Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Адаптировав ряд методик к условиям и требованиям преподавания английского и немецкого языка в военном вузе, автор посвятила свою диссертационную работу выявлению эстетической функции языка в аспектах семантическом, фонетическом и прагматическом. При определении практической значимости решаемой задачи автор исходила из того, что эмоциональное восприятие непривычных… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • РАЗДЕЛ 1. Отражение эстетической роли языка в развитии социально-философской мысли и духовной культуры личности
  • РАЗДЕЛ 2. Сущность и содержание эстетической функции языка
  • РАЗДЕЛ 3. Механизм реализации эстетической функции языка в процессе формирования духовной культуры обучаемых в ввузах
  • РАЗДЕЛ 4. Иностранный язык как средство формирования эстетической культуры военнослужащих

Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная цивилизация зримо обнаружила вступление в полосу кризисного развития на путях научно-технического прогресса. Вполне очевидной стала потребность в гуманизации всего спектра общественных отношений, в оплодотворении техногенного развития общечеловеческим содержанием духовной культуры — нравственной, эстетической, правовой, сакральной и т. п. И в этом смысле обращение к культурно-эстетическим возможностям языка как необходимого и универсального средства человеческого общения и деятельности становится понятным и необходимым.

Актуальность темы

исследования обусловлена, во-первых, насущной потребностью в гуманизации общественных отношений, в том числе и в военной сфере современной России на путях социокультурного прогресса. Необходимым элементом духовной культуры человечества и закономерным результатом её эволюционного развития выступает язык. Одновременно он является и мощным средством культурно-эстетического формирования личности. Поэтому теоретический анализ эстетического воздействия языка на личность в процессе человеческого общения, в том числе и на социально-философском уровне, будет способствовать превращению его в фактор гуманизации общественных отношений и воинской деятельности в современной России.

Во-вторых, необходимостью гуманитаризации системы высшего и профессионального образования России на современном этапе коренного обновления всех сфер жизни общества. Современные представления о целях и задачах вузовского образования исходят из необходимости обеспечить гуманизацию этого процесса, дающую возможность молодежи овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, стать широко образованными и культурными профессионалами. Следствием такого подхода стало введение в систему преподавания гражданских и военных вузов таких предметов, как «Культурология», «Русский язык и культура речи». Сама практика преподавания таких дисциплин обязывает педагогов глубоко исследовать философ-ско-методологические основы воздействия языка и речи на культурно-эстетическое формирование будущих гражданских и военных специалистов.

В-третьих, актуальность темы диссертационного исследования диктуется также задачами реформирования системы высшего военного образования в России, потребностями подготовки офицерских кадров нового поколения — интеллигентных граждан-профессионалов в военной форме. Такой взгляд согласуется с новой философией военного образования, в которой цели профессионального обучения соединяются с задачами культурно-эстетического развития личности. Пока же ситуация в военных вузах такова, что военно-техническая составляющая образования является ведущей, а гуманитарно-культурная — второстепенной.

Итак, в российском обществе и его военной сфере в последние годы стала насущной и острой потребность в духовно-нравственном воспитании и культурно-эстетическом образовании гражданских и военных специалистов. В связи с этим общество и государство выдвигают такое требование к военным кадрам, чтобы в личности российского офицера органически соединялись качества военного профессионала и культурно развитой личности, способной стать преданным защитником и гордостью своего народа.

На реализацию этого требования необходимо направить также эстетическое богатство русского языка и потенциал других форм речевого общения в учебно-воспитательном процессе высших военно-учебных заведений. Однако, практическая работа в данном направлении соответственно требует глубокой теоретической проработки этого процесса, в том числе и на социально-философском уровне. В общем, новая стратегия военного образования в России необходимо требует и нового теоретического обеспечения.

Уровень научной разработки проблемы. В теоретическом плане проблема эстетического образования и воспитания более пристально рассматривалась гражданскими авторами и специалистами в том числе и на уровне специальных диссертационных исследований 2. Это работы Большакова В. П., Варош М. В., Гуткина И. М., Злобиной Т. П., Кагана М. С., Крыловой Н. Б., Липского В. Н., Печко JI. JL, Разумного В. А., Рубцова А. В. и других авторов.

1 См.: Большаков В. П. О философских основаниях теорий эстетического воспитания. // Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов, -Л., 1985, Варош М. В. Эстетический субъект и эстетический объект как категории эстетического воспитания. -М., 2000; Гуткина И. М. О роли эстетической установки в учебном процессе // Воспитание студенчества в процессе преподавания общественных наук. -Саратов, 1984. -С. 68−69. Киященко Н. И. Пути и средства эстетического воспитания. -М., РАН ИФ"Наука" 1989; Каган М. С. Эстетика как философская наука. -С-П, ТООТК «Петрополис», 1997; Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры. — М.: Прометей, 1990; Печко JI.JI. Эстетический аспект педагогической деятельности. — М., 1999; Разумный В. А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М., «Мысль», 1969; Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — Ростов-на-Дону, 2002; Эстетическое воспитание студентов: опыт и проблемы. — Саратов, СГУ, 2001 и др.

2 См.: Злобина Т. П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза: Автореферат канд.филос. наук. -Уфа., 1987; Королева Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. -Казань, 1999; Липский В. Н. Эстетическая культура как философская категория.: Автореферат дисс. доктора философских наук.- М., 1997; Рубцова А. В. Философия эстетического воспитания. Автореферат дисс. доктора филос. наук. -НовосибирскИз-во Новосибирского ун-та, 1999 и др.

Для понимания сущности эстетической функции языка особую роль играют специальные работы, посвященные анализу категории «эстетическое», в частности, труды Борева Ю. В., Буткевича О. В., Выготского JI.C., Зи-ся А.С., Кагана М. С., Лосева А. Ф., Мещерякова В. Т., Радугиной А. А., Ска-терщикова В.К., Столовича JI.H. и других3.

В советский период данной проблеме уделялось внимание и со стороны военных исследователей 4. В работах Грузкова В. Н., Дороговой JI.H., Костикова Н. А., Кузьмина И. Г., Миловидова А. С., Подгорного Г. М., Ремизова В. А., Рыжкова В. Н., Сапунова Б. М., Сафронова Б. В. и других авторов получили глубокую разработку вопросы эстетического в воинской деятельности, культурного и эстетического воспитания военнослужащих. Однако проблема эстетической роли языка рассматривалась в них лишь аспективно.

3 См.: Бореев Ю. В. Эстетические категории. — М., 1960; Его же. Эстетика. — М., 1981; Буткевич О. В. Красота. — М., 1979; Выготский JI.C. Анализ эстетической реакции. — М., 2001; Зись А. С. Гармония как эстетическая категория // Искусство. — 1974. — № 5- Каган М. С. Эстетика как философская наука. — М., 1997; Киященко Н. И. Эстетика. Жизнь. Искусство. — М., 1977; Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1995; Мещеряков В. Т. Гармония и гармоническое развитие. — Л., 1976; Радугина А. А. Эстетика. — М., 2000; Скатерщиков В. К. К разработке проблемы эстетических категорий // Филос. науки. — 1976. — № 7- Столович Л. Н. Философия красоты. — М., 1982 и др.

4 См.: Аникович В. И. Армия — школа культуры. — М., 1980; Грузков В. Н. Эстетическое как фактор нравственного воспитания советских воинов: Автореферат дисс.. канд. Филос. наук. — М., 1980; Кузьмин И. Г. Эстетика воинской службы. Эстетическое воспитание советских воинов. -Ростов на Дону., 1973; Ковалевский B.C. Эстетика ратного труда и воинского быта. — Ростов-на-Дону, 1974; Сапунов Б. М. Эстетическое сознание и духовный мир воина: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук. — М., 1975; Его же. Эстетика воинской службы. -М., Воениздат, 1968. Подгорный Г. М. Философско-социальный анализ системы эстетического воспитания советских воинов. Автореферат дисс.. кандид. филос. наук. — М., 1986; Ремизов В. А. Эстетическое воспитание и проблемы его формирования и развития у советских воинов: Автореферат дисс.. кандид. филос. наук — М., 1977; Рыжков В. Н. Эстетическая культура советского воина и пути ее формирования: Автореф. дисс.. кандид. филос. наук. — М., 1982; Сафронов Б. В. Искусство и духовный мир советского воина. — М.: ВПА, 1974 и др.

В то же время гражданские авторы посвятили этой проблеме ряд работ5. В них убедительно доказывается, что на различных этапах развития социально-философской мысли Пифагор и Сократ, Платон и Аристотель, Августин Блаженный и Фома Аквинский, Д. Тидеманн и И. Гердер, В. Гумбольдт и Г. Гегель подчеркивали высокую роль красноречия, гармоничности, стройности, поэтичности и благозвучия языка в культурном формировании человека. Одновременно они рассматривали язык как величайшее достижение культуры и важный критерий уровня ее развития.

Указанное позволяет специально обратиться к обобщенному, социально-философскому анализу эстетической функции языка в учебно-воспитательном процессе вузов. При этом учитывались и специальные труды в области языкознания 6.

Исходя из актуальности и степени научной разработанности проблемы, целью диссертационного исследования является — на базе социально-философского анализа и практического опыта, научно-теоретических источников и данных авторского военно-социологического исследования рассмот.

5 См.: Античные теории языка и стиля. — М., 1936; Давыдов В. В. Виды общения в обучении. -М, 1997; Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. -М., 1989; Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках. — М., 1960; Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М., 1978; Пиотровский Р. Г. Лингвистический автомат и его речемыслительное обеспечение. Минск: МГЛУ, 1999; Це-турова И.А. и др. Некоторые вопросы теории тестирования // Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в технических вузах. -Таганрог, 2001; Якушин Б. В. Гипотезы о происхождении языка. — М., 1984 и др.

6 См.: Аврорин В. А. Социальная лингвистика. — М., 1981; Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М., 1988; Баранникова Л. И. Основные сведения о языке. — Саратов, 1998; Маслов Ю. С.

Введение

в языкознание. — М., 1975; Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания. — М., 1977; Сафронов М. В. Функциональная сторона языка. — Спб, 2001; Скворцов А. В. Смысловое восприятие речевого общения. — М., 2000; Соломоник А. Семиотика и лингвистика. — М., 1995; Телия В. Н. Русская фразеология. Семиотический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. -М., 1996 и др. реть проявление эстетической функции языка в процессе формирования духовной, в том числе эстетической культуры военнослужащих в военном вузе и выработать практические рекомендации и предложения по повышению эффективности воздействия русского и иностранного языков на формирование общей и эстетической культуры военных кадров.

Объектом исследования в диссертации выступает сложный и противоречивый процесс формирования духовной культуры обучаемых в системе высшего образования, в том числе в учебно-воспитательной деятельности высших военно-учебных заведений. г т.

Предмет исследования — социально-философские основания реализации исторического и теоретического опыта, сущности и содержания эстетической функции русского и иностранного языков в процессе формирования духовной, в том числе и эстетической культуры военнослужащих в военном вузе.

Для достижения поставленной цели, исходя из объекта и предмета исследования, в работе были реализованы следующие задачи:

Во-первых, осуществить обобщенный теоретический анализ научных источников и социально-философских концепций в области эстетических свойств языка как средства общения, формирования духовной, в том числе эстетической культуры человека.

Во-вторых, с социально-философских позиций определить сущность и содержание эстетической функции языка, выявить теоретические и практические особенности эстетического воздействия языка на военнослужащих в процессе их подготовки в военном вузе. А.

В-третьих, раскрыть содержание и особенности механизма воздействия языка на формирование эстетической культуры обучаемых в военном вузе.

В-четвёртых, исследовать в теоретическом и практическом аспектах эстетические свойства русского языка посредством специальных тестовых и экспериментальных методов, а также обосновать духовно-формирующие эстетические свойства семантики, фонетики и цветового восприятия звуков английского и немецкого языков в процессе изучения их слушателями и курсантами военных вузов.

На основании результатов теоретического анализа в работе предлагаются рекомендации по повышению эстетического содержания процесса преподавания немецкого и английского языков для курсантов и офицеров, обучающихся в военных вузах, усовершенствован и внедрен ряд экспериментальных методик, пригодных для широкого применения в эмпирических исследованиях с целью формировании эстетической культуры военнослужащих.

Теоретико-методологическую базу диссертации составляют результаты исследований отечественных и зарубежных учёных по философии, филологии, работы специалистов в области социологии, методологии, психологии и педагогики, в которых исследуются проблемы и особенности эстетического развития личности в процессе общения, обучения и воспитания. В частности, методологическую основу исследования составили: социально-философские основания языка как элемента и фактора формирования духовной культуры личноститеория эстетического обучения и воспитания в высших учебных заведенияхсоциально-философская концепция деятельности, взаимодействия объективных условий и субъективных факторов в процессе практической реализации эстетической функции языка в высших военно-учебных заведениях.

В основу исследования положен принцип объективного изучения явлений и процессов, который используется как основа системной организованности предметного исследования. В работе также использован ряд общенаучных методов (индуктивный и дедуктивный, сопоставительный анализ, синтез, абстрагирование, системный метод, контент-анализ, сравнительный и эмпирические методы анализа текста), возможности междисциплинарной методологии.

Эмпирическую базу исследования составили: практический опыт учебно-воспитательной деятельности в военных вузахданные социологических исследований, проведённых на базе учебных воинских коллективов, а также опубликованных в различных источникаханализ теоретических взглядов, связанных с возникновением и эстетическим воздействием языка на различные нации и народности в процессе культурно-исторического развития общества. Кроме того, в работе осуществлён контент-анализ документов и публикаций периодической печати, обобщены материалы семинаров и конференций по проблематике эстетического воздействия языка на обучаемых в ввузах. Диссертант опирается на личный опыт преподавания русского и английского языков, а также курса «Русский язык и культура речи» в Военном университете РХБ защиты.

Гипотеза исследования. Адаптировав ряд методик к условиям и требованиям преподавания английского и немецкого языка в военном вузе, автор посвятила свою диссертационную работу выявлению эстетической функции языка в аспектах семантическом, фонетическом и прагматическом. При определении практической значимости решаемой задачи автор исходила из того, что эмоциональное восприятие непривычных фонетических звучаний слов и звуков незнакомого языка может вызвать «торможение» в восприятии языка и усложнять его усвоение. С другой стороны, эмоционально-положительное воздействие незнакомого языка может вызвать благоприятное воздействие на эмоционально-образное восприятие его семантики и фонетики, то есть вызвать эстетическое наслаждение, способствуя тем самым не только усвоению иностранного языка, но и внося определённую лепту в процесс формирования эстетической культуры личности будущего офицера.

Научная новизна диссертационной работы состоит: в теоретическом обобщении социально-философских концепций языка и его культурно-эстетической роли в жизнедеятельности общества и человекав обосновании социальной обусловленности, закономерного характера и сущности эстетической функции языка с социально-философских позицийв выявлении содержания и особенностей механизма реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих в военном вузе, определении оптимальных видов деятельности, эффективных форм и методов эстетического воздействия на личность обучаемых средствами языковых коммуникацийв теоретическом анализе тенденций, перспектив и приоритетных направлений оптимизации образовательного процесса с учётом особенностей эстетического воздействия языка на сознание и поведение военнослужащих.

На защиту автором выдвигаются следующие положения:

1. Социально-философский анализ исторически формировавшихся взглядов на происхождение и функционирование языка свидетельствует о закономерном характере и возрастании его культурно-эстетической роли в обществе, наличии имманентно присущих языку эстетических свойств — красоты, поэтичности, ритмичности, стройности, благозвучия, гармоничности. В процессе накопления знаний об эстетическом воздействии языка на человека в обществе постепенно формируется обоснованная система научных взглядов, теоретический анализ которых позволяет осуществить специальное исследование обобщённой модели эстетического функционирования языка.

2. Эстетическая функция языка представляет собой объективно-закономерную качественную определенность и способность его благотворно воздействовать на эстетическое сознание и другие элементы духовного мира личности, а также на культурное поведение людей в обществе посредством существенных свойств содержания (глубина, значимость, благозвучие, символизм, совершенство) и внешних форм проявления (тональность, мелодичность, стройность, ритмичность, ясность, эмоциональность) на трех основных уровнях: фонетическом, семантическом и прагматическом.

3. Механизм реализации эстетической функции языка в образовательном процессе ввузов представляет собой системно организованное взаимодействие субъектов и объектов, направленное на формирование общей и эстетической культуры военнослужащих. Объективные предпосылки и социальные условия данного механизма выступают катализаторами развития культурно-эстетических потребностей и интересов военнослужащих. Использование оптимальных форм, методов и средств с учётом специфических условий и задач воинской деятельности позволяет эффективно влиять на формирование общей и эстетической культуры военных кадров.

4. На базе социально-философского исследования и результатов социологических экспериментов могут быть апробированы и предложены усовершенствованные методики анализа эстетического воздействия языка на духовную культуру военнослужащих военных вузов, определён уровень художественно-эстетических потребностей военнослужащих, выработаны теоретические и практические рекомендации с целью оптимизации возможностей учебно-воспитательного процесса в военном вузе по формированию духовной культуры обучаемых. Применительно к иностранным языкам также могут быть предложены методики анализа и реализации эстетической функции английского и немецкого языков на семантическом, фонетическом и прагматическом уровнях.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы: в принятии на различных уровнях в органах воспитательной работы Вооруженных Сил России научно обоснованных решений по развитию духовных основ воинской деятельности, повышению нравственной и эстетической культуры военных кадровпри подготовке учебно-методических пособий по теоретическим и практическим вопросам эстетического воспитания курсантов и офицеров в военно-учебных заведенияхпри разработке методических пособий по повышению эстетического содержания процесса преподавания иностранных языков в военном вузедля совершенствования методических приёмов экспериментального изучения эстетических свойств языка вообще и иностранного, в частностикак теоретико-прикладная основа для дальнейшего углубленного анализа эстетических свойств семантики и фонетики русского и иностранного языков.

Предмет и цели исследования обусловили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, заключения, четырёх разделов и приложений, отражающих тематику исследования, списка литературы. Объём диссертации составляет 179 страниц компьютерного текста.

Результаты исследования эстетической функции языка методом семантического дифференциала.

А. Отрывок из стихотворения И. В. Гёте.

Напрасно: «В начале было Слово» -И вот уже одно препятствие готово: Я слово не могу так высоко ценить. Да, в переводе текст я должен изменить Когда мне верно чувство подсказало. Я напишу, что мысль всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была не далека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли — начало всех начал? Пишу, — и вновь я колебаться стал, И вновь сомнения душу мне тревожат.

И свет блеснул, — и выход вижу я: В деянии начало бытия".

Эстетические Баллы Эстетические категории 5 4 3 2 1 категорииантонимы возвышенное 11,7 44,9 17,3 2,8 5,6 низменное гармоничное 31,8 6,5 20,6 2,8 1,9 негармоничное совершенное 42,5 6,1 20,0 3,3 4,7 несовершенное симметричное 29.9 6,5 27,6 3,3 4,7 несимметричное ритмичное 49,1 6,5 13,6 4.2 7.5 неритмичное пропорциональное 23,8 5.1 38,0 3,3 4,2 непропорциональное притягивает 39,7 5,1 19.2 4,7 3,3 отталкивает соразмерное 30,4 7,5 26,2 3,3 3,7 несоразмерное упорядоченное 32,2 6,5 26,2 2,3 3,3 хаотичное нравится 60,3 6,1 13,6 2,3 8,4 не нравится красиво 48,6 8,9 15,9 2,3 5,6 некрасиво.

Б. Отрывок из стихотворения В. Шекспира.

Быть или не быть, вот в чём вопрос, Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы? Иль надо оказать сопротивление, Восстать, вооружиться, победить Иль погибнуть .".

Эстетические Баллы Эстетические категории 5 4 3 2 1 категорииантонимы возвышенное 45,8 7,5 16,8 3,7 3,7 низменное гармоничное 30,4 7,9 15,2 4,7 7,0 негармоничное совершенное 41,3 6,5 22,4 4,7 7,0 несовершенное симметричное 22,0 7,9 29,9 4,4 5,1 несимметричное ритмичное 47,6 5,6 13,6 3,7 5,1 неритмичное пропорциональное 19,6 6,5 31,8 5,1 4,7 непропорциональное притягивает 37,4 7,9 16,4 4,7 5,6 отталкивает соразмерное 26,2 7.0 24,8 2.8 6,1 несоразмерное упорядоченное 27,1 5,6 26,2 4,7 3,7 хаотичное нравится 49,1 7,5 13,1 3,3 11 не нравится красиво 43,5 7,5 15,4 3,3 7,7 некрасиво.

Примечание: Результаты свидетельствуют о том, что категорией «возвышенное» курсанты характеризуют уровень абстрактности изложения мысли в стихе, в связи с чем, относительно этой категории стих Гёте получил оценку всего 3,6 балла, а стих Шекспира — 4,1 балла (по 5-бальной шкале). Здесь кроется также опасность оценить как «возвышенное» просто непонятное шекспировское «быть или не быть?» в данном случае сыграло свою роль. Подобную погрешность необходимо учитывать при использовании данной категории для оценки эстетических характеристик стихов.

Прозаический текст.

А. Что же является источником всего сущего? Духовное или материальное начало? Может быть дух? Он не материален и не может быть творцом живой природы. Источник живого — движущаяся, действующая материя.

Эстетические Баллы Эстетические категории 5 4 3 2 1 категории — антонимы возвышенное 57,0 6,1 10,3 0,3 1,9 низменное гармоничное 44,9 7,0 15,9 1,4 3,3 негармоничное совершенное 56,1 7,9 9,3 0,0 3,7 несовершенное симметричное 32,2 8,4 20,6 1,9 3,7 несимметричное ритмичное 44,6 5,6 16,8 3,7 5,1 неритмичное пропорциональное 24,3 6,1 28,4 5,6 2,8 непропорциональное притягивает 45,8 7,0 11,2 3,3 1,9 отталкивает соразмерное 29,4 5,6 14,3 2,8 2,3 несоразмерное упорядоченное 35,0 7,5 14,0 2,8 2,8 хаотичное нравится 50,0 8,4 10,7 2,3 3,3 не нравится красиво 44,4 4,2 12,1 5,1 3,7 некрасиво.

Примечание: Основные категории, при помощи которых курсанты высоко оценивали композиционно законченный фрагмент поэмы Гёте «гармоничное» — 4.1, «совершенное» -4, «ритмичное» — 4,3 балла.

В соответствии с этим, интегральная оценка, выраженная понятиями «нравится», «красиво», составила соответственно 4,2 и 4,1 понятие «притягательное» — 4 балла.

Как ни странно, более разносторонними оказались оценки эстетических качеств прозаических текстов. Так, если из шкалы оценок стихотворных текстов пришлось исключить четыре пары категорий, то из шкалы оценок прозаических текстов — лишь две пары категорий («симметричное» и «пропорциональное»).

Б. Чтобы чего-нибудь достигнуть необходимо бороться? Если проигравший всегда виновен — необходимо побеждать? В природе выживает только сильный, значитнеобходимо быть готовым к борьбе за сосуществование. Только победитель обладает всем, чем он хочет, заставляя выполнять свою волю, постоянно доказывая свою силу.

Эстетические Баллы Эстетические категории 5 4 3 2 1 категории — антонимы возвышенное 42,5 7,5 15,0 2,8 5,6 низменное гармоничное 37,9 6,1 19,2 3,3 4,7 негармоничное совершенное 47,2 7,5 13,1 2,3 2,8 несовершенное симметричное 25,7 7,9 24,8 3,3 3,3 несимметричное ритмичное 34,1 5,1 17,3 5,1 4,7 неритмичное пропорциональное 22,4 7,0 26,2 2,8 4,2 непропорциональное притягивает 39,3 7,0 14,0 3,7 4,7 отталкивает соразмерное 28,5 6,5 23,8 4,2 3,3 несоразмерное упорядоченное 33,2 7,0 19,2 5,1 2,3 хаотичное нравится 50,9 7,5 13,1 1,9 4,2 не нравится красиво 43,5 7,9 13,6 4,2 3,7 некрасиво.

Примечание: Оценка текстов производилась в соответствии с впечатлением от прочитанного. Например, если впечатление ближе к слову «возвышенный», то тестируемые обводили 1-й или 2-й крестик справа от этого слова, если «низменный» — то слева от этого слова и так далее в каждой строке. Если опрашиваемые затруднялись при выборе однозначного положительного или отрицательного ответа, то отмечали крестик в середине строки (например: ххххх).

• 9 ф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Тесты в социологии. -М., 2000. -С.50−56.
  2. С.С. Знак//Философский энциклопедический словарь. -М: Наука, 1984. -С. 176.
  3. В.А. Социальная лингвистика. -М., 1981. -С.88−90.
  4. Т.А. Мировоззрение и личность. -Л., 1982. 186 с.
  5. П.М. Квантитативные аспекты речевой деятельности // Языковая норма и статистика. -М., 1977. -С. 43.
  6. В.В. Речевое самовыражение как компонент взаимопонимания // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Под ред. А. А. Бодалёва. -Краснодар, 1975.-С. 11−12.
  7. В.И. Армия школа культуры. -М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1980. -С. 56.
  8. С.А., Третьякова. З. И. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию школьников. -Свердловск, 1975. 128 с.
  9. Античные теории языка и стиля. -М., 1936. -С. 23.
  10. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. -М., 1988.-С. 61.
  11. И.Л. Искусство и эстетическое воспитание личности в условиях развитого социализма. -Саратов, 1980. -С.12−14.
  12. .В., Арлычев А. Н. Диалектика взаимодействия субъекта и объекта познания. В кн.: Материалистическая диалектика, т.2: Субъективная диалектика. -М., 1982, -С. 18.
  13. Л.И. Основные сведения о языке. -Саратов, 1998. -С. 54.14.
  14. И.Л. Функции органов управления. М., 1976. 352 с.
  15. Г. П. Новый рационализм. -М., 1987. -С. 68.
  16. Ю.С. Романы. Берег. -М., 1988. 197с.
  17. Ю.Б. Эстетика. -М., 1981. 275 с.
  18. Ю.Б. Эстетика. В 2-х томах. 5-е изд., -Смоленск- «Русич», 1998, т. 1.-С.77.
  19. В.П. О философских основаниях теорий эстетического воспитания. // Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов, -Д., 1985. -С. 22−28.
  20. С.С. Прогнозирование социальных потребностей молодёжи. -Тамбов., 2000. -С.44−52.
  21. К.П. Золотое сечение в Солнечной системе // Астрометрия и небесная механика. -М.- Д., 1978. -С. 475−500.
  22. О.В. Красота. -М., 1979. 328 с.
  23. К. Репрезентативная функция языка. -М., 1993.-С. 34.
  24. М.В. Эстетический субъект и эстетический объект как категории эстетического воспитания. -М., 2000. -С. 53.
  25. М.П. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников. -Д., 1998.412 с.
  26. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963, -С.6.
  27. В.В. О теории художественной речи. М., 1971. -С. 132.
  28. Л.С. Анализ эстетической реакции. М., 2001. -С .148.
  29. Л.С. Психология искусства. -М., 1987. 252 с.
  30. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967. -С.13.
  31. JI.C. Общее языкознание. -М., 1981, -С. 50.
  32. Л.С. Мышление и речь Избранные психологические исследования. -М., 1956. 172 с.
  33. Л.С. Избранные психологические исследования. -М., 1956.-С.51.
  34. Г. П. Эстетика в системе философского знания. -Л.- ЛГУ, 1984, -С.175.
  35. . Р.В. Вильгельм фон Гумбольдт. -М., 1898, 115 с.
  36. И.Г. Идеи к философии истории человечества. -М., 1977. -С.96.
  37. И.Г. Избранные сочинения. -М., 1959, -С. 143.
  38. Г. Энциклопедия философских наук.-М., 1975, т. 1. -С. 124.
  39. Г. Сочинения. М., 1958, т. XIY. 329 с.
  40. И.В. Собрание соч. В 13-ти томах. Т.У. -М., 1947. -С. 92−93.
  41. У. Живой мозг. -М., 1966. 204 с.
  42. В.Н. Эстетическое как фактор нравственного воспитания советских воинов: (Философско-социальный анализ). Автореферат. (09.00.1 l.)-M., 1983.-С.20.
  43. А.В. Принципы прекрасного. // Философские науки. № 3, -М., 1983. -С. 43.
  44. И.М. О роли эстетической установки в учебном процессе // Воспитание студенчества в процессе преподавания общественных наук. -Саратов, 1984. -С. 68−69.
  45. В. Язык и философия культуры. -М., 1985. 180 с.
  46. В.В. Виды общения в обучении. -М., 1997. 285 с.
  47. Т.М. Язык и социальная психология. -М., 1989. -С. 44−46.
  48. Ю.Д. Социальная лингвистика. -М., Наука, 1977. -С. 221.
  49. С.И. Научно-технический прогресс и эстетическая культура личности. // Эстетическое сознание и художественная культура общества. М., 1981. -С. 8−11.
  50. А.П. Звук и смысл. -М., 1981. -С.44.
  51. В.В. Мир художественной культуры. -М., 1987. -С.198−199.
  52. В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. -М., 1960, ч.1. -С. 73.
  53. Т.П. Роль эстетического воспитания в формировании личности студента технического вуза //Автореферат канд.филос. наук. -Уфа., 1987, СЛО.
  54. Л.В. Эстетика, этнография, быт. -М., 1994. 302 с.
  55. Г. П. Практическая эстетика. -М., 1971. 288 с.
  56. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М., 1978. -С. 129.
  57. А.С. Гармония как эстетическая категория. «Искусство», 1974, № 5, -с. 68−69.
  58. Знак // Краткий философский словарь. -М.: Проспект, 1998. -С. 105.
  59. История философии. -М., 1940, т. 1, -С.94.
  60. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т-2. -М., 1964. 452 с.
  61. М.С. Эстетика как философская наука. -С-П, ТООТК «Петрополис», 1997.-С.45.
  62. А.С. Система эстетического воспитания студентов. -В кн.: Эстетическое воспитание студентов (сборник трудов ученых социалистических стран), -М., I960. -С. 33−42.
  63. К.М. Красота и польза. -М., 1999. 271с.
  64. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. -М.: Искусство, 1971. -С.63.
  65. Н.И., Лейзеров H.JI. Сущность эстетического воспитания и его роль во всестороннем и гармоническом развитии личности. -В кн.: Теория эстетического воспитания. -М., 1979. -С. 14.
  66. Н.И. Эстетика, жизнь, искусство. -М., 1977.-С. 59.
  67. Н.И. Пути и средства эстетического воспитания. -М.: РАН ИФ, «Наука» 1989. -С. 16.
  68. Г. Кибернетика и философия. -М., 1964. 251 с.
  69. Г. Сила слова. -М., 1967.-С.15.
  70. B.C. Эстетика ратного труда и воинского быта. Лекция.- Ростов на Дону, 1974.-С.59.
  71. Н.М. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию школьников. // Формирование личности учителя в системе педагогического образования. -М., 1979. 83 с.
  72. Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. -Казань, 1999. 121 с.
  73. Э. Трактат об ощущениях. Полное собрание сочинений. -М., t. YIII, 1935, -С. 60.
  74. Н.А. Проблема эстетического субъекта. В кн.: Научно-техническая революция и формирование нового человека. -Саратов, 1980. 291 с.
  75. А.И. Методологические проблемы теории и практики эстетического воспитания студентов. Автореф. докт. филос. наук. -М., 1985. 173 с.
  76. Я. В. Ценностные ориентации и эстетическое сознание личности //Вестник Харьков, унив-та. 1984, № 261. -С. 103.
  77. Н.Г. Эстетический идеал как фактор внутренней детерминации личности. -В кн.: Вопросы детерминации социальных явлений. -Омск., 1982. -С. 90−95.
  78. . Эстетика как наука об общественном выражении и как общая лингвистика. ч.1. -М., 1920. -С. 99.
  79. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. -М.- Прометей, 1990. -С. 99.
  80. С.П. Художественная культура зрелого социализма. -Л.- Знание, 1981.-С.36.
  81. И.Г. Эстетика воинской службы. Эстетическое воспитание советских воинов. -Ростов на Дону, 1973. -С.35.
  82. Л.Т., Поспелов Д. А. Проблемы семиотического управления / Семиотические методы управления в больших системах. (Материалы семинара)/ Московский дом научного технической пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского. -М., 1971. -С. 5.
  83. А.И. Повести. Поединок. -М., 1978. -С. 114−115.
  84. О.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. -М., 1976. -С.11.
  85. .Т. Эстетика воспитания. -М., 1974. -С. 6−7.
  86. В.Н. Эстетическая культура как философская категория.: автореферат дисс. доктора философских наук. -М., 1997. -С. 62.
  87. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. -М., 1963. -С.57.
  88. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1972. -С.59−60.
  89. Дж. Избранные философские произведения. М.: Мысль, 1960, Т.1.-С.67.
  90. А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. -М., 1995.219 с.
  91. Ю.М. Структура художественного текста. -М., 1970. -С. 95.
  92. В.И., Нестеренко В. Г. Эстетическое сознание и художественная культура. -Киев, 1983. -С. 200−215.
  93. К.А. Декоративное искусство. -М., 1973. 163 с.
  94. А.С. О форме и содержании в живой природе. -Л., 1968. -С.149.
  95. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. -М.: Наука, 1982. 341 с.
  96. Ю.С. Введение в языкознание. -М., 1975. -С. 33.
  97. Маркс. К и Энгельс. Ф. Сочинения. -М., 1982. т. 42. -С. 122.
  98. В.Т. Гармония и гармоничное развитие. -Л., 1976. 251 с.
  99. А.В. Социодинамика культуры. -М., 1973. -С. 45.
  100. М.И. Вариантные формы прилагательных // Языковая норма и статистика. -М., 1977. -С.77.
  101. А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990, № 1.-С. 29.
  102. Л.И. Эстетика и техника. -М., 2001. 228 с.
  103. В.А. Другие берега. -М., 1990. -С. 37.
  104. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. -М., 1970. 384 е.
  105. Я.С. Алхимия слова. -М., 1972. 214 с.
  106. В.З. Философские проблемы языкознания. -М., 1977. -С. 29−31.
  107. Г. А. Некоторые психологические предпосылки эстетического воспитания будущих учителей // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. -М., 1996. -С.57.
  108. Г. А. Вопросы эстетической подготовки. -М., 1964.-С.15.
  109. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань, 1976. 72 с.
  110. Р.Г. Лингвистический автомат и его речемыслительное обеспечение. -Минск: МГЛУ, 1999. 186 с.
  111. Л.Л. Эстетический аспект педагогической деятельности. -М., 1999. -С. 187.
  112. И.П. Педагогика. «Владас», -М., 1999. -С. 473−478.
  113. Г. М. Философско-социальный анализ системы эстетического воспитания советских воинов. Автореферат дисс. канд. философских наук. -М., 1986. -С. 18.
  114. Психологический словарь./ Под ред. В. П. Зинченко. -М., 1996. 364 с.
  115. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Под. ред. А. С. Коссаковского и др. -М., 1981. -С. 50.
  116. . Р. Вильгельм фон Гумбольдт. -М., 1898. 506 с.
  117. . А.А. Эстетика. -М., 2000. -С. 12.
  118. А.Н. Избранные философские сочинения. -М., 1949. 473 с.
  119. В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.- «Мысль», 1969. -С.111.
  120. А.В. Философия эстетического воспитания. Автореферат дисс. доктора филос. наук. -Новосибирск- Из-во Новосибирского ун-та, 1999. -С.34.
  121. СЛ. Проблемы общей психологии. -М- Педагогика, 1973.-С.117.
  122. СЛ. Бытие и сознание. -М., 1957. -С. 37.
  123. СЛ. Основы общей психологии. -М., 1940. 205 с.
  124. В.А. Эстетическое воспитание и проблемы его формирования и развития у советских воинов. Автореферат дисс. канд. философских наук. -М.- ВПА, 1977. 17 с.
  125. В.Н. Эстетическая культура советского воина и пути её формирования. Автореферат дисс. канд. философских наук -М.- ВПА, 1982. 20 с.
  126. М.В. Функциональная сторона языка. -С-П., 2001. -С.68−71.
  127. В.Н., Сагатовская Л. Г., Видгоф В. М. Условия и пути морально-нравственного и эстетического формирования личности. -В кн.: Нравственное и эстетическое формирование личности в условиях развитого социализма.-Томск., 1984.-С.84−85.
  128. В.А. Эстетическое и художественное воспитание и формирование личности субъекта НТР. // Формирование системы эстетического воспитания: Материалы симпоз., провед. 25−26 января вг. Москве, 1983 г., -М., 1983. -С.36−39.
  129. В.И. Эстетическое воспитание в контексте общих социальных стратегий. // Современные концепции эстетического воспитания. -М.- ИФ РАН, 1998. 247 с.
  130. .М. Эстетика воинской службы. —М.- Воениздат, 1968. -С.136.
  131. .М. Эстетическое сознание и духовный мир воина. Автореферат дисс. доктора философских наук -М., 1975.48 с.
  132. М.И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк. JL, 1972. — С.31.
  133. В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. -М.- «Философские науки», 1976. № 7. 94 с.
  134. А.В. Смысловое восприятие речевого сообщения. -М., 2000. -С.152−155.
  135. Соссюр. де Ф. Труды по языкознанию. -М.: Мысль, 1977. 269 с.
  136. А. Семиотика и лингвистика. -М.: Молодая гвардия, 1995.-С. 28−29.
  137. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1982.-С. 1449.
  138. JI.H. Философия красоты. -М.- Политиздат, 1978. -С. 118.
  139. JI.H. Эстетическая ценность в аспекте социальной детерминации эстетического сознания. //Вопросы философии. -№ 8, 1982. -С. 67.
  140. Е.Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. -М., 1984. -С. 193.
  141. JI.C. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания. Автореферат дисс. доктора филос. наук.-Новосибирск- Из-во Новосибирского ун-та, 1990. 14 с.
  142. Ю.А. Управленческое решение. М., 1972. 87 с.
  143. . В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. -М., 1996. 227 с.
  144. В.П. Философия сознания (современные вопросы). -М., 1971.-С.157.
  145. Л.П. Эстетические потребности как детерминирующий фактор эстетической деятельности. // Вопросы детерминации социальных явлений. -Омск, 1982. -С. 108−116.
  146. Философский энциклопедический словарь. -М.- Советская энциклопедия. 1983. -С. 751.
  147. Философский словарь. Под ред. Фролова И. Т. Изд. четвёртое. -М.- Политиздат, 1980. 401 с.
  148. Дж. Энциклопедия знаков и символов. -М.- «Вече — ACT», 1997.-С.12.
  149. Я.И. и др. Психоголо педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. -Казань., 1975. -С.13.
  150. Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций //Проблемы социологии печати. История, методология, методика. -Выпуск 1. -Новосибирск, 1969. -С. 188.
  151. И.А. и др. Некоторые вопросы теории тестирования // Некоторые вопросы методики преподавания иностранных языков в технических вузах. -Таганрог. 2001. 204 с.
  152. B.C. Диалектика объекта и субъекта и проблема художественно-эстетического отношения к действительности. // Эстетические проблемы художественного творчества: Тез. докл. методол. семинара. Совета молодых ученых. -М., 1984. -С.4−9.
  153. С.Г. Активность субъекта и объекта эстетического воспитания и специфика ценностного отношения. В кн.: Проблемы социального познания- Вопросы формирования социальной активности. -М., 1981.-С. 101−111.
  154. Л.П. О предмете эстетического воспитания. -В кн.: Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов. -Томск. 1980. 266 с.
  155. В. Трагедии. Сонеты. -М., 1980. -С.67.
  156. И.И. Формирование эстетических потребностей личности как воспитательный процесс. -Челябинск, 1982. -С 20−22.
  157. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. -Ростов, 2002. -С.52−53.
  158. Эстетическое воспитание студентов: опыт и проблемы. -Саратов, Саратовский ун-т, 2001. -С. 10−18.
  159. Эстетическая деятельность в социалистическом обществе. -М., 1986.-С. 41.
  160. Эстетика и человек. Под. ред. Разумного В. А. -М., 1967. -С.30.
  161. .В. Гипотезы о происхождении языка. -М., 1984. -С.135.
  162. P.O. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». -М., 1997. 472 с.
  163. P.O. Язык в отношении к другим системам коммуникации //Избранные работы. -М.- Прогресс, 1985. -С.319−330.
  164. Tiedemann D. Versuch einer Erklarung des Ursprungs der Sprache. Riga 1772. -P. 27.
  165. Chomsky N. Reflections on Language. Fontana/ Collins/, 1976.-P. 138.
  166. Berlin I. The Philosophical Ideas of Giambattista Vico. L., 1976. -P.43.
  167. Galileo Dialogo della musica antica e moderna. R. 1947. -P. 89.
  168. Humboldt W. Uber die Verschidenheit., &. LXIX. -P. 231.
  169. Brunius T. Aesthetics the Wider scope in Philosophy and Education. // In.: Editura Academiei Republii Socialiste Romania. 1977. v.2. -P. 151−158.
  170. Rousseau. Z.Z. Oeuvres completes. P., 1905., t.l., -P.374.
Заполнить форму текущей работой