Финансирование социального обслуживания населения
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам: — в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение… Читать ещё >
Финансирование социального обслуживания населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии, социальной работы и политологии
Курсовая работа
по дисциплине: Основы финансирования социальной работы
на тему: Финансирование социального обслуживания населения
Выполнила:
студентка группы ЗСР-517
Шваб Юлия Александровна
Проверил:
старший преподаватель
Сенников Вячеслав Анатольевич
Омск 2012
Глава 1. Государственное регулирование финансирования социальной сферы
1.1 Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения
1.2 Источники финансирования социального обслуживания населения
Глава 2. Финансовое обеспечение социальной сферы в Омской области
2.1 Финансирование социального обслуживания населения в Омске в 2011 году
2.2 Финансирование целевых программ
Заключение
Библиографический список
Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.
Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;
2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
3. негосударственные, профессиональные системы — размер выплат зависит от страхового вклада граждан.
Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.
Предметом данной работы является теоретические основы финансирования социальной сферы.
Объектом является финансирование социального обслуживание населения в Омской области.
Глава 1. Государственное регулирование финансирования социальной сферы
1.1 Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения
Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.
Финансы в социальной работе — важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере. Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая и контролирующая. Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе следующих принципов:
1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов означает максимально возможную степень использования основных мероприятий экономической реформы (приватизация, совершенствование налоговой системы, кредитование и др.) в социальных целях.
2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.
3) Принцип дифференцированного подхода при определении размеров ассигнований и социальной помощи в зависимости от специфики региона и местных условий.
4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством.
5) Критерий экономической эффективности, который в значительной мере определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, соотносящимися со всеми макроэкономическими показателями (валовой внутренний продукт, фонд оплаты труда, доходы населения).
6) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).
7) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов и курс на опережающий рост социальных расходов по сравнению с другими видами бюджетных затрат.
Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
1. Государственный бюджет, в том числе: — федеральный бюджет; - бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.); - муниципальные бюджеты.
2. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: — пенсионный фонд; - фонд социального страхования; - фонд обязательного медицинского страхования; - фонд занятости; - республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
3. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.) [9, c. 21].
Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.).
В рыночной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения вследствие инфляции, а также реальных доходов основной массы населения. Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды — это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе [11, c. 75].
1.2 Источники финансирования социального обслуживания населения
Правовой основой социальной работы является закон «Об основах социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом социальные службы финансируются из:
— нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;
— поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;
— средств федерального бюджета на выполнение уставных задач;
— финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;
— дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по соответствию доходов росту стоимости жизни;
— доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы.
— благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.
Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы. Так, федеральные органы власти:
— устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
— формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;
— финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
— определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
— с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
— определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения;
— создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
— обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам: — в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение — оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов; - в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению. Определены основные направления расходования средств, перечисляемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, и внедрен нормативно-расчетный метод распределения финансовой помощи по регионам (трансфертов). При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам) [9, c. 22].
Б1 / Кв = Б2 * 100%,
где: Кв — коэффициент выравнивания;
Б1? бюджетные расходы по экономическому району в расчете на 1 человека;
Б2? среднедушевые бюджетные расходы в среднем на 1 человека.
Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.
Немаловажное значение приобретают средства специализированных центров, которые формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.
Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на:
— предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам;
— предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
— плату коммунальных услуг;
— обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
— развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
— создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.
За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.
За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.
Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда — обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.
Средства фонда расходуются на:
1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;
2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;
3. оплату коммунальных услуг;
4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
6. создание дополнительных рабочих мест.
7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.
Существует два основных способа финансирования социальной работы.
Первый способ — прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).
Второй способ — косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).
Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств [9, c. 20].
Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.
Из всего вышесказанного можно выделить следующие недостатки финансирования социальной сферы:
1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.
Глава 2. Финансовое обеспечение социальной сферы в Омской области
2.1 Финансирование социального обслуживания населения в Омске в 2011 году
Расходы Министерства труда и социального развития Омской области как главного распорядителя средств областного бюджета ведутся по двум основным направлениям: обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений и реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» на исполнение расходных обязательств Министерства на 2011 год утверждены бюджетные ассигнования в сумме 9 421,9 млн руб. (Резервный фонд Правительства Омской области — 3,58 млн руб.), что на 21% выше уровня 2010 года, в том числе за счет средств областного бюджета — 7 557,6 млн руб., за счет средств федерального бюджета -1 864,3 млн руб. [13, 8]
Исполнение бюджета в 2011 году составило 9 285,5 млн руб. (Резервный фонд Правительства Омской области — 3,58 млн руб.), или 98,5% от утвержденных бюджетных ассигнований, в том числе за счет средств областного бюджета — 7 543,5 млн руб. (99,8%), за счет средств федерального бюджета — 1 742,0 млн руб. (93,4%) (см. Табл. 1, 2).
Почти две трети расходов отрасли (65,6%) составили расходы на обеспечение мер социальной поддержки населения Омской области. В 2011 году объем бюджетных ассигнований, направленных на эти цели, составил 6 197,0 млн руб., в том числе средства федерального бюджета — 1 809,8 млн руб. Исполнение бюджета составило 6 095,3 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 1 713,6 млн руб.
Таблица 1. Информация об исполнении бюджетных ассигнований по видам расходов
Направления расходов | Утвержденные годовые бюджетные ассигнования, млн. руб. | Кассовый расход млн. руб. | Процент исполнения (отношение кассовых расходов к утвержд. бюдж. ассигнованиям | |
Министерство труда и социального развития Омской области | 128,89 | 127,97 | 99,3 | |
Территориальные управления Министерства труда и социального развития Омской области | 102,53 | 102,37 | 99,8 | |
Бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания населения | 749,16 | 745,44 | 99,5 | |
Бюджетные учреждения социального обслуживания населения | 1 722,84 | 1 721,28 | 99,9 | |
Субсидии автономным учреждениям | 133,76 | 133,76 | 100,0 | |
Субсидии отдельным общественным организациям и некоммерческим организациям | 51,97 | 51,97 | 100,0 | |
Мероприятия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций | 15,42 | 0,0 | 0,0 | |
Реализация мероприятий целевых программ Омской области | 297,21 | 284,92 | 95,9 | |
Расходы на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан | 6 196,98 | 6 095,32 | 98,4 | |
Прочие мероприятия в области социальной политики | 2,07 | 2,03 | 98,1 | |
Софинансирование социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказанием адресной соц. помощи нераб. пенсионерам | 17,51 | 16,84 | 96,2 | |
Резервный фонд Правительства Омской области | 3,58 | 3,58 | ||
Всего: | 9 421,92 | 9 285,48 | 98,6 | |
Таблица 2. Структура основных направлений расходования средств в 2011 году
Направление расходования средств | Доля расходов (%) | |
Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан | 65,6 | |
Мероприятия, целевые и инвестиционные программы | 3,1 | |
Содержание бюджетных стационарных учреждений | 8,0 | |
Содержание бюджетных учреждений социального обслуживания населения Омской области | 18,5 | |
Прочие мероприятия социальной политики | 2,3 | |
Основные направления расходования средств на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:
— ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, ветеранам Омской области, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, лицам, имеющим удостоверение «Почетный донор Омской области» , — 550,5 млн руб.;
— выплаты лицам, награжденным знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор России» , — 112,2 млн руб.;
— выплаты ежемесячного пособия на ребенка, а также выплаты многодетным семьям, гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам — 850,8 млн руб., в том числе областной материнский (семейный) капитал — 4,1 млн руб.;
— пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка — 46,9 млн руб.;
— выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью и мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — 53,2 млн руб.;
— предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, работникам образовательных учреждений, пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из образовательных учреждений, а также другим категориям граждан составило 2 622,7 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 980,5 млн руб.;
— возмещение затрат, связанных с предоставлением адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, — 278,9 млн руб.;
— оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам и материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, — 88,0 млн руб.;
— возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду в общественном транспорте, — 790,7 млн руб.;
— на меры социальной поддержки в части обеспечения техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, государственная социальная помощь в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (в рамках переданных Российской Федерацией полномочий) — 505,8 млн руб.
Кроме того, на дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Омской области направлено 195,6 млн. рублей, в том числе на ежемесячные доплаты к пенсии отдельным категориям граждан и прочие компенсационные выплаты — 143,7 млн руб.
В 2011 году финансовое обеспечение бюджетных учреждений социального обслуживания осуществлялось на основании государственного задания, что обеспечило эффективное расходование бюджетных средств.
Так, расходы областного бюджета на текущее содержание бюджетных учреждений социального обслуживания в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом на 30,6% и составили 2 466,7 млн руб. При этом расходы за счет средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, увеличились на 15,2% и составили 328,6 млн руб.
Средняя стоимость проживания одного человека в месяц в домах-интернатах по состоянию на 1 января 2012 года составила 19 133,94 руб. (за счет средств областного бюджета — 15 025,35 руб., за счет средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, — 4 108,59 руб.)., расходы на питание на один койко-день составили 115,36 руб., на медикаменты — 13,92 руб.
За 2011 год стационарными учреждениями социального обслуживания Омской области за счет средств областного бюджета и средств, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, приобретено мягкого инвентаря на сумму 19,6 млн руб.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных и казенных учреждений социальной защиты населения Омской области за счет всех источников доходов за 2011 год по сравнению с 2010 годом выросла на 11 процентов и составила 9 766 руб.
2.2 Финансирование целевых программ
государство финансирование социальный бюджет
В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ. Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения. Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.
Так в Омском регионе в 2011 — 2012 годах был реализован ряд целевых программ направленных на социальную поддержку населения (см. Табл. 3).
В настоящее время Министерство труда и социального развития Омской области является разработчиком и исполнителем-координатором 5 долгосрочных целевых программ Омской области [3, 4, 5, 6, 7]:
Таблица 3. Финансирование социальной поддержки населения в рамках целевых программ
Название программы | Бюджет финансирования | |
«Семья и демография Омской области (2010 — 2014 годы)» | 14,3 млн руб. | |
«Доступная среда» на 2011 — 2015 годы | 179.4 млн руб. | |
«Старшее поколение» на 2011 — 2015 годы | 59,8 млн руб. | |
«Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009 — 2012 годы)» | 25,4 млн руб. | |
«Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011 — 2015 годы)» | 2847,0 тыс. руб. (2011 год) 15 418 тыс. руб. (2012 год) | |
Использование программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета является важным инструментом в реализации государственной социальной политики. С его применением сформирована целостная система оказания государственной поддержки основным социально уязвимым категориям граждан — инвалидам, пожилым, а также детям и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Заключение
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе в сфере социального обслуживания населения выступает государственный бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.
Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов — внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития системы социального обслуживания населения.
Также следует отметить, что существующая концепция внедрения различных целевых программ является гарантом обеспечения стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ, доступности и качества медицинской помощи, образовательных услуг и социального обслуживания населения.
Библиографический список
1. Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета. — 5 сентября 2011 г.
2. Постановление Правительства РФ от 19.02.1992 № 121 «Об утверждении Положения о Республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов».
3. Постановление Правительства Омской области от 5 августа 2009 г. № 145-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009 — 2012 годы)».
4. Постановление Правительства Омской области от 25 сентября 2009 г. № 174-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Семья и демография Омской области (2010;2014 годы)».
5. Постановление Правительства Омской области от 10 декабря 2010 г. № 245-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Доступная среда» на 2011;2015 годы.
6. Постановление Правительства Омской области от 9 марта 2011 г. № 31-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Старшее поколение» на 2011;2015 годы.
7. Постановление Правительства Омской области от 19 октября 2011 г. № 204-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011;2015 годы)» .
8. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2011 год. // Информационно-аналитический бюллетень.? № 10. — 2012. — 89 с.
9. Заяц О. В. Экономические основы социальной работы. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. — 75 с.
10. Колесов Б. Г. Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту? // http://www.ypensioner.ru — 17.02.2011.
11. Пантелеева Т. С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 160 с.
12. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы.? ИНИОН РАН, 2006.
13. www.omskmintrud.ru — Официальный сайт Министерства труда и социального развития Омской области.