Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

На выбор

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Концептуальным понятием системы остается категория культуры. В общей постановке вопроса интегральное определение его у П. Сорокина, по существу, синонимично определению общества. Оно включает всю сумму того, что создано и преобразовано благодаря сознательной, а в равной мере и бессознательной деятельности людей на тех или иных этапах общественного и исторического развития. Отсюда прежде всего… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П. А. СОРОКИНА ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ П. А. СОРОКИНА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На выбор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В полной мере воспринимается П. Сорокиным здесь и плюрализм, понимание потребностей индивида в качестве движущих сил (моторов) истории, необычайно актуальная сейчас идея «солидарности», включая системные различия между солидарностью бессознательной, или общего аффективного настроения, и исторической, или «вполне осознанной» .

Уход от политики в переломные для русской истории 1917 — 1922 годы был для ученого весьма относительным. Идеи П. Сорокина о необходимости органического взаимодействия образования и нравственного воспитания, союза науки и «здоровой морали в действиях», впервые высказанные им, в частности, на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета 21 февраля 1922 г., возможно, стали своеобразным ответом на аналогичный призыв главы государства 2 октября 1920 г. в его известной речи «Задачи союзов молодежи»: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали».

Сложно в условиях научного и технического прогресса XX в. формируются взгляды П. Сорокина на истинное взаимоотношение методологии естествознания и социального исследования. Согласно образцам классической науки (прежде всего механики и физики), он различает в своей «Системе социологии» (1922) социальную статику и социальную динамику, руководствуется объективными критериями в определении социального и исторического факта, рациональным анализом общественных и межличностных связей и отношений. В конечном итоге, однако, ученый очень настороженно относится к общенаучным экспериментальным средствам в социальном познании и вовсе не склонен излишне их переоценивать.

Интерес объективного исследования всегда превалировал в разносторонней деятельности П. Сорокина. Неизменным стержнем методологических оснований его творческих поисков можно считать ярко выраженную идею философско-исторического, культурологически-цивилизационного контекста на любом уровне социального исследования. В развитом и систематизированном виде эта идея сформировалась как итог многолетних усилий по созданию самостоятельного направления в современном социальном исследовании. Обширная четырехтомная монография П. Сорокина о социальной и культурной динамике, изданная в Америке в 1937 — 1941 гг., является в этом отношении программной работой, пробным камнем в основании самого фундамента отечественной и мировой социологической мысли. Наряду с анализом общей концепции она включает в себя социологию искусства, социологию науки и истинного познания, социологию этики и права, социальных отношений, культуры и образования, личности и общества, войны и мира, интеграции и дезинтеграции, экстернализма и интернализма и др.

Концептуальным понятием системы остается категория культуры. В общей постановке вопроса интегральное определение его у П. Сорокина, по существу, синонимично определению общества. Оно включает всю сумму того, что создано и преобразовано благодаря сознательной, а в равной мере и бессознательной деятельности людей на тех или иных этапах общественного и исторического развития. Отсюда прежде всего должна следовать, по его мнению, определенная квалификация подобного рода взаимодействий на уровне культуры; необходимо предположить наличие по крайней мере четырех основных типов связей и отношений между ее элементами: пространственно-механическое скопление их, внешнеассоциативная связь между ними, причинно-функциональная взаимозависимость, логически-смысловое единство. Имеет место, следовательно, своего рода иерархия подобного рода логических и социальных контекстов, в которой доминирующим компонентом на определенном этапе оказывается функциональная зависимость.

Это дает основание определить сорокинский культурологический структурализм как системно-функциональное направление в науке, основывающееся на признании причинности.

Системы или типы интегрированной культуры П. Сорокин различает согласно «большим посылкам» их менталитетов, включая понимание природы реальности, природы потребностей и целей, степей" возможной их удовлетворенности, методов удовлетворения. Отсюда образуется и основополагающее различие между двумя типами интегральных систем: I — идеализациональной культуры, базирующейся на восприятии бытия как внечувственного, нематериального, вечного (платонизм, христианство); II — чувственной культуры, принимающей только данную в органах чувств реальность (эпикуреизм, материализм). Сложные волнообразные взаимосвязи и взаимопереходы от одного из этих менталитетов к другому составляют существо процесса общественного развития в истории человеческого общества, а временное и относительное равновесие между ними образуют гармонию идеалистического менталитета, вызывающего особую симпатию ученого.

Общие причины развития социокультурных систем, согласно П. Сорокину, всегда следует искать в имманентных, внутренних обстоятельствах, что не исключает наличия тех или иных границ или пределов, составляющих качественные особенности любой конкретной неорганической, органической или особенно социальной реальности. Тем самым достигается предельная актуальность в понимании сложных общественных процессов.

Притягательность П. Сорокина как философа и социолога заключается в многозначности и внутренней противоречивости научных воззрений. Сила его диалектики не в гегелевском логицизме, унаследованном и переосмысленном диалектическим материализмом, а в энергичном утверждении многообразных жизненных процессов. Естественный, органический импульс развития — это главный лейтмотив авторского исследования, его стратегии и тактики. Существенно и важно, что вместе с П. Сорокиным в социологии возникает новый метод, базирующийся на диалектике гармонии и творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последовательно отстаивая свои сложившиеся принципиальные жизненные позиции, П. Сорокин не мог изменить обусловленные ими идейные ориентации, вынужден был покинуть пределы родины, беззаветно любимой им Отчизны, но и в дальнейших своих социально-политических оценках он неизменно стремился к служению идеалам науки и демократии, интересам человека и человечества.

Пути общественной истории, личные установки, направленность научных поисков составляли единое целое в биографии ученого, и это служило животворным ядром, внутренним стимулом его творческой деятельности на протяжении всей долгой жизни.

Учеными и общественными деятелями всего мира высоко оценен вклад П. Сорокина в мировую науку. В США в 1963 г. были изданы два обширных тома, посвященные П.

Сорокину. В одном из них, под редакцией профессора Ф. Аллена, были опубликованы статьи более чем 20 известных американских, европейских и азиатских ученых о теориях П.Сорокина. Другой сборник вышел под редакцией бывшего ученика П. Сорокина Е.Тириякина.

Логический анализ социальной и культурной динамики, несомненно, явился в своей существенной части прямым следствием мыслей ученого о России, ее настоящем и будущем. Находясь вне ее границ, он никогда не порывал с ней внутренних духовных связей. Это придает его выводам необычайно актуальное значение для отечественной и мировой науки и культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Возрождение, 1968, № 195.

Дойков Ю. В. Питирим Сорокин //США: экономика, политика, идеология. 1992, № 6.

Каганова З. В., П. Е. Сивоконь. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности. Вести МГУ, сер. 7, Философия. 1993. № 1.

Ленин В. И. Задачи союзов молодежи //Полн. собр. соч. Т. 41.

Сорокин П. «Преступление и кара, подвиг и награда». СПб., 1914.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П. Методология истории. Киев, 1914.

Сорокин П. Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова. Петербург, 1922.

Сорокин П. Сим победиши //Социум. 1991. № 3.

Сорокин П. Современное состояние Россин //Новый мир. 1992. № 4.

Питирим Сорокин. «Преступление и кара, подвиг и награда». СПб., 1914.

Дойков Ю. В. Питирим Сорокин //США: экономика, политика, идеология. 1992, № 6, стр.

57.

Сорокин П. Современное состояние Россин //Новый мир. 1992. № 4, стр. 190.

Сорокин П. Современное состояние России//Новый мир. 1992. № 4. С. 191.

З. В. Каганова, П. Е. Сивоконь. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности. Вести МГУ, сер. 7, Философия. 1993. № 1, с.

65.

«Возрождение», 1968, № 195.

Сорокин Пит. Методология истории. Киев, 1914. С. 10—14.

Сорокин П. Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова. Петербург, 1922. С. 279, 256.

Сорокин П. Сим победиши //Социум. 1991. № 3. С. 4—5.

Ленин В. И. Задачи союзов молодежи //Полн. собр. соч. Т. 41. С. 309.

З. В. Каганова, П. Е. Сивоконь. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности. Вести МГУ. сер.

7, философия. 1993. № 1, с.

69.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Возрождение, 1968, № 195.
  2. Ю.В. Питирим Сорокин //США: экономика, политика, идеология. 1992, № 6.
  3. З. В., П. Е. Сивоконь. Питирим Сорокин: пути истории, итоги жизни, результаты деятельности. Вести МГУ, сер. 7, Философия. 1993. № 1.
  4. В. И. Задачи союзов молодежи //Полн. собр. соч. Т. 41.
  5. П. «Преступление и кара, подвиг и награда». СПб., 1914.
  6. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  7. П. Методология истории. Киев, 1914.
  8. П. Основные проблемы социологии П. Л. Лаврова. Петербург, 1922.
  9. П. Сим победиши //Социум. 1991. № 3.
  10. П. Современное состояние Россин //Новый мир. 1992. № 4.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ