Турбовинтовой двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1
Ротор компрессора барабанного типа, изготовлен из двенадцати дисков, соединенных между собой электроннолучевой сваркой, кроме диска первой ступени, который крепится болтами к проставке, приваренной к диску второй ступени. С передней и задней стороны ротора имеются лабиринтные уплотнения. Лабиринт переднего уплотнения выполнен как одно целое с диском первой ступени. Лабиринт задний крепится… Читать ещё >
Турбовинтовой двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Тип двигателя, который применяется на летательном аппарате, избирается из условия обеспечения основных требований к ЛА.
В силовых установках современных летательных аппаратов применяются следующие типы газотурбинных двигателей: турбореактивные (ТРД), турбовальные (ТВД), турбовинтовые (ТВД).
В процессе создания авиационного двигателя пытаются удовлетворить технические требования, которые являются общими для двигателей различных типов. Их производят на основе анализа назначения, условий эксплуатации и применения летательного аппарата, и учета технических возможностей реализации предъявляемых требований на современном этапе развития авиации. К числу важнейших относятся требования, предъявляемые к тактико-технических характеристик двигателя, его производственной и эксплуатационной технологичности, боевой готовности, живучести и безопасности полетов, экологичности.
Процесс создания АД включает два этапа:
1) проектирование двигателя;
2) его изготовление и внедрение в серийное производство.
Проектирование двигателя имеет целью разработку проектной, конструкторской и другой технической документации, предназначенной для осуществления построения и эксплуатации двигателя. Внедрению двигателя в серийное производство, предшествует проведение ряда испытаний.
Газотурбинные двигатели нашли широкое применение в качестве вспомогательных наземных и бортовых силовых установок для системы запуска двигателей, против обледенильних систем, систем кондиционирования воздуха и наддува герметичных кабин. Они обеспечивают привод электрогенераторов, компрессоров, гидронасосов и других агрегатов.
Для сверхзвуковых самолетов создаются ТРДФ и ТРДДФ.
В процессе развития ГТД происходит непрерывное улучшение всех систем и основных узлов двигателя, особенно входных и выходных устройств.
1. Основные сведения о двигателе
Турбовинтовой двигатель ТВЗ-117ВМА-СБМ1 предназначен для использования в маршевой установке пассажирского самолета местных воздушных линий Ан-140 и его модификаций.
Двигатель может быть использован в качестве силовых установок и на других пассажирских и транспортных летательных аппаратах.
Принцип работы двигателя следующий: воздух, поступающий на вход двигателя через входное устройство, проходит через компрессор, сжимается и попадает в камеру сгорания, где перемешиваясь с тонкораспыленным топливом, создает топливовоздушную смесь. В результате сгорания этой смеси образуется поток горячего газа. В турбине энергия этого потока преобразуется в крутящий момент, который через трансмиссию передается на воздушный винт. Поток воздуха, отбрасываемый воздушным винтом, создает тягу двигателя.
Рисунок 1.1 — Двигатель АИ-20
Двигатель выполнен по двухвальной схеме с вынесенной трансмиссией привода воздушного винта.
Особенность двухвальной схемы состоит в разделении ротора двигателя на ротор турбокомпрессора, установленный на трех подшипниках, и ротор свободной турбины, установленный на двух подшипниках. Ротор турбокомпрессора и свободной турбины связаны между собой только газодинамической связью, это позволяет использовать для запуска двигателя пусковое устройство малой мощности, так как при запуске стартер раскручивает только ротор турбокомпрессора.
Двигатель состоит: двенадцати ступенчатого осевого компрессора, кольцевой прямоточной камеры сгорания, двухступенчатой турбины компрессора, двухступенчатой свободной турбины, заднего редуктора, валопровода, переднего редуктора, коробки приводов агрегатов, систем электро-, топливои маслопитания, выхлопного устройства.
Для удобства сборки и ремонта конструкция двигателя выполнена модульной.
Двигатель включает два крупных модуля: газотурбинный привод и редукторная трансмиссия. В свою очередь, эти модули делятся на более мелкие.
2. Описание конструкции узла Компрессор двигателя — осевой, дозвуковой, однокаскадный, двенадцати ступенчатый, имеет два клапана перепуска воздуха и поворотные лопатки входного направляющего аппарата и направляющих аппаратов 1…4 ступеней. Отбор воздуха для перепуска производится за 7-й ступенью.
Компрессор двигателя состоит из следующих частей:
— передней опоры компрессора с регулируемым входным направляющим аппаратом (РВНА),
— статора с механизмом управления РВНА и регулируемых направляющих аппаратов (РНА) 1…4-ой ступеней,
— ротора и задней опоры компрессора.
Первая опора двигателя является передней опорой ротора компрессора и состоит из корпуса, кока, конуса, передней и задней крышки, корпуса подшипника с графитовым уплотнением и демпфера.
Корпус передней опоры компрессора является одним из силовых узлов двигателя, расположен между входным устройством и компрессором.
На наружном переднем фланце корпуса опоры крепится входное устройство и фланец подвески с четырьмя шарнирными подшипниками, посредством которых через тяги осуществляется крепление газотурбинного привода к трансмиссии.
Во внутренней полости корпуса размещается центральный привод, посредством которого производится отбор мощности от вала компрессора для привода агрегатов, устанавливаемых на коробке приводов.
На вертикальной стойке имеется отверстие подвода воздуха к датчику давления воздуха на входе в двигатель.
Вторая опора имеет шариковый подшипник, крепится к спрямляющему аппарату компрессора и состоит из корпуса опоры, гнезда подшипника, корпусов с графитовыми уплотнениями, крышки лабиринта, узлов графитовых уплотнений и шарикоподшипника. Корпус второй опоры — сварной, изготовлен из титановых листов. К корпусу второй опоры крепится винтами стальное гнездо подшипника, в которое монтируется наружное кольцо шарикоподшипника. Внутреннее кольцо шарикоподшипника разъемное, монтируется на заднюю шейку ротора компрессора с натягом и поджимается через втулки уплотнения и регулировочное кольцо к упорному бурту задней шейки ротора компрессора.
Статор компрессора состоит из корпуса, лопаток поворотных направляющих аппаратов 1…4 ступеней, внутренних колец направляющих аппаратов 1 и 2 ст., консольных паяных направляющих аппаратов, рабочих колец 5… 12 ступеней, спрямляющего аппарата с лопатками НА 12 ст. и лопатками СА.
Корпус составлен из пяти кольцевых проточных проставок, соединяющихся между собой болтами и самоконтрящимися гайками. Центрирование проставок между собой осуществляется призонными болтами. На наружной поверхности 5-ой проставки приварен кольцевой ресивер, который через отверстия в обойме НА 7 ст. соединяется с проточной частью компрессора. На ресивере имеются фланцы для установки клапанов перепуска воздуха. На проставке имеются штуцера, обеспечивающие отбор воздуха для наддува уплотнений первой и охлаждения четвертойпятой опор двигателя. Отбор воздуха для нужд самолета осуществляется также из-за 9 и 12 ступеней компрессора.
Спрямляющий аппарат задним фланцем крепится болтами к переднему фланцу корпуса камеры сгорания.
Для обеспечения устойчивой работы компрессор имеет регулируемые ВНА и РНА 1…4 ступеней.
Ротор компрессора барабанного типа, изготовлен из двенадцати дисков, соединенных между собой электроннолучевой сваркой, кроме диска первой ступени, который крепится болтами к проставке, приваренной к диску второй ступени. С передней и задней стороны ротора имеются лабиринтные уплотнения. Лабиринт переднего уплотнения выполнен как одно целое с диском первой ступени. Лабиринт задний крепится к диску двенадцатой ступени винтами.
Вал передний крепится к фанцам диска первой ступени.
Рабочие лопатки 1…3 ступеней компрессора крепятся в продольных пазах типа «ласточкин хвост», а лопатки 4… 12 ступеней — в кольцевые пазы типа «ласточкин хвост», в которые лопатки заводятся через специальные окна.
Крутящий момент от вала турбины передается к ротору компрессора через эвольвентные шлицы, выполненные внутри задней цапфы.
Передняя опора ротора компрессора упругая, выполнена с роликоподшипником и имеет узел графитового уплотнения, отделяющий масляную полость роликоподшипника от воздушных полостей. Задняя опора компрессора жесткая, выполнена с шарикоподшипником.
Рис. 2.1 — Компрессор
3. Оптимизация Оптимизация выполнена с помощью программы Mathcad:
Исходные данные
кВт К
— показатель адиабаты воздуха
— газовая постоянная для воздуха
— удельная теплоемкость воздуха Вход в двигатель
К К
Па Па Вход в компрессор
?вх=0,97…1,0-коэффициентвосстановленияполногодавления Са=140−180м/с — скорость на входе в компрессор
м/с Статические и полные параметры на входе в компрессор:
К
Па К
Па Выход из компрессора
?ст=0,88…0,9 — среднее значение КПД ступени компрессора
?м=0,985…0,995-КПД компрессора, учитывающий потери в его опорах Са2=120…140м/с-скорость на выходе из компрессора м/с КПД компрессора по параметрам заторможенного потока:
Статические и полные параметры на выходе из компрессора:
К Па К
Па
Работа компрессора:
Выход из камеры сгорания
?гидр=0,93…0,97 — коэффициент гидравлического сопротивления
?тепл=0,97…0,98 — коэффициент теплового сопротивления Полное давление на выходе из камеры сгорания:
— теплотворная способность топлива
— количество воздуха теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг топлива Средние удельные теплоемкости продуктов сгорания и воздуха для температурного интервала от То до Т3:
Средняя удельная теплоемкость продуктов сгорания и воздуха для температурного интервала от Т2 доТ3:
Необходимый коэффициент избытка воздуха:
Относительный расход топлива:
Газовая постоянная продуктов сгорания:
Ориентировочное значение показателя адиабаты для продуктов сгорания:
Ориентировочное значение температуры конца расширения в двигателе:
К Средние удельные теплоемкости продуктов сгорания и воздуха в интервале от Т3 до Тв:
Средняя удельная теплоемкость действительных продуктов сгорания:
Действительное значение показателя адиабаты продуктов сгорания:
Выход из турбины компрессора
— количество воздуха, отбираемого на охлаждение горячих элементов двигателя и на нужды летательного аппарата
?ткн.охл_=0,9…0,92-КПД неохлаждаемой турбины по параметрам заторможенного потока Работа турбины компрессора:
— КПД турбины 0компрессора
— степень понижения давления в турбине компрессора Полные параметры на выходе из турбины компрессора:
К Па Выход из свободной турбины
?р=0,9…0.92- КПД процесса расширения в свободной турбине
Cc=80…120м/сскорость истечения газа из двигателя м/с Свободная работа цикла:
Приближенное значение работы турбины винта:
Приближенное значение полной температуры на выходе из свободной турбины:
К Параметры на выходе из сопла:
К Па
?рн=0,97…0,99 — коэффициент восстановления полного давления выходного устройства
Полное давление на выходе из сводной турбины:
Па Степень понижения давления свободной турбины:
— КПД свободной турбины по параметрам заторможенного потока Уточненные значения работы свободной турбины и полной температуры на выходе из свободной турбины:
Если?Lпревышает0,5…1%, принимаемLтв=Lтвпиповторяемрасчет Окончательное значение параметров:
К Параметры на выходе из сопла:
К Па
?рн=0,97…0,99- коэффициент восстановления полного давления выходного устройства Полное давление на выходе из сводной турбины:
Па
Степень понижения давления свободной турбины:
— КПД свободной турбины по параметрам заторможенного потока Полная температура на выходе из сопла и суммарная степень снижения давления:
Уточненные значения работы свободной турбины и полной температуры на выходе из свободной турбины:
Удельные параметры двигателя
?ред=0,98…0,985-КПД редуктора Удельная эквивалентная мощность:
Удельный расход топлива:
Секундный расход воздуха:
Часовой расход топлива:
Рисунок 1.1 — Зависимость удельного расхода топлива от параметров рабочего процесса Рисунок 1.2-зависимость удельной мощности от параметров рабочего процесса компрессор двигатель газодинамический тепловоемкость
4. Тепловой расчет двигателя
4.1 Исходные данные
Nэ=1984,5 кВт Пк*=9,8 Т3*=1300 К к= 1,4 — коэффициент адиабаты для воздуха
R= 287 Дж/кг*к — газовая постоянная для воздуха Ср= 1005 Дж/кг*к — удельная теплоемкость воздуха
4.2 Вход в двигатель Т0= 288 К Р0= 101 325 Па Т0*= Т0= 288 К Р0 *= Р0= 1,1 325*105 Па
4.3 Вход в компрессор
?вх = 0,98 — коэффициент восстановления полного давления Са1=160 м/с-скорость на входе в компрессор Статические и полные параметры на входе в компрессор:
Т1*= Т0= 288 К Р1*= Р0* ?вх=101 325*0.98= 99 298,5 Па Т1= Т1* — Са2/2010=288−1602/2010 = 275,264 К Р1= Р1**(Т1/ Т1*)к/(к-1) =99 298,5*(275,264/288)1,4/(1,4−1)= 84 760,1934 Па
4.4 Выход из компрессора
?ст=0,885 — среднее значение КПД ступени компрессора
?м=0,989- КПД компрессора, учитывающий потери в его опорах Са2=130 м/с — скорость на выходе из компрессора КПД компрессора по параметрам заторможенного потока:
?к*=((Пк*)(к-1)/к-1)/((Пк*)(к-1)/(к*?ст)-1)=(9,8(1,4−1)/1,4-1)/(9,8(1,4−1)/(1,4*0,885)-1)=0,85
Статические и полные параметры на выходе из компрессора:
Т2*=Т1** [ 1+*((Пк*)(к-1)/к — 1)/ ?к*] = 288* [1+(9,8(1,4−1)/1,4-1)/ 0,85] = 599,5К Р2*= Р1** Пк* = 84 760,1934 * 9,8 = 973 125,3 Па Т2= Т2* — Са2/2010 = 599,5 — 1602/2010= 591 К Р2= Р2** (Т2/ Т2*)к/(к-1) = 973 125,3* (591/599,5)1,4/(1.4−1) = 925 684,07 Па Работа компрессора:
Lк= Ср * ((Т2* — Т1*)/ ?м) = 1005* ((599,5 — 288)/0,85)= 316 219,7 Дж/кг
4.5 Выход из камеры сгорания
?гидр=0,95 — коэффициент гидравлического сопротивления
?тепл=0,98- коэффициент теплового сопротивления
?кс= ?гидр* ?тепл= 0,95*098= 0,931
Полное давление на выходе из камеры сгорания:
Р3*= ?кс * Р2*=0,93я*973 125,3= 905 979,6 Па Нu= 43 000 000 Дж/кг — теплотворная способность топлива
L0= 14.8 — количество воздуха теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг топлива ?= 0,98
Средние удельные теплоемкости продуктов сгорания и воздуха для температурного интервала от То до Т3*:
Ср1= 9,81* 427* (0,234+ 0.676* ((Т3*+ То)/2))= 9,81* 427* (0,234+ 0.676* ((1300+288)/2))= 1205 Дж/кг*К Ср2= 9,81* 427* (0,224+ 0.472* ((Т3*+ То)/2))= 9,81* 427* (0,224+ 0.472* ((1300+288)/2))=1095,3 Дж/кг*К Средняя удельная теплоемкость продуктов сгорания и воздуха для температурного интервала от Т2* до Т3*:
Срр= 9,81* 427* (0,224+ 0.472* ((Т3*+ Т2*)/2))= 9,81* 427* (0,224+ 0.472* ((1300+599,5)/2))=1126 Дж/кг*К Необходимый коэффициент избытка воздуха:
?= (?* Нu-[(1+ L0)* Ср1- Ср2* L0]*(Т3*— То))/(Срр* L0*(Т3*— Т2*)= (0,98*43 000 000-[(1+14,8)* 1205−1095,3*14,8]*(1300−288))/(1126*14,8*(1300−599,5))=3,36
Относительный расход топлива:
qT= 1/(?* L0)= 1/(3,36* 14,8)=0,02
Газовая постоянная продуктов сгорания:
Rг= (288*(1+ L0)+287* (?-1)* L0)/(1+ ?* L0)= (288*(1+14,8)+287*(3,36
— 1)*14,8)/(1+3,36*14,8)= 287,3 Дж/кг*К Ориентировочное значение показателя адиабаты для продуктов сгорания: к=1,33
Ориентировочное значение температуры конца расширения в двигателе:
Твых= Т3**[(Р0/ Р3*)(к-1)/к]=1300*[(101 325/905979,6)(1,33−1)/1,33]=754,9 К
Средние удельные теплоемкости продуктов сгорания и воздуха в интервале от Т3* до Твых:
Ср11= 9,81* 427* (0,234+ 0.676* ((Т3*+ Твых)/2))= 9,81* 427* (0,234+ 0.676* ((1300+754,9)/2))=1271,14 Дж/кг*К Ср21= 9,81* 427* (0,224+ 0.472* ((Т3*+ Твых)/2))= 9,81* 427* (0,224+ 0.472* ((1300+754,9)/2))= 1141,45 Дж/кг*К Средняя удельная теплоемкость действительных продуктов сгорания:
Срг= ((1+ L0)* Ср11+(?-1)* Ср21* L0)/(1+ ?* L0)=((1+14,8)* 1271,14+(3,36−1)* 1141,45 *14,8)/(1+3,36*14,8)= 1182 Дж/кг*К Действительное значение показателя адиабаты продуктов сгорания:
кг= Срг/(СргRг)= 1182 /(1182 -287,3)= 1,321
4.6 Выход из турбины компрессора
?Goтб=0,1 — количество воздуха, отбираемого на охлаждение горячих элементов двигателя и на нужды летательного аппарата
?тк н. охл*=0,91 — КПД неохлаждаемой турбины по параметрам заторможенного потока Работа турбины компрессора:
Lтк=Lк/(?м*(1+qT-?Goтб))=316 219,7/(0,99*(1+0,002−0,1))=347 188,9Дж/кг
?тк = ?тк н. охл*=0,904 так как Т3*?1250
Птк*= 1/(1- Lтк/ Срг* Т3** ?тк)кг/(кг-1)
Птк*= 1/(1−347 188,9 /(1182 *1300*0,91))1,321/(1,321−1)=3,27
— степень понижения давления в турбине компрессора Полные параметры на выходе из турбины компрессора:
Т4*= Т3*— Lтк/ Срг = 1300 — 347 188,9 /1182 = 1006 К Р4*= Р3*/ Птк*=905 979,6/3,27 = 277 057,9 Па
4.7 Выход из свободной турбины
?р=0,91 — КПД процесса расширения в свободной турбине
Cc=100 м/с — скорость истечения газа из двигателя
Свободная работа цикла:
Lсв= Срг * Т4**[1- 1/(Р4*/ Р0)(кг-1)/кг]= 1182 *1006 *[1−1/(277 057,9/101 325)(1,321−1)/ 1,321]= 230 505,1 Дж/кг Приближенное значение работы турбины винта:
Lтвп= Lсв* ?рCc2/2= 230 505,1 *0,91 — 1002/2= 230 505,1Дж/кг Приближенное значение полной температуры на выходе из свободной турбины:
Т41п*= Т4*— =1006 — 230 505,1 /1182 = 811 К Параметры на выходе из сопла:
Т5= Т41п*— Cc2/(2* Срг)= 811 — 1002/(2*230 505,1)= 807 К Р5*= Р0*(Т41п*/ Т5)кг/(кг-1)= 101 325*(811 /807) 1,321/(1,321−1)=103 517,4 Па
?рн=0,98- коэффициент восстановления полного давления выходного устройства.
Полное давление на выходе из турбины винта:
Р41*= Р5*/ ?рн= 103 517,4/0,98= 105 630 Па Степень понижения давления турбины винта:
Птв*= Р4*/ Р41*= 277 057,9 /105 630 = 2,63
?тв*= ?р=0,91 — КПД свободной турбины по параметрам заторможенного потока Уточненные значения работы свободной турбины и полной температуры на выходе из свободной турбины:
Lтв= Срг * Т4**[1 -1/ (Птв*)(1,321−1)/1,321)] *?тв*=
= 1182*1006*[1 -1 /2,63(1,321−1)/1,321]*0,91= 226 596 Дж/кг
? Lтв=((Lтвп — Lтв)/ Lтв)*100= ((230 505,1 — 226 596)/226 596)*100=1,7%
? Lтв превышает 0,5%, тогда принимаем Lтвп= Lтв и повторяем расчёт Lтвп= Lтв = 226 596 Дж/кг Приближенное значение полной температуры на выходе из свободной турбины:
Т41п*= Т4*— Lтвп/ Срг =1006- 226 596/1182=814,3 К Параметры на выходе из сопла:
Т5= Т41п*— Cc2/(2* Срг)= 814,3 — 1002/(2*1182)=810 К Р5*= Р0*(Т41п*/ Т5)кг/(кг-1)= 101 325*(814,3/810) 1,321/(1,321−1)=103 556,9 Па
?рн=0,98- коэффициент восстановления полного давления выходного устройства Полное давление на выходе из свободной турбины:
Р41*= Р5*/ ?рн= 103 556,9/0,98= 105 670,4 Па Степень понижения давления свободной турбины:
Птв*= Р4*/ Р41*= 277 057,9 /105 670,4 = 2,62
?тв*= ?р=0,91 — КПД турбины винта по параметрам заторможенного потока.
Уточненные значения работы свободной турбины и полной температуры на выходе из свободной турбины:
Lтв= Срг * Т4**[1 -1/ (Птв*)(1,321−1)/1,321)] *?тв*= 1182*1006*[1 -1 /2,62(1,321−1)/1,321]*0,91= 301 699 Дж/кг
? Lтв=((Lтвп — Lтв)/ Lтв)*100= ((226 596−301 699)/ 301 699)*100= 0,002%
Т41*= Т4* — Lтв/ Срг = 1006- 331 226,4/1182= 725,7 К Полная температура на выходе из сопла и суммарная степень снижения давления:
Т5*= Т41*=814,3 К Пт?*= Р3*/ Р41*=905 979,6/106 357,6 = 8,58
4.8 Удельные параметры двигателя
?ред=0,98 — КПД редуктора Удельная эквивалентная мощность:
Nеуд= = = 302 кВт*с/кг Удельный расход топлива:
Се= (3600* qT)/ Nеуд=(3600*0,02)/ 302 = 0,217 кг/кВт*ч Секундный расход воздуха:
Gв= Nе/ Nеуд=1984,5/302 = 5,99 кг/с Часовой расход топлива:
Gт= Се* Nе=0,217 *1984,5= 430,6 кг/ч
5. Газодинамический раcчет
5.1 Исходные данные
Gв=5.99 кг/с ;
Са1=160 м/с; Са2=130 м/с;
Параметры на входе и выходе из КВД:
Р1= 84 760 Па; Р1*= 99 298,5 Па;
Р2=925 684,07 Па; Р2*= 973 125,3 Па;
Т1= 275,264 К; Т1*= 288 К;
Т2= 591 К; Т2*= 599,5 К.
Площадь кольцевого сечения на входе и выходе из компрессора:
Исходя из прототипа, задаемся значением относительного диаметра втулки на входе в компрессор:
Uк= 300 м/с — окружная скорость на наружном диаметре колеса Внешний диаметр колеса втулки на входе в компрессор:
DK1= =
= = 0,245 м Внутренний диаметр втулки на входе в компрессор:
Dвт.1= d1* DK1=0,5*0,245 =0,1225 м Средний диаметр на входе в компрессор:
Dср.1= DK1* = 0,245 * = 0,19 м
h1 = = 0,06 м Проточная часть Dср=const сочетает преимущество двух остальных форм проточной части компрессора, такие как: низкие углы закрутки потока воздуха, лопатки менее закручены и более технологичны, более высоки КПД компрессора.
Выбираем форму проточной части компрессора Dср=const и рассчитываем диаметры на выходе из компрессора:
Dср.1= Dср2=0,23 м
DK2= = = 0,24 м
Dвт.2= = = 0,22 м
d2= Dвт.2/ DK2=0,22/0,24 = 0,91 м
Высота лопатки на выходе из КВД:
hк= (DK2— Dвт.2)/2=(0,24 -0,22)/2= 0,011 м Число оборотов вала КВД:
n= (60* Uк)/(?* DK1)= (60* 300)/(3,14* 0,245)=23 397,9 об/мин Рисунок 5.1 — Схема тракта компрессора
5.2 Расчёт первой ступени КВД по Dср
? ст*= (1+(Нz* ?ст)/(Ср*Т1*))к/(к-1)=(1+(26 351*0,89)/(1005*288))1,4/(1,4−1)=1,3
Lк=? Нz
Нz? Lк/zст?316 219,7/12? 26 351,6 Дж/кг
zст = 12 — количество ступеней компрессора Параметры заторможенного потока воздуха на входе в РК:
Т1рк*= Т1*=288 К Р1рк*= Р1** ?вна =99 298,5*0,99=99 298,5 Па
?вна = 0,99 — коэффициент восстановления полного давления во ВНА ступени Параметры заторможенного потока на выходе из первой ступени:
Т*вых.ст= Т1рк*+ Нz/ Ср=288+26 351,6/1005=314,2 К Р*вых.ст= Р1рк**? ст*= 99 298,5*1,3= 129 088 Па Окружная скорость на среднем диаметре и коэффициент теоретического напора:
Uср=Uк*= 330*) = 237.2 м/с НТСР= Нz/(кН* Uср2)= 26 351,6 /(0,99 * 237,22) = 0,47
кН = 0,99 — коэффициент уменьшения теоретического напора
5.3 Кинематика потока на входе в РК
?= 0,5 — степень реактивности Окружная составляющая абсолютно скорости потока на входе в РК:
Сu1= Uср*(1- ?-½ НТСР)= 237,2 *(1- 0,5−½*0,47)=62,9 м/с Абсолютная скорость на входе в РК:
С1= v (Са12+ Сu12)= v (1602+ 65,92)=171,9 м/с
?1= С1/v (((2*к)/(к+1))*R* Т1*)= 171,9 /v (((2*1,4)/(1,4+1))*287* 288)=0,55
Находим газодинамические функции по формулам (для воздуха):
Т (?1)=1−0,1667* ?12=1−0,1667* 0,552=0,949
Р (?1)=[ Т (?1)]3,5= [0,949]3,5=0,83
q (?1)= ?1[1,2* Т (?1)]2,5= 0,55 [1,2* 0,949]2,5= 0,76
Окружная составляющая относительной скорости потока на входе в РК:
Wu1= Uср— Сu1=237,2 — 62,9 =174,3 м/с Относительная скорость:
W1= v (Wu12+ Са12)= v (174,32+ 1602) = 236,6 м/с Направление потока на входе в РК:
?1=arcsin (Са1/ С1)= arcsin (160/ 171,9)=68,56°
?1=arcsin (Са1/ W1)= arcsin (160/ 236,6)=42,56°
Параметры потока на входе в РК:
Т1рк= Т1рк** Т (?1)=288*0,949 = 273,3 К Р1рк= Р1рк** Р (?1)= 99 298,5*0,83 = 82 417,76 Па
5.4 Кинематика потока на выходе из РК:
Задаемся осевой скоростью на выходе из рабочего колеса:
Са2'= Са1-(3−5)= 155 м/с
?Сu= НТСР* Uср=0,47*237,2=111,48 м/с Окружная составляющая абсолютной скорости:
Сu2= Сu1+?Сu=62,9 +111,48 =174,4 м/с Абсолютная скорость:
С2= v (Са2'2+ Сu22)= v (1552+ 174,42) = 233,3 м/с Окружная составляющая относительной скорости:
Wu2= Uср— Сu2=237,2 — 174,4 = 62,8 м/с Относительная скорость:
W2= v (Са2'2+ Wu22)= v (1552+ 62,8 2) =167,23 м/с Направление потока на выход из РК:
?2=arcsin (155/ 167,23) = 67,9°
?2=arcsin (155/ 233,3) = 41,63°
Давление и температура на выходе из рабочего колеса:
Т2рк*= Т*вых.ст = 314,2 К Т2рк= Т2рк*— С22/(2*Ср) = 314,2 — 233,3 2/(2*1005) = 287,12 К
Р2рк*= Р*вых.ст/ ?на = 129 088/0,98=131 722,4 Па
?на =0,98
Р2рк= Р2рк**(Т2рк/ Т2рк*)к/(к-1)=131 722,4*(287,12 / 314,2)1,4/(1,4−1)=96 085,9 Па Закрутка потока в РК:
??= ?2— ?1=67,9°-42,56°=25,34°
Абсолютная скорость на выходе из ступени:
Свых.ст= Са вых.ст./sin? вых.ст=150/sin 67,56°=162,3 м/с акр.вых.ст.=v (((2*к)/(к+1))*R*Т*вых.ст)=v (((2*1,4)/(1,4+1))*287*314,2)=324,35м/с
?вых.ст.= Са вых.ст./ акр.вых.ст.= 150/324,35 = 0,46
Высота лопатки на входе из КВД:
h1= (DK1— Dвт.1)/2=0,06 м Параметры потока на выходе из первой ступени:
Твых.ст= Т*вых.ст— Свых.ст2/(2* Ср)= 324,35 — 162,32/(2* 1005) = 315,25 К Рвых.ст= Р*вых.ст*(Твых.ст/Т*вых.ст)= 129 088*(315,25/324,35)=116 850 Па Площадь кольцевого сечения на выходе из ступени:
Fвых.ст= (Gв*R* Твых.ст)/(акр.вых.ст.* Рвых.ст* ?вых.ст.)=(5,99*287*315,25)
/(324,35*116 850*0,46)=0,037 м2
При Dср=const
Dср вых.ст.= Dср.1= 0,23 м
Dк вых.ст.=v (Dср вых. ст2+(2* Fвых.ст)/?).=v (0,232+(2* 0,037)/3,14)=0,2765 м
Dвт вых.ст.=v (Dср вых. ст2-(2* Fвых.ст)/?).=v (0,232-(2* 0,037)/3,14)=0,171 м
d вых.ст.= Dвт вых.ст./ Dк вых.ст.= 0,276/0,171= 1,61 м Высота лопатки на выходе из ступени:
h вых.ст.= (Dк вых.ст.— Dвт вых.ст.)/2=(0,2765- 0,171)/2=0,0525 м Рисунок 5.2 — Тракт первой ступени компрессора
5.5 Определение геометрических параметров решётки профилей Определение геометрических параметров решетки профилей на среднем радиусе сведено в таблицу 5.1. При расчете были использованы графики, представленные на рисунках 5.3 и 5.4.
Рисунок 5.3 — График зависимости
Рисунок 5.4 — График зависимости
Таблица 5.1 — Расчет параметров решетки на среднем радиусе
Параметры | Размерность | Величина | |
м | 0,06 | ||
-; | |||
м | 0,03 | ||
?? | град | 25,34 | |
-; | 0.8 | ||
град | 67,9 | ||
(по графику рис. 5.3) | град | ||
-; | 1,439 | ||
(по графику рис. 5.4) | -; | 2,4 | |
м | 0,0125 | ||
шт | 47,7 | ||
Z | шт | ||
м | 0,0124 | ||
м | 0,2 976 | ||
-; | 2,016 | ||
Рисунок 5.5 — План скоростей первой ступени
6. Расчет на прочность вала компрессора
6.1 Расчет вала на прочность Мощность компрессора:
Крутящий момент создают окружные газодинамические силы от рабочих лопаток к валу:
где: — угловая скорость, ;
— частота вращения вала Вес ротора:
где: — вес лопаток ротора;
— вес дисков ротора;
— масса ротора, кг;
i — элемент ротора.
Осевая сила инерции масс ротора, которая возникает при разбеге и торможении (положительное направление совпадает с направлением потока газа):
где: — коэффициент эксплуатационной перегрузки (во время разбега равен 2).
Осевая сила, которая передается на вал от одного рабочего колеса компрессора:
где: — средний диаметр проточной части;
— высота рабочей лопатки;
— соответственно давление газа перед и за рабочими лопатками;
— осевые скорости на входе и выходе из рабочего колеса;
— радиус корневого сечения лопатки;
— внешний радиус вала;
— давление газа на переднюю и заднюю стенки диска.
Третье слагаемое в формуле мы не учитываем, поэтому получаем:
Радиальная сила инерции неуравновешенных сил ротора:
где: — величина статического дисбаланса
Центробежная сила инерции, которая возникает при криволинейных эволюциях в вертикальной плоскости:
Поперечная сила:
Изгибающие моменты от силы находят, определив реакции в опорах ротора:
Следовательно:
Угловая скорость эволюции самолета:
где: — скорость полета, ()
— коэффициент эксплуатационной перегрузки, при выходе самолета с крутого пикирования ().
Полярный момент инерции ротора является мерой его инертности во вращательном действии:
где: — эмпирический коэффициент ;
— число ступеней компрессора;
— внешний диаметр ротора, см Гироскопический момент образуют радиальные кориолисовы силы инерций масс ротора, которые возникают под действием внешних сил при криволинейных эволюциях летательных аппаратов:
Гироскопический момент действует в совмещенной плоскости векторов в направлении поворота первого вектора к другому по наименьшему пути.
Реакции в опорах:
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент определяется по правилу векторного суммирования:
Определяем напряжения вала:
Для расчета выбирают несколько расчетных сечений вала, в которых возможно возникновение .
где: — момент сопротивления кручению, ;
— внешний и внутренний диаметр вала в данном сечении.
Напряжение изгиба:
где: — момент сопротивления изгиба, .
Напряжения растягивания (сжатия) в осевом направлении:
Суммарные нормальные напряжения, которые действуют вдоль оси вала:
Они достигают максимума на внешней поверхности вала.
Критерием сложного напряжения состояния вала принято эквивалентное напряжение, которое определяют по теории наибольших касательных напряжений:
Эквивалентное напряжение равнозначно по характеру действия одноосному напряжению растяжения.
Прочность оценивают по коэффициенту запаса:
Вывод: конструкция вала отвечает условиям прочности с достаточно большим запасом.
6.2 Выбор подшипников вала По таблице 11.03 выбираем подшипники качения:
1. Роликовый компрессорный подшипник: 100×150×44
Нагрузка — осевая P=0,
радиальная R=200 даН=2000 Н;
Рабочая температура
2. Шариковый компрессорный подшипник: 90×174×68
Нагрузка — осевая P=1600 даН=16 000 Н,
радиальная R=400 даН=4000 Н;
Рабочая температура
Рисунок 6.1 — Расчетная схема вала
7. Расчет на прочность лопатки Рабочая лопатка осевых компрессоров находится при работе под действием центробежных и газовых сил. Первые вызывают у них напряжения растяжения, а вторые — изгиба.
Расчет лопатки компрессора на прочность разделяют на 2 расчеты:
— Расчет пера лопатки;
— Расчет замкового соединения.
Для расчета на прочность необходимы следующие данные:
1) геометрические размеры лопатки и ее материал (модель лопатки исполнена в программе Unigraphics NX):
— высота лопатки h = 0,06
— ширина лопатки b = 0,03
2) частота вращения вала n = 1950 об/мин
3) мощность двигателя Ne = 1984,5 кВт Расчет первой лопатки компрессора производится в программе ANSUS.
рис. 1 Распределение расчетных напряжений рис. 2 Распределение расчетных напряжений рис. 3 Распределение эквивалентных напряжений рис. 4 Распределение эквивалентных напряжений рис. 5 Распределение эквивалентных напряжений В результате расчетов видно, что расчетные напряжения лопатки находятся в пределах допустимых напряжений.
Вывод Заданием для курсового проекта было проектирование узла компрессора для ТВлД на базе двигателя ТВ3−117.
Для выполнения задания было выполнены работы по сбору необходимого материала, выполнения планов и схем обработки информации и действий, направленных на выполнение курсового проекта.
В результате вышеупомянутых действий была выполнена пояснительная записка, какая состоит из 8 частей, что включают в себя описание узла, тепловой расчет, газодинамический расчет и проектирование элементов проточной части компрессора, а также расчеты на прочность.
В тепловом расчете были определены все основные параметры узлов двигателя, а также установлена необходимая мощность компрессора, какая удовлетворяет заданные параметры, а также рассчитана необходимая работа компрессора.
В газодинамическом расчете были рассчитаны размеры проточной части, какие обеспечивают необходимую мощность.
В расчете на прочность было рассчитаны вал ротора компрессора, перо и замковое соединение лопатки. В результате расчета было установлено, что конструкция узлов выдержит заданные нагрузки.
Перечень ссылок
1. Ловинский С. И. Конструкция и основы проектирования авиационных ГТД — М.: «Машиностроение», 1982. — 223 с., ил.
2. Скубачевский Г. С. Авиационные ГТД — М.: Машиностроение, 1981 — 550с., ил.
3. Никитин А. Н. Конструирование элементов деталей и узлов авиационных двигателей — М.: Машиностроение, 1982. — 175с., ил.
4. Лазитский Д. Г. Конструкция и прочность авиационных ГТД — М.: Машиностроение, 1987. 219с., ил.
3. Г. В. Павленко. Газодинамический расчёт осевого компрессора. Учебное пособие — Х.: Харьк. авиац. ин-т, 2002 — 56 с.
6. Термогазодинамический расчет газотурбинных двигателей и установок: Учебное пособие / Г. В. Павленко. — Харьков: Нац. аэрокосм. ун-т «Харьк. авиац. ин-т», 2007. — 63 с.
7. Методичні вказівки до виконання курсового проекту з дисципліни «Робочі процеси, конструкція, міцність і надійність авіаційних двигунів і агрегатів» для студентів спеціальності 7.090.260 «Технологія будування авіаційних двигунів» усіх форм навчання/ Укл. Сахно О. Г., Павленко Д. В., Сахнюк Н. В. — Запоріжжя: ЗНТУ. — 2004. — 58 с.
8. Методичні вказівки до практичних і самостійних робіт з дисципліни «Робочі процеси, конструкція, міцніть і надійність авіаційних двигунів та агрегатів «для студентів спеціальності 7.90 260 «Технологія будування авіаційних двигунів» усіх форм навчання/ Укл. Сахно О. Г., Павленко Д. В., Гончар Н. В., Сахнюк Н. В. — Запоріжжя: ЗНТУ. — 2004. — 27 с.