Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-антропологический анализ сущности одиночества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Западные философы и учёные уже более столетия исследуют феномен одиночества, что в отечественной науке привлекло внимание, главным образом, только в последние десятилетия. Для этого были свои причины. С точки зрения официальной идеологии, социалистическое общество гарантировало гармоничное отношение между индивидом и коллективом. Поэтому даже реальные факты, свидетельствующие о значимости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Феномен одиночества в социокультурной и исторической перспективе
  • Одиночество и уединение: сущность и исторические формы
  • Возникновение мировоззренческих предпосылок одиночества. 33 Социальные предпосылки одиночества: процесс индивидуализации
  • Глава II. Философский анализ проблемы одиночества
  • Одиночество субъекта: антропоцентризм философии Нового времени
  • Экзистенция, одиночество и коммуникация
  • Глава III. Динамика форм одиночества в эпоху современности
  • От одиночества «массового человека» — к «нарцисси-ческому» одиночеству
  • Одиночество как норма: культурная переоценка одиночества. 120 Этапы индивидуализации и типы одиночества

Философско-антропологический анализ сущности одиночества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом рассмотрения данной диссертации является феномен одиночества. В энциклопедической и научно-популярной литературе «феномен» понимается как:

• явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь1, и как:

• данный в чувственном созерцании. Предмет опытного знания. Истинный предмет познания2.

А «одиночество» — состояние одинокого (отделённый от других подобных, без других, себе подобныхбез близких3) человека. Одиночество — это глубокая боль того, что мы не чувствуем никого близким себе, и ни с кем не можем разделить то, что есть в нас.

Обычно феномен одиночества представляют как чувственное ощущение душевных переживаний, подобно любви, ненависти, страху, которые мы называем чувствами. Так как «чувство» — это не только зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, но и способность воспринимать, понимать, переживать, испытывать различного рода ощущения.

Особенности существования и мировосприятия человека, его специфика по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме изучаются философской антропологией — наукой о сущности и сущностной структуре человекаего отношении к царству природы и к основе всех вещейего метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в миресилах и властях, которые движут им и которыми движет оносновных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социокультурного развития.

1 Ожегов С. И и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- - 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996. С. 838.

2 Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф. В. Константинов. Т. 1−5. М., 1960;70. Т. 4.

3 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.- Российский фонд культуры- - 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996. С. 437.

XX век кардинально изменил бытие человека в мире, да и сам мир человека. Следствием социальных катаклизмов, двух мировых войн, локальных и региональных, внутренних и международных вооружённых конфликтов стала и демографическая деформация, связанная с гибелью мужчин и вынужденным одиночеством женщин, сиротством детей.

Главным фактором надвигающегося массового одиночества в Китае становятся проблемы тендерного дисбаланса, причиной которого являются не столько высокая рождаемость, сколько тендерный дисбаланс среди новорожденных, который происходит из-за предпочтения конкретного пола4.

Увеличение продолжительности жизни в развитых странах повысило удельный вес людей старших возрастных групп, одиночество геронтов, потерявших родных и близких, либо живущих отдельно от них.

Женщины становятся экономически всё более независимыми, не рассматривают больше брак как единственно приемлемый жизненный сценарий.

Молодые люди стремятся к любви и. свободе, их мысли отличает нестабильность, но они наслаждаются радостью бытия. Холостяцкая жизньэто просто и радостно. «Никто мною не управляет, я не должен брать ответственность за другого. Я могу наслаждаться жизнью с друзьями. Брак для меня — это бремя. Мне трудно представить себе жизнь в браке, когда двое постоянно вместе. Мне нравится одиночество, я буду так жить, пока молод. Я женюсь только тогда, когда найду для себя причину это сделать"5.

Менталитет японцев меняется: ценность группы во многих случаях ещё сохраняет значение, но всё заметнее проявляется индивидуализм, являющийся следствием вестернизации и вызывающий массовое одиночество. В Японии появилась принципиально новая модель жизненного цикла — модель так называемых «паразитирующих одиночек», которых сейчас насчитывается примерно 10 миллионов человек6.

4 Мужчинам в Китае грозит одиночество. Новости Мир Январь 13, 2010. http://skuky.net/24 638.

5 День холостяков в Китае. Международное радио Китая. 2009;01−01. http://russian.cri.cn/741/2009/01/01/ls271748.htm.

6 И. Тихоцкая. Азия и Африка сегодня. 2002. С. 19.

В век глобализации и информатизации возникает проблема сетевого одиночества: Интернет, с головой поглощая пользователей, отнимает время, вызывает зависимость, усугубляет отчуждение и усиливает одиночество.

Всё это позволяет сделать следующий вывод: феномен одиночества, отражающий изменчивость социокультурного бытия человека, бывший социальной аномалией в традиционных культурных обществах, прошедших стадию модернизации, становится из социокультурной аномалии социокультурным феноменом, входящим в нормативное поле культуры современного Запада и вестернизированного Востока и требует комплексного междисциплинарного подхода.

Актуальность темы

исследования.

По словам Т. Вульфа, «одиночество* отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остаётся главным и неизбежным испытанием в жизни человека». Жизненный характер проблемы обусловливает её значимость для исследований не только с позиций психологии, социологии, политологии, но и философской антропологии.

Проблема одиночества принадлежит к числу наиболее значимых для понимания бытия человека и имеет много аспектов, требующих внимания со стороны различных наук. Философия как уникальная форма культуры и общественного сознания изучает смыслы реальности для общества и человека, и, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. Широкое распространение самого явления одиночества демонстрирует необходимость философского осмысления, т. к. одиночество есть одна из основных проблем философии человеческого существования.

Между тем наиболее изученным остаётся психологический подход к рассмотрению данного феномена. Философию же (в отличие от психологии) интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или иных индивидов, не случайные причины данного явления, а те общие «бытийные» и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.*.

Эмоциональные состояния часто вызваны ситуацией, в которой находится человек. Это относится и к одиночеству. Анализ одиночества потому не должен ограничиваться лишь анализом самого эмоционального состояния, но охватывать социокультурный контекст, в который погружён переживающий индивид.

Проявления одиночества многообразны и могут быть пагубны не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Достаточно давно было осознано, что одиночество непосредственно связано с проблемой самоубийств и другими формами девиантного поведения. Одиночество означает нарушение связи между индивидом и обществом, сбои в коммуникации, социальном взаимодействии. Массовое распространение одиночества — знак того, что социальная ткань разрушается.

Западные философы и учёные уже более столетия исследуют феномен одиночества, что в отечественной науке привлекло внимание, главным образом, только в последние десятилетия. Для этого были свои причины. С точки зрения официальной идеологии, социалистическое общество гарантировало гармоничное отношение между индивидом и коллективом. Поэтому даже реальные факты, свидетельствующие о значимости и распространённости одиночества, не могли порождать широких исследований. Ведь коллективизм был одной из базовых идеологических установок советского общества, а сомнение в идеологических постулатах не допускалось. В целом, одиночество исследовалось как негативное временное явление, преодолеваемое воспитательными, образовательными, организационно-педагогическими мероприятиями.

В последние десятилетия проблема одиночества приобрела в российском обществе невиданный масштаб. Распад советского общества, присущих ему структур и институтов, повлекли за собой разрушение налаженных социальных связей, распад больших и малых групп, вплоть до семей, не выдержавших натиска кризиса. Появилось огромное количество людей, выброшенных на обочину жизни: безработных, бездомных, беспризорных детей. Но и людей благополучных, добившихся, казалось бы, успеха, часто преследует одиночество и. чувство собственной ненужности.

Социальное одиночество < усугубляется культурным кризисом, отсутствием чёткой системы духовных ориентиров, что, как мы увидим далее, делает переживание одиночества ещё более мучительным.

Однако одиночество порождается не только экономическим кризисом и такими экстремальными явлениями, как распад государства. Западные общества в экономическом, политическом и культурном плане гораздо более благополучны, чем российское общество. Тем не менее, проблема одиночества стоит там весьма остро.

Можно утверждать, что широкое распространение феномена социокультурного одиночества является специфической чертойобществ, переживших процесс модернизации и связанные с ним глубочайшие структурные изменения. Мы полагаем, что феномен социокультурного одиночества исторически изменчив и претерпевает определённые изменения вместе с формами индивидуализированного существования современного человека.

Сегодня, когда человечество переживает глубокий кризис, анализ проблемы одиночества в философской антропологии приобретает исключительно актуальное значение.

Степень разработанности проблемы.

Проблема одиночества привлекала внимание многих исследователей, но, преимущественно, социологов и психологов. В электронном каталоге Российской государственной библиотеки содержится несколько десятков диссертаций, названия которых содержат ключевое слово «одиночество», но большинство из них написаны по социологическим или психологическим специальностям. Обобщающей философской работы по осмыслению феномена одиночества, насколько нам известно, не проводилось, и мы постараемся предпринять шаг именно в этом направлении. Однако психологические и социальные аспекты проблемы одиночества столь очевидны и существенны, что мы не можем их игнорировать.

Феномен одиночества получил теоретическое обоснование в трудах таких авторовкак Г. Зилбург, Д. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, К. Роджерс, У. Садлер, Т. Джонсон, Э. Пепло, И. Ялом. В их работах исследовались сущность, последствия и причины одиночества. Если для одних авторов источники одиночества коренились, прежде всего, в самой личности, то для других причины этого явления следует искать в биографической ситуации илихарактеристиках социальной среды, в которую включён человек. Исследовались также когнитивные аспекты проблемы одиночества — то, каким образом человек интерпретирует свою жизненную ситуацию: Из недавних отечественных обобщающих работ по проблеме: одиночествабольшойинтерес для нас. представляло исследованиеС. С. Алексеева «Гештальт одиночества (феномен одиночества: его роль в развитии и терапии невроза)"7, где, в частности, представлен сравнительный анализ концепций одиночества, а также связь этого феномена с невротическими состояниями личности.

Существует целый ряд философских трудов, где проблема одиночества предстаёт как один из аспектов человеческой экзистенции. Это широко известные работы таких мыслителей, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдег-гер, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Э. Мунье, О. ф. Больнов — представителей экзистенциального направления в рамках философии. Их работы послужили для нас и предметом изучения, и теоретической базой. В работах этих авторов одиночество предстаёт как неотъемлемая характеристика человеческой экзистенции, определяемая самой спецификой человеческой «ситуации» (одно из центральных понятий экзистенциализма).

Много внимания проблеме одиночества уделял психолог и социальный теоретик Э. Фромм, соединявший в своих работах психоаналитический, марксистский и экзистенциалистский подходы к пониманию сущности человека и его проблем. Фромм рассматривает одиночество в связи с особым положением человека в природном мире, а также с учётом огромного влияния социальных факторов на формирование характера личности и личностных патологий. Описанный Фроммом феномен «бегства от свободы» позволяет нам глубже понять и предпосылки, и сущность одиночества современного человека и тех способов, при помощи которых человек пытается избавиться от бремени одиночества и бремени индивидуального выбора и ответственности.

Для понимания феномена одиночества важны и работы социологов и специалистов в области социальной философии, занимавшихся проблемой развития личности, становления личностной автономии в эпоху модерна и постмодерна. Эти работы позволяют понять, каким образом социальный контекст влиял на осмысление проблемы одиночества, да и на возникновение самой этой проблемы. Мы должны назвать, прежде всего, такие труды, как: 3. Бауман «Индивидуализированное общество» и «Текучая современность», Э. Гидденс «Современность и самоидентичность», Н. Элиас «Общество индивидов», У. Бек «Общество риска: на пути к другому модерну», Ж. Липо-вецки «Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме».

Эти работы позволили нам сформулировать чёткое представление о зависимости феномена одиночества от социального контекста. Через работы всех этих авторов красной нитью проходит мысль о широком распространении одиночества именно в современных и постсовременных обществах, а также о социальной обусловленности и специфической нормальности этого состояния, поскольку оно предстаёт как объективное следствие объективных же социальных процессов, превращающих одиночество и индивидуализм фактически в норму жизни.

Отечественные авторы: Л. Г. Ионин — связал проблему одиночества с проблемой индивидуализации стилей жизни, И. С. Кон — раскрыл становление личностного начала, Г. Г. Дилигенский — выявил типы индивидуальности, процесс современной индивидуализации.

Среди недавних публикаций отечественных исследователей, близких нашей теме, необходимо отметить интересную статью Д. А. Матеева «Осмысление феномена одиночества в философии Востока"8. Данная статья позволяет увидеть проблему одиночества в свете мультикультурного подхода, осознать, что феномен одиночества может по-разному восприниматься в смысловом пространстве разных культур.

Следует назвать также работу Ж. В. Пузановой «Философия одиночества и одиночество философа"9, в которой предпринят анализ темы одиночества в истории философской мысли и духовной культуры общества. Однако, как нам представляется, в работе Пузановой недооценивается значимость проблемы одиночества именно в современную эпоху, не слишком чётко проводится различение в осмыслении этой темы и распространённости данного феномена в разные исторические эпохи.

Среди работ, посвящённых анализу темы одиночества у отдельных авторов, мы можем назвать и статью Г. М. Тихонова «Феномен одиночества в творчестве Эриха Фромма», а также статью Н. С. Корнющенко-Ермолаевой «Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве».

Рассмотрению проблемы одиночества частичнопосвящена работа А. Б. Демидова «Феномены человеческого бытия"10, где одиночество рассматривается наряду с другими экзистенциальными проблемами.

Таким образом, феномен одиночества многомерен и в разных аспектах исследовался многими авторами, но интересующая нас здесь тема — типология и историческая динамика одиночества — в этих исследованиях пока ещё не затрагивалась.

8 Матеев Д. А. «Осмысление феномена одиночества в философии Востока» -http://www.nsaem.ru/Science/PuЫicatюns/Sclencenotes/Лrchive/2007/3/417.pdf.

9 Пузанова Ж. В Философия одиночества и одиночество философа // Вестник РУДН, серия «Социология», 2003. № 4−5.

10 Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск. Экономпресс. 1999.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической основой данного исследования послужили теоретический, методологический и концептуальный аппарат экзистенциальной философии, представленный, главным образом, в работах С. Кьеркегора," К. Яс-перса, Ж.-П. Сартра, О. ф. Больнова и др.

Исследование опирается также на концепции современности и постсовременности, разработанные в рамках теоретической социологии и социальной философии XX века, некоторые социально-психологические исследования антропологической ситуации в современном обществе, при этом особое значение имели концепции Э. Фромма и Ж. Липовецки.

В работе использовались также результаты социологического и социально-философскогоанализа феномена индивидуализации, предпринятого такими авторами, как 3. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, Н. Элиас и др.

В данном исследовании* применялись общенаучные методы и принципы исследования, но особое значение имел сравнительно-исторический метод, поскольку мы поставили себе целью изучить именно историческую динамику феномена одиночества, феноменологический и герменевтический методы, применение которых неизбежно при анализе текстов, и — шире — смысловых коннотаций того или иного культурного феномена.

Мы рассматриваем одиночество как эмоциональное состояние и биографическую ситуацию, обусловленную характеристиками социокультурной среды, типом общества. Мы показываем, что исторически можно выделить несколько типов одиночества, обладающих определённой спецификой и обусловленных состоянием социума.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступает феномен одиночества, рассматриваемый комплексно в психологическом, социальном и культурном аспектах.

Предметом исследования выступает историческая динамика феномена одиночества.

Цели и задачи исследования.

Целью исследования было обоснование следующей гипотезы: одиночество представляет собой динамический социально-психологический феномен, приобретающий особую значимость в эпоху современности в связи с развивающимся процессом индивидуализации и имеющий определённую специфику на разных этапах этого процесса.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. проследить динамику феномена одиночества, изменение его форм от раннего модерна до эпохи «высокой современности» (постсовременности), выявить типы одиночества;

2. выявить культурные и социальные предпосылки широкого распространения феномена одиночества в эпоху современности;

3. проследить становление проблематики одиночества в европейской философии Нового времени;

4. проанализировать сущность и предпосылки специфического понимания одиночества и проблемы его преодоления в экзистенциальной философии;

5. показать значимость данного феномена в традиционных и современных обществах;

6. на основе анализа феномена одиночества выработать его определение. Научная новизна исследования.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. рассмотрена социальная динамика феномена одиночества в эпоху современности, выявлены условно-идеальные «типы» одиночества и описаны их характерные черты;

2. выявлены социальные и культурные предпосылки широкого распространения феномена одиночества в эпоху современности;

3. проанализировано становление проблематики одиночества в европейской философии Нового времени;

4. вскрыты сущность и особенности философско-антропологической концепции одиночества и проблемы его преодоления в экзистенциальной философии;

5. проведён сравнительный анализ значимости феномена одиночества в традиционном и современном обществах;

6. обосновано авторское определение одиночества.

Тезисы, выносимые на защиту.

1) Одиночество имеет определённую специфику на разных этапах процесса индивидуализации, поэтому можно выделить несколько «идеальных типов» одиночества: элитарное одиночествоодиночество отчаяниястандартизированное одиночествоперсоналистическое (нарциссическое) одиночестводесоциализированное одиночество.

2) Широкое распространение одиночества в современных обществах имеет культурные и социальные предпосылки, сформировавшиеся в процессе модернизации, в первую очередь, западных обществ и получившие позже распространение и за их пределами.

К культурным предпосылкам следует отнести специфическое антропоцентрическое мировоззрение, выразившееся, в частности, в западной философии, особенно в экзистенциализме.

К социальным предпосылкам следует отнести структурные изменения общества, связанные с развитием капиталистической экономики, индустриализацией, урбанизацией, формированием массового общества.

3) В традиционных обществах одиночество не имело широкого распространения, хотя существовали практики целенаправленного уединения, связанные, как правило, с достижением религиозных целей.

Одиночество как динамический социокультурный и психологический феномен, приобретает особую значимость и широкое распространение в эпоху современности в связи с развивающимся процессом индивидуализации и глубокими культурными изменениями, обусловленными распадом целостной картины мира и формированием антропоцентрического мировоззрения, чреватого субъективизмом и релятивизмом. Изменение мировоззренческих ориентиров находит своё наглядное выражение в западной философии Нового времени.

4) Анализ развития проблематики западной философии демонстрирует постепенное нарастание значимости проблематики одиночества. Своего апогея интерес к данной теме достигает в экзистенциальной. философии, для которой одиночество становится сущностной характеристикой человека.

Таким образом, экзистенциальная проблема современного человека, обусловленная специфической ситуацией эпохи, превращается философами-экзистенциалистами в антропологическую универсалию, в чём можно увидеть культурную и социальную ограниченность данного философского направления.

5) Одиночество отличается от уединения — добровольного ограничения социальных контактов, сопряжённого с реализацией определённого смысла (например, достижение религиозного спасения или самосовершенствование).

Таким образом, ключевым фактором, определяющим мучительность переживания одиночества, является не ограничение социальных контактов само по себе, а отсутствие смысла существования.

6) Одиночество можно определить как присущий преимущественно современным обществам динамичный комплексный феномен, имеющий психологический, социальный и культурный аспекты и выражающийся в переживании человеком отчуждённости от общества, порождённой искажением межличностной коммуникации и ценностно-смысловой неопределённостью.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Диссертационное исследование способствует углублению существующего понимания сущности и предпосылок одиночества, раскрывает его социокультурные истоки и демонстрирует его детерминированность специфической социальной, культурной и антропологической ситуацией модерна.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе, найти применение в преподавательской деятельности, при разработке теоретических и методологических основ психотерапевтических практик.

Работа проходила апробацию на кафедре философии и культурологии Педагогического Института ЮФУ и отделении социальных и гуманитарных исследований Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы ЮФУ, а также в процессе участия автора в научных конференциях. Тезисы и положения диссертации содержатся в опубликованных автором работах.

На материале диссертации защищалась аттестационная работа на тему «Феномен одиночества в западноевропейской философской мысли» на кафедре философии и культурологии Института переподготовки и повышения квалификации ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в рамках прохождения переподготовки по специальности «Философия» .

Структура работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, восьми параграфов, заключения и библиографии из 168 источников (в т. ч". 28 на иностранном языке). Общий объём диссертационной работы — 163 машинописные страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Страх — это головокружение свободы" - так сказал С. Кьеркегор на заре Нового времени. Проблема одиночества, как и страх, — тоже экзистенциальный недуг, тесно связанный с освобождением личности в эпоху модерна. Однако является ли индивидуализм неотъемлемым элементом модернизации? Или возможна модернизация без автономии личностного начала?

Долгое время считалось, что существует лишь один вариант «правильной» модернизации — тот, который сложился в западных обществах. Однако на исходе XX века было осознано, что не существует единственно верного пути модернизации, и разные общества могут становиться «современными», не становясь при этом одинаковыми. Значимость культурного фактора и своеобразие исторического пути проявляется и в соотношении индивидуализма и коллективизма^ присущего разным культурам.

Как показывают кросс-культурные исследования-! культуры могут значительно различаться по этому параметру. Соответственнопроблема одиночества будет для представителей одних культур: более значимой, чем для представителей других.

Индивидуалистические и коллективистские культуры формируют разные конструкции «Я», предполагающие разные типы-, взаимоотношений, как с социальным окружением, так и с собственным внутренним миром.

Основываясь на кросс-культурных исследованиях, Д: Мацумото так описывает эти «Я-конструкты»: «Многим индивидуалистическим культурам свойственна вера в обособленность индивидов. Нормативной задачей в этих культурах является сохранение независимости индивида как обособленной, самостоятельной сущности.

В индивидуалистическом обществе социализация направлена на то, чтобы человек мог стать уникальной личностью, выразить себя, реализовать и актуализировать внутреннее «Я».. При независимом конструкте «Я» индивиды сосредотачиваются на личных, внутренних атрибутах: индивидуально ных способностях, интеллекте, личных предпочтениях, — выражая их публично .

Независимый конструкт «Я». — это ограниченная сущность, чётко.

109 отделенная от окружающих" .

Взаимозависимый конструкт «Я» предполагает иную модель человека, рассматривая его на основе представления о фундаментальной связности человеческих существ. Основной задачей социализации в таких культурах является адаптация к взаимозависимости.

Люди в этих культурах социализируются таким образом, чтобы адаптироваться к установленным отношениям или к группе, к которой они принадлежат, читать мысли друг друга, проявлять солидарность, выполнять и играть назначенные роли, а также принимать участие в подобающей деятельности. При этом конструкте «Я» индивиды сосредотачивают внимание на своём статусе взаимной зависимости с другими людьми и стремятся выполнить или даже придумать опредёленные функции, обязанности и социальные требования"110.

Опыт Японии, других успешных азиатских стран показал, что взаимозависимый конструкт «Я» может быть фундаментом весьма успешной модернизации и быстрого прогрессивного развития общества.

Однако успешное развитие современной экономики, становление потребительского общества неизбежно влечёт за собой некоторую индйвидуа-лизацию даже коллективистских культур. Не случайно в той же коллективистской Японии наблюдается упадок «корпоративной этики», которая, в своё время, обеспечила японский экономический прорыв. Ослабевают семейные ценности, многие женщины предпочитают не вступать в брак, но делать независимую карьеру, при том, что в Японии тендерное неравенство и патриархальные установки выражены гораздо отчётливее, чем в западных обществах.

Весьма показательным является и такой парадоксальный факт, что один из самых успешных в современном мире писателей, создавший образ крайне индивидуалистичного и отчуждённого героя, типичнейшего «нарцисса» в описании Ж. Липовецки, — это японец Харуки Мураками.

Незападные общества находятся сегодня на разных стадиях модерни-зационного процесса, их культурные особенности влияют на этот процесс неоднозначно. И всё же, по-видимому, можно утверждать, что расширение индивидуального выбора, являющегося следствием структурных социальных изменений, без которых модернизация просто невозможна, способствует и усилению индивидуалистических настроений, и возникновению определённых проблем, сопряжённых с разрывом или ослаблением социальных связей. Так что движение по пути модернизации неизбежно подразумевает и возникновение проблемы одиночества. Вопрос, однако, заключается в том, какой масштаб принимает эта проблема, о каком именно типе одиночества идёт речь, какие механизмы преодоления этой проблемы будут выработаны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. П., Петровская Л. А. Проблема одиночества с позиций гуманизма//Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 179−181.
  2. Р. Ад одиночества // Новеллы. М., 1985. С. 43−44.
  3. О. С. Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 /Под ред. В. В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.69−75.
  4. С.С. Гештальт одиночества (феномен одиночества и его роль в развитии и терапии неврозов". http: // hpsy.ru/public/x2654.htmb
  5. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.
  6. X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом.1996.
  7. Ф. Человек перед.лицом смерти. М., 1992.
  8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос. 2005.
  9. Бауман 3. Текучая современность. М. г: СПб. Питер. 2008.
  10. Ю.Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 2000.
  11. П.Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
  12. Н. А. Судьба человека в современном мире// Новый мир. -1990.-№ 1.-СС. 207−232.
  13. Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  14. М.Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
  15. Н. А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика. 1995.
  16. Н. А. Я и мир объектов. М., 2001.
  17. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. СПб.: Университетская кн., М.: — ACT, 1998.
  18. О. Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.
  19. П. Вечная эйфория: эссе о принудительном счастье. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 2007.
  20. Бубер ML Я и Ты/ Пер. с нем. Ю. С. Терентьева, Н. Файнгольда, — по-слесл. П. С. Гуревича. М-: Высш. шк., 1993.
  21. Н. Б. Феномен одиночества: философско-антропологический анализ. Дис.. канд. филос. наук: 09.00.13. Пермь, 2006.23 .Вишневский Я. Одиночество в Сети: Азбука-Классика- СПб- 2005.
  22. Власова, Т. В. Одиночество-как залог, возрождения. По материалам научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 1995. http://spintongues.msk.ru/vlasova.htm
  23. Т. Домой возврата нет. М., 1977.
  24. Габриэль Гарсиа Маркес: Сто лет одиночества: ACT/ Олимп. 2002.
  25. Р. Конец нового времени // Феномен человека. Антология. М.: «Высшая школа», 1993.
  26. Ги де Мопассан. Одиночество. Собрание сочинений в 10 тт. Том 6. МП «Аурика», 1994.
  27. Гибсон Ф- Одиночество вдвоём. М.: Гелеос, 2004.31 .Горовская Н. Одиночество как медицинская и философская проблема. http://www.vestnik.com'
  28. С., Гроф К. Духовный кризис. М.: 2003.
  29. . Л. Западная философия культуры XX века. Тверь, 1997.
  30. П. С. Философия человека. М., 1999.
  31. В. Пословицы русского народа. М., 1957.
  32. А. Б. Феномены человеческого бытия. Минск. Экономпресс. 1999.
  33. День холостяков в Китае. Международное радио Китая. 2009−01−01. http://russian.cri.cn/741/2009/01/01/^271 748.htm
  34. Г. Г. Социально-политическая психология. М. Новая школа. 1996.
  35. К. В. Большая книга афоризмов. Изд. 9-е, исправленное. -М.: Эксмо, 2007.
  36. И. И. Андрей Тарковский и новая философия человека. «Вопросы философии», 1996, № 12.
  37. , Г. В., Покровский Н. Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. -М.: Университетская книга, Логос, 2008.
  38. Э. В. Философия и культура. М., 1991.
  39. Л. Г. Социология культуры. М.: ГУ ВШЭ. 2004.
  40. История теоретической социологии. М: Канон. 1997. Т.1.
  41. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. СПб.: Питер, 2003.
  42. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. — (Мыслители XX века).
  43. Л. Мастера социологической мысли. М.: Норма. 2006.
  44. Л.А. // Пространство смерти в измерениях одиночества (в альманахе «Фигуры Танатоса. Выпуск 4: Искусство умирания») http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/thanatos/04/index.html
  45. Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1981.
  46. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.51 .Корнющенко-Ермолаева Н. С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 8.
  47. Д., Олстед Д. Маски авторитарности. М.: Прогремм-Традиция. 2002.
  48. В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: Але-тейя, М.: Логос, 1998.
  49. Ч. Социальная самость. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М.: Международный институт бизнеса и управления, 1996. СС. 314−333.
  50. С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М. Республика. 1993.
  51. Лабиринты одиночества: Пер: с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989-
  52. Ф. и др. Суждения и афоризмы /Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. -М.: Политиздат, 1990.
  53. В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.
  54. В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002.
  55. О. В. Одиночество в социально-генерационной структуре современного российского общества: геронтологический аспект. Дис.. канд. соц. наук: 22.00.04. Ростов-на-Дону, 2001.
  56. . Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. Спб. Владимир Даль. 2001.
  57. Е. А. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Архангельск, 2006.
  58. Ф. Г. Два лика одиночества / Ф. Г. Майленова // Человек. -2002. № 2. С. 129−135.
  59. Макс Фрай, Линор Горалик. Книга одиночеств. Амфора. 2004.
  60. М. К. Одиночество моя профессия // Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. М., 1994.
  61. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  62. Д. А. «Осмысление феномена одиночества в философии Востока"http://www.nsaem.rU/Science/Publications/Sciencenotes/Archive/2007/¾ 17. pdf
  63. Д. А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект. Автореф. дисс.. канд. фи-лос. наук. Новосибирск, 2008.
  64. Д. Человек, культура, психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2008.
  65. . Одиночество: междисциплинарный подход. http://vispir.narod.ru/mius.htm
  66. С. Луна и грош. Театр. М.: Правда, 1983.
  67. Мужчинам в Китае грозит одиночество. Новости Мир. Январь 13, 2010. http://skuky.net/24 638
  68. Э. Что такое персонализм? М. 1994.
  69. А. Б. Амбивалентность отчуждения в современной культуре. // Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск, 2001. СС. 263−267.
  70. Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности . Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Самара, 2005.
  71. А. В. Проблема модальности человеческого одиночества : диссертация. доктора философских наук: 09.00.11 / Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова Б. м., 2006.
  72. Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000. С. 169−181.
  73. А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания другого. М., 1989.
  74. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.
  75. Одиночество и сети // Русский Newsweek. № 37 (256), 7- 13 сентября 2009 года.
  76. Одиночество. Что делать? Преимущества и недостатки состояния одиночества. http://heatpsy.narod.ru/odin.html82."Одна и счастлива!» Cosmopolitan, апрель 2006. С. 240−291.
  77. Дж. Трагическая повседневность. Западная философия: итоги тысячелетия. Составление: Жамиашвили В. М. Пер. на русск. яз. Перцев А. В., Лаптев А. А., Малышев М. А. Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей». 1997.
  78. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  79. . В. Философия одиночества и одиночество философа. Вестник РУДН, серия «Социология», 2003. № 4−5.
  80. В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 1995.
  81. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1997.
  82. С чего начинается личность / Под общ. ред. Р. И. Косолапова. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1984.
  83. , В. А. Феноменология одиночества: опыт рекурсивного постижения: Дис.. д-ра филос. наук: 09.00.13 Владивосток, 2003.'
  84. Я. Геноцид детей в Китае. Частный Корреспондент. 25 сентября 2008 г. http://www.chaskor.ru/article/genotsiddetejvkitae158
  85. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992.
  86. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
  87. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  88. Социально-психологические проблемы одиночества женщин в семье // Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992.
  89. JI. И. Одиночество: социально-философский-анализ. М.: Союз, 1996.
  90. Л. И. Осмысление феномена одиночества в экзистенциализме // Социально-политические и экономические проблемы (история и современность). -М.: Изд-во МГСУ, 1994. № 3(- СС. 103−107.
  91. Г. В. Любовь против одиночества. М.: Знание, 1991.
  92. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990. — (Б-ка атеист, лит.)
  93. В. А. Потребность человека в человеке. М.: Советская Россия, 1981.
  94. Г. М. Феномен одиночества в творчестве Эриха Фромма. Вестник ТИСБИ, 2000. № 3.
  95. Г. Д. Уолден, или жизнь в лесу. М., 1980.
  96. А. Футурошок. СПб., 1997.
  97. Узы брака, узы свободы. Проблемы семьи и одиночества глазами учёных. -М.: Молодая гвардия, 1990. С. 163−186.
  98. С. JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. — № 6. -СС. 68−132.
  99. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  100. Д. Археология ума. М.: ACT. 2007.
  101. Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000. ч
  102. Э. Бегство от свободы- Человек для себя/ Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. -Мн.: ООО «Попурри», 1998.
  103. Э. Искусство любить. М., 1990.
  104. Э. Мужчина и женщина. М.-, 1998.
  105. Э. Природа благополучия. // Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Составитель Хохлов В., пер. с англ., Мн.: Вида-Н, 1998.
  106. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика. 1993.
  107. М. Бытие и время. СПб.:Наука. 2002.
  108. Н. В. Философия одиночества. Кшв, Наукова думка, 1995.
  109. Н. В. Освобождение от одиночества. М.: Астрель, 2005.
  110. А. У. Наедине с собой // Урания. 1994. — № 4 — СС. 12−19.
  111. А. У. Психология одиночества // Педология / новый век. № 4, 2000.
  112. Н. Е., Бабанова И. В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека // Психологический журнал. 1999. № 2. С. 21−28.
  113. Э. Истинноверующий. Минск. Изд-во ЕГУ, 2001.
  114. Цитаты об одиночестве. http://odinokieludi.narod.ru/Odinok.htm
  115. А. А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра. М., 1990.
  116. Человек один не может. / Сост. И. М. Ачильдиев. М.: Советская Россия, 1989.
  117. И. Б. Любовь, история, свобода // Вопросы философии. 2003. № 8.
  118. В. Ф. Творчество. Борьба. Духовное одиночество // Вестн. Моск. университета. Сер. 7, Философия. — 1992. — № 6. — СС. 71−79.
  119. Т. Феномен человека. М., 1987.
  120. Ю. М., Данчева О. В. Одиночество: Социально-психологические проблемы. Киев: Украина, 1991.
  121. А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред.-, сост., вступ. ст. А. А. Гусейнова и А. П. Скрипника. М.: Республика, 1992. -(Б-ка этической мысли).
  122. А. Собр. соч. в 5-ти томах. Том 1. Мир как воля и представление. Сост., вступ. ст., прим. Б. К. Чанышева. 1992.
  123. А. Возвращающийся домой. // Социологические исследования. № 2, 1995.
  124. Н. Общество индивидов. М.: Праксис. 2001.
  125. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: ACT. 1998.
  126. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Вопр. философии. 1989. № 8. СС. 120−125
  127. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.
  128. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.
  129. Arno Makowsky. Singles: Einsamkeit oder Kultur des maximalen Selbst? Suddeutsche Zeitung vom 30. 05. 1992.
  130. Bernd Rohrle& Julia Osterlow «Gemeinsam einsam?» 1999. .
  131. Bertram, Hans: Das Individuum und seine Familie. Lebensformen, Familienbeziehungen und Lebensereignisse im Erwachsenenalter- Leske und Budrich, Opladen, 1995.
  132. Buber M. Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1978.
  133. Einsamkeit wird offenbar immer mehr zu einembewussten alternativen Lebensentwurf. www.SoziologischeBeratung.de
  134. Erikson, Erik H. (1964): Einsicht und Verantwortung, Frankfurt a/M: Suhrkamp
  135. Erikson, Erik H. (1966): Identitat und Lebenszyklus", Frankfurt a/M: Suhrkamp
  136. Erikson, Erik H. (1980): Jugend und Krise, Stuttgart
  137. FOCUS online vom 4.05.2005: Gesundheitsrisiko: Einsamkeit geht ans Herz:#http://focus.msn.de/hps/fol/newsausgabe/newsausgabe.htm?id=14189http://archiv.sueddeutsche.apa.at/sueddz/index.php?id=A885087OGTPOG
  138. Michael Klonowsky. Schicksal Einsamkeit. Preis der Ich-Sucht. Focus № 49 vom 06. 12. 1993.
  139. Psychologie heute. Heft 12/2009.
  140. Psychologie heute. Heft 4/2007.
  141. Psychologie heute. Heft 7/2007.
  142. Rosenmayr, Leopold (1985): Wege zum Ich vor bedrohter Zukunft. Jugend im Spiegel multidisziplinarer Forschung und Theorie, in: Soziale1. Welt, 3, S. 274−298.
  143. Ulf Poschardt: Einsamkeit. Die Entdeckung eines Lebensgefuhls. Kabel by Piper. Munchen 2005. Aus Freitag 52 vom 22.12.2006. (Walter van Rossum: Labyrinthe der Einsamkeit), http://www.freitag.de/2006/52
  144. Ulrich Beck & Elisabeth Beck-Gernsheim «Das ganz normale Chaos der Liebe», Frankfurt a/M. 1990.
  145. Verwitwung im Alter: Das Leben neu gestalten. Betina Hollstein. -http://www.familienhandbuch.de/cmairi/'fAktuelles/aElternschaft/s1622.html
Заполнить форму текущей работой