Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития творческих способностей студентов — будущих учителей на основе личностно-ориентированного подхода: На примере математического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут найти применение в практике преподавания в педагогических колледжах и вузах. Разработанная нами совокупность условий эффективного развития творческих способностей студентов на основе личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе составила основу научно-методических… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Вопросы развития личности студента в философской, психолого-педагогической литературе на основе личностно-ориентированного подхода
    • 1. 2. Вопросы развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Педагогическая технология обучения студентов в условиях личностно-ориентированного подхода
    • 2. 2. Пути реализации предлагаемой системы педагогических условий развития творческих способностей студентов на практике
    • 2. 3. Учебно-воспитательный процесс обучения математическому анализу на основе создания педагогических условий

Педагогические условия развития творческих способностей студентов — будущих учителей на основе личностно-ориентированного подхода: На примере математического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамика социально-экономического развития общества, демократизация и гуманизация образования обуславливают необходимость в определении эффективных путей и средств, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных учителей с творческим отношением к педагогической деятельности.

Недостатком современного образования является его слабое воздействие на творческий потенциал студентов. Педагогические учебные заведения находятся в поиске наиболее эффективных и действенных форм работы по развитию творческих способностей будущего учителя, его готовности к применению творчества в педагогической деятельности. Исследования в данном направлении по психолого-педагогическим дисциплинам ведутся, но нет специальных работ, где данный вопрос рассматривался бы с позиции преподавания предметов общетеоретической подготовки.

Анализ работы преподавателей в современном вузе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию творческих способностей студентов в процессе обучения недостаточно высок. Наблюдения и беседы с преподавателями показывают, что их до сих пор больше интересует степень овладения студентами программного материала, чем глубокая продуманная работа по развитию у студентов интереса к творческой деятельности, потребности в ней, что предопределяет развитие творческих способностей. В системе работы вузовских преподавателей, к сожалению, преобладают стереотипные методы и приемы, направленные на алгоритмизацию действий студентов.

Успешное решение данной проблемы, несомненно, требует анализа формирования и развития творческой личности студентов. По мнению многих ученых, как зарубежных (К. Юнг, Д. Гилфорд, П. Торренс), так и отечественных (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. Г. Вяткин, А. М. Матюшкин, А .Я. Пономарев), решающее значение для формирования активной самореализирующейся личности имеет творческая деятельность.

Проблема творчества, творческой деятельности человека постоянно привлекала внимание многих ученых философов, психологов (Г.С.Батищев, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев, В. А. Петровский, Б. М. Теплов, С. Л. Франк и др.), педагогов (В.И.Андреев, Н. Н. Вересов, Л. Г. Вяткин, В. И. Загвязинский, Л. Н. Куликова, В. Н. Никитенко, Н. Ю. Посталюк, М. М. Поташник и др.). Феномен творчества всегда рассматривался в личностном аспекте в рамках создания многих, особенно зарубежных, концепций (А.Маслоу, С. Штейн, А. Хатсон и др.).

В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях изучаются различные подходы приобщения учащихся к творчеству: обеспечение целостной структуры творческого процесса (А.М.Матюшкин) — формирование творческого потенциала педагога (В.И.Загвязинский, М. М. Поташник и др.) — моделирование и проектирование как проявление творчества в педагогической деятельности (В.П.Беспалько, Б. С. Гершунский, М. В. Кларин, Ю. Н. Кулюткин, В. Е. Родионов и др.).

Полагаем, что перестройка системы вузовского образования с целью создания условий для развития творческих способностей студентов невозможна без преобразований в содержании и характере учебного процессаиспользования педагогических средств, направленных на дифференциацию и индивидуализацию обучениязамены традиционных задач проблемными и творческимисоздания условий для исследовательской деятельности.

Фундаментальной основой для решения вышеизложенной проблемы в нашем исследовании послужили: концепция личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (Н.А.Алексеев, В. В. Сериков, И.С.Якиманская) — методология и методика педагогического исследования (Г.Н.Волков, В. В. Краевский, В. И. Загвязинский, А.М.Новиков) — современные теории личности и деятельности Л. С. Выготского, В. А. Петровского и др.- методологические положения и технологии, которые описаны в работах В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, Е. С. Полат и др.- идеи моделирования и проектирования личностно-ориентированного обучения, гуманизация образования Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова, М. В. Кларина, Н. Ф. Талызиной,.

A.П.Тряпицыной, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.- работы, освещающие проблемы педагогики творчества В. И. Андреева, И. П. Волкова, Л. С. Выготского, В. И. Загвязинского, В.А.Кан-Калика, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина и др. Основные категории личностно-ориентированного обучения, его функции рассматривались в работах Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина и др. Механизмы образования личностного опыта, развития творческого потенциала обучаемых, психологические основы личностно-ориентированного образования исследовались в трудах Л. И. Анциферовой, Л. Г. Вяткина, Н. А. Менчинской, В. С. Мерлина, И. С. Якиманской и др. Педагогический аспект личностно-ориентированного обучения анализируется в трудах.

B.Н.Загвязинского, К: М. Монахова, Н. Ф. Талызиной и др. Проблеме развития системы образования в Республике Саха (Якутия) посвящены работы В. Ф. Афанасьева, Л. И. Аманбаевой, А. А. Григорьевой, Д. А. Данилова, А. В. Ивановой, А. Г. Корниловой и др.

В отечественной педагогической теории и практике возникло противоречие между объективными потребностями обновления процесса профессиональной подготовки учителя и существующими традиционными подходами в подготовке учителей к творческому решению стоящих перед ними задач, в частности, между содержанием рекомендаций к внедрению личностно-ориентированного подхода и недостаточной разработанностью содержания подготовки учителей, признанием необходимости развития творческих способностей студентов и отсутствием должных педагогических условий для их развития. Эти противоречия определяют проблему соотношения приобретаемых студентами общетеоретических знаний, умений и навыков и уровня развития их творческих способностей.

В исследованиях, посвященных изучению данной проблемы, недостаточно разработаны педагогические условия и приемы, направленные на развитие творческих способностей студентов — будущих учителей на основе личностно-ориентированного подхода. Все это свидетельствует об актуальности изучения проблемы, чем и обусловлен выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия развития творческих способностей студентов — будущих учителей на основе личностно-ориентированного подхода» (на примере математического анализа).

Объект исследования — процесс развития творческих способностей студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования — пути и условия развития творческих способностей студентов на основе личностно-ориентированного подхода в процессе обучения математическому анализу.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической реализации педагогических условий развития творческих способностей студентов — будущих учителей на основе личностно-ориентированного подхода.

В основу исследования положена следующая гипотеза: успешное развитие творческих способностей студентов — будущих учителей может быть обеспечено при соблюдении следующих педагогических условий, предусматривающих:

— наличие специально разработанного содержания занятий, способствующего развитию творческих способностей студентовбудущих учителей, помогающее дифференциации обучения с учетом личностных возможностей студентов;

— использование педагогических средств, позволяющих строить учебный процесс с позиций личностного подхода на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества между субъектами обучения и воспитания, стимулирующих проявления творчества;

— построение учебно-исследовательской деятельности как процесса личностного развития самостоятельного и творчески мыслящего специалиста;

— возможность обеспечения личностно-развивающего процесса как объективного педагогического феномена, который органически встроен во все другие педагогические процессы.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы развития личности, раскрыть современное содержание личностно-ориентированного образования и особенности его организации в вузе.

2. Выявить образовательные компоненты и особенности развития творческих способностей студентов.

3. Теоретически и экспериментально обосновать пути и условия, обеспечивающие достижение высокого уровня развития творческих способностей студентов на основе применения личностно-ориентированного подхода в педагогическом вузе.

4. Разработать содержание специальных занятий по математическому анализу, определить формы учебно-воспитательной работы, способствующие реализации выявленной совокупности педагогических условий, и установить их влияние на развитие творческих способностей студентов — будущих учителей.

Методологической основой исследования послужили: концепция личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процессаположения об активности человека, которая направлена на исследование и созидание самого себяположения философии, психологии, педагогики о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития.

Методы и база исследования: В ходе исследования был проведен теоретический анализ проблем, изучена научно-педагогическая литератураобобщен передовой опыт преподавателей вузов, а также собственный опыт двадцатилетней практической работы со студентамипроведена опытно-экспериментальная работаприменены методы экспертных оценок, самооценок, тестирования. Для выявления уровня проявления творческих способностей студентов были использованы следующие методы: исследование оригинальности творческого мышления, чувства новогоиспользование дифференцированных заданийанализ уровней развития творческих способностей с помощью анкетирования и последующей математической обработки.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась поэтапно с 1982 по 2003 г. на базе математического факультета Института математики и информатики и физического факультета Физико-технического института Якутского государственного университета.

Этапы исследования. На I этапе (1982;1991 гг.) решались задачи осмысления и формирования научной проблемы, уточнялись представления об объекте и предмете исследования. В этот период изучалась литература, анализировалось состояние проблемы подготовки творчески мыслящего учителя, разрабатывались исходные теоретические позиции, обобщался опыт передовых преподавателей вузов, в том числе личный опыт вузовского преподавателя, накапливался и обобщался собственный опыт относительно развития творческих способностей студентов. В это же время было начато проведение констатирующего эксперимента. Полученные в его ходе данные позволили окончательно определить цель, задачи, объект, предмет исследования, выдвинуть гипотезу решения проблемы, наметить программу опытно-экспериментальной работы.

На II этапе (1992;2000 гг.) проводилась опытная проверка гипотезы и ее уточнение в ходе эксперимента. Были теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческих способностей студентов на основе применения личностно-ориентированного подхода, разрабатывались и проводились учебно-воспитательные занятия, вырабатывались педагогические рекомендации по организации учебных занятий, направленные на развитие творческих способностей студентов — будущих учителей.

На III этапе (2001;2003 гг.) — обобщался накопленный материал, велась обработка данных опытно-экспериментальной работы, оформлялись и внедрялись в практику результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработаны положения, на основе которых выявлены образовательные компоненты и особенности развития творческих способностей студентовтеоретически обоснован и показан педагогический подход к развитию творческих способностей студентов — будущих учителей на основе личностно-ориентированного подходаразработано содержание специальных занятий по развитию творческих способностей студентов и определены соответствующие формы учебно-воспитательной работы на занятиях по математическому анализу, реализующие предложенные педагогические условия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены педагогические условия организации специальных занятий на основе личностно-ориентированного подхода и изучено их влияние на эффективность развития творческих способностей студентовсогласно выявленным условиям организации учебно-воспитательного процесса по развитию творческих способностей студентов на основе личностно-ориентированного подхода, предложен учебно-методический комплекс, включающий разноуровневую программу учебного курса теории функций комплексного переменного по специальности «физика, учитель физики» и методическое пособие для подготовки к олимпиаде по математическому анализу, отвечающие задачам развития творческих способностей будущих специалистов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы могут найти применение в практике преподавания в педагогических колледжах и вузах. Разработанная нами совокупность условий эффективного развития творческих способностей студентов на основе личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе составила основу научно-методических рекомендаций для педагогов-практиковнами разработаны и внедрены в практику учебно-методические комплексы для активизации процесса развития творческих способностей студентов при обучении математическому анализу, в частности, его раздела — теории функций комплексного переменного. Разработанные подходы к подготовке будущих учителей, направленные на развитие творческих способностей, могут быть использованы в любом учебном заведении, готовящем или переподготавливающем учителей общеобразовательных школ путем соответствующей коррекции содержания и форм проведения учебных занятий. Результаты исследования могут быть использованы также при подготовке учителей — предметников любой специальности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются единством философских и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей, методологической обоснованностью исходных параметров, организацией опытно-экспериментальной работы, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, количественным и качественным анализом значительного объема теоретического и эмпирического материала, результатами экспериментальной проверки в высшем профессиональном учебном заведении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс эффективной организации учебно-воспитательного процесса развития творческих способностей студентов — будущих учителей на основе применения личностно-ориентированного подхода рассматривается нами как особый способ взаимодействия преподавателя и студента, при котором происходит содействие актуализации и развитию потенциальных возможностей личности, приводящее к усилению потребности в самосовершенствовании, саморазвитии, самореализации.

2. Основными факторами развития творческих способностей у студентов на занятиях по математическому анализу являются: специально созданная программа обучения студентов, предусматривающая приближение содержания занятий к личностным возможностям студентов, и последовательная организация гуманистического взаимодействия участников образовательного процессаразработка специальных занятий по математическому анализу, их организация и проведение на основе личностно-ориентированного подхода. Содержательную часть этих занятий составляют разноуровневые творческие задания, направленные на развитие творческих способностей.

3. Предложенное содержание специальных занятий по математическому анализу, теории функций комплексного переменного и формы учебно-воспитательной работы, реализующие совокупность предложенных педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса развития творческих способностей студентов на основе личностно-ориентированного подхода в педагогическом вузе, эффективно влияют на саморазвитие личности молодых людей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем их обсуждений на заседаниях кафедр математического анализа, дифференциальных уравнений математического факультета Якутского государственного университета. Положения и выводы диссертации были доложены на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ЯГУ в период с 1985 по 2002 г., на научно-методической конференции Якутской государственной педагогической академии (Якутск, 2002 г.), республиканской научно-практической конференции «Математика. Информатика. Образование» (Якутск, 2002 г.), на научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки в I четверти XXI века: опыт, проблемы, перспективы» Лиги «Женщиныученые Якутии» (Якутск, 2002 г.), а также на X Международной конференции «Математика. Экономика. Образование» (Ростов-на-Дону, 2002 г.).

Разработанная система специальных занятий по развитию творческих способностей студентов внедрена в практику занятий по математическому анализу для студентов математического и физического факультетов Якутского государственного университета. На основе материалов исследования изданы разноуровневая программа учебного пособия и методические рекомендации по математическому анализу для студентов МФ, ФФ ЯГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по результатам экспериментальной работы были сделаны на основании использования разработанных критериев эффективности развития творческих способностей студентов посредством задач.

Основным критерием эффективности развития творческих способностей мы считали количество переходов студентов с одного уровня сформированности творческих способностей на другой, более высокий. Помимо этого нами были использованы следующие:

— количество студентов, выбирающих задачи, предполагающие продуктивный характер деятельности;

— количество студентов, справившихся с решением задач;

— коэффициент полноты выполнения действий, составляющих способ решения задач конкретного вида;

— количество студентов, выполняющих неоцениваемые домашние задания.

Анализ результатов статистической обработки (обработка велась с помощью критерия Стъюдента-Госсета) показал, что между студентами отсутствовали статистически значимые различия перед началом экспериментальной работы.

На первом этапе, в начале I семестра, с целью выявления уровня сформированности творческих способностей студентов, перед проведением эксперимента были проведены контрольные срезы.

С целью изучения отношения студентов к предмету математического анализа проведено анкетирование студентов «Как Вы относитесь к занятиям по математическому анализу?». Приведем ответы студентов экспериментальной и контрольной групп.

Предлагалось указать балл, наиболее соответствующий ответу: 2 -всегда, 1 — иногда, 0 — никогда. Были предложены следующие вопросы:

1.1. Проявляю интерес к отдельным фактам.

2.2. Стараюсь добросовестно выполнить программу.

3.3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.

3.4. Проявляю интерес к обобщениям законов.

4.5. Мне интересны не только знания, но и способы их добывания.

4.6. Испытываю интерес к самообразованию.

Сравнительный анализ показателей экспериментальной и контрольной групп приведен в таблице 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическая разработка проблемы позволила выявить следующее:

— Одной из актуальных задач педагогики является разработка таких систем обучения, которые обеспечивали бы условия полноценного развития личности человека на разных ступенях системы непрерывного образования. Решению этой задачи служит личностно-ориентированный подход, когда личность студента воспринимается как субъект воспитания;

— Процесс дифференцированного обучения студентов в условиях применения личностно-ориентированного подхода может и должен обеспечить реализацию развития творческих способностей студентов. При этом студенты получают большие потенциальные возможности для своего личностного и профессионального становления, для саморазвития и духовного роста. Студенты смогут развить в себе профессионально-значимые качества. В процессе учебно-воспитательной работы преподавателям необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику учебных возможностей и профессионально-значимых качеств личности студентов;

— В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. В процессе обучения и воспитания можно создать наиболее оптимальные условия для более быстрого перехода способности с одного уровня на другой, более высокий, уровень развития. Для этого необходимо, во-первых, заинтересовать студента творческой деятельностьюво-вторых, научить его владеть основными приемами творческого решения вопросовв-третьих, предоставить самим студентам возможность для проявления большей активности и самостоятельности в учебно-практической деятельности;

— Образование, ориентированное на развитие личности это особый вид образования, которое органически связано с другими направлениями образовательной деятельности, но не подменяется ими. Его цель — развить личность в студенте.

Анализ зарубежного и российского опыта позволил обосновать основные педагогические условия организации и проведения учебно-воспитательного процесса развития творческих способностей студентов — будущих учителей на основе ЛОП (см. с. 6, 7).

Показано, что для реализации первого педагогического условия было выявлено следующее:

— необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента путем определения уровня развития на данном этапе обучения;

— составлять разноуровневые задания и использовать их с учетом диагностики обученности и обучаемости;

— практиковать индивидуальные задания, требующие нестандартного подхода;

— применять на занятиях различные активные формы и методы работы;

— знакомить учащихся с новыми достижениями в научной и педагогической литературе.

Для реализации второго педагогического условия необходимо учитывать следующее:

— создание условий для проявления студентом самостоятельности, инициативы, позитивного творчества;

— использование различных проблемных ситуаций на занятиях для стимулирования умственной деятельности студентов;

— усиление познавательных мотивов обучения, используя различные виды учебно-познавательной деятельности студентов.

Для реализации третьего педагогического условия выявлено следующее:

— необходимо создавать психологическую установку студента на ответственное отношение к учебным обязанностям;

— повышать интерес к учебе;

— стимулировать стремление к глубокому овладению общенаучными и профессиональными знаниями;

— привлекать к активной познавательной деятельности;

— стимулировать самовыражение и положительную мотивацию;

— проводить специальную работу среди студентов по осмыслению и усвоению закономерностей учебно-познавательной деятельности.

Для реализации четвертого педагогического условия выявлено:

— относиться к студенту как к личности, индивидуальности;

— создавать атмосферу доверия, уважения, доброжелательности в учебной деятельности, положительного стимулирования;

— стимулировать познавательную деятельность студентов для более глубокого и прочного овладения ими изучаемого материала;

— поддерживать проявления инициативы со стороны студентов.

Приводятся результаты опытно-экспериментального исследования развития творческих способностей студентов на примере преподавания математического анализа студентам-математикам и его раздела — теории функций комплексного переменного студентам-физикам.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том,, что благодаря специально организованной целенаправленной работе, происходит успешное развитие творческого отношения студентов к учебе, наблюдается высокий уровень усвоения знаний. Обработка полученных данных дала основание утверждать, что студенты экспериментальных групп превосходили студентов контрольных групп по числу переходов с низкого уровня сформированности творческих способностей на более высокий (см. прил. З).

Данные, полученные на завершающей стадии эксперимента, позволили выявить, что у студентов экспериментальных групп наблюдаются позитивные мотивационные установки на приобретение знаний.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Дифференцированное обучение математическому анализу с учетом индивидуальных особенностей и уровней обученности студентов обеспечивает:

— достижение единого уровня базовых знаний, умений и навыков по математическому анализу;

— усвоение учебной программы всеми студентами, овладение правильной математической речью;

— повышение познавательной активности студентов, что создает условия для развития творческих способностей студентов.

Развитию творческих способностей студентов способствуют специальные задания, учитывающие индивидуальные особенности каждого студента, и соответствующие формы организации учебно-воспитательного процесса, в основу которого положена система дифференцированных заданий на выбор облегченного или усложненного характера, предлагаемых в определенных типах и видах заданий и рассчитанных на поступательное продвижение в учебе, а также — систематическая самостоятельная учебно-познавательная деятельность.

2. Педагогическими средствами, способствующими развитию творческихспособностей студентов, являются:

— научно обоснованная, тщательно и рационально спланированная организация лекционных занятий;

— использование рейтинговой системы оценки знаний и умений студентов;

— включенность студента в самостоятельную творческую работу;

— привлечение студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;

— создание благожелательной рабочей атмосферы на занятиях.

3. Для развития творческих способностей студентам необходимо овладеть комплексом специфических умений:

— умение видеть проблему и соотносить фактический материал с проблемой;

— умение вскрыть взаимосвязь и субординацию проблем, т. е~. видеть данную проблему как составную часть более общей;

— умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах;

— умение выдвинуть гипотезу, умение пользоваться аналогией и переносом.

Указанные умения являются своего рода ориентиром, к достижению которыми должен стремиться студент.

4. Личностно-развивающий процесс по развитию творческих способностей студентов будет эффективным, если все формы учебно-воспитательной работы будут представлять собой целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный, управляемый процесс, направленный на стимулирование и развитие познавательной и практической активности студента путем постановки задачи и последующей ее реализации в познавательных и практических действиях обучаемого.

В данном исследовании экспериментально апробированы приемы развития творческих способностей студентов, при отслеживании результативности предложенных приемов наблюдается положительная динамика познавательной активности студентов. Полученные в результате исследования данные позволяют констатировать, что только умелое стимулирование познавательной деятельности студентов создает надежную основу для глубокого и прочного овладения ими изучаемым материалом, от уровня сформированности творческих способностей зависит и показатель качества знаний студентов. Сравнительные данные результатов сдачи экзамена по математическому анализу (для математиков) и по ТФКП (для физиков) приведены в диаграмме (см. прил.4, 5).

Позитивные результаты по изменению уровня развития у студентов 2 курса творческих способностей в ходе формирующего эксперимента подтвердили справедливость и реализуемость сформулированной в начале исследования гипотезы. Это позволило признать проведение экспериментальной работы достаточно успешным, а эффективность проделанной работы по развитию творческих способностей студентов — подтвержденной.

Хочется отметить, что ряд студентов, проучившихся в экспериментальных группах в разное время, ныне работают в сфере высшего образования. Так, выпускники 1997 года Филиппова Майя — старший преподаватель кафедры высшей математики, Садовникова Майя — ассистент кафедры математического анализа, обе являются соискателями, Чурустаева Сахая преподает в ЯГСХА и является аспирантом кафедры математического анализа ИМИ. Выпускники 2001 года: Софронов Иван — ассистент кафедры высшей математики Мирнинского филиала ЯГУ, аспирант кафедры дифференциальных уравненийТумусова Анна — преподаватель ЯГПА, Петрова Лениада и Богдашина Надя — преподаватели ЯГИТИ и т. д.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы развития творческих способностей студентов. Дальнейшего изучения требуют прикладные задачи, учитывающие специфику подготовки студентов в условиях интеграции математического анализа с другими специальными дисциплинами. Не до конца изучены вопросы создания педагогической среды для развития творческой личности будущего учителя с учетом региональных особенностей. Предстоит работа по созданию учебного и методического пособия по ТФКП, в которые войдут задания, вариабельные по сложности, объему, степени интегрированности.

Разработанные нами подходы могут служить основанием для продолжения исследований, а также могут быть использованы преподавателями в учебно-воспитательной работе путем соответствующей коррекции содержания и форм проведения учебных занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.З. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов / В. З. Абрамов // О некоторых педагогических аспектах активизации творческого мышления: Сб. науч. тр. М., НИИВШ, 1991. -С.126
  2. Ю. Проникая в тайники души / Ю. Азаров // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 24−26.
  3. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект): Сб. науч. тр. / М.: НИИВШ, 1986. — 192с.
  4. Л.И. Личностно-ориентированное обучение и организация школьного образования (общие идеи) / Л. И. Аманбаева // Нар. образование Якутии. -2000. -№ 1. С.67−69.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.-Воронеж: Модэк, 1996. 384 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  7. А. Психологическое тестирование / А.Анастази. В 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т.2. — 336 с.
  8. A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента: Дис: канд. пед. наук / А.М.Анохин- Уфа, 1997.-202с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. -Казань: Казанский ун-т, 1988, -228 с.
  10. А.Е. Познавательная активность студентов: поиск формы активизации / А. Е. Астахова // Альма-матер. 2000. -№ 11.- С.29−32.
  11. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. -384с.
  12. СМ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб. -метод, пособие / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 368с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. -192с.
  14. В.С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. М.: Академкнига, 2002. -455с.
  15. Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. -Ростов-на-Д.: Феникс, 1999. С.322
  16. М.А. Система вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. 1975. — № 10.
  17. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки / Е. П. Белозерцев. -М.: Педагогика, 1989. 208с.
  18. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций, ч.2 / Д. А. Белухин. Воронеж: Модэк, 1997. — 304с
  19. А. Измерение умственных способностей / А.Бине. СПб.: Союз, 1999.-432с.
  20. .В. Вузовское обучение: проблемы активизации / Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева, Л. А. Шеметков, И. Ф. Харламов. -Минск: Университетское, 1989. -110 с.
  21. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В .Бондаревская // Педагогика. -1995. -№ 4. С.29−36
  22. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дис: д-ра пед. наук / В.Г.Бочарова- -М., 1991. 401с.
  23. Э. Как согласовать преподавание в средней школе с прогрессом науки / Э. Борель // Математическое просвещение. 1958. — № 3. — С.93
  24. Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога: Дис: канд. пед. наук / Н.М.Борисенко- Ставрополь, 1998.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. -Москва-Воронеж: Модэк, 1995. 349с.
  26. В.А. Педагогические проблемы самоконтроля в обучении и эффективность применения технических средств для его реализации / В. А. Вадюшин. -Минск, 1976. С. 10
  27. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие / А. А. Вербицкий. —М.: Высшая школа, 1991. -207с.
  28. С.Г. Источники профессиональной активности /С.Г.Вершловский // Профессия учитель. — М.: Педагогика, 1987. — С.62
  29. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1974.
  30. Г. Н. Якутские этнопедагогические этюды / Г. Н. Волков. Сост.
  31. A.А.Григорьева. Якутск: Кудук, 1998. — 76 с.
  32. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. Под ред.
  33. B.В.Давыдова. —М.: Педагогика-Пресс, 1999. -536с.
  34. П.Я. Управление процессом учения: Новые исследования в педагогических науках / П. Я. Гальперин. -М.: 1965. -Вып. 4.
  35. К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.Гельвеций. М.: 1968.
  36. Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? / Е. Геникс // Альма-матер. 1999. — № 10. — С.27
  37. В.Г. От знаний к творчеству: становление личности / В. Г. Герасимов, И. Н. Орлов, Л. И. Филиппов. -М.: МЭИ, 1995. — 228с.
  38. .В. Математическое образование в вузах: Учеб.-метод, пособие / Б. В. Гнеденко. М.: Высшая школа, 1981. -174с.
  39. Л. Индуицируя мысль / Л. Голубева // Высшее образование в России. -2000. № 4.-С.115−121.
  40. H.A. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов будущих учителей: Дис: канд. пед. наук / Н.А.Гордеева- - Казань, 1996. 140с.
  41. A.A. К вопросу о личностно-ориентированном обучении будущего учителя / А. А. Григорьева // Нар. образование Якутии. -1999. -№ 4. С.40−43.
  42. А.П. Пооперационный подход при текущем контроле как способ совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов / А. П. Гудыма // Формирование познавательной деятельности школьников и студентов. Тюмень: ТГУ, 1982. — С. 151 -158.
  43. Л.М. Педагогические основы формирования социально-педагогической готовности студентов пед. вузов к профессиональной деятельности: Дис: канд. пед. наук / Л.М.Гура- Иркутск, 1994. -209с.
  44. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996.-544с.
  45. Данилов Д: А. Индивидуальная подготовка студента к профессионально-педагогической деятельности: Науч.-метод, пособие / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. Якутск: ЯНЦ СО РАО, ЯГУ, 2001. -48с.
  46. У. Личность / У. Джеймс // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. -М.: МГУ. 1982. 288с. — С.60−70.
  47. X. Исследование способностей к наукам / Х.Дуарте. М.: 1960
  48. Н.П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. -М.: Мысль, 1983. -334с.
  49. А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М.: Пед. о-во России, 2000. — 352с.
  50. В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. -СПб.: Питер, 1999.-368с.
  51. А. Расстояние до студента / А. Еляков // Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С.97−102.
  52. М.В. Психология развития. Метод, пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева. М.: МПСИ- Воронеж: Модэк, 2000. — 336с.
  53. В.И. Основы дидактики высшей школы: учеб. пособие /
  54. B.И.Загвязинский, Л. И. Грищенко. Тюмень, 1978. — 91с.
  55. Л. Методологические основы воспитания будущих учителей / Л. Загрекова // Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С.59−64.
  56. С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения: Автореф. дисс: канд. пед. наук / С.Ю.Залуцкая- Якутск, — 1995.
  57. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе /
  58. C.И.Зиновьев. М.: 1975. — С.84.
  59. С.И. Основы андрагогики: Учебн. пособие / С. И. Змеев. -М.: Наука, 1999. 152с.
  60. A.B. Математическое образование в регионах Севера / А. В. Иванова. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1996. 279с.
  61. A.B. Организационно-методическое обеспечение математического образования в регионах Севера / А. В. Иванова. Якутск: ЯГУ, 1996.- 56с.
  62. A.B. Развитие личности в процессе математического образования / А. В. Иванова // Нар. образование Якутии. -1997. -№ 2. С.44−48.
  63. Д.Н. Введение в активные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: МПСИ, Флинта, 1998. — 192с.
  64. И.П. Проблемы формирования технического мышления / И. П. Калошина. -М.: МГУ, 1974. -184с.
  65. Кан Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Метод, рекомендации / В.А.Кан-Калик. Всерос. центр по проблемам общения- - М.: 1990. — 31 с.
  66. П.Л. Физические задачи / П. Л. Капица. М.: 1996.
  67. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982.-С.354
  68. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. М.- Авторские школы Москвы, 1992. — 125с.
  69. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: Творческая педагогика, 1993. 80с.
  70. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Дис: д-р пед. наук / В.В.Карпов- Сиб., 1992. -310с.
  71. О.И., Куценко В. А. Студент сегодня специалист завтра / О. И. Карпухин, В. А. Куценко. — М.: Мол. гвардия, 1983. — 144с.
  72. E.H. Развитие творческих способностей учащихся / Е. Н. Качалова. Якутск: ИСКРО, 1995. — 94с.
  73. Л.П. Педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учения студентов пед вуза: Дис: канд. пед. наук / Л.И.Качалова- — Екатеринбург, 1995. 185с.
  74. Качество образования в ЯГУ (социологическое исследование) / ЯГУ- Сост. У. Борисова, А. Сыроватская, науч. коне. Г. Г. Зайцев. Якутск: ЯФ СО РАН, 2003. — 120с.
  75. В.П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников / В. П. Кащенко // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в, — М.: 1990. — 465с. — С.483.
  76. A.M. О повышении студентами первого курса необходимости ответственного отношения к учению / А. М. Колесова // Экспериментальная и прикладная психология. -Л.: 1971. С. 70.
  77. В.П. Некоторые психологические показатели адаптации студента-первокурсника к условиям обучения в вузе / В. П. Кондратьева // Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. -Воронеж: 1972. С.117−118.
  78. Л.Л. Активное обучение как средство развития творческих способностей специалиста / Л. Л. Кондратьева // Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения. -Петрозаводск: 1998. 158с. — С.25−28.
  79. И.П. Развитие профессиональной творческой активности студентов будущих учителей физики в процессе педагогической практики: Автореф. дис: канд. пед. наук / И.П.Коновалова- -М., 1998.
  80. . Психологическая подготовка специалиста / Б. Коссов, С. Бирюков, И. Ванеева, И. Шуранова // Высшее образование в России. — 1999. -№ 1.-С.71 -75.
  81. .Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б. Б. Коссов // Психология обучения. -№ 1, -1999. С. 12.
  82. А. Как формировать критическое мышление / А. Коржуев, В. Попков, Е. Рязанов // Высшее образование в России. — 2001. № 5. — С. 5558.
  83. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ / В. В .Краевский. -М.: Педагогика, 1977. 264с.
  84. В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.-Воронеж: Модэк, 1998. — 409с.
  85. М.Р. Методика преподавания математики в вузе / М. Р. Куваев. -Томск: ТГУ, 1990.-390 с.
  86. Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. -Благовещенск: БГПУ, 2001. 342 с.
  87. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
  88. Ю.Н. Самоанализ прогноз — действие / Ю. Н. Кулюткин, Н. Н. Лобанова // Профессия — учитель. — М.: Педагогика, 1987. — С.42.
  89. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. -М.: Институт прак. психологии, Воронеж: Модэк, 1997. -448с.
  90. А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. -М.: МГУ, 1982. 288 с. — С.21−27.
  91. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1983. -Т.1. 251с.
  92. А.Н. Формирование личности / А. Н. Леонтьев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. -М.: МГУ, 1982. -288 с. С.150−159.
  93. .Т. Педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000.-523с.
  94. Н.Т. Диагностика и стимулирование познавательной активности студентов педагогического вуза / Н. Т. Лобова // Проблемы высшей школы. Рес. науч.-метод, сб. -Киев: Выща школа, 1989. 127с. — С.82−88.
  95. Л. Исток и тайна персональности / Л. Логунова // Высшее образование в России. 2001. -№ 6. — С.6
  96. Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях Ф личностно-ориентированного обучения: Дис: канд.пед.наук / Е.М.Лысенко-- Саратов, 1998.
  97. A.C. Педагогические сочинения. Т.5 / А. С. Макаренко. М.: Педагогика. 1985. — 336с. W
  98. H.A. Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения: Автореф. дис: канд.пед.наук / Н.А.Малинникова- Брянск, 2000.
  99. А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. -М.: МГУ, 1982. -288с.-С.108−117.
  100. A.M. Психологическая закономерность мышления в проблемном обучении / А. М. Матюшкин // Советская педагогика. -1969.-№ 9, — С. 144.
  101. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления / А. М. Матюшкин. М.: 1980. — С.3−47.
  102. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1983. 96с.
  103. И.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / И. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368с.
  104. Э. Лекции по экспериментальной педагогике / Э.Мейман. -М.: 1917 (Очерк экспериментальной педагогики. -2-е изд. -М., 1922)
  105. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224с.1. Ф'
  106. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В.С.Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 256с.
  107. Методы активизации познавательной деятельности студентов. Сб. науч. тр. /Новочер. ГТУ- под ред. С. Н. Дурова. -Новочеркасск, 1993. 232с.
  108. A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников / A.B.Мордовская. — М.: Академия, 2000.- 176 с.
  109. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. М.: МГУ, 1982. — 288с. -С. 35−37.
  110. A.B. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111с.
  111. Х.Н. Профессионально-педагогическая направленность личности студента и средства ее формирования: Дис: канд.пед.наук / Х.Н.Нагиев- Челябинск, 1997. — 173с.
  112. Г. Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов (на базе технического вуза): Дис: д-р пед. наук / Г. Н.Неустроев- Челябинск, 1998. о
  113. Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 1 / Сост. И. К. Журавлев. М.: Педагогика, 1989. — 72с.
  114. Оптимизация учебного процесса в вузе: Межвузовский сб. научных тр. / Под ред. В. М. Соколова. Горький: ГГУ, 1988. — 1 Юс.
  115. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.-М.: 1986.
  116. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.:У Педагогика, 1987. -544с.
  117. Ю.И. Сотвори себя сам или пятнадцать, лет спустя / Ю. И. Петров // Альма-матер. 2001. -№ 5. — С.З.
  118. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. Ростов на/Д.: Феникс, 1996 — 512с.
  119. A.B. Развитие личности. Возрастная периодизация / А. В. Петровский // Психология развивающейся личности. —М.: 1987. -С.47.
  120. П.И. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. -М.: Пед. о-во России, 1999. 354с.
  121. В.А. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.завед. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. М.: Академия, 2001.- 136с.
  122. Проблемы активности студентов: Сб. науч. тр. / Ростов, гос. ун-т- -Ростов н/Д., 1975. 168с.
  123. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб.науч.тр. /-М.: МГОПИ, 1992. 153с.
  124. Профессия учитель: Беседы с молодыми учителями / Под ред.В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, С. Г. Вершловского. — М.: Педагогика, 1987, — 192с.
  125. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998.
  126. Психологические проблемы формирования специалиста в вузе: Межвуз.сб. науч.тр. / Мордов. гос. ун-т- Саранск, 1989. — 128с.
  127. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Институт психотерапии, 2002. 585с.
  128. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. -СПБ: Питер, 2000. 480с.
  129. Психология обучения, № 1, январь-февраль, 1998.
  130. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / М.: МГУ, 1979.-208с.
  131. Пути оптимизации обучения математике в вузе и школе: Межвуз.сб.науч.тр. / Мордов. гос. ун-т- под ред. В. И. Гришанова. Саранск, Ш1986.- 168с.
  132. JI.B. Понимание и познавательная активность // Активность личности в обучении. Сб.науч.тр. -М.: НИИВШ, 1986. 192с. — С.57−58.
  133. C.JI. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: СССР, 1957. -С.30−32.
  134. С.Л. О мышлении и путях его исследования /1. С. Л. Рубинштейн. М.: 1958.
  135. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989.-Т. 2. -328с.
  136. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // С. Л. Рубинштейн. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -М.: МГУ: 1982. 320с. — С.59−68.
  137. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Нар. образование, 1998. — 256с.
  138. Г. Е. Олимпиада по математическому анализу как средствоФразвития творческих способностей студентов: Метод, указания / Г. Е. Семенова, Л. Г. Васильева. Якутск: ЯГУ, 2001. — 58с.
  139. Г. Е. Экзаменационный материал (приложение к рабочей программе). Дисциплина: Математический анализ, ТФКП / Г. Е. Семенова, В. А. Егоров, Л. Т. Кутукова. Якутск: ЯГУ, 1997.
  140. Г. Е. Рабочая программа . дисциплины «Математическийанализ». Раздел «Теория функций комплексного переменного», направление: 510 100 Математика / Г. Е. Семенова, Л. Т. Кутукова, Т. Н. Селляхова. — Якутск: ЯГУ, 1996. Ф
  141. Г. Е. Экзаменационный материал (приложение к рабочей программе). Дисциплина: Комплексный анализ / Г. Е. Семенова, Л. Т. Кутукова, Т. Н. Селляхова. Якутск: ЯГУ, 1997.
  142. Г. Е. Выходные требования по математическому анализу / Г. Е. Семенова, П. П. Петров. Якутск: ЯГУ, 1997. — 20с.
  143. Г. Е. Материалы к выходным требованиям по И математическому анализу / Г. Е. Семенова, П. П. Петров. Якутск: ЯГУ, 1994.- 22с.
  144. Г. Е. Рабочая программа дисциплины «Математический анализ». Раздел «Теория функций комплексного переменного», Специальность: 10 400 -Физика, 71 500 Радиофизика и электроника / Г. Е. Семенова, С. В. Попов, Т. Н. Селляхова. — Якутск: ЯГУ, 1996.
  145. Г. Е. Рабочая программа дисциплины «Математический анализ». Раздел «Комплексный анализ». Направление: 510 200 Прикладная математика и информатика / Г. Е. Семенова, Т. Н. Селляхова. — Якутск: ЯГУ, 1996.
  146. В.В. Личностно-ориентированное образование: от теории к региональной системе / В. В. Сериков // Преподаватель. 1998. — № 3. — С.31.
  147. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.272с.
  148. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. Иркутск: Иркут. ун-т, 1991. — 232с.
  149. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок. Под ред. Ю. А. Кудрявцева. М.: Пед. о-во России, 2000. — 102с.
  150. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях /
  151. В.И.Смирнов. -М.: Пед. о-во России, 2000. -416с.
  152. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: 1995.
  153. С. Знакомая незнакомка / С. Смирнов // Высшее образование в России. -1999. -№ 4. С.107−111.
  154. Совершенствование содержания математического образования в школе и в вузе. Межвуз.сб.науч.тр. / Мордов. гос. ун-т- Саранск, 1988. — 168с.
  155. Современные проблемы методики преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат.спец. пед. ин-тов. Сб. статей / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. — 304с.
  156. С.И. Специфика вузовского обучения и активизации познавательной деятельности студентов / С. И. Сокорева // Поиски путей и средств активизации учебного процесса: Сб. науч. тр. Минск: Университетское, 1991. — С.20−31.
  157. С.И. Внедрение самоконтроля в практику учебной работы студентов / С. И. Сокорева // Поиски путей и средств активизации учебного процесса: Сб. науч. тр. Минск: Университетское, 1991. — 108 е.
  158. М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. МПСИ. М.: Флинта, 1998. — 364с.
  159. Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Степаненко. М.: ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320с.
  160. В.А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1982. 206с.
  161. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб-к для студентов сред.пед.учеб.заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998. — 288с.
  162. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 342с.
  163. .М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: АПН РСФСР, 1961. — 536с.
  164. .М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. В. Гиппенрейтер,
  165. B.Я.Романова. -М.: МГУ, 1982. 320с. — С.129−139.
  166. Д.Н. Мотивация период, предшествующий волевому акту / Д. Н. Узнадзе // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. — М.: МГУ, 1982. — 288с. — С.80−84.
  167. К.Д. Педагогическое сочинение / К. Д. Ушинский. М.: JL, 1988. Т.2.
  168. JI.M. Теоретические основы методики обучения математике / Л. М. Фридман. МПСИ. М.: Флинта, 1998. — 215с.
  169. Л.М. Концепция ЛОО / Л. М. Фридман // Завуч. -2000. № 8, 2000. — С.77−87.
  170. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: Межвуз. сб. науч. тр. / — Петрозаводск, 1988. 160с.
  171. Формирование познавательной деятельности школьников и студентов Сб.науч.тр. / Под ред. Загвязинского В. И. -Тюмень: ТГУ, 1982. 160с.
  172. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1989.-240с.
  173. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Вентана-Граф, 1995. — 231с.
  174. Холл Кэлвин С. Теория личности / С. Холл Кэлвин, Гарднер Линдсей. Пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 592с.
  175. Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: 1991. — С.206.
  176. И.Ф. Закономерности познавательной деятельности как основа активизации учения студентов / И. Ф. Харламов // Поиски путей и средств активизации учебного процесса. Минск: Университетское, 1991. —1. C.33−49.
  177. И.Ф. Работа со студентами по овладению технологией учения / И. Ф. Харламов // Поиски путей и средств активизации учебного процесса. Минск: Университетское, 1991. — С.61−69.
  178. И.Ф. Познавательная деятельность студентов по овладению лекционным материалом / И. Ф. Харламов // Поиски путей и средств активизации учебного процесса. Минск: Университетское, 1991. — С.73.
  179. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-320с.
  180. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320с.
  181. В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. —М.: Институт прак. психологии- Воронеж: Модэк, 1999. -288с.
  182. Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: НИИ школ МП РСФСР, 1976. 98с.
  183. Л.А. Совершенствование самостоятельной учебной работы студентов / Л. А. Шеметков // Поиски путей и средств активизации учебного процесса. Минск: Университетское, 1991. — С.83−92.
  184. А.П. Диалектический метод познания / А. П. Шептулин. -М.: Политиздат, 1983. 320с.
  185. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 144с.
  186. Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. -М.: Пед. о-во России, 1998. 250с.
  187. .Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. выс учеб заведений / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2001. — 144с.
  188. Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин. Под ред. Д. И. Фельдшейна. -М.: Международная пед. академия, 1995. 224с.
  189. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: Науч.-метод.пособие / А. Ф. Эсаулов. —М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
  190. Т.А. Проблемы подготовки студентов педвузов в свете новых современных психологических теорий. Социально-психологические проблемы студенчества России на рубеже XXI века / Т. А. Юшко. -Сыктывкар: 1998. С.45−47.
  191. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 1996. 96с.
  192. К.П. Врожденные качества и способности и развитие последних посредством воспитания / К. П. Яновский // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. — М.: Педагогика, 1990. -603 с. 1. Шкала рейтинга студента
  193. Дисциплина: Теория функций комплексного переменного
  194. Специальность (направление): 10 400 ФИЗИКА3. Курс (учебная группа):4. Семестр: третий.5. Преподаватель:
  195. Вид деятельности студента сентябрь октябрь ноябрь декабрь Рейтингбаллы) (баллы) (баллы) (баллы) сем.
  196. Посещение учеЬ. занятий и ь ¦ 15 15 15 50проработка теор. материала
  197. Выполнение обучающих и 12 20 22 22 76. формирующих заданий
  198. Контрольная по требо- 30 30ваниям к входу
  199. Контрольная работа по 40 40проверке остат. знаний
  200. Мини-контрольные 14 15 15 44
  201. Тематические контрольные 30 30 30 901. Коллоквиумы 15 15 30
  202. Контрольная работа для студентов I курса МФ
  203. Вопросы к коллоквиуму по математическому анализу на тему: «Определенный интеграл „
  204. Что такое разбиение отрезка а, Ъ. и диаметр разбиения?
  205. Если 8 —“ 0, то число точек разбиения стремится к бесконечности.Показать. Верно ли обратное утверждение?
  206. Что такое интегральная сумма функции / на отрезке ?
  207. Написать интегральную сумму
  208. Дать определение предела интегральных сумм при 5 —» 0.
  209. Что такое определенный интеграл?2
  210. Вычислить интеграл Jxdx с помощью интегральных сумм.1
  211. Какая функция называется интегрируемой на отрезке а, Ь.7
  212. Доказать необходимое условие интегрируемости: если функция/ интегрируема на а, Ь, то ограничена на а, Ь. (Для этого достаточно показать, что неограниченная на [а, Ь] функция не интегрируема на нем).
  213. Всякая ли ограниченная на отрезке а, Ъ. функция интегрируема на нем? Рассмотреть функцию Дирихле на отрезке [0,1].
  214. Доказать свойства определенного интеграла: а) линейность-б) аддитивность- в) монотонность.
  215. Функции fug интегрируемы на отрезке а, Ь. и различаются только своими значениями в точке с е [а, ?]. b b Тогда J/(x)dx = |g (x)
  216. Что такое нижняя и верхняя суммы Дарбу?
  217. Сформулировать и доказать свойства сумм Дарбу.
  218. Для данных функций/найти нижние Sn и верхние Sn суммы Дарбу на указанных отрезках, деля их на п равных частей: а) /(х) = хJ, х е -2,3.- б) /(х) = -Jx, х е [0,1]-в) /(*) = 2х,* е 0,1.
  219. Сформулировать и доказать необходимое и достаточное условие интегрируемости функции/на отрезке а, Ъ.
  220. Пусть функция/интегрируема и на отрезке а, Ъ. Тогда функция/интегрируема и на любом отрезке а, |3. а [а, Ъ]. Доказать. i
  221. Пусть f+g интегрируема на отрезке а, Ъ. Следует ли отсюда, что/и g интегрируемы на этом отрезке?
  222. Пусть |/| интегрируемая на а, Ь. функция. Что можно сказать об интегрируемости/на [а, Ъ]1 Рассмотреть на отрезке [0,1] функцию г1, хе000 =е
Заполнить форму текущей работой