Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Монополизм в российской экономике: исторические корни, механизм преодоления

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Однако при этом есть явные признаки целого ряда нетарифных действий некоторых органов Российской Федерации, на которые казахстанская сторона не имеет возможности ответить адекватным ростом своего импорта в Россию. Безусловно, необходима не только гармонизация законодательства в области антимонопольного регулирования, но и целый ряд согласований с целью создания в ближайшее время надстроечного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Исторические корни монополизма в российской экономике
    • 1. 1. Предпосылки и развитие монополистической стадии экономики в России
    • 1. 2. Переход от торгово-сбытовых к промышленно-финансовым монополистическим предпринимательским объединениям
  • 2. Теоретические аспекты монополизма в российской экономике
    • 2. 1. Понятие монополизма в экономике
    • 2. 2. Виды и формы монополизма в экономике
    • 2. 2. Преодоление и регулирование монополизма в экономике
  • 3. Современные проявления монополизма в российской экономике
    • 3. 1. Монополизм в соименной российской экономике
    • 3. 2. Антимонопольное регулирование на территории Единого экономического пространства Республики Беларусь, Казахстан и РФ
  • Заключение
  • Список литературы

Монополизм в российской экономике: исторические корни, механизм преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система электронных торгов (аукционов) направлена на снижение потерь для экономики, возникающих вследствие недостаточного развития конкуренции в различных ее секторах. Источниками данных потерь являются эффекты, давно известные в экономической теории. Это не только завышенные цены, складывающиеся на слабоконкурентных рынках, и недопроизведенные объемы продукции — это еще и более высокие издержки, стимулов снижать которые в условиях слабой конкуренции не возникает; недостаточная заинтересованность в инновациях; расходы, которые фирмы тратят на монополизацию рынка или поддержание картелей вместо того, чтобы вкладывать ресурсы в производство. Кроме того, ограничение конкуренции на одном из рынков по цепочке приводит к снижению эффективности на других рынках, где данный товар используется как сырье в процессе производства или оказания услуги.

Что касается глобальных вопросов антимонопольной деятельности стран Евр

АзЭС, то сегодня между государствами-членами существует договоренность о разработке и принятии к 2015 году Единого антимонопольного кодекса.

При условии успешного выполнения поставленной задачи будет запущен эффективный механизм продвижения и развития единого формата конкуренции на территории всех трех государств. Россия и Беларусь уже в начале 2013 года планируют начать свободную торговлю на наиболее популярных электронных площадках обоих государств, а Казахстан включится в этот процесс начиная с 2014 года. Таким образом, предпринимателям из любого города стран-участниц будет предоставлена возможность участвовать в торгах, которые проводятся в Минске, Астане, Москве или других городах.

Однако большего внимания в настоящее время требует задача по выработке единых методик: оценки состояния конкурентной среды по трем государствам и определения монопольно высоких (низких) цен. В настоящее время в разработке пока находится только методика расчета и порядка наложения штрафов в отношении субъектов бизнеса, которые оказывают влияние на рынки двух, трех и более стран. В рамках этой работы проводится анализ рынка, устанавливается и фиксируется объем продаж.

Еще одну серьезную опасность для свободного рынка Евр

АзЭС, а в особенности для его приграничных территорий представляют собой картели. В рамках организации противодействия этому явлению ЕЭК рассматривает пока только крупные компании, анализирует их уставы на предмет участия в других бизнесах, проводит оценку их аффилированности. Значительно облегчает данную работу наличие исчерпывающей информации по указанным компаниям (в силу их немногочисленности) и тесное взаимодействие с национальными антимонопольными органами.

Так же следует отметить, что борьба с картелями на пространстве ЕЭП — это большая проблема, которая однозначно решиться не может. Следует отметить, что в судебной практике стран Евр

АзЭС уже имеются проблемные ситуации по картельным соглашениям, так например:

в Казахстане пресечен картельный ценовой сговор по продаже сотовых телефонов в г. Алматы, в России выявлена попытка установления перерабатывающими предприятиями единой закупочной цены на молочное сырье, в Беларуси пресечен картельный сговор двух фирм при реализации табака.

Положительным моментом является отсутствие «распыления» деятельности органа, поскольку крупнейших компаний, работающих в масштабах сразу двух-трех государств, не так много и они хорошо известны. В основном это субъекты крупного бизнеса, осуществляющие деятельность в сфере энергетики, транспорта, добычи полезных ископаемых, производства сельскохозяйственной продукции, доли рынка которых еще предстоит уточнить.

Недобросовестная конкуренция в странах Евр

АзЭС обычно выражается в завлечении покупателей низкими ценами в супермаркетах при реальном их отсутствии. Наглядный пример недобросовестной конкуренции — компания «Дженерал моторз Дэу авто энд технолоджиз СНГ», которая использовала в рекламной кампании наименование цвета «олимпийский белый» для автомобилей марки «Chevrolet» без заключения договора с его правообладателем — Олимпийским комитетом.

В Белоруссии в качестве метода недобросовестной конкуренции признали использование одним из национальных производителей названия широко известного бренда, в котором была изменена лишь одна буква. В Казахстане оператору мобильной связи вменили злоупотребление доминирующим положением из-за того, что был установлен достаточно высокий порог по неснижаемой сумме звонков в роуминге. Данные факты, рассмотренные в судах, должны послужить наиболее показательными прецедентами для всех участников ЕЭП.

Учитывая современную политику рынка, практику антимонопольного регулирования и стремление к открытому сотрудничеству, страны Евр

АзЭС пришли к договоренности о создании единой конкурентной политики и установлении равных условий для всех участников рынка.

Но так же на сегодняшний день имеют место проблемы, требующие внимательного изучения и срочного решения, в частности, эффективного применения рычагов антимонопольного регулирования. Так, нередки случаи ущемления прав и свобод бизнес-объединений и отдельных субъектов хозяйствования, функционирующих в ЕЭП, антиконкурентным поведением других участников трансграничных рынков.

Имеется достоверная информация о том, что ряд российских компаний применяет систему демпинга на территории ЕЭП, а если конкретнее — на территории Республики Казахстан. Участники рынка этого члена Евр

АзЭС ощутили на себе последствия довольно жесткого демпинга со стороны российских компаний на рынке горнодобывающей промышленности. Большинство нарушений антимонопольного законодательства заключается в реализации продукции по заниженным на 25—30% по сравнению с российским рынком ценам.

Совершенно очевидно, что это классический пример вытеснения с рынка других производителей. Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и металлургических компаний Н. Радостовец в ходе телемоста Москва—Астана на тему «Таможенный союз и ВТО: реалии переговорного процесса» заявил, что в рамках развития ЕЭП российский импорт в Казахстан вырос примерно на 30%.

Однако при этом есть явные признаки целого ряда нетарифных действий некоторых органов Российской Федерации, на которые казахстанская сторона не имеет возможности ответить адекватным ростом своего импорта в Россию. Безусловно, необходима не только гармонизация законодательства в области антимонопольного регулирования, но и целый ряд согласований с целью создания в ближайшее время надстроечного органа с функциями надзора за теми компаниями, которые могут осуществить антиконкурентные действия в ЕЭП. Более того, национальным антимонопольным органам России, Белоруссии и Казахстана целесообразно создать единую базу данных по компаниям, осуществляющим свою деятельность в трех странах. При этом с целью эффективности ее функционального применения необходимо открыть доступ к информации для потребителей.

Заключение

Таким образом, по результатам первой главы можно констатировать, что в предпринимательской практике на монополистической стадии предпринимательства в России сформировались весьма разнообразные организационные формы монополистических предпринимательских объединений, основанных на «системе участий». Это были:

во-первых, унаследованные еще от конца 1890-х — начала 1900;х годов объединения, возникшие в результате отпочкования от основной материнской фирмы нескольких дочерних. Такой была, в частности, группа Нобелей.

во-вторых, тот же, в сущности, вариант, но с расположением материнской фирмы за рубежом, представлял собой ниточный трест и компания «Зингер» с примыкавшими к ней ниточными предприятиями. В нефтяном концерне Ротшильдов в России роль центральной материнской фирмы выполнял банкирский дом Ротшильдов.

Развитие монополистических предпринимательских объединений, основанных на системе участий, оказывало воздействие и на организационное устройство сбытовых монополий России. В предпринимательской практике России того периода появляются так называемые «органические синдикаты», контрагенты которых подкрепляли свои договорные обязательства взаимным участием в предприятиях друг друга. Именно на этой основе возродился спичечный синдикат — «Русское общество спичечной торговли», объединивший к концу 1913 г. 97% производства спичек в России.

Наиболее важным направлением развития высших форм монополий на монополистической стадии предпринимательства в России стало создание компаний, выполняющих функции организационного и финансового центра монополистических объединений. Своеобразным вариантом такой компании явилось, в частности, учрежденное в начале 1914 г. в Москве Товарищество на паях для внутренней и вывозной торговли мануфактурными товарами, которое стало орудием в руках у группы Второва-Кноппа в деле объединения и деятельности контролируемых ею трех хлопчатобумажных предприятий: Н. Коншина, А. Гюбнера и Даниловской мануфактуры. Российское горно-промышленное комиссионное общество было учреждено Азовско-Донским банком также с целью создания группы патронируемых предприятий в горно-рудной промышленности и формирования монополистического предпринимательского объединения.

Однако организация в России монополистические предпринимательские объединения, специально предназначаемых для приобретения акций других компаний и контроля над ними, наталкивалась на множество препятствий. Выход был найден в создании подобных обществ за границей. Ведущую роль в их организации стал играть Русско-Азиатский банк. Именно им в 1912;1913 гг. были учреждены при участии ряда других российских банков три такие компании:

Русско-Азиатская корпорация.

Рашен Тобако Компани, Рашен Дженерал Ойл Корпорейшен.

Следовательно, главной особенностью монополистической стадии предпринимательства в России было распространение высших форм монополистических объединений, основанных на «системе участий», и активным процессом сращивания банков с промышленностью, свидетельствовало о завершении формирования российского финансового капитала. Данная стадия закончилась в 1917 г. К моменту Октябрьской революции 1917 г. монополистическая стадия предпринимательства в России достигла своего пика: численность монополистических предпринимательских объединений Российской империи составляла около двух тыс. компаний с номинальным капиталом порядка шести миллионов рублей.

Проанализировав современную ситуацию в сфере антимонопольного регулирования на территории Единого экономического пространства Республики Беларусь, Казахстан и РФ можно выделить следующие тенденции развития:

В последние годы во всех странах Евр

АзЭС наблюдается эволюционирование основных подходов реализации антимонопольной политики. Во многом изменения обусловлены глобализацией экономических процессов, появлением новых инновационных рынков, а также возникновением новых форм организации и ведения бизнеса.

В ходе развития экономики классическая модель противостояния участников рынка (конкурентов) уступает место конкуренции бизнес-систем, формирующихся вокруг компаний — «стержневых организаций» рынка.

Основная тенденция это — понимание монополии трансформируется от исключительно негативной оценки состояния рынка к признанию того, что при определенных условиях монополия может выступать достаточно эффективным способом хозяйствования. Особенно это ярко проявляется в условиях инновационной экономики, когда в целях разработки и внедрения инновационного продукта, а также обеспечения возврата вложенных инвестиций, просто необходимо безусловное достижение временного монопольного положения.

Сейчас функции антимонопольного регулирования в Евр

АзЭС возложены на Евразийскую экономическую комиссию — наднациональный орган, решения которого обязательны для исполнения на территории всех стран — участниц Евр

АзЭС. Данная структура ведет контроль за ситуацией, складывающейся на транснациональных рынках, формируя механизм взаимодействия с национальными регуляторами, позволяющий решать спорные вопросы в пределах имеющихся компетенций.

Антимонопольное регулирование — это не статичная борьба с монополиями, а создание условий для развития здоровой конкуренции, которая подпитывает экономику. Это обусловливает, в частности, совершенствование отечественного законодательства путем принятия так называемого «третьего антимонопольного пакета».

Основные цели, которые преследует российская сторона в рамках интеграции в Евр

АзЭС: ликвидация дискриминационных барьеров; улучшение инвестиционного и делового климата; развитие отечественного бизнеса в направлении повышения важности добросовестной конкуренции; беспрепятственный доступ к эффективной и понятной системе разрешения возникающих споров; непосредственное участие в выработке ключевых правил трансграничной и внутренней торговли на принципе равенства.

Перспективы преодоления монополизма заключаются в следующем:

1. Регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга так, как это может быть в имеющихся экономических, соц. и политических критериях.

2. Регулируемые виды деятельности обязаны характеризоваться открытостью сведений для органов регулирования, что позволит установить тарифы (цены) на довольно высоком для обеспечения обычной рентабельности уровне и привлекать новые инвестиции.

3. Потенциально конкурентоспособные сегменты отраслей обязаны быть выделены и реорганизованы в целях формирования настоящей конкурентоспособной среды.

Алексеев В. Исторический анализ становления предпринимательства в России // Власть. — 2010. — N 8. — С.113−117.

Белхароев Х. У. Правовые и экономические реформы Александра II и обеспечение продовольственной безопасности Российской империи // История государства и права. — 2012. — N 22. — С.38−41.

Благих И. Реформа 1861 г. и модернизация России / И. Благих, В. Живалов // Экономист. — 2011. — N 4. — С.72−76.

Богомазов Г. Г. История экономики и экономической мысли России / Г. Г. Богомазов, И. А. Благих. — М.: Экономика, 2010. — 671с Виноградов В. А. Экономическая история и современность / В. А. Виноградов, Л. И. Бородкин // Новая и новейшая история. ;

2008. — N 6. — С.3−23.

Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. — 2012. — N 8. — С.76−79.

Мартыненко Г. И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности // «Право и экономика», 2012 г. — № 11.

Микрои макроэкономика: Энциклопедический словарь/ Под общей ред. Г. С. Вечканова.

Спб.: Лань, 2010.

.Микроэкономика. Теория и Российская практика: учебник/ Под. Ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М.: ИТД «Кно

Рус", 2011 г.

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: учебник. Издание 2-е.-М., НОРМА, 2011 г.

Океанова З. К. Экономическая теория: учебник.-4-е издание, 2012 г.

Официальный сайт Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

Погребинская В. А. Промышленная политика России в конце XIX-начале ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.

6. Экономика. — 2008. — N 3. — С.3−13.

Рогалина Н. Л. Столыпинская аграрная реформа: современная историографическая ситуация // Рос. история. — 2012. — N 2. — С.157−164.

Самуэльсон П.П., Нордхаус В. Д. Экономика.

М. ИТД «Кно

Рус", 2010 г.

.Ситников П. С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике// «Экономические науки"-2012 г.-№ 1.

Соболева И. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства.// «Человек и труд"-2010 № 2

Скрыпник В. И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // «Общество и экономика» — 2012 г.

Тихомиров В. Олигархи — основа Империи // Огонек. — 2010. — N 11. — С.

20.

Устиян И. Политэкономические принципы Петровской эпохи // Экономист. — 2007. — N 6. — C.70−80.

Шаститко А. Е. Отменить нельзя развивать // Обществ. науки и современность. — 2012. — N 5. — С.41−53.

Экономика: Микрои Макроанализ. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Ивашковского С. Н. — М.: Дело, 2011.

Экономика: справочник — М.: Финансы и статистика, 2010 г.

Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой.-2-е изд., 2011 г.

Экономическая теория: Учебник/ Б. В. Салихов.- 3-е изд., 2009 г.

.Экономическая теория под редакцией Грязновой А. Г. и Соколинского В. М. 2011 г.

Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой.-2-е изд., — М.: Выс. школа, 2011 г.

Финансовый капитал в России накануне Первой мировой войны. / Бовыкин В.И.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 320 с.

См.: Устиян И. Политэкономические принципы Петровской эпохи // Экономист. — 2007. — N 6. — C.70−80.

См.: Устиян И. Политэкономические принципы Петровской эпохи // Экономист. — 2007. — N 6. — C.70−80.

См.: Устиян И. Политэкономические принципы Петровской эпохи // Экономист. — 2007. — N 6. — C.70−80.

См.: Тихомиров В. Олигархи — основа Империи // Огонек. — 2010. — N 11. — С.

20.

Алексеев В. Исторический анализ становления предпринимательства в России // Власть. — 2010. — N 8. — С.113−117.

Погребинская В. А. Промышленная политика России в конце XIX-начале ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.

6. Экономика. — 2008. — N 3. — С.3−13.

Благих И. Реформа 1861 г. и модернизация России / И. Благих, В. Живалов // Экономист. — 2011. — N 4. — С.72−76.

Погребинская В. А. Промышленная политика России в конце XIX-начале ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.

6. Экономика. — 2008. — N 3. — С.3−13.

См.: Финансовый капитал в России накануне Первой мировой войны. / Бовыкин В.И.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 213 с.

См.: Финансовый капитал в России накануне Первой мировой войны. / Бовыкин В.И.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 217 с.

Официальный сайт Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/

Самуэльсон П.П., Нордхаус В. Д. Экономика.

М. ИТД «Кно

Рус", 2010 г. — 102 с.

Мартыненко Г. И. (к.э.н., профессор) Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности // «Право и экономика», 2012 г. — № 11. — С. 74

Океанова З. К. Экономическая теория: учебник.-4-е издание, 2012 г. — 138 с

Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой.-2-е изд., 2011 г. — - 99 с.

Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой.-2-е изд., 2011 г. — - 104 с.

Скрыпник В. И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // «Общество и экономика» — 2012 г. — 49 с.

Скрыпник В. И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // «Общество и экономика» — 2012 г. — 52 с.

Скрыпник В. И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // «Общество и экономика» — 2012 г. — 54 с.

Ситников П. С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике// «Экономические науки"-2012 г.-№ 1.

Ситников П. С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике// «Экономические науки"-2012 г.-№ 1.

Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. — 2012. — N 8. — С.76−79.

Составлено по: Официальный сайт Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

Составлено по: Официальный сайт Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

Официальный сайт Росстата:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.

Карибов А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. — 2012. — N 8. — С.76−79.

Шаститко А. Е. Отменить нельзя развивать // Обществ. науки и современность. — 2012. — N 5. — С.41−53.

Шаститко А. Е. Отменить нельзя развивать // Обществ. науки и современность. — 2012. — N 5. — С.41−53.

Компании: стержневые бизнес структуры

Сеть поставщиков ресурсов: материальных, финансовых, человеческих

Сеть дистрибьюторов и дилеров

Конечные потребители

Субподрядчики

Аутсорсинговые организации

Финансово — кредитные организации

Продавца товаров для компании

СЕТЬ (network) получения монополистической власти

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Исторический анализ становления предпринимательства в России // Власть. — 2010. — N 8. — С.113−117.
  2. Х.У. Правовые и экономические реформы Александра II и обеспечение продовольственной безопасности Российской империи // История государства и права. — 2012. — N 22. — С.38−41.
  3. И. Реформа 1861 г. и модернизация России / И. Благих, В. Живалов // Экономист. — 2011. — N 4. — С.72−76.
  4. Г. Г. История экономики и экономической мысли России / Г. Г. Богомазов, И. А. Благих. — М.: Экономика, 2010. — 671с
  5. В.А. Экономическая история и современность / В. А. Виноградов, Л. И. Бородкин // Новая и новейшая история. — 2008. — N 6. — С.3−23.
  6. А. Постиндустриальные перспективы развития конкуренции и монополии // Власть. — 2012. — N 8. — С.76−79.
  7. Г. И. Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности // «Право и экономика», 2012 г. — № 11.
  8. Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь/ Под общей ред. Г. С. Вечканова.-Спб.: Лань, 2010.
  9. Микроэкономика. Теория и Российская практика: учебник/ Под. Ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. М.: ИТД «КноРус», 2011 г.
  10. Р.М. Курс микроэкономики: учебник. Издание 2-е.-М., НОРМА, 2011 г.
  11. З.К. Экономическая теория: учебник.-4-е издание, 2012 г.
  12. Официальный сайт Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/.
  13. В.А. Промышленная политика России в конце XIX-начале ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. — 2008. — N 3. — С.3−13.
  14. Н.Л. Столыпинская аграрная реформа: современная историографическая ситуация // Рос. история. — 2012. — N 2. — С.157−164.
  15. П.П., Нордхаус В. Д. Экономика.-М. ИТД «КноРус», 2010 г.
  16. П.С. Эволюция антимонопольной политики в современной экономике// «Экономические науки"-2012 г.-№ 1.
  17. И. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства.// «Человек и труд"-2010 № 2
  18. В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // «Общество и экономика» — 2012 г.
  19. В. Олигархи — основа Империи // Огонек. — 2010. — N 11. — С.20.
  20. И. Политэкономические принципы Петровской эпохи // Экономист. — 2007. — N 6. — C.70−80.
  21. А.Е. Отменить нельзя развивать // Обществ. науки и современность. — 2012. — N 5. — С.41−53.
  22. Экономика: Микро- и Макроанализ. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Ивашковского С. Н. — М.: Дело, 2011.
  23. Экономика: справочник — М.: Финансы и статистика, 2010 г.
  24. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой.-2-е изд., 2011 г.
  25. Экономическая теория: Учебник/ Б. В. Салихов.- 3-е изд., 2009 г.
  26. Экономическая теория под редакцией Грязновой А. Г. и Соколинского В. М. 2011 г.
  27. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И. П. Николаевой.-2-е изд., — М.: Выс. школа, 2011 г.
  28. Финансовый капитал в России накануне Первой мировой войны. / Бовыкин В.И.- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 320 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ