Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учение В. С. Соловьева о праве и государстве

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Если Н. М. Коркунов выступал в качестве сторонника позитивизма и отрицал, что следует основывать право на философских постулатах, право им сводилось главным образом к ощущениям субъективного порядка, он полагал, что содержание права нуждается в сугубо произвольном определении. Тогда как Вл. Соловьев, как и Б. Н. Чичерин, отрицательно относившиеся к позитивизму, говорили о том, что необходимо… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Формирование и концепции государства и права В. Соловьева
  • Глава 2. Последователи идеи Вл. Соловьева. Идеи Вл. Соловьева в контексте общего развития общественно-политической мысли эпохи
  • Заключение
  • Список литературы

Учение В. С. Соловьева о праве и государстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Другим видным представителем либерального направления в русской юридической мысли последней трети XIX века являлся Н. М. Коркунов.

Научные взгляды Н. М. Коркунова сформировались под сильным влиянием позитивизма, и он полагал, что «метафизические бредни» в юриспруденции неуместны.

Соответственно, им отрицались две самые главные теории происхождения права — естественно-правовая и историческая — и была предпринята попытка формировании теории, основанной на том, что существовует «чувство права», которое им определено как сила, «вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства».

Н.М. Коркуновым право было определено «как взаимное психическое воздействие людей, основанное на сознании возможности, обусловленной какой-либо признанной ими идеей».

В целом можно сказать, что расхождение во взглядах на право между Вл. Соловьевым и Н. М. Коркуновым было связано с расхождениями, носящими, в первую очередь, общефилософский характер.

Если Н. М. Коркунов выступал в качестве сторонника позитивизма и отрицал, что следует основывать право на философских постулатах, право им сводилось главным образом к ощущениям субъективного порядка, он полагал, что содержание права нуждается в сугубо произвольном определении. Тогда как Вл. Соловьев, как и Б. Н. Чичерин, отрицательно относившиеся к позитивизму, говорили о том, что необходимо положить в основание учения о праве метафизическое начало — абсолютный принцип (Добра).

Коркуновым государство рассматривалось как одна из разновидностей общественных союзов, соответственно, в качестве его отличительного прзнака выступает наличие независимой власти. Эта позиция напоминает позицию Вл. Соловьева: «Все частные права (на жизнь, имущество и т. д.) гарантированы государством, оно ручается за их неприкосновенность, ставя их под защиту своих законов».

Н.М.Коркунов, так же как и Вл. Соловьев, полагал, что основная цель государства заключается в преодолении вражды и отчуждения между отдельными социальными группами.

Также целесообразно обратиться к сравнению политико-правовых взглядов Вл. Соловьева и К. П. Победоносцева.

Оба мыслителя ясно ощущали, что приближается катастрофа, что наступят хаос и анархия, в скором времени разрушатся сами основы всей европейской, христианской цивилизации, оба хотели ее предотвращения. Однако сам путь выхода их кризиса им виделся по-разному. Тем не менее, это не отменяет схожести в их взглядах.

К.П. Победоносцев, также как и Вл. Соловьев, резко критиковал как общие отвлеченные начала — «кумиров», так и позитивизм, с идеей о необходимости утверждения «цельности» во всех сферах знания и веры в качестве их необходимой и главной предпосылки.

И Вл. Соловьевым, и К. П. Победоносцевым право определялось в качестве сущности, подчиненной высшей сфере — нравственности.

Взгляды мыслителей на такую важнейшую философско-правовую категорию как свобода отличались. Вл. Соловьев как представитель младшего поколения, воспитанного уже в рамках современной либеральной традиции, в целом отличался положительным отношение к свободе во всех ее проявлениях — это гражданская свобода, свобода научной деятельности, свобода в области религиозных исканий.

Позиция К. П. Победоносцева в данном вопросе носила более сдержанный характер. Он полагал, что свободу необходимо ограничивать в интересах общества.

Что касается сопоставления взглядов на природу государства и права, то Победоносцев, выступая за предание праву религиозного основания, все же ясно понимал отдельность двух миров — Божьего и кесарева, в то время как Вл. Соловьев проповедовал такое идеальное их слияние при котором Божественное, совершенное, поглощает земное и поднимает его на качественно новый уровень. Оба сходились во мнении, что в основу всякого общества должно быть положено только абсолютное требование положительной религии. Однако, в вопросе о способах преодоления общественного кризиса их взгляды были диаметрально противоположны.

Вл. Соловьев, в большей степени, чем К. П. Победоносцев, осознавал системный характер надвигающегося кризиса и полагал, что преодолеть его возможно, только сплотив воедино все христианские народы. Он, в отличие от К. П. Победоносцева, был ярким представителем христианского универсализма и горячо выступал за объединение всех христианских конфессий в рамках единой, вселенской Церкви.

Второе отличие между ними лежит в области взглядов на соотношение веры и разума. К. П. Победоносцев, не отрицая значения разума, все-таки считал его безусловно вторичным, в сравнении с верой. Он считал, что разумное сознание должно быть подчинено непосредственному интуитивному восприятию. Вл. Соловьев же, напротив, полагал, что вера должна быть оправдана разумом, философски осмыслена.

Заключение

Таким образом, концепция государства и права Вл. Соловьева тесно связана с философией. То есть, существует ясная и глубокая связь между тем философским мировоззрением, какого придерживался ученый, и его концепцией права. Связь права с философией в целом является типичной для обществоведения.

Кроме того, как уже отмечалось ранее о XIX веке, это была эпоха некоего движения, ожидания перемен, внутреннего брожения в обществе (здесь можно говорить не только о российской, но и об общеевропейской — по крайне мере со времени образования Священного Союза — тенденции). Эти тенденции способствовали порождению стремления к созданию принципиально нового знания, в котором были объединилась вся предшествующая сумма знаний в идеальном синтетическом знании.

Наконец, в концепции Вл. Соловьева нашли отражение поиски религиозные, попытки создания некоего универсального христианства.

Основным принципом философии Вл. Соловьева, давшим название не только собственно его учению, но ставшим нарицательным наименованием целого философского течения конца XIX — начала XX века, является принцип всеединства. Применительно к обществу этот принцип подразумевает, что существует действительная, хотя, порой, и неявная взаимосвязь, взаимозависимость между всеми сферами человеческого бытия. На основании этого Соловьев делает вывод о том, что любое кризисное явление в обществе носит системный характер.

Истоки кризиса Вл. Соловьев видел в том, что как общество, так и человек утрачивают руководящую нравственную идею. Христианское вероучение является носителем подобной идеи. Таким образом, Соловьев провозглашает в своей концепции принцип зависимости материального от идеального, в том числе и в сфере государства и права. На государство и право пагубно влияние оказывает утрата нравственных начал и ценностей.

Список литературы

Алексеев Н. Н. Основы философии права. — Спб.: Алетейя, 1998.

Алексеев С. С. Философия права: История и Современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. — 329 с.

Альбов А. П. Отношения права и нравственности в русской философии права конца XIX начала XX веков.: Учеб.

метод, пособие — СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1998. — 27 с.

Большая Советская Энциклопедия//

http://bse.sci-lib.com/

Вахрин В. Г. Философские начала государственно-правовой теории Вл.С. Соловьева. II «Власть и управление в современном мире». Материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС СЗАГС Выпуск 5. — СПб., 2005.

Вахрин В. Г. Учение о праве Вл. С. Соловьева. // Философия и право. Материалы Международной научно-практической конференции СПбГУП, 28 февраля 2006 года. — СПб., 2006.

Вахрин В. Г. Учение Вл. Соловьева о государстве и праве. // Жизнь. Безопасность. Экология. — СПб., 2006. № 1.

Вахрин В. Г. Учение Соловьева о государстве. // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — СПб., 2006

Вып. 5.

Вахрин В. Г. Нравственность и право в учении Владимира Соловьева.//Вестник гражданских инженеров. — СПб., 2006. № 1(16).

Вахрин В. Г. Учение Вл. Соловьева о праве и государстве: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — СПб., 2006.//

http://lawtheses.com/uchenie-vl-solovieva-o-prave-i-gosudarstve

Груздева О. В. Идея «народной монархии» в трудах Ю. Ф. Самарина./О.В. Груздева//Вестник МГТУ. Т. 11, № 1, 2008.

Евлампиев И. И. Философские и социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина.//В кн.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. — СПб., 2005.

История философии.//А.Н. Волкова, В. С. Горнев. — М.: Изд-во Приор, 1997. [Ресурс локального доступа]

История политических и правовых учений./Под ред. доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. — М., 2000. [Ресурс локального доступа]

Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. — М.: Канон, 1995.

Межуев Б. Вл. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории «имперского либерализма». //Русский Архипелаг. Сетевой проект «Русского Мира». [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.archipelag.ru/geopolitics/nasledie/anthropoIogy/12/]

Новикова Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. — М., 1997.//

http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx

Осипов И. Д. Социальная философия В.Соловьева. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. СоловьеваМатериалы международной конференции (14−15 февраля 2003 г.) Серия «Symposium». Выпуск 32. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

Пешков А.И. «Кто разоряет — мал во Царствии Христовом…» // Победоносцев К. П. Сочинения. — СПб.: Наука, 1996.

Победоносцев К. П. Болезни нашего времени. // Победоносцев К. П. Сочинения — СПб.: Наука, 1996.

Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 1998.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Наука, 1990.

Соловьев B.C. Три силы. // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Правда, 1989.

Соловьёв В. С. Кризис западной философии. Против позитивистов. // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т 2. — М.: Нука, 1988.

Степанова А.С. К вопросу о корнях философии B.C. Соловьева. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В С Соловьева Материалы международной конференции 14−15 февраля 2003 года. Серия «Symposium», Выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

Трубецкой Е. П. Энциклопедия права — СПб.: Юридический институт, 1998.

Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н Избранные труды — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997.

Экимов А. И Коркунов -М.: Юрид. лит., 1983.

Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. // Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб.: Алетейя, 1999.

Вахрин В. Г. Учение Вл. Соловьева о государстве и праве. // Жизнь. Безопасность. Экология. — СПб., 2006. № 1.

Там же.

Вахрин В. Г. Учение Соловьева о государстве. // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — СПб., 2006

Вып. 5.

Степанова А.С. К вопросу о корнях философии B.C. Соловьева. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В С Соловьева Материалы международной конференции 14−15 февраля 2003 года. Серия «Symposium», Выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.

81.

См.: Соловьев В С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С Сочинения в 2 т. Т. 1. ;

М.: Наука, 1990. С. 447.

Осипов И. Д. Социальная философия В.Соловьева. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. СоловьеваМатериалы международной конференции (14−15 февраля 2003 г.) Серия «Symposium». Выпуск 32 — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 223.

Там же.

Вахрин В. Г. Учение Вл. Соловьева о праве и государстве: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — СПб., 2006.//

http://lawtheses.com/uchenie-vl-solovieva-o-prave-i-gosudarstve

Там же.

Вахрин В. Г. Учение Вл. Соловьева о праве и государстве: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — СПб., 2006.//

http://lawtheses.com/uchenie-vl-solovieva-o-prave-i-gosudarstve

См.: Вахрин В. Г. Философские начала государственно-правовой теории Вл.С. Соловьева. II «Власть и управление в современном мире». Материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС СЗАГС Выпуск 5. — СПб., 2005.

Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 1998. С. 78

Алексеев Н. Н. Основы философии права. — Спб.: Алетейя, 1998. С. 201−202.

Соловьев В С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С Сочинения в 2 т. Т. 1. ;

М.: Наука, 1990. С. 447.

Там же. С. 453.

Там же.

Соловьев В С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С Сочинения в 2 т. Т. 1. ;

М.: Наука, 1990. С. 453.

Там же. С. 454.

Алексеев С. С. Философия права: История и Современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. — 329 с. С. 148.

Соловьев В С. Оправдание добра. Нравственная философия. //

Соловьев В. С Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Наука, 1990. С. 461.

Там же.

Межуев Б. Вл. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории «имперского либерализма». //Русский Архипелаг. Сетевой проект «Русского Мира». [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.archipelag.ru/geopolitics/nasledie/anthropoIogy/12/]

Соловьев B.C. Три силы. // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Правда, 1989. С. 20.

Соловьев В С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С Сочинения в 2 т. Т. 1. ;

М.: Наука, 1990. С. 475.

История философии.//А.Н. Волкова, В. С. Горнев. — М.: Изд-во Приор, 1997. [Ресурс локального доступа]

Там же.

Новикова Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. — М., 1997.//

http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx

Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. — М.: Канон, 1995. С. 219.

Трубецкой Е. П. Энциклопедия права — СПб.: Юридический институт, 1998. С. 32.

Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. // Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб.: Алетейя, 1999. С 35.

Евлампиев И. И. Философские и социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина.//В кн.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. — СПб., 2005. С. 5−6.

Цит. по: Большая Советская Энциклопедия//

http://bse.sci-lib.com/

Цит. по: Груздева О. В. Идея «народной монархии» в трудах Ю. Ф. Самарина./О.В. Груздева//Вестник МГТУ. Т. 11, № 1, 2008.

Чичерин Б. Н. Философия права // Чичерин Б. Н Избранные труды — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. С. 31

Там же. См.: Соловьёв В. С. Кризис западной философии. Против позитивистов. // Соловьев В. С. Соч.

в 2 т. Т 2. — М.: Нука, 1988. С. 135.

История политических и правовых учений./Под ред. доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. — М., 2000. [Ресурс локального доступа]

Коркунов Н. М. Указ и закон. — Спб., 1894. С. 179. Цит по: Экимов А. И Коркунов -М.: Юрид. лит., 1983. С 58.

Цит. по: Там же. С. 19.

Соловьев В С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С Сочинения в 2 т. Т.

1. — М.: Наука, 1990. С. 388.

См.: Победоносцев К. П. Болезни нашего времени. // Победоносцев К П. Сочинения — СПб.: Наука, 1996. С. 327. Пешков А. И. «Кто разоряет — мал во Царствии Христовом…» // Победоносцев К. П. Сочинения.

— СПб.: Наука, 1996 С. 16

Вахрин В. Г. Нравственность и право в учении Владимира Соловьева.//Вестник гражданских инженеров. — СПб., 2006. № 1(16).

Вахрин В. Г. Учение о праве Вл. С. Соловьева. // Философия и право. Материалы Международной научно-практической конференции СПбГУП, 28 февраля 2006 года. — СПб., 2006.

Альбов А. П. Отношения права и нравственности в русской философии права конца XIX начала XX веков.: Учеб.

метод, пособие — СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1998. — 27 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Основы философии права. — Спб.: Алетейя, 1998.
  2. С.С. Философия права: История и Современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: НОРМА, 1999. — 329 с.
  3. А.П. Отношения права и нравственности в русской философии права конца XIX начала XX веков.: Учеб.-метод, пособие — СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 1998. — 27 с.
  4. Большая Советская Энциклопедия//http://bse.sci-lib.com/
  5. В.Г. Философские начала государственно-правовой теории Вл.С. Соловьева. II «Власть и управление в современном мире». Материалы совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС СЗАГС Выпуск 5. — СПб., 2005.
  6. В.Г. Учение о праве Вл. С. Соловьева. // Философия и право. Материалы Международной научно-практической конференции СПбГУП, 28 февраля 2006 года. — СПб., 2006.
  7. В. Г. Учение Вл. Соловьева о государстве и праве. // Жизнь. Безопасность. Экология. — СПб., 2006. № 1.
  8. В.Г. Учение Соловьева о государстве. // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — СПб., 2006. Вып. 5.
  9. В.Г. Нравственность и право в учении Владимира Соловьева.//Вестник гражданских инженеров. — СПб., 2006. № 1(16).
  10. В. Г. Учение Вл. Соловьева о праве и государстве: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — СПб., 2006.// http://lawtheses.com/uchenie-vl-solovieva-o-prave-i-gosudarstve
  11. О.В. Идея «народной монархии» в трудах Ю.Ф. Самарина./О.В. Груздева//Вестник МГТУ. Т. 11, № 1, 2008.
  12. И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина.//В кн.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. — СПб., 2005.
  13. История философии.//А.Н. Волкова, В. С. Горнев. — М.: Изд-во Приор, 1997. [Ресурс локального доступа]
  14. История политических и правовых учений./Под ред. доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. — М., 2000. [Ресурс локального доступа]
  15. С.А. Очерки по истории русской философии. — М.: Канон, 1995.
  16. . Вл. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории «имперского либерализма». //Русский Архипелаг. Сетевой проект «Русского Мира». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geopolitics/nasledie/anthropoIogy/12/]
  17. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории. — М., 1997.// http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx
  18. И.Д. Социальная философия В.Соловьева. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьева- Материалы международной конференции (14−15 февраля 2003 г.) Серия «Symposium». Выпуск 32. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  19. А.И. «Кто разоряет — мал во Царствии Христовом…» // Победоносцев К. П. Сочинения. — СПб.: Наука, 1996.
  20. К.П. Болезни нашего времени. // Победоносцев К. П. Сочинения — СПб.: Наука, 1996.
  21. И.А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, 1998.
  22. В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Наука, 1990.
  23. B.C. Три силы. // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Правда, 1989.
  24. В.С. Кризис западной философии. Против позитивистов. // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т 2. — М.: Нука, 1988.
  25. А.С. К вопросу о корнях философии B.C. Соловьева. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В С Соловьева Материалы международной конференции 14−15 февраля 2003 года. Серия «Symposium», Выпуск 32. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  26. Е.П. Энциклопедия права — СПб.: Юридический институт, 1998.
  27. .Н. Философия права // Чичерин Б. Н Избранные труды — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997.
  28. Экимов А. И Коркунов -М.: Юрид. лит., 1983.
  29. A.C. Философия права Владимира Соловьева. // Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб.: Алетейя, 1999.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ