Управление качеством строительной продукции
Цепочка формирования затрат позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические… Читать ещё >
Управление качеством строительной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Особенности управления качеством строительной продукцией
В системном видении управления качеством в строительстве присутствует несколько взаимосвязанных блоков, на первый взгляд самостоятельных и даже ограниченных собственными официальными рамками своей деятельности, однако задачи и конечная цель у них единая — высокое качество строительной продукции.
Эти блоки управления процессом создания строительной продукции рассматриваются в следующем укрупненном виде:
1) управление качеством проектно-изыскательских работ;
2) управление качеством производства строительных материалов, изделий, конструкций;
3) управление качеством строительного производства.
На каждый из этих блоков влияет колоссальное количество факторов, и каждый из них имеет свои внешние и внутренние регуляторы качества.
Для проектно-изыскательских организаций внешними и внутренними регуляторами качества являются экспертиза проектов строительства, нормоконтроль проектно-сметной документации, авторский надзор за строительством; для предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций — технический контроль готовой продукции, лабораторные испытания (входной контроль) сырья, материалов, полуфабрикатов; для строительных организаций — авторский надзор проектной организации, технический надзор со стороны заказчика и инспекция Госархстройнадзора (муниципальный архитектурно-строительный надзор).
Общими внешними регуляторами качества в строительстве являются лицензирование строительной деятельности, система сертификации в строительстве, технический надзор за производством строительно-монтажных работ, выборочные проверки качества строительства объектов Главной инспекцией Госархстройнадзора.
В настоящее время в строительной сфере используется более 40 строительных норм и правил, 20 сводов правил, 300 государственных стандартов, регламентирующих производство различных видов работ при инженерных изысканиях, исследования грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, поверхностных и грунтовых вод и др. В рамках комплексной системы федеральных нормативных документов по инженерным изысканиям институт ПНИИИС совместно с рядомтизыскательских и проектно-изыскательских организаций разработал большую группу новых основополагающих (базисных) нормативных документов по производству инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, изысканий грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод, а также ряд документов в сфере экономики и ценообразования в изыскательской деятельности.
Разработанные ПНИИИС документы подразделяются на:
— организационно-технические — строительные нормы и правила (СНиП), регулирующие деятельность изыскательских и проектно-изыскательских организаций в условиях рыночных отношений и включающие обязательные основополагающие нормы, обеспечивающие производство инженерных изысканий для широкого круга потребителей. Указанные документы регламентируют:
— цели и задачи изысканий; состав договорной документации;
— содержание технических заданий, программ работ и технических отчетов по инженерным изысканиям;
— порядок сдачи в фонды материалов выполненных изыскательских работ;
— метрологическое обеспечение инженерных изысканий;
— приемку, контроль и экспертизу отчетной изыскательской продукции;
— технологические — своды правил (СП), устанавливающие порядок выполнения изысканий, состав и объемы изыскательских работ, методы проведения отдельных видов инженерных изысканий по этапам и стадиям проектирования, требования к конечной изыскательской продукции по стадиям проектирования;
— документы в области экономики инженерных изысканий — справочники базовых цен на отдельные виды инженерных изысканий;
— документы рекомендательного характера по проведению экспертизы материалов инженерных изысканий для технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) строительства объектов, а также документы методического, справочного и информационного содержания.
Качество строительной продукции является комплексным результатом по всей технологической цепи ее создания — отподготовки объекта для строительства до ввода его в действие (рис. 1), с соответствующими каждому этапу производства и контроля основополагающими документами.
Лицензия является официальным документом, разрешающим осуществлять строительную деятельность.
Лицензированию подлежат предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Лицензирование строительной деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 21.03.02 № 174, которое включает:
1. Положение о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
2. Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
3. Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
Рис. 1 Основополагающие документы для производства и контроля СМР
Лицензирование деятельности по всем вышеназванным видам деятельности осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу (лицензирующий орган). Лицензия на осуществление деятельности по вышеуказанным видам выдается сроком на пять лет (если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок).
Деятельность по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений.
Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур.
Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.
Лицензионные требования и условия (на примере деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности):
а) наличие у юридического лица руководителей и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием по профилю работ. При этом не менее 50% штатной численности руководителей и специалистов должны иметь высшее профессиональное образование, а также стаж работы не менее трех лет (для специалистов с высшим профессиональным образованием) и не менее пяти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием), наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего или среднего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений;
в) повышение не реже одного раза в пять лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих строительство зданий и сооружений;
г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве; управление качество затрата строительство д) наличие системы контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии лицензирующий орган принимает в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов. Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать профессионально-творческие организации в области строительства, органы (организации) государственной экспертизы, специализированные организации по контролю качества строительства, надзорные органы, отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.
Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят рекомендательный характер.
Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку.
По результатам этой проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений. Лицензиат должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата ознакомиться с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте.
Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.
Уведомление лицензиата о предстоящей проверке производится не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.
Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.
Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
2. Управление затратами на обеспечении качества
Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.
Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции или услуг. Затраты на улучшение качества — это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя.
Определение затрат на качество — одна из главных задач, от правильного решения которой зависит определение их состава и требований к организации учета, анализа и оценки.
Основным требованием к определению затрат является наиболее полный охват всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер процесса формирования качества. Поэтому определение затрат должно охватывать все стадии создания и потребления продукции и в неё следует включать максимально возможное число признаков.
К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
Исходя из требований стандартов ИСО 9000 к различным моделям системы качества, ведущее значение в рассматриваемой классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение качества, состав и структура которых могут включать отдельные элементы затрат на улучшение качества и управление им.
Классификация затрат по целевому назначению соответствует современному пониманию деятельности предприятия в области качества согласно международно-признанному содержанию терминов «обеспечение качества», «улучшение качества» и «управление качеством».
Обобщенная классификация затрат на качество:
по целевому назначению:
— на улучшение качества;
— на обеспечение качества;
— на управление качества;
по экономическому характеру затрат:
— текущие;
— единовременные;
по виду затрат:
— производительные;
— непроизводительные;
по методу определения:
— прямые;
— косвенные;
по возможности учета:
— поддающиеся прямому учету;
— неподдающиеся прямому учету;
— которые экономически нецелесообразно учитывать;
по стадиям жизненного цикла продукции:
— на качество при разработке продукции;
— на качество при изготовлении продукции;
— на качество при использовании продукции;
по отношению к производственному процессу:
— на качество в основном производстве;
— на качество во вспомогательном производстве;
— на качество при обслуживании производства;
по возможности оценки:
— планируемые;
— фактические;
по характеру структурирования:
— по предприятию;
— по производству;
— по видам продукции;
по объектам формирования и учета:
— продукция;
— процессы;
— услуги;
по виду учета:
— оперативный;
— аналитический;
— бухгалтерский;
— целевой.
По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и единовременным.
К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления.
К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.
Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность.
К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функцих, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством.
Непроизводительные — это затраты, которые являются ненужными или излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. В то же время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.
По методу определения затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности.
Косвенные — по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом. Эта требование относится также к следующей классификационной группе, так как от полноты учета затрат зависит возможность их правильного планирования, анализа и оценки.
Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть использованы при планировании затрат.
Цепочка формирования затрат позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.
Выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества:
— планирование выпуска изделий;
— конструирование изделия;
— подготовка производства;
— производство, производственный контроль;
— реализация и обслуживание;
— проверка качества в эксплуатации.
При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения.
Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т. е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.
Если разработка и конструирование новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
— транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку, возможности и необходимость полноты его загрузки;
— технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений — его набор и оплату труда;
— снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов).
Их можно разделить на:
— непосредственно материальные — соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия;
— затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;
— затраты на подразделение, контролирующие производство;
— затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции:
— плановый отдел (своевременное составление планов);
— финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами);
— бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;
— затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных поддается прямому счету.
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.
К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.
Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства. В данную группу следует включить затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.
Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Эти затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.
При этом издержки группы затрат, связанных с производством новой продукции и ее усовершенствованием, возникают как в сфере производства, так и за ее пределами — в сфере потребления продукции. Это предъявляет дополнительные требования к информации о качестве, которая может положительно повлиять на минимизацию затрат на предотвращение брака и его исправление.
Очевидно, что поскольку затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа выпускающего его предприятия образуются и на предприятии, и за его пределами необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
1. Мишин В. М. Управление качеством. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2010. — 303с.
2. Спицнадель В. Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000). — СПб.: Издательский дом «Бизнес — пресса», 2011. — с. 336
3. Управление качеством. / Под редакцией С. Д. Ильенковой. — М. / Издательское объединение ЮНИТИ, 2009. — 199с.
4. Управление качеством: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В. С. Мхитарян и др.; Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. — 199с.
5. Шилова Н. Н., Макурина А. А. Управление качеством в строительстве: практикум: Учебное пособие. — Тюмень, «Академия», 2008. — 55с.
6. Шилова Н. Н., Чикишева Н. М. Управление качеством. Учебное пособие Тюмень, «Академия», 2009 — 265 с.