Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идея вероятности. 
Общая философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

2] Устойчивость осуществления некоторых случайных возможностей при массовых явлениях поражает наше воображение, а у некоторых вызывает какое-то почти мистическое чувство роковой предопределенности. Печальное свойство рода человеческого! «Доля тюрем, кандалов и эшафота предназначена для него с гою же вероятностью, как и доходы государства. Мы можем заранее исчислить, сколько людей запятнают руки… Читать ещё >

Идея вероятности. Общая философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К выводу о том, что потенциальные события, будучи бесконечно разнообразными, обладают разной мерой осуществимости, пришел еще Аристотель: одни события «всегда возникают одинаковым образом, другие по большей части», третьи же совершенно индивидуальны, но даже в явлениях, «происшедших не случайно, многое происходит от случая»[1]. Да и само понятие вероятности некогда возникло в логике для характеристики недостаточной обоснованности выводов и связывалось с количественной оценкой меры достоверности знания. Классическая концепция вероятности исходила из отношения числа благоприятных случаев к общему числу всех равновозможных. Так, при бросании игральной кости, имеющей шесть граней, выпадение каждой из них можно ожидать с вероятностью, равной одной шестой, поскольку ни одна грань не имеет преимуществ перед другими (тут организация игр предусматривает симметрию исходов опыта). Однако при научном познании такая ситуация — редкость, и вероятность в ее классическом понимании быстро уступила место статистической концепции вероятности, опирающейся на понятие относительной частоты, которая может быть точно определена опытным путем при длительном испытании при точно фиксированных условиях. В дальнейшем исследовательскую мысль все чаще стало занимать конкретное воплощение статистических вероятностных законов в различных сферах бытия: сначала в мире социальных явлений (статистика заболеваний, преступлений и др.), а затем и в области естественных наук.

Философское исследование вероятности предполагает прежде всего уяснение ее онтологического и гносеологического, а также методологического содержания. Сущность вероятности теснейшим образом связана с возможностью в ее соотношении с действительностью, со случайностью и закономерностью: именно через диалектику этих категорий главным образом и раскрывается философский смысл вероятности.

Вероятность — это мера объективной возможности, степень возможной реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Она характеризует величину основания той или иной возможности, меру ее способности к реализации, степень ее близости к осуществлению, силу действия благоприятных и отрицательных факторов. Таким образом, вероятность — не просто мера нашего ожидания; это объективная мера возможности реализации случайного. Вероятность говорит о том, в какой степени возможно какое-либо событие, или же оно вообще не может произойти. Более того, вероятная возможность — значит более обоснованная возможность. Если вероятность события ничтожно мала, то мы пренебрегаем ею и, например, без страха сидим и слушаем лекцию, не опасаясь, что нам на голову свалится метеорит. Стопроцентная вероятность — это необходимость. Отсутствие всякой вероятности — это полная недостоверность или даже невозможность событий.

Вероятности подвержены динамике. Постоянное изменение действительности непременно связано с неуклонным возрастанием числа факторов, способствующих увеличению вероятности реализации одних возможностей и уменьшению вероятности осуществления других. Поэтому, характеризуя меру «надежды и уверенности» возможности в своей реализации при соответствующих условиях, вероятность является количественной определенностью возможности в ее соотношении с действительностью, случайностью и необходимостью.

С философской точки зрения, вероятностные отношения имеют две стороны: внутреннюю, связанную со структурой предмета, и внешнюю, связанную с частотой реализации события. Объективную связь между внутренними и внешними сторонами вероятности выражает закон больших чисел, который гласит: совокупное действие большого числа случайных фактов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая.

Каждое событие есть равнодействующая необходимых и случайных причин. Закон больших чисел выступает как закон постоянных причин, преодолевающий влияние причин случайных: при большом числе испытаний для ряда случайных событий частота остается почти постоянной. Это заставляет предположить наличие не зависящих от испытателя закономерностей течения явлений, которые обнаруживают себя в указанном почти постоянстве частоты[2].

В чем же состоит особенный смысл вероятностных понятий? В том, что с их помощью удается но-новому истолковать традиционные философские проблемы — соотношение случайности и необходимости, возможности и действительности. Если раньше достаточно часто случайность толковалась как событие с пока неизвестной человеку причиной (т.е. фактически отождествлялась с необходимостью), а возможность трактовалась как зависящая от степени нашего познания мира, то с развитием понятия вероятности и применением его, например, в квантовой физике ситуация резко изменилась. Теперь вероятность из понятия чисто гносеологического, отражающего степень познанности объекта, превратилась в понятие онтологическое, отражающее объективную сущность самого объекта.

  • [1] Аристотель. Физика. — М., 1937. — С. 38.
  • [2] Устойчивость осуществления некоторых случайных возможностей при массовых явлениях поражает наше воображение, а у некоторых вызывает какое-то почти мистическое чувство роковой предопределенности. Печальное свойство рода человеческого! «Доля тюрем, кандалов и эшафота предназначена для него с гою же вероятностью, как и доходы государства. Мы можем заранее исчислить, сколько людей запятнают руки кровью себе подобных, сколькобудет подделывателей, сколько отравителей, — так же как можно определить количество рождений и смертей» (Кегте, Л. Человек и развитие его способностей. — М., 1956. — С. 6).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой