Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-правовые аспекты межгосударственной таможенной интеграции в евразийском экономическом сообществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций"// «Российская газета» от 4 апреля 2001 г. № 66- Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» «Российской газете» от 19 апреля 2002 г. № 71- Послание Президента РФ В. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы административно-правового регулирования общественных отношений в рамках межгосударственной таможенной интеграции
    • 1. 1. Теоретические основы международной экономической интеграции. Межгосударственная таможенная интеграция в системе международной экономической интеграции
    • 1. 2. Административно-правовые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в интеграционных объединениях государств
  • Глава 2. Развитие и пути оптимизации административно-правовых институтов таможенного регулирования в процессе межгосударственной таможенной интеграции в Евразийском экономическом сообществе
    • 2. 1. Общая характеристика таможенного регулирования как содержания межгосударственной таможенной интеграции
    • 2. 2. Система таможенного регулирования в Евразийском экономическом сообществе
    • 2. 3. Пути решения проблем осуществления таможенного регулирования в рамках межгосударственной таможенной интеграции
  • Глава 3. Правовое и организационное обеспечение межгосударственной таможенной интеграции
    • 3. 1. Модель правового обеспечения межгосударственной таможенной интеграции
    • 3. 2. Формирование и совершенствование системы органов управления межгосударственной таможенной интеграцией

Административно-правовые аспекты межгосударственной таможенной интеграции в евразийском экономическом сообществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Международная экономическая интеграция как факт социальной действительности, имеет долгую и «богатую» историю. Отдельные примеры этого явления некоторые авторы находят уже в эпоху Средневековья1 и даже Античности2. В Новое время наиболее ярким проявлением экономической интеграции стал Таможенный союз 18-ти немецких государств, образованный в 1834 году, который, по общему признанию, явился важнейшим шагом к созданию единой Германии.

Во второй половине XX века экономическое взаимодействие между различными странами, как в глобальном, так и в региональном масштабе, развивалось особенно бурно. Только за последние 50 лет было создано несколько десятков зон свободной торговли, таможенных союзов и других видов торгово-экономических межгосударственных формирований. Данная тенденция сохраняется и в настоящее время. Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день в интеграционных процессах, так или иначе, участвуют почти все государства мира.

Российская Федерация также включилась в процессы интеграционного взаимодействия в начале 90-х годов XX века в связи с возникновением после распада СССР целого ряда межгосударственных группировок, состоящих из бывших союзных республик. В 1991 году образовалось Содружество независимых государствв 1999 году было заключено соглашение о Союзном государстве России и Беларусив 2000 году создано Евразийское экономическое сообщество в составе Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистананаконец, в 2003 году принято решение о начале формирования Единого экономического пространства.

1 См. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. Академический курс. — М., 2004. -с. 3. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. — М., 2003. — с. 8−9.

2 Шумилов В. М. Международное экономическое право. — М., 2003. — с. 9.

Отношения со странами «ближнего» зарубежья следует рассматривать в качестве важнейшего элемента внешнеполитического курса России, что, в частности, неоднократно отмечалось Президентом Российской Федерации в его посланиях Федеральному Собранию. Евразийское экономическое сообщество среди прочих интеграционных формирований на постсоветском пространстве сохраняет наибольший позитивный потенциал и перспективы на эффективное сотрудничество.

Исследование развития интеграционных отношений в Евразийском экономическом сообществе представляет значительный теоретический и практический интерес, как с точки зрения необходимости изучения отдельного проявления, примера межгосударственной интеграции, так и феномена интеграции вообще (как сравнительно малоизученного социального явления). В рамках общей тематики следует выделить вопросы, касающиеся осуществления таможенного регулирования в интеграционных объединениях государств.

Актуальность выбранной темы диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами.

Практика создания таможенного союза в Евразийском экономическом сообществе показывает, что многие проблемные моменты в данной области остаются неразрешенными. Поэтому выявление существующих проблем, важнейшими из которых являются проблемы правового характера, поиск решений по их устранению, остаются в настоящее время весьма актуальными, в первую очередь, для решения прикладных задач.

Рациональное таможенное регулирование (применение таможенно-тарифных мер, нетарифных ограничений, механизмов таможенного оформления и таможенного контроля и пр.), позволит открыть для российских производителей рынки сбыта и сырьевые рынки иных

3 См. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций"// «Российская газета» от 4 апреля 2001 г. № 66- Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» «Российской газете» от 19 апреля 2002 г. № 71- Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. «Российской газете» от 17 мая 2003 г. № 93. государств-участников, увеличить товарооборот, привлечь зарубежные товары и инвестиции. Тем самым российская экономика должна получить дополнительный импульс развития. Кроме того, экономическое сотрудничество может стать предпосылкой для геополитического союза на постсоветском пространстве. В связи с этим создание ЕврАзЭС необходимо рассматривать как важнейший национальный проект. А ключ к успешной его реализации (о чем свидетельствует, в частности, опыт Евросоюза), заключается в оптимизации институтов таможенного регулирования применительно к новым условиям интеграционного взаимодействия государств.

В связи с этим важнейшей задачей для ученых является научное обоснование таких форм и механизмов административно-правового регулирования таможенных отношений в рамках межгосударственного интеграционного объединения, которые бы обеспечили эффективное действие его правового режима.

Изучение правовых аспектов таможенного регулирования в условиях глобализации и региональной интеграции, выявление связанных с ними особенностей и закономерностей, представляет значительный теоретический интерес, как в целом для юриспруденции^" так и для теорий публичного управления и административного права.

Региональные интеграционные процессы в настоящее время стали общемировой тенденцией. Однако наиболее успешными они оказались в объединяющейся Европе. Опыт Европейских сообществ и Евросоюза в административно-правовом регулировании таможенных отношений стал руководящим началом для межгосударственных интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Развитие таможенного регулирования в ЕврАзЭС идет, в основном, по европейскому сценарию. Тем не менее, европейская модель ориентирована на европейские условия. В связи с этим, попытки адаптировать ее для Евразийского экономического сообщества не приносят желаемого результата. Таким образом, требуется переосмысление сложившейся практики регулирования общественных отношений, в том числе и административно-правового характера, формулирование нового научного подхода к проблемам интеграции в Евразийском экономическом сообществе, выработка самостоятельной модели регулирования, а, в конечном итоге, создание универсальной теории интеграции, чего до сих пор сделано не было.

Степень разработанности темы диссертационного исследования.

Первые исследования вопросов функционирования межгосударственных интеграционных объединений появились в отечественной науке сравнительно недавно в связи с созданием Содружества независимых государств. Тем не менее, отдельные аспекты международной экономической интеграции, уже стали предметом научного анализа в трудах К. Г. Борисова, Г. М. Вельяминова, И. М. Коротчени, Э. Г. Кочетова, А. В. Сотникова, В. П. Оболенского, А. Д. Уметовой, Ю. В. Шишкова, В. М. Шумилова и др. Научная литература по данной тематике представлена сравнительно большим количеством источников.

Следует отметить ряд работ по вопросам, касающимся внешнеэкономического сотрудничества, вышедших в 70−80-х годах XX века, советских правоведов Г. М. Вельяминова, В. И. Лисовского, Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко и др.

Общетеоретические основы международной экономической интеграции были сформулированы еще в Новое время в рамках учений экономического либерализма и классической политэкономии (концепции «международного разделения труда», «точек роста» и т. п.). Идеи Адама Смита, Жана-Батиста Сея, Давида Рикардо и других мыслителей представляют собой общемировое научное наследие, и потому не могут оставаться не воспринятыми.

Вместе с тем, проблемы, связанные с развитием правового регулирования в Евразийском экономическом сообществе и, тем более, административно-правового регулирования таможенных отношений раскрыты недостаточно полно и исчерпываются крайне ограниченным числом публикаций.

Помимо этого, необходимо отметить еще ряд негативных моментов, характерных для большинства научных работ по указанной проблематике.

Во-первых, вопросы административно-правового управления в таможенной области в межгосударственных объединениях рассматриваются в контексте более общих проблем интеграции и, как правило, фрагментарно.

Во-вторых, научные публикации по данной проблематике во многих случаях представляют собой эмпирическую (обзорную) обработку правового материала без дальнейшего теоретического анализа.

В-третьих, проблемы интеграции рассматриваются в ретроспективе, современное состояние правового регулирования изложено крайне скупо.

В-четвертых, сохраняется высокая степень конъюнктурности научных разработок, что вредит их объективности, а также научной полноте и обоснованности проводимого исследования (появление нового интеграционного формирования вызывает, как правило, «всплеск» публикаций, количество которых затем резко уменьшается).

В-пятых, большинство работ объединяют в себе исследование правовых, экономических и политических аспектов интеграционных отношений, что не позволяет получить обоснованные выводы, поскольку авторы не обладают необходимыми знаниями во всех перечисленных областях науки.

Наконец, в-шестых, необходимо отметить, что вопросы, составившие предмет диссертационного исследования в настоящее время всецело отнесены в область науки международного права. Они фактически не затрагиваются ни общей теорией государства и права, ни иными отраслевыми юридическими науками, хотя, очевидно, что процесс интеграции оказывает влияние как на право вообще, так и на отдельные его отрасли.

Комплексные, систематизированные, теоретические исследования изменений в правовой регламентации институтов таможенного регулирования в условиях интеграционного взаимодействия практически отсутствуют. Потребность в серьезных теоретических работах фундаментального характера по указанной проблематике сохраняется. В науке административного права данные вопросы фактически ранее не исследовались.

Объектом исследования являются административно-правовые отношения, возникающие в сфере таможенного регулирования и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках межгосударственных интеграционных объединениях.

Предмет исследования составляют особенности правового регулирования таможенных отношений, возникающих в связи с участием государств в Евразийском экономическом сообществе.

Цель исследования, исходя из его объекта и предмета, заключается в разработке методологических подходов к изучению проблем межгосударственной интеграции, требующих отхода от ряда сформировавшихся в настоящее время теоретических положенийопределении особенностей институтов таможенного регулирования в Евразийском экономическом сообществеразработке оптимальной для условий ЕврАзЭС модели таможенного регулирования, включающей формы, средства и методы его правового и организационного обеспечения.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

— проведения анализа существующих научных подходов к проблемам межгосударственных интеграционных отношений и правового регулирования в рамках интеграционных объединений, исходя из которых, строится современная научная доктрина интеграциипроверки их обоснованности с методологической точки зрения и выявлении возможных недостатковформулировании собственного научного подхода, который служил бы методологической базой для дальнейшего исследования;

— установления содержания таможенного регулирования в новых условиях интеграционного взаимодействия государств;

— проведения анализа нормативно-правовой базы и практики применения институтов государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного делаопределение степени соответствия

• правовых инструментов реальным условиям интегрированиявыявления существующих проблем и формулирования предложений по их устранению;

— изучения теоретических воззрений и практики осуществления правового обеспечения таможенного регулирования в рамках межгосударственных интеграционных объединений и выявления существующих в данной области проблем;

— изучения теоретических подходов и практики организационного обеспечения таможенного регулирования в рамках межгосударственных интеграционных объединений и выявления проблемных вопросов;

Методологическую основу диссертационного исследования составили всеобщий диалектический метод познания, законы формальной логики, а также общенаучные, частнонаучные методы и специальные средства и методы познания. Следует особо выделить широко использованный в работе компаративный метод (метод сравнительного анализа).

Научная новизна исследования определяется тем, что в теоретическом плане автор применяет комплексный подход к изучению административно-правового регулирования таможенных отношений в рамках межгосударственной таможенной интеграции. В работе предлагается новый научный подход к исследованию процесса осуществления таможенного регулирования и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в межгосударственных интеграционных объединениях. Данный подход заключается в использовании достижений и инструментария науки административного права для решения стоящих перед ЕврАзЭС задач. В прикладном плане это позволило разработать рекомендации, применение которых способствует решению ряда стоящих перед ЕврАзЭС практических проблем. Автором обобщен и систематизирован нормативно-правовой массив, регламентирующий таможенные отношения в Сообществе, выявлены существующие пробелы и сформулированы рекомендации по их устранению.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «межгосударственной таможенной интеграции», представляющее собой предметную и методологическую основу для исследования процессов трансформации институтов таможенного регулирования в условиях интеграционных отношений. Межгосударственная таможенная интеграция выделена в качестве самостоятельного предмета исследования.

2. Подход к рассмотрению проблем интеграции в таможенной сфере, заключающийся в том, что они рассматриваются не только с точки зрения международного сотрудничества в таможенной сфере, но и с точки зрения эффективности управления таможенными отношениямиотнесение вопросов, связанных с реализацией такого управления, к предмету науки административного права.

3. Особенности осуществления таможенного регулирования в условиях межгосударственной интеграции и содержание режимов регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках интеграционного процесса.

4. Предложения по совершенствованию системы таможенного регулирования в рамках интеграционного объединения, как в целом, так и отдельных институтов этого регулированиярекомендации по применению мер регулирования внешнеторговой деятельности и институтов таможенного дела в условиях интеграционных отношений.

5. Модели правового обеспечения системы административно-правового регулирования таможенных отношений в рамках интеграционного объединения государств.

6. Формы организационной основы межгосударственной таможенной интеграции, системы органов управления интеграциейнаучный подход к системе органов по защите правопорядка интеграционного объединения (международной административной юстиции).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что диссертация служит развитию научных представлений о межгосударственной интеграции и об осуществлении таможенного регулирования в условиях интеграционного взаимодействия государств. В работе рассмотрен ряд теоретических положений, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дел, сформулирован новый научный подход, проанализирован комплекс актуальных проблем теоретического характера. На данной основе сделаны выводы, которые могут быть использованы в дальнейшей научной деятельности, в том числе, при проведении диссертационных исследований и научно-исследовательских работ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование положений диссертации может способствовать решению ряда проблем, связанных с осуществлением таможенного регулирования в Евразийском экономическом сообществе. Предложения, сформулированные автором, могут быть применены органами государственной власти Российской Федерации, а также международными органами управления интеграцией в ходе осуществления их деятельности. Диссертационное исследование может служить теоретической базой для разработки правовых основ таможенного регулирования, создания нового и совершенствовании действующего российского законодательства, международных актов, правовых актов ведомственного характера. Содержащиеся в работе положения целесообразно использовать в учебном процессе при преподавании дисциплин «Таможенное право», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Международное право», «Международное таможенное право» и др.

Теоретическая и эмпирическая база работы.

Анализ процессов управления внешнеэкономической деятельностью требует обращения к научным работам по теории публичного управления и административного права и процесса. В связи с этим теоретическую основу диссертационного исследования составили труды А. Б. Агапова, Г. В. Атаманчука, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, Б. Н. Габричидзе, Ю. М. Козлова, А. Н. Козырина, А. Ф. Ноздрачева, JT.JT. Попова, Б. В. Российского, Ю. Н. Старилова, В. Д. Сорокина, Ю. А. Тихомирова, В. Е. Чиркина и др.

Теория таможенного права (таможенного регулирования) представлена в частности в работах Ю. Ф. Азарова, Г. В. Баландиной, П. Витте, Х.-М. Вольфганга, В. Г. Драганова JT.A. Лозбенко, М. М. Рассолова, С. В. Халипова и др. Кроме того, проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности рассмотрены А. С. Комаровым, К. М. Назаровым, В. П. Оболенским, В. Е. Рыбалкиным, К. А. Семеновым и др.

Проблемы международной экономической интеграции традиционно относят к сфере науки международного публичного права. Автором были рассмотрены работы юристов-международников К. Г. Борисова, Г. М. Вельяминова, В. Г. Вишнякова, Н. А. Воронцовой, Н. К. Исингарина, Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой, К. К. Сандровского, Е. В. Скурко, А. В. Сотникова, Г. И. Тункина, А. Д. Уметовой, Г. Г. Шинкарецкой, В. М. Шумилова и других авторов о международно-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности, интеграционных отношений в сфере внешней экономики и таможенного дела.

Самостоятельным блоком необходимо выделить работы В. В. Безбаха, Ю. А. Борко, Ю. Д. Ильина, А. Я. Капустина, С. Ю. Кашкина, В. К. Пучинского, Б. Н. Топорнина, Н. Б. Шеленковой, В. Г. Шемятенкова, M. J1. Энтина и др., посвященные европейскому праву, в которых рассматриваются сходные проблемы.

Проблемы экономической интеграции рассмотрены в рамках исследований зарубежных ученых, прежде всего, европейских авторов К.-Д.

Борхарда, Г. Дейвиса, П. Жюйара, Д. Карро, Т. К. Хартли, М. Хиршлера, Б. Циммермана, Х.-А. Шреплера, Б. Эмерсона и др.

При разработке положений диссертационного исследования использовалась эмпирическая база, включающая:

— международные договоры и соглашения Российской Федерации;

— акты органов Евразийского экономического сообщества, Содружества независимых государств и Союзного государства России и Беларуси, решения и консультативные заключения Экономического суда СНГ;

— акты таможенного законодательства и подзаконные правовые акты Российской Федерации и иных государств-участников ЕврАзЭС;

— статистическая информация и информационно-аналитические материалы Управления таможенного сотрудничества (Управления по делам таможенного союза ГТК России), а также иных подразделений Центрального аппарата и территориальных органов Федеральной таможенной службы РФ;

— информационно-аналитические обзоры представительств таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Белоруссии, Казахстана и Киргизии;

— результаты анкетирования сотрудников государственных органов, научных работников и представителей бизнес-сообщества по проблематике диссертационного исследования;

— личный опыт автора диссертационного исследования, приобретенный во время работы в качестве сотрудника Федеральной таможенной службы и ведения преподавательской работы в Российской таможенной академии.

Апробация результатов исследования. Положения, выводы и предложения диссертационной работы подвергались проверке, и были отражены в статьях автора и докладах, представленных автором на научно-практических конференциях: «Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе», научно-практическая конференция слушателей, посвященная 10-летию Российской таможенной академии, РТА, 20.11.2002; «Таможня-2004: сквозь призму экономики и права», научно-практическая конференция аспирантов и слушателей, РТА 15.04.04- «Таможенное дело: проблемы и перспективы», научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и слушателей, РТА, 16.04.05. Результаты диссертационного исследования были использованы при разработке и преподавании: учебного курса «Международное таможенное право» на юридическом факультете РТА и, в частности, при подготовке Учебно-методического комплекса по данной дисциплинеучебного курса «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» на юридическом факультете Московского гуманитарно-экономического института.

Объем и структура диссертации. Обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка использованных нормативных актов, иных документов, научной литературы.

Результаты исследования вопросов, связанных с осуществлением правового регулирования таможенных отношений в Евразийском экономическом сообществе, позволили сделать ряд выводов, сформулированных в основной части диссертации. В обобщенном виде они могут быть представлены следующими положениями.

1. Проблемы межгосударственной интеграции традиционно решаются в основном путем ответа на вопрос: возможно ли такое интегрирование принципиально или нет. В этом случае исследование, как правило, ограничивается выявлением факторов способствующих или препятствующих международному сотрудничеству (как правило, на основе эмпирической обработки статистики внешнеторговой деятельности), которые рассматриваются как необходимые посылки для получения выводов. В современных условиях эти проблемы необходимо рассматривать в ином ракурсе. Следует определять, возможно ли то или иное правовое регулирование (такая «модель» правового регулирования) интеграционных отношений в данных социальных условиях или нет.

2. Для решения проблем, стоящих перед межгосударственным интеграционным объединением в области управления общественными отношениями в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования, необходимо максимально использовать знания, накопленные наукой административного права, и адаптировать их к новым условиям глобализации и региональной интеграции. Процессы интеграции, организацию межгосударственного интеграционного объединения, а также систему правового регулирования в его рамках следует рассматривать не только как проблему международного общения, но и с точки зрения эффективности управляющего воздействия на общественные процессы.

3. Для исследования проблем трансформации институтов таможенного регулирования в условиях межгосударственной интеграции целесообразно пользоваться рассмотренной в работе категорией «межгосударственная таможенная интеграция». Сущностью данной категории является процесс создания единого таможенного пространства государств-участников интеграции, которое предполагает функционирование режима свободной торговли и унифицированного торгово-экономического режима, действующего в государствах-участниках в отношении «третьих» стран. Данный процесс реализуется через изменения, вносимые в нормативно-правовое регулирование таможенных отношений и закрепляемые в виде организационно-правовых форм (зона свободной торговли и таможенный союз).

4. В настоящее время складывается новая система публичного управления в сфере внешнеэкономической деятельности на коллективной основе. Данная система основана на деятельности особых органов — органов управления интеграцией, реализующих государственные функции, направленные на достижение общезначимых социальных целей и задач. Органы управления интеграцией функционируют на основе полномочий, переданных им органами государственной власти стран-участниц межгосударственного объединения. В системе органов управления интеграцией следует выделить органы, выполняющие исполнительно-распорядительные функции. Спецификой данных органов является то обстоятельство, что их деятельность направлена на обеспечение создания и реализации права, установленного международными договорами и соглашениями. По мере расширения интеграционного процесса эта специфика будет усиливаться.

Причина неэффективности органов управления интеграцией ЕврАзЭС, по мнению автора, заключается в том, что в его рамках была создана организационная основа по своей форме и структуре подходящая под формат модели «прямого» регулирования, но, которая, продолжает выполнять лишь «координационную функцию» в связи с отсутствием реально переданных полномочий для решения поставленных задач.

Первым предлагаемым в работе выходом является смена формы и приведение ее в соответствии к содержанию. Совершенно неоправданной в настоящих условиях является структура органов управления интеграцией копирующая систему государственных органов.

Вторым решением проблемы является изменение содержания административной деятельности в сфере таможенного регулирования органов управления интеграцией ЕврАзЭС. Это предполагает передачу им полномочий в области таможенно-тарифного регулирования, применения нетарифных мер, взимания таможенных платежей, механизмов таможенного оформления и таможенного контроля, установления таможенных процедур, режимов и т. п., а также закрепления за ними юрисдикционных полномочий.

5. Необходимость защиты правопорядка в межгосударственном интеграционном объединении требует создания системы административной юстиции интеграционного формирования. Особая роль здесь должна быть отведена судебным органам, которые в связи с особенностями подобных споров, возникающих по поводу управленческих решений органов публичной власти и управления, должны быть специально ориентированы на рассмотрение публично-правовых норм.

По мнению автора, форма органа разрешения споров, также как и общая система органов управления интеграцией, зависит от избранной модели правового обеспечения. В рамках модели «международное право + внутригосударственное право» основной функцией органа разрешения споров будет являться нормоконтроль. В случае же прямого регулирования правоотношений субъектов, находящихся под юрисдикцией государств-участников межгосударственного интеграционного формирования появляется необходимость защиты прав, свобод и законных интересов этих субъектов (как в отношениях с органами управления интеграцией, так и при применении права межгосударственного интеграционного объединения в административно-правовых отношениях). Делается вывод о сходстве системы органов разрешения споров с административной юстицией.

Выполнение указанной задачи связано с устранением ряда проблем, присущих Экономическому суду СНГ, в связи с тем, что его функциональный статус в большей степени характерен для международных судов. Необходимо юридически закрепить возможность обращения в суд индивидуальных субъектов, расширить юрисдикцию суда, которая в настоящее время распространяется только на право Евразийского экономического сообщества, придать решениям суда по существу спора обязательный, а не рекомендательный характер, создать эффективный механизм приведения решений суда в исполнение.

6. Система публичного управления в рамках межгосударственного интеграционного объединения имеет две основные модели. Каждая из этих моделей обладает особым набором форм и методов правового регулирования. Первая модель предполагает как бы двухуровневое построение по схеме «международное право + внутреннее право». Суть ее состоит в том, что правовые предписания, регламентирующие определенные таможенные отношения создаются на международном уровне и закрепляются в международном праве, а затем трансформируются в административно-правовые нормы, которые и реализуются участниками правоотношений. Таким способом осуществляется управление таможенным делом на коллективной (межгосударственной) основе в соответствии с целями и задачами интеграции, имеющее, однако, не прямой, опосредованный характер.

Вторая модель «прямого» правового регулирования межгосударственных институтов формируется в рамках научной концепции «наднациональности». Она заключается в создании органами управления интеграцией (органов международной организации, не входящих в систему государственных органов), особого свода норм, автономных по отношению, как к национальной, так и к международной правовым системам. Эти нормы имеют «эффект прямого действия», т. е. оказывают непосредственное регулятивное воздействие, на таможенные отношения.

Наиболее предпочтительной, с точки зрения правового обеспечения эффективного управления, является модель наднационального регулирования, поскольку она в большей степени соответствует административно-правовым принципам. Внедрение этой модели, однако, осложняется спецификой интеграционных отношений в ЕврАзЭС.

7. Используемые в настоящее время организационно-правовые формы интеграционных отношений между государствами не соответствуют интересам развития экономик государств-участников. Автором диссертации отстаивается мнение о необходимости выработки новой модели правового регулирования в межгосударственном интеграционном объединении в процессе межгосударственной таможенной интеграции. Общая ее суть состоит в том, что она должна рассматривать интеграционные отношения как отношения, направленные на административное регулирование.

Подобная модель должна отвечать ряду принципов. Применительно к нормам материального права, следует выделить принцип комплексности и институциональной определенности правового регулирования. Этот принцип заключается в самом выделении международной таможенной интеграции, как одного из институтов экономической интеграции вообще. С одной стороны, интеграционный процесс требует наличия правовых норм, регулирующих всю совокупность отношений, имеющихся в интеграционном формировании, с другой стороны, правовое регулирование должно быть диверсифицировано, «разделено», четко определена институциональная структура и т. п. Отсутствие одного элемента в общей системе не должно приводить к разрушению этой системы. Данный принцип означает также отсутствие «разрывов» в режиме регулирования: между административно-правовым и международно-правовым элементами режима, между режимом во взаимной торговле и режимом в торговле с третьими странами. Наконец, применению мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности должны соответствовать институты таможенного дела.

Второй принцип — принцип адаптивности. Данный принцип основывается на базовом принципе организации административного управления — принципе прямой и обратной связи. Система правового регулирования должна быть ориентирована на социальные условия, а не наоборот. В случае изменения этих условий, соответствующие изменения должны вносится и в содержание норм. Существующий правовой механизм должен быть ориентирован также на адаптацию правовых норм. Необходима система индикаторов, обеспечивающих «обратную» связь между субъектами и объектами управления.

Третий принцип — динамичность и устойчивость. Необходимо внедрить такие правовые механизмы, которые не привели бы к «юридическому хаосу» (непоследовательности правового регулирования, «гиперувеличению» числа нормативных предписаний, их дублированию и т. п.), но и не повлекли бы за собой консервацию интеграционных отношений.

Данные принципы должны найти свою практическую реализацию в правовых механизмах управления таможенными отношениями.

В связи с этим требует пересмотра сама концепция внедрения режимов свободной торговли и унифицированного торгово-экономического режима в отношениях с третьими странами. Необходим переход от «поинституционального» к «потоварному» регулированию, отказ от унификации институтов таможенного регулирования в отношении всей номенклатуры товаров и переходе к унификации статуса отдельных товаров. В связи с этим предлагается применение 3-х категорий «товар с унифицированным торгово-экономическим режимом», «чувствительный товар», «товар с неунифицированным торгово-экономическим режимом».

8. Исходя из статуса товара (режима его регулирования, который отражает применение мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности) должны применяться и институты таможенного дела, в первую очередь таможенного оформления и таможенного контроля. Полный отказ от данных процедур не возможен, но механизм «потоварной» унификации должен учитываться системой анализа и управления рисками. Реализация межгосударственной таможенной интеграции требует внесения соответствующих изменений в регулирование ряда таможенных режимов (транзита, реэкспорта и реимпорта).

9. Необходимо создание технологии совместного таможенного контроля на внешних границах межгосударственного интеграционного формирования. Организация взаимодействия между таможенными органами и иными государственными органами государств-участников по поводу реализации таможенного регулирования не возможна без информационного обмена, создания единых информационных систем и баз данных, унификации документооборота государств, участвующих в интеграционном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые акты и иные официальные документы.
  2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. // Генеральное соглашение по тарифам и торговле / под ред. С. В. Чернышева. М.: 1994.
  3. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.)// Информационный вестник. Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. — № 1.
  4. Алма-Атинская Декларация (Алма-Ата, 21 декабря 1991 года)// Вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». -1992.-№ 1.
  5. Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г. //"Гудок". 11 февраля 1992.
  6. Соглашение о принципах таможенной политики (Москва, 13 марта 1992 г.) // Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  7. Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1992 г., № 1.
  8. Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. — № 1.
  9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах (Москва, 2 марта 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1999. -№ 11.
  10. Соглашение о зоне свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. 1994. — № 9.
  11. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (Москва, 2 апреля 1999 г.) // Справочная правовая система ГАРАНТ.
  12. Н.Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) // СЗ РФ. 4 ноября 1996. -№ 45.-ст. 5057.
  13. Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января 1995 г.) // Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  14. Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 20 января 1995 г.) // Бюллетень международных договоров. — 1995.-№ 5.
  15. Договор о присоединении Киргизской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 29 марта 1996 г.) // Ведомственное приложение к Российской газете. 13 мая 1996 г.
  16. Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 // Бюллетень международных договоров. 2000. — № 6.
  17. Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства (Москва, 28 апреля1998 г.) // Ведомственное приложение к «Российской газете». 12 мая 1998.
  18. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 15 октября 2001. — № 42. — ст. 3983.
  19. Соглашение о порядке транзита через территории государств-участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. — № 4.
  20. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // СЗ РФ. 14 февраля 2000. — № 7. — ст. 786.
  21. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // Бюллетень международных договоров.2000. -№ 3.
  22. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // СЗ РФ. 18 февраля 2002. — № 7. — ст. 632.
  23. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономическогосообщества (Минск, 31 мая 2001 г.) // Информационный бюллетень ЕврАзЭС.-2001.-№ 1.
  24. Решение о Концепции экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств (Москва, 28 марта 1997 г.) // справочная правовая система ГАРАНТ.
  25. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств «Об Основах таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств» (Алматы, 10 февраля 1995 г.) // Бюллетень международных договоров. -1995. № 9.
  26. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. № 3 «О Положении о Межгосударственном
  27. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. № 4 «О Правилах и процедурах Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества» // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. — № 1.
  28. Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. N 6 «О Положении об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества» // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. — № 1.
  29. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 6 «О Положении об Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества» // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. — № 1.
  30. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 20 сентября 2002 г. № 69 «О Соглашении об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества» // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. -2002. № 4.
  31. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 20 сентября 2002 № 71 // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2002. — № 4.
  32. Решение Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от 5 апреля 2002 г. № 84 «О Положении о Совете руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества» // Вестник ЕврАзЭС. 2002. — № 1.
  33. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. № 122 «О Статуте Суда Евразийского экономического сообщества» // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2003. -№ 5.
  34. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 № 61-ФЗ // Российская газета. 3 июня 2003. — № 106 (специальный выпуск).
  35. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 8, 9 декабря 1994. — № 238−239.
  36. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. 6, 7, 8 февраля 1996. — № 23, 24, 25.
  37. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 28 ноября 2001. — № 233.
  38. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: «Проспект», 2004.
  39. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. 5 июня 1993.
  40. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации // СЗ РФ. -1995. № 29. -ст. 2757.
  41. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. 18 декабря 2003. -№ 254.
  42. Указ Президента РФ от 25 мая 1995 г. № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» // Российская газета. 27 мая 1995. — № 102.
  43. Указ Президента РФ от 31 декабря 1995 г. № 1343 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Казахстан» // СЗ РФ от 8 января 1996 г. № 2. — ст. 66.
  44. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1992 г. № 640 «О механизме регулирования реэкспорта российских товаров» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 31 августа 1992.-№ 9.-ст. 614.
  45. Приказ ГТК РФ от 7 июля 1995 г. № 443 «Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь» // Таможенные ведомости. 1995. — № 9.
  46. Приказ ГТК РФ от 7 августа 2001 г. № 766 «О применении Технологической схемы и Протокола, подписанных в г. Астане (Республика Казахстан) 06.07.2001» // Таможенные ведомости. 2002. -№ 1.
  47. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  48. Письмо ГТК России от 20 декабря 2002 г. № 01−06/50 495 «О таможенном контроле товаров, обращающихся во взаимной торговле Российской Федерации и государств-членов ЕврАзЭС» // Таможенный союз стран
  49. Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  50. Указание ГТК России от 28 ноября 1996 г. № 01−14/1310 «О таможенном оформлении товаров» // Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  51. Постановление Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 5 июля 1994 г. / Регламент Экономического Суда Содружества Независимых Государств. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. — № 12.
  52. Решение Экономического суда СНГ№ 01−½−97 от 15 сентября 1997 года//Решения Экономического суда Содружества независимых государств (1994−2000 гг.). Минск, 2000.
  53. Решение Верховного суда РФ от 2 февраля 2000 г. № ГКПИ 99−881// Экономика и жизнь. 2000 март№ 3.
  54. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 4 июля 2000 г. № 53пв-2000//Справочная правовая система ГАРАНТ.
  55. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций"// «Российская газета» от 4 апреля 2001 г. № 66-
  56. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» «Российской газете» от 19 апреля 2002 г. № 71-
  57. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. «Российской газете» от 17 мая 2003 г. № 93.
  58. А.Б. Административное право: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004. — 932 с.
  59. Административное право: учебник / под ред. JI.JI. Попова. М.: Юристъ, 2002.-697 с.
  60. Административное право зарубежных стран: учебник / под ред. А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. — 464 с.
  61. А.П., Кармолицкий А. А. Административное право России: учебник. ИДК «Зерцало-М», 2005. — 712 с.
  62. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: ИДК «Зерцало-М», 2003. — 608 с.
  63. Г. В. Теория государственного управления : курс лекций. 3-е изд., доп. — М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. — 584 с.
  64. Э.П., Исаченко Т. М. Внешнеэкономическая политика: учебное пособие. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 463 с.
  65. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2004. — 768 с.
  66. Д.Н. Административное право России : учебник для ВУЗов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2002.640 с.
  67. Ю.Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право: учебное пособие. М.: ТК Велби: Проспект, 2004. — 184 с.
  68. П.Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н. Т., Н. Н. Тютюрюков Налоги и налогообложение в СНГ / под ред. А. П. Починка, Л. П. Павловой. — М.: Финансы и статистика, 2004. 424 с.
  69. К.Г. Международное таможенное право : учебное пособие. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во РУДН, 2001. — 616 с.
  70. К.-Д. Борхард Азбука права Европейского сообщества. / пер. с англ. М.: Международное издательство «Право», Фонд правовая культура, 1994. -63 с.
  71. Г. М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. — 496 с.
  72. О., Горниг Г. Право Европейского союза. Спб.: Питер, 2005. -256с.
  73. П., Вольфганг Х.-М. Таможенное право: учебник. М.: РИО РТА, 2000.-344 с.
  74. В.Г., Егиазаров В. А., Королев Ю. А. и др. Право и межгосударственные объединения. / под общ. ред. В. Г. Вишнякова. Спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. — 577 с.
  75. .Н., Чернявский А. Г. Административное право. М.: ТК Велби, 2002.-480 с.
  76. И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М., 2000.
  77. Дейвис Гарет Право внутреннего рынка Европейского союза: учебное пособие / пер. с англ. Киев: «Знання-Прес», 2004. — 422 с.
  78. Дейвис Карен право Европейского союза / пер. со 2-го англ. издания. -Киев: Знания, 2005. 406с.
  79. В.Б. Закономерности экономической интеграции. Минск: Армита, 2000. — 276 с.
  80. И.И. Всемирная торговая организация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 271 с.
  81. И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебное пособие. М.: ВАВТ, 2004. — 529 с.
  82. А.И. и др. Международные экономические отношения : учебник. М.: ТК Велби, 2003. — 552 с.
  83. Европейское право: учебник для ВУЗов / под общ. ред. Л. М. Энтина. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА-М), 2001. -720 с.
  84. Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для ВУЗов / рук. авт. кол. и отв. ред. Л. М. Энтин. 2-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2005. — 960 с.
  85. А.Д. Международные таможенные отношения: учебное пособие. -Санкт-Петербург: ИВЭСЭП, С.-Петербургский филиал РТА имени Л. В. Бобкова, «Знание», 2000. 207 с.
  86. Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского союза. -М.: 2002.
  87. Н.К. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы: ATAMYPA, 1998.-216 с.
  88. Н.К. Таможенный союз : Дела и планы. Алматы: ОФ «БИС», 2000.-216 с.
  89. Н.К. 10 лет СНГ: Проблемы, поиски, решения. Спб.: «Паллада-Медиа», «СЗРЦ-Русич», 2001. — 400 с.
  90. С.И., Булавин С. П., Моравек Я. И. и др. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества. Комментарии и документы / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. 486 с.
  91. История Европейской интеграции (1945−1994) / под ред. Намазовой А. С., Эмерсона Б. М. М.: ИВИ РАН, 1995. — 308 с.
  92. Д., Жюйар П. Международное экономическое право : учебник. М.: Международные отношения, 2002. — 580 с.
  93. Ю.Г. История таможни государства Российского. М.: Автор, 1995.-288 с.
  94. А. А. Ковалев Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности на современном этапе. М., 1998-
  95. А.П., Кохно П. А. СНГ: реалии и перспективы. М.: Юридический мир ВК, 2001.-304 с.
  96. М.И. Экономическое правосудие в государствах-участниках СНГ: Законодательное обеспечение. М.: Юристъ, 2003. — 654 с.
  97. Д.К. Международно-правовое обеспечение мирового экономического порядка. -М.: ЗАО «Синергия», 2004. 188 с.
  98. JI.A. Конвенциональное регулирование внешнеэкономической деятельности: монография. М.: РИО РТА, 2000. — 300 с.
  99. И.И., Лукашук О. И. Толкование норм международного права: учебное пособие для ВУЗов. М.: NOTA BENE, 2002. — 160 с.
  100. Международное право: учебник. / отв. ред. В. И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001.-672 с.
  101. Международное право: учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 2005.-816 с.
  102. Между народное публичное право: учебник / отв. ред. К. А. Бекяшев. 4-е изд, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.
  103. Г. Г., Дронов Р. И. Нетарифные инструменты защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции : учебное пособие. М.: РИО РТА, 2001. — 200 с.
  104. Л. А., Соловьева А. К. Административная юстиция и административное судопроизводство : Зарубежный опыт и российские традиции: сборник. Спб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 332с.
  105. Н.А. Евразийский Союз : Идеи, практика, перспективы. 19 941 997. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-480 с.
  106. В.А. Международная экономическая интеграция. М.: Хронограф, 1998.-36 с.
  107. Общая теория государства и права: учебник. / под ред. В. В. Лазарева. 4-е изд. — М.: Юристъ, 2005. — 575 с.
  108. Право Европейского союза: Правовое регулирование торгового оборота: учебное пособие / под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000. — 400 с.
  109. Право Европейского союза: учебник для ВУЗов / под ред. С. Ю. Кашкина.- М.: Юристъ, 2004. 925 с.
  110. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. / под ред. А. С. Комарова. М.: ИДК «Дека», 2001. — 800 с.
  111. Решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств (1994−2000 гг.) / под ред. А. Б. Каженова. Минск.: Экономический суд СНГ, 2000.-306 с.
  112. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении / под ред. Гэри П. Сэмпсона / пер. с англ. М.: Издательство «Весь мир», 2004. -298 с
  113. А.К. Правовая система Англии: учебное пособие. М.: Дело, 2000.-344 с.
  114. К.К. Международное таможенное право : учебник. 3-е изд., стер. — Киев: О-во «Знания», КОО, 2002, — 461 с.
  115. Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция: Эффективность правового регулирования. Спб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 297 с.
  116. К.А. Международные экономические отношения : учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 680с.
  117. К.А. Международная экономическая интеграция : учебное пособие. М.: ЛОГОС, 2001.- 128 с.
  118. В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. Спб.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2002. — 474 с.
  119. Союзное государство: Вчера, сегодня, завтра (вопросы и ответы). М.: СОЮЗ-ИНФО, 2003. — 100 с.
  120. Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М), 2001. 304 с.
  121. Стюарт Теренс и др. Правила ВТО и Россия. М.: Международные отношения. 2005. — 120 с.
  122. Суд европейских сообществ. Избранные решения. / отв. ред. Л. М. Энтин.- М.: Издательство НОРМА, 2001. 400 с.
  123. Таможенное право: курс лекций: в 2-х томах / под ред. В. Г. Драганова, М. М. Рассолова. М.: Экономика, 1999.
  124. Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е издание, дополненное и переработанное — М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2005.-697 с.
  125. Ю.А. Курс Административного права и процесса. М.: Юринформцентр, 1998. — 798 с.
  126. Т.К. Основы права Европейского сообщества: Введение в конституционное и административное право Европейского сообщества. -М., Будапешт: ЮНИТИ Закон и право, COLPI, 1998. — 703 с.
  127. М., Циммерман Б. Западноевропейские интеграционные объединения. М.: Прогресс, 1987. — 128с.
  128. В.Е. Публичное управление: учебник. М.: Юристь, 2004.-475 с.
  129. Н.Б. Европейская интеграция: Политика и право. М.: Издательство «НИМП», 2003.-340 с.
  130. В.Г. Европейская интеграция: учебное пособие. М.: Международные отношения, 2003. — 400 с.
  131. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ? М.: НП «III тысячелетие», 2001. — 475 с.
  132. Шреплер Ханс-Альбрехт Международные экономические организации. -М.: Международные отношения, 1998. -456 с.
  133. В.Н. Международное экономическое право. Изд 3-е, перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. — 512 с.
  134. I. Диссертации и авторефераты
  135. Н.А. Правовые основы становления и функционирования межгосударственного механизма интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе : дисс.. докт. юр. наук. М., 2004.
  136. Ю.Ф. Углубление интеграционного взаимодействия России и Беларуси в условиях становления Союзного государства : дисс.. докт. экон. наук. М., 2004.
  137. Л.Г. Административно-правовые аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России при вступлении во Всемирную торговую организацию : дисс.. канд. юр. наук.-М., 2001.
  138. Н.К. Пути развития, формы и механизмы интеграционных процессов в Содружестве независимых государств : дисс.. докт. экон. наук. -М., 1999.
  139. A.M. Проблемы унификации таможенных законодательств стран Содружества независимых государств : дисс.. канд. юр. наук / Российская таможенная академия. М., 2002.
  140. И.М. Стратегия и перспективы формирования экономического союза стран Содружества независимых государств : дисс.. докт. экон. наук. М., 2004.
  141. С.В. Правовой статус интеграционных объединений государств-участников Содружества независимых государств : дисс.. канд. юр. наук. М., 2003.
  142. К.М. Протекционизм в транзитивной экономике : дисс.. канд. экон. наук. Спб., 2003.
  143. А.А. Основы таможенного права Европейского союза : дисс.. канд. юр. наук. М., 2002.
  144. Ю.Сотников А. В. Торгово-экономическое сотрудничество стран Содружества независимых государств на этапе строительства таможенного союза и формирования Союза Беларуси и России: дисс.. докт. экон. наук. М., 2000.
  145. П.Черковец О. В. Развитие региональной и субрегиональной экономической интеграции в современном мире: дисс. докт. экон. наук. -М., 2004.
  146. В.У. Актуальные проблемы участия стран Содружества независимых государств в международных экономических организациях и интеграционных группировках : На примере Киргизской республики: дисс.. канд. юр. наук. -М., 2001.
  147. П.Яковлев И. В. Становление интеграционных отношений в СНГ: Вопросы теории, методологии и практики: дисс. канд. экон. наук. -М., 1995.
  148. P.P. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005.-№ 3-с. 97−102.
  149. Г. Баландина Таможенный кодекс: строка за строкой. // Таможня. № 9 (128) май 2005. стр. 10−11.
  150. JI.A. Участие России в энергоинтеграции стран СНГ // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. — № 2(февраль). — с. 3−8.
  151. Д.Н. Административное судопроизводство, административная юстиция, административный процесс // Государство и право. 2005. — № 2 -с. 19−25.
  152. Ю. Расширение и углубление европейской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 7. — с. 15−29.
  153. Ю., Буторина О. От Европейского союза к Соединенным штатам Европы? // Европейский союз на пороге XXI века. — М.: 2001.
  154. В.Н. Особенности внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. — № 7 (июль). — с. 17−26.
  155. Н.А. О некоторых вопросах, связанных с созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 4 (апрель). — с. 8−10.
  156. Ю.Воронцова Н. А. Евразийское экономическое сообщество как международная организация // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 6(июнь). — с. 3−11.
  157. И.Гаврилов В. В. Теории согласования межгосударственных и внутригосударственных правовых норм // Государство и право. 2005. -№ 12.-с. 61−70.
  158. О. Таможня на пятерых. // Российская газета. 10 ноября 2005. — № 251 (3920).-с. 5.
  159. В.Григорий Рапота: ЕврАзЭС создан для простых людей // Российская газета. -26 апреля 2003. -№ 81(3195). с. 4
  160. Григорий Рапота: Мы положим конец торговым войнам // Российская газета. 24 апреля 2003. — № 79(3193). — с. 3.
  161. В. Европейский экономический и валютный союз: Предварительные итоги и перспективы развития // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 5. — с. 3−15.
  162. Е. Основные проблемы таможенной политики Республики Беларусь // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. — № 2. — с. 86−91.
  163. В.З. К вопросу о формировании политики национальной безопасности // Мировая экономика и международные отношения. 2004. -№ 12.-с. 52−59.
  164. А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования // Государство и право. 2005. — № 6 -с. 13−19.
  165. С.И. Долгов Проблемы глобализации полемика продолжается. Шок глобализации» // Внешнеэкономический бюллетень. — 2002. — № 11 — с. 511.
  166. Единое экономическое пространство «четверки»: Состоится или нет? // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. — № 11 (ноябрь). — с. 11−12.
  167. А.Б. Международно-правовой статус Содружества Независимых Государств // Российская юстиция. 2002. — № 5. — с. 6−7.
  168. К. Международно-правовые проблемы деятельности ЕврАзЭС // Государство и право. 2004. — № 3. — с. 58−63.
  169. Канцлер снова говорит о федеральной Европе // Европа. 2001. — № 6(13). -с. 10.
  170. И.А.Касымов. Проблемы гармонизации законодательства // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 1998. -№ 12.-е. 91−92.
  171. В.П., Мишальченко Ю. В. Право Содружества независимых государств в системе международного права. //Московский журнал международного права. № 3 2003.
  172. В. Эффект корпорации во внешнеэкономической политике Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. — № 2. — с. 92−97.
  173. M.JI., Лавренова Н. В. К вопросу о наднациональности и особенностях права ЕС // Европейская интеграция: Правовые проблемы: сборник, кн. 1. -М.: 1992. 69−85 с.
  174. Е.М. Российско-казахстанское экономическое сотрудничество // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. — № 6 (июнь). — с. 12−16.
  175. Е.М. Российско-казахстанское экономическое сотрудничество // Внешнеэкономический бюллетень. продолжение. -2004. — № 7 (июль). -с. 18−24.
  176. Н.Н., Лисоволик Я. Д. Россия и ВТО альянс в условиях глобализации // Внешнеэкономический бюллетень. — 2002. — № 2 (февраль). — с. 11 -15.
  177. И.И. Субъекты права международных договоров // Государство и право. 2004. — № 11 — с. 52−61.
  178. .Г. О соотношении права СНГ и современного международного права // Журнал российского права. 1999. — № 7/8.
  179. В.А. Глобализация экономики : Тенденции и противоречия. // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 2. — с. 3−10.
  180. В. П. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2004. -№ 3.-с. 17−26.
  181. Присоединение стран СНГ к Всемирной торговой организации: проблемы и решения // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. — № 2(февраль). -с. 17−18.
  182. Россия-Белоруссия: проблемы единого таможенного пространства // Таможня. 12 апреля 2005. -№ 7(126). — с. 12−15.
  183. О.Ж. Международно-правовые аспекты сотрудничества государств-членов СНГ в области налогообложения // Современное право. -2005.-№ 6.-с. 23−28.
  184. А.В. Союзное государство Россия Белоруссия: проблемы присоединения к Всемирной торговой организации // Внешнеэкономический бюллетень. — 2003. — № 5 (май). — с. 10−13.
  185. А.В. Новый четырехсторонний формат интеграции на постсоветском пространстве // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. -№ 7 (июль).-с. 17−21.
  186. С.М. Проблемы таможенно-тарифного регулирования ВЭД в ЕврАзЭС // Таможня-2004: Сквозь призму экономики и права: сборник материалов научно-практической конференции / коллектив авторов. М.: РИО РТА, 2004.-512 с.
  187. Существенные изменения во взаимоотношениях России со странами Таможенного союза // Внешнеэкономический бюллетень. 2002. -№ 11 (ноябрь). — с. 49.
  188. Теоретические и практические аспекты развития правовой системы РФ в условиях глобализации // Государство и право. 2005. — № 12. — с. 5−12.
  189. Ю.А. Современная теория административного права // Государство и право. -2004.- № 11. -с. 10−18.
  190. Транзит в центре внимания // Таможня. 25 ноября 2005. — № 21(140). — с. 4.
  191. А.Д. Процессы и проблемы экономической интеграции на постсоветском пространстве // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. -№ 5(май). — с. 17−24.
  192. М. Союз да любовь // Коммерсант-власть. 09.03.2003. -№ 8(511). -с. 35.
  193. P.M. Шафиев Государственное регулирование поддержки российского промышленного экспорта. // Внешнеэкономический бюллетень № 8,9 2004.
  194. Г. Г. Есть ли будущее у ЕврАзЭС? // Государство и право. -2004.-№ 11.-с. 73−77.
  195. Ю.В. Неинтегрируемое содружество: парадокс или закономерность? // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. -№ 8(август). — с. 15−25.
  196. Н. Общее экономическое пространство государств Содружества: оптимальный формат // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 2. — с. 91−97.
  197. Н.В., Лукьяненко Е. Г., Скурко Е. В. Правовая система России в условиях глобализации (обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2004. — № 11. — с. 102−109.
  198. Н.В., Лукьяненко Е. Г., Скурко Е. В. Правовая система России в условиях глобализации (Обзор материалов «круглого стола») // Государство и право. 2004. — № 12. — с. 86−92.
Заполнить форму текущей работой