Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление прибылью и затратами предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие прибыли весьма неопределенно как в сущностном плане, так и в плане алгоритмическом. Сошлемся на мнение американских специалистов в области финансового менеджмента С. Росса, Р. Уэстерфилда и Дж. Яффе, которые полагают, что «одним из наиболее сложных атрибутов фирмы в плане концептуализации и измерения является прибыльность». Еще более определенно высказался известный теоретик Ф. Найт… Читать ещё >

Управление прибылью и затратами предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при правительстве Российской Федерации Калужский филиал Факультет: финансово-кредитный Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: Финансовый менеджмент На тему:

Управление прибылью и затратами предприятия Калуга — 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Экономическая сущность прибыли и затрат предприятия

1.2 Функции и объекты управления прибылью и затратами

1.3 Современные методы управления прибылью и затратами предприятия ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕТОНАР»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Бетонар»

2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ

3.1 Пути повышения рентабельности предприятия

3.2 Рекомендации по формированию прибыли от продаж ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Тысячи крупных и малых предприятий предпринимают все возможные меры для эффективного управления деятельностью своей фирмы с целью получения прибыли. Прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики, обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования. Особое внимание менеджерами предприятия уделяется вопросам управления доходами и расходами, налоговыми платежами, ресурсами предприятия и рисками. Современные системы обеспечения управления процессом формирования прибыли позволяют оптимизировать воздействие вышеприведенных факторов на конечный результат.

Целью работы является теоретическое обоснование и исследование механизма управления прибылью на примере конкретного предприятия.

В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:

— исследована экономическая сущность прибыли и затрат в условиях рыночного хозяйства и механизм ее формирования;

— проведен анализ показателей прибыли и затрат конкретного предприятия;

— разработаны меры для увеличения и предложены пути регулирования прибыли и затрат предприятия.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Бетонар».

Предметом исследования является финансово-экономический механизм формирования, планирования и регулирования прибыли организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.

Теоретической и методологической основой исследования формирования и регулирования прибыли организаций, а также управлением доходами и расходами организации (предприятия) послужили труды отечественных экономистов и практиков в области экономической теории, управления затратами, теории рынка, управления и планирования прибыли, финансов и других областях экономики.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, изложенных на? страницах машинописного текста.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Экономическая сущность прибыли и затрат предприятия Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе текущих целей предприятия. Очевидная значимость показателя прибыли проявляется в том, что это понятие введено в ряд законодательных актов, являющихся ключевыми для ведения бизнеса. Так, в ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» говорится о возможности выплаты обществом дивидендов из чистой прибыли; в ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» упоминается о том, что «органы управления должника не вправе принимать решения о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками)». Термин «прибыль» (с некоторыми уточнениями, например, «чистая», «маржинальная», «остающаяся в распоряжении предприятия» и др.) используется и в регуляторах более низкого уровня (например, в положениях по бухгалтерскому учету).

Понятие прибыли весьма неопределенно как в сущностном плане, так и в плане алгоритмическом. Сошлемся на мнение американских специалистов в области финансового менеджмента С. Росса, Р. Уэстерфилда и Дж. Яффе, которые полагают, что «одним из наиболее сложных атрибутов фирмы в плане концептуализации и измерения является прибыльность». Еще более определенно высказался известный теоретик Ф. Найт: «Никогда не может быть объективно и точно определена величина прибыли в доходе…». Фразы «предприятие работает прибыльно» или «рентабельность предприятия „Гамма“ составляет k%» не говорят по сути ничего, поскольку, во-первых, показателей прибыли много, во-вторых, в зависимости от выбранного алгоритма исчисления значение того или иного показателя прибыли может исключительно значимо варьировать. [4, с. 97].

Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности торговой организации является величина полученной ею прибыли.

Но прибыль характеризует не только экономическую эффективность функционирования, но вместе с тем является главным внутренним финансовым источником, обеспечивающим самостоятельное развитие организаций торговли.

Прибыль стимулирует рост объемных итоговых показателей и оптимизирует ассортимент, как производителей товаров, так и продавцов; заставляя хозяйствующие субъекты искать варианты снижения затрат.

Наиболее часто в практической деятельности применяют такой классификационный признак прибыли, как источники ее формирования.

По данному признаку классификации выделяют несколько понятий прибыли и, соответственно, несколько показателей, которые имеют разную методологию исчисления и, соответственно, отличные числовые значения:

* прибыль от реализации товаров;

* прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;

* валовая (балансовая) прибыль.

Прибыль от реализации товаров представляет собой разницу между суммой доходов и расходов по реализации и является главной составной частью валовой (балансовой) прибыли торговых организаций и предприятий.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества определяется как разница между продажной ценой и остаточной (первоначальной) стоимостью этого имущества.

Валовая (балансовая) прибыль торгового предприятия представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, от реализации различного имущества и сальдо доходов и расходов (то есть прибыль) от внереализационных операций.

В текущей хозяйственной деятельности используется также понятие прибыли от торговой деятельности, которая представляет собой разность между валовыми доходами (доходами от торговой деятельности) и издержками обращения (расходами на реализацию).

Следующим признаком классификации является характер налогообложения прибыли. По этому признаку можно выделить налогооблагаемые и не облагаемые налогом суммы прибыли. Такой классификационный признак важен (и прежде всего с точки зрения налогообложения), так как позволяет сравнить и оценить (с позиции прибыльности) различные варианты осуществления тех или иных хозяйственных операций.

Налогооблагаемая прибыль — это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая может быть уменьшена или увеличена в соответствии с действующим законодательством и подлежит налогообложению. В тех случаях, когда торговые организации понесли убытки, они могут на сумму понесенных убытков (или на часть этой суммы) уменьшить выплаты по налогу на прибыль, то есть перенести убыток на будущее. Более того, подобный перенос убытков возможен в течение 10 лет. Единственное ограничение состоит в том, что сумма переносимых убытков не может превышать 30% выплат по налогу на прибыль в текущем периоде.

Прибыль, не подлежащая налогообложению — это суммы прибыли, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению. Так, часть сумм прибыли в соответствии со ст. 238, 251, 270 Налогового кодекса не включаются в состав налогооблагаемой прибыли или не учитываются при определении налоговой базы.

Зависимость прибыли от инфляционных процессов является еще одним признаком классификации. По степени зависимости прибыли от инфляционных процессов различают номинальную и реальную прибыль.

Номинальная прибыль — это фактически полученная сумма прибыли.

Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на индекс цен.

Деление прибыли на номинальную и реальную позволяет торговой организации оценить действительные результаты хозяйственной деятельности, нивелировав влияние инфляционного фактора.

По характеру дальнейшего использования прибыль можно подразделить на капитализируемую и потребляемую.

Капитализируемая прибыль представляет собой ту часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов торговой организации, на ее развитие. Потребленная прибыль —это та ее часть, которая израсходована на выплаты работникам, собственникам, акционерам, на финансирование разных социальных выплат.

Динамика соотношения капитализируемой и потребленной частей чистой прибыли во многом характеризует потенциальные возможности самостоятельного развития торговой организации.

Классификационный признак состав элементов, образующих прибыль, позволяет выделять такие разновидности, как маржинальная, до налогообложения и чистая прибыль.

Маржинальная прибыль — это разность между суммой валового дохода (от реализации товара) и суммой условно-переменных издержек обращения. Маржинальную прибыль можно рассматривать как инструмент, позволяющий оценивать способность торговой организации покрывать условно-постоянные издержки обращения и формировать необходимую сумму валовой прибыли от реализации товаров.

Прибыль до налогообложения — это фактически полученная торговой организацией сумма прибыли от всех хозяйственных операций.

Чистая прибыль — это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении торговой структуры после уплаты в бюджеты всех уровней налога на прибыль и прочих подобных платежей. При этом следует отметить, что не вся сумма чистой прибыли (хотя и большая ее часть) остается в полном распоряжении торговых организаций. Так, некоторые платежи производятся из чистой прибыли: уплата штрафов за нарушение законодательства; превышение сумм издержек обращения по нормируемым статьям; отдельные местные налоги и сборы и др.

Иногда деление прибыли по видам деятельности проводят, ориентируясь на главные направления деятельности конкретной организации торговли. В таком случае могут выделять такие виды прибыли, как прибыль от торговой, инвестиционной и финансовой деятельности. Сумма всех этих видов прибыли образует балансовую (итоговую) прибыль организации торговли.

Важным понятием в условиях рыночной экономики является так называемая консолидированная прибыль, которая является сводной по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних организаций и предприятий.

Консолидированная прибыль имеет две основные особенности:

· она не является прибылью юридически самостоятельно хозяйствующего субъекта, и ее значение имеет четко выраженный аналитический характер. Преследуется цель получения общего представления о деятельности всех объединенных в одно целое организаций и предприятий;

· консолидация прибыли — не является простым суммированием. Здесь должны быть исключены итоги любых внутренних операций, показывается лишь прибыль от операций с третьими сторонами (никакого двойного счета) [1, с. 52].

При ведении хозяйственной деятельности организации торговли осуществляют определенные затраты, производят расходы, несут издержки.

Имеются различия в категориях «затраты», «расходы», «издержки».

Затраты — это наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины — это потери.

Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком…». Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Согласно нормам Налогового кодекса РФ расходами можно признавать «любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода…»

Но не все затраты торговых организаций признаются расходами (в частности, необходимыми к вычету при определении величины налогооблагаемой прибыли).

Так, не признаются расходами в целях налогообложения следующие виды затрат торговых организаций:

— на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода;

— в виде штрафов, пени и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями;

— в виде взноса в уставный (складочный) капитал других … предприятий;

— в виде сумм налога на прибыль;

— в виде расходов по приобретению амортизируемого имущества;

— в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше;

— в виде процентов, начисленных кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету;

— выплаченные суммы комиссионных, агентских и пр. под. вознаграждений;

— в виде сумм налогов, предъявленных покупателю;

— в виде сумм материальной помощи работникам;

— в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка или залога;

— на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации и др.

Издержки обращения — это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Или, другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов торговых организаций и предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, то есть по своей сути это — затраты на реализацию товаров и услуг.

Элементы затрат содержат пять обязательных групп, представленных на рисунке. Статьи затрат определяются предприятием самостоятельно с учетом отраслевой специфики и могут включать следующее:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Топливо и энергия на технологические нужды.

4. Основная заработная плата производственных рабочих.

5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальное страхование.

7. Расходы на подготовку и освоение производства (так называемые пусковые расходы).

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (затраты на ремонт и амортизация производственного оборудования и т. п.).

9. Цеховые расходы (заработная плата аппарата управления цехов, содержание цеховых зданий).

Цеховая себестоимость — сумма затрат по 1−9 статьям калькуляции.

10. Общезаводские расходы (заработная плата аппарата управления завода, содержание административного здания и т. п.).

11. Прочие производственные расходы.

Производственная себестоимость — сумма затрат по 1−11 статьям калькуляции.

12. Коммерческие расходы (затраты на тару, упаковку на складе готовой продукции, перевозку до пункта отправления и др.).

Полная себестоимость — сумма затрат по всем вышеперечисленным статьям калькуляции.

На предприятии можно выделить три функциональные сферы его деятельности: производство, администрацию (административно-управленческий аппарат) и сферу реализации и сбыта. В этой связи в каждой сфере можно выделить прямые и косвенные затраты (табл.1).

Таблица 1

Прямые и косвенные затраты предприятия

Сфера деятельности

Затраты

прямые

косвенные

1. Производство

Заработная плата основных рабочих Материальные затраты Отчисления на социальное страхование

Оплата труда вне сферы производства Вспомогательные материалы Электроэнергия Ремонт Амортизация Страхование Аренда Прочие

2. Административно­управленческий аппарат

Заработная плата работников аппарата Отчисления на социальное страхование

Электроэнергия Ремонт Амортизация Аренда Страхование Телефон Прочие

3. Реализация и сбыт

Заработная плата работников аппарата Материальные затраты Отчисления на социальное страхование Плата транспортным организациям

Такой подход используется тогда, когда затраты определяются отдельно в каждой сфере. Если рассматривать предприятие как единое целое, то прямые затраты — это прямые затраты сферы производства, косвенные — все остальные затраты трех сфер. При этом косвенные затраты включают в себя:

· общепроизводственные расходы — косвенные затраты сферы производства;

· общехозяйственные расходы — прямые и косвенные затраты административно-управленческого аппарата и сферы реализации и сбыта.

Роль затрат в деятельности предприятия очень большая. С одной стороны, с их помощью обеспечивается нормальная деятельность предприятия, с другой — затраты, образно говоря, как солдаты должны слушаться приказов, т. е. ими надо управлять.

Цели эффективного управления затратами следующие:

· увеличение прибыли за счет снижения затрат без роста объема продаж или наряду с этим ростом;

· повышение финансовой устойчивости предприятия;

· повышение конкурентоспособности и, соответственно, снижение цен, увеличение доли рынка и тем самым увеличение объема продаж, так как производимая продукция (работы, услуги) должна быть более привлекательной для потребителя.

Затраты — один из вечных резервов. Их сокращение во многих случаях не требует серьезных финансовых вложений. Поэтому получить рост прибыли за счет снижения затрат, как правило, легче, чем увеличение объема продаж. [3, с. 182].

1.2 Функции и объекты управления прибылью и затратами Механизм управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово — хозяйственной деятельности, которые бы способствовали, во — первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.

Субъектом прибыли является организационно — технический уровень управления предпринимательской деятельностью предприятия, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объектом прибыли является денежное поступление и выплаты. Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. [5, с. 63].

В целом в условиях рыночной экономики прибыль торговых предприятий играет весьма заметную роль, состоящую в следующем:

1. Прибыль является основной целью хозяйственной деятельности торговых организаций. Причем, это характерно как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций торговли. И если в первом случае цель получения прибыли является изначально основной и реализуется через систему взаимодействия интересов собственников бизнеса и работников данной структуры, то во втором случае получение прибыли является хоть и не первостепенной, но важной проблемой, во многом решаемой через качество товарного снабжения. Тот факт, что торговая организация не является коммерческой, еще не свидетельствует о том, что оно не заинтересовано в прибыльном функционировании. Но прибыльность может быть достигнута только за счет существенного улучшения товарного снабжения.

Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль создает экономическую заинтересованность и у предпринимателей, и у работников как в конечных результатах функционирования, так и в совершенствовании хозяйственной деятельности.

2. Прибыль в торговле является главным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организаций. Величина получаемой прибыли во многом определяет перспективы развития и потенциал роста объемов хозяйственной деятельности. Состояние оборотных средств торговой организации, предлагаемый ассортимент, необходимость привлечения заемных средств и их сумма и пр. — все это основывается на полученной прибыли.

3. Прибыль является основным источником возрастания рыночной стоимости торговой организации. Возможность возрастания рыночной стоимости торговой организации возникает за счет капитализации части прибыли, то есть направления ее не на потребление, а на развитие организации. Чем выше сумма и уровень капитализации получаемой прибыли, тем более существенна стоимость активов, сформированных за счет собственных средств, что ведет к возрастанию рыночной стоимости организации торговли.

4. Показатель прибыли является главным при определении эффективности использования всех видов ресурсов торговыми организациями, а также при оценке хозяйственной деятельности в целом.

5. Прибыль выступает одной из основных причин принятия управленческих решений в торговле. Такие важные решения, как направленность и интенсивность инвестиций, ключевые проблемы формирования ассортиментной политики, величина образуемых товарных запасов и др., принимаются в зависимости от прогнозируемой величины прибыли. Решения собственников в большинстве случаев ориентированы на достижение более высокой прибыльности в ближайшем или отдаленном будущем. Исключение могут составить лишь действия, направленные на совершенствование имиджа, развитие деловых связей торговых организаций и пр. Роль и значение прибыли (в том числе и торговой), как значимой категории рыночной экономики, являются следствием выполняемых ею функций. Общеэкономический смысл функций прибыли известен и состоит в следующем.

Во-первых, прибыль является критерием эффективности хозяйственной деятельности торговой организации. То есть сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективности хозяйственной деятельности.

Во-вторых, прибыль выполняет стимулирующую функцию. Эта функция реализуется по трем главным направлениям:

* она (прибыль) является целью хозяйственной деятельности подавляющего большинства организаций торговли;

* прибыль является главным источником прироста собственного капитала;

* прибыль является источником и основой проводимой социальной политики в конкретной торговой организации.

В-третьих, прибыль является источником формирования бюджетов всех уровней.

Прибыль торговых организаций, как главный результат их хозяйственной деятельности, может образовываться из нескольких источников.

Первым источником формирования прибыли в торговле являются доходы от реализации товаров за минусом расходов на реализацию.

Вторым по значимости и по величине источником формирования прибыли выступает прибыль от реализации основных фондов и иного имущества (в том числе и имущественных прав).

Третьим источником формирования прибыли служит сальдо доходов и расходов по всем внереализационным операциям.

Значительно реже в торговой деятельности встречается четвертый источник формирования прибыли — комиссионное вознаграждение. [6, с. 102].

Управление затратами — это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь и влияние на «конечный результат — работа предприятия — прибыль».

Управление затратами — это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

Управление затратами включает в себя:

· прогнозирование и планирование затрат,

· их организацию,

· координацию и регулирование,

· активизацию и стимулирование персонала,

· учет, анализ и контроль (мониторинг).

Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения. Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.

Основные задачи управления затратами:

· выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;

· определение основных методов управления затратами;

· определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат на предприятии;

· повышение эффективности деятельности предприятия;

· определение затрат по основным функциям управления;

· расчет затрат по отдельным структурным подразделениям и предприятию в целом;

· расчёт затрат на единицу продукции (работ, услуг) — калькулирование себестоимости продукции;

· подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

· выявление технических способов и средств контроля и измерения затрат;

· поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;

· выбор методов нормирования затрат;

· приведение анализа затрат с целью принятия управленческих решений по совершенствованию производственных процессов, формированию ассортиментной и ценовой политики, оптимизации загрузки производственных мощностей, выбору вариантов инвестирования, прогнозированию объёмов производства и сбыта продукции.

Основными функциями системы управления затратами следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.

Планирование затрат может быть перспективным — на стадии долгосрочного планирования и текущим — на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.

Организация — важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами в предпринимательской структуре. Определяются центры возникновения затрат и центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия.

Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат (нормативный метод) — это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятия избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.

Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.

Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.

Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.

Активизация и стимулирование — это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя прибегать к наказанию при увеличении затрат. В этом случае работники будут оспаривать величину планируемых затрат, стремясь к установлению их более высокого уровня. Достижение основной цели предприятия — получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат — станет трудновыполнимой задачей. [1, с. 150].

Следует отметить, что снижение затрат для предприятия — объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.

Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:

I. Факторы — требования менеджмента.

1. Достижение соответствующего уровня производительности труда.

2. Обеспечение соответствующей оборачиваемости средств предприятия и прежде всего оборотных средств и их источников.

3. Оптимизация переменных затрат предприятия

4. Оптимизация постоянных затрат, т. е. общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.

5. Оптимизация структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств.

6. Внедрение управленческого учета, совершенствование бюджетирования.

7. Оптимизация затрат на снабжение.

8. Управление затратами.

9. Другие факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами.

1. Снижение уровня запасов.

2. Устранение всевозможных потерь и непроизводительных расходов.

Основные факторы увеличения объема продаж и выручки:

I. Факторы — требования менеджмента.

1. Гибкое производство, позволяющее постоянное увеличение его объема, своевременное обновление выпускаемой продукции, расширение ассортимента.

2. Соблюдение заключенных договоров.

3. Оптимизация цен и ценообразования.

4. Обеспечение высшего качества продукции, работ, услуг.

5. Периодический пересмотр политики коммерческого креди­тования.

6. Другие факторы.

II. Факторы, связанные с возможными резервами.

1. Завоевание и освоение новых рынков.

2. Расширение дилерской сети.

3. Эффективная деятельность предприятия по реализации продукции.

4. Другие факторы. [6, с. 148].

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции (услуг) используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции (услуг), снижение себестоимости сравнимой товарной продукции (услуг) и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции (услуг).

Итак, себестоимость продукции (услуг) является одним из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия. От того, насколько предприятие эффективно использует резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции (услуг), зависит эффективность деятельности предприятия в целом.

1.3 Современные методы управления прибылью и затратами предприятия Цель управления прибылью предприятия: оптимизация планирования величины прибыли; получение, как минимум, запланированной прибыли; оптимизация распределения прибыли с точки зрения эффективности предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что на реализацию цели управления прибылью направлена вся деятельность предприятия. Часть этой деятельности сфокусирована на реализации другой, не менее важной цели — обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия.

Современные методы управления прибылью заключается в следующем.

1. Анализ фактических финансовых результатов:

* взаимосвязь доходов и расходов предприятия и его прибыли, финансовый анализ выручки, прибыли и рентабельности видов прибыли — от продаж, балансовой, налогооблагаемой, чистой;

* анализ и оптимизация затрат предприятия в процессе разработки себестоимости, в том числе себестоимости проданных товаров, коммерческих и управленческих расходов;

* маржинальный анализ и оценка маржинальных показателей;

* анализ структуры капитала и связанного с ней финансового рычага, его влияние на рентабельность собственных средств по формуле Дюпона;

* анализ показателей оборачиваемости средств предприятия и ее влияние на рентабельность собственных средств предприятия по формуле Дюпона;

* оценка прибыли, приходящейся на одну акцию в акционерных обществах.

2. Анализ и оценка роли и места прибыли во внутренних финансовых отношениях, в центрах финансовой ответственности.

3. Разработка и обоснование бизнес-плана (финансового плана), финансовых бюджетов предприятия, в том числе прогнозного отчета о прибылях и убытках на основании результатов анализа и других экономических расчетов. Виды документов и их содержание определяются предприятием.

4. Разработка прибыльной политики предприятия, связанной с распределением чистой прибыли, включающей:

* дивидендную политику;

* инвестиционную политику;

* отношение к фонду потребления;

* отношение к резервному фонду за счет чистой прибыли;

* оценку прочих выплат из чистой прибыли.

5. Разработка организационного плана предприятия, своего рода регламента управления прибылью, включая принципы оперативной деятельности по реализации получения запланированной прибыли.

6. Кроме изложенных выше основных положений прибыльной политики в соответствующих документах могут быть отражены и другие положения. [7, с. 83].

финансовый управление прибыль затрата ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕТОНАР»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Бетонар»

Общество с ограниченной ответственностью «Бетонар» расположено в д. Головково Наро-Фоминского района, Московской области. Предприятие создано в мае 2002 г. Предметом деятельности общества является: производственно — хозяйственная деятельность. Основными видами деятельности общества является: производство товаров бетонных элементов мощенния — более 30 наименований тротуарной плитки, керамзитобетонных блоков, бортовых камней, трамвайных плит, систем водоотвода и др.

Основным направлением в производственной деятельности ООО «Бетонар» является самый современный метод полусухого вибропрессования. Продукция производится по технологии и на оборудовании немецкой фирмы «HESS», являющейся мировым лидером в производстве технологических линий для строительной индустрии. Бетоноформовочная машина MULTIMAT RH 2000;3 MVA позволяет выпускать до 3500 кв. м. продукции за смену в автоматическом режиме.

В процессе производства продукции только высококачественное и экологически чистое сырье. Так, например, в качестве красителя применяются лучшие пигменты иностранных производителей, в том числе немецкого концерна «BAYER», гарантирующие неизменность цвета на протяжении десятилетий.

Бетонные элементы по своим физико-механическим свойствам соответствуют требованиям ГОСТ 17 608–91 и сертифицированы Госстроем РФ. Они обладают высокой механической прочностью, стойкостью к воздействию окружающей среды, легко вписываются в самые разнообразные концепции архитектурного оформления и конструктивные решения.

Технология и оборудование обеспечивают изготовление материалов с маркой бетона по прочности от М300 и морозостойкостью F200.

Предприятие выпускает самый большой ассортимент форм тротуарной плитки различной цветовой гаммы для устройства покрытий тротуаров, дорог, площадей, автомобильных стоянок, бензоколонок, садовых дорожек на загородных участках. Дренажные трубы, водоотводные лотки, дождеприемники и решетки позволят реализовать проекты поверхностного водоотвода любой сложности.

Предприятие ООО «Бетонар» также продает сопутствующие товары других российских производителей.

Предприятие работает уже 12 лет в отрасли производства товаров народного потребления. За это время создана большая сеть розничной торговли на всей территории Московской и близлежащих областей.

Основным сырьем для производства изделий являются цемент, инертные материалы, хим. добавки, красящие пигменты.

Деловыми партнерами, поставляющими сырье для ООО «Бетонар» являются: предприятие по производству и продаже цемента — «Тула цемент», производству и продаже нерудных материалов «Вяземский ГОК», продаже строительных материалов ООО «Калужская ярмарка», производству и продаже производственной химии ООО «Зика» и продаже пигментов для бетона «ТД Марсел».

Предприятие ООО «Бетонар» имеет складские помещения 120 м2 также имеется открытый склад общей площадью 1500 м2 для хранения готовых изделий.

Структурные подразделения по сферам производственно-хозяйственной деятельности: производственный участок, автотранспортный участок, маркетинг и развитие производства, коммерческая деятельность, кадры, охрана труда.

Средняя численность работников предприятия — 60 человек.

2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия Анализ финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия заключается в:

· определении отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;

· исследовании структуры соответствующих показателей и их изменений;

· проведении факторного анализа прибыли и рентабельности.

Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ООО «Бетонар». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом и Отчетом о прибылях и убытках за 2012 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).

Сначала находим следующие показатели:

· абсолютное отклонение прибыли (?П):

?П = П1 — П0,

где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;

· темп роста (снижения) (Т):

Т = П1 / П0 x 100%;

· уровень каждого показателя (Уi) к выручке (В) от продажи товаров, продукции, работ, услуг:

Уi = Пi / Вi x 100%,

где i = 0 — базисный период;

i = 1 — отчетный период;

изменение структуры (?Y):

?Y = Y1 — Y0,

где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.

Таблица 2

Анализ прибыли предприятия ООО «Бетонар» за 2011;2012 гг.

№ п/п

Показатель

Код строки

2011 г.

2012 г.

Абсолют. откл. (+/-)

Темп роста/ снижения, %

Уровень к выручке в базисном периоде, %

Уровень к выручке в отчетном периоде, %

Откл-е уровня (+/-)

6 = 5 — 4

7=5/4×100

10 = 9 — 8

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

113,3

100,0

100,0

-;

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

— 849

98,8

82,4

71,9

— 10,5

Валовая прибыль

181,4

17,5

28,1

10,6

Коммерческие расходы

118,7

0,98

1,03

0,05

Управленческие расходы

248,7

7,3

15,9

8,6

Прибыль (убыток) от продаж

135,5

9,3

11,1

1,8

Доходы от участия в других организациях

133,3

6,2

7,3

1,1

Проценты к получению

— 148

47,3

0,32

0,13

— 0,19

Проценты к уплате

— 235

61,3

0,7

0,4

— 0,3

Прочие доходы

137,3

1,3

1,6

0,3

Прочие расходы

115,3

3,4

3,5

0,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

141,7

13,1

16,3

3,2

Текущий налог на прибыль

118,7

1,4

1,4

В том числе постоянные налоговые обязательства

255,2

0,8

1,9

1,1

Изменение отложенных налоговых обязательств

— 364

4,7

0,4

0,02

— 0,38

Изменение налоговых активов

103,8

0,02

0,03

0,01

Прочее

— 120

11,1

0,15

0,01

— 0,14

Чистая прибыль

11,1

3,9

Согласно табл. 2 в 2012 г. чистая прибыль увеличилась на 52% по сравнению с 2011 г., что составило 10 918 тыс. руб. Также уровень прибыли по отношению к выручке увеличился на 3,9%.

Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:

· увеличение показателя по стр. 1 говорит о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;

· уменьшение показателя по стр. 2 является положительной тенденцией, если относительное снижение затрат на производство реализованной продукции не повлияет на ее качество;

· рост показателя по стр. 6 благоприятен. Данный показатель свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения;

· рост показателей по стр. 12, 18 также указывает на положительные тенденции организации производства на данном предприятии. Разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;

· показатель по стр. 13 характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. Рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, в целом нежелательное, но необходимое и не зависящее от предприятия явление.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2, строка 2120). В строке отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам, выручка от которых отражена по строке 2110. Производственные организации отражают по этой строке стоимость реализованной продукции, списанную в дебет счета 90 «Продажи»; организации сферы услуг указывают по этой строке затраты, связанные с оказанием услуг, а организации торговли — покупную стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде. Затраты, связанные со сбытом продукции, а так же издержки обращения в эту строку не включаются.

Коммерческие расходы (форма № 2, строка 2210). В строке 2210 отражаются расходы, связанные со сбытом продукции. Например, затраты на рекламу, хранение, перевозку продукции. Организация может списывать расходы одним из следующих способов: распределяя между реализованной и нереализованной продукцией или включая всю сумму расходов в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде. Выбранный способ списания коммерческих расходов должен быть отражен в учетной политике организации. Эту строку заполняют организации, которые целиком списывают коммерческие расходы на себестоимость. Торговые организации по этой же строке приводят издержки обращения. К ним относят зарплату продавцов, амортизацию объектов ОС, плату за аренду торговых площадей и складов, стоимость услуг по охране и т. д. Показатель этой строки рассчитывается как дебетовый оборот субсчета «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетом 44 «Расходы на продажу».

Управленческие расходы (форма № 2, строка 2220). В строке 2220 приводятся общехозяйственные расходы предприятия. Например, заработная плата администрации. Управленческие расходы списывают на себестоимость продукции так же, как и коммерческие.

Проценты к уплате (форма № 2, строка 2330). В строке 2330 записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам. Рассчитывается как кредитовый оборот субсчетов счета 91 «Прочие доходы и расходы», на которых показаны проценты к получению.

Прочие расходы (форма № 2, строка 100) Указываются прочие расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи Отчета. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» это:

· остаточная стоимость проданных объектов ОС;

· суммы, уплаченные банку (за расчетно-кассовое обслуживание, куплю-продажу валюты),

· налоги и сборы, которые уплачиваются за счет финансовых результатов (например, налог на имущество, налог на рекламу);

· штрафы, пени и неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причиненных организацией убытков;

· суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, при этом суммы безнадежных долгов списываются с НДС;

· отрицательные курсовые разницы;

· убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

· суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров;

· затраты на благотворительную деятельность, оплата спортивных и культурно-просветительских мероприятий, отдыха, развлечений и т. д.

Также по этой строке нужно показать расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций. К этой группе операционных расходов относятся суммы, которые предприятие уплачивает кредитным организациям за:

· расчетно-кассовое обслуживание;

· покупку или продажу иностранной валюты;

· другие услуги.

Этим правилом руководствуются те предприятия, которые доходы от вышеперечисленных видов деятельности отразили по строке 090 Отчета о прибылях и убытках.

Рентабельность расходов =

=

Расходоемкость продаж=

Доходы на 1 руб. расходов=

1. Рентабельность расходов

2011 г= 8121/72 014+860+6346=8121/79 220*100=10,2

2012 г = 11 006/71165+1021+15 780= 11 006/87966*100=12,5

2. Расходоемкость продаж

2011 г. = 11 415/87341*100 = 13,1

2012 г. =16 176/98972*100 = 16,3

3. Доходы на 1 руб. расходов

2011 г. = 94 213/82798 = 1,13

2012 г. = 107 938/91763 = 1,17

Таблица 3

Анализ динамики расходов организации

Показатель

Предыдущий год, тыс. руб.

Отчетный год, тыс. руб.

Изменение тыс. руб. (+, -)

Удельный вес в структуре расходов, %

Темп роста (снижения), %

тыс. руб.

%

начало года

конец года

А

Расходы организации-всего, в том числе

100,00

100,00

110,8

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

— 849

— 9,5

77,5

98,8

Коммерческие расходы

0,1

1,0

1,1

118,7

Управленческие расходы

9,5

7,7

17,2

248,7

Проценты к уплате

— 235

— 0,2

0,7

0,5

61,3

Прочие расходы

0,1

3,6

3,7

115,3

Доходы организации-всего, в том числе:

114,6

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

— 1

92,7

91,7

113,3

Доходы от участия в других организациях

0,9

5,8

6,7

133,3

Проценты к получению

— 148

— 0,1

0,3

0,2

47,3

Прочие доходы

0,2

1,2

1,4

137,3

Расчет основных показателей оценки расходов организации

Рентабельность расходов

10,2

12,5

2,3

122,5

Расходоемкость продаж

13,1

16,3

3,2

124,4

Доходы на 1 руб. расходов

1,13

1,17

0,04

103,5

Как следует из данных таблицы 3 за отчетный период расходы организации возросли на 8965 тыс. руб. или на 110,8%. В течение анализируемого периода себестоимость предприятия понизилась на 849 руб. или на 98,8%. В составе расходов удельный вес себестоимости понизился по сравнению с предыдущим годом с 87% до 77,5% или на 9,5 пункта.

Коммерческие расходы предприятия в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом увеличились на 161 руб. или на 0,1%. Управленческие расходы предприятия увеличились на 9434 руб. Проценты к уплате в отчетном периоде стали меньше на 235 руб. Сокращение процентов к уплате связано с сокращением обязательств предприятия. Прочие расходы предприятия выросли на 454 руб. или на 15,3%, составив в отчетном году 3425 тыс. руб. Тем не менее доля прочих расходов в структуре расходов уменьшилась в отчетном году на 0,1 пункт.

В отчетном году по сравнению с предыдущим повысились показатели рентабельности расходов, расходоемкости продаж, а также показатель величины доходов, приходящихся на 1 рубль расходов. Рентабельность расходов возросла на 2,3%, став в отчетном году равной 12,5%. Расходоемкость продаж увеличилась на 3,2%. Величина доходов, приходящихся на 1 рубль расходов повысилась с 1,13 раза до 1,17 раза, т. е. на 0,04.

Методика расчета показателей:

Для подсчета показателя «Изменение» необходимо из показателя «Остатки по балансу на конец 2011 года» вычесть показатель «Остатки по балансу на конец 2010 года». При определении показателя «Темп роста (снижения)» — необходимо показатель «Остатки по балансу на конец 2011 года» разделить на показатель «Остатки по балансу на конец 2010 года» и полученную сумму умножить на 100%.

Показатель «Удельный вес в структуре расходов 2011 года» определяем следующим способом: показатель «Остатки по балансу на конец 2011 года» делим на показатель «Итого активов (пассивов) на конец 2011 года» и полученный результат умножаем на 100%.

Из данных таблицы 4 следует, что себестоимость проданных товаров уменьшилась с 86,4% до 76,7% в связи с модернизацией оборудования и снижения норм расходов на производимую продукцию.

Таблица 4

Анализ структуры расходов ООО «Бетонар» за 2011;2012 гг.

Показатели

2011 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

2012 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

86,4

76,7

Коммерческие расходы

1,1

Управленческие расходы

7,6

Прочие расходы

3,6

3,7

Текущий налог на прибыль

1,4

1,5

Всего расходов:

100,00

100,00

При этом доля коммерческих расходов составила в 2011 г. 1%, в 2012 г. — 1,1%. Доля управленческих расходов увеличилась с 7,6% до 17%. Это связано с выплатой премий в 2012 г., в связи с модернизацией оборудования.

Таким образом, резервы снижения затрат необходимо искать прежде всего в управленческих расходах.

Таблица 5

Анализ структуры себестоимости

Изготовлено продукции, тыс, м 2

Показатель тыс. руб.

2011 г.

Уд. вес, %

2012 г.

Уд. вес, %

Цемент

19 244,4

29,4

18 900,75

28,9

Песок

13,8

8868,75

13,6

Гравий

3424,4

5,2

3363,25

5,1

Добавка

641,2

629,75

Зп

44,3

45,9

Энергия

4,5

3,7

Аренда

1,8

1,8

Всего

65 312,5

Из таблицы следует, что в себестоимости наибольший удельный вес имеет себестоимость товаров (т.е. их закупочная стоимость) и заработная плата персонала. Заработная плата в 2011 г. составила 44,3% себестоимости, а в 2012 г. 45,9. В целом можно отметить, что структура себестоимости достаточно стабильна.

Рис. 1 Анализ структуры себестоимости за 2011 г Рис. 2 Анализ структуры себестоимости за 2012 г Способ цепной подстановки Величина собственного капитала (СК)= ф.1 строки 1300+1530+1540=

2012 г. = 25 280+2862+800=28 942 тыс. руб.

2011 г. = 25 990+2786+400 = 29 176 тыс. руб.

2010 г. = 21 071+2710+600=24 381 тыс. руб.

Величина заемного капитала

(ЗК) = ф.1 строки 1400+1510+1520+1521+1550

2012 г. =11 991+2899+9512+2542+0=26 944 тыс. руб.

2011 г. =12 088+2000+14 828+3846+0 = 32 762 тыс. руб.

2010 г. = 8658+0+15 260+4656+0=28 574 тыс. руб.

Величина активов предприятия (А)= ф.1 строка 1600

2012=56 544 тыс. руб.

2011=60 892 тыс. руб.

2010=52 143 тыс. руб.

Способ цепной подстановки используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т. д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой