Составление классификации факторов, влияющих на становление профессиональной деятельности учителя
По мнению Л. М. Митиной, на процесс развития профессионального самосознания учителя и формирование убежденности в личностной и профессиональной компетентности оказывают влияние две группы факторов. К первой, внешней, относятся ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения педагога — его учеников, коллег, администрации, интериоризуемые индивидом в процессе… Читать ещё >
Составление классификации факторов, влияющих на становление профессиональной деятельности учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «фактор» в энциклопедическом словаре трактуется как «причина, движущая сила, влияющая на развитие какого-либо процесса». В толковом словаре русского языка (С.А. Кузнецов) «фактор» определяется как существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению. В нашем исследовании мы ориентируемся на определение понятия «фактор», которое дается в Толковом словаре русского языка. Понятие «обстоятельство» определяется как событие, факт, сопутствующие чему-либо, связанные с чем-либо. Факт — действительное происшествие, событие, явление; действительность, реальность, то, что объективно существует.
Единой, обобщенной классификации факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания студентов в психолого-педагогической литературе, нами не обнаружено. Данная проблема рассматривается О. В. Хухлаевой в связи с возрастными особенностями периода юности. В работах Л. М. Митиной, Э. Ф. Зеера, В. А. Сластенина, А. И. Шутенко рассматриваются внутриличностные противоречия как факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания учителя.
В психолого-педагогической литературе ученые выделяют внешние и внутренние факторы. К группе внутренних факторов ученые (А.А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) относят психологические особенности: мотивы, увлечения, интересы, которые занимают ведущее место в структуре личности, пронизывая направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и др. К группе внешних факторов относятся условия, в которых протекает деятельность.
Профессиональное самосознание находится в тесной взаимосвязи с каждым из компонентов педагогической деятельности, обусловливая саморазвитие и реализацию учителя в профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность в свою очередь оказывает существенное влияние на формирование профессионального самосознания, поскольку ценность и субъективная значимость профессионально-педагогической деятельности позволяют актуализировать потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Следовательно, организацию учебно-профессиональной деятельности студентов можно рассматривать в качестве одного из важных факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания. Подтверждение данному положению мы находим в работах К. М. Левитана, Л. М. Митиной, В. Г. Каташева, В. А. Якунина и др.
К.М. Левитан отмечал, что социальные условия могут ускорять или замедлять профессиональное развитие личности педагога и, как следствие, формирование его профессионального самосознания. К главным социальным факторам, оказывающим влияние на данный процесс, ученый относил следующие: состояние учебно-материальной базы школ, наличие возможностей для творческой работы и самообразования, материально-бытовые условия жизни учителей [2].
По мнению Л. М. Митиной, в качестве фактора, способного оказывать влияние на формирование профессионального самосознания, следует рассматривать профессиональное образование [3].
Б.И. Сарсенбаева полагает, что в процессе формирования профессионального самосознания будущего учителя особое значение имеет педагогическая практика, поскольку она позволяет студентам апробировать полученный в ходе теоретического обучения субъективный опыт саморегулирования в процессе педагогического взаимодействия в реальной практике; соотнести свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми учителю в данном аспекте, осознать свои проблемы [4]. Следовательно, педагогическую практику мы рассматриваем в качестве одного из факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы.
О.В. Хухлаева в качестве фактора, затрудняющего развитие профессионального самосознания молодых людей, выделяет страх начала профессиональной деятельности, который выражается в сомнениях по поводу своей профессиональной компетентности, а также способностей, умений, знаний. Наличие у студентов слишком больших профессиональных ожиданий в плане собственных достижений или в плане заработной платы, считает автор, затрудняет развитие профессионального самосознания. Трудность в принятии идеи постепенности роста профессионализма и благосостояния у некоторых людей вызывает кризис, который иногда называют кризисом профессиональных экспектаций. Основная причина его — несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями [5].
На формирование определенных представлений и ожиданий по поводу будущей профессиональной деятельности оказывает влияние отношение к данной профессии в обществе. Поэтому в качестве одного из внешних факторов мы рассматриваем престижность профессии в обществе.
По мнению Л. М. Митиной, на процесс развития профессионального самосознания учителя и формирование убежденности в личностной и профессиональной компетентности оказывают влияние две группы факторов. К первой, внешней, относятся ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения педагога — его учеников, коллег, администрации, интериоризуемые индивидом в процессе социального взаимодействия и общения. Ко второй, внутренней — мотивационно-ценностные ориентации учителя и ожидания от самого себя как профессионала, вытекающие из его практической педагогической деятельности [3]. Опираясь на данное положение Л. М. Митиной, ожидания и оценочные суждения со стороны непосредственного социального окружения мы рассматриваем в качестве внешнего фактора, влияющего на формирование профессионального самосознания, а мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала — в качестве внутреннего фактора.
В своем исследовании мотивации поведения и формирования личности В. Г. Асеев отмечал, что возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности рефлексивные «Я» учителя могут не совпадать между собой, вследствие чего возникают внутренние противоречия. На разрешение внутриличностных противоречий направлены механизмы самодвижения и саморазвития личности [1].
Л.М. Митина определяет внутриличностное противоречие как субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций в самосознании личности (оценок, притязаний, установок, интересов), которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе своего развития [3].
Несмотря на то что внутриличностные противоречия рассматриваются Л. М. Митиной, В. Г. Асеевым применительно к профессиональной деятельности учителя, в процессе профессиональной подготовки, по нашим наблюдениям, студенты также сталкиваются с внутриличностными противоречиями, прежде всего связанными с рассогласованием «Я-реальное» и «Я-идеальное» как будущего профессионала. Подобную точку зрения высказывали К. М. Левитан, Б. И. Сарсенбаева, выделяя противоречие между потребностью личности в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении и недостаточным представлением о профессии, отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, несформированными профессионально значимыми качествами [2; 4]. Формой проявления данного противоречия К. В. Левитан считал несоответствие представления личности о себе, образа Я профессиональному идеалу.
Основным средством преодоления внутриличностных противоречий Л. М. Митина считает внутреннюю активность личности в направлении самореализации [3]. Основываясь на данном положении Л. М. Митиной, в качестве внутреннего фактора, влияющего на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы, можно рассматривать внутреннюю активность личности, как в направлении самореализации в профессии, так и самопознания себя в будущей профессиональной деятельности.
В своем исследовании мы сочли необходимым назвать внешние факторы социально-педагогическими, а внутренние — личностно-психологическими.
Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы мы выделяем следующие факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущего учителя.
- 1. Социально-педагогические:
- 1) престижность профессии в обществе;
- 2) организация процесса учебной деятельности;
- 3) педагогическая практика;
- 4) ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения.
- 2. Личностно-психологические:
- 1) черты личности самого студента;
- 2) мотивы выбора профессии;
- 3) интерес к профессии;
- 4) мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала;
- 5) внутренняя активность личности в направлении самопознания;
- 6) стремление к самореализации в будущей профессии.
Приоритетные позиции среди факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы, по мнению преподавателей, занимают следующие личностно-психологические факторы: интерес к профессии (36,7%), черты личности самого студента (35,3%), мотивы выбора профессии (34,7%). Несколько меньшее, но все же большое значение, имеют такие факторы, как: внутренняя активность личности в направлении самопознания (33,2%), стремление к самоактуализации в будущей профессии (33,1%), мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала (29,5%), отношение к будущей профессиональной деятельности (27,9%). Меньшую степень влияния, по мнению преподавателей, имеют следующие социально-педагогические факторы: ожидания и оценочные суждения непосредственного социального окружения (20,2%), педагогическая практика (18,5%), престижность профессии в обществе (15,5), организация процесса учебной деятельности (14,3%). Следует отметить, что преподавателями в качестве факторов, влияющих на формирование профессионального самосознания, назывались такие факторы, как творческий характер деятельности и оплата труда учителя.
Таким образом, анализ полученных данных позволяет утверждать, что, по мнению преподавателей, наибольшее влияние на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы имеют личностно-психологические факторы, связанные с интересом к профессии, мотивами выбора профессии и чертами личности самого студента.
Чтобы получить внешние данные о факторах, влияющих на формирование профессионального самосознания, мы изучили мнение учителей начальных классов школ города.
Анализ результатов показал, что большинство учителей отмечают высокую степень влияния следующих личностно-психологических факторов: черты личности студента (38,1%), стремление к самореализации в профессии (36,7%), интерес к профессии (34,7%). Далее по степени влияния следуют факторы, связанные с отношением к профессии (34,1%), самопознанием (29,3%) и мотивами выбора профессии (27,7%), а также мотивационно-ценностные ориентации и ожидания от самого себя как будущего профессионала (24,5%). Учителя начальной школы отмечают важность таких социально-педагогических факторов, как престижность профессии в обществе (27%), и организация процесса учебной деятельности студентов (20%). Меньшее влияние, по мнению учителей, имеют педагогическая практика (14,7%) и ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения (13,2%).
На основании проведенного нами исследования мы определили рейтинг каждого фактора по степени его влияния на формирование профессионального самосознания будущего учителя начальной школы (табл. 1).
Таблица 1 Факторы, влияющие на формирование профессионального самосознания будущих учителей начальной школы.
Ранг. | Личностно-психологические факторы. | Ранг. | Социально-педагогические факторы. |
1. | Черты личности самого студента (2,7). | 7. | Престижность профессии в обществе (7,7). |
2. | Стремление к самореализации в будущей профессии (3). | 8. | Ожидания и оценочные суждения представителей непосредственного социального окружения (8,7). |
3. | Внутренняя активность личности в направлении самопознания (3,3). | 9. | Организация процесса учебной деятельности (10). Педагогическая практика (10). |
4. | Интерес к профессии (4). | ||
5. | Отношение к будущей профессиональной деятельности (4,7). | ||
6. | Мотивы выбора профессии (6). |
Сравнив мнения студентов, преподавателей и учителей начальной школы, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на формирование профессионального самосознания студентов оказывают внутренние факторы.