Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансовый и управленческий анализ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Операционные доходы и расходы — поступления и платежи фирм, банков, компаний, предприятий, вызванные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления. Операционные расходы включают… Читать ещё >

Финансовый и управленческий анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Финансовый и управленческий анализ

1.1 Содержание и методы финансового анализа

1.2 Содержание и методы управленческого анализа

1.3 Взаимосвязь и последовательность финансового и управленческого анализа

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия на примере Улан-Удэнской ТЭЦ-1 «Генерация Бурятии» ОАО «ТГК-14»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия

2.3 Анализ показателей деловой активности и рентабельности предприятия

Заключение

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и менеджмента производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Финансовая отчетность является информационной основой для финансового анализа и принятия управленческих решений. Становление финансового анализа как научной дисциплины имеет свою историю и тесно увязано с процессом становления и развития бухгалтерского учета. В частности, анализ был составной частью системы мемориального учета и аудита в феодальной Британии (XII в.)

Переход экономики России на рыночные методы хозяйствования резко повысил потребность в привлечении инвестиций и вероятность банкротства предприятий. Это в свою очередь потребовало осуществить трансформацию бухгалтерского учета с целью повышения объективности финансовой отчетности и выполнения на этой основе финансового анализа.

Анализ хозяйственной деятельности как научно-практическая дисциплина в условиях рыночной экономики как бы распадается на три блока:

Финансовый анализ — анализ в системе финансового менеджмента, результаты которого общедоступны;

Управленческий анализ — анализ в общей системе управленческого учета и финансового менеджмента, результаты которого имеют ограниченный доступ даже внутри предприятия, одна из форм которого — управленческий анализ.

Целью данной курсовой работы является получение знаний о финансовом и управленческом анализе, а также провести анализ финансового состояния предприятия на примере Улан-Удэнской ТЭЦ-1 «Генерация Бурятии» ОАО «ТГК-14».

Задачи курсовой работы :

· Раскрыть понятия финансового и управленческого анализа, их взаимосвязь;

· Рассмотреть анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, а также анализ показателей деловой активности и рентабельности предприятия

Глава 1. Финансовый и управленческий анализ

1.1 Содержание и методы финансового анализа

Финансовый анализ — это совокупность аналитических процедур, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности или участия в ней.

Бочаров В. В. Финансовый анализ. Краткий курс. -СПб.: Питер, 2007. — 207с Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится прежде всего к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.

Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, которые анализируются с использованием шести основных методов: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; метод финансовых коэффициентов; сравнительный анализ; факторный анализ.

1) Горизонтальный анализ основывается на изучении динамики отдельных показателей во времени. В процессе использования этой методики анализа определяются общие тенденции изменения показателей. Можно выделить такие виды горизонтального анализа:

сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода (например, с показателями предыдущего месяца, квартала, года);

сравнение финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предыдущего года). Этот вид анализа можно применять на предприятиях с ярко выраженными сезонными колебаниями хозяйственной деятельности;

сравнение финансовых показателей за ряд предыдущих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденций изменения отдельных показателей в динамике. Результаты такого анализа удобно оформлять графически.

Все виды горизонтального анализа деятельности дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Используя результаты таких исследований, можно построить соответствующие факторные модели, которые потом можно применить в процессе планирования отдельных показателей.

2) Вертикальный (или структурный) анализ основывается на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия, процессе применения этой методики анализа рассчитывается удельный вес дельных структурных составляющих агрегированного финансового показателя. Распространение получили такие виды вертикального (структурного) анализа:

структурный анализ финансовых показателей, сформированный по отдельным сферам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются показатели относительно операционной, инвестиционной или финансовой деятельности; структурный анализ показателей по отдельным видам продукции.

структурный анализ процесса распределения чистой продукции и чистой прибыли. Такой анализ дает возможность оценить эффективность политики предприятия по использованию материальных и финансовых ресурсов, доходов, эффективность налоговой политики;

структурный анализ активов. Результаты этого анализа дают возможность оценить политику предприятия в области формирования и использования активов предприятия;

структурный анализ капитала. Результаты этого анализа дают возможность оценить политику предприятия в области использования собственного и темного капитала.

3) Сравнительный анализ показателей деятельности предприятия основывается на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собою. Для практики анализа деятельности предприятия можно выделить такие виды сравнительного анализа:

сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых. Такой анализ проводят с целью оценки конкурентной позиции предприятия;

сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и конкретных предприятий-конкурентов. В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном рынке;

сравнительный анализ показателей результативности деятельности отдельных «центров ответственности» или структурных подразделений предприятия. Такой анализ проводят для выявления резервов повышения эффективности деятельности внутренних подразделений предприятия;

сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей деятельности предприятия. В процессе этого анализа выявляется величина отклонения финансовых показателей от плановых (нормативных) и определяются факторы, повлиявшие на эти отклонения. Такой анализ можно проводить при уверенности, что плановые показатели объективны. В противном случае целесообразно сравнивать факт отчетного периода с фактическими данными предшествующего периода.

4) Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т. е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Взаимосвязи анализируемых явлений, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, могут быть весьма многообразными и сложными. Поэтому аналитику целесообразно, абстрагируясь от несущественных связей и явлений, использовать не только перечисленные выше методы и приемы анализа, но к модели, т. е. строить логические и экономико-математические модели. На практике используются три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели. Эти модели описательного характера, являющиеся основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся; построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические писки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностического характера которые используются для прогнозирования доходов, прибыли приятия и его будущего финансового состояния.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми результатами, рассчитанными по нормативному бюджету. Здесь сравниваются и анализируются отклонения фактических данных от нормативных значений. Для этого разрабатываются нормативы по каждой статье расходов, по технологическим процессам, центрам ответственности.

Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т. е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха фирмы.

1.2 Содержание и методы управленческого анализа

Управленческим анализом занимаются все службы (технические, финансовые, налоговые кредитные и т. д.) с целью предоставления информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений.

Управленческий анализ подразделяется на социологические и аналитические методы.

Социологические методы:

1) Метод опроса — ориентирован на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов: групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование.

2) Метод наблюдения — ориентирован на достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем). Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенное и невключенное, структурализованное и неструктурализованное.

Метод эксперимента — ориентирован на проверку жизнеспособности исследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные, параллельные и т. д.

Метод анализа документов — ориентирован на задействование всей полноты информации, которая может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный) и формализованный (контент-анализ) анализ.

Аналитические методы включают в себя:

Метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей для определения отклонений от плановых показателей, установления их причины и выявления резервов). Основные виды сравнений, применяемые при анализе: отчетные показатели с плановыми показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода; отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели работы за каждый день; показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий; показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы других подразделений; показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников с аналогичными качествами других (возможно попарное сравнение); показатели сравнения индивидуальных показателей со средними по подразделению; показатели результатов работы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т. д.).

Индексный метод (разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя). Он применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Балансовый метод (сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства). При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Метод статистики (отражение цифровых показателей, характеризующих протекание различных процессов, состояний объектов с установленной для целей исследования периодичностью). В статистическом исследовании выделяют следующие этапы: регистрация, учет первичных данных с использованием специальных форм; систематизация и группировка данных по определенным признакам; представление данных в удобном для восприятия и анализа виде; проведение анализа по выяснению сути происходящих процессов и взаимосвязей составляющих их элементов.

Метод цепных подстановок (получение корректированных значений обобщающего показателя путем сравнения значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок).

Метод элиминирования (выделение действия одного фактора на обобщающие показатели организационной деятельности).

Графический метод (средство иллюстрации процессов, исчисления ряда показателей, оформления результатов анализа). Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.). При правильном построении графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению.

Функционально-стоимостной анализ (выбор наиболее оптимальных вариантов, определяющих решения в сложившихся или планируемых условиях).

Особенностями управленческого анализа являются: ориентация результатов анализа на свое руководство; использование всех источников информации для анализа; отсутствие регламентации анализа со стороны; комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия; интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения; максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

1.3 Взаимосвязь и последовательность финансового и управленческого анализа

В рыночной экономике из-за необходимости формирования публичной финансовой отчетности система бухгалтерского учёта в масштабе организации, как правило, подразделяется на финансовый и управленческий учёт. Соответственно, бухгалтерия раздваивается на финансовую (общую) бухгалтерию и управленческую (аналитическую).

Финансовый учёт решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учёт и публичная отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учёт состоит из систематического традиционного учёта и проблемного учёта, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учёт не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. Управленческий учёт организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т. е. связи между лицами, работающими на самом предприятии (агентами), поэтому управленческий учёт называют внутренним, в отличие от финансового — внешнего.

Управленческий учёт рассматривают в широком и узком смысле слова. В широком смысле под управленческим учётом понимают не только учёт, но и саму систему управления, в том числе структуру подразделений, органов управления, всю организацию и экономику предприятия. В узком смысле слова управленческий учёт практически сводят к производственному учёту, особенно к проблемам калькулирования себестоимости и обеспечения безубыточности продаж товаров.

Финансовый учёт классифицируется по финансовому принципу, Этот показатель необходимо использовать в управленческом учёте для целей обоснования решений. Определенная часть финансовой информации требуется для внешних пользователей информации о предприятии. Противопоставлять управленческому учёту надо не весь финансовый учёт, а внешний финансовый учёт, т. е. формирование публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой для принятия партнерами предприятия решений, связанных с рассматриваемым предприятием.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимися на практике разделением системы бухгалтерского учёта в масштабе предприятия на финансовый и управленческий учёт.

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классификационные признаки

Финансовый анализ

Управленческий анализ

1. Цель анализа

Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия.

Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.

2. Объект анализа

Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение

Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта

3. Субъекты анализа (исполнители)

Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства)

Различные организационные структуры внутри-хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные лица, ответственные за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы)

4. Организация анализа (периодичность проведения)

Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежеквартально, в статистическое управление — ежеквартально.

Проводятся по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдается спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе.

5. Информационная база анализа

Бухгалтерская отчетность, формы № 1,2,4,5

Данные первичного бухгалтерского и оперативного учёта выборочных обследований, нормативно-справочная информация, параметрические данные, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа

6. Доступность информации

Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности

Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления

7. Потребители информации

Акционеры, инвесторы, банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты ЦБ, другие юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения, органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения социальной защиты населения,

Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригады, мастера и др.

8. Использование систем учёта.

Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности

Не обязательно системно организованный анализ. Используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учёта, а также любая другая информация, пригодная для достижения поставленной цели

9. Измерители информации

Преимущественно стоимостные измерители

Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные

10. Использование метода анализа

Группировки, становление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ

Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки.

11. Направленность анализа

Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицировано интерпретировать аналитические расчеты

Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство

12. Свобода выбора в проведении анализа

Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности

Нет установленных норм его проведения, не имеется оьщепринятых методик. Критерий пригодность, результативность.

13. Степень надежности

Во многом субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен в виду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма её получения. Выправляется это положение аудиторскими проверками

Зависит от целей проведения, использует строго достоверные первичные данные, подтвержденные ревизионной группой и группой внутреннего аудита

14. Место принятия решений по результатам анализа

За пределами деятельности анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже умышленно искаженных, фальсицированных предприятиями, представляющими отчетность для обнародования в целях избежание, чрезмерного налогообложения.

Менеджерами и директорами предприятий, руководителями их подразделений, информация глубоко обоснованная, составлена на базе выверенных объективных данных, используемых для управления своим предприятием.

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия на примере Улан-Удэнской ТЭЦ-1 «Генерация Бурятии» ОАО «ТГК-14»

2.1 Краткая характеристика предприятия

финансовый управленческий устойчивость рентабельность

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 14» входит в состав холдинга РАО «ЕЭС России». Это один из пилотных проектов реформирования энергосистем на территории Сибирского федерального округа. Сокращенное фирменное наименование общества — ОАО «ТГК-14». Место нахождения общества: Российская Федерация, 672 090, г. Чита, ул. Лазо, д. 1.

3 сентября 20 004 г. Совет директоров РАО «ЕЭС России» единогласно одобрил участие ОАО «РАО России» в ОАО «ТГК-14» путем учреждения 100% дочернего общества. Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил передачу в аренду ОАО «ТГК-14» генерирующих активов ОАО «Бурятэнерго» и ОАО «Читаэнерго».

Уставный капитал «ТГК-14» на момент учреждения составил 3,1 млн. рублей и разделен на 3,1 млрд. обыкновенных акций.

Основной целью деятельности общества является получение прибыли. Для получения прибыли общество вправе осуществлять любые виды деятельности не запрещенные законом. К основным видам деятельности относятся: производство электрической и тепловой энергии для потребителей республики Бурятия и Читинской области.

ОАО «ТГК-14» — это три структурных подразделения:

«Читинская генерация», её составляют — Читинская ТЭЦ-1, Читинская ТЭЦ-2, Шерловогорская ТЭЦ, Приаргунская ТЭЦ;

«Генерация Бурятии» — Улан-Удэнская ТЭЦ-1, Улан-Удэнская ТЭЦ-2, Тимлюйская ТЭЦ;

«Тепловые сети Читинской области».

В общей сложности в ОАО «ТГК-14» трудится три с половиной тысячи человек.

01 февраля 2005 г. На основании приказа Генерального Директора ОАО «ТГК-14» № 78 было создано обособленное структурное подразделение «Генерация Бурятии», данное структурное подразделение не является юридическим лицом и действует от имени ОАО «ТГК-14» на основании положения и доверенности выданной генеральным директором общества Управляющему директору. В состав подразделения входят: Улан-Удэнская ТЭЦ-1, расположенная по адресу 670 045, г. Улан-Удэ, ул. Трактовая, д. 26, Улан-Удэнская ТЭЦ-2, расположенная по адресу 670 011, г. Улан-Удэ, поселок Энергетик, Тимлюйская ТЭЦ расположенная по адресу, 671 205, республика Бурятия, Кабанский район, поселок Каменск, ул. Промышленная, д. 7.

Основной целью деятельности подразделения является получение прибыли. Для получения прибыли подразделение вправе осуществлять любые виды деятельности не запрещенные законом. Основной деятельностью предприятия является обеспечение энергоснабжения потребителей, производство и отпуск в сеть тепловой и электрической энергии в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.

Органами управления «Генерации Бурятии» являются:

· Правление;

· Генеральный директор;

· Управляющий директор, назначаемый Генеральным директором.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подразделения является бухгалтерская комиссия общества.

Датой основания Улан-Удэнской ТЭЦ-1 считается 1936 год. 6 октября 1936 года впервые был растоплен котел № 1 и включен в работу турбогенератор мощностью 12 МВт Основной деятельностью предприятия является энергоснабжение потребителей, производство и отпуск в сеть тепловой и электрической энергии в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок.

Коротко рассмотрим схему технологического процесса производства электрической энергии.

Твердое топливо (каменный уголь тугнуйского угольного разреза) поступает на угольный склад. Далее по ленточным конвейерам тракта топливоподачи топливно-транспортного цеха уголь попадает в дробилку котельного цеха, оттуда в бункер сырого угля, затем через скребковый питатель сырого угля попадает в молотковую мельницу, где центробежной силой и под механическим воздействием превращается в угольную пыль. Из мельницы угольная пыль, обогащенная кислородом с потоком воздуха поступает в топку котлоагрегата, где происходит процесс ее сгорания, при сгорании топлива выделяется тепловая энергия, которая нагревает экранные трубы с водой, которая превращается в технологический пар, далее пар по паропроводу поступает в турбину, где его тепловая энергия преобразуется в механическую энергию ротора, который в свою очередь, вращаясь в электромагнитном статоре преобразует эту энергию в электрическую.

По степени участия в производственном процессе цеха делятся на основные и вспомогательные. Из приведенной схемы (схема № 1) можно подробнее ознакомиться с организационной структурой предприятия.

Основным из производственных показателей, оценивающим эффективность работы ТЭЦ-1 является отпуск тепловой энергии с коллекторов и полезный отпуск электрической энергии в сеть.

Планирование на предприятии осуществляется на основе производственной программы разработанной планово техническим отделом (ПТО) «Генерации Бурятии». Деятельность предприятий энергетики подлежит обязательному контролю со стороны государства, т.к. энергетика является естественной монополией, поэтому работа над производственной программой контролируется Региональной и Федеральной службой по тарифам (РСТ, ФСТ). Для формирования производственной программы на предстоящий год потребители электро и тепло энергии подают плановые заявки по объемам собственного потребления. На основе этих заявок ПТО рассчитывает производственную программу и отправляет на согласование потребителям. После согласования потребителями производственная программа направляется на утверждение генеральному директору «ТГК-14». Утвержденная производственная программа не позднее 1 июля текущего года направляется в РСТ для установления тарифов на электро и теплоэнергию на предстоящий год.

В результате, по установленным тарифам, на основе производственной программы, финансово-экономический отдел разрабатывает годовой бизнес-план с разбивкой по кварталам, в котором отражаются доходная и расходная части. В состав бизнес-плана входит раздел — финансовый план, который определяет движение потоков наличности по месяцам, кварталам и за год.

Сформированный бизнес-план, проходит защиту в финансовых органах «ТГК-14».

Обеспечение предприятия материальными ресурсами осуществляется на основе заявок цехов в Службу Материально Технического Снабжения (СМТС). На основе этих заявок СМТС составляет программу финансирования закупок с учетом запасов. Закупки материальных ресурсов проводятся по результатам тендерных торгов на электронной площадке РАО ЕЭС России.

Порядок формирования затрат на производство продукции осуществляется в соответствии с инструкцией по распределению затрат на производство и поставку электро и теплоэнергии. Все затраты по видам продукции — электроэнергия, теплоэнергия, хим. очищенная вода, распределяются пропорционально расходам условного топлива на единицу продукции.

На предприятии установлены повременная и сдельная оплата труда. Производятся доплаты за вредные условия труда — до 24%, за работу в ночное время и праздничные дни.

Установление системы оплаты труда, размеров тарифных ставок (окладов), форм и размеров материального поощрения, а также утверждение положений о премировании и выплате вознаграждений по итогам работы за годи за выслугу лет, и норм труда осуществляется акционерным обществом по согласованию с Рескомом «Электропрофсоюзов», в соответствии с положениями (приложения к коллективному договору).

Работодатель обеспечивает взаимосвязь оплаты труда работников с его результатами, для чего организует работу по совершенствованию нормативной базы по труду и доведение до каждого работника информации о применяемых условиях оплаты труда.

Численность 629 шт. ед. Рис. 2.1.1. Структура ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-14» «Генерация Бурятии»

2.2 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности предприятия

Общий анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе абсолютных значений баланса предприятия и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приведенных в табл. 2.2.1. (баланс) и 2.2.2. (форма № 2).

Табл. 2.2.1 Бухгалтерский баланс предприятия в агрегированном виде (извлечения) за 2009, 2010, 2011 года

Показатели

Код

2009 г, тыс. руб

2010 г, тыс. руб

2011 г, тыс. руб

1. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

;

Прочие внеоборотные активы

;

Итого по разделу

2. Оборотные активы

Запасы, в том числе:

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения)

Расходы будущих периодов

НДС по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

;

Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

Краткосрочные финансовые вложения

;

Денежные средства

Итого по разделу

Баланс

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

(3852)

(7923)

(705 163)

Итого по разделу

4. Долгосрочные обязательства

Прочие долгосрочные обязательства

Итого по разделу

5. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты, в том числе:

Кредиты банка к погашению в течение 12 месяцев

Кредиторская задолженность, в том числе:

Поставщики и подрядчики

Задолженность перед персоналом

Задолженность перед бюджетом

Прочие кредиторы

Резервы предстоящих расходов

Прочие краткосрочные обязательства

Итого по разделу

Баланс

Как видим из таблицы, в 2010 году наблюдается увеличение валюты баланса по сравнению с 2009 г. на 851 315 тыс. рублей (или 158%). В основном это происходит за счет увеличения основных средств на предприятии, величины налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям. В 2011 г. валюта баланса снижается на 270 659 тыс. рублей (или на 20,1%).

Таблица 2.2.2 Отчет о прибылях и убытках (извлечения) за 2009,2010 и 2011 год

Наименование показателя

Код

2009 г, тыс. руб

2010 г, тыс. руб

2011 г, тыс. руб

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг с учетом коммерческих и управленческих расходов

Валовая прибыль

(1904)

(664)

(678 709)

Коммерческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж (010−020−050−030)

(1904)

(664)

(678 709)

Проценты к уплате

Операционные доходы

Операционные расходы

(9214)

Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

(33 691)

Прибыль (убыток) до налогообложения

(3817)

(7837)

(704 726)

Прибыль и иные аналогичные платежи

Чрезвычайные доходы

170−180

Прибыль (убыток) отчетного периода

(3852)

(7923)

(705 163)

Как видим из табл. 2.2.2., на предприятии наблюдается снижение выручки, при этом в 2011 г. наблюдается резкое увеличение себестоимости реализованных услуг, по сравнению с 2009 г. на 5101%, по сравнению с 2010 г. на 8112%.

Для анализа структуры и динамики активов баланса проведем предварительные расчеты, результаты которых сведем в таблицу.

Таблица 2.2.3 Результаты расчетов для анализа актива баланса предприятия за 2011 год

Статьи баланса

Код строки

Абсолютные величины тыс. руб

Удельные веса, %

Изменения (абсолютные и относительные)

На начало

На конец

На начало

На конец

Абс. вел. тыс. руб

Удел. вес.

Темп прироста, %

1. Внеоборотные активы

86,8

83,8

— 204 699

— 3

— 19,4

2. Оборотные активы, в том числе:

13,2

16,2

2,6

Запасы и НДС

210+220

12,8

14,3

— 10 076

1,5

— 6,5

Дебиторская задолженность со сроком менее года

0,4

1,9

1,5

272,2

Денежные средства

250+260

— 7

;

— 21,2

Баланс

— 200 555

— 16,5

На предприятии произошло существенное снижение в 2011 году по статье «внеоборотные активы» на 204 699 тыс. руб., соответственно снизилась их доля в валюте баланса на 3%.

Произошел рост оборотных средств предприятия на 4144 тыс. руб., и увеличение их доли в балансе на 3%. В связи с этим, необходимо руководству предприятия обратить внимание на то, что в структуре актива баланса происходит рост наименее ликвидных активов, что может негативным образом сказаться на платежеспособности рассматриваемого предприятия за анализируемый период.

Необходимо предъявлять повышенные требования к регулированию уровня дебиторской задолженности, поскольку темп ее роста (281,2%) превышает темп роста запасов предприятия (-6,6%).

Перед анализом пассива проведем предварительные расчеты и сведем результаты в табл. 2.2.4.

Таблица 2.2.4 Результаты расчетов для анализа пассива баланса предприятия за 2011 год

Статьи баланса

Код строки

Абсолютные величины тыс. руб

Удельные веса, %

Изменения (абсолютные и относительные)

На начало

На конец

На начало

На конец

Абс. вел. тыс. руб

Удел. вес.

Темп прироста, %

1. Капитал и резервы

77,6

0,4

— 937 210

— 77,2

— 99,6

2. Долгосрочные обязательства

;

0,1

;

— 1537

— 0,1

— 100

Краткосрочные обязательства

22,3

99,6

77,3

272,9

Кредиторская задолженность

3,2

2,3

— 15 400

— 0,9

— 39

Другие краткосрочные пассивы

640+660+670

19,1

97,3

78,2

326,1

Баланс

— 200 555

;

— 16,5

III раздела пассива баланса уменьшился на 937 210 тыс. руб., однако данное снижение произошло не за счет уменьшения уставного или добавочного капитала, а за счет увеличения убытков.

Долгосрочные обязательства на предприятии практические отсутствуют.

Также произошел рост краткосрочных обязательств на 738 192 тыс. рублей. Проанализируем за счет каких статей пассива баланса произошло данное увеличение. Возросла доля краткосрочных банковских кредитов и займов, это означает, что предприятие в своей деятельности прибегает к помощи финансово-кредитных учреждений, что вполне оправдано и тем более, финансово подкреплено. Однако, рост кредиторской задолженности является негативной тенденцией на предприятии.

В отчетном периоде произошло снижение по статье «сырье и материалы». Пропорционально росту основной деятельности предприятия произошел рост налога на добавленную стоимость (с 19 482 тыс. руб. до 19 540 тыс. руб.). То, что на предприятии уплачивается налог на добавленную стоимость говорит о том, что анализируемое предприятие не использует упрощенную систему налогообложения, а придерживается стандартного ведения бухгалтерского учета (с использованием плана счетов бухгалтерского учета).

Результаты предварительных расчетов представлены в табл.2.2.5.

Таблица 2.2.5 Результаты расчетов для анализа запасов предприятия за 2011 год

Статьи баланса

Код строки

Абсолютные величины тыс. руб

Удельные веса, %

Изменения (абсолютные и относительные)

На начало

На конец

На начало

На конец

Абс. вел. тыс. руб

Удел. вес.

Темп прироста, %

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

85,8

— 10 513

— 1,2

— 7,8

Затраты в незавершенного производстве

0,2

0,2

— 9

;

2,7

Товары отгруженные

0,17

0,45

0,28

150,4

Расходы будущих периодов

;

;

;

;

;

;

;

НДС по приобретенным ценностям

12,6

13,5

0,9

0,3

Запасы и НДС

210+220

— 10 076

;

— 6,5

В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйственного субъекта является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворение материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа — это анализ формирования прибыли. Прибыль — часть дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью продукции.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия:

- оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;

- определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Выручка от продажи характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка от продажи — одна из важнейших показателей финансовой деятельности, которая включает выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно — исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта.

Выручка от продажи может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства.

Предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), что оформляется соответствующими документами об отгрузке и т. п.

Валовая прибыль рассчитывается как разность между суммой выручки от продажи продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной себестоимости поданных товаров. Валовая прибыль от реализации (прибыль от реализации продукции, работ, услуг) — важный финансовый результат, используемый при принятии финансовых решений фирмы. Предприятия в полной себестоимости произведенной и реализованной продукции выделяют отдельно коммерческие и управленческие расходы, которые в дальнейшем уменьшают валовую прибыль предприятия. Результатом данного вычитания будет являться прибыль (убыток) от продаж.

Полученная прибыль (убыток) до налогообложения получается суммированием прибыли от сальдо операционных и внереализационных расходов и доходов.

Операционные доходы и расходы — поступления и платежи фирм, банков, компаний, предприятий, вызванные проведением за определенный период финансовых, производственных, хозяйственных операций. Операционные доходы обычно включают чистую выручку от продаж, проценты по кредитам и вкладам, поступление арендных платежей, комиссионные сборы и другие денежные поступления. Операционные расходы включают денежные затраты на производство товара, его продажу, управление компанией, выплату процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплату налогов, административные и прочие расходы. Следует иметь в виду, что состав и методы исчисления операционных доходов и расходов могут различаться в разных странах, отраслях и в разных видах компаний, организаций, фирм, финансово-кредитных учреждений.

Операционными доходами являются:

- поступления, связные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- расходы, связанные с участием в уставных капитала других организаций;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, уплаченные организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резерва по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

- прочие операционные расходы.

Внереализационные доходы и расходы — это доходы и расходы, получение которых непосредственно не связано с производством и реализацией продукции.

В состав доходов от внереализационных доходов входят:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской (Депонентская задолженность — сумма денежных средств физического или юридического лица, временно хранимая у другого физического или юридического лица) задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

- прочие внереализационные доходы В состав внереализационных расходов входят:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха.

Конечный финансовый результат деятельности организации — чистая (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода. На основе данных таблицы № 2.2.2. «Отчет о прибылях и убытках» методом горизонтального и вертикального анализа проводится сравнение финансовых результатов предприятия отчетного и предыдущего периода. Анализируется полученная прибыль — как в динамике, так и по структуре ее составных частей.

Основную часть прибыли составляет прибыль от продаж продукции и услуг. В процессе анализа изучают показатели выполнения плана по прибыли и определяют факторы изменения ее суммы.

Сформировав аналитический баланс, проводим анализ финансового состояния предприятия. Все показатели, используемые в России для финансового анализа, формируют по группам, характеризующие ту или иную оценку предприятия.

Таблица 2.2.6 Расчетные данные для анализа финансовых результатов деятельности предприятия за 2011 год

Показатели

Код строки отчета о фин. рез-тах

Абсолютные величины, тыс руб

Изменения

На начало

На конец

Абс.вел. тыс. руб

Темп прироста, %

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

2,5

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020+ +030 +040

7221,6

Прибыль (убыток) от продажи

(664)

(678 709)

Операционные доходы

060−070+ +080+ +090−100

5384,2

Внереализационные расходы

120−130

298,7

Прибыль (убыток) до налогообложения

(7837)

(704 726)

8892,2

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

(7923)

(705 163)

Для анализа финансовых результатов из таблицы 2.2.6 показательным являются разные темпы роста себестоимости продукции и выручки от ее продажи. Темп роста себестоимости в абсолютном выражении составил 678 262 тыс. руб. против 217 тыс. руб. по выручке. В идеальном варианте работы предприятия темп роста выручки должен опережать темп роста затрат. Таким образом, у рассматриваемого предприятия существуют тенденции, которые можно охарактеризовать как неэффективная работа предприятия, при наличии отрицательной рентабельности основной деятельности и отсутствии свободных денежных средств, нераспределенной прибыли у данного предприятия можно говорит о тяжелой финансовой ситуации на Улан-Удэнская ТЭЦ-1.

Для определения финансовой устойчивости составим и рассмотрим таблицу 2.2.7.

Таблица 2.2.7 Расчет показателей для определения финансовой устойчивости

Показатели

Код строки баланса

Значения, тыс. руб

2009г

2010г

2011г

1. Источники собственных средств (капитал и резервы)

2. Внеоборотные активы

3. Наличие собственных оборотных средств

;

— 62 540

— 111 955

— 844 466

4. Долгосрочные заемные средства

;

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных оборотных средств

;

— 60 576

— 110 418

— 844 466

6. Краткосрочные заемные средства

7. Общая величина источников

;

8. Запасы и НДС

210+220

9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

;

— 200 283

— 266 749

— 989 184

10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных оборотных средств

;

— 198 319

— 265 212

— 989 184

11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины источников формирования запасов (собственные, долгосрочные и краткосрочные заемные источники)

;

12. Тип финансовой ситуации

неустойчивое

неустойчивое

неустойчивое

Расчет показателей финансовой устойчивости по абсолютным показателям показал, что у Улан-Удэнская ТЭЦ-1 неустойчивая финансовая ситуация. Связано это, прежде всего, с тем, что внеоборотные активы предприятия не подкреплены источниками собственных средств (то есть имеется недостаток собственных оборотных средств). Также с тем, что предприятие не использует долгосрочные заемные средства, которые являются источниками внешнего финансирования и могут быть использованы для пополнения собственных оборотных средств Улан-Удэнская ТЭЦ-1.

В 2011 году у наиболее ликвидные активов для покрытия срочных обязательств платежный недостаток составил на начало 39 362 тыс. руб., на конец периода — 23 969 тыс. руб. Вследствие отсутствия у предприятия краткосрочных обязательств, имеется избыток быстро реализуемых активов в основном за счет наличия дебиторской задолженности, что ставит предприятие в зависимость от платежеспособности клиентов.

При этом для «Медленно реализуемых активов» для погашения долгосрочных обязательств обнаруживается излишек платежных средств 153 257 тыс. руб. начало и 144 718 тыс. руб. — на конец, что объясняется недостатком величины долгосрочных займов или переизбытком запасов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой