Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Истина и заблуждение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Истина — то, что есть на деле. Она обнаруживается в более высокой степени бытия. Так, по Гегелю, истиной родителей являются дети. Поэтому возвышающее и многообещающее представляется более истинным. А. С. Пушкин подметил: «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман…» («Герой», 1830). И действительно, истина должна выражать возвышающее, утверждающее и содействующее развитию начало… Читать ещё >

Истина и заблуждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истина — достигаемое в практике совпадение знания и предмета. Онтологический принцип тождества мышления и бытия подразумевает, что как мышление становится адекватным бытию, так и бытие адекватно воплощает мысль. Совпадение бытия и мышления есть процесс духовно-практической деятельности, в котором преобразуются и мышление, и действительность, и познающий и действующий человек. Поэтому человеку для истинного познания и правильного действия важно самому быть истинным.

Н. Н. Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890.

Н. Н. Ге. «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890.

Гегель так резюмировал представления об истине: «Обыкновенно мы называем истиной согласие предмета с нашим представлением. Мы имеем при этом в качестве предпосылки предмет, которому должно соответствовать наше представление о нем. В философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержания с самим собой. Это, следовательно, совершенно другое значение истины, чем вышеупомянутое. Впрочем, более глубокое (философское) значение истины встречается отчасти также и в обычном словоупотреблении; мы говорим, например, об истинном друге и понимаем под этим такого друга, способ действия которого соответствует понятию дружбы; точно так же мы говорим об истинном произведении искусства.

Неистинное означает в этих выражениях дурное, несоответствующее самому себе. В этом смысле плохое государство есть неистинное государство, и плохое и неистинное вообще состоит в противоречии между определением или понятием и существованием предмета. О таком плохом предмете мы можем себе составить правильное представление, но содержание этого представления есть в себе неистинное. Мы можем иметь в своей голове много правильного, что вместе с тем неистинно. Только бог есть истинное соответствие понятия и реальности. Но все конечные вещи имеют в себе неистинность, их существование не соответствует их понятию. Поэтому они должны пойти ко дну, и эта их гибель служит проявлением несоответствия между их понятием и их существованием"[1].

Корреспондентская теория истины — трактовка истины как соответствия (тождества) мысли и вещи — не объясняет, как установить указанную корреспонденцию, особенно в отношении знаний-предписаний (например, приказа «Руки вверх!»). Практическое понимание истины снимает данное затруднение.

Заблуждение — состояние расхождения между знанием и практикой. Заблуждение показывает ограниченность, незавершенность и противоречивость знания, направляющего нашу деятельность. Поэтому косвенным признаком истинности считается когеренция, внутренняя согласованность знания. Но действительно ли оно согласованно, определяется консенсусом.

Непроизвольность и объективная обусловленность заблуждения отличают его от случайной ошибки, преднамеренной лжи и неосведомленности (отсутствия знания). Фаллибилизм полагает, что познание не может быть безошибочным и его универсальный способ развития метод проб и ошибок.

В правовой деятельности часто встречаются правотворческие и судебные ошибки. Ложными могут быть нормы права — знания-предписания. К ложным нормам права относят:

нормы с отрицательной эффективностью, т. е. при реализации приводящие к противоположным конечным результатам;

фиктивные нормы — практически нереализуемые в силу различных причин;

— дефектные нормы — не имеющие гипотезы или санкции, чрезмерные или недостаточные, с множеством исключений[2].

Заблуждение — тоже знание, но относительно истинное. В каждом заблуждении содержится доля истины, а то знание, которое оценивается как истинное, несомненно, в чем-то является заблуждением.

Преодоление заблуждения — момент истины — это открытие того, что раньше не знали. Древнегреческие философы понимали истину как алетейю — несокрытость, обнаженность. Гераклит говорил: «Природа любит скрываться». Истина имела смысл чрезвычайно скрытого, потаенного, находящегося в основе всего и того, на чем все держится и стоит.

Истина — то, что есть на деле. Она обнаруживается в более высокой степени бытия. Так, по Гегелю, истиной родителей являются дети. Поэтому возвышающее и многообещающее представляется более истинным. А. С. Пушкин подметил: «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман…» («Герой», 1830). И действительно, истина должна выражать возвышающее, утверждающее и содействующее развитию начало, переходу того, что уже есть, на новую ступень бытия.

Поэтому и неверна известная максима «Платон мне друг, но истина дороже». Если Платон — действительно настоящий друг, то моя истина будет дорога и ему, и этим он дорог мне, дороже любой истины, коих много, тогда как Платон — один и бесценен.

  • [1] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 126.
  • [2] Кузнецова О. А. Пороки правовой нормы: «диагностика» и предупреждение // Журналроссийского права. 2005. № 3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой