Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Ашев Г. А. Культура воинской деятельности. М.: ВПА, 1984; Галченко С. П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров. М.: ГА ВС, 1994; Гидиринский В. И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997; Грузков В. Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Ставрополь, 1997; Каверин Б. И., Чижик П. И. Духовная безопасность российского общества и личности воина… Читать ещё >

Содержание

  • Введение .
  • Раздел I. Духовные ценности офицера современной Российской армии как объект социально-философского анализа .
  • Раздел II. Противоречия формирования духовных ценностей офицера Российской армии.
  • Раздел Ш. Разрешение противоречий формирования духовных ценностей офицера Российской армии в современных условиях .

Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе обновления общественной жизни российского государства и реформирования его Вооруженных Сил важную роль играют духовные ценности граждан, особой общностью которых выступают военнослужащие. Становление российской армии все более актуализирует проблему сплочения воинских коллективов, понимания высокого предназначения государственной военной службы, формирования в частях и подразделениях атмосферы дружбы, товарищества и взаимопомощи, готовности выполнить любую боевую задачу.

В условиях использования сложнейших военно-технических комплексов и систем оружия все большее значение приобретают слаженность и согласованность, взаимозаменяемость и взаимовыручка, сплочённость подразделения, крепкая воинская дисциплина. Вместе с тем, если в подразделениях и частях слабо проводится воспитательная работа, недостаточно внимания уделяется изучению профессиональных, нравственных и социально-психологических особенностей военнослужащих, то в них могут создаваться предпосылки для возникновения напряжённых взаимоотношений, моральных конфликтов, низкого качества применения оружия и техники.

Решающая роль в разрешении возникающих противоречий воинской деятельности принадлежит командирам-единоначальникам и воспитателям. Они должны вникать в процесс учебно-боевой деятельности личного состава, иметь достоверную информацию о состоянии взаимоотношений в воинском коллективе, личным примером утверждать нормы права и нравственности. Одним из условий эффективного выполнения офицером своего предназначения является система духовных ценностей, на основе которой он строит свою организаторскую и воспитательную работу с подчиненными. Сложность и противоречивость ее формирования в современных условиях настоятельно требуют углубленного и взвешенного подхода к теоретическому осмыслению данного феномена.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в период реформирования системы отношений в российском государстве существенные изменения претерпела система духовных ценностей российского общества и Вооружённых Сил. Такие традиционные для военнослужащих понятия как Родина и Отечество, долг, честь и достоинство офицера, профессионализм, ответственность и другие претерпели известную трансформацию, существенно утратили свой прежний смысл и значение. Происходило также размывание смысла и значения многих ценностей. Относительный духовный вакуум в обществе, дискредитация старых и отсутствие четкой системы новых духовных ценностей и идеалов привели к серьезным проблемам в решении задач стабилизации роли духовного потенциала в системе военной безопасности страны.

Во-вторых, сложными процессами строительства и реформирования Вооруженных Сил России, качественными изменениями в характере воинской деятельности. Сегодня военнослужащему, и в первую очередь офицерскому корпусу, необходимы идеалы, нормы, цели, ориентиры, навыки, умения, соответствующие духовным ценностям обновляющейся системы общества, возросшим требованиям к социальному облику армии и флота.

В-третьих, потребностью исследования противоречий формирования духовных ценностей офицера современной российской армии, обусловленных сложным процессом социальной модернизации общества, строительства военной организации государства, непосредственным участием частей и соединений в ведении боевых действий, проведении миротворческих и специальных операций, недостаточным опытом и подготовленности части офицерского состава к выполнению управленческих функций и задач морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск.

В этих условиях разрешение возникающих противоречий в процессе формирования духовных ценностей офицера российской армии должно осуществляться с учетом современных условий, особенностей современной военно-политической обстановки в мире и стране, духовной атмосферы в воинских коллективах и в качестве главной цели иметь поддержание высокого морального духа армии и флота.

В-четвёртых, недостаточной научной разработкой проблемы духовных ценностей офицера российской армии как элемента системы духовных ценностей общества и военной организации. В связи с этим возникает необходимость социально-философского переосмысления их сущности, содержания, структуры и особенностей формирования на сложном современном этапе становления и развития российской государственности, духовного обновления общества и Вооруженных Сил.

Таким образом, насущные потребности формирования духовных ценностей офицера армии и флота, необходимость выявления противоречий данного процесса, а также основных направлений их позитивного разрешения предопределили актуальность данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проведенный автором анализ отечественной литературы в различные периоды развития российского общества и государства позволяет сделать вывод, что проблеме духовных ценностей офицера армии и флота не всегда уделялось пристальное внимание. Однако в связи с радикальными изменениями в нашем обществе в 90-х г. г. XX в. в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых последних лет все больше находят отражение вопросы, непосредственно связанные с формированием духовных ценностей общества, армии и личности. Анализ научных работ позволяет классифицировать их по следующим направлениям.

Первое направление представляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению методологических и общетеоретических проблем формирования и функционирования духовных ценностей, их влиянию на духовное развитие личности и социальных групп. Заметный вклад в разработку данной проблемы внесли С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский,.

М.П.Бочаров, Г. Я. Головных, П. С. Гуревич, Н. И. Дряхлов, В. А. Давыденко, Л. Н. Егорова, М. С. Каган, Б. Н. Капустин, А. Б. Лебедев, А. Н. Максимов, Р. В. Михайлова, Г. В. Платонов, Е. В. Плотникова, О. М. Родзянко, В. П. Тугаринов, Н. З. Чавчавадзе и др.1 Необходимо заметить, что специальных исследований, посвященных изучению проблемы духовных ценностей, незначительное количество. Большинство авторов в своих работах в основном характеризуют духовные ценности в контексте теории ценностей личности через выделение в них конкретных видов и свойств. Выделяются такие свойства как полезность2, приятность, достоинство3, значимость и социальная значимость4. В данных подходах еще много неясного, понимаемого неоднозначно, что не дает целостного представления о содержании и развитии духовных ценностей личности.

Второе направление представляют работы, посвященные исследованию структуры, содержания, этапов развития и направлений разрешения противо.

1 См.: Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988; Архангельский JI.M. Моральные ценности и современность //Вопросы философии. 1983. № 11- Бочаров М. П. От социальной ценности к социальному государству. М.: Луч, 1997; Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995; Головных Г. Я. Общественно-исторические системы ценностей: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1993; Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. М., 1997; Егорова JI.H. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1992; Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997; Капустин Б., Клямкин Н. Либеральные ценности в сознании россиян //Полис. 1994. № 1- Лебедев А. В. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991; Максимов АН. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997; Михайлова Р. В. Духовность крестьянства России XX века: социально-философский анализ. Чебоксары: Чуваш, изд-во, 1997; Платонов Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1998. № 2−3- Плотникова Е. В. Духовные ценности в процессе передачи опыта поколений. М., 1993; Родзянко О. М. Духовные ценности народа //Россия и современный мир. 1993. № 1, Тугаринов В. П. Духовные ценности человека //Советская педагогика. 1966. № 1- Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.

2 См., напр.: Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений //Философские науки. 1989. № 6. С.89−94- Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

3 См., напр.- Орлов Б. В., Эйнгорн Н. К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1995.

4 См., напр.: Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. речий, их проявлению в социальной среде. Известными исследователями этой проблемы являются: Ф. Ф. Вяккерев, А. В. Дмитриев, В. П. Дурин, В. Е. Жаданов, В. С. Жеребин, В. М. Кошев, В. Н. Кудрявцев, Ю. А. Красов, А. Ф. Проценко, В. Т. Себиченко, Г. М. Штракс и др.5 В работах указанных авторов содержатся методологические подходы к анализу социальных противоречий, социальных конфликтов, а также обосновываются механизм и пути их разрешения.

Третье направление составляют работы военных ученых, содержащие философско-методологические подходы к исследованию различных аспектов функционирования духовных ценностей военнослужащих в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и армии, а также связи духовных ценностей офицера с вооруженной защитой государства. Такие подходы, в частности, обозначены в трудах Г. А. Ашева, С. П. Галченко, В. И. Гидиринского, В. Н. Грузкова, Б. И. Каверина, В. Н. Ксенофонтова, П. В. Петрия, О. Х-А.Рахимова, А. Е. Савинкина, Ю. В. Славинского, М. Н. Шахова, Ю. А. Чернавина, П. И. Чижика, В. М. Чугунова и других6 В работах данного.

5 См.: Вяккерев Ф. Ф., Дурин В. П. Формы и методы разрешения противоречий //Вести. Ленингр. ун-та. 1983. № 1. С.34−40- Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В.

Введение

в общую теорию конфликтов (Юридическая конфликтология). М., 1993; Дурин В. П. Разрешение противоречий (формы и методы): Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1984; Жаданов В. Е. Методологические проблемы исследования противоречий социалистического общества: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М., 1985; Жеребин B.C. Диалектика социальных противоречий при социализме и право. М., 1986; Кудрявцев В. Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). М., 1992; Проценко А. Ф. Методологические аспекты анализа социальных противоречий: Автореф. дис.канд.филос.наук. М., 1978; Се-биченко В. Т. Структура, генезис и разрешение социальных противоречий: Автореф. дис.канд.филос.наук. Л., 1977; Штракс Г. М. Социальное противоречие. М.: Мысль, 1977 и.

См.: Ашев Г. А. Культура воинской деятельности. М.: ВПА, 1984; Галченко С. П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров. М.: ГА ВС, 1994; Гидиринский В. И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997; Грузков В. Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Ставрополь, 1997; Каверин Б. И., Чижик П. И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М.: ВУ, 2000; Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего. Материалы межд.науч.конф. М., 1995; Петрий П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и специфика формирования, М.: ВУ, 1998; Рахимов О. Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: ВУ, 2000; Савинкин А. Е. Духовное наследие русской направления духовный мир военнослужащего (офицера в том числе) рассматривается как одно из действенных средств реформирования военной организации государства и укрепления духовного потенциала военной безопасности России.

Четвертое направление включают работы военных ученых, в которых исследуются конкретные противоречия в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и армии. Усилиями ученых разработаны методологические основы анализа сущности, содержания и специфики проявления противоречий в сфере жизнедеятельности военнослужащих, механизма и направлений их разрешения. Такие ориентиры намечены, в частности, в работах Е. Д. Богатырёва, А. А. Корякина, Курносова Ю. В., В. П. Ляшенко,.

B.И.Плонина, Н. А. Репяха, В. Н. Смирнова, В. П. Суставова, А. А. Тиморина, 7.

C.А.Тюшкевича, С. В. Черноротова и др. Противоречия в сфере духовных ценностей офицера рассматривались не специально, а в контексте решения других исследовательских задач. армии //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М.: ВУ, 2000; Словинский Ю. В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии. М.: ВПА, 1981; Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего. М.: ВУ, 1997; Чижик П. И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М.: ВУ, 2000; Чугунов В. М. Духовный потенциал военной безопасности государства. Монино, 1998 и др.

7 См: Богатырёв ЕД. Образ жизни военнослужащих Вооружённых Сил: сущность, противоречия, проблемы. М.: ГА ВС, 1992; Корякин А. А. Противоречия современного военно-технического развития Вооружённых Сил и пути их разрешения: Автореф. дис.канд. фи-лос. наук. М.: ГА ВС, 1993; Курносов Ю. В. Противоречия процесса формирования самосознания личности советского воина и пути их разрешения в условиях перестройки: Автореф. дис.канд.наук. М.: ВПА, 1990; .Ляшенко В. П. Воинская деятельность мирного времени в ядерно-космический век: специфика, система и пути оптимизации: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: ВАФ, 1995; Репях Н. А. Прогнозирование противоречий развития Вооруженных Сил и путей их разрешения: Автореф. дис.канд.филос.наук. М.: ГА ВС, 1992; Смирнов В. Н. Противоречия формирования и функционирования военной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. .канд.филос.наук. М.: ВУ, 1996; Суставов В. П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коализации государств. М.: ВПА, 1992; Черноротов С. В. Социальные противоречия в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф.канд.филос.наук. М.: ВУ, 1996; Тиморин А. А. Армия и общество: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: ВПА, 1997; Тюшкевич С. А. Стратегическая стабильность в историческом измерении. М.: АРБИЗО, 1995 и др.

Отдавая должное вкладу названных исследователей в разработку проблемы социальных противоречий и особенностей их проявления в сфере духовных ценностей, отметим, что их труды составляют теоретическую основу и методологические ориентиры последующего социально-философского анализа противоречий формирования духовных ценностей офицера российской армии. В то же время необходимо подчеркнуть, что проблема духовных ценностей офицера Вооруженных Сил России в современном ее звучании и значении разработана недостаточно полно. Духовные ценности офицера рассматривались учеными в контексте решения других философских проблем. До сих пор не сложился концептуальный подход к исслебдованию противоречий в духовном мире офицера и их разрешению, который бы соответствовал изменениям в ценностных ориентациях значительной части офицерского состава армии и флота. Данное обстоятельство существенно снижает эффективность познавательной, научной и практической деятельности субъектов по укреплению духовного потенциала военной безопасности России.

Таким образом, выбор указанной темы исследования обусловлен ее актуальностью и недостаточной степенью научной разработанности, а также важной теоретической и практической значимостью проблемы.

Объектом исследования выступают духовные ценности офицера Российской армии.

Предметом исследования — противоречия процесса формирования духовных ценностей офицера Российской армии в современных условиях, а также основные (приоритетные) направления их разрешения.

Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском анализе духовных ценностей офицера, противоречий их формирования и выработке на его основе теоретических и практических рекомендаций, направленных на укрепление духовного потенциала армии и флота.

Реализация сформулированной цели достигается решением следующих конкретных задач:

— исследования духовных ценностей офицера как объекта социально-философского анализа;

— выявлении сущности, структуры и содержания противоречий формирования духовных ценностей офицера, а также их классификации по определенным основаниям;

— выявления приоритетных направлений разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера армии и флота в современных условиях;

— выработки и обосновании практических рекомендаций и предложений по оптимизации процесса разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера, повышения эффективности деятельности субъектов управления по укреплению духовного потенциала Вооруженных Силах Российской Федерации.

Методологическую и общетеоретическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам духовных ценностей, духовного развития личности и общества, взаимосвязи общества и армииработы военных ученых, посвященных анализу функционирования духовной жизни российского общества и духовных ценностей военнослужащихидеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли по проблемам общеонтологического и социального противоречийа также исследования военных ученых, отражающие современную специфику противоречий жизнедеятельности российского общества и армии.

В работе широко используются материалы и документы государственных органов Российской Федерации по военным вопросам, министерства обороны России, а также имеющиеся по данной проблематике материалы научно-практических конференций и периодической печати.

В исследовании использовались методы социально-философского анализа, синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения и другие.

Эмпирическую базу диссертации составляют результаты анализа основных положений руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению военной безопасности Российской Федерациирезультаты и выводы опросов и социологических исследований, проведенных отделом военно-социологических и правовых исследований Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и ассоциации военных социологов по рассматриваемой проблемеконтент-анализ материалов периодической печати. Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках и военно-учебных заведениях министерства обороны России.

Научная новизна исследования состоит:

— в обосновании методологических принципов и подходов к исследованию духовных ценностей офицера, особенностей их развития на современном этапе строительства российской армии;

— в анализе сущности, структуры и содержания противоречий формирования духовных ценностей офицера российской армии;

— в классификации противоречий формирования духовных ценностей офицера армии и флота по определенным основаниям;

— в определении и обосновании приоритетных направлений разрешения противоречий процесса формирования духовных ценностей российского офицера;

— в разработке практических рекомендаций по управлению процессом конструктивного разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера, укреплению духовного потенциала современной российской армии.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовные ценности офицера российской армии представляют собой личностно и социально-значимые для его духовного развития процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие в исторически определённых социальных и военно-профессиональных отношений, позитивно влияющие на выполнение им профессионального долга и укрепление духовного потенциала Вооруженных Сил.

2. Противоречия формирования духовных ценностей офицера представляют собой совокупность социальных условий, факторов и качеств личности, воздействующая на целесообразное и относительно самостоятельное взаимодействие противоположных сторон в структуре и содержании духовных ценностей. Это взаимодействие, с одной стороны, сдерживает поступательный процесс формирования духовных ценностей офицера, а с другой — выступает внутренним источником и движущей силой их развития.

3. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии классифицированы по следующим группам: а) противоречия, обусловленные формированием и функционированием духовных ценностей российского общества и государстваб) противоречия, вытекающие из характера взаимосвязи общества и Вооруженных Силв) противоречия, обусловленные службой в Вооруженных Силах Российской Федерацииг) противоречия формирования духовных ценностей офицера индивидуально-личностного характера.

4. Приоритетными направлениями разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера России в современных условиях являются: а) преемственность духовных ценностей в наследованииб) возрождение национального духовного самосознания российского обществав) радикальное обновление взглядов государства на духовный компонент военной безопасности страныг) взаимодействие органов военного управления с государственными и общественными организациями в решении проблем духовного развития офицерского корпуса Россиид) создание благоприятных условий для обеспечения высокого социально-правового статуса офицерской службы, авторитета и престижа ее в обществее) самосовершенствование офицером своего духовного мира и ценностей.

В теоретическом плане значимость работы состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности духовных ценностей офицера российской армии, их места в системе ценностей военнослужащих и личности, содержании и процессе формировании в современных условиях. Полученные результаты, обобщенные в социально-философскую концепцию, могут рассматриваться как основания при аксиологическом анализе не только духовности военнослужащих, но и общества в целом. Выводы работы могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики конкретных социологических исследований проблем, связанных с социальной значимостью военной службы, улучшением условий ратного труда, военно-профессиональной ориентации офицеров, повышением роли военной профессии в современном обществе.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности государственных и военных структур, общественных организаций по повышению духовных ценностей военной службы, что, по нашему мнению, окажет позитивное влияние на укрепление единства общества и армии, преодоление негативных и нежелательных процессов в военном строительстве России. Кроме того, анализ основных противоречий формирования и функционирования духовных ценностей офицера позволяет определить и спрогнозировать реальные возможности для осуществления основных направлений повышения престижа военной службы, его воздействия на весь процесс жизнедеятельности армии и флота России.

Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют определить целый ряд первоочередных проблем, требующих своего решения. Среди них: повышение качества и эффективности воинского труда офицерского состава, их социальная и правовая защищенность, демократизация и гуманизация армейской жизни, приведение ее в соответствие с демократическими процессами, протекающими в обществе.

Проведенное исследование дает основу для комплексной оценки реального состояния основных факторов, стимулирующих возрастание роли духовных ценностей военной службы, их более эффективного использования в повседневной деятельности по обучению и воспитанию военнослужащих, улучшению материально-бытовых условий их жизни.

В диссертации содержатся конкретные практические рекомендации и предложения, направление на дальнейшее углубление исследований духовных ценностей офицера армии и флота, расширение познаний в этой области субъектов управления воспитательной работы всех категорий военнослужащих в процессе реформирования армии и флота России. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебно-педагогической, научно-исследовательской и практической деятельности военных кадров.

Апробация исследования. Некоторые положения и выводы проведённого диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в процессе проведения занятий со слушателями и курсантами, а также в выступлениях перед военнослужащими частей и подразделений Московского и Северо-Кавказского военных округов.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Духовные ценности офицера Российской армии: особенности и формирование // Сборник научных статей адъюнктов. М.: ВУ, 2000. 1п.л.

2. Духовное возрождение России как фактор духовного развития военнослужащих армии и флота. Монино: ВВА им. Гагарина, 2000. 0,3 п.л. (в печати).

Общий объем публикаций по теме исследования составил 1,3 печатных листа.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы. Объём диссертации составляет 162 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты социально-философского анализа противоречий формирования духовных ценностей офицера российской армии в современных условиях позволяют заключить следующее:

1. Ценностное отношение к действительности органически присуще человеку как разумному деятельному существу. Как структурный элемент ценности, ценностное отношение между субъектом и объектом является одним из видов связи по разрешению противоречия между человеком и окружающим его объективным миром.

Важнейшим средством реализации стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач в современных условиях являются духовные ценности военнослужащих, выступающие своеобразным «эталоном» отношения офицера к выполнению своего профессионального долга перед Отечеством. Духовные ценности представляют собой связь субъекта с объектом по удовлетворению его материальных и духовных потребностей и интересов, с одной стороны, и с другой — как фактор или ориентир, побуждающий личность офицера или социальную общность к поступкам и деятельности.

В системе ценностей личности офицера современной Российской армии важное место, как представляется, принадлежит духовным ценностям. Проведенный в данном диссертационном исследовании анализ позволяет определить данный феномен как интегральные социально-значимые для духовного развития личности офицера процессы и явления, а также их свойства и стороны, функционирующие в системы определённых социальных и военно-профессиональных отношений, позитивно влияющие на совершенствование его духовной культуры и выполнение профессиональной деятельности как защитника Отечества.

В структуре системы ценностей офицера выделяют несколько групп духовных ценностей, определяющих основные характеристики офицера как личности. Учитывая известную самостоятельность духовных ценностей, автор их классифицировал по следующим основаниям: по включенности офицеров в основные виды воинской деятельности и воинских отношенийпо специфике военно-профессиональной деятельности в различных видах Вооруженных Силпо включенности офицеров в основные виды духовной жизнипо специфике деятельности офицеров и ее соотношению с другими видами деятельностипо характеру общения и другие. Их условно можно разделить на следующие группы: а) нравственно-гуманистическиеб) общественно-гражданскиев) военно-профессиональныег) культурно-национальные и др.

Характеризуя каждую из указанных групп духовных ценностей офицера, следует учитывать их диалектическую взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимопроникновение друг в друга, а также условность разделяющих границ.

2. Существенное отличие деятельности офицера от деятельности других категорий граждан страны накладывает определенный отпечаток на формирование и функционирование духовных ценностей. Это выражается, прежде всего, в тех особенностях, которые характеризуют офицера как субъекта и объекта данной деятельности. К этим особенностям можно отнести: а) духовные ценности офицера проявляются, функционируют и совершенствуются в воинской среде, являющейся специфической областью общественных отношенийб) носителем духовных ценностей является, прежде всего, личность офицера, характеризующаяся как обще социальными, так и специфическими чертами, которые реализуются при выполнении задач по защите Отечествав) духовные ценности офицера отличаются направленностью на использование оружия и военной техники при защите суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности общества, государства и личности, отражении вооружённого нападения, а также при выполнении задач в соответствии с международными обязательствами Россииг) в содержательном плане духовные ценности офицера формируются на основе военного и переосмысленного через него социального опыта, военно-учебных и боевых традиций, мнений офицеров под воздействием воинского воспитания и других процессов и факторов, не имеющих места в других сферах жизнедеятельности людейд) духовные ценности офицера связаны с выполнением ряда специфических функций, среди которых коммуникативная, военно-управленческая, мобилизационная, учебно-боевая, воспитательная, мировоззренческая, функция, связанная с системой «человек — военная техника» и др.- е) духовные ценности офицера изменяются и развиваются не только под влиянием социальной практики, но и в процессе воинской службы и других форм и видов воинской деятельностиж) офицер участвует в вооружённых конфликтах и событиях по сохранению территориальной целостности России, а также выполняет миротворческую миссию на Балканах и в Закавказье, что отражается на содержании его духовных ценностейз) духовные ценности офицера формируются в условиях складывающегося гражданского контроля со стороны общества и органов власти за деятельностью Вооруженных Сил Россиик) в современных условиях духовные ценности офицера формируются в условиях падения в обществе престижа воин-скои службы, низкои социальной защищенности военнослужащих и членов их семей и другие.

Специфика воинской деятельности и вытекающие из нее особенности функционирования духовных ценностей офицера требуют, чтобы содержание их сочетало в себе преемственное наследование с формированием новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и вместе с тем чувственно-практичным, нацеливалось на выполнение задач, стоящих сегодня перед офицерским корпусом России.

Духовные ценности офицера Российской армии выступают не только деятельным фактором воспитательной работы с личным составом армии и флота, но и достоверным индикатором социально-психологических, нравственных процессов, происходящих в жизнедеятельности воинских коллективов, их готовности к решению стоящих перед ними задач.

3. Проведенный социально-философский анализ духовных ценностей офицера показал, что их содержание изменчиво и подвижно. В содержании духовных ценностей диалектически взаимодействуют устойчивые и относительные моменты, придавая определенную (позитивную или негативную) направленность развитию этого процесса, выявляя определенные особенности и противоречия формирования и функционирования духовных ценностей офицера в современных условиях.

Противоречивость является необходимым признаком любого явления социальной действительности. Обладая всеобщим характером, противоречия по-разному проявляются в различных сферах бытия и познания в зависимости от специфики противоположных сторон и тех условий, в которых развертывается их взаимодействие. Специфика противоречий состоит в том, что они выступают как причина и результат человеческой деятельности, функционируют как общественные отношения и социальное взаимодействие.

Противоречия формирования духовных ценностей офицера российской армии представляет собой совокупность социальных условий, факторов и качеств личности, воздействующая на целесообразное и относительно самостоятельное взаимодействие противоположных сторон в структуре и содержании духовных ценностей. Это взаимодействие, с одной стороны, сдер

U 1 kj живает поступательный процесс их формирования, а с другой — выступает внутренним источником и движущеи силои развития духовных ценностей. В структуру противоречия формирования духовных ценностей офицера входят следующие элементы: а) уровни противоречийб) стороны противоречия (противоположности) — в) внутренняя взаимосвязь противоречияг) этапы (ступени) развития противоречияд) условия разрешения противоречий. К числу элементов, не входящих непосредственно в структуру противоречий, но оказывающих существенное влияние на направленность их развития, интенсивность и остроту разрешения, относят: регулирующий фактор (регулирующая сила), выполняющий функцию управления внутренними и внешни.

V w 1 ми взаимодеиствиями системысовокупность социальных условии и факторов, являющихся элементами причин зарождения и функционирования противоречий формирования духовных ценностей офицера.

Классификация противоречий формирования духовных ценностей офицера Российской армии представляется достаточно сложной в силу того, что противоречия могут проявляться одновременно в нескольких аспектах. В качестве критериев классификации противоречий формирования духовных ценностей офицера выступают типы, виды и формы противоречий, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям. Типы противоречий: а) в зависимости от роли и места противоречия в духовном развитии личности офицера — основные (главные) и не основные (второстепенные, производные) — конструктивные и деструктивныеб) в зависимости от способа существования (реального бытия общественных отношений и форм социальных действий) — противоречия тождества, противоречия различия и проw тиворечия противоположностейв) в зависимости от природы возникновения и характера содержания противоречий формирования и функционирования духовных ценностей офицера — объективные и субъективные, необходимые и случайные.

Классификация противоречий формирования духовных ценностей офицера Российской армии по видам может быть произведена по следующим основаниям. Виды противоречий: а) в зависимости от их содержания, источников возникновения и сферы функционирования: а) политические противоречияб) правовые противоречияв) межнациональные противоречияг) нравственные (моральные) противоречияд) эстетические противоречияе) противоречия свободы совести и др.- б) в зависимости от субъектаносителя — противоречия, характерные для формирования системы духовных ценностей в Вооруженных Силах РФмежду воинскими коллективамивнутри воинских коллективовмежду воинским коллективом и личностью офицера и т. д.- в) в зависимости от сферы проявления и функционирования духовных ценностей офицера можно выделить — противоречия служебно.

1 о ^ о функциональной, организационно-управленческои, социально-бытовои, культурно-досуговой и коммуникативной сфер воинской деятельности.

В качестве оснований для классификации противоречий формирования духовных ценностей офицера по их форме можно предложить следующие. По форме: а) в зависимости от этапа (фазы) развития противоречий — зарождение (складывание) противоречия, или другими словами — латентная стадия его развитияразвертывание (функционирование) противоречия, от проявления внешних признаков до превращения их в массовое явление и разрешение противоречияб) в зависимости от конкретного состояния противоречиягармония, дисгармония, конфликт.

4. На состояние военной службы, содержание духовных ценностей офицера непосредственное влияние оказывает целый комплекс противоречий, которые требуют как их учета, так и разрешения. С определенной долей условности они могут быть сведены в следующие группы.

Первую группу составляют противоречия, обусловленные формированием духовных ценностей российского общества и государствавторую группу — противоречия, вытекающие из специфики взаимосвязи общества и Вооруженных Силтретью группу составляют противоречия, обусловленные службой в Вооруженных Силах Российской Федерациичетвертую группупротиворечия формирования духовных ценностей офицера индивидуально-личностного характера.

5. Закономерным этапом движения противоречия является его разрешение. В самом общем виде разрешение противоречий духовных ценностей офицера представляет собой процесс взаимодействия их противоположностей на высшей стадии (этапе) их развития, когда взаимодействие противоположностей выходит на «внешний» уровень их проявления. Содержание этого процесса составляет восстановление равновесия между противоборствующими сторонами, снятие конкретно-исторических форм взаимодействия между ними и замена их новыми.

Для успешного разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера необходимо исследование сущности противоречия, социальных субъектов, составляющих его противоположности, характера взаимодействия между ними, определение роли и места противоречия в системе социальных связей изучаемого объекта, влияния на процесс разрешения регулирующей силы, а также факторов и условий объективного и субъективного плана. В качестве следующего шага может выступать выработка соответствующих управленческих решений, направленных на кони U 1 структивное разрешение противоречии духовных ценностей офицера, организаторская деятельность по их проведению, контроль и, при необходимости, своевременная их корректировка.

Процесс разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера схематично можно представить в виде следующих друг за другом этапов: деятельность — проблема (противоречие) — программа (цель + средства) — результат. Данный процесс весьма сложен, он содержит в себе моменты противоречивости, взаимоперехода, взаимопроникновения объективного и субъективного. В сущностном аспекте процесс разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера выражается как целенаправленное воздействие на противоречие по достижению определенного результата, а содержание — как реализация средств, методов, приемов и способов в разрешении противоречий.

Таким образом, процесс разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера Российской армии в современных условиях в самом общем виде может выглядеть следующим образом: а) интересы и потребности деятельности субъектов духовных ценностей создают проблемную ситуацию (возникают противоречия) — б) осознание проблемной ситуации субъектами духовных ценностей порождает программу действий по разрешению возникающих противоречиив) программа действии содержит цель деятельностиг) цель реализуется через средства в результатд) результат, вступая в противоречие с потребностями и интересами субъектов духовных ценностей, вновь воспроизводит интерес и потребность.

6. В основе оптимизации процесса разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера армии и флота лежит целенаправленная деятельность регулирующей силы (социальных субъектов потребления духовных ценностей) по изменению влияния, оказываемого на систему духовных ценностей внешними и внутренними факторами и условиями. Основные (приоритетные) направления разрешения противоречий формирования духовных ценностей офицера Российской армии в современных условиях могут быть предложены на основе диалектического сочетания взаимосвязанных задач, рассматриваемых на всех уровнях функционирования системы духовных ценностей общества, государства и личности. К ним можно отнести: а) преемственность в наследовании духовных ценностей офицера Российской армии в процессе их формированияб) возрождение национального духовного самосознания российского обществав) радикальное обновление взглядов государства на духовный потенциал военной безопасности страныг) взаимодействие органов военного управления с государственными и общественными организациями в решении проблем духовного развития офицерского корпуса Россиид) самосовершенствование офицером своего духовного мира и ценностейж) создание благоприятных условий для обеспечения высокого социально-правового статуса офицерской службы, авторитета и престижа ее в обществе.

Реализация выделенных в диссертации и других направлений приведет, по нашему убеждению, к конечному результату процесса разрешения и и 1 противоречии духовных ценностей офицера, снятию их остроты как завершающей стадии их развития и формированию устойчивой системы духовных ценностей офицера армии и флота современной России.

На основе проведенного социально-философского исследования будет правомерным сформулировать ряд рекомендаций, воплощение которых в практике организаторской и воспитательной работы в армии и на флоте будет способствовать повышению компетентности и эффективности деятельности субъектов управления по формированию духовных ценностей российского офицера. Всю совокупность рекомендаций можно разделить на две группы: положения, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы, и рекомендации практического характера.

К первой группе следует отнести следующие рекомендации:

— исследованные в работе вопросы могут послужить исходным пунктом в создании более широкой целостной концепции формирования духовных ценностей военнослужащих Российской армии в период ее перехода на профессиональную основу;

— сформулированные выводы могут явиться основой для дальнейшего анализа системы условий, способствующих эффективному разрешению противоречий развития духовных ценностей офицера и военнослужащих армии и флота;

— имеет смысл продолжить разработку целостной концепции прогнозирования и разрешения противоречий формирования и функционирования духовных ценностей офицера Российской армии в различных условиях его жизнедеятельности;

— сформулированные выводы могут служить методологической основой создания научно обоснованной системы управления формированием духовных ценностей и духовной культуры офицерского корпуса армии и флота, проявлением их в мирное время, в боевой обстановке и экстремальных условиях, а также разрешением противоречий развития духовных ценностей.

Вместе с тем, повседневная армейская практика убедительно показывает важность привлечения результатов и выводов исследования противоречий формирования и функционирования духовных ценностей офицера для решения целого комплекса задач во всех сферах жизнедеятельности военнослужащих. Эффективность данной деятельности достигается тогда, когда информация о состоянии духовных ценностей военнослужащих, противоречиях их развития используется в процессе принятия решений в качестве регулярной, систематизированной, нацеленной на выполнение четко определенных управленческих задач. Чтобы добиться этой цели, представляется необходимым сосредоточить усилия на следующих практических направлениях:

1) военным обществоведам, военным ученым и педагогам в ВВУЗах Министерства обороны РФ материал диссертации предлагается использовать в следующих целях:

— для проведения занятий по философии, политологии, социологии и культурологии;

— для разработки и включения в тематический план по философии темы: «Духовные ценности военных кадров: сущность и противоречия развития»;

— для подготовки на базе эмпирического и теоретического материала данного исследования учебно-методических пособий, в частности: «Сущность и генезис противоречий духовных ценностей офицера" — «Процесс разрешения противоречий духовного развития офицера: сущность и этапы»;

— для разработки методики изучения факторов и условий разрешения противоречий развития военно-профессиональных качеств военных кадров.

2) представителям воспитательных структур по работе с личным составом материал диссертации поможет внести необходимые изменения:

— в содержание учебно-воспитательной работы в войсках, изучения индивидуальных морально-психологических особенностей и поведения различных категорий офицерского состава;

— в планы общественно-гуманитарной подготовки офицеров по изучению проблем, связанных с духовным развитием военнослужащих на этапе профессионализации Вооруженных Сил России;

— в систему командирской подготовки офицерских кадров Российских Вооруженных Сил включить темы: «Духовные ценности офицера современной России: специфика и противоречия развития», «Направления разрешения противоречий развития духовных ценностей личности офицера», «Военно-профессиональные ценности и воинская деятельность» и др.

3) для активизации исследовательской работы, в русле предложенной автором проблематики, в планах научно-исследовательской работы в военно-учебных заведениях и гуманитарных кафедр рекомендуется предусмотреть направление: «Духовные ценности офицерского состава: сущность и специфика формирования» и другие, связанные с исследованием проблематики формирования и функционирования духовных ценностей военнослужащих.

4) специалистам военно-социологической и профессиологической служб Вооружённых Сил РФ материал диссертации можно использовать для разработки частных методик конкретных социологических и военно-социологических исследований по изучению динамики противоречий развития духовных ценностей офицерского состава, прогнозированию их развития и путей разрешения в условиях сохранения политической и социально-экономической нестабильности в стране, возможных изменений военно-политической ситуации.

5) представителям военной прессы и военных издательств материал диссертации будет способствовать в обеспечении строгости научной аргументации и обосновании публикуемых материалов, ориентации в определении главных приоритетов государства, общества и личности в области безопасности. Существует возможность проведения «круглых» столов, конференций, специальных тематических выпусков, освещающих вопросы духовного развития военнослужащих, в частности, офицерского корпуса России, а также организовать выступления авторитетных гражданских специалистов и военных учёных по данной тематике.

В заключении отметим, что духовные ценности в современных условиях являются одним из главных факторов духовного возрождения современной Российской армии и требуют реализации профессионального научного подхода. Сделанные практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными. Ждут своего решения вопросы исследования методологии выделения и разрешения противоречий формирования духовных и социальных качеств личности офицера, противоречия функционирования Вооружённых Сил Российской Федерации и престижа военной службы и другие. Их учёт в деятельности государственных и общественных органов, войск и военно-учебных заведений позволит повысить эффективность работы по разрешению противоречий воинской деятельности и укреплению духовного потенциала военной безопасности страны в условиях становления Российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Г. К проблеме духовно нравственного воспитания личности. Саранск, 1997. 235 с.
  2. А.Н. Диалектическая сущность нового мышления. М.: Мысль, 1990. 245 с.
  3. В. М. Духовность современной армии //Красная Звезда. 2000. 20 июля.
  4. П.В., Панин А. В. Теория познания и диалектика М., 1991. 383с.
  5. Н. В. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования //Советская педагогика. 1981. № 8. С. 61−69.
  6. О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в ВС РФ: Дис. канд. филос. наук. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 149 с.
  7. В.А. Диалектическое противоречие: основные типы, структуры, уровни, функции //Диалектика и научное мышление. М.: Наука, 1988. С.104−118.
  8. В. Чернобыля пострашнее: о вреде бездуховности //Армия и культура. 1992. № 1. С. 18−20.
  9. Г. П. Воспитание исполнительности у молодых офицеров: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М.: ВПА, 1984. 21 с.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.
  11. А.Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992. 232с.
  12. Е. В. Место и роль категории духовности и иерархия человеческих ценностей. М., 1992. 38 с.
  13. А.И. Человек и мир культуры. М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.
  14. Jl. М. Моральные ценности и современность //Вопросы философии. 1983. № 11. С. 88−93.
  15. Я. Ф. Классическое философское наследие и общечеловеческие ценности //Новое мышление и проблемы преподавания социально-гуманитарных наук. Минск, 1992. С. 11−12.
  16. С. Круговая порука: О роли армии в духовном и культурном возрождении Отечества//Армия и культура. 1992. № 1. С. 52−54.
  17. Е.М. Социология общества. Минск: Университетское, 1991. 471с.
  18. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 1993. № 4. С. 11−18.
  19. Ю.А. Противоречия социальной сферы и их роль в развитии социалистического общества: Автореф. дис. .канд.филос.наук. Киев, 1989. 17 с.
  20. Ю. Без прочных духовных нравственных опор не одна современная армия не возможна //Красная Звезда. 1992. 11 июля.
  21. О.А. Гражданский контроль за военно-силовыми структурами государства. М.: Гражданский мир, 1996. 76с.
  22. О.А. Новым государствам новые армии? //Красная звезда. 1992. 6 августа.
  23. . Н. Цивилизация и философия: необходимость новых ценностей //Философские перспективы человечества. М., 1993. С.4−10.
  24. М. Как воспитать командира? Или несколько советов офицерского собрания //Военный вестник. 1991. № 9. С. 18−21.
  25. В. М. Многообразие духовности //Вестн. ун-та. Саранск, 1991. № 3. С.22−25.
  26. В. И. Об экономической и духовной ценности демократии //Человек, экономические и духовные ценности общества. Воронеж, 1996. С.5−15.
  27. В.В. Проблемы противоречий в материалистической диалектике. М.: Наука, 1982. 253 с.
  28. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления //Социиссл. 1997. № 1. С.98−110.
  29. Ю.А. Духовный кризис современного общества //Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. С. 62−64 .
  30. М.П. От социальных ценностей к социальному государству. М: Луч, 1997. 174 с.
  31. М.Г. Роль субъективного фактора в развертывании и разрешении социальных противоречий: Автореф. дис.канд.филос. наук. Минск, 1986. 18с.
  32. С., Климченко В. Звезды и тернии офицерской карьеры //Ракурс. 2000. Вып. 1.
  33. Л.В. Принцип единства материального и духовного в деятельности военных кадров: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М.: ВПА, 1992. 22 с.
  34. . Л. Честь имею! //Красная звезда. 1990. 24 марта.
  35. В.А. «За человека страшно мне.»: (Искусство перед реальностью духовного кризиса). М.: Значение, 1991. 63 с.
  36. Вдовин.Ю. Н. Престиж воинской службы: Автореф.дис.канд.филос.наук. М.: ГА ВС, 1993. 20с.
  37. Д. Духовные ценности советского воина //Советский воин. 1982. № 15. С.26−27.
  38. Д.А. Советский солдат. М.: Воениздат, 1987. 367 с.
  39. Г. П. Духовные ценности основа социального единства и стабильности //Народы Содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Тез. Междунар. науч. конгресса. (15−17 мая 1996 г.). СПб., T.l. С.13−17.
  40. Г. П. Духовные ценности и судьба России //Соц. пол. журнал. 1994. № 3−6, С. 16−32.
  41. Ф.Ф., Дурин В. П. Формы и методы разрешения противоречий //Вестник Ленинградского университета, 1983. № 11. С.34−39.
  42. Д.Ф. Боевые традиции, их место и роль в формировании готовности к защите Родины: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1987. 24 с. Галиев Р., Певень J1. Служение Отечеству высшая ценность //Ракурс. 2000. Вып. 1.
  43. С.П. Военно-профессиональные ценности военных кадров: Дис.канд. филос. наук. М: ГАВС, 1994. 214 с. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452с.
  44. А.В., Лоза Г. Г. Социальная защищенность советского военнослужащего. М.: Воениздат, 1991. 110с. Гидиринский В. И. Личность воина социалистической армии. М.: ВПА, 1977. 166с.
  45. В.И. Русская идея и армия. М.: ВУ, 1997. 323 с.
  46. Глазерман Г. И. Формирование, воспитание, самовоспитание личности
  47. Вопросы философии. 1986. № 4. 28с. Глядков В. А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. М., 1982. 270 с.
  48. В.А. О классификации способов разрешения противоречий /Под ред.
  49. Государственная идеология и общенациональная идея. М., 1997. № 37. С. 143 155.
  50. П.В. В Российской армии ставка будет сделана на профессионалов //Красная звезда. 1992. 1 апреля.
  51. И.С., Харин Ю. А. Марксистская социальная диалектика. Минск: Университетское, 1985, 159 с.
  52. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 472 с.
  53. С.Г. Противоречия в первичных воинских коллективах и механизм их разрешения в условиях демократизации советского общества и армии: Автореф.канд. филос.наук. М.: ВПА, 1990. 20с.
  54. И. Ф. Духовные ценности цивилизации //Актуальные проблемы современной цивилизации. Хабаровск, 1996. С.142−155.
  55. Диалектика общественного развития /Материалистическая диалектика. Т.4. Отв. ред. В. Г. Марахов. М.: Мысль, 1984. 164 с.
  56. Н.И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра//Социссл. 1997. № 7. С. 143−149.
  57. С.П., Козловский В. Е. Проблемы диалектики зрелого социализма. М.: Политиздат, 1981.327с.
  58. В.П. Разрешение противоречий (формы и методы): Автореф. дис. .канд. филос. наук. JL, 1984. 19 с.
  59. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223с.
  60. О.В. Армия и культура. М.: ГА ВС, 1992. 52с.
  61. Р. Шагать в ногу с романтикой: рассуждения о воинской службе и офицерской чести //Армия. 1991. № 7. С. 53−54.
  62. Н.В. Разрешение ценностного противоречия как условие развития личности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. 74 с.
  63. Истины и ценности на рубеже XX—XXI вв.еков /материалы симпозиума. М.: Российская Академия Управления, 1992. 248 с.
  64. .И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М.: ВПА, 1988. 208 с.
  65. .И. Национальная идея России и духовность воинов: возрождениеили развитие? //Клуб «Реалисты». Информационно-аналитический бюллетень. 1996. № 19. С. 117−119.
  66. М.С. О философском понимании ценности //Вестник Ленингр. унта. 1987. Вып. № 3. С.44−50.
  67. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Ленинград, 1991. 383с.
  68. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  69. В.А. Противоречие как исток самодвижения: механизм функционирования //Проблемы диалектики. Л.: ЛГУ, 1988. Вып. 13. С. 143−152.
  70. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990. 319 с.
  71. П.Г. Духовный потенциал войск и сил флота //Военная мысль. 1983. № 2. С. 67−80.
  72. А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
  73. Кара-Мурза А.А., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь. 1996. № 5. С.64−79.
  74. Категории социальной диалектики /Под ред. Ю. А. Харина. Минск, 1978. 240с.
  75. В. Перед военной реформой //Армия и общество. М.: Прогресс, 1990. С.34−35.
  76. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: Министерство обороны, 1983. 215 с.
  77. А.А. Противоречия формирования и пути развертывания военно-технической политики России //Военная мысль. 1993. № 2. С. 2−9.
  78. А. Армия: время и бремя решений //Наука и жизнь. 1996. № 3. С.40−44.
  79. А. Духовная жизнь советского общества, ее влияние на формирование мировоззрения армии и флота //Вопросы теории и методики. 1991. № 1. С. 40−43
  80. С. Наши духовные ориентиры и идеалы //Красная Звезда. 1998. 17 сентября.
  81. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. 216с.
  82. А.А. Противоречия современного военно-технического развития Вооруженных Сил и пути их разрешения: Дис. .канд. филос. наук. М.: Г ABC, 1993. 198 с.
  83. Краткий словарь по социологии. М., 1989. С. 245., 261.
  84. А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВУ, 1995. 195 с.
  85. В.Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода //Мат. междун. конф. «Социальные проблемы переходного общества». М., 1996. С. 107−117.
  86. В.Н. Идеологические отношения и специфика их проявления в духовной жизни советских воинов. М.: ВПА, 1989. 435с.
  87. .В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. М.: ВПА, 1990. 69с.
  88. Т. А. Противоречия массового политического сознания населения современной России: Автореф. дис.канд. социол. наук. СПб., 1995. 16 с.
  89. Ю.В. Противоречия процесса формирования самосознания личности советского воина и пути их разрешения в условиях перестройки: Автореф. дис.канд.наук. М.: ВПА, 1990. 22 с.
  90. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социсслед. 1996. № 5. С.3−23.
  91. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социсслед. 1993. № 9. С. 17−28.
  92. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социсслед. 1997. № 3. С. 14−24.
  93. Н.И., Беляева Л. А., Здравомыслов А. Г., Наумова Н. Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. 221 с.
  94. А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991. 97 с.
  95. А.И. Сильно, справедливо, по-русски!: О воинской чести и духовности //Армия и культура. 1992. № 1. С. 4−8- № 2. С. 4−7.
  96. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  97. Л.Д. Нравственные ценности и формирование личности в студенческом коллективе: Автореф.дис. канд. филос. наук. Харьков, 1982. 21с.
  98. Е. В. Искусство как духовная ценность //Иваново. 1996. Вып. 2. С. 99−102 .
  99. Г. Г. Характер противоречий в ракетно-ядерной войне и пути их разрешения. М.: ВПА, 1966. 262с.
  100. А.Н. Философия ценностей. М.: ВШ, 1997. 176 с.
  101. В.И. Армия: целостность, система, организация. М.: ВПА, 1986. 197с.
  102. А.К. Движение, противоречие, развитие. Минск, 1980. 207с.
  103. В. Как преодолеть «духовный вакуум»: О проблемах воспитательной работы в ВС РФ //Красная Звезда. 1993. 13 июля.
  104. С.Г. Военно-гражданские отношения: проблемы развития в Российской Федерации //Армия и общество. 1999. № 1. С.49−50.
  105. Ю.В. Мотивация воинской службы: сущность противоречия и тенденции формирования: Дис. .кан. филос. наук. М.: ГАВС, 1993. 190 с.
  106. И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России: Дис. .канд. филос. наук. М.: ВУ, 1996. 215 с.
  107. В.И. Вернуть в воинскую среду истинные духовные ценности //Красная Звезда. 1992. 26 июня.
  108. В.И. Гуманизация воинской деятельности и духовное возрождение российской армии //Военная мысль. 1993. № 8. С.2−6.
  109. В.И. Мир личности как мир культуры //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. № 6. 1997. С.51−64.
  110. Р.В. Духовность крестьянства России XX века: соц.-философский анализ. Монография. Чебоксары: Чуваш, кн. издательство, 1997. 220 с.
  111. В.И. Новое мышление и противоречия при социализме. М.: Знание, 1989. 64 с.
  112. В., Барсуков И. Живую воду в душу влить. //Армия. 1993. № 20. С.27−32.
  113. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М.: Обозреватель, 1994. 494 с.
  114. JI. Обретение веры //Ракурс. 2000. Вып. 1.
  115. П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях: Автореф. дис.канд. филос. наук. М.: ВУ, 1995. 20 с.
  116. П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии: содержание и специфика формирования. М.: ВУ, 1998. 64 с.
  117. Платонов Г. В, Косичев А. Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Моск. университета. Сер. 7. Философия. 1998. № 2. С.3−32- № 3. С. 16−33.
  118. Е.В. Ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис.канд. филос. наук М., 1993. 20 с.
  119. Д.В. Девальвация духовных ценностей //Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград. 1995. С.7−10. Попова И. М., Моин В. Б. Престиж и привлекательность профессии //Социол. исслед. 1979. № 3. С. 83−90
  120. Н.А. Прогнозирование противоречий развития Вооруженных Сил и путей их разрешения: Дис. .канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 200 с. Родзянко 0, М. Духовные ценности народа //Россия и современный мир. 1993. № 1. С. 19−21.
  121. Российская общенациональная идея: Инф.-анал. Бюллетень //Клуб «Реалисты». М., 1996. № 19. Российский военный сборник. Вып. 1−18 /Ред. А. Е. Савинкин. М.: ВУ, 19 922 000.
  122. JI.JI. Жизненные ценности женщин //Социсслед. 1997. № 10. С.26−29. С.64−71.
  123. В.Т. Структура, генезис и разрешение социальных противоречий. Л., 1977. 254 с.
  124. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз.
  125. М.: Академия, 1999. 172с. Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991. 481с.
  126. А.Г. Духовная сфера жизни общества //Основы философии. М.: Политиздат, 1988. 591с.
  127. .И. Социалистическое общество: проблемы диалектики развития. М.: Мысль, 1973. 278с.
  128. Е.И. Проблема разрешения противоречий: Автореф. дис. канд.филос.наук. Минск, 1978. 21с.
  129. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. 124с.
  130. В.Н. Противоречия функционирования системы военной мощи государства: Дис.канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1993. 194 с.
  131. А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980. 167с.
  132. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. 559с.
  133. В.В. Православные семейные ценности //Социсслед. 1997. № 1. С.23−29.
  134. А.Г. Преёмственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил: Автореф. канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 24 с.
  135. В.В. Военно-политическое сознание общества: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 49 с.
  136. Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М.: ВУ, 1997. 128 с.
  137. С.В. Социальные противоречия в Вооруженных Силах РФ: сущность, содержание и пути разрешения: Дис.канд. филос. наук. М: ВУ, 1996. 191с.
  138. П.И. Основные угрозы духовной безопасности военнослужащих Российской Федерации в современных условиях //Сборник научных трудов. № 2. 4.2. М.: ВУ, 1998. С. 252−254.
  139. Г. А. Философия бытия человека в мире духовных и эстетических ценностей. Челябинск: ЧТТУ, 1996. 124 с.
  140. JT.A. Девальвация духовно-нравственных ценностей и противоречия развития личности //Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995. С. 94−95.
  141. М.Н. Демократизм и единоначалие в Вооруженных Силах. М.: ГАВС, 1993. 155 с.
  142. ШаховМ.Н. Демократизм и единоначалие в Вооруженных Силах. М., 1993. 155 с.
  143. .Н. Противоречия социального самочувствия воинского коллектива: Дис.канд. филос. наук. М.: ВУ, 1995. 154 с.
  144. В.В. Проблемы патриотизма в условиях девальвации материальных и духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995. 81с.
  145. Г. М. Социальное противоречие. М.: Мысль, 1977. 158 с.
Заполнить форму текущей работой