Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вклад В. М. Бехтерева в развитие клинической психологии в России

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Научная многогранность и разносторонность сочетались у В. М. Бехтерева с высочайшей научно-организационной и общественной активностью. Последовательный борец за интересы людей, совершенствование человека и общества, вобравший в себя лучшие черты передовой русской интеллигенции. Отвергая понятие души в своей концепции, В. М. Бехтерев всегда апеллировал к ней па практике, сам являлся образцом… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. В.М.Бехтерев — основатель русской медицинской психологии
    • 1. 1. Вехи биографии
    • 1. 2. Психологическая концепция В.М.Бехтерева
  • Глава 2. Становление новой концепции
    • 2. 1. Возможности и ограничения в субъективной психологии
    • 2. 2. Общая психобиология
    • 2. 3. Объективная психология
    • 2. 4. Психорефлексология
    • 2. 5. Рефлексология
  • Заключение
  • Список литературы

Вклад В. М. Бехтерева в развитие клинической психологии в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнение данных об Институте мозга с материалами, описывающими деятельность ранее созданных В. М. Бехтеревым научных учреждений (лаборатории в Казани в 1885 г. и Психоневрологического института в 1907 г.), указывает на единство логики исследователя; во всех трех пунктах отправной точкой было изучение субстрата — мозга, нервной системы. Объект исследования в 1885 г. определен как нервная система, прежде всего центральная, в 1904 г. — как мозг и психическая сфера, что воспроизведено в 1918 г. в названии нового института и отражено в списке его лабораторий, включающем лаборатории анатомии мозга, физиологии мозга, биохимии мозга, бактериологии мозга, экспериментальной психологии, рефлексологии, экспериментальной педагогики, школьной, умственной и нервной гигиены, а также психотерапии. Данные об организации Института мозга, где рядом с рефлексологией стоит психология, заставляют усомниться в справедливости тезиса об антипсихологизме В. М. Бехтерева на поздних этапах его научного творчества.

Вызывает сомнение и тезис о значительной динамичности взглядов исследователя. В. М. Бехтерев подчеркивал, что рефлексология — это дальнейшее развитие и углубление объективной психологии. В 1918 г. ее предмет был определен как «изучение соотносительной деятельности организма в широком смысле этого слова, понимая под этим все вообще наследственно-органические и индивидуально приобретенные реакции организма, начиная от более простых инстинктов, как наследственно-органических рефлексов, и доходя до наиболее сложных приобретенных реакций, известных у человека под именем действий и поступков и характеризующих его поведение». Рефлексология — это система нового языка описания, изучаемого с внешней по отношению к нему исследовательской позиции психического. Чтобы окончательно размежеваться с субъективной психологией, В. М. Бехтерев изгоняет из своей концепции, включая ее название, психологические термины, но продолжает работать с общим для двух систем объектом, одновременно решая проблему адекватного новой позиции языка описания.

Об этом свидетельствует характер изменений, внесенных В. М. Бехтеревым в повторно изданные в рефлексологический период тексты. Различия между объективной психологией и объективным изучением личности (1923), полученные в результате сравнительного анализа соответствующих текстов, состоят в следующем. В. М. Бехтерев вводит новое обозначение предмета исследования, говоря уже не о невропсихике, а о личности; выхолащивает остатки традиционной психологической терминологии; ужесточает позицию стороннего наблюдателя и отказывается от всех непроверяемых с этой позиции допущений и прежде всего — допущения о содержании среднего, центрального звена рефлекса, связи между раздражителем и внешним проявлением как внутренней переработке впечатлений; предлагает новое описание центрального звена рефлекса, в котором оно представлено как образование сочетаний между следами бывших и актуального рефлексов; вводит указание на роль социальной среды в развитии личности. [5]

Описанная стратегия внесения изменений близка к обнаруженной при сопоставлении текстов 1918 и 1926 гг. Поздний вариант рефлексологии отличается от раннего следующими особенностями: искоренением всяких следов традиционной психологической терминологии и метода самонаблюдения; строгим отбором только тех фактов, которые открываются стороннему наблюдателю; заменой гипотез о центральном звене рефлекса описанием мозговых механизмов; взглядом на изучаемые биологические, психологические, социальные закономерности как на проявление общих законов мира: исходной оказывается система систем — мир в целом; превращением рефлекса из явления, привязанного к нервной системе, в принцип анализа взаимодействия человека с миром на всех доступных изучению уровнях взаимодействия; уже отмеченной выше заменой соотносительной деятельности личностью в описании предмета исследования; декларированием ведущей роли социальных влияний в развитии личности человека.

Относительно термина «личность» следует отметить, что в то время он еще не приобрел устойчивого статуса психологического понятия. В литературе начала ХХ в. он нередко использовался с определением «психическая», т. е. его использование в целях психологического познания требовало специального пояснения. Для В. М. Бехтерева личность — это некоторая привязанная к субстрату целостность, обеспечивающая регулирование поведения и деятельности, интеграцию опыта, отражение внешних воздействий и внутренних раздражений, т. е. целостность, функции которой совпадают с функциями психического.

Используя понятия «отношение организма к среде», «соотносительная деятельность», «личность» («личные реакции, рефлексы, личная сфера»), В. М. Бехтерев описывает в рефлексологии проявления и функционирование разных уровней психического, открывающегося стороннему наблюдателю. Приведенные понятия включаются в определения цели, задач, предмета рефлексологии.

Таким образом, антипсихологизм В. М. Бехтерева распространяется в первую очередь на терминологию и исследовательскую позицию традиционной, субъективной психологии, на не основанные на фактах внешнего наблюдения заключения о механизмах психических явлений. Система рефлексологии — это методология изучения связей человека с миром, рассмотренных с позиции стороннего наблюдателя. Такие ее понятия, как рефлекс, отношение организма к среде, имеют характер методологических принципов, предписывающих изучение иерархии соответствующих явлений, их развития от простых до наиболее сложных. Рефлексология не исключает, а предполагает рассмотрение высшего уровня развития психики — личности — во всей ее действительной сложности.

История концепции В. М. Бехтерева свидетельствует об опыте создания психологической системы взглядов без обращения к данным внутреннего или непосредственного опыта, к сложившейся на его основе системе понятий психологии. Это — опыт психологического познания, осуществленный с позиции стороннего наблюдателя, не допускающий в своем итоговом выражении — рефлексологии — никаких уступок интроспективной исследовательской позиции, в корне пресекающий всякую возможность компромиссов.

Столкнувшись на раннем этапе научного творчества с противоречием между богатством внутреннего мира человека и узостью тех рамок, которыми ограничивает его изучение субъективная психология, В. М. Бехтерев стал искать пути его преодоления. Следуя Г. Спенсеру, он избрал основанием своего варианта новой психологии биологию и на втором этапе психологического творчества рассматривает этот вариант как создание общей психобиологии, решающей проблему связи психики и жизни, изучения психических явлений в числе других отправлений организма.

Период объективной психологии характеризовался окончательным переходом к позиции стороннего наблюдателя и началом создания автономной, независимой от субъективной психологии, но не отрицающей законности ее существования системы взглядов.

Переход к психорефлексологии и рефлексологии был связан с разработкой методологии исследования взаимодействия человека с миром, с превращением основных понятий в методологические принципы, с созданием нового языка описания психического как открытой взаимодействию с миром, интегрирующей опыт такого взаимодействия и регулирующей поведение и деятельность его субъекта (организма, человека, личности) системы, с объединением актуального (план рефлекса) и потенциального (план личности) планов изучения психического.

Заключение

.

Значение осуществленного В. М. Бехтеревым опыта познания психического состоит в его существенно влиянии на динамику психологического знания. В. М. Бехтерев уловил наметившуюся в конце ХIХ в. тенденцию и одним из первых оформил в теоретическую систему ту идею объективного исследования психики, которая носилась в воздухе. Активность, масштабность усилий ученого, направленных на представление своей концепции научному сообществу, также сыграли свою роль: попытки повторения столь широко известной стратегии познания психического оказались ненужными, а ее слабые стороны и ограничения стали очевидными. Открыв новые возможности развития теоретического, экспериментального и прикладного психологического знания, эта концепция вместе с тем развивалась как автономная от системы традиционной, субъективной психологии, а, следовательно, закрытая для синтеза с уже достигнутых в познании внутреннего мира человека. Это и заставило младших современников из ближайшего окружения В. М. Бехтерева — А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. Н. Мясищева — искать и разрабатывать новые познавательные стратегии, изначально интегрирующие характерную для представителей школы Бехтерева верность идеалам объективного изучения психики и стремление сохранить в психологическом познании богатство субъективного в человеке.

Бехтерев считал, что психология — это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова, а не только о ее сознательных проявлениях. Поэтому она должна, по его мнению, включать в свой состав такие области. Как общая психология, индивидуальная и национальная психология, зоопсихология, общественная психология, история психологии. Рефлексология в его понимании выступала именно как система научных дисциплин, тесно связанная с другими областями науки — естествознанием и обществознанием.

Бехтереву удалось не только очертить контуры науки о психической жизни, но и внести весомый вклад в развитие разных ее отделов. Он был первым отечественным психологом, поставившим вопрос о создании общественной психологии — науки, изучающей закономерности поведения «собирательной личности», границы которой, по его мнению, могут расширяться «до целых городов и стран» и включать все цивилизованное человечество, «живущее общечеловеческими идеалами». Впервые в отечественной науке им было дано определение предмета общественной психологии, очерчен круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально-психологических процессов (в частности, группового взаимодействия). В. М. Бехтерев сам непосредственно провел серию экспериментов по изучению особенностей динамики разных психических процессов в условиях индивидуальной и групповой деятельности. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовидных явлений и ряд других его положений, не только не утративших своей актуальности и фактологической ценности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у В. М. Бехтерева с высочайшей научно-организационной и общественной активностью. Последовательный борец за интересы людей, совершенствование человека и общества, вобравший в себя лучшие черты передовой русской интеллигенции. Отвергая понятие души в своей концепции, В. М. Бехтерев всегда апеллировал к ней па практике, сам являлся образцом высочайшей духовности. В статье «Бессмертие с точки зрения науки» он писал, что личности, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и … имеют права и на вечное признание человечества… в смысле тех посевов, которые взрастут и останутся навсегда регулятором их творческой деятельности в духовной общечеловеческой культуре…». Эти слова ученого имеют самое непосредственное отношение к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры.

Список литературы

Никифоров А. С. В. М. Бехтерев. — М.: Просвещение, 1988. — 127 с.

Осипов В. П. Бехтерев. — М.: Медгиз, 1947. — 92 с.

Бехтерев В. М. Психика и жизнь. — С-Пет.: Алетейя, 1999. — 256 с. \статья «Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа» Левченко Е. В. стр.

5−19.

Каннабих Ю. История психиатрии. — М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. — 528 с.

Бехтерев В. М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 465 с.

\ Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева. Б. Ф. Ломов. В. А. Кольцова. Е. И. Степанова. стр.

424−444.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. В.М.Бехтерев. — М.: Просвещение, 1988. — 127 с.
  2. В.П. Бехтерев. — М.: Медгиз, 1947. — 92 с.
  3. В.М. Психика и жизнь. — С-Пет.: Алетейя, 1999. — 256 с. \статья «Научное наследие В. М. Бехтерева и его школа» Левченко Е. В. стр.5−19.
  4. Ю. История психиатрии. — М.: ЦТР МГП ВОС, 1994. — 528 с.
  5. В.М. Объективная психология. — М.: Наука, 1991. — 465 с. \ Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева. Б. Ф. Ломов. В. А. Кольцова. Е. И. Степанова. стр.424−444.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ