Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игра — как средство формирования учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Одним из первых кто применил игровую деятельность в учебно — методическом комплексе был А. А. Плешаков. Мы провели анализ УМК «Окружающий мир: Мир вокруг нас» для начальных классов с точки зрения применения игровой деятельности в процессе обучения. Было выяснено, что преподавание строится таким образом, что ребенок получает знания на основе собственной самостоятельной работы, исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы формирования учебных действий младших школьников
    • 1. 1. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте
    • 1. 2. Эффективность использования метода игры на уроках в начальной школе
  • 2. Применение метода игры на уроках изучения окружающего мира
    • 2. 1. Место игры на уроках «Окружающий мир»
    • 2. 2. История использования игровой деятельности при изучении окружающего мира
  • 3. Методологические основы использования игры при изучении окружающего мира
    • 3. 1. Использование игровой деятельности в УМК Плешакова А. А
    • 3. 2. Разработка системы игровых занятий для изучения окружающего мира
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Игра — как средство формирования учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На каждом этапе урока нужно возбуждать познавательный интерес учащихся, развивать его. Каким образом это можно делать? Один из элементов, помогающих активизировать познавательную деятельность — это само содержание предмета. Изучение окружающего мира позволяет заинтересовывать детей, развивать любознательность.

Второй элемент — это использование игры на уроке. Как мы уже упоминали, эффективной игра будет только в том случае, если использовать ее систематически. Соответственно, мы разработаем систему игр, позволяющую на каждом этапе урока активизировать познавательный интерес детей. При разработке комплекса игр, учитываем требования к проведению игр: соответствие игры теме и задачам урока, четкость и понятность правил игры, доступность игровых действий, объективность оценки результатов игры. Задачи игры: быть помощником ребенка в изучении окружающего мира, формировать осознание собственных успехов, учить овладевать новыми способами деятельности. Учитывая возрастные особенности учеников начальной школы, в разработке игр был использован разнообразный наглядный материал.

Виды игр, применяемых в разработанной системе:

— игра — упражнение, которая занимает на уроке минимум времени, способствует закреплению изученного, развитию внимания.

— игра — путешествие, которая проводится в основном для закрепления материала. По ходу игры дети развивают собственную речь, воображение, потому — что ее организация подразумевает рассказ, беседу, построение ответов на вопросы.

— ролевая игра, используемая при закреплении и при изучении нового материала. Помогает получить опыт практической деятельности и применять знания в жизни.

— игра — соревнование, подразумевающая деление класса на команды. Проводится на любом этапе урока.

Все виды игр использовались как отдельные методы или как составные части одного метода.

Согласно системе, проведение игр предусмотрено на каждом этапе урока.

Игры на этапе постановки целей и задач урока.

Организационный момент, момент постановки целей и задач урока должен занимать 5−7 минут. Не смотря на это, уже в самом начале урока можно включить игровой момент. Это может быть просто сообщение о том, что на уроке будет присутствовать сказочный герой или же, что сегодня мы отправимся в путешествие, станем учеными — исследователями. Значит, нужно готовиться к этому заранее — проверить свою готовность и готовность своего места к путешествию. Это очень важный момент, потому — что дети заинтересованы уже в самом начале урока, им не терпится поскорее продолжить урок, следовательно, они настраиваются на работу.

Игры на этапе проверки домашнего задания.

При проверке домашнего задания имеется огромная возможность включения в процесс обучения игры. Учитывая то, что многие игры нацелены на повторение, закрепление, проверку изученного, подготовить игру для проверки домашнего задания не стоит труда. Приведем примеры:

«Крестики — нолики». Детям раздаются расчерченные как для игры в крестики — нолики карточки с записанными по порядку в каждом окне цифрами. Учитель читает утверждения по изученной теме и предлагает определить верность каждого. Для этого рядом с номером утверждения ставится крестик — если утверждение верно, нолик — если неверно. После окончания дети обмениваются карточками, следует коллективная проверка, исправление ошибок друг друга.

«Помощь друга». Учитель задает вопросы по пройденной теме каждому конкретно ребенку. Если отвечающий не знает ответа или не уверен в нем, он может взять помощь друга — выбрать любого из одноклассников. Но, у каждого ученика может быть один друг. Если не хватает пары — учитель тоже участвует в игре.

«Незнайка». Учитель читает письмо от Незнайки по теме предыдущего урока, в котором допущены ошибки. Задача детей найти ошибки, исправить их и аргументировать свой ответ. Если не все ошибки обнаружены, зачитывается правильное письмо от Знайки и следует обсуждение пропущенных ошибок.

«Правда или ложь». У каждого ученика две карточки — зеленая и красная. Учитель зачитывает утверждения по изученной теме. Дети поднимают красную карточку — если утверждение неверно, зеленую — верно. Каждый ответ учитель просит прокомментировать одного из учеников — как правильный, так и неправильный.

«Где мое место?». У доски вывешивается картина с изображением одного из мест: природы, города, села, водоема, леса, луга и других. На столе раскладываются изображением вниз карточки по одной теме: с животными, птицами, рыбами, насекомыми, зданиями, изображениями предметов города, села и других. Каждый ученик по очереди выходит к доске, вытаскивает карточку с изображением, помещает ее в нужное место картины, объясняет выбор места.

Подобные игры не занимают большое количество времени и позволяют быстро и интересно проверить пройденный материал, вспомнить и закрепить его.

Игры на этапе изучения нового материала.

При изучении нового материала больше внимания стоит уделить исследованию, наблюдению, дискуссии, анализу, самостоятельной работе, работе в группах. Дети, под руководством учителя, должны сами «найти» новые знания. Игровые моменты на этом этапе должны соответствовать этим целям.

Примеры игр, подходящих для изучения новой темы:

«Путешествие»: используется глобус, карта мира (страны, города), фотографии, картинки, видеозаписи. Учитель направляет ход игры, дети рассказывают, что видят, анализируют и делают вывод. Учитель дополняет знания. С помощью данной игры можно изучать страну, город, а также понятия город — деревня, места обитания животных и другие темы.

«Фильм, фильм, фильм». Класс разбивается на несколько групп. Каждая группа — сценаристы. (В первом классе можно не разбивать класс, а обсуждать вместе). На предложенную тему предлагается написать и озвучить сценарий для небольшого фильма. Для помощи вывешивается наглядный материал по теме, раздаются картинки.

«Волшебная палочка». На доске вывешиваются картинки по изучаемой теме. Учитель зачитывает определения, описания свойств, явлений, предметов, животных. Детям с помощью специальной «волшебной палочки» предлагается «освободить» нужную картинку. Ответ аргументируется, дополняется, учитель задает вопросы и сообщает необходимую дополнительную информацию.

«Рынок». У доски выставляются картинки по теме. Дети разбиваются на пары. Один из них продавец, второй — покупатель. Каждая пара по очереди выходит к доске. Задача покупателя описать, что (кого) он хочет купить, не называя. Задача продавца — понять описание и дополнить его. В качестве товара могут быть животные, растения, камни, домашние предметы.

При изучении нового материала, учитель обязательно должен задавать вопросы по ходу игры, дополнять ответы детей новыми знаниями, акцентировать внимание на важных моментах.

Игры для физкультминутки.

Для проведения физкультминуток существует много стихов, подходящих для изучения и закрепления знаний об окружающем мире. Например, при изучении времен года, учитель предлагает представить зимний лес и под стихотворение выполнять движения: поднимаем и опускаем руки, выполняем наклоны в сторону, прыгаем, кружимся.

Солнце греет землю слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у Снежной Бабы Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает все кругом Белоснежным серебром.

Можно подобрать много стихов для проведения физкультминуток, описывающих движения животных, явления природы.

Кроме того, для проведения физкультминутки можно использовать такую игру: учитель задает группу (звери, насекомые, рыбы, домашние животные, деревья и т. д.) и начинает перечислять предметы. Если предмет относится к заданной группе — дети хлопают в ладоши, не относится — топают ногами.

Для проведения подобных физкультминуток нужно использовать хорошо известный материал чтобы дети не испытывали особого затруднения при выполнении движений и воспринимали задание как подвижную игру, а не выполнение задания.

Игры на этапе закрепления изученного.

Этап закрепления изученного позволяет использовать разнообразные игры различных видов и разной сложности. Так, можно использовать любую из предложенных игр для предыдущих этапов урока. Кроме того, на этапе закрепления можно решать кроссворды, шарады, ребусы, отгадывать загадки. Подобные задания выполняются всем классом или в группах. Эффективна групповая, творческая работа при закреплении. Примеры игр:

«Конструкторы». Из разных частей животных, растений предлагается собрать целое, склеить и подписать.

«Домино». Карточки подготовлены таким образом, что на одной половине написан вопрос, на второй — ответ по изученной теме. Игра проводится за одним большим столом.

«Эстафета». Две группы выстраиваются в колонну. Последний в колонне называет представителя из заданной группы — птицы, звери, рыбы, насекомые, деревья, явления природы, города и т. д. Если правильно — переходит вперед, нет — остается на месте. Побеждает группа, первой добравшаяся до установленной отметки.

На этапе закрепления изученного можно разыгрывать сценки по изученному материалу, составлять сказки, рассказы.

Очень важно по ходу каждой игры или после ее завершения задавать вопросы детям, просить анализировать, высказывать собственное мнение, делать выводы.

Игры, предусматривающие проведение в течение всего урока.

К таким играм относятся:

«Урок — сказка». Распределяются роли между учениками. Выясняется проблема, которую нужно решить по ходу сказки. Для проведения такого урока могут быть подготовлены аудиозаписи, видеозаписи, картинки, костюмы. Проверка домашнего задания, изучение новых знаний даются в ходе такой игры ненавязчиво и практически незаметно. Обязательно присутствует борьба добра со злом, которая заканчивается победой добра.

«Урок — Путешествие». Во время проведения подобного урока дети становятся исследователями, космонавтами, учеными, подводниками и др. Воображаемые путешествия совершаются на луг, в лес, водоем, космос. В начале урока сообщается проблема — почему мы сегодня должны отправиться в то или иное место. Можно использовать наглядный материал, картинки, видеозаписи. Возможно распределение ролей.

Для подготовки уроков — игр требуется очень внимательно отнестись к деталям и продумывать каждый момент. Важно не увлекаться игрой и упускать обучающие моменты. Обязательно нужно делать выводы в конце урока, обращать внимание на важные моменты.

Еще одно важное направление — это внеклассная деятельность. Экскурсии, группа продленного дня, работа в семье — в каждой деятельности применимы вышеописанные игры.

Подготовленная система игровой деятельности на уроках окружающего мира направлена на активизацию познавательного интереса детей в ходе всего урока. Систематичное проведение подобных игр вызывает заинтересованность у детей к обучению, вследствие чего воспитывается дисциплинированность и ответственное отношение к урокам. Вначале дети заинтересованы игрой, но потом сами того не замечая, начинают интересоваться учебной деятельностью. Учиться для них становится так же естественно как играть.

Составленная система игр пригодится в работе учителю начальных классов для разработки уроков изучения окружающего мира.

Заключение

Мы проанализировали использование игры на уроках как метода направленного на формирование учебных действий. Особое внимание мы уделили использованию игровой деятельности на уроках окружающего мира. Изучение теоретической литературы по данной проблеме показало, что тема использования игры на уроке поднималась в трудах ученых — педагогов с давних времен. Зарождение игры начиналось с использования наглядности на уроках как занимательного момента. С развитием педагогической науки и осознания развития личности ребенка, игры как эффективный метод обучения все чаще использовалась на уроках.

В настоящее время появилось множество учебно — методических комплексов, в которые включены игровые методики как один из основных методов достижения успеха в учебной деятельности учащихся. В первую очередь, подобное внимание к игре обусловлено новыми стандартами обучения, стандартами второго поколения. Новые стандарты нацеливают на формирование у ребенка необходимых учебных действий, развитие индивидуальности и творческого мышления. Систематическое применение игры на уроке дает возможность ребенку мыслить творчески, развиваться и учиться учебной деятельности в естественной для себя обстановке.

Одним из первых кто применил игровую деятельность в учебно — методическом комплексе был А. А. Плешаков. Мы провели анализ УМК «Окружающий мир: Мир вокруг нас» для начальных классов с точки зрения применения игровой деятельности в процессе обучения. Было выяснено, что преподавание строится таким образом, что ребенок получает знания на основе собственной самостоятельной работы, исследования, проведения опытов. Предложенная программа содержит творческие задания, занимательные моменты, игры. Но, в целом, количество игровых заданий при изучении окружающего мира можно увеличить: на уроке и внеклассной деятельности.

Для осуществления идеи мы составили комплекс игр для разных этапов урока, для разнообразной деятельности и развития учебных навыков. В разработанной системе игр были учтены ФГОС и рекомендации А. А. Плешакова по организации уроков и внеклассных занятий.

Использование игры может быть применено на различных этапах урока: повторения, изучения нового материала, закрепления. Игровая деятельность должна в комплексе решать задачи обучения, воспитания и развития ребенка.

Можно сделать вывод, что игра в процессе учебной деятельности — это творческая работа, развивающая ребенка и дающая ему необходимые учебные навыки в процессе изучения окружающего мира.

Список используемой литературы Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети! — М., 1988, с. 198.

Асеев В. Г. Возрастная психология. — Иркутск, 2001, с. 102−106

Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 2005, с. 99−101, 125

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 2001, с. 155−156, 201

Газман О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991, с. 55, 71−72

Геронимус Ю. В. Игра, модель, экономика. — М., 2008, с. 256−263

Губанова О.В., Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, № 6

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., Педагогика, 1986, с 26−29, 56−59

Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение — М., Педагогика, 1975, с. 53−54

Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа, 1994, № 12

Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы — М., Академия, 1984

Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре.

М., Просвещение, 1979, с 125−126, 153

Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком — М., Педагогика, 1990

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Просвещение, 2011 г.

Плешаков А. А. Учебники «Окружающий мир» 1−2 класс, ФГОС, Просвещение, 2011

Плешаков А. А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс, ФГОС, Просвещение, 2012

Плешаков А.А., Крючкова Е. А. Учебник «Окружающий мир» 4 класс, ФГОС, 2012

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1−2 класс. Рабочая тетрадь. — М., Просвещение, 2011

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3−4 класс. Рабочая тетрадь. — М., Просвещение, 2012

Румянцева, Н. Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников — М., Просвещение, 2001, с. 34

Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О. А. Степанова.

М.: Сфера, 2003, с. 167, 184, 186

Финогенов А. В. Игровые технологии в школе: Учебно — методическое пособие/ А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. — Красноярск: Красноярский государственный университет, 2001, с. 55−60, 88−91

Эльконин Д. Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т. 2. — М., 2001, с. 78−81

Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 2001, с. 135, 167−171, 267

Эльконин Д. Б. Игры и психологическое развитие ребенка-дошкольника // Тр. Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию. — М., 2004, с. 88

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1999, с. 99−106

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Здравствуйте дети! — М., 1988, с. 198.
  2. В.Г. Возрастная психология. — Иркутск, 2001, с. 102−106
  3. Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 2005, с. 99−101, 125
  4. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 2001, с. 155−156, 201
  5. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991, с. 55, 71−72
  6. Ю.В. Игра, модель, экономика. — М., 2008, с. 256−263
  7. О.В., Левкина И. С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа, 1997, № 6
  8. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., Педагогика, 1986, с 26−29, 56−59
  9. Р.И. Игра и её педагогическое значение — М., Педагогика, 1975, с. 53−54
  10. Игра как нестандартная форма учета знаний. Начальная школа, 1994, № 12
  11. Я.А. Законы хорошо организованной школы — М., Академия, 1984
  12. Д.В. Воспитание детей в игре.- М., Просвещение, 1979, с 125−126, 153
  13. Н.Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком — М., Педагогика, 1990
  14. А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Просвещение, 2011 г.
  15. Плешаков А. А. Учебники «Окружающий мир» 1−2 класс, ФГОС, Просвещение, 2011
  16. Плешаков А. А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс, ФГОС, Просвещение, 2012
  17. А.А., Крючкова Е.А. Учебник «Окружающий мир» 4 класс, ФГОС, 2012
  18. А.А. Окружающий мир. 1−2 класс. Рабочая тетрадь. — М., Просвещение, 2011
  19. А.А. Окружающий мир. 3−4 класс. Рабочая тетрадь. — М., Просвещение, 2012
  20. , Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников — М., Просвещение, 2001, с. 34
  21. О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Метод. пособие/ О. А. Степанова.- М.: Сфера, 2003, с. 167, 184, 186
  22. А.В. Игровые технологии в школе: Учебно — методическое пособие/ А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. — Красноярск: Красноярский государственный университет, 2001, с. 55−60, 88−91
  23. Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т. 2. — М., 2001, с. 78−81
  24. Д.Б. Детская психология. — М., 2001, с. 135, 167−171, 267
  25. Д.Б. Психология игры. — М., 1999, с. 99−106
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ