Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды и разновидности общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень правового общения. Субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействующих сторон нормы такого согласования. Вместо «выигрыша» и власти они стремятся теперь к справедливости, но детерминация этого стремления может оставаться внешней… Уровень нравственного общения. Это высший уровень… Читать ещё >

Виды и разновидности общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку общение предстает в философии как межсубъектное взаимодействие, многообразие его форм должно определяться всеми возможными типами связи всех модификаций субъекта. Это значит, что вместо чисто эмпирического и произвольного выделения тех или иных форм общения (например, П. М. Якобсон выделяет «деловое», «воздейственное», «эмоциональное» общение[1], а В. В. Богословский — «непосредственное и опосредованное» общение, «кратковременное и длительное», «законченное и незаконченное»[2]) необходимо осуществить системное исследование, которое выявило бы все существующие формы общения, необходимые и достаточные для полноты осуществления им его социокультурных функций.

Такую задачу поставил перед собой В. Н. Сагатовский, выделив четыре типа общения (его «основные уровни»):

«1. Уровень манипулирования. Один субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, как объект особого рода («говорящее орудие»)…

  • 2. Уровень «рефлексивной игры». Один субъект в проекте своей деятельности учитывает «контрпроект» другого субъекта, но не признает за ним самоценности и стремится к «выигрышу», к реализации своего проекта и к блокированию чужого…
  • 3. Уровень правового общения. Субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействующих сторон нормы такого согласования. Вместо «выигрыша» и власти они стремятся теперь к справедливости, но детерминация этого стремления может оставаться внешней…
  • 4. Уровень нравственного общения. Это высший уровень субъектносубъектных отношений, на котором субъекты внутренне принимают общий проект взаимной деятельности как результат добровольного согласования проектов деятельности друг друга"[3].

В этой, действительно системной и интересной с точки зрения теории проектирования типологии вычленены, однако, не типы самого общения, а динамический спектр форм перехода от управления человека человеком к их общению.

Показательно, что относительно первого уровня автор сам отметил, что здесь «субъектно-субъектные отношения вырождаются в субъектнообъектные»[4], то есть не являются уже отношениями общения, а второй и третий уровни оказываются, в сущности, пограничными между управлением и общением. И лишь четвертый, названный «высшим уровнем» субъектно-субъектных отношений, и является общением как таковым, в точном и строгом смысле этого слова. Следовательно, задача типологического анализа самого общения как межсубъектного взаимодействия в его «чистом» виде остается и у В. Н. Сагатовского нерешенной.

Намечая пути ее решения, мы исходим из обоснованного выше представления о полимодальности субъекта. Поскольку в этой роли могут выступать целостная личность, часть личности, социальная группа, определенный социум, человечество в целом, постольку и общение должно рассматриваться как взаимодействие всех этих типов субъекта. Поскольку, далее, наряду с подданным, полноценным, реальным субъектом существуют и квазисубъект, и объективированный субъект, и субъективированный объект, постольку возможными оказываются как диалоги реального субъекта со всеми этими производными формами субъективности, так и их собственные взаимодействия. Наконец, поскольку равенство субъектов в процессе общения относительно и, как правило, один из них завязывает диалог, призывая к этому другого, правомерно ввести понятие «инициатора общения». Им может быть и реальный субъект во всех своих ипостасях — от личности до человечества, и объективированный субъект — культура, и квазисубъект. Только субъективированный объект (ценность) неспособен быть инициатором общения по той простой причине, что ценность есть лишь отношение объекта к субъекту, а реальным носителем ценности является тот или иной объект; если же носителем ценности является субъект, то мы возвращаемся к одной из трех отмеченных выше ситуаций. Что касается субъектных статусов партнера, то их придется устанавливать применительно к каждому типу инициатора общения.

Начнем этот анализ с наиболее явного случая — того, когда и инициатор общения, и его партнер являются реальными субъектами.

  • [1] Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. — М, 1973. — С. 10—12.
  • [2] Общая психология. — М., 1981. — С. 115—116.
  • [3] Сагатовский В. Н. Социальное проектирование (к основам теории). — В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. — Томск, 1980. — С. 84—86.
  • [4] Сагатовский В. Н. Социальное проектирование (к основам теории). — В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. — С. 85.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой