Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Доработка готового диплома: СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Девочка не смогла построить предложение «Солнце освещается землей». Вызвало трудности повторение предложений: Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно (несколько раз ошиблась). Школа, в которой учился Сережа, была далеко от его дома (Школа Сережи далеко от дома). На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади (На зеленом лугу за рекой паслись лошади). Мы подошли… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Состояние проблемы изучения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
    • 1. 1. Грамматический строй речи как предмет лингвистического изучения
    • 1. 2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
    • 1. 3. Современные научные представления об общем недоразвитии речи у дошкольников
    • 1. 4. Нарушения развития грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Глава 2. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 2. 1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
    • 2. 2. методики исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Глава 3. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 3. 1. Состояние грамматического строя в импрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
    • 3. 2. Состояние грамматического строя экспрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
      • 3. 2. 1. Нарушения словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
      • 3. 2. 2. Нарушения словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
      • 3. 2. 3. Синтаксические нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Глава 4. Пути коррекции нарушения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
    • 4. 1. Организация логопедической работы и критерии дифференцированного подхода
    • 4. 2. логопедической работы
  • Заключение
  • Список литературы

Доработка готового диплома: СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ результатов исследования синтаксиса показал, что дети с ОНР допустили практическибольше ошибок, чем ребята из контрольной группы. В целом в речи этих детей наблюдаются отдельные аграмматичные фразы, замены слов, близких по значению. Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих пространственные, причинно — следственные временные, отношения, появляются выраженные нарушения. В результате исследования, мы выяснили, что у детей с ОНР нарушения синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов (признака), в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвертированные предложения (обратный порядок слов), предложения пассивные, а также сложныепредложения (что указывается в трудах Лалаевой Р. И., Серебряковой Н.В.).Повторение простыхпредложений практически не вызвало трудностей. Отклонения в словарном и грамматическом отношении более заметно проявляется в ситуации обусловленной речи, когда свободный выбор слов и грамматических форм ограничен. В отличие от этого, в свободной речи возможны приспособительные попытки «обойти» трудные слова, заметить их более привычными и проверенными, дополнить слова жестами и т. д.Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвертированные предложения, предложения пассивные, а также сложные предложения.

1 ребенок допустил типичные ошибки в составлении предложений:

Ехать по улица машина (Машина ехала). Мальчик рубить дрова топор (мальчик рубит дрова), Петя купить шар большой мама (Мама купила Пете шар)-пропуск слова, Мальчик гулять на улице (На улице гуляет с мальчиком)-добавление предлога, неправильный смысл. Миша дать собака большая кость-не смог построить предложение. Другой ребенокпостроил предложение «Березки склонили от ветра-Березки склонили свои ветки от ветра"(добавление слова).Над широкой рекой плывут облака (Над рекой плывут облака). В саду было много красных яблок. (В саду было много яблок).Пропуск уточнения, прилагательных.

1 девочка не смогла построить предложение «Солнце освещается землей». Вызвало трудности повторение предложений: Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно (несколько раз ошиблась). Школа, в которой учился Сережа, была далеко от его дома (Школа Сережи далеко от дома). На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади (На зеленом лугу за рекой паслись лошади). Мы подошли к большому дому, который стоял на берегу реки.(Мы подошли к дому. Он стоял на берегу реки.)Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, такта и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушений грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении. Помимо отсутствия сформированных навыков в данном виде рассказывания, это, по — видимому, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей данной группы и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью. Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы. Проводя обследование грамматического строя речи у детей с нормальным речевым развитием, мы увидели, что почти все справились с заданиями и показали высокий и средний уровни, а так же низкий уровни. При ОНР состояние грамматического строя хуже, чем у детей с развитием в норме. Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка. Дошкольники сОНР понимают значение многих слов; грамматический строй импрессивной речи близок к норме. Но, так же выявилось, что у детей с ОНР грамматический строй экспрессивной речи ниже возрастной нормы. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «не схваченными». Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники.

4]. Анализ результатов исследования морфологии показал, что дети с ОНР допустили здесь больше ошибок, чем ребята из контрольной группы. У дошкольников с ОНР имеется существенное отставание в формировании морфологической стороны речи. Это проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций, ошибках в согласовании и управлении, пропусках предлогах и т .дВ результате исследования, мы выяснили, что у детей с ОНР нарушения синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов (признака), в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвертированные предложения (обратный порядок слов), предложения пассивные, а также сложные предложения. Овладение словообразованием детьми с общим недоразвитием речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии морфологической системы языка, следовательно, в искажении общей картины речевого развития[31]. У них отмечается сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ОНР в дошкольный период не накапливается достаточного речевого опыта. Таким образом, полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и сведения из литературных источников о том, что у детей с общим недоразвитием речи есть отставание от нормы по состоянию грамматического строя речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Проведение исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы[40]. Глава 4. Пути коррекции нарушения грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Организация логопедической работы и критерии дифференцированного подхода

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией[50]. Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации). Для освоения морфологии и словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит несинхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецифический характер, в дальнейшем постановка задач становится все более и более дифференцированной. На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности; на седьмом годуэлементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций[50].

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода[50]. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей. Немаловажное значение имеет кабинет логопеда, его внешний вид, оснащение и обстановка. Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель — должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены картины, плакаты, не связанные с коррекционным процессом обучения, так как они могут отвлекать внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки[51]. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса.

Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей;

— рациональным составлением расписанием занятий;

— планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

— наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных занятий;

— оснащением процесса необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

— совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями[50]. В связи с этим логопедическая работа с детьми ОНР направлена на решение задач:

1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; 2. формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);3. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; 4. развитие навыков связной речи. Содержание программы коррекционной работы определяют принципы: — Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка. -Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению. — Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителейдетей защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в группы комбинированной направленности[50]. Направления работы: Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико — педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

— просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками[51]. Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи. Методы:

дидактические игры;

— игры-драматизации;

— словесные упражнения;

— рассматривание картин;

— пересказ коротких рассказов и сказок. Приёмы:-образец, -объяснение ,-сравнение двух форм,-повторение, -создание проблемной ситуации, -подсказ нужной формы,-вопросы подсказывающего и оценочного характера. Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР III ур.р.р.) реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях[49]. Групповые занятия для детей в группе 5 — 6 лет с ОНР в 1 период обучения приоритетно ориентированы на формирование лексико — грамматических средств языка и развитие связной речи и проводятся 2 раза в неделю. Во II период обучения проводятся 3 раза в неделю и дополняются занятиями по формированию произношения (1 раз в неделю).В III период — 2 фронтальных занятия по формированию лексико — грамматических средств языка и развитию связной речи, а занятия — по формированию произношения — 2 раза в неделю. В течение года постепенно увеличивается продолжительность каждого занятия: 20 минут в начале года, 25 — 30 мин. — в конце[

47]. Групповые занятия для детей в группе 6 — 7 лет с ОНР в 1 период обучения логопед еженедельно проводит 2 фронтальных занятия по формированию лексико — грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия — по формированию произношения. Во II период — 2 фронтальных занятия по формированию лексико — грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия — по формированию произношения и 1 — по подготовке к обучению грамоте[49]. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).

В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

4.2Содержание логопедической работы. Недостатки грамматического строя речи мешают в общении, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим большое значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формирование грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности. В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у всех детей с общим недоразвитием речи вызывает употребление предложнопадежных конструкций, преобразование имён существительных, образование имён существительных, согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, образование глаголов движения [45]. При определении содержания методических рекомендаций мы опирались на работы Р. И Лалаевой[16], Н. В Серебряковой[16]. А так же на разработку заданий логопеда И. А. Ковалевой «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» [47]. При изучении специальной литературы нами были подобраны задания на формирование основных составляющих грамматического строя речи:

Экспрессивного и импрессивного словаря, морфологической структуры, синтаксической структуры, а так же словообразования. Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей [51]Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, систем. Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правил, элементарного осознания явлений речи и языка. Грамматических значений, закрепление связей между словами [51]. 1. Задания на развитие грамматического строя в импрессивной и экспрессивной речи1.

1. Задания на развитие словообразования

Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путём соединения, комбинирование морфем[15]. Логопедическая работа должна быть направлена на формирование словообразование существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи должно происходить последовательно — параллельно. А) Игровые упражнения по закреплению словообразования имен существительных1."Семейка слов". Подбери родственные слова к слову снег."Семейка слов". Семейка слов". Подбери слова похожие на слово сапоги. Подбери родственные слова к слову почта — …и т. д2.

" Кто управляет этим видом транспорта?" Перед тобой картинки с изображением различных транспортных средств. Скажи, как называют людей, управляющих этими видами транспорта? Например: Мотоциклом управляетмотоциклист. Велосипед — …Теплоход — …Автобус — …Трамвай -… Самолет -…3."Измени словечко". Измени слово по образцу. Объясни значение образованных слов. Например: Молоко — молоковоз. Молоковоз возит молоко. Мука -…Лес — …Бензин — …4. Объясни словечко".

Скажи, что обозначают эти слова? Луноход — звездочет -, космодром.

5. «Назови профессию». Назови профессию человека, выполняет эту работу. Рыбу ловит (кто?) Пчел разводит, Землю копает, Лес рубит, Трубы чистит, Коров доит, Печь кладет, За конями ухаживает, Чинит часы, Лечит животных

Б) Игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных1. Игра «Чьи хвосты"Материал: набор цветных картинок с изображением хвостов животных диких и домашних. Ход выполнения задания:

Логопед рассказывает сказку «Хвосты». — Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя.

Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост?

Лисий. А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных. Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий. Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный. Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий. Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий.

2.Игра в лото «Что из чего сделано?"Цель: Закрепление в речи детей словосочетания прилагательное + существительное. Материал: карточки с изображениями предметов, а также предметы для игры (нож, ложка, сковорода, хлеб, чашка).Ход выполнения задания:

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки. Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический, ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная, чашка из фарфора — фарфоровая, платье из шелка — шелковое, коробка из картона — картонная, шарф из шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи — ржаной, варенье из вишни_-вишневое и т. д.

3.Назови блюдо". Как будет называться блюдо, если его приготовить из этих продуктов? Варенье из яблок — яблочное, из сливы, изгруши, из абрикоса, из малины, земляники .Сок из моркови — морковный, из груши? из вишни? из свеклы? из апельсина? из ананаса? из томатов? Салат из овощей? Оладьи из картофеля? Суп с горохом? со свеклой? из овощей?

с фасолью? Соус с чесноком? с луком? из томатов? и т. д" Какие фрукты я люблю?" 4. Придумай как можно больше слов — признаков для того, чтобы описать любимый фрукт. П: Я люблю апельсин — он вкусный, сладкий и т. д.

Я люблю… Составь рассказ о нем по плану. Нарисуй его

Что это? Где растет? Какой формы, цвета, величины? Какой он на ощупь? Что можно из него приготовить? В) Игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов1. Придумай словечко. Образуй новые слова при помощи приставок по образцу. Пример: Летела — отлетела.

от… за… по… на… у… при… пере… до… в… с… вы… об… и т. д.

2.Измени словечко

Измени слово, продолжив фразу: Сегодня он …, а завтра: Принимает — примет, Заказывает, Сшивает — Раскраивает — Сметывает — Строчит — Выдает — Получает — и т. д.

3. Семейка слов."Придумай как можно больше слов — действий образованных от слова ехать. Например: проехать.

1.2. Задания на развитие словоизменения

А) Задания на развитиеумения дифференцировать единственное и множественное число имен существительных1. Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа, образование формы множественного числа родительного падежа).У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке») — несколько предметов. Логопед: У меня яблоко, а в магазине? Ребенок: А в магазине — яблоки. Логопед: У меня огурец, а в магазине? Ребенок: А в магазине — огурцы. И т. дДругой вариант игры: Логопед: У меня яблоко, а в магазине много … (?)Ребенок: А в магазине много яблок. 2. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных"(закрепление формы множественного числа существительных) На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша.

Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (много). Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).- А теперь поиграем с мячом. Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

3. Игра «Один — много». (Игры для закрепления формы множественного числа) Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа. Ход: Логопед показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве. Картинки: шар — шары, дом — дома, ведро — ведра и т. д.Логопед показывает картинку и называет: шар.- А у тебя, — спрашивает логопед, — что на картинке? Ответ ребенка: У меня на картинке шары. Таким образом, предлагается назвать все картинки (5−6 картинок).

4. Игра «Лови и называй». Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов. Эта игра напоминает нам правила игры «Одинмного». Логопед бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом.

Логопед называет от пяти до восьми слов. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы». 5. Игра «Измени слово». Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа. Б) Задания на развитие умения употреблять имена существительные в Р.П.

1. Игра «Что без чего?"На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?"Стул без … ножки. Машина без колес. Стул без спинки. Шуба без воротника. Кастрюля без ручек. Чайник без носика. Платье без рукава.

Расческа без зубчиков. Кофта без пуговиц. Грузовик без фары. Ботинки без шнурков. В) задания на закрепление согласования прилагательного с существительным1. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление)Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребёнок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Логопед бросает мяч по очереди всем детям. Например: Большой — дом, стол, стул, слон, арбуз, мяч, двор, кит. Большая — комната, собака, кукла, книга.

Большое — колесо, окно, море, ведро. Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, коса, юбка, дорога, лента. Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак. Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка. Широкий — шарф, двор, коридор, мост.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка. Красный — шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш. Круглый — мяч, шар, помидор. Круглое — солнце, озеро, яблоко, колесо.

2. Игра «Назови ласково"(закрепление согласования прилагательного и существительного, образования уменьшительных форм прилагательных) Логопед произносит часть фразы, а дети её заканчивают, добавляя слово. Цветок красный, а цветочек (красненький).Яблоко сладкое, а яблочко (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка (синенькая). Груша жёлтая, а грушка (жёлтенькая). Ведро синее, а ведёрко (синенькое).

Солнце тёплое, а солнышко (тёпленькое).Цыплёнок пушистый, а цыплёночек (пушистенький). Дом низкий, а домик (низенький). Морковь вкусная, а морковочка (вкусненькая). 3. Игра «Сколько предметов?» (согласование числительных с существительными) На доске картинки с изображением предметов разного количества (от одного до пяти). У детей карточки с цифрами. Логопед предлагает детям поставить карточку с цифрой под нужным изображением и ответить на вопрос: «Сколько предметов на картинке?». 4.

Игра «Умная стрелка"(закрепление согласования глагола и существительного в числе) Оборудование: наглядное пособие (круг, разделённый на части и подвижная стрелка, закреплённая в центре круга; на круге различные сюжетные картинки, изображающие действия).Логопед называет действие (рисует, играют, строят, умывается, причёсывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают по ней предложение, например: (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом.

Девочка причёсывается расчёской. И т. д.).

1.3. Задания на развитие синтаксической структуры предложения1. Собери предложение

Поставь слова в нужной последовательности. Собирают, в, лесу, дети, осеннем, грибы. Осенью, деревьях, желтеют, на, листья

На, осенью, полях, урожай, убирают. Хлеб, пекут, муки, из

Хлеб, в, пекут, пекарне 2. Составьте по плану и запишите со слов ребенка рассказ «Снегирь». План:

Кто это? Какой становится зимняя природа с прилетом снегирей? Опишите снегиря. Чем питаются снегири? Зачем нужны снегири?3."Ответь на вопросы". Что такое сказка? Кто придумывает народные сказки? Какие русские народные сказки ты знаешь? Бывает ли в сказке печальный конец? Каких добрых сказочных героев ты знаешь? Назови злых героев русских народных сказок. Придумай загадку о любимом герое русских народных сказок, нарисуй его.

4.Поздравление на праздник

Закончи предложение

Я желаю мамочке… Я желаю бабушке… Я желаю сестренке…5. Закончи предложение". Попробуй правильно закончить предложение, словом пальто. У меня оторвалась пуговица от … Я положил перчатки в карман… Обобщение по 4 главе

При помощи изученной специальной литературы мы определили организацию логопедической работы и критерии дифференцированного подхода. Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. При определении содержания методических рекомендаций мы опирались на работы Р. И Лалаевой, Н.ВСеребряковой.А так же на разработку заданий логопеда И. А. Ковалевой «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» [47]. Заключение

Анализ нарушений компонента грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет выделить следующие основные моменты. Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Нарушения грамматического строя речи при общем недоразвитии речи обусловлены недоразвитием у этих детей морфологических и синтаксических обобщений. Развитие разных сторон грамматического строя (морфологии, синтаксиса в импрессивной и экспрессивной речи) языка дошкольника имеет свою специфику, и для этого должны применяться различные педагогические средства (приемы, формы организации).А поэтому своевременное выявление состояния грамматического строя речи необходимо и важнов дошкольном возрасте, для того, чтобы оно и успешно решалось при опоре на развитие лингвистического отношения к слову, возникающего в результате работы на этапах речевого развития. Этим можно объяснить актуальность данной работы. В экспериментальной части нашего исследования был проведен сравнительный анализ особенностей грамматического компонента речевой системы у детей-старших дошкольников с ОНР и детей этого возраста без патологии. Целью констатирующего исследования являлось — исследование особенностей грамматического строя речи дошкольников в возрасте 5−6 лет. Для достижения цели в констатирующем исследовании решались следующие задачи:

Выявить нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.

Определить содержание методики исследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании использовались следующие методы исследования:

1.Изучение медико-педагогической документации2. Метод беседы. 3. Метод эксперимента 4. Количественный и качественный анализ полученных данных. В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей — 5,5 — 6 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития). Контрольную группу составили 15 детей с нормальным речевым развитием. Использовалось несколько методик тестирования (по Р. И. Лалаевой Методика психолингвистического изучения нарушений речи. -М., 1990).Для исследования мы взяли из методики несколько главных составляющих грамматического уровня развития, выбрали несколько тестовых заданий на:

1.Состояние грамматического строя импрессивной речи (Исследование словообразования существительных, глаголов)

2.Состояние грамматического строя экспрессивной речи — исследование словообразования существительных, прилагательных и глаголов, — исследование словоизменения существительных прилагательных и глаголов, — исследование синтаксической структуры предложения

Результаты исследования показали, что по всем компонентам грамматического строя речи дошкольники без речевой патологии опережают своих сверстников с ОНР. Указанные результаты дали возможность определить основные направления коррекционной работы по оптимизации компонента грамматического строя речи у детей с ОНР и предположить, что выполнение в ходе логопедической работы упражнений на наиболее слабо развитые части грамматического строя речи позволит ликвидировать указанный компонент недоразвития. Основные направления логопедической работы по преодолению нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР должны предусматривать, прежде всего, развивать морфологический и синтаксический строй, развивать умение словообразованиявимпрессивной и экспрессивной речи. Таким образом, в настоящей работе были рассмотрены и обобщены различные аспекты нарушений компонента грамматического строя речи у детей с ОНР, определены направления и методические черты коррекционной работы по его развитию у дошкольников с ОНР. Сказанное позволяет считать цель исследования достигнутой, гипотезу — подтвержденной, и сформулировать следующие выводы:

1)Выявлено, что грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

2) Установлено, что у дошкольников с ОНР речевые процессы формируются по тем же законам, что и у детей без речевых нарушений, но в более поздние сроки, характеризуются бедностью, недифференцированностью, недостаточностью синтаксической функции, затруднением процесса словообразования, нарушением морфологической системы.

3) Выявлено, что состояние компонента грамматического строя речи у детей с ОНР менее развито по сравнению с контрольной группой детей без речевых нарушений4) При помощи диагностики своевременно выявляется состояние грамматического строя речи и предполагаем, что успешно решается при опоре на развитие лингвистического отношения к слову, возникающего в результате работы на этапах речевого развития.

Список литературы

Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.

СП: Детство-пресс, 2007.-48с.Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М., Academ A, 1998. — 398с. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи.

М.: 1997

Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5−6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед.- 2004.№ 2 с 43−51.Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. — СПб., 2007

Вершина О. М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. -2004. № 1 с 34 — 40. Визель Т. Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№ 6 с 4−9.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СП: Детство, 2004

Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. — М., 2007

Гербова О. Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб.

нагл. пособ.

М.: 2003

Горюнова Т.П., Минашина В. С., Сереброва Н. И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. — М., 2008

Грибова О. С, Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.:-1992

Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.

М.: 1993

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.

М.: — 2000

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников.

М.: Владос, 1990

Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей.

М.:-1994

Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР.- М.: 1982

Короткова А. В, Дроздова Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед.

2004. № 27−38Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.

СПб.: 1999

Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СПб.: Союз, 2001. 218сЛалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Академия, 1998

Филичева Т. Б, Чиркина Г. В, Ястребова А. В. Основы логопедической работы с детьмиМ: Арти, 2005

Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. — М., 2004

Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961. 311с. Максаков А. И, Ефименкова Л. Н. Развитие правильной речи.

М.: Мозаика-Синтаз, 2005

Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Мозаика — Синтез, 2005

Моисеева А. М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4−6 лет с ОНР // Логопед, 2011.№ 4Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова — Давид. — М.- 1993

Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — Спб.: Питер, 2006

Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О. И. Азова. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007

Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967

Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М.: Айрис-Пресс, 2009

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002

Рахимова Ж. Т. Проявление ОНР у детей 6 — ти летнего возраста, и пути коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988

Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 20 073

Резниченко Т. С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. — М.: АСТ, 2009

Розенталь Д. Э. Современный русский язык.

М.: Айрис — Пресс, 2006.-Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 1994

Семаго Н. Я. Современный подход к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Дефектология. — № 1. — 2000

Словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1996

Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании. — Л., 1974

Суси И.Л., Фиски О. Л. Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников// Логопед, 2012, № 7Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф. А. Сохина. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981

Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -- М: Гном и Д. — 2001

Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений.

М.: Гном и Д, 2003

Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.

СП.:

Туманова Т. В. Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. — 2005. — № 1 (7). — С. 21Филичева Т.

Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч.

I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.—— 103 с. Филичева Т. Б, Соболева А. В. Развитие речи дошкольника.

Екатеринбург: 1996

Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Коррекция обучения и воспитания детей 5 — ти. летнего возраста с ОНР — М.: 1991

Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1994

Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Совершенствование связной речи. — М., 1994

Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». — М.: Просвещение, 1989

Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.

М.:-1999

Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис — пресс, 2004

Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи — воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2000

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991. — 44 с. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л. С. Селиверстова В.И.- М., 1997. 656 с. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000

Чепикова В.М., Пустовалова М. В. Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР // Логопед. 2012, № 3Ястребова А.В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М., 2001.

http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/sbornik-domashnikh-zadanii-detyam-6−7-let?page=100 Пантелеева Надежда Николаевна Сборник домашних заданий детям 6−7 лет

http://logomamik.ru/grammaticheskiy-stroy-rechi-u-detey-s-onr.html (Грамматический строй речи у детей с ОНР)

http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/88-logoped-onr.html"Три уровня речевого развития при ОНР"

http://festival.1september.ru/articles/500 800/(Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи) Ковалева И.А.

http://www.rae.ru/forum2011/123/1871 «Студенческий научный форум»

http://www.school571spb.narod.ru/logoped_pynkt.htm (l Логопедический пункт)

http://dysgraphia.jimdo.com/о-нас/основные-принципы-логопедической-работы/

http://logoped18.ru/documentation/funkcionalnye-objazannosti-uchitelja-logopeda.php «Функциональные обязанности учителя-логопеда»

http://ru.wikipedia.org/wiki/Wikipedia Википедия

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007.-48с.
  2. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М., Academ A, 1998. — 398с.
  3. А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М.: 1997.
  4. А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5−6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед.- 2004.№ 2 с 43−51.
  5. А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. — СПб., 2007
  6. О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи 3 уровня // Логопед. -2004. № 1 с 34 — 40.
  7. Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№ 6 с 4−9.
  8. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СП: Детство, 2004
  9. А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. — М., 2007.
  10. О.Е. Развитие речи 4 -6 лет: Учеб.нагл. пособ.- М.: 2003.
  11. Т.П., Минашина В. С., Сереброва Н. И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. — М., 2008
  12. Грибова О. С, Бессонова Т. П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.:-1992.
  13. Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985
  14. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Если ваш ребёнок отстаёт в развитии.- М.: 1993
  15. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М.: — 2000.
  16. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников.- М.: Владос, 1990
  17. Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:-1994.
  18. К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР.- М.: 1982.
  19. Короткова А. В, Дроздова Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед.2004. № 27−38
  20. Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб.: 1999
  21. Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СПб.: Союз, 2001.- 218с
  22. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Академия, 1998.
  23. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В, Ястребова А. В. Основы логопедической работы с детьми- М: Арти, 2005
  24. Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. -- М., 2004
  25. Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. М.: 1961.- 311с.
  26. Максаков А. И, Ефименкова Л. Н. Развитие правильной речи.- М.: Мозаика-Синтаз, 2005
  27. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.: Мозаика — Синтез, 2005
  28. Моисеева А. М. Формирование предложно-падежных конструкций у детей 4−6 лет с ОНР // Логопед, 2011.№ 4
  29. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова — Давид. — М.- 1993.
  30. Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — Спб.: Питер, 2006.
  31. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О. И. Азова. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007.
  32. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967.
  33. М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М.: Айрис-Пресс, 2009
  34. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  35. .Т. Проявление ОНР у детей 6 — ти летнего возраста, и пути коррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988.
  36. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 20 073.
  37. Т. С. Логопедическая энциклопедия для родителей дошкольников и младших школьников. — М.: АСТ, 2009.
  38. Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис — Пресс, 2006.;
  39. В.И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 1994
  40. Н.Я. Современный подход к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Дефектология. — № 1. — 2000.
  41. Словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1996.
  42. Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании. — Л., 1974.
  43. И.Л., Фиски О.Л.Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников// Логопед, 2012, № 7
  44. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф. А. Сохина. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981.
  45. Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. -- М: Гном и Д. — 2001
  46. Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М.: Гном и Д, 2003
  47. Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.- СП.:1994.
  48. Т.В. Экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. — 2005. — № 1 (7). — С. 21
  49. Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.—— 103 с.
  50. Филичева Т. Б, Соболева А. В. Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург: 1996.
  51. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Коррекция обучения и воспитания детей 5 — ти. летнего возраста с ОНР — М.: 1991.
  52. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1994.
  53. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Совершенствование связной речи. — М., 1994.
  54. Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». — М.: Просвещение, 1989.
  55. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М.:-1999.
  56. Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис — пресс, 2004
  57. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи — воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
  58. Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. -- М., 1991. — 44 с.
  59. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л. С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.
  60. С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000
  61. В.М., Пустовалова М.В.Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР // Логопед. 2012, № 3
  62. А.В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М., 2001.
  63. http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/sbornik-domashnikh-zadanii-detyam-6−7-let?page=100 Пантелеева Надежда Николаевна Сборник домашних заданий детям 6−7 лет
  64. http://logomamik.ru/grammaticheskiy-stroy-rechi-u-detey-s-onr.html (Грамматический строй речи у детей с ОНР)
  65. http://logopedy.ru/portal/logoped-literature/logoped-article/88-logoped-onr.html
  66. «Три уровня речевого развития при ОНР»
  67. http://festival.1september.ru/articles/500 800/(Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи)
  68. Ковалева И.А.
  69. http://www.rae.ru/forum2011/123/1871 «Студенческий научный форум»
  70. http://www.school571spb.narod.ru/logoped_pynkt.htm (l Логопедический пункт)
  71. http://dysgraphia.jimdo.com/о-нас/основные-принципы-логопедической-работы/
  72. http://logoped18.ru/documentation/funkcionalnye-objazannosti-uchitelja-logopeda.php «Функциональные обязанности учителя-логопеда»
  73. http://ru.wikipedia.org/wiki/Wikipedia Википедия
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ