Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наука в эпоху Нового времени

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Разработанный Бэконом индуктивный метод познания должен в обязательном порядке исследовать внутренне присущие материи формы, которые являются материальной сущностью принадлежащего предмету свойства — конкретного вида движения. Для того чтобы выделить форму свойства, необходимо отделить от предмета все случайное. Такое исключение случайного, безусловно, — мысленный процесс, абстракция. Формы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Становление науки в эпоху Нового времени
    • 1. 1. Философские основания науки Нового времени
    • 1. 2. Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона и его роль в развитии науки Нового времени
  • Глава 2. Особенности метода научного познания Ф. Бэкона и его значение для развития науки
    • 2. 1. Характеристика метода познания Ф. Бэкона
    • 2. 2. Влияние индуктивного метода познания Ф. Бэкона на развитие науки
  • Заключение
  • Список литературы

Наука в эпоху Нового времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный путь либо полностью игнорирует, либо существенно уменьшает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты, по мнению Бэкона, оторваны от реальной действительности и «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» — способ получения знания, когда обращается внимание только на опыт (догматический эмпиризм). Такой метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов и доказательств. В результате они получают внешнюю картину знания, созерцают проблемы со стороны, но при этом не могут понять внутреннюю сущность исследуемых вещей и явлений.

«Путь пчелы» является совершенным способом познания. Применяя его, философ-исследователь использует все достоинства «пути паука» и «пути муравья», освобождаясь от их недостатков. Если следовать по «пути пчелы», то важно собрать весь комплект нужных фактов, затем обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и с помощью разума заглянуть внутрь проблемы, чтобы понять ее сущность.

Разработанный Бэконом индуктивный метод познания должен в обязательном порядке исследовать внутренне присущие материи формы, которые являются материальной сущностью принадлежащего предмету свойства — конкретного вида движения. Для того чтобы выделить форму свойства, необходимо отделить от предмета все случайное. Такое исключение случайного, безусловно, — мысленный процесс, абстракция. Формы, согласно мнению Бэкона, — это формы «простых природ», или свойств, изучаемых физиками. Бэкон ссылается на эти формы, как на «законы», поскольку они выступают в качестве детерминантов элементов фундаментальных структур мира.

В соответствии с теорией познания Бэкона, самое главное — изучить причины явлений, которые могут быть весьма разнообразными или действующими, которыми занимается физика, или же конечными, исследованием которых занимается метафизика.

Таким образом, наилучшим методом познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений.

2.

2. Влияние индуктивного метода познания Ф. Бэкона на развитие науки Историческая заслуга Фрэнсиса Бэкона заключается не в развитии конкретных наук или сделанных открытиях, не в проведении ряда исследований отдельных областей природы, а в том, что он довольно ясно и четко осознал сущность назревшего перелома, определив направления дальнейшего движения познания. Он по праву может считаться основоположником опытной науки Нового времени.

Метод познания для Бэкона имел глубоко практическое значение, поскольку он является величайшей преобразующей силой, правильно ориентируя теоретическую и практическую деятельность человека.

«Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.» Тем не менее, Бэкон в своих многочисленных исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, несмотря на то, что в эпоху Нового времени уже зарождался гипотетико-дедуктивный метод осмысления опыта, выдвигались различные предположения, гипотезы и следствия. «При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносились с опытом».

В этом отношении огромная роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел на необходимом уровне, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

Незадолго до своей смерти Бэкон написал книгу об утопическом государстве под названием «Новая Атлантида». В данном произведении он изобразил будущее государство, в котором абсолютно все производительные силы общества были усовершенствованы посредством науки и техники. Нужно отметить, что некоторые из описываемых ученым технических новшеств воплотились в реальность. А некоторые так и остались в области фантазии, но все они являются доказательством того, насколько сильно Бэкон верил в человеческий разум.

Воздействие идей Ф. Бэкона на естествознание и философию того времени велико и неоспоримо. Используемый им аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли существенную роль в достижениях естествознания XVI—XVII вв.еков.

Логический метод Бэкона дал импульс к развитию индуктивной логики. Классификация наук, предложенная Бэконом, была положительно воспринята учеными и положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Несмотря на то, что углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии несколько снизило после смерти Бэкона его влияние в XVII в., «в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание». Необходимо отметить, что они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Большинство исследователей даже рассматривают его в качестве «предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины».

Абсолютно вся философия эпохи Нового времени, все самые выдающиеся мыслители того периода дали своеобразный толчок развитию качественно новой философии на последующие столетия. Бэкон стоял у истоков почти всех философских течений XIV—XX вв., стал их «духовным отцом». Теоретические положения, концепции Бэкона впоследствии были усовершенствованы или опровергнуты последователями, но как бы то ни было они стояли в самом центре философских споров и поисков истины.

Кроме того, Ф. Бэкон оказал сильное влияние на европейскую философию. К. Маркс так писал об этом: «У Бэкона, как первого своего творца материализм таит ещё в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития».

Важно подчеркнуть, что последующие поколения были обязаны Бэкону тем, что он призвал каждого ученого встать на путь исследования фактов. Он верил в то, что наука сможет улучшить жизнь людей, «но в этой его вере содержались не только заблуждения, но и глубокое прозрение мощи человеческого познания».

Разработанный Бэконом индуктивный метод познания, который шел от одного частного опыта к другому, позволил открывать достоверные истины и законы природы. Индуктивный метод Бэкона сыграл огромную роль в становлении опытных наук о природе. Некоторые философы (особенно Рассел) считали, что этот метод существует сам по себе, а его несколько одностороннее метафизическое применение является всего лишь недооценкой философом познавательной роли дедукции.

Таким образом, вклад Ф. Бэкона в становление опытной науки подчеркивается его тщательной разработкой индуктивного метода научного познания. Благодаря Бэкону расширилось понимание роли эксперимента в познании сущности вещей.

Заключение

Развитие нового буржуазного общества в эпоху Нового времени породило ряд изменений не только в экономике, политике и социальных отношениях, но и в сознании людей. Главным фактором таких изменений была наука, и, главным образом, поиск оптимальных методов познания.

Перед философией XVII века стояла проблема познания, выразившаяся в двух направлениях: номиналистическое, опирающееся на опыт; и рационалистическое, предлагающее получать достоверное знание исключительно с помощью разума. Эти два направления предстают как эмпиризм и рационализм.

Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма утверждал, что единственно правильным путем, который ведет к знанию, являются наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый, согласно Бэкону, должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к более широким обобщениям, то есть использовать индуктивный метод познания.

Влияние философии Бэкона на естествознание и последующее развитие философии велико. Применяемый им аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли огромную роль в достижениях науки.

Ряд исследователей рассматривали Бэкона как предшественника современной интеллектуальной жизни и пророка прагматической концепции истины. Учение родоначальника эмпиризма Бэкона оказало сильное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Своеобразный призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для изучения науки и сыграл важную роль в создании научных организаций.

Список литературы

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 2013 — 592 с.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 512 с.

Горелов, А. А. Философия. Учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Кнорус, 2012. — 320 с.

Кальной, И.И., Сандулов, Ю. А. Философия для аспирантов / И. И. Кальнов, Ю. А. Сандулов. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003. — 512 с.

Канке, В. А. Философия для экономистов / В. А. Канке. — М.: Омега-Л, 2013. — 464 с.

Кохановский, В.П., Жаров, Л.В., Яковлев, В. П. Философия. Конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев. — М.: Кно

Рус, 2013. — 192 с.

Светлов, В. А. Философия: Учебное пособие / В. А. Светлов. — СПб.: Питер, 2011. — 329 с.

Философия: Конспект лекций / Под ред. Ю. Е. Коробковой. — М.: МИЭМП, 2005. — 118 с.

Светлов, В. А. Философия: Учебное пособие / В. А. Светлов. — СПб.: Питер, 2011. — 17 с.

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 31 с.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 225 с.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 225 с.

Там же. С. 223.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 224 с.

Там же.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 224 с.

Кохановский, В.П., Жаров, Л.В., Яковлев, В. П. Философия. Конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев. — М.: Кно

Рус, 2013. — 70 с.

Там же.

Кохановский, В.П., Жаров, Л.В., Яковлев, В. П. Философия. Конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев. — М.: Кно

Рус, 2013. — 70 с.

Там же.

Там же.

Горелов, А. А. Философия. Учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Кнорус, 2012. — 168 с.

Кохановский, В.П., Жаров, Л.В., Яковлев, В. П. Философия. Конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев. — М.: Кно

Рус, 2013. — 71 с.

Кальной, И.И., Сандулов, Ю. А. Философия для аспирантов / И. И. Кальнов, Ю. А. Сандулов. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003. — 126 с.

Кальной, И.И., Сандулов, Ю. А. Философия для аспирантов / И. И. Кальнов, Ю. А. Сандулов. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003. — 126 с.

Там же. С. 126.

Там же. С. 127.

Там же. С. 127.

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 29 с.

Философия: Конспект лекций / Под ред. Ю. Е. Коробковой. — М.: МИЭМП, 2005. — 53 с.

Кальной, И.И., Сандулов, Ю. А. Философия для аспирантов / И. И. Кальнов, Ю. А. Сандулов. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003. — 127 с.

Там же. С. 128.

Там же. С. 128.

Там же. С. 129.

Канке, В. А. Философия для экономистов / В. А. Канке. — М.: Омега-Л, 2013. — 259 с.

Там же.

Там же.

Горелов, А. А. Философия. Учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Кнорус, 2012. — 166 с.

Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 2013 — 308 с.

Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 2013 — 309 с.

Там же.

Светлов, В. А. Философия: Учебное пособие / В. А. Светлов. — СПб.: Питер, 2011. — 191 с.

Светлов, В. А. Философия: Учебное пособие / В. А. Светлов. — СПб.: Питер, 2011. — 191 с.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 225 с.

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 54 с.

Там же.

Там же.

Алексеев, П.В., Панин, А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 2013 — 307 с.

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 54 с.

Там же.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 227 с.

Там же.

Голубинцев, В. О. Данцев, А. А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 227 с.

Канке, В. А. Философия для экономистов / В. А. Канке. — М.: Омега-Л, 2013. — 261 с.

Там же.

Канке, В. А. Философия для экономистов / В. А. Канке. — М.: Омега-Л, 2013. — 261 с.

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 56 с.

Там же.

Горелов, А. А. Философия. Учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Кнорус, 2012. — 168 с.

Алексеев, В. О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 56 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.О. Философия. Конспект лекций / В. О. Алексеев. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
  2. , П.В., Панин, А.В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 2013 — 592 с.
  3. , В.О. Данцев, А.А. Любченко, В. С. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. — Ростов-н/Д: Феникс, 2013. — 512 с.
  4. , А.А. Философия. Учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Кнорус, 2012. — 320 с.
  5. , И.И., Сандулов, Ю.А. Философия для аспирантов / И. И. Кальнов, Ю. А. Сандулов. — 3-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2003. — 512 с.
  6. , В.А. Философия для экономистов / В. А. Канке. — М.: Омега-Л, 2013. — 464 с.
  7. , В.П., Жаров, Л.В., Яковлев, В. П. Философия. Конспект лекций / В. П. Кохановский, Л. В. Жаров, В. П. Яковлев. — М.: КноРус, 2013. — 192 с.
  8. , В.А. Философия: Учебное пособие / В. А. Светлов. — СПб.: Питер, 2011. — 329 с.
  9. Философия: Конспект лекций / Под ред. Ю. Е. Коробковой. — М.: МИЭМП, 2005. — 118 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ