Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения задачи нашего исследования были уточнены особенности формирования познавательной самостоятельности в условиях учебной деятельности военного училища. Мы пришли к выводу о том, что в основе формирования познавательной самостоятельности курсантов лежит противоречие, имманентно ему присущее: между необходимостью развития этого профессионально-значимого свойства личности современного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной самостоятельности курсантов в учебной деятельности
    • 1. 1. Познавательная самостоятельность курсантов как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений
    • 1. 3. Модель формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации модели формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений в учебной деятельности
    • 2. 1. Реализация модели формирования познавательной самостоятельности курсантов в опытно-экспериментальной работе
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений
    • 2. 3. Педагогические условия формирования познавательной самостоятельности курсантов в средних специальных военных учебных заведениях
  • Выводы по 2 главе

Формирование познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На этапе реформирования системы военного образования Российской Федерации становится очевидным, что профессиональная подготовка в военных учебных заведениях компетентных специалистов с разносторонним личностным развитием требует разработки новых подходов к обучению не только в высших военных образовательных учреждениях, но и на этапе среднего специального военного образования.

В законе Российской Федерации «Об образовании» утверждается гуманистический характер образования, и создание условий для развития личности становится важной целью деятельности военных учебных заведений. В связи с этим поиск возможностей гуманизации образовательного процесса в средних специальных военных учебных заведениях, которые позволят будущим прапорщикам не только овладеть военной специальностью, но и развить, раскрыть, реализовать свой личностный потенциал, приобретает особую значимость.

Объективным фактором изменения приоритетов в образовании военных специалистов становится характер профессиональных задач, решаемых в условиях глобальной информатизации, ускорения темпов обновления и усложнения военной техники, морального устаревания знаний и навыков профессионализма. Лишь мотивация к постоянному обогащению познавательных возможностей и качественной их реализации, умение самостоятельно перерабатывать информацию, осваивать новейшие образцы техники и вооружения обеспечивает современный уровень профессиональных решений.

Социально-политическое значение успешного продвижения реформы в Вооруженных Силах поставило педагогов перед необходимостью неотложного, качественно нового решения задач подготовки военных специалистов, способных самостоятельно формулировать и решать возникающие проблемы. Для этого за время учебы в военном училище у курсанта должны быть сформированы потребность в самообразовании, умение самостоятельно приобретать и применять знания. Такую возможность предоставляет познавательная самостоятельность в учении, обеспечивая развитие и реализацию личностного потенциала курсанта как субъекта учебной деятельности.

Однако в практике деятельности средних специальных военных училищ, несмотря на позитивные изменения в образовательном процессе последних лет, преобладает традиционный подход к его организации. Стимулирование познавательных мотивов, интеллектуальных и волевых усилий является лишь средством передачи предметных знаний, профессиональных навыков, а не педагогическим инструментом развития личности. Именно поэтому образование не стимулирует развитие познавательной самостоятельности и существенно не меняет качество подготовки будущих прапорщиков. Педагогическим стереотипом остается дисциплинарное воздействие, определяя* объектную познавательную позицию курсанта.

Существующая система подготовки прапорщиков недостаточно способствует формированию у них познавательной самостоятельности и нуждается в изменении. Использование традиционных подходов не позволяет обеспечить требуемого уровня развития познавательной самостоятельности, необходимого специалисту среднего звена в профессиональной деятельности.

Самостоятельность личности тесно связана с фундаментальными философскими проблемами автономии субъекта, личностной свободы и детерминизма, сознания и самосознания, самодетерминации (А. Бергсон, Н. А. Бердяев, И. Кант, Д. А. Леонтьев, Р. Мэй, В. Франки, Э. Фромм). Взаимосвязь сознания и самостоятельности личности рассматривалась в, работах И. С. Кона, А. Г. Спиркина, В. В. Столина. Теоретической основой исследований самостоятельности в личностно ориентированном образовании стали идеи гуманистической психологии и педагогики (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), взгляды представителей психоанализа (Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), философии экзистенционализма (Н.А. Бердяев, Ж. П. Сартр, К. Ясперс). Объединяющий их гуманистический подход означает «изучение человека как целостности».

Проблемы познавательной самостоятельности подробно исследовались в работах Н. В. Бочкиной, Е. Я. Голантом, С. Ф. Егоровой, Б. П. Есиповой, Г. А. Малининой, М. И. Махмутовой, В. А. Неровных, П. И. Пидкасистого, Н. А. Половниковой, JI.A. Степашко и др.

В исследованиях А. А. Вербицкого, С. М. Годника, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, И. Т. Огородникова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, А. А. Усовой разрабатывались дидактические и организационно-методические требования к самостоятельной работе, как средству формирования познавательной самостоятельности.

Несмотря на значительное количество отечественных исследований, посвященных проблеме познавательной самостоятельности и их ценность, в теории и практике военного обучения практически отсутствуют научные разработки, позволяющие эффективно формировать ее на разных этапах обучения. Отдельные аспекты проблемы рассматривались в работах JI.B. Ивановой, И. Н. Зайнулиной, Ю. В. Шибаловой и др.

Анализ работ по рассматриваемой проблеме позволяет говорить о недостаточном исследовании структуры познавательной самостоятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений. В теории до сегодняшнего дня нет ясности в том, какие условия в наибольшей степени оказывают влияние на формирование познавательной самостоятельности курсантов (ФПСК). Недостаточно изучены особенности, формы и методы формирования познавательной самостоятельности у курсантов средних специальных военных учебных заведений. В практике их функционирования отсутствуют научно-практическиеразработки, позволяющие целенаправленно формировать у курсантов познавательную самостоятельность в учебной деятельности.

Все вышесказанное обусловливает значимость разработки этой проблемы.

В ходе исследования был выявлен ряд противоречий:

— между потребностью общества в военных специалистах среднего звена с высоким уровнем познавательной самостоятельности, способных принимать компетентные решения в сложных ситуациях и невозможностью обеспечить эффективность ФПСК с помощью традиционных подходов;

— между жесткой регламентацией поведения курсанта военного училища, ограничивающей самостоятельность личности, и необходимостью ФПСК как свойства личности;

— между возможностями теории личностно ориентированного обучения и недостаточным их использованием в процессе ФПСК. средних специальных военных учебных заведений. ;

Необходимость преодоления этих противоречий и определила проблему исследования: каковы педагогические условия, при которых формирование познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений осуществляется эффективно?

Цель исследования: выявить и обосновать совокупность педагогических условий, форм и методов обучения, способствующих эффективному ФПСК средних специальных военных учебных заведений.

Объект исследования: познавательная самостоятельность курсантов. Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений будет осуществляться эффективно, если: уточнено содержание понятия «познавательная* самостоятельность курсантов», определена ее структура и особенности ФПСК в условиях средних специальных военных учебных заведенийразработана модель формирования познавательной самостоятельности-курсантов, включающая компоненты познавательной самостоятельности, этапы и уровни ее формирования, задачи и функции педагогавыявлена совокупность педагогических условий, способствующих формированию познавательной самостоятельности курсантов.

В. соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены задачи:

1. Выявить сущностные характеристики понятия «познавательная самостоятельность курсантов» военного училища.

2. Определить структуру познавательной самостоятельности, показатели и уровни ее сформированности у курсантов средних специальных военных учебных заведений.

3. Разработать модель ФПСК, выявить наиболее эффективные формы и методы формирования познавательной самостоятельности курсантов, определить этапы данного процесса.

4. Обосновать совокупность педагогических условий формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений.

Теоретико — методологической основой исследования явились: системный (А.Н.Аверьянов, Ю.П.Сокольников), деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JT. Рубинштейн и др.) личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Сериков и др.), контекстный подходы (А.А. Вербицкий) — философские, психолого-педагогические положения о свободе и самостоятельности личности (Н.А. Бердяев, А. Бергсон, Д. А. Леонтьев и др.) — теоретические разработки внедрения в образовательный процесс активных форм и методов обучения (Н.В. Бочкина, С. Ф. Егоров, Б. П. Есипов, Г. А. Малинин, М. И. Махмутов, В. А. Неровных, П. И. Пидкасистый, Л. А. Степашко и др.) — теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, И. Лингарт, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.) — теоретические положения о моделировании в обучении (В.В. Афанасьев Л. М. Фридман и др.) — теоретические разработки в области военного образования (А.В. Барабанщиков, А. В. Белошицкий, В. А. Бодров, М. А. Вознюк, М. В. Воропаев, В. М. Коровин, В. Г. Михайловский, С. А. Федоренко и др.).

Методы исследования.

Цель и задачи исследования

обусловили выбор адекватных методов: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблемеизучение и обобщение педагогического опыта преподавателей, моделирование) — эмпирические (наблюдение, экспертные оценки, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической обработки результатов исследования).

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениямисистемной совокупностью используемых источниковиспользованием взаимодополняющих методов исследования, соответствующих цели, предмету и задачамрезультатами статистической обработки экспериментальных данных.

Этапы исследования:

Теоретическая разработка проблемы (2003;2004 гг.): уточнение темы исследования, изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблемам формирования познавательной самостоятельности курсантов военного учебного заведениявыработка концепции, построение теоретической моделипроведение констатирующего эксперимента: сбор и накопление экспериментального материала, первичная диагностика и выявление уровней сформированности познавательной самостоятельности курсантов;

Опытно-экспериментальная работа (2004;2006 гг.) — построение модели по результатам диагностики, выявление наиболее эффективных форм и методов обучения, задач и функций преподавателей в ходе формирования познавательной самостоятельности курсантов, проведение формирующего эксперимента, уточнение гипотезы;

Завершение опытно-экспериментальной работы (2007;2008 гг.)-обобщение полученных данных, систематизация содержания и результатов исследованияоформление диссертации и подготовка к защите.

Опытно-экспериментальная база, исследования: Воронежское военно-техническое училище Федеральной службы охраны России. Исследованием было охвачено 120 курсантов и 43 преподавателя, всего 163 человека.

Научная новизна исследования: ¦ - уточнено содержание понятия «познавательная самостоятельность курсантов», выявлены его структурные компонентырассмотрены особенности ФПОК средних специальных военных учебных заведений;

— разработана модель ФПСК, обозначены этапы, а также задачи и функции педагога на каждом этапеобоснованы показатели и уровни сформированности познавательной самостоятельности курсантов;

— определены педагогические условия, интенсифицирующие ФПСК.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в разработку теоретических положений формирования познавательной самостоятельности: уточнено содержание понятия «познавательная самостоятельность курсантов», разработана модель формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений, выявлены педагогические условия, при которых данная модель реализуется эффективно. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших исследований особенностей формирования познавательной самостоятельности в учебной деятельности, способствовать развитию научных основ военно-профессионального образования, в контексте личностно-ориентированного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы средними специальными военными учебными заведениями разного профиля, а также военными вузами, вузами Министерства внутренних дел, факультетами военного обучения вузов для совершенствования образовательного процесса, организации инновационной деятельности преподавателей по формированию познавательной самостоятельности курсантов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на конференциях: международной научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы, подходы и решения» (Воронеж, 2006 г.) — международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития высшей школы в условиях модернизации современной системы образования» (Воронеж, 2006 г.) — международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (Воронеж, 2008 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Слагаемые качества подготовки современных специалистов» (Воронеж, 2006 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Перспективы развития образования в силовых структурах» (Голицыно, 2007 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Обучение и воспитание личности в свете концепции непрерывного образования: практика, инновации, качество» (Воронеж, 2007 г.) — пятой межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста» (Воронеж, 2005 г.) — научно-практической конференции «Внедрение информационных технологий в образовательном процессе — важный этап в повышении качества специалиста» (Воронеж, 2005 г.) — научно-практической конференции «Качество подготовки военных специалистов: проблемы и пути совершенствования» (Воронеж, 2007 г.), на заседаниях кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета.

Внедрение полученных результатов в практику работы осуществлялось в Воронежском военно-техническом училище Федеральной службы охраны России, Учебном центре подготовки сотрудников Федеральной службы охраны России (Московская область), академии Федеральной службы охраны России (г.

Орел), Голицынском пограничном институте Федеральной службы охраны России (г. Голицыно).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Познавательная самостоятельность курсанта — это интегративное личностное свойство, проявляющееся в потребности самостоятельно приобретать и применять знания для качественного решения возникающих познавательных и учебно-профессиональных задач, осознанно регулировать и адекватно оценивать собственную познавательную деятельность, направленную на профессиональное становление в процессе учебной деятельности.

2. Структура познавательной самостоятельности курсантов включает мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты, единство которых обеспечивает эффективность профессионального становления личности на этапе среднего специального военного образования, создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности будущих военных специалистов и дальнейшего повышения уровня образования.

3. Особенностями формирования познавательной самостоятельности курсантов средних специальных военных учебных заведений являются:

— необходимость освоения воинских обязанностей, совмещения служебной и учебной деятельности, которая приводит к увеличению физических и психических нагрузок курсантов;

— осуществление учебной и служебной деятельности курсантов под постоянным контролем командиров, жесткой регламентацией уставами, инструкциями, приказами, что может подавлять их ответственность и самостоятельность;

— влияние внешнего стереотипа подчинения, что распространяется и на формирование познавательной самостоятельности.

4. Модель формирования познавательной самостоятельности курсантов включает ее структурные компонентыэтапы формирования познавательной самостоятельности (адаптации, стабилизации, преобразования) и уровни ее сформированности (ситуативный, нормативный, инициативный) — задачи, которые преподаватель решает на каждом этапе и функции преподавателей по ее формированию (формирующая, развивающая, сопровождающая) — формы и методы формирования познавательной самостоятельности курсантов (дискуссия, игровые методы, самостоятельная работа, анализ профессиональных ситуаций, тренинги).

5. Выявлена совокупность педагогических условий, способствующих эффективному ФПСК в учебной деятельности военного училища: учет особенностей организации учебной деятельности в военном образовательном учрежденииучет индивидуального уровня сформированности познавательной самостоятельности курсантовреализация в единстве гуманистического, личностно-ориентированного, контекстного подходов в обученииготовность преподавателей к формированию познавательной самостоятельности курсантовсочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм организации учебных занятийиспользование новых информационных технологий обучениямониторинг формирования познавательной самостоятельности курсантов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, выводов и приложений. Содержание работы изложено на 233 страницах и включает 17 таблиц, 10 рисунков.

Список литературы

включает 235 источников. В приложениях приводятся материалы исследования.

Результаты исследования свидетельствуют о достижении цели опытно-экспериментальной работы — проверена и подтверждена гипотеза исследования о возможности эффективного формирования познавательной самостоятельности курсантов военного училища.

Модель формирования познавательной самостоятельности курсантов может служить теоретико-методологической и практической основой для организации, совершенствования учебного процесса и создания оптимальных условий для формирования познавательной самостоятельности курсантов.

Заключение

.

В представленной работе обобщены результаты исследования, посвященные проблеме поиска и реализации педагогических условий формирования познавательной самостоятельности курсантов в учебной деятельности среднего специального военного учебного заведения. Для достижения цели данного исследования необходимо было реализовать ряд задач. С помощью теоретических методов исследования были уточнены сущностные характеристики понятий самостоятельности, познавательной самостоятельности личности.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что самостоятельность как характеристика личности может проявляться и служить необходимым условием эффективности любой деятельности: — учебной, интеллектной, профессиональной и др. Одним из важнейших видов самостоятельности является познавательная самостоятельность.

Рассмотрев философскую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме познавательной самостоятельности, мьь пришли к выводу о том, что в нашем исследовании под познавательной самостоятельностью личности мы будем понимать интегративное личностноесвойство, проявляющееся в потребности самостоятельно приобретать и применять знания для качественного решения возникающих познавательных и учебно-профессиональных задач, осознанно регулировать и адекватно оценивать собственную познавательную деятельность, направленную на профессиональное становление в процессе учебной деятельности.

Познавательная самостоятельность как целостный личностный феномен может быть представлена в виде структурного единства основных ее компонентов.

По результатам исследования, в структуре познавательной самостоятельности курсанта нами было выделено пять компонентов: мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Механизм структурного единства основных компонентов познавательной самостоятельности был заложен в основу организации учебной деятельности, направленной на развитие и обогащение собственного опыта познавательной самостоятельности курсантов в среднем специальном военном учебном заведении.

Для решения задачи нашего исследования были уточнены особенности формирования познавательной самостоятельности в условиях учебной деятельности военного училища. Мы пришли к выводу о том, что в основе формирования познавательной самостоятельности курсантов лежит противоречие, имманентно ему присущее: между необходимостью развития этого профессионально-значимого свойства личности современного военного специалиста и недостаточным осознанием субъектом учебной деятельности объективных обстоятельств, препятствующих этому процессу в военном учебном заведении. Данное противоречие может приобретать диалектический характер и будет являться источником развития и обогащения собственного опыта познавательной самостоятельности курсантов только при создании определенных педагогических условий. На основе уточнения показателей проявления познавательной самостоятельности, которые группировались по основным компонентам, выделенным в ее структуре, была выстроена уровневая модель, включающая ситуативный, нормативный и инициативный уровни проявления познавательной самостоятельности курсантов.

Проанализировав научную литературу и учитывая специфику среднего специального военного учебного заведения, мы выделили следующие этапы формирования познавательной самостоятельности: этапы — адаптации, стабилизации, преобразования.

Системные представления о преемственности этапов и уровней формирования познавательной самостоятельности курсантов и функциях и задачах преподавательского состава, роли и позиции курсанта в этом процессе, позволяют рассматривать иерархию и диалектический характер становления познавательной самостоятельности.

Наиболее перспективный способ организации формирования познавательной самостоятельности курсантов, с нашей точки зрения, — это увеличение удельного веса применения форм и методов активного обучения: дискуссий, деловых игр, «мозгового штурма», анализа ситуаций, способствующих комплексному использованию потенциальных возможностей курсантов в учебной деятельности и переходу от обучения к самообучению, или управления к самоуправлению и саморегламентации.

Модель формирования! познавательной самостоятельности курсантов включает в себя: механизм структурного единства компонентов познавательной самостоятельности курсантовэтапы формирования познавательной самостоятельности (адаптации, стабилизации, преобразования) и уровни ее проявления (ситуативный, нормативный, инициативный) — педагогические задачи, которые решаются на каждом этапе и функции организаторов учебной деятельности (личностно-формирующаяличностно-развивающая, сопровождающая) — формы и методы активного обучения, а также педагогические условия.

Выявлена совокупность педагогических условий, способствующих развитию и обогащению опыта познавательной самостоятельности курсантов в учебной ¦ деятельности военного училища: учет особенностей организации" учебной деятельности в военном образовательном учрежденииучет индивидуального уровня сформированности познавательной самостоятельности курсантареализация в единстве гуманистического, личностно-ориентированного, контекстного подходов в обученииготовность преподавателей к формированию познавательной самостоятельности курсантовсочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм-организации учебных занятийиспользование новых информационных технологий обучениямониторинг формирования познавательной самостоятельности курсантов.

В ходе экспериментального исследования доказано, что модель формирования познавательной самостоятельности курсантов целесообразна, продуктивна, перспективна в учебной деятельности училища. Таким образом, полученные результаты дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза в основном доказана, а поставленные задачи решены.

Однако, проведенные исследования не претендуют на исчерпывающий анализ проблемы формирования познавательной самостоятельности в военных учреждениях среднего профессионального образования в Российской Федерации. Дальнейшая исследовательская работа может идти в направлении изучения следующих проблем:

— организация в военном училище мониторинговых исследований формирования познавательной самостоятельности курсантов;

— ориентация системы повышения квалификации преподавателей военного училища на научно-исследовательскую, инновационную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. 334с.
  2. , Н.В. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при изучении предметов естественно-научного цикла / Н. В. Акинфиева: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 16с.
  3. , Л.П. Активность учения школьников / Л. П. Аристова. — М.: Педагогика, 1968. 139с.
  4. , И.П. Современный подход к организации и формированию самостоятельной работы студентов / И. П. Артамонов // Наука -производство. 2006. — № 6. — С. 11−14.
  5. , А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.-151с.
  6. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  7. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. — М.: Знание, 1987. 176с.
  8. , А.В. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлин. М.: Военное изд-во, 1986.-344с.
  9. , А.В. Проблемное обучение : итоги подведены проблемы остаются / А. В. Барабанщиков // Вестник высшей школы. — 1985. — № 11. — С. 20.
  10. , А.В. Становление субъектности офицеров в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 232с.
  11. , Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М., 1993. — 245с.
  12. , Н.А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Философия свободы. -М., 1989.-С. 437.
  13. , Р. Развитие Я концепции и воспитание : Пер. с англ. / Р. Берне. -М., 1986. -420с.
  14. , Ф.В. Влияние социально-педагогических факторов на развитие познавательной самостоятельности как черты личности старшеклассника и студента / Ф. В. Берукштене: Дис.. канд. пед. наук. -Вильнюс, 1980.-233с.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 193с.
  16. , P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике / P.P. Бикмурзина: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1996. — 18с.
  17. , С.А. Феномен познавательного интереса и методов его формирования в психологических и педагогических исследованиях / С. А. Богданов, С. Б. Шаповалова // Человек и Вселенная. — 2007. — № 1. — С. 27−39.
  18. , А.Е. Познавательная самостоятельность студентов и ее развитие / А. Е. Богоявленская // Мир образования образование в мире.- 2007.-№ 2.-С. 108−113. .
  19. , Д.Б. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления / Д. Б. Богоявленская, М. Р. Гинзбург // Советская педагогика. -1977.-№ 1.-С. 67−77.
  20. , В.А. Психология профессиональной пригодности : Учеб. пособие для вузов / В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511с.
  21. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М. :Изд-воМГУ, 1981.-С. 129−138.
  22. Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. — М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 11. — 608с.
  23. , Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника/Н.В. Бочкина: Дис.. д-ра пед. наук. — СПб, 1991. -415с.
  24. , Н.В. Самостоятельность личности школьника / Н. В. Бочкина. — Л. :РГПУ, 1991.-86с.
  25. , Н.А. О некоторых аспектах активизации познавательной деятельности студентов / Н. А. Бреднева // Педагогические науки. — М., 2004. № 4. — С. 117−119.
  26. , Е.В. Компетентность, активность и самостоятельность как средства самоорганизации учебной деятельности-студентов / Е. В. Бушуева // Человек. История. Культура. 2006. — № 5. — С. 144−148.
  27. , И.В. Основные технологии группового тренинга / И. В. Вачков. — М.: 2007. 142с.
  28. , С.Н. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе / С. Н. Вахрушева: Дис.. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 194с.
  29. , А.А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.
  30. , А.А. Типология методов активного обучения / А. А. Воронова. — М.: 2007.-117с.
  31. , О.А. Модель активизации познавательной- самостоятельности учащихся колледжа / О. А. Вильгаук, Е. С. Мокарова // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2006. — № 6.1. — С. 12−23.
  32. Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. — 327с.
  33. , Н.Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения / Н. Т. Волков: Дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2000. 180с.
  34. , И.Т. Формирование приемов¦ самостоятельного построения системы знаний / И. Т. Володарская: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973.-21с.
  35. Вопросы обучения и воспитания в военных учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Военное издательство МО СССР, 1976. — 523с.
  36. , JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский. — Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982−1985. — Т.З. -367с.
  37. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 533с.
  38. , JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  39. , Л.Г. Опыт развития познавательной самостоятельности / Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская // Педагогика, 1993. № 1. — С. 61—66.
  40. , П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин- Под ред. А. И. Подольского. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-480с.
  41. , М.Г. Самостоятельная работа студентов как предмет психологических и социальных исследований / М. Г. Гарунов // Проблемы активизации СРС. Пермь: ПГУ, 1976. — С. 44−49.
  42. , Е.Я. Некоторые принципиальные вопросы развития самостоятельности школьников / Е. Я. Голант // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л.: б/н, 1944. — Т.5. — С. 8.
  43. , О.О. Формирование современного специалиста с развитой познавательной активностью / О. О. Горшкова // Современные проблемы науки и образования. 2007. — № 1. — С. 31−34.
  44. , P.M. Творчество и преодоление стереотипов / P.M. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1994. — 192с.
  45. , О.С. Педагогика индивидуальности / OlC. Гребенюк. —
  46. Калининград: Изд-во КГУ, 1995.-93с.
  47. , О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ / О. С. Гребенюк. М.: Педагогика, 1985.-151с.
  48. , A.JI. Психология : личность, творчество, регуляция состояний / A.JI. Гройсман. М.: Изд-во «Магистр», 1998. — 436с.
  49. , И.А. Возможности личностно-ориентированного обучения в формировании познавательной самостоятельности младших школьников / И. А. Турина // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2007. — № 1. — С. 103−105.
  50. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.-284с.
  51. , М.И. Формирование самостоятельности младших школьников в процессе обучения / М. И. Дидора: Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1982.-198с.
  52. , Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности / Ю. Н. Дмитриева // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. Л.: Изд-во ЛГПИ, т.254. — 1964. — С. 141−158.
  53. , JI.А. Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа / JI.A. Дорджиева: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2006. — 20с.
  54. , А.Е. Индивидуально-психологические особенности познавательных процессов как фактор успешного обучения /
  55. A.Е. Дружинин: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1986. — 20с.
  56. , В.В. Интеллект, воля, решительность / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов. М.: Изд-во МО, 1981. — 197с.
  57. , В.Д. Перестройка сознания воинов : содержание, критерии, факторы / В. Д. Дурнев: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. 25с.
  58. , В.К. Общие формы организации процесса обучения /
  59. B.К. Дьяченко. Красноярск, 1984. — 144с.
  60. , М.И. Психология высшей военной школы / М. И. Дьяченко. — М.: Изд-во ВПА, 1983. 257с.
  61. , С.Ф. Проблема активности и самостоятельности в русской дидактике конца XIX века и начала XX века / С. Ф. Егоров: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1965. 18с.
  62. , О.П. Практикум по психологии личности : Практикум / О. П. Елисеев. СПб.: Питер, 2001. — 560с.
  63. , Ю.Н. Формирование познавательной мотивации студентов -условие качества подготовки специалистов / Ю. Н. Емельянов // Вестник Хакасского техн. ин-та филиала Красноярск, гос. техн. ун-та. — 2006. -№ 21.-С. 251−254.
  64. , Б.П. Самостоятельные работы учащихся в процессе обучения : взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-вып.115.-С. 5−37.
  65. , JI.B. Учить самостоятельности : Кн. для учителя / JI.B. Жарова. — М.: Просвещение, 1993. 203с.
  66. , С.Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие (на материале студентов филологов и математиков) / С. Ю. Жданова: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 1997. 24с.
  67. , С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза / С. П. Желтобрюх: Дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1996. — 137с.
  68. , И.Н. К вопросу об организации учебного процесса в военном ВУЗе / И. Н. Зайнулина // Применение новых форм и методов обучения информационных технологий для повышения качества образовательного процесса. Ставрополь: СВАИУ, 1997. — С. 29−30.
  69. , В.Г., Теплых, Л.В. Самообразовательная деятельность студентов: взгляд сегодня / В. Г. Закирова // Педагогические науки. — М., 2004.-№ 4.-С. 125−126.
  70. , Л.В. К вопросу самостоятельной работы студентов / Л. В. Залевская // Вестник Хакасского техн. ин-та — филиала Краснояр. гос. техн. ун-та. 2006. — № 21. — С. 245−251.
  71. , Г. В. Фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. — Иркутск: Вост. Сиб. книж. изд-во, 1976. — 192с.
  72. , Н.М. Практическая дидактика для- учителя / Н. М. Зверева: — -М., 2001.-256с.
  73. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-383с.
  74. , Л.В. Волевые качества и их формирование у курсантов военных училищ БНА / Л. В. Златков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969. -16с.
  75. , Ю.Я. Методологические проблемы самосознания и его формирования у советских воинов / Ю. Я. Злотников: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. М., 1980. — 37с.
  76. , В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление / В. Д. Иванов. М.: Просвещение, 1991. — 127с.
  77. , В.П. Формирование личности офицера / В. П. Иванов. — М.: Воениздат, 1986. 160с.
  78. , B.C. Проблема формирования потребности в знаниях у школьников' / B.C. Ильин. Ростов-на-Дону: Рост.-на-Дону гос. пед. инст-т, 1971. — 224с.
  79. , А.В. Деятельный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности студентов / А. В. Ильина // Вестник Ин-та пед. исслед-ий Челябин. гос. академии культуры и искусств. Серия: Педагогика и психология. 2007. — № 1. — С. 74−79.
  80. Кабанова-Мел л ер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. М., 1981. — 132с.
  81. , Е.А. Некоторые проблемы организации учебно-познавательной деятельности студентов в классическом университете / Е. А. Кагакина, Ю. А. Мишина, Н. А. Русакова // Педагогические науки. — 2006. — № 5. — С. 133−137.
  82. , С.Н. Развитие познавательной активности студентов вуза / С. Н. Казначеева: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2007. — 22с.
  83. , З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики / З. И. Калмыкова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 290−296.
  84. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1979. — 48с.
  85. , Т.А. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников / Т. А. Капитонова: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 1996.-20с.
  86. , А.В. Психология менеджмента / А. В. Карпов. — М.: Гардарики, 1999.-582с.
  87. , В.П. Самоутверждение курсанта / В. П. Каширин. М.: Изд-во ВПА, 1983.-76с.
  88. , Б.М. Возраст познания / Б. М. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1977.- 123с.
  89. , Б.М. Классификация наук / Б.М. Кедров- Под ред. Н. В. Пилипенко. -М., 1985.-543с.
  90. , Н.Н. Формирование человека-творца в процессе обучения -одно из основных условий общественного прогресса / Н. Н. Кириллова // -Творчество и общественный прогресс. М., 1982. — С. 128—141.
  91. , А.А. Подготовка курсантов военно-экономического вуза к принятию самостоятельных решений / А. А. Киселев: Дис.. канд. пед. наук. М., 1971.-201с.
  92. , Г. А. Предметное содержание интенсивного обучения / Г. А. Китайгородская, Я. В. Гольдштейн // Активизация учебной деятельности. Куйбышев: КГУ, 1986. — С. 14−24.
  93. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.: Изд-во ин-та практ. психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 400с.
  94. , А.А. Самовоспитание офицеров Советской Армии / А. А. Кобенко: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1971. -201с.
  95. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. — М: Наука, 1988.-191с.
  96. , Г. М. Педагогический словарь : Для студ. -высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. -М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 176с.
  97. Кон, И. С. Психология, юношеского возраста / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1979. 175с.
  98. Конопкин., О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности'/ О. А. Конопкин. -М.: Наука, 1984. 255с.
  99. , О.А. Связь учебной успеваемости с индивидуально-психологическими особенностями саморегуляции / О. А. Конопкин, Г. С. Прыгин // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 42−52.
  100. , В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах / В. М. Коровин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2002.-192с.
  101. , И.Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов в процессе изучения курса «Методика преподавания математики» / И. Г. Королькова: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саранск, 1997. 18с.
  102. . Н.И. Психическая саморегуляция курсантов и слушателей в учебном процессе / Н. И. Королюк. М.: Изд-во ВЧ, 1997. — 56с.
  103. , И.Б. Психология / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, В. Н. Петриевский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 480с.
  104. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения / В. В. Краевский. -М., 1977. 264с.
  105. , Р.И. Методологические основы единства обучения и воспитания воинов / Р. И. Красиков: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. 19с.
  106. , Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов / Е. В. Краснова: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 20с.
  107. ПО.Крицкая, А. П. Изменение субъектности организаторов образовательного процесса как условие эффективности самообразования будущих специалистов / А. П. Крицкая // Среднее профессиональное образование. — 2006.-С. 49−51.
  108. , А.К. Подготовка офицеров к разрешению конфликтных ситуаций в воинских коллективах / А. К. Кротов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1996. — 18с.
  109. , В.Н. Формирование мотивации познавательной деятельности в интенсивном обучении / В. Н. Кругликов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.-19с.
  110. , В.Н. Компоненты и критерии развития познавательной самостоятельности курсантов в военных средних специальных учебных заведениях. / В. Н. Кувшинов // Образование и саморазвитие. — Казань, 2008.-№ 1(7).-С. 34−39.
  111. , Н.В. Основы вузовской педагогики / Н. В. Кузьмина. — Л., 1972. 180с.
  112. , Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности / Г. Н. Кулагина: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1980. 16с.
  113. Пб.Кулемин, В. Ю. Развитие теории самообразования в учебной познавательной деятельности и методов обучения / В. Ю. Кулемин, Н. Н. Непомнящая // Педагогические науки. 2006: — № 5. — С. 160−178.
  114. , С.С. Самостоятельная образовательная деятельность студентов в информационной среде / С. С. Куликова // Человек и образование. 2007. -№½.-С. 100−103.
  115. , Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−45.
  116. Кулюткин,' Ю. Н. Мышление и личность / Ю. Н. Кулюткин. — СПб: Крисмас, 1995. 26с.
  117. , Н.В. Формирование умственной самостоятельности / Н. В. Кухарев. Минск, 1972. — 135с.
  118. , М.Г. Самостоятельная работа студентов в высших учебных заведениях Великобритании / М. Г. Кучеряну: Дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1997.-219с.
  119. , К. Динамическая психология : Избранные труды / К. Левин, под редакцией А. Н. Леонтьева и Е. Ю. Пятаевой. — М.: Смысл, 2001. — 572с.
  120. , Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. — М.: Учпедгиз, 1960. -427с.
  121. , Р.Г. О самостоятельной работе учащихся / Р. Г. Лемберг // Советская педагогика, 1962. № 2. — С. 16−28, 37.
  122. , Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов / Ю. А. Ленев: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. — 20с.
  123. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 302с.
  124. , Д. А. Психология свободы : к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. — т.21. -2000. -№ 1. — С. 15−25.
  125. , И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся / И. Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Педагогика, 1971. — № 4. — С. 180−192.
  126. , В.И. Познавательная активность учеников / В. И. Лозовая. — Харьков: Основа, 1990. 89с.
  127. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444с.
  128. , В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 202с.
  129. , Г. А. Развитие самостоятельности и активности учащихся в школах опытных станций Наркомпроса РСФСР (1919−1937) / Г. А. Малинин: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969. -22с.
  130. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308с.
  131. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Педагогика, 1990. — 192с.
  132. , С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединиститута / С. И. Марченко: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 189с.
  133. , А.К. Психологическая структура и развитие познавательной активности / А. К. Матюшкин // Вопросы психологии. 1982. — № 4. -С.5−17.
  134. , М.И. Принцип проблемности в обучении / М. И. Махмутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.30−33.
  135. , М.И. Проблемы обучения. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368с.
  136. , М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности школьников в школах Татарии / М. И. Махмутов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1963.-80с.
  137. , Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников / Н: А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 219с.
  138. Методика педагогических исследований: Сб. статей. — Киев: Вища школа, 1976.- 105с.
  139. , К.И. К вопросу о принципах целенаправленной саморегуляции психических функций человека / К. И. Мировский // Психическая саморегуляция. — Алма-Ата, 1973. — С. 56—58.
  140. , Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. — М.: Педагогика, 1991. — 152с.
  141. , В.И. Проблемное обучение в преподавании общественных наук в военных училищах / В. И. Михайловский. Энгельс, 1973. — 84с.
  142. , И.И. Педагогические проблемы дифференцированного подхода к воспитанию курсантов военного вуза различных курсов обучения / И. И. Мороз. М., 1981. — 174с.
  143. , В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова // Психологический журнал, 1995. № 4. — С. 26−35.
  144. , Р.Г. К вопросу о возрастном развитии способности вырабатывать установку на основе воображения / Р. Г. Натадзе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 194−198.
  145. , В.А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике второй половины XIX века / В. А. Неровных: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1963. 18с.
  146. , Р.А. Дидактические основы активации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 302с.
  147. , Е.Ю. Педагогическое управление самостоятельной работой студентов вузов : траектории развития / Е. Ю. Никитина, O.JI. Прохорова // Вестник Челябин. гос. пед. ун-та. 2006. — № 6.4. — С. 57−66.
  148. , О.А. Теория- и практика самостоятельной работы учащихся / О. А. Нильсон. Таллин, 1976. — 150с.
  149. , А.С. Субъектногенетический подход в обучении : Учеб. пособие / А. С. Огнев. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1998. — 237с.
  150. , И.Т. Содержание и методика исследования сравнительной эффективности отдельных методов обучения в школе / И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый // Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. -М.: Педагогика, 1974. С. 31−62.
  151. , А.С. Словарь русского языка / А. С. Ожегов. М.: Русский язык, 1996.-797с.
  152. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -М.: АзъШ, 1992. 955с.
  153. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. — М.: Высшая школа, 1990:-382с.
  154. , В.Г. Образование взрослых : Междисциплинарный, словарь терминологии / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. — СПб., Воронеж, 1995. — 232с.
  155. . В.И. Активность и самостоятельность учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 19 981- № 3. — С. 44-^8.
  156. А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  157. , А.К. Психология самостоятельности / А. К. Осницкий. — М. — Нальчик: Эльфа, 1996. 143с.
  158. , А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. Москва-Нальчик, 1996. — 125с.
  159. , А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 80с.
  160. Осницкий- А. К. Умения саморегуляции в профессиональном 1 самоопределении учащихся / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. — 1992.-№ 1−2.-С. 52−59.
  161. , Н.А. Познавательная активность, в системе профессиональной подготовки «будущего специалиста / Н.А. «Паточкина // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Образование, здравохранение, физкультура 2006. — № 3.т.2.1 — Вып.7. — С. 53−55.
  162. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — 3 изд. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 638с.
  163. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -516с.
  164. Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1966. — Т.З. — 880столб.
  165. Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б. М. Бим. М., 2002. — 528с.
  166. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении : Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  167. , К.К. Краткий словарь системы психологических знаний / К. К. Платонов. -М.: Высшая школа, 1981. 176с.
  168. , Т. А. Экспериментальное исследование процесса-познавательной мотивации / Т. А. Платонова: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1981.-23с.
  169. , Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности у школьников в обучении / Н. А. Половникова: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1977. — 54с.
  170. , Н.А. О теоретических основах познавательной самостоятельности школьников в обучении / Н. А. Половникова. Казань: Татарск. кн. изд-во, 1986. -203с.
  171. , Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М.: Наука, 1976.-303с.
  172. , Т.И. Установка как фактор формирования стратегии поведения / Т. И. Пономаренко: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Новосибирск, 1995.-27с.
  173. , Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. Казань, КГУ, 1990. — 240с.
  174. , М.А. Израильская школа : плюсы и минусы / М. А. Портнов, Б. М. Портнов // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 119−123.
  175. Практикум по психодиагностике: Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 160с.
  176. , А.С. Учение и установка / А. С. Прангишвили // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 101−107.
  177. ,. Г. С. Проявление феномена «автономность — зависимость» в учебной деятельности / Г. С. Прыгин // Новые исследования в психологии. -1984.-№ 2.-С. 48−52.
  178. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  179. , Дж. Педагогическое тестирование : Проблемы, заблуждения, перспективы: Пер. с англ. / Дж. Равен. 2-е изд., испр. — М. г Когито-Центр, 2001.- 142с.
  180. Реан- А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1994. — 412с.
  181. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. — Т.2. — 669с.
  182. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — 2 изд., М.: Учпедгиз, 1946. 706с.
  183. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности : к философским, основам современной педагогики / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 101−109.
  184. , Л.Г. Развитие самодеятельности школьников в учебно-воспитательном процессе/ Л. Г. Садакова. -М.: копи-центр, 1999. 121с.
  185. , Ю.А. Очерки психологии ума / Ю. А. Самарин. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.-504с.
  186. , Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя / Г. И. Саранцев // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 63−66.
  187. , Н.Н. Проблема активизации человеческого фактора в советских вооруженных силах : специфика, эффективность, критерии / Н.Н. Серегин*: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев, 1990. -24с.
  188. , В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика, 1994.-№ 5.-С, 11−16.
  189. , М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. М., 1965. — 74с.
  190. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  191. , Е.Г. Управление учебно-познавательной деятельностью корпоративных студентов на базе Интернет-технологий / Е. Г. Соломина // Философия образования. 2006. — № 3. — С. 228−234.
  192. , А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303с.
  193. , В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии, 1981. № 6. — С. 59−74.
  194. Степашко, J1.A. Проблема активности и самостоятельности в современной дидактике (1917−1931) / JI.A. Степашко: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1966.-20с.
  195. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-286с.
  196. , Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах : Учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 576с.
  197. , Л.З. Развитие проблемы познавательной самостоятельности в -отечественной и зарубежной педагогики / Л. З. Стуколова: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1993. — 175с.
  198. , Л.З. Развитие проблемы познавательной самостоятельности в педагогике / Л. З. Стуколова: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1993.-22с.
  199. , И.Г. Формирование навыков и умений самообразования у слушателей высшей военно-политической школы ЧНА / И. Г. Суровых: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 183с.
  200. , М.А. О наличии у студентов опыта самостоятельной деятельности / М. А. Туркина // Проблемы внедрения государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образования: Сб.ст. Ставрополь, 1998.-С. 103−104.
  201. , Д.Н. Теория установки / Д. Н. Узнадзе. — М.: Ин-т практической1 психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 443с.
  202. , Ю.В. Профессиональная саморегуляция личности и андрологическая ориентация последипломного образования / Ю. В. Укке // Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. — М., 1992. — С. 80−108.
  203. , Н.Ф. Воспитание учебно-познавательной самостоятельности у студентов в процессе изучения естественно-математических наук / Н. Ф. Федорков: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1988. — 202с.
  204. , М.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов в дидактической компьтерной среде / М. А. Федорова // Информатика и образование. 2006. — № 10. — С. 126−128.
  205. , В. Человек в поисках смысла / В. Франки. М.: Прогресс, 1990. -367с.
  206. , Л.М. О теории учебно-воспитательной самодеятельности / Л. М. Фридман // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 115−117.
  207. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1995. — 391с.
  208. , X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. / X. Хекхаузен. М.: -Педагогика, 1986. — Т.2. — 391с.
  209. , О.Ю. Оптимизация формирования у студентов установки на познавательную деятельность / О. Ю. Черняева // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2006. — № 7. — С. 87−91.
  210. , И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977. 142с.
  211. , Т.И. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях сочетания проблемного и объяснительно-иллюстративного обучения / Т. И. Шалавина: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1984. — 17с.
  212. , Н.А. Дидактические условия активации познавательной самостоятельности студентов ИФК / Н. А. Шаламова: Дис.. канд. пед- наук. Челябинск, 1995. — 176с.
  213. , Т.И. Активизация учения школьников / Т. Н. Шамова. — Педагогика, 1982. 207с.
  214. , Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной, деятельности учащихся / Т. И. Шамова // Советская педагогика. 1971. -№ 10.-С. 18−25.
  215. , Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников / Т. И. Шамова. М.: НИИ школ, 1972. — С. 3−19.
  216. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1999. — 512с.
  217. , Ю.В. Формирование познавательной самостоятельности у курсантов военных ВУЗов / Ю. В. Шибалова: Дис.. к-та пед. наук. -Ярославль, 2002. — 224с.
  218. , Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров воздушно-десантных войск / Г. И. Шпак: Дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 19 981 — 415с.
  219. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. -М., 1977. 148с.
  220. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин / Под редакцией В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 496с.
  221. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребности. М.: ACT, 1997. — 299с.
  222. , Н.А. Психолого-педагогические факторы военно-образовательного процесса / Н. А. Юренко. М.: Воениздат, 2001. — 140с.
  223. , В.З. Формирование творческой самостоятельности учащихся / В. З. Юсупов. Киров: Изд-во Киров, пединститута, 1993. — 56с.
  224. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Логос, 1996. — 136с.
  225. , В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. — 639с.
  226. Amabile, Т.М. The social psychology of creativity. New-York: Springer-Verland, 1983.
  227. Dartlett, F. Thinking. L., 1958.
  228. Eysenek, H.J. The structure and measurement of intelligence. Berlin: Heideiberg- New-York: Springes — Verlag, 1979. — 227p.
  229. Gruber, H.E. et al. Contemporary approaches to creative thinking. New-York: Atherton Press, 1972.
  230. McClelland, David C. Human motivator. -N.Y., 1987. 283p.
  231. Mfltzman, J. On the training of originality // Psychological review. 1960. -Vol. 67.-P. 229−442.
  232. Sternberg, R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. -1985.-P. 5−31.1. Анкета для курсантов
  233. Уважаемые курсанты! Обращаемся к Вам с просьбой ознакомиться с анкетой и дать ответы на содержащиеся в них вопросы. Ваши ответы помогут эффективной организации образовательного процесса и успешному взаимодействию с офицерами и преподавателями училища.
  234. Испытываете ли Вы удовлетворение от того, что вступили на самостоятельный жизненный путь?1. Да? Нет? Не знаю ?
  235. Уверены ли Вы в правильности выбора профессии?1. Да? Нет? Не знаю ?
  236. Проявляете ли Вы интерес к новым служебно-профессиональным обязанностям?1. Да? Нет? Не знаю ?
  237. Готовы ли Вы соответствовать требованиям военной среды?1. Да? Нет? Не знаю ?
  238. Готовы ли Вы беспрекословно подчиняться приказам командиров?1. Да? Нет? Не знаю ?
  239. Какими, на Ваш взгляд, профессионально-важными качествами Вы обладаете? целеустремленностью? честностьюрешительностью? принципиальностьюсамостоятельностью? трудолюбиемответственностью ?
  240. Используете ли Вы в учебном процессе активные формы и методы обучения?1. Если да, то какие?
  241. Считаете ли Вы, что достаточно делаете для формирования познавательной самостоятельности курсантов? а) даб) нет
  242. Считаете ли Вы, что в училище созданы достаточные условия для формирования познавательной самостоятельности курсантов в учебной деятельности? а) даб) нет
  243. Карта изучения сформированности познавательной самостоятельности курсанта (на примере Дениса- К.)
  244. Карта изучения сформированности познавательной самостоятельности курсанта (на примере Максима И.)
  245. Карта сформированности познавательной самостоятельности курсанта (на примере Владимира П.)
  246. Частота проявления компонентов познавательной самостоятельности (Р -редко, Э эпизодически, Ч — часто) — уровни сформированности познавательной самостоятельности (С — ситуативный, Н — нормативный, И — инициативный).
  247. Учебно-тематический план методологического семинара дляпреподавателей военного училища по проблеме формирования познавательной самостоятельности курсантов1. Пояснительная записка
  248. Ниже представлен учебно-тематический план занятий с преподавателями училища.
  249. Учебно-тематический план (24 часа) п/п Наименование темы Количество часов по видам занятий
  250. Всего часов Лекция Семинар Дел. игра Дискуссия Кругл, стол Диагностик Сам. работа
  251. Актуальные проблемы теории и практики среднего профессионального образования в военных учреждениях 5 2 1,5 0,5 1
  252. Сущность познавательной самостоятельности как интегративного свойства личности 5 2 2 1
  253. Теоретические основы самостоятельной познавательной деятельности курсантов 5 2 1,5 0,5 1
  254. Условия реализации принципов преемственности и непрерывности в системе военного профессионального образования 5 2 1 1 1
  255. Проблемы совершенствования содержания и методов организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов училища 4 • 2 2
  256. Итого 24 8 1 1,5 1,5 2 4 61. Рекомендациипо использованию новых информационных технологий в учебном процессе среднего специального военного учебного заведения1. Написание реферата-обзора
  257. В данном случае возможны два режима работы:1. курсанты пишут рецензию на сайт, указанный преподавателем-2. курсанты сами ищут сайты подобной тематики и дают на них рецензию.
  258. У курсантов формируются навыки обработки информации, критического мышления и умения выражать свою точку зрения, опираясь на аргументы.
  259. Анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценивание
  260. У курсантов формируются навыки обработки информации, определение и аргументированная защита собственного мнения.
  261. Написание своего варианта плана лекции
  262. У курсантов формируются умения осуществления познавательной I деятельности (действия ориентирования и планирования) — конструирование содержания обучения. 5. Написание фрагмента лекции
  263. У курсантов формируются умения осуществления деятельности4 действия ориентирование, планирование, реализация, рефлексия) — конструирование содержания учения, развитие интереса к познавательной деятельности.
  264. Составление библиографического списка
  265. У курсантов формируются умения планирования деятельности, а также умения выделять главное и второстепенное- конструирование содержания учения.
  266. Анализ и оценивание рефератов по темам, существующим в сети
  267. Работы сдаются в письменном виде преподавателю. Их оценивание можно проводить разными путями: 1) традиционное оценивание преподавателем- 2) взаимооценка- 3) оценка работ мини-группами.
  268. У курсантов формируются критическое мышление, умения рефлексии деятельности и познавательной мотивации.
  269. Подготовка фрагмента практического занятия
  270. У курсантов формируются умения конструирования содержания своего обучения, развития мотивации, умения осуществления деятельности.
  271. Подготовка доклада по теме
  272. У курсантов формируются умения ориентирования, планирования, реализации и рефлексии деятельности, увлеченности самим процессом познания, мотива самореализации.
  273. Подготовка и проведение дискуссии по теме
  274. У курсантов формируются умения конструирования содержания учения, развития критического мышления, умения организации и рефлексии деятельности, развития мотива самоопределения.
  275. Выполнение лабораторных работ
  276. Канада) и предназначена для создания заданий с самоконтролем без знания программирования. Преподавателю достаточно заполнить форму нужным содержанием и разместить получившиеся web-страницы на сервере.
  277. У курсантов формируются умения стремления к познавательной деятельности, конструирования содержания обучения (за счет выбора варианта лабораторной работы).
  278. Работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным ч в сети
  279. У курсантов формируются умения планирования деятельности, а также умения выделять главное и второстепенное- конструирования содержания^ обучения.
  280. Ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуадения актуальных проблем
  281. У курсантов формируются умения планирования, ориентирования и рефлексии учебной деятельности, а также умения выделять главное и второстепенное,. мотивахамоопределения.
  282. Консультации с преподавателем и другими курсантами через отсроченную телеконференцию
  283. У курсантов формируются умения планирования и рефлексии- деятельности, а также умения выделять главное и второстепенное- конструирования содержания учения.
  284. Размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки -курса, создание рейтинга работ курсантов по данной теме
  285. У курсантов формируются умения реализации и рефлексиидеятельности, развития мотивации самореализации исамоопределения, стимулирования познавательного интереса.
  286. Публикация библиографий по теме
  287. У курсантов формируются умения рефлексии деятельности, а также умения выделять главное и второстепенное- конструирования содержания учения.
  288. Создание тематических web-страниц
  289. У курсантов формируются умения ориентирования, планирования, осуществления и рефлексии деятельности- конструирования содержания учения- развития мотивов самоопределения и самореализации.
  290. Разработка новых лабораторных работ
  291. У курсантов формируются умения осуществления и рефлексии деятельности- конструирования содержания учения- развития мотива самореализации.
  292. Публикация курсовых работ курсантов на сайте
  293. У курсантов формируются умения рефлексии деятельности- конструирования содержания учения- развития мотива самореализации.
  294. Предлагаемая система самостоятельных работ, выполняемая с использованием новых информационных технологий нацелена на формирование познавательной самостоятельности курсантов среднего специального военного учебного заведения.
  295. Учебная программа «Подготовка преподавателей среднего специального военного учебного заведения к формированию познавательной самостоятельности курсантов"1. Пояснительная записка
  296. Программа «Подготовка преподавателей среднего специального военного учебного заведения к формированию познавательной самостоятельности» состоит из трех основных разделов: введение в дисциплину, психология, педагогика.
  297. Курс «Психология» включает в себя модули:1. Основы общей психологии-
  298. Отдельные разделы социологии-
  299. Возрастная психология. а Курс «Педагогика» состоит из модуля:1. Дидактика
  300. Основное назначение модуля «Возрастная психология» — познание особенностей юношеского возраста. При изучении этого модуля преподавателям необходимо обратить внимание на понятия: возрастная психология, юношеский возраст и его характеристики.
  301. При изучении модуля «Дидактика», преподавателям необходимо обратить внимание на понятия: самостоятельность- обучение- умения- навыки- формы, методы, средства обучения- технология.
  302. Занятия с преподавателями проводятся в формах: лекций, практических занятий, самостоятельной работы.
  303. Совокупной формой оценки результатов изучения курса «Подготовка преподавателей среднего специального военного училища к формированию познавательной самостоятельности является тест. Преподаватель должен знать:
  304. Основные понятия, перечень которых содержится в каждом разделе программы-
  305. Современные педагогические формы, методы, средства формирования познавательной самостоятельности курсантов-
  306. Основные средства диагностики личностных характеристик курсантов, влияющих на формирование познавательной самостоятельности. Преподаватель должен уметь:
  307. Применять теоретические положения на практике-
  308. Наблюдать, выявлять и оценивать личностные характеристики курсантов, влияющих на формирование познавательной самостоятельности-1. Содержание курса
  309. Курс включает в себя: Психология- лекционный курс объемом 17 часов- практические занятия 4 часа- самостоятельная работа Дидактика- лекционный курс объемом 21 час- практические занятия 12 часов- самостоятельная работа
  310. Содержание лекционного курса Введение в дисциплину
  311. Тема 1. Методические, психолого-педагогические основы формирования познавательной самостоятельности.- 2ч.
  312. Раздел 1. Психология I. Основы общей психологии
  313. Основные понятия: индивид, личность, индивидуальность, направленность, темперамент, характер, способности.
  314. Основные понятия: научение, учение, деятельность, творчество, активность, самостоятельность, игра, учебная деятельность, средства учения.
  315. Тема 3. Рефлексивная сфера личности- 2ч. Рефлексия. Роль рефлексии в познавательной деятельности. Функции рефлексии, способствующие формированию познавательной самостоятельности. Профессиональная рефлексия преподавателя.
  316. Основные понятия: рефлексия, функции рефлексии, профессиональная рефлексия.
  317. Основные понятия: чувства, эмоции, потребности, воля.
  318. Основные понятия: тест, анкета, опросник, интервью, психодиагностика, педагогическая диагностика, надежность, валидность, стандартизация.1. Отдельные разделы социологии
  319. Тема 7. Личность, как объект и субъект социального развития- 2ч. Социальный статус личности и его формирование. Стиль профессиональной деятельности преподавателя военного училища и его влияние на развитие познавательной самостоятельности.
  320. Директивная и интерактивная модели организации занятий. Основные понятия: личность, социальный статус, стили профессиональной деятельности преподавателя, директивная и интерактивная модель.
  321. I. Возрастная психология Тема 8. Психология юношеского возраста- 2ч.
  322. Раздел 2. Педагогика I. Дидактика
  323. Тема 10. Методы обучения, развивающие познавательнуюсамостоятельность.-4ч
  324. Основные понятия: формы обучения, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, научно-исследовательская работа.
  325. Тема 13. Контроль за результатами учебно-познавательной деятельности курсантов, как средство формирования познавательнойсамостоятельности. Зч.
  326. Различные научные подходы к рассмотрению проблемы формирования познавательной самостоятельности.
  327. Какова структура познавательной самостоятельности курсантов?
  328. Что вы понимаете под понятием «активные методы обучения»? Перечислите и охарактеризуйте их.
  329. Каковы формы, методы и средства формирования познавательной самостоятельности курсантов? Охарактеризуйте их сущность, дидактические функции.
  330. Тема 2. Методы диагностики основных личностных характеристик курсантов, способствующих формированию познавательной самостоятельностипрактическое занятие)-4часа.
  331. Вопросы и задания для самоподготовки. '
  332. Повторить материал лекционных курсов по психологии.
  333. Каковы сущностные характеристики психологии юношеского возраста?
  334. Каковы особенности формирования познавательной самостоятельности курсантов среднего специального военного учебного заведения?
  335. Что означают понятия надежности, валидности и стандартизации теста?
  336. Какие методики используются при оценке компонентов познавательной самостоятельности?
  337. Практическая работа с тестами.
  338. Тема 3. Игровые технологии (семинарское занятие)-4часа.
  339. Вопросы и задания для самоподготовки
  340. Каковы психолого-педагогические основы применения игровых технологий в процессе формирования познавательной самостоятельности?2. 1 риведите примеры классификаций игр в педагогике. Охарактеризуйте видыигр.
  341. Перечислите требования к педагогическим технологиям.41, Проиллюстрируйте различные виды игр на примере конкретного учебного^ материала.
  342. Вопросы для обсуждения на семинаре
  343. Роль игровых технологий в формировании познавательной самостоятельности курсантов?
  344. Какими я вижу игровые технологии, формирующие, познавательную самостоятельность курсантов, в среднем специальном военном учебном заведении?
  345. Тема 4. Тренинговые, проектные и диалоговые технологии формирования познавательной самостоятельности курсантов в учебной деятельностисеминарское занятие) 4часа: Вопросы и задания для самоподготовки:
  346. Известно- что чем больше задач решит курсант, тем лучшими умениями и навыками он овладеет. Сформулируйте цели решения задач на занятиях по вашему курсу. Приведите примеры.
  347. Проанализируйте, как вы стимулируете самостоятельную познавательную деятельность курсантов в процессе управления решением ими задач?
  348. Какими умениями необходимо овладеть курсанту для формирования у него познавательной самостоятельности?
  349. В чем заключаются дидактические и специфические возможности компьютера в усвоении знаний и формировании умений, навыков?
  350. Каковы возможности компьютера в формировании познавательной самостоятельности курсантов?
  351. Каковы правила организации дискуссии?
  352. Приведите примеры тренинговых, проектных и диалоговых технологий, служащих для формирования умений, необходимых курсанту, ' для формирования познавательной самостоятельности.
  353. Вопросы для обсуждения на семинаре.
  354. Какими вы видите проектные, тренинговые и диалоговые технологии, формирующие познавательную самостоятельность курсантов в среднем специальном военном учебном заведении?
  355. Содержание самостоятельной работы.
Заполнить форму текущей работой