Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные аспекты логопедии

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Для повышения эффективности коррекционных занятий следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: например, на занятиях логоритмикой необходима связь… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПРИМЕНЕНИЕ АРТТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • 2. ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • 4. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ, ПЕСОЧНОЙ И ВОДНОЙ ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
  • 5. ПРИМЕНЕНИЕ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ИППОТЕРАПИИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Современные аспекты логопедии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В логопедической работе с дошкольниками можно эффективно использовать игры и игровые упражнения с песком и водой. Так, погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. В играх дети, например, «заселяют» воду и песок «жителями» и начинают с ними разговаривать. Логопед при этом учит детей сочетать движения языка и пальцев в воде и песке при проговаривании слогов, слов. Например, в игре «Полоски» ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Задача усложняется, если дети рисуют полоски на воде, так как необходимо удерживать в памяти количество полосок. Развитию фонематического анализа и синтеза способствует таких игровых приемов, как «Исправь ошибку» (логопед чертит на песке ошибочное количество полосок, а ребенок анализирует количество звуков в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.), «Определи количество звуков в слове» (ребенок печатает на песке заданное или самостоятельно подобранное слово и вертикальными полосками делит его на звуки). Обучение дифференциации звуков также эффективно происходит на игровых приемах (например, в играх «Два моря», «Шторм» и пр. дети должны различать звуки моря в различных состояниях). Развитию фонематического восприятия способствует игра «Спрячь ручки», в ходе которой дети прячут руки в песок или в воду, услышав заданный звук в словах.

5.Применение в коррекции речевых нарушений иппотерапии Иппотерапия (райттерапия) — метод психотерапевтического лечения при помощи лошади, в медицине иппотерапию часто называют лечебной верховой ездой [10]. Принципиальное отличие лечебной верховой езды от других видов лечебной физкультуры заключается в том, что при иппотерапии, обеспечивается одновременное включение в работу фактически всех групп мускул тела наездника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь совместно с нею и на ней, ребенок в течение всего сеанса иппотерапии инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе все мускулы своего тела.

Основной механизм воздействия иппотерапии на организм наездника основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического. Под психогенным фактором подразумеваются две мотивации — очень желаемое с очень опасным (страх и неуверенность в себе). Это помогаетне только раскрыть потенциальные возможности ребенка, активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности, но и помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего общения с прекрасным животным — лошадью. Биомеханический фактор — влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища.

Большое значение такая двигательная стимуляция имеет для развития восприятия и ощущений у детей с задержкой речевого развития, с задержкой психо-речевого развития, при которых страдает либо только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме, либо у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Отмечен положительный эффект иппотерапии для общего развития и развития речи детей с ДЦП.

Занятия по иппотерапии проходят в составе группы, в которую входят кроме логопеда и самого ребенка еще и инструктор-коневод [9]. Если пациент очень тяжелый, то инструктор прибегает к помощи своего коллеги, который идет по другую сторону от ребенка, подстраховывая его от падения. Для иппотерапии лошади подбираются «особые», главным при отборе лошади в иппотерапевтии становится ее характер, так как не все лошади способны работать с больными людьми или детьми.

Занятия по иппотерапии, проходящие в эмоционально насыщенной атмосфере, сопровождаются, как правило, общим подъемом активности ребенка, повышение настроения, психического тонуса. Иппотерапия в существенной степени решает проблемы ориентации ребенка в пространстве своего тела и в пространстве в целом. Занятия иппотрапией обеспечивают развитие столь необходимой общей и ручной моторики проблемного ребенка, а, кроме того, дают им возможность общения с лошадью. В силу вышеперечисленных реабилитационных возможностей, иппотерапия создает уникальную, комплексно воздействующую на ребенка, лечебную и развивающую ситуацию [10]. При групповых занятиях иппотерапией проблемные дети приобретают дополнительное общение друг с другом, благодаря которому происходит более быстрое развитие психики и речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что применение рассмотренных в данной работе инновационных методик в логопедической работе по коррекции речевых нарушений способствует развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических представлений, обогащению словаря, развитию связной речи, а также развитию познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), нормализации мышечного тонуса, улучшению психоэмоционального состояния дошкольников повышению интеллектуального развития и адаптивных возможностей дошкольников. Общение в процессе занятий со взрослыми и сверстниками благоприятно сказываются на развитии речевой деятельности, на развитии взаимоотношений, общения дошкольников. Все это — важные предпосылки успешности будущей учебной деятельности дошкольников.

Для повышения эффективности коррекционных занятий следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: например, на занятиях логоритмикой необходима связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, уровня развития личности ребенка. При проведении коррекционных занятий по любой из методик необходимо наладить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него интерес к занятиям и желание говорить. Виды логопедических работ на разных этапах коррекционных занятий должны быть разнообразными, интересными, с элементами наглядности.

Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М., 2008. — 256с.

Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова / Под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 108 с.

Белова, Е. В. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности / Е. В. Белова // Логопед в детском саду. — 2008. — № 2. — С. 31−33.

Киселева, М. В. Арттерапия в работе с детьми / М. В. Киселева. — СПб: Речь, 2008. — 104с.

Копытин, А. И. Арттерапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е.

Свистовская. — М.: Когито — Центр, 2007. — 98с.

Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. С. Волковой. — Издание пятое, перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 703с.

Маслова, Н. В. Лепим из соленого теста / Н. В. Маслова. — СПб: Каро, 2008. — 64с.

Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова и др. — М.: Академия, 2002. — 224с.

Пособие по терапевтической верховой езде. Вопросы и ответы / Ф. Джосвик, Киттередж М. и др. — М.: МККИ, 2000. — 114с.

Трубачева, Т. П. Иппотерапия / Т. П. Трубачева. — Красноярск, 2008. — 96 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова. — М., 2008. — 256с.
  2. , Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова / Под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 108 с.
  3. , Е.В. Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) у дошкольников посредством двигательной активности / Е. В. Белова // Логопед в детском саду. — 2008. — № 2. — С. 31−33.
  4. , М.В. Арттерапия в работе с детьми / М. В. Киселева. — СПб: Речь, 2008. — 104с.
  5. , А. И. Арттерапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — М.: Когито — Центр, 2007. — 98с.
  6. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л. С. Волковой. — Издание пятое, перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 703с.
  7. , Н.В. Лепим из соленого теста / Н. В. Маслова. — СПб: Каро, 2008. — 64с.
  8. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова и др. — М.: Академия, 2002. — 224с.
  9. Пособие по терапевтической верховой езде. Вопросы и ответы / Ф. Джосвик, Киттередж М. и др. — М.: МККИ, 2000. — 114с.
  10. , Т.П. Иппотерапия / Т. П. Трубачева. — Красноярск, 2008. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ