Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бюджетные механизмы государственного инвестирования инноваций

Доклад Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Российское законодательство в отношении проектных облигаций находится в процессе разработки. Законодательное обеспечение использования проектных облигаций в механизмах инвестирования инновационных проектов должно охватывать широкий круг участников рынка и операций на нем. Для максимально эффективного использования этого инструмента необходимо доработать правовые основы в таких вопросах, как… Читать ещё >

Бюджетные механизмы государственного инвестирования инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

или 27% от всех средств фонда. Таким образом, 73% средств ОАО «РВК» еще не инвестировано в инновационные проекты. Всего фондами РВК за 7 лет была проинвестирована только 61 инновационная компания. В то время как Израиль и Финляндия, чей успешный опыт финансирования инноваций и модель «фонда фондов» был активно использован в России для создания системы венчурного инвестирования инновационной деятельности в виде ОАО «РВК», уже за 10 лет при поддержке венчурных фондов вышли в мировые лидеры на рынке наукоемких технологий. Кроме того, при значимом вкладе в развитие инновационных систем доля этих институтов в финансировании исследований и разработок сравнительно невелика: в Финляндии — 8,2%, в Израиле — 1,2% расходов на НИОКР. Поэтому чрезвычайно важно в настоящее время развитие инструментов и механизмов инвестирования инновационной деятельности с привлечением частных средств и стимулирования инновационной среды посредством расширения взаимодействия частного капитала и государственного сектора через механизмы ГЧП. С другой стороны, пути развития поддержки инвестирования инновационной деятельности не исчерпываются только мерами государственной поддержки. Нужно также использование механизмов привлечения под инновационные проекты частных средств. Опыт развитых стран свидетельствует, что ключевым источником инвестирования инновационных проектов является фондовый рынок, а основными частными инвесторами капитала в инновационные компании и продукты — корпоративные и институциональные финансово-кредитные инвесторы: пенсионные фонды (инвестиционные ресурсы которых составляют до 10% ВВП), инфраструктурные фонды, банки, страховые компании, крупные промышленные корпорации. Средства вышеперечисленных институтов могли бы стать значительным инвестиционным ресурсом для инвестирования инновационных проектов в России. Поэтому государству необходимо обеспечить участникам рынка инвестиционных ресурсов механизмы в схемах ГЧП, которые бы позволили контролировать проекты и повысить уровень доверия между его участниками. Это приведет к тому, что проектов станет больше, а доля инвестиций в фондовый рынок, которые сейчас осуществляются на основе договоров сроком на один год и серьезно искажает природу «длинных» свободных пенсионных и страховых денег, наконец-то станет меньше. Среди форм и моделей ГЧП, отличающихся друг от друга распределением правомочий, ответственности и рисков между государством и бизнесом, механизмы концессии являются теми инструментами, которые могли бы развить механизмы инвестирования инноваций в российской экономике

Представляется, что использование инфраструктурных или специальных проектных облигаций, индексированных в соответствии с инфляцией, в механизмах концессий в ГЧП проектах может положительно сказаться как на развитии процессов инвестирования, так и на решении проблем развития инновационной деятельности российской экономики. Проектные облигации, так же как и уже используемые в России для реализации инвестиционных проектов инфраструктурные облигации, — это разновидности секьюритизированных долговых бумаг. Суть предлагаемого механизма использования специальных проектных облигаций заключается в том, что эмитент посредством выпуска облигаций привлекает средства на реализацию конкретного инновационного проекта. Эти облигации имеют целевое назначение в сфере инновационной деятельности, обеспечены потоками предполагаемых доходов либо денежных поступлений от реализуемых инновационных проектов, под которые они выпускаются. Эмитентами являются специально созданные компании с преобладанием частного капитала.

Инвесторами могут выступать в том числе и пенсионные фонды, страховые компании и другие консервативные инвесторы. Они способны решить проблему привлечения «длинных» денег под низкую процентную ставку и могли бы создать основу механизма инвестирования инноваций в проектах ГЧП и стать привлекательной альтернативой по отношению к банковским вкладам сроком более чем один год. Также к проектным облигациям в инновационной сфере может проявить интерес широкий круг инвесторов на рынке первичных размещений. Готовность государства предоставлять прямые и косвенные гарантии под инновационные проекты, осуществляемые на принципах частно-государственного партнерства с использованием проектных облигаций — дополнительный аргумент в пользу инвестирования средств пенсионных резервов и накоплений в подобных облигациях. Частной формой поддержки могло бы стать также страхование Внешэкономбанком проектных рисков. Безусловно, сегодня следует уделить особое внимание совершенствованию правовой базы и организационно-финансовым механизмам, которые регулировали бы все вопросы привлечения инвестиций для инновационной деятельности [3]. В России отсутствует полноценная правовая база для выпуска проектных облигаций.

Российское законодательство в отношении проектных облигаций находится в процессе разработки. Законодательное обеспечение использования проектных облигаций в механизмах инвестирования инновационных проектов должно охватывать широкий круг участников рынка и операций на нем. Для максимально эффективного использования этого инструмента необходимо доработать правовые основы в таких вопросах, как определение понятия и признаков проектных облигаций для использования в проектах ГЧП, их эмитентов, мер по защите интересов частных инвесторов и прав всех участников, форм контроля целевого использования привлеченных финансовых средств, государственных гарантий и условий погашения облигаций. Нормы закона необходимо увязать с действующими правилами концессионных соглашений, на основе которых должны реализоваться инновационные проекты. Таким образом, развитие инструментов инвестирования проектов ГЧП через использование проектных облигаций повысило бы эффективность государственных инвестиций и взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации инновационной политики. Нормативные акты о порядке реализации ГЧП-проектов должны в первую очередь обеспечивать активизацию различных форм ГЧП и единую процедуру реализации подобных проектов. Литература

Остапюк, С.Ф. Государственно-частное партнерство в реализации бюджетных целевых программ / С. Ф. Остапюк. — М.: Проблемы современной экономики.

— 2008. -№ 3 (27).

— С. 32−34.Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10−12 December 2002, Headquarters, Paris. Рубвальтер, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах в России: проблемы и направления совершенствования / Д. А. Рубвальтер, А. В. Кольцов, Е. А. Наумов / Центр исследований и статистики науки. — М., 2008.

— С. 24−56.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Ф. Государственно-частное партнерство в реализации бюджетных целевых программ / С. Ф. Остапюк. — М.: Проблемы современной экономики. — 2008. -№ 3 (27). — С. 32−34.
  2. Public/private partnerships for innovation: policy rationale, trends and issues, OECD, 10−12 December 2002, Headquarters, Paris.
  3. , Д.А. Нормативно-правовое обеспечение государственно-частного партнерства в научно-технической и инновационной сферах в России: проблемы и направления совершенствования / Д. А. Рубвальтер, А. В. Кольцов, Е. А. Наумов / Центр исследований и статистики науки. — М., 2008. — С. 24−56.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ