Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русская религиозная философия. 
Общая характеристика

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Как мы видим русская религиозная философия немало привнесла ценных идей в развитие философии и понимания феномена человека. Сохранив в целом основные постулаты этого подхода по поводу божественной природы личности, свободы воли, развития личности как пути к богу, русская философии привнесла много нового в это консервативное направление. Были разработаны идеи коллективной духовности как… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Характеристика русской религиозной философии
  • Заключение
  • Список литературы

Русская религиозная философия. Общая характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О личности можно говорить только на основании ее основных признаков: свободы, любви, творчества, красоты и добра. Признавая божественную природу человека и несводимость сознания и самосознания к природным манифестациям, Бердяев признает за личностью онтологический примат, центральную роль во всем бытии. В отличие от других авторов Бердяев обосновывает свободу воли личности тем, что творение до сих пор не завершено, следовательно, существует область, где человек может реализоваться. Впрочем, по этой же причине человек имеет все шансы склонится к злу. Нельзя не отметить ту часть теории Бердяева, где он рассматривает причины по которым личность не может изначально быть совершенной. В итоге первородного греха человек оказывается выброшенным в материальный тварный мир, этот процесс Бердяев называет термином «объективация». По сути, за этим понятием скрывается феномен отчуждения, понимаемый в традиционный религиозной трактовкой. Отчуждение накладывает неизгладимый отпечаток на личность. Формируется привычка жить в объективированном мире, которая нивелирует личностное начало в человеке.

Но на самом деле внутри человеческой личности сохраняется ее духовная суть, поэтому для развития личностной компоненты необходимо в первую очередь развивать свое духовное начало посредством очищения от привычки жить в отчужденном мире. В противоречии между отчуждением и экзистенциальной сутью личности Бердяев и видит причину творчества и способности к познанию человека. Они выступают как бы компенсацией за потерянную связь с богом. В его концепции понятие отчужденного мира тесно связано с понятием свободы как антипода отчуждению: «мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Рабство, непринадлежность себе, своему творческому духу, выброшенность вовне человеческой природы, и есть отчуждение, которое Бердяев называет также экстериоризацией. Как пишет Бердяев, «экономическое рабство человека, бесспорно, означает отчуждение человеческой природы и превращение человека в вещь».

По мысли философа, истинная природа человека сугубо духовна, но в объективированном мире человек не может полностью реализоваться, находясь под давлением материального мира. И чтобы обрести свободу, преодолеть отчуждение он должен сопротивляться примату материального. Объективация общественных отношений порабощает человека, и в итоге он оказывается полностью отчужденным, иначе рабом, природы, цивилизации, других людей. Как же освободиться от рабства?

Необходима ориентация человека на совершенствование своего духовного начала. Так как «дух всегда есть субъективность», нужно развивать потенциал отдельной личности. Здесь стоит обратить внимание, что Бердяев отрицает индивидуализм, который есть итог отчуждения, изоляции индивида от целого. «Лишь в мире объективации, т. е. в мире отчужденности, безличности и детерминизма, существует то отношение части и целого, которое обнаруживается в индивидуализме». Ему он противопоставляет персонализм как идею органичного развития личности и способ обретения свободы. Концепция Бердяева представляется довольно оригинальной, хотя в ней и чувствуется влияние Гегеля и Маркса. К проблеме отчуждения он так же подходит с идеалистическим инструментарием, рассматривая отчужденность как рабство человека от объективированного мира и подавление в себе творческого начала. Свобода как устранение отчуждения представляется ему именно в раскрытии человеком своих творческих качеств.

Только таким образом человек способен соединится с абсолютным началом. Характерно, что Бердяев отдает приоритет экзистенциальному началу по сравнению с отчужденным социальным. Но основа стремления в общество есть значимое свойство личности, которое заложено внутри экзистенциального бытия человека. Таким образом, человек необходимо стремится существовать в рамках социального мира. Заключение

Как мы видим русская религиозная философия немало привнесла ценных идей в развитие философии и понимания феномена человека. Сохранив в целом основные постулаты этого подхода по поводу божественной природы личности, свободы воли, развития личности как пути к богу, русская философии привнесла много нового в это консервативное направление. Были разработаны идеи коллективной духовности как необходимого условия личностного прогресса, идеи о внутриличностном противоречии, наконец, что особенно важно для данной работы, оформились взгляды на отношение личности и отчуждения. Для закостеневшего к тому времени религиозного подхода эти идеи выступили своеобразным обновлением, которые позволили ему развиваться дальше. Отечественная религиозная мысль во многом базируется на наследии религиозной философии начала века. Как представляется, ее значимость будет еще долго определять не только само направление русской философии на современном этапе, но и задавать некий эталон само философского познания в России.

Список литературы

Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М.: Республика, 1995. 375 с. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.

М., 1989. — 310 с. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: АСТ, 2006. — 350 с. Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Русская философия истории: Курс лекций.

— М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 158 с. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М.: Памятники исторической мысли, 2003. -

319 с. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. СПб.: «Художественная литература», 1994. — 528 с. Чаадаев П.

Философические письма. М.: Эксмо, 2006. — 398 с. Философия: Учебник / Под ред. проф. О. А. Митрошенкова.

— М.: Гардарики, 2002. — 655 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М.: Республика, 1995. 375 с.
  2. Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. — 310 с.
  3. Н.А. Философия свободного духа. — М.: АСТ, 2006. — 350 с.
  4. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории: Курс лекций. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 158 с.
  5. Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 319 с.
  6. В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб.: «Художественная «, 1994. — 528 с.
  7. П. Философические письма. М.: Эксмо, 2006. — 398 с.
  8. Философия: Учебник / Под ред. проф. О. А. Митрошенкова. — М.: Гардарики, 2002. — 655 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ