как эмпирический, количественный стиль исследования.

Марксизм же, исходя из предметного единства мира, устанавливает вытекающую из него методологическое единство естественного и социального знания, столь софистически противопоставляемых многими идеалистами. Субстанциональная основа этого единствапринцип детерминизма (отсюда борьба В. И. Ленина с любыми попытт ками протащить идею индетерминизма в социальные науки) — принцип взаимовлияния («могущественный ток» идей), в ходе которого увеличивается «степень научности» и происходит совершенствование того и другого знания. Гуманитарные науки, используя количественные процедуры, вооружаются математически, а естественные науки все шире используют историко-диалектический подход. Таким образом, происходит то, что К. Маркс и В. И. Ленин называли увелиj чением «естественно-исторической точности» науки. В свете этого 1 претензии неопозитивистов — якобы единственной социологической школы, учитывающей роль измерения, просто фактическое недоразумение.

Одновременно классики марксизма всегда выступали против любых форм редукционизма, особенно натуралистического, отмечая своеобразие социальных явлений, которое не дает оснований приравнять их к явлениям, составляющих предмет естественных наук. Плеханов и Ленин в борьбе с редукционизмом различных типов в России подчеркивали, что Маркс — первый социальный мыслитель, который по-настоящему отказался от любых попыток рассматривать общество в свете только демографических, географических, биологических и психологических законов. Общество управляется именно социальными законами, причем исторически определенными законами, отражающими связь не между элементами «общества вообще», а между исторически конкретными образованиями во всем своеобразии их структур, функционирования-и развития, в каждой стране и эпохе специфически проявляющимися. Учет специфики эволюции империализ;

ма в России, учет и теоретический и практический — опять же самое убедительное свидетельство правоты марксизма в этой проблеме.

Гносеологическое содержание анализируемого процесса было органично связано с идеологическим и политическим содержанием. Основными чертами буржуазной идеологии на протяжении всего промежутка времени были — идеализм и защита частной собственности как сущность буржуазного мировоззрения и тенденция к субъективизму как сущность буржуазной практики — «миродействия» (в политической, экономической и др. сферах). Реакционный характер буржуазной идеологии в России проявлялся не только в отрицании достижений идеологии рабочего класса, но и в готовности сотрудничать с царизмом. Все указанные черты обнаруживаются в виде главных установок при постановке и решении многих проблем в рамках социологии тех лет. Возможно будущим историкам науки на фоне их научных достижений, писал русский социолог и публицист М. Филиппов, покажутся «пустыми схоластическими тонкостями» многие наши нынешние споры в социологии, «А между тем в этих споpax воплощаются интересы известных общественных классов, в них |

можно найти ответ на наиболее жгучие злобы дня." ' И он был прав! Здесь выявляется еще одно из главных преимуществ марксистской социологии, которая доказывает, что теоретические неудачи и просчеты буржуазных социологов не есть простая логическая ошибка, а способ идейного оправдания существующих общественных отношений.

Стирание граней между обществом и природой (в рамках пози;

^ См.:Филиппов М, Философия действительности. — СПб., 1896, у т.2, с. 489,

тивизма всех оттенков), также как и абсолютизация специфики общественного бытия (в рамках антипозитивизма всех оттенков) в одинаковой мере есть попытки представить конкретные исторические отношения в обществе в виде непреложных, вечных. Поэтому борьбу пролетариата против этих отношений буржуазные социологи объявляли борьбой с самим естественным состоянием вещей, с вечным положением! бытия. История русской буржуазной социологии в этом плане очень красноречива: заговорив на ранней своей стадии об общих объективных законах природы и общества, буржуазные социологи, по мере созревания марксизма и пролетарского движения, стали настойчиво противопоставлять идеям закономерности идею «смысла» истоv рии, для того, чтобы вскоре признать историю начисто лишенной всякого смысла.

К.Маркс и В. И. Ленин неоднократно указывали на то, что внутренняя несостоятельность буржуазной идеологии и науки, ее обос-нующей, с наибольшим успехом может быть выявлена не при любых, 1 а при вполне определенных обстоятельствах, в частности в эпохи социальных революций. После Октябрьской революции, как мы уже указывали, глубокий внутренний кризис русского буржуазного об- 1 ществоведения становится явным — нет ни одной целостной теоретической позиции, принципиальный эклектизм захлестывает всех, j боязнь новых обобщающих теорий социальной динамики порождает I культ описательства и эмпиризм.

Мировоззрения далеко несходных социологов (таких как Сорокин, Кистяковский, Хвостов, Струве, Спекторский и др.) окрашивает разочарование в недавних социологических кумирах, не сумевших предсказать и объяснить грозные события: мировую войну 1914 г. и социалистическую революцию 1917 г. Это обстоятельство тем более показательно, что и объяснение, и предсказание неизбежности империалистических войн, также как предсказание, о. бЁъяснение и

реализация социалистической революции в России, составили важнейший вклад марксизма, прежде всего в творческой деятельности В. И. Ленина за многие годы до наступивших событий. Можно с уверенностью сделать вывод, что в этом плане теоретический кризис буржуазной социологии в России неизбежно дополнялся ее полнейшим идеологическим и политическим банкротством. В своейсущности этот вывод применим и к современной буржуазной социологии. Многие из буржуазных социологов эмигрировали на Запад, возобновив там идейную борьбу с научным социализмом, при этом часто опираясь на те же аргументы и теории, которые мы критически проанализировали в данной работе.

Некоторые элементы этой идеологической позиции переходят в арсенал современной буржуазной социологии и ревизионизма, оперативная, аргументированная борьба с которыми является важнейшей частью более широкой борьбы за претворение идеалов коммунизма на земле. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии тов.Л. И. Брежнев говорил: «В борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная

пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеоло;

гическим диверсиям." ' Сказанное в полной мере относится и к истории социологии в России.

^ См. Бочкарев Н. И. Великая Октябрьская социалистическая революция и кризис буржуазной социологии. — Вестник Московского университета. Философия, 1977, № 5. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с. 74.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Очень важной заслугой К. Маркса перед социологией считалось то, что он не пытался строить ее на биоприродных факторах, психологических и т. п. моментах, а именно социальных. Отмечался социологизм Маркса (Н.Кареев, Е. Де-Роберти и др.).
  2. Указывалось, что К. Маркс впервые плодотворно применил системный анализ в обществоведении (С.Франк, А. Базаров и др.).
  3. Именно К. Маркс впервые в последовательной форме настаивает на социальной обусловленности человеческой культуры, знания, веры и т. п. (Е.Тарле, Н. Кареев, Н. Алексеев и др.).
  4. Маркс К, Философский манифест исторической школы права.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.1, с.85−92.
  5. К. Из рукописного наследства К.Маркса, Маркс К., Энгельс Ф., Соч, 2-е изд., т.12, с.709−738.
  6. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф, Соч.2-е изд., т.13, с.5−167.
  7. К. Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», Маркс К, Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т, 18, с.581−624.
  8. К. Письмо В.И.Засулич. Наброски ответа на письмоВ.И.Засулич. Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.19, с.250−251, 400−421.
  9. Маркс К, Письмо в редакцию «Отечественных записок». Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.19, с.116−121.
  10. К. Капитал. Послесловие ко второму изданию. Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.23, с.12−22.
  11. Ф. Наброски к критике политической экономии, — Маркс К, Энгельс Ф., Соч, 2-е изд., т.1, с.544−571.
  12. Ф. Положение Англии, Томас Карлейль, «Прошлое и настоящее», Маркс К, Энгельс Ф, Соч, 2-е изд., т.1, с.572−597.
  13. Ф. Революция и контрреволюция в Германии, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.3−113.
  14. Ф. Энгельс П.Л.Лаврову, 12−17 ноября 1875 г.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.34, с.133−138,
  15. Ф. Евгении Эдуардовне Паприц. Марке К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.36, с.147−148.
  16. Ф. Энгельс -Конраду Шмидту, 5 августа 1890 г.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.37, с.369−372.
  17. Ф. Энгельс Йозефу Блоху, 21−22 сентября 1890 г.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч.2-е изд., т.37, с.393−397.
  18. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют противсоциал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.12^-346.
  19. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн.собр.соч., т.2, с.505−550.
  20. В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т.2, с.119−262.
  21. Ленин В. И, Развитие капитализма в России. Полн, собр.соч., т.3? С. г'-бЮ.
  22. Ленин В, И. Некритическая критика, Полн.собр.соч., т. З, с.611−639.
  23. В.И. Еще к вопросу о теории реализации. Полн.собр.соч., т.4, с.67−87.
  24. В.И. Победа кадетов и задачи рабочей партии. Полн.собр.соч., т.12, с.271−352.
  25. Ленин В. И, По поводу одной статьи в органе Бунда. Полн.собр.соч., т.14, с.187−144.
  26. В.И. Памяти графа Гейдена. Полн.собр.соч., т.16,с.37−45.
  27. В.И. Карикатура на большевизм. Полн.собр.соч., т.17,с.394−406.
  28. Ленин В, И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т.18.
  29. В.И. О Вехах. Полн.собр.соч., т.19, с.167−175.
  30. В.И. Манифест либеральной рабочей партии. Полн.собр.соч., т.20, с.396−409.
  31. В.И. 0 некоторыех особенностях исторического развитиямарксизма. Полн.собр.соч., т.20, с.84−89.
  32. В.И. Демократия и народничество в Китае. Полн.собр.соч., т.21, с.400−406.
  33. В.И. Кадеты и демократия. Полн.собр.соч., т.21,с.471−472.
  34. В.И. Три источника и три составные части марксизма.- Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
  35. В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. Полн.собр.соч., т.23, с.1−4.
  36. В.И. Система Тейлора. Порабощение человека машиной.- Полн.собр.соч., т.24, с.369−371.
  37. В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн.собр.соч., т.25, с.31−54.
  38. В.И. О национальной гордости великороссов. Полн.собр.соч., т.26, C. I06-II0.
  39. В.И. К.Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43−93.
  40. В.И. Тетради по империализму. Полн.собр.соч., т.28,с.3−47.
  41. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн.собр.соч., т.29, с.77−218.
  42. Ленин В. И, Статистика и социология. Полн.собр.соч., т.30,с, 349−356.
  43. В.И. 1У чрезвычайный Всероссийский Съезд Советов.-Полн.собр.соч., т.36, с.89−123.
  44. В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн.собр.соч., т. 37, с.188−197.
  45. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  46. В.И. Директивы ЦК коммунистам работникам Наркомпроса, Полн.собр.соч., т.42, с.319−321.
  47. В.И. О значении воинствующего материализма. Полн.собр.соч., т.45, с.23−32.
  48. В.И. А.П.Потресову. 27 июня 1899 г. Полн.собр.соч., т.46, с.28−33.
  49. Материалы ХХУ съезда КПСС. Политиздат, 1976, с. 256.
  50. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановления ЦК КПСС от 31 января 1977 г. -М., Политиздат, 1977 т 32 с.
  51. П.А. Отношение между социологией и психологией.- Вопросы философии и психологии. 1903, кн.70, с.867−875.
  52. Ю.Н. Проблемы идеализма. Вопросы философии ипсихологии. 1903, кн.67, с.333−356.
  53. Аксельрод-Ортодокс Л. И. Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории. Ива-ново-Вознесенск, 1925, — 106 с.
  54. Н.Н. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов. М, 1912, т.1, — 270 с.
  55. Г. По всем правилам науки. Современник, 1913,5, с.280−292.
  56. И.С. Генезис науки, ее принципы и методы. М., 1890,-165 с.
  57. К.К. Будущее в свете прошедшего. Вестник Европы.1913, № 9, с.232−240.
  58. В.Ф. Диалектический материализм и логика. Очерк развития диалектического метода в новейшей философии от Канта до Ленина. Киев, 1924, — 120 с.
  59. В.Ф. Маркс и буржуазный историзм. -М.-Л., 1933, 270 с.
  60. В. (Руднев В.А.) Авторитарная метафизика и автономнаяличность. В кн.:0черки реалистического мировоззрения.- СПБ., 1905, с.213−250.
  61. М. Очерки истории революционного движения в России, — М., 1929, 160 с.
  62. П. Философия истории как социология. СПБ., 1900, — 348с.
  63. Д.А. Борьба В.И.Ленина против буржуазной идеологии вжурналистике I92I-I922 гг. Вестник ЛГУ, 1970, № 8, вып.2, c. IOO-IIO,
  64. Беляев А, Д. О прогрессе Вера и церковь, 1900, № 2, с. 215 237, с.555−573.
  65. А.Д. Предшественники О.Конта в учении о прогрессе.- Вера и церковь. 1903, № I, с.7−30.
  66. Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. Михайловском, СПб., 1901, — 230 с.70i Бердяев Н. А. О новом русском идеализме. Вопросы философии и психологии. 1907, кн.75, с.683−724.
  67. Н.А. Социализм как религия. Вопросы философии ипсихологии. 1906, кн.85, с.508−545.
  68. Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. СПб. 1907, — 324 с.
  69. П. К генезису материалистического понимания истории.- Образование. 1904, № II, с.29−55.
  70. В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921, -280 с.
  71. В.М. Общие основы рефлексологии человека. Л., 1926, 423 с.
  72. А. (Малиновский А.А.) Из психологии общества. СПб., 1906, 282 с.
  73. А. Цели и нормы жизни. Образование. 1905, № 7,с.267−297.
  74. М.Н. Перелеты птиц. Свет. 1878, № I, с.27−29−2, с, 89−96.
  75. М.Н. Воробей и человек. Свет, 1879, № I, с.18−21,2, с.79−83.
  76. М. Николай Дмитриевич Ножин. Ежемесячный журнал.1916, № 6, с.239−246.
  77. Н.И. В.И.Ленин и буржуазная социология в России.- М., 1973, 251 с.
  78. Н.И. Великая Октябрьская социалистическая революцияи кризис буржуазной социологии. Вестник МГУ. Философия. 1977, № 5, с.54−61.
  79. С.Н. Что дает современному сознанию философияВл.Соловьева. Вопросы философии и психологии. 1903, кн.67, с.125−166. 88* Булгаков С, Н, От марксизма к идеализму, — СПб., 1903, — 360с.
  80. С.Н. 0 реалистическом мировоззрении. Вопросы философии и психологии. 1904, кн.73, с.380−403.
  81. С.Н. Философия хозяйства. М., 1912, т.1, — 321 с.
  82. В.А. Наука новой истории в России, Историографическийобзор, Анналы, Журнал всеобщей истории. — Пг., 1922, № 2, с.130−162.
  83. Вагнер В. А, Общество как биологическая индивидуальность.- Научное обозрение. 1898, № I, с.15−21.
  84. В.А. М, М.Ковалевский как социолог. Вестник Европы, 1916, № 8, с.125−148,
  85. О.Л. Становление советской исторической науки.- Вопросы истории. 1966, № 7, с.32−47.
  86. А. История европейской философии. Киев, 1882, — 351с.
  87. Ю. 0 сущности ценности. Социологический набросок. СПб., I9II, — 89 с.
  88. А.И. 0 научном мировоззрении. Вопросы философиии психологии. 1902, кн, 65, с.1050−1062.
  89. В.И. Из истории идей. Русская мысль. 1912, № 10, с.127−134.
  90. П.П. Первое открытое революционно-марксистское выступление в России (1881 г.) Пролетарская революция. 1923, № 6−7, с.33−52.
  91. Виппер Р. Ю, Новые направления в философии общественной науки.- Мир Божий. 1903, № II, с.68−77.
  92. Володин А, И. и Итенберг Б. С, Из истории полемики вокругКапитала" в России, Вопросы философии. 1975, № 7, с.108−116.
  93. Р. Общественные организации. -СПб., 1897, 246 с.
  94. Н.Г. Основание социологии. М., 1912, — 122 с.
  95. Л. Новейшие русские метафизики. Вопросы философии и психологии. 1904, кн.75, с.645−682.
  96. Гамбаров Ю. С, и Ковалевский М. М, Русская высшая школа общественных наук в Париже. Ростов-на-Дону. 1903, — 220 с.
  97. A.M. Социология Уорда и ее отношение к социологическим построениям Маркса. СПб., 1913, — 200 с. НО. Гизетти А, Историко-социологические воззрения П. А. Лаврова.- Вопросы обществоведения. СПб., 191I, вып. Ш, с.254−273.
  98. Голосенко И. А, Кризис буржуазной социологии. Наука и техника. 1974, № I, с.34−37.
  99. И.А. Процесс институализации буржуазной социологиив России конца XIX начала XX вв. Социологические исследования. 1978, № 2, с.170−179.
  100. И.А. Теоретико-методологические основы русской немарксистской социологии. В кн.:Социологическая мысль в России. — Л., 1978, с.7−65.
  101. И.А. Неокантианские идеи в буржуазной социологииРоссии. Философские науки. 1979, № 2, с.62−67.
  102. Й.А. Реализм и номинализм в истории буржуазной социологии. Социологические исследования. 1979, № 4, с.162−169.
  103. И.А. Социология Питирима Сорокина. В кн.:Историябуржуазной социологии первой половины XX века. М., 1979, с. I18−156.
  104. В. Борьбе Ленина с русскими неокантианцами . В кн.: у/Революция и культура в Средней Азии. Ташкент, 1934, сб.1, с.44−68.
  105. Л. Основы социологии. СПб., 1899, — 360 с.
  106. А.В. Философские исследования и очерки. М., 1914, — 311 с.
  107. А.В. Современное состояние социологии. Возникновениеи развитие социологии. Вопросы философии и психологии. 1903, кн.66, с.59−79 — кн.67, с.159−185.
  108. Г. Л. Введение в прикладную социологию. Минск, 1975, 199 с.
  109. И.А. Исторический материализм и критическая философия. СПб., 1905, — 320 с.
  110. Данилевский:Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1889, 4-е изд., — 557 с. Г
  111. Де-Роберти Е.В. К оценке основных предпосылок социологическойтеории Карла Маркса. В кн.:Русская Высшая школа общественных наук в Париже. — СПб., 1905, с.32−57.
  112. Де-Роберти Е. В. Программа курса «Общей социологии». Вестникпсихологии. 1912, вып.1, с.1−9.
  113. Де-Роберти Е. В. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909, — 291 с.
  114. Де-Роберти Е. В. Энергетика и социология. Вестник Европы.1910, № 3, с.242−257 — № 4, с.156−175.
  115. Де-Роберти Е. В. Социологическая теория бессметрия. ВестникЕвропы. 1913, № 9, с.322−329.
  116. Де-Роберти Е. В, Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии. Вестник Европы.1912, № 12,с.140−172,
  117. Де-Роберти Е. В. Идея прогресса. Новые идеи в социологии.СПБ., 1914, сб. З, с.1−17.
  118. Ю. (Юделевский Я.Л.) Диалектика и математика.- Русское богатство. 1897, № 6, с.146−174.
  119. Ю. Социальные антагонизмы и классовая борьба вистории. СПб., 1910, — 387 с.
  120. А.К. Оговорки материалистического понимания истории. Мир Божий. 1900, № I, с.1−18.
  121. И.Н. Эволюция социологии. Вестник знания. 1917,6, 8−9, с.242−293.
  122. Дискуссия о марксистском понимании социологии. Историкмарксист. 1929, № 12, с.189−213.
  123. Диспут проф.П. А. Сорокина. Экономист, 1922, № 4−5,с, 227−280.
  124. В., Берцинский С. Опыт библиографии общественныхнаук за революционное трехлетие (I9I8-I920.). М.-Л., 1925, — 270 с.
  125. Э. Социология и социальные науки. В кн: Метод внауках. Спб, I9II, с.226−245,
  126. Э. Самоубийство. СПб., 1912, — 505 с.
  127. С. Вне закона. К истории цензуры в России, Русскоебогатство. 1905, № I, с.61−72.
  128. Жуковский Ю, Карл Маркс и его книга «Капитал», ВестникЕвропы. 1877, № 9, с.64−105.
  129. А.С. §-пыт теоретической социологии. Социальнаясвязь. Киев, 1914, т.1, — 294 с.
  130. М.Ф. Грамотность и преступность. Опыт уголовностатистического исследования. Журнал Министерства Юстиции. 1912, май, с.16−28.
  131. Иванов-Разумник (Иванов Р, В.) История русской общественноймысли, СПб., 1914, 4-е изд., т.1, — 407 с. — т.2, — 520 с.
  132. В.В. Вопросы государствоведения, социологии иполитики. Казань, 1899, — 398 с.
  133. А. Кривое зеркало. Пародии и шаржи, Вестникзнания. 1908, № 6, с.846−852.
  134. А.А. Вопросы социологии. СПб., 1906, — 240 с.
  135. Н.И. Задачи социологии и теории истории. Новое слово. 1897, № 4, с.72−91 — № 5, с.50−69.
  136. Кареев Н. И, Введение в изучение социологии. СПб., 1897, — 412 с.
  137. Н.И. О.Конт как основатель социологии. В кн. Памяти Белинского. СПб., 1899, с.14−36.
  138. Кареев Н. И, Основные направления социологии и ее современное состояние, В кн.:Введение в изучение социальных наук. — СПб., 1903, с.29−40,
  139. Н.И. 0 значении психологии для общественных наук.Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. СПб., 1912, т. IX, с.78−88.
  140. Н.И. Американская книга о «русской» социологии.- Русские заметки. 1916, № 4, с.296−299.
  141. Н.И. Метафизик о «методологии общественных наук».- Анналы. 1922, № 2, с.267−271.
  142. Н.И. Социология г.Тахтарева. Русское богатство, 1917, № 4−5, с.201−21I.
  143. Н.И. Основы русской социологии (рукопись). Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина. ф. П9, п. 38, ед.хр.17. 283 с.
  144. М.И. К вопросу о позитивизме. Православное обозрение. 1875, т. З, октябрь, с.345−375.
  145. П. Психология и наука об обществе, Образование, 1896, № 9, с.55−65.
  146. А.А. Статистическая наука в России. Историк’о-критический очерк. М., 1922, — 218 с.
  147. М.А. Идеализм против науки. Л., 1969. — 319 с.
  148. .А. «Русская социологическая школа» и катего91 1>!ЛСЫи← мрия возможности при решении социально-эконошческих-" проблем В кн.:Проблемы идеализма. М., 1902, с.297−393.
  149. .А. Проблема и задача социально-научного познания, Вопросы философии и писхологии. 1912, кн.112, с.106−134.
  150. .А. Реальность объективного права. Логос, 1910, кн.2, с.193−239.
  151. А.А. Французский позитивизм. Вопросы философии ипсихологии. 1894, кн.19, с.55−93 — кн.21, с.8−35 — кн.22, с.121−140.
  152. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964, — 206 с,
  153. Кон И.С. «Психологическая социология конца XIX началаXX века», «Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIX начала XX века». — В кн.:История буржуазной социологии XIX — начала XX века. М., 1979, с.92−115, с.143−163.
  154. Конт 0. Дух позитивной философии. Приложение к «Вестникузнания». СПб., 1910, — 76 с.
  155. А. Чем должна быть коллективная психология.- Одесса, 1908, с. 51.
  156. А.Н. Наука ли статистика, и каково ее содержание? Вестник знания, 1904, № 7, с.19−34.
  157. Г. Н. Спенсер и его идея эволюции. Вера и разум. I9II, № 15, с.42−63.
  158. М. Русские книги в библиотеке Карла Маркса.- Коммунист, 1968, № 6, с.122−127.
  159. Ю. «Социология революции» против революции. М., 1966. 95 с.
  160. Л. Фантазии и действительность. Новое слово.1897, № 3, с.36−49.
  161. Л. Отдельная личность и общество. Современныймир. 1910, № 7, с.154−176.
  162. П.Л. Социологи-позитивисты. Знание, 1872, № 5,с.127−152.
  163. П.Л. О методе в социологии, Знание, 1874, № I, с.1−16,
  164. Лавров П, Л. Задачи позитивизма и их решение, СПб., 1906, — 139 с.
  165. Лаппо-Данилевский А. С. Основные принципы социологической доктрины О.Конта. В кн.:Проблемы идеализма. — М., 1902, с.394−487.
  166. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1910, т.1. 278 с.
  167. К. Что читает и чем интересуется учащаяся молодежь.- Мир Божий. 1903, № II, с.192−198.
  168. И. Записки современника. М., 1936, 3-е изд., т.1, — 296 с.
  169. В.В. От Конта к Авенариусу. В кн.: История философии. -Пг., 1917, с.159−167.
  170. П.И. Свобода и необходимость. Труды Киевской Духовной Академии. 1881, № 6, с.179−246.
  171. П.И. Закон эволюции, как принцип реалистической философии нашего времени. Труды Киевской Духовной Академии. 1902, № II, с.381−414.
  172. Линицкий П. И, Философские и социологические этюды, Киев, 1907, 237 с.
  173. .А. Субъективизм и субъективный метод. Вопросы обществоведения. Спб., 1908, вып.1, с.155−183.
  174. Личков Б. А, Границы познания в естественных науках. Киев, 1914, 251 с.
  175. Л. Философские характеристики и речи. М., I9II, — 393 с.
  176. Лозинский Е, Неокантианское течение в марксизме (к историисовеременных этических исканий), Жизнь. 1900, № 12,с.132−154.
  177. А. Социология. Ее задачи, направления и новейшие успехи. СПб., 1903, — 119 с.
  178. В.В. Н.Михайловский. Характеристика эскиз. — М., 1906, 88 с.
  179. С. Принципы эволюционизма и пределы их применения внауке об обществе. Вопросы философии и психологии.1904, кн.72, с.162−204.
  180. . Специальный закон. СПб., 1899. — 157 с.
  181. Лядов М, История Российской социал-демократической рабочейпартии. СПб., 1908, т.1. — 160 с.
  182. С. К критике основных мотивов исторического материализма. Логос, 1913, кн.3−4, с.209−240.
  183. В.Д. 0 человеческой культуре. Эскиз социологии.- СПб., 1909, 220 с.
  184. Л.И. Школа борьбы в социологии. Дело. 1884, № 5,с.39−59.
  185. Л.И. Социологические очерки. Дело. 1880, № 7,с.152−175.
  186. Метод в науках. СПб., I9II, — 298 с.
  187. П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1905, ч.П. 402 с.
  188. П.Н. История второй русской революции. София, 1921, чЛ.
  189. М.Е., Ковалевский М. Возроэздение социологии. Научное обозрение. I9II, № 18, с.560−562.
  190. П., Шенгер Ю, Труды К.Маркса на русском языке.- Записки научного общества марксистов, 1924, № 6, с.147−169.
  191. Оствальд Шпенглер, и «Закат Европы». М., 1922. — 95 с.
  192. Паршин А. М, Научный фундамент социологии, М., 1907.-180 с.
  193. Первушин Н, В. Наука социология. Казань, 1921. — 39 с.
  194. Петражицкий Л. И, К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе. Право. 1902, № 42, с.1851−1861.
  195. Петражицкий Л. И, Введение в изучение права и нравстенности, — СПб., 1908, 265 с.
  196. А. Хроника внутренней жизни. Русское богатство.1.II, № I, с.105−114.
  197. Пипупыров В. Н, Современное состояние социологии и перспективы ее будущего развития. Никольск, 1926, — 108 с.
  198. В.Г. К вопросу о развитии монистического взглядана историю. СПБ., 1895, — 336 с.
  199. В.Г. О материалистическом понимании истории.- Новое слово. 1897, № 2, с. I10−136.
  200. С.В. Задачи общественных наук в связи с основами"этики. М., 1908. — 165 с.
  201. Попов-Ленский И. А. Антуан Барнав и материалистическое понимание истории. М.-Л., 1924. — 195 с.
  202. Ю.В. Объективная психология и эмпирио-критицизм.- Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. I9II, вып.111, с.45−54.
  203. Правительственные постановления и циркулярные распоряженияпо ведомству Министерства народного просвещения. ЦГИд СССР ф.773, оп.88, ед.хр.316.
  204. С.Н. К критике Маркса. СПб., 1901, — 120 с.
  205. В.Ф. «Капитал» К.Маркса и философская мысль вРоссии. М., 1974, — 262 с.
  206. Н.С. С.Н.Ккаков, социолог и публицист. Русскоебогатство. 191I, № I, с.64−97.
  207. Н. (Гольдендах Д.Б.) Предисловие к русскому изданиюпереписки К. Маркса и Ф.Энгельса. Современный мир, 1914, № 5, с.5−8.
  208. Н.П. В.И.Ленин и реорганизация преподавания общественных наук в высшей школе (1920−1925 гг.) Вопросы истории. 1970, № I, с.3−16.
  209. .Г. М.М.Ковалевский как социолог. М., I960.-259с.
  210. С.Г. Опальная профессура 80-х годов. Голос минувшего. 1917, № 2, с.40−52.
  211. П.Я. Позитивизм (критические очерки). Православноеобозрение. 1888, т. З, ноябрь, с.480−530.
  212. В.В. Этапы русской мысли. Пг., 1924, — 36 с.
  213. И. История как наука и как предмет преподавания.- Одесса. 1905, 170 с.
  214. С.И. Общественные классы. Томск. 1917. — 390 с.
  215. С.И. Введение в политическую экономию. Пг., 1923, — 165 с.
  216. П.А. Главнейшие теории прогресса в современной социологии. Вестник знания, I9II, № 9, с.67−95.
  217. П.А. К основанию социологической секции Историческогообщества при СПб Университете. Запросы жизни. СПб., 1912, № 48, с.2768−2769.
  218. П. Марксова теория социального развития. Киев, 1906, 62 с.
  219. С. Письма из заграницы. Вестник Всемирной истории.1902, № I, с.198−212.i I
  220. В.Ф. Идеологическая борьба периода Октябрьской революции и гражданской войны (I9I7-I920 гг.), Вопросы философии" 1965, № 2, с, 100−107.
  221. Тарле Е. В, Социология и историческое познание. ВестникЕвропы, 1902, № 10, с.429−474.
  222. Тахтарев К. М, Рецензия на книгу Г. Шершеневича «Социология».Современный мир., 1910, № 9, с.187−188.
  223. Тахтарев К. М, Чем должна быть социология? Современный мир, 1. II, № 8, с.1−26.
  224. К.М. Основные идеи социологов: Конт и Маркс. Современный мир, 1914, № 9, с.1−22.
  225. К.М. Социология как наука о закономерности общественной жизни. Пг., 1915. — 105 с.
  226. К.М. Общество и государство и законы борьбы классов.- Пг., 1918, 152 с.
  227. К.М. Социология. Ее краткая история. Научное значение, основные задачи, системы и метод. Пг., 1918, — 112 с.
  228. К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, ихсоотношениях и закономерностях. Опыт изучения общественной жизни и построение социологии. Пг., 1919.- 424 с.
  229. Ф. По иностранным социологическим журналам.- Вестник коммунистической Академии.1929, Л°30(6), с.219−226,
  230. Н.В. Классификация социальных наук в связи с типичными формами социальной организации. М., 1903. — 40с.
  231. Т.Д. Социология. М., 1917, вып.1. 230 с.
  232. М.М. Конт и его метод. Научное обозрение, 1898,3, с.552−595.
  233. А. Социология и статистика. Вестник воспитания, 1905, № 5, с.39−56,
  234. С.Л. Философия и жизнь. М., 1910. — 389 с.
  235. С.Л. Задачи философской психологии. Русская мысль, 1916, кн. Х, с.23−49,
  236. С.Л. 0 задачах обобщающей социальной науки. Мысль, 1922, № 3, с.36−64.
  237. Франк С. Л, Очерк методологии общественных наук, М, 1922, 120 с.
  238. Н. Борьба Ленина против су!5ъективной социологиилиберального народничества. Минск, 1957. — 240 с.
  239. В.П. Высшая русская школа общественных наук в Париже. Вестник воспитания. 1902, № I, с, 136−149,
  240. Л. Критика идеалистической концепции идеологии всоциологии знания". Философские науки. 1964, № 2, с, 64−69,
  241. В.М. Предмет и метод социологии. Вопросы философии и психологии. 1909, кн.99, с.619−635.
  242. В.М. Теория исторического процесса. М., 1914, — 389 с.
  243. В.М. Классификация наук и место социологии в системе научного знания. Вопросы философии и психологии.1917, кн.139−140. с.69−126.
  244. В.М. Социология. М, 1917, т.1. — 509 с.
  245. В.М. Социальная связь. Вопросы философии и психологии. 1918, кн.141−142. с.52−84.
  246. В.М. Основы социологии. М., 1920, — 91 с.
  247. .А. Очерки истории социологической мысли в СССР.- Л., 1971. 244 с.
  248. В.М. Экономический материализм и критическая философия. Вопросы философии и психологии. 1897, кн.39, с.609−644.
  249. В.М. Философские и социологические этюды. М., 1907. 379 с.
  250. Е. Классификация наук. Северный Вестник. 1896, № 12,с.67−88.
  251. Ч-ный Я. Очерки воззрений на общественную науку. Дело, 1882, № 2, с.98−129 — № 4, с, 201−219.
  252. Ян. Марксистская социология в мировом социологическом движении. Вопросы философии. 1969, № 6, с.14г-28,
  253. Г. Ф. Социология. М., 1910. — 200 с.
  254. С.И. К вопросу о логических основах социологии. Вопросы обществоведения. СПб., 1910, вып. П, с.32−43.
  255. С. О психологическом методе в социологии. Жизнь, 1899, № 12, с.304−311.
  256. С. Социальная дифференциация и личность. Жизнь, 1899, № 10, с.141−154.
  257. С. Очерки современной социологии. Жизнь, 1900,3, с.245−258 — № 6, 243−250 — № 9, с.209−226.
  258. С. Исторический материализм (критический этюд).- Образование. 1901, № 5, с.44−58 — № 6, с.89−103.
  259. Н. Кружок философии права проф.Л. И. Петражицкого при СПб Университете. СПб., 19Ш. — 45 с.
  260. С.Н. Субъективный метод в социологии. Знание, 1973, № 10, с.37−71.
  261. Южаков С, И. Дневник журналиста (как изучить социологию).- Русское богатство, 1895, № II, с.83−104- № 12, с.48−76.
  262. Clark T. The structure and Function of Research institute: to Annee Sociologique. European Journal of Sociology. IX.196?.p. 72−91.
  263. Coser L. Masters of Sociological Thought. Ideas in Historical and Social context-«- NY.1973.-485 p.
  264. Gouldner A. The coming crisis of Western Sociology.-NY.1970.-528 p.
  265. Hare R. Pioneers of Russian Social Thought.-0.U.P.1951.-307 p.
  266. Hecker J.F. Russian Sociology: A Contribution to the History of Sociological Thought and Theory.-NY.4 ed.1969.-312 p.
  267. Hiller H.H. Universality of science and the question of National Sociologies.-The American Sociologist.1979"vol.14.N/5.p. 124−135.
  268. M. «Russian Sociology" — in Gurvitch G., Moore W. (eds.) Twentieth century sociology.NY.1945.p.672−695.
  269. Lappo-Danilevsky A. «The development of science and learning in Russia"-in Duff J. (ed.) Russian Realities and Problems. Cambridge.1917.p.153−229.2S434.9. Loomis Ch., Loomis Z. Modern Social Theories. Princet0n.-NY.1965. 800 p.
  270. Merton R. Social Theory and Social Structure.-NY.1965.-645 p.
  271. Nisbet R. The Sociological Tradition.-NY.1966.-349 p.
  272. Parsons T. The structure of Social action.NY.i937.-575 p.
  273. Pipes R.E. Max Weber and Russia. World Politics.1955.vol.7. p.271−401.
  274. J. «Russian Sociology and Sociology under Communism"-in Roucek J. (ed.) Contemporary Sociology.NY.1959, p.893−929 359* Simmons E.J. (ed.}- Continaty and Change in Russian and Soviet Thought.-Harvard.U.P.1855.-563 P*
  275. Shapiro D. A select bibliography of Works in English on Russian History.1801−1917.-L.1962. 106 p.
  276. Small A. Socialism in the light of Social Science. AmericanJournal of Sociology.1912.vol.XXII.N6.p.809−815.
  277. Sorokin P.A. Sociology of. Revolution.-Phil.L.1925•-30 p.
  278. Sorokin P.A. Russian Sociology in the Twentieth century. American Journal of Sociology.vol.31.1927.p.31−44.
  279. Sorokin P.A. Contemporary Sociological Theories.NY.1928.-428 p.
  280. Sorokin P.A. Social Mobility.-NY.1927.-56 p.
  281. Sorokin P.A. Fads and Foibles in Modern Sociology.-Chicago.1956. 317 P.
  282. Sorokin P.A. A Long Journey.-NY.1963.-327 p.
  283. Sorokin P.A. Sociology in Yesterday, today and tomorrow. American Sociological Review. 1965.vol.30.N6. p. 833−843.
  284. Sorokin P.A. Sociological Theories of today.-NY.1966.-676 p.
  285. Th. (ed.) Russia under the last Tsar.-Minneap.1969.-296 p.
  286. Timasheff N. Sociological Theory.-NY.1961.-338 p.
  287. Vucinich A. Social Thought in tsarist Russia. The quest for general science of Society. 1861−1917.Chicago-London.1976.296 p.
  288. Weber M. The Theory of Social and Economic Organisation.-NY. 1965.-^36 p.37^. Zimmerman J.E. Sociological ideas in pre-revolutionary Russia. Canadian-American Slavic studies. Montreal. 1975"vol.9.N3.p. 3< 302−323.
Заполнить форму текущей работой