Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация факультативных занятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Тренинг «Оценить себя и других по достоинству». Упражнение — игра «Как справиться с плохим настроением?» Тренинг «Искусство добиваться своего». Программа факультатива, составлена с учетом информационной нагрузки школьника, рассчитана на реализацию в учебное время в условиях образовательного учреждения… Читать ещё >

Организация факультативных занятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разработка факультативного занятия по психологии

Программа факультатива, составлена с учетом информационной нагрузки школьника, рассчитана на реализацию в учебное время в условиях образовательного учреждения. Объем курса составляет 18 часов (1 час в неделю на протяжении полугодия).

Цель факультатива: формирование психологической культуры учащихся.

Реализация цели предполагает последовательное решение следующих задач:

  • 1. Ознакомление учащихся с индивидуально-психологическими особенностями людей;
  • 2. Формирование потребности в самопознании и понимании самих себя и окружающих людей (родителей, друзей, учителей);
  • 3. Создание атмосферы доверия, свободного обмена мнениями, творческого поиска ответов на вопросы.

Специфика реализации данной программы заключается в следующем:

факультатив рассчитан на преподавание педагогом-психологом. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения и тесты.

важное условие реализации программы факультатива — диалогичность обучения, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от преподавателя навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными, иногда лично для него неприемлемыми, мнениями.

Программа факультатива «Мир внутри меня» .

Тема 1. Вводное занятие Знакомство. Понятие «самопознание» и его сущность. Особенности психологического познания и его роль в жизни. Возможности психологического самопознания и познания других людей. Психодиагностика как средство активизации процесса самопознания. Ознакомление со структурой курса. Выработка правил работы на занятиях.

Тема 2. Познание темперамента человека История развития представлений о темпераменте. Учение о типах нервной системы. Типы темперамента. Особенности и преимущества каждого из типов темперамента. Сочетание разных типов темперамента у одних и тех же людей.

Определение ведущего типа темперамента. Формула темперамента.

Тема 3. Характер человека Характер человека и его сущность. Черты характера. Индивидуальные различия в характерах людей. Связь характера и темперамента. Типология характеров людей. Акцентуации характера. Становление характера и его изменение в течение жизни человека. Диагностика типов личности учеников. Определение акцентуации характера.

Тест «Экстраверт или интроверт?» Тест «Вазы». Упражнение «Твой цвет и твой характер». Методика «Нарисуем свой характер» .

Тема 4. Самооценка как одна из важных черт личности человека Понятие самооценки. Ее место в структуре личности человека. Виды самооценки. Влияние неадекватной самооценки на развитие человека.

Тест «Отношение к себе». Упражнение «Как у тебя с самооценкой?» .

Тема 5. Какой я?

Понятие личности. Качества личности. Правила сильного человека. Вредные привычки.

Тест на самоопределение. Тест «Знаешь ли ты себя?» Упражнение «Принятие себя». Тест-игра «Дорога в горы». Тренинг «Правила сильного человека» .

Тема 6. Эмоции и чувства человека Роль эмоций и чувств в жизни человека. Чем отличаются чувства от эмоций? Аффекты, настроение, стресс. Виды эмоций. Эмоциональность как свойство личности. Влияние эмоций на поведение человека. Выражение эмоций.

Методика диагностики эмоциональности. Тест «Насколько ты эмоционален?» Тренинг «Нужна ли агрессия?» Тренинг «Уроки обиды». Игра «Назови эмоцию». Упражнение «Передай эмоцию» .

Тема 7. Тревожность Понятие тревожности. Причины тревожности. Характеристика человека, испытывающего тревожность. Способы избавления от тревожности. Личностная и ситуационная тревожность.

Методика выявления доминирующих эмоциональных состояний и оценки уровня тревожности. Игры и упражнения по устранению тревожности.

Тема 8. Саморегуляция Понятие саморегуляции. Основные характеристики саморегуляции. Развитие навыков саморегуляции в ситуациях общения.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Тренинг «Оценить себя и других по достоинству». Упражнение — игра «Как справиться с плохим настроением?» Тренинг «Искусство добиваться своего» .

Тема 9. Мотивация и воля Понятие мотивы и их место в структуре личности. Виды мотивов. Представление о воле. Волевой акт: простой и сложный. Когда проявляется воля человека? Воля, эмоции и мотивы поведения. Обращение к воле для объяснения человеческих поступков.

Зависимое (аддиктивное поведение). Умение сказать «нет» .

Тест «Ваша мотивация к успеху». Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей. Тест «Какая у тебя воля?» Тест «Настойчивость». Тест «Упорство». Тренинг «Как сохранить себя и свои границы» .

Тема 10. Способности человека Понятие способности. Виды способностей: творческие и познавательные способности. Способности и задатки. Индивидуальные проявления задатков и способностей. Условия развития способностей. Степени развития способностей.

Диагностика структуры способностей. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» Диагностика познавательных способностей (тест «Как вы запоминаете?», тест «Память на числа», тест «Образная память», тест «Избирательность внимания», тест «Числовой квадрат», тест «Простые аналогии», тест «Выделение существенных признаков», тест «Оценка логического мышления», тест «Закономерности числового ряда») на выбор учащихся.

Тема 11. Заключительное занятие Закрепление материала. Решение психологических задач (жизненные ситуации). Анкетирование учащихся по окончании курса. Выполнение и защита проекта «Психологический автопортрет» .

Календарно — тематический план факультатива приведён в приложении 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой