Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание процесса формирования культуры межнационального общения у студентов включает обеспечение студентов знаниями о нормах межнационального общения, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей многонациональной стране, об особенностях личностного восприятия людей, социальных явлений и предметов, принадлежащих другой национальной культуре и т. д.- выработку норм поведения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
    • 1. 1. Сущность, структура и содержание понятия «культуры межнационального общения»
    • 1. 2. Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза как педагогический процесс
    • 1. 3. Педагогические условия формирования культуры межнационального общения студентов в образовательном процессе педвуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза
    • 2. 3. Анализ, оценка и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, современная ситуация в стране, характеризующаяся эпизодическим проявлением межнациональной напряженности, конфликтов на территории Российской Федерации, со всей остротой ставят задачу формирования культуры межнационального общения у молодого поколения. Современная Россия заставила и молодежь осмысливать процессы национального возрождения под влиянием тех событий, которые происходят в этнонациональной сфере. Формирование культуры межнациональных отношений в настоящее время является одной из сложнейших проблем, определяющей как современное состояние, так и будущее нашей страны.

Значительную роль в решении обозначенной проблемы играет высшая педагогическая школа, поскольку именно в процессе профессиональной подготовки формируется личность учителя, обладающая культурой межнационального общения и способная воспитать ее в своих учениках. Необходимость воспитания гуманной личности в сфере межнационального общения связана с многонациональным составом студенческих коллективов и влиянием межнациональных отношений на все сферы их жизнедеятельности.

Вследствие этого формирование культуры межнационального общения у студентов становится одной из первоочередных задач педагогического вуза. Период профессиональной подготовки является наиболее благоприятным для формирования важных интеллектуально-эмоциональных психических функций личности, индивидуального стиля деятельности. Обучение в вузе связано с интенсивным развитием у студентов духовных общечеловеческих ценностей, формированием убеждений и мировоззренческих позиций.

Проблемы, связанные с общением, для отечественной философии, психологии, педагогики всегда были актуальными. Методологические и теоретические подходы к их решению находят отражение в работах М.С. Karaна, В. М. Межуева, Л. П. Буевой, Б. Ф. Ломова, Г. М. Андреевой, A.A. Леонтьева, М. А. Чернышевой, А. Б. Добровича, М. Н. Ночевника, Б. С. Алякринского и др.

Различные аспекты формирования культуры рассмотрены в трудах философов, педагогов, социологов, психологов. Основные постулаты теории личности, деятельности и общения обоснованы в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др.

Проблема формирования культуры межнационального общения является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в трудах Р. Г. Абдулатипова, Ю. А. Ахророва, Л. Н. Боголюбова, Т. Ю. Бурмистровой, З. Т. Гасанова, O.A. Дмитриева, Л.М. Дробиже-вой, Л. Р. Заурбековой, Л. Н. Когана, A.M. Магомедова, И. И. Серовой, Е.И. Ча-рикова, В. П. Комарова и др. Особенности подготовки студентов высших учебных заведений к работе в условиях многонационального учебного заведения раскрыты Г. Н. Волковым, Т. Г. Исламшиной, P.P. Имамкуловой, В. В. Соколовой и др.

Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза, еще недостаточно изучена.

На основании изучения и анализа существующих исследований, анализа ситуации в стране в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Она определяется наличием противоречия между необходимостью формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза, и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

— потребностью современного общества в учителе, способном научно обоснованно организовывать и осуществлять межнациональное общение среди учащихся, формировать у них культуру межнационального общения и стереотипностью существующей системы профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза;

— наличием достаточно большого количества теорий по вопросам культуры межнационального общения и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки;

— возможностями формирования культуры межнационального общения у студентов, имеющимися в содержании профессиональной подготовки, и их реализацией в образовательном процессе современного педагогического вуза.

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования — определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза.

Объект исследования — процесс профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического вуза.

Предмет исследования — формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования культуры межнационального общения студентов педагогического вуза повысится, если:

— на основе интегративно-деятельностного подхода будет разработана и реализована структурно-содержательная модель процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза;

— на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплин будет обеспечена направленность образовательного процесса на формирование культуры межнационального общения у студентов;

— в учебный план педагогического вуза будет включен расширенный интегрированный спецкурс «Культура межнационального общения».

Исходя из цели и гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза.

2. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнить сущность и раскрыть содержание понятия «культура межнационального общения» студентов педвуза.

3. Экспериментально проверить педагогические условия повышения эффективности формирования культуры межнационального общения в образовательном процессе педагогического вуза.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические материалы по формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения и подходы в области философии, культурологии, психологии, педагогики:

— системный подход, отражающий иерархичность структуры культуры, наличие различных видов функциональной зависимости между ее элементами (В.Г. Афанасьев, Э. В. Ильенков, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарьян и др.) — деятельностный подход, определяющий деятельность в качестве необходимого условия развития личности и основы создания культурных ценностей (Л.С. Выготский, Л. Н. Коган, Л. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С. Л. Рубинштейн и др.) — аксиологический подход, рассматривающий культуру как систему ценностей (А.Б. Невелев, A.B. Кирьякова, А. И. Ракитов, В. Н. Сагатовский, А. И. Титаренко и др.) — личностно-ориентированный (Л.Г. Вяткин, Г. И. Железовская, И. С. Якиманская и др.) — интегративный подход к культурологическим и педагогическим процессам, отражающий их развитие на основе объединительных тенденций (A.C. Бароненко, Б. С. Гершунский, В. М. Рагозин и др.) — основные положения о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и развития личности (Л.С. Выготский, М. М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган и др.), о личности как выразителе отношений к различным сторонам окружающей жизни (В.Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория педагогической деятельности (O.A. Абдуллина, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В. Г. Максимов, А. Н. Новиков, В. А. Сластенин и др.) — современные концепции гуманизации образовательного процесса (О.С. Газман, И. Ф. Исаев, Л. И. Новикова, E.H. Шиянов и др.) — теория моделирования педагогических систем (В.И. Загвязинский, М. В. Кларин, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман и др.) — теория формирования личности педагога (Ф.Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, A.B. Усова, П. И. Чернецов, А. И. Щербаков и др.) — современные концепции гражданского и патриотического воспитания и культуры межнационального общения (Т.Ю. Бурмистрова, З. Т. Гасанов, A.C. Гаязов, Н. В. Ипполитова, С. Е. Матушкин, И. И. Серова и др.).

Важными для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Закон РФ «Об образовании», концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.), а также документы, определяющие нормативную базу высшего образования (национальная доктрина образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва).

Для выполнения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие теоретические методы исследования: изучение научно-педагогической литературыклассификация философской, социологической, психолого-педагогической литературыклассификация, систематизация, моделирование, синтез, а также эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение, анализ учебных планов и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, изучение результатов деятельности, опрос, беседа, анкетирование, переписка с людьми разных национальностей, экспертная оценка, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) — поисково-теоретическомпроводился анализ философской, психолого-педагогической литературы, в том числе диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации целей и задач исследовательской работывыявления и обоснования педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. Ведущие методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по рассматриваемой проблеме, анализ учебных планов, государственного образовательного стандарта, моделирование, наблюдение.

На втором этапе (2001;2002 гг.) — опытно-экспериментальном — определялись критерии и показатели сформированности культуры межнационального общения у студентов педагогического вузапроводился констатирующий эксперимент по изучению сформированности культуры межнационального общенияпроведен формирующий эксперимент — апробировались выделенные педагогические условия. Основными методами исследования явились: диагностические (тестирование, анкетирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), праксиметрические (анализ результатов продуктов деятельности), методы математической статистики.

На третьем этапе (2002 — 2003 гг.) — заключительно-оценочном — проводилась обработка, анализ и систематизация полученных теоретико-экспериментальных результатов исследованияопределялась практическая значимость, разрабатывались научно-методические рекомендации, формулировались основные теоретические выводы, оформлялось диссертационное исследование. Методы исследования: анализ результатов и продуктов деятельности, методы математической статистики.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2000 года на базе Шадринского государственного педагогического института. Всего исследованием охвачено 436 студентов: физико-математического факультета — 103 чел., филологического — 105 чел., информатики — 113 чел., педагогики и методики начального образования — 115 чел. Из них русских — 92,23%, татар -2,91%, казахов — 2,91, башкир -0,97%, белорусов — 0,97%, лезгин — 0,97%.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана структурно-содержательная модель формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки, включающая ценностно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза: реализация структурно-содержательной модели процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вузаобеспечение направленности образовательного процесса на формирование у студентов культуры межнационального общения на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплинвключение в учебный план педагогического вуза расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения».

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении и конкретизации понятия «культура межнационального общения студентов педвуза», под которой мы понимаем совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, обеспечивающая в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента;

— в выявлении общих и специфических функций культуры межнационального общения;

— в определении структуры культуры межнационального общения студентов, включающей три взаимосвязанных компонента: интеллектуальный, ценностно-моти вационный, деятельностный.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев и показателей оценки сформированности культуры межнационального общения у студентов педагогического вузадидактических материалов в рамках расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения" — методических материалов для преподавателей по формированию культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями педагогических вузов, работниками образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура межнационального общения студентов педвуза представляет собой совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, которая обеспечивает в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента.

2. Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза представляет педагогический процесс, направленный на обеспечение студентов теоретическими знаниями о культуре межнационального общения, развитие ценностно-мотивационной сферы и расширение опыта межнационального общения студентов, формирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей.

3. Эффективность формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

— реализацией структурно-содержательной модели процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза;

— обеспечением направленности образовательного процесса на формирование у студентов культуры межнационального общения на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплин;

— включением в учебный план педагогического вуза расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения». Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работыиспользованием современных концепцийвыбором и использованием методов, видов и средств, адекватных задачам исследованиявоспроизводимостью и повторяемостью результатов экспериментасоотносимостью и выверяемостью полученных данных и их интерпретацииобработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сделать обобщенные выводы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования, выступлений на международных, всероссийских, региональных, межвузовских, научно-практических конференциях: «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2003 г.), «XXI век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.), «Россия на пути реформ: подводя итоги XX столетия» (Челябинск, 2001 г.), «Проблемы формирования толерантного сознания в воспитательной работе с учащимися» (Курган, 2003 г.), «Актуальные проблемы современной педагогики» (Шадринск, 2003 г.), «Современное начальное образование: теория и практика» (Шадринск, 2003 г.), «Формирование мировоззренческих позиций молодежи в современных условиях» (Шадринск, 2003 г.), «Шадринская провинция» (Шадринск, 2003 г.), «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2003 г.) — отчета на кафедре профессионально-педагогического образования Шадринского государственного педагогического института и практической деятельности в качестве сотрудника Центра культурно-антропологических исследований при вышеуказанном институте.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложениясодержит таблиц — 7, рисунков — 2, гистограмм —11. Библиография включает 229 источников, в том числе 4 работы зарубежных авторов.

Выводы по второй главе.

Основной целью проведения опытно-экспериментальной работы явилась экспериментальная проверка выдвинутых нами педагогических условий, способствующих эффективному формированию культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки.

Опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблеме проводилась нами в течение четырех лет (с 2000 по 2003 гг.) и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Констатирующий этап (2000 — 2001 гг.) педагогического эксперимента позволил получить достаточную информацию о состоянии культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза и выявить недостаточный уровень ее сформированности у студентов.

В целях определения исходного состояния рассматриваемой культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза на данном этапе были разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проверены критерии и показатели, которые позволили отслеживать уровни сформированности культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в контрольной и экспериментальных группах.

Такими критериями явились: интеллектуальный критерий, под которым мы понимаем полные, достоверные знания о национальных особенностях народов Российской Федерации, а также народов родного края;

— мотивационный критерий, в который входит характеристика мотивов интереса к межнациональному общению и к учебной деятельности, связанной с формированием культуры межнационального общения и мотивов участия в деятельности данного плана;

— деятельностный критерий, в который заложена способность студента вступать в контакт и поддерживать взаимоотношения с представителями других национальностей.

Показателями сформированности культуры межнационального общения по интеллектуальному критерию являются:

• характер владения основными понятиями культуры межнационального общения;

• полнота, осознанность знаний по культуре межнационального общения.

Показателями сформированности культуры межнационального общения по мотивационному критерию являются:

• Степень интереса к общению с представителями других национальностей.

• Характеристика мотивов участия в межнациональном общении и в учебной деятельности, связанной с формированием культуры межнационального общения.

Показателями сформированности культуры межнационального общения по деятельностному критерию являются:

• Постоянное взаимодействие и сотрудничество с представителями других национальностей.

• Регулярность участия в деятельности, способствующей формированию культуры межнационального общения, например: регулярное посещение музеев, кружков, факультативовучастие в общеинститутских мероприятиях по фольклору народов родного краяучастие в выставкахучастие в этнографических конкурсах студентов с научно-исследовательскими работами.

В нашем исследовании выделены трехуровневая шкала: высокий, средний и низкий, что позволяет поэтапно отслеживать уровни сформированности культуры межнационального общения у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства студентов низкий уровень сформированности культуры межнационального общения. Это и послужило причиной осуществления формирующего этапа эксперимента.

Формирующий этап педагогического эксперимента проходил в естественных условиях образовательного процесса Шадринского государственного педагогического вуза на следующих факультетах: физико-математическом, филологическом, информатики и педагогики и методики начального образования. Он был направлен на реализацию педагогических условий. В ходе исследования была реализована структурно-содержательная модель процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза, обеспечивалась направленность образовательного процесса на основе интеграции общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплина также был включен в учебный план педагогического вуза расширенный интегрированный спецкурс «Культура межнационального общения».

Контрольный этап педагогического эксперимента подтвердил эффективность выдвинутых на предыдущем этапе педагогических условий формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза. На последнем этапе были разработаны методические материалы по спецкурсу «Культура межнационального общения» для студентов педагогического вуза.

Заключение

.

Проведенное исследование носит теоретико-прикладной характер и направлено на решение одной из актуальных проблем высшего профессионального образования — формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследование носит теоретико-практический характер и направлено на решение одной из важных проблем — повышение эффективности формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза.

Актуальность темы

исследования обусловлена социальным заказом, ее недостаточной разработанностью в теории и практике профессионального образования. В решении данной проблемы ведущая роль принадлежит педагогическому вузу, основной целью деятельности которого является формирование активной личности, способной к положительным взаимоотношениям с представителями других национальностей.

2. Изучение философской, психолого-педагогической литературы позволило конкретизировать понятие «культура межнационального общения студентов педвуза «, которое понимается как совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий студентов, обеспечивающая в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности студента. Структура культуры межнационального общения представлена как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: интеллектуального, ценностно-мотивационного, деятельностного.

3. Культура межнационального общения выполняет следующие функции: познавательно-гносеологическуюисторической преемственности и социальной наследственностивосприятия и преобразования окружающего мира (и прежде всего человеческой личности) — регулятивно-аксиологическую, ценностную. Специфическими функциями культуры межнационального общения являются трансляционная, нормативная, коммуникативная.

4. Формирование культуры межнационального общения у студентов педвуза представляет педагогический процесс, направленный на обеспечение студентов теоретическими знаниями о культуре межнационального общения, развитие ценностно-мотивационной сферы и расширение опыта межнационального общения студентовформирование практических умений и навыков общения с представителями других национальностей.

5. Содержание процесса формирования культуры межнационального общения у студентов включает обеспечение студентов знаниями о нормах межнационального общения, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей многонациональной стране, об особенностях личностного восприятия людей, социальных явлений и предметов, принадлежащих другой национальной культуре и т. д.- выработку норм поведения во взаимоотношениях представителей различных национальностей, соответствующих требованиям современного этапа развития обществавоспитание положительной мотивации у студентов педагогического вуза к межнациональному общениюформирование умений идти на контакты с лицами других национальностей, полнее использовать возможности межнационального общения для развития и совершенствования личностиорганизацию национальных мероприятий (обрядов, обычаев, праздников, фестивалей);

5. Для определения уровня сформированности культуры межнационального общения у студентов педвуза необходимо выделять следующие критерии: интеллектуальный, мотивационный, деятельностный. С учетом уровнего подхода и предложенных критериев целесообразно рассматривать три уровня сформированности культуры межнационального общения у студентов педвуза: высокий, средний, низкий.

6. В ходе экспериментальной работы были определены и внедрены в процесс профессионально-педагогической подготовки студентов педвуза следующие педагогические условия:

• реализация структурно-содержательной модели процесса формирования культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза;

• обеспечение направленности образовательного процесса на формирование у студентов культуры межнационального общения на основе интеграции блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, блока общепрофессиональных дисциплин;

• включение в учебный план педагогического вуза расширенного интегрированного спецкурса «Культура межнационального общения».

Результаты проведенного исследования доказали правомерность выдвинутой гипотезы, его общие и конкретные выводы направлены на оказание помощи педагогическим вузам в повышении уровня сформированности культуры межнационального общения у студентов в современных условиях.

Выполненная нами работа не исчерпывает всех проблем формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза. Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования могут быть: разработка системы формирования культуры межнационального общения у студентов педвуза, формирование культуры межнационального общения на основе изучения культур народов Зауралья и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Социалистическая культура межнационального общения // Научный коммунизм. 1989. — № 5. — С. 40−47.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  3. А., Гасанов Н., Зачесова К. Межнациональные семьи и вопросы воспитания // Сов. педагогика. 1991. — № 12. — С. 25 — 26.
  4. O.JI. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары: ЧГПУ, 2002. — 20 с.
  5. .С. Общение и его проблемы М.: Знание, 1982.64с.
  6. Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. /Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. /Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968.367 с.
  11. А.И. Наука постижения культуры //Нар. образование. -1998.-№ 5.-С. 184−190.
  12. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. — № 7. — С. 42−49.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  14. H.A. Общение школьников в многонациональной среде //Сов. педагогика. 1991. -№ 12. — С. 21 — 23.
  15. К.Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ, 2000. — 328 с.
  16. Ю.А. Педагогические основы подготовки будущих учителей к формированию культуры межнационального общения учащихся: Автореф. дис.. докт. пед. наук Ташкент, 1993. — 38 с.
  17. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  18. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  19. Э.А. О противоречиях в сфере межнациональных отношений и пути их разрешения //Политическое образование. 1989. -№ 12.-С. 47−57.
  20. Базовая культура личности: теоретические и методические приемы /Под ред. О. С. Газмана М.: АПН СССР, 1989. — 149 с.
  21. A.C. Теория и практика формирования обществоведческой культуры учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения в учебном процессе /гуманитарный аспект/: Автореферат дис. .докт. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1999. -39 с.
  22. B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. -Екатеринбург, 1994. 340 с.
  23. В.В. Пути гармонизации темперамента и деятельности //Вопр. психологии. 1989. — № 5. — С. 67−71.
  24. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.-62 с.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. -412 с.
  26. В.Г. Природа и население Шадринского округа. -Шадринск: ШГПИ, 1994. 80 с.
  27. JI.H. Изучение межнациональных отношений в СССР //Преподавание истории в школе. 1990. — № 1. — С. 108−117.
  28. A.A. Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоления // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 65−70.
  29. A.A., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях //Сов. педагогика. 1991. — № 5.-С. 11−19.
  30. А.Н. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  31. М.В. Формирование социокультурной компетентности будущего учителя: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Челябинск, 2001.-19 с.
  32. Т.А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Магнитогорск., 1999. 23 с.
  33. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов нового века СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  34. А.Д. Методика диссертационного исследования. -М.: ФаЛСН, 1986.-89 с.
  35. Л.В., Чистякова С. Н. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации. М.: АПН СССР, 1991.
  36. Г. М. О культивировании самокритики в национальном сознании студенческой молодежи //Проблемы формирования культуры студенческой молодежи: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 1993.-С. 120−125.
  37. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. — 272 с.
  38. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1 978 216 с.
  39. Т.Ю. Социология национальных отношений // Социс. 1994.-№ 5.-С. 22−26.
  40. Т.Ю., Дмитриев O.A. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР М.: Мысль, 1986. — 254 с.
  41. В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонент этнической культуры // Социс. 1993. — № 1. — С. 93−97.
  42. Е.Я., Жариков A.B. Этнический ренессанс парадокс XX века? // Диалог. — 1990. -№ 15. — С. 38−45.
  43. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.-288 с.
  44. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — 168 с.
  45. Вопросы национальной психологии / Под ред. С. М. Арутюняна. -Черкесск: Карачаево-черкесская обл. типография, 1972. 176 с.
  46. Н.М. Образование и многообразие культур //Педагогика. 2000. — № 2. — С. 105 — 107.
  47. Воспитание культуры межнационального общения: Метод, рекомендации /Сост. В. И. Буренко, Н. Е. Иванюшкин, В. В. Меркулов, В. М. Плешивцев. М.: АПН СССР, 1989. — 44 с.
  48. Воспитание у детей этики межнационального общения / Авт. Э. К. Суслова. М.: АПО, 1994. — 80 с.
  49. И.А. Атеизм и религия как феномен культуры и воспитания // Сов. педагогика. 1991. — № 9. — С. 57−61.
  50. З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 1998. — 338 с.
  51. З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 51 — 55.
  52. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11−15.
  53. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448 с.
  55. А.Н., Велик О. В. Об опыте совершенствования культуры межнационального общения в вузе // Проблемы формирования культуры студенческой молодежи: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. -Челябинск, 1993. С. 130 — 136.
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Логос, 1995. — 383 с.
  57. Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. — Ростов-н/Д: Пединститут, 1970. 256 с.
  58. П.Н. Вопросы воспитания и обучения. М.: Педагогика, 1949.-146 с.
  59. Т.Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре: Учебн. пособие для студ. средн. и высш. пед. заведений /Т.Г. Грушевицкая, М. А. Гузик, А. П. Садохин М.: «Академия», 2001. -408 с.
  60. JI.H. География этноса и исторический период / АН СССР. Геогр. о-во СССР. Д.: Наука, 1990. — 278 с.
  61. М.В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2001. -22 с.
  62. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности //Вопр. философии. 1990. — № 3. — С. 31−45.
  63. Г. Д. Многокультурное образование М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
  64. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип //Педагогика. № 10. — 2000. — С. 3 — 11.
  65. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  66. А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Просвещение, 1978.- 144 с.
  67. Документы и материалы XX съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. М., 1987. — 28 с.
  68. Л.М. О проблемах межнациональных отношений и задачах этносоциологии в современных условиях // Сов. этнография. 1989. -№ 1.-С. 41−47.
  69. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  70. В.И., Алексеева М. Н. Формы и методы логического мышления в педагогических исследованиях //Методология педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М., 1998. — С.10 — 47.
  71. Закон РФ «Об образовании» // Частная школа. 1993. — № 1. — С.45−86.
  72. Л.Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания /методол. аспект/: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: МГУ 1991. — 24 с.
  73. Зоц В. А. Культура межнационального общения // Агитатор. — 1989. -№ 17. С. 8−11.
  74. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1992. — 18 с.
  75. Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: «Логос», 1996.-280 с.
  76. Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. — Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997.-217 с.
  77. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  78. Ш. И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма// Педагогика. 2000. — № 2. — 107 с.
  79. История русской философии. -М., 1991. 19 с.
  80. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  81. М.С. Философия культуры. СПб.: Метрополис, 1996.415 с.
  82. Кан-Калик В. А. Граматика общения. Грозный: Чеч.-инг. кн. изд.-во, 1995.- 108 с.
  83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  84. В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Логос», 1998. — 352 с.
  85. И. Сочинения: В 6-ти т. Т.6. М.: Мысль, 1961. — 572 с.
  86. А.И., Лисовик Г. А. Формируются качества патриотов и интернационалистов // Вест. высш. шк. 1982. — № 11. — С. 51−53.
  87. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.-278 с.
  88. В.В. Как работать над диссертацией и защищать ее. Практические советы с точки зрения соискателя ученой степени. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2002. — 252 с.
  89. А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (Опыт изучения конкретной ситуации) //Социс. 1997. — № 9. — С. 67−69.
  90. JI.H. Культура межнационального общения //Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советских людей / Отв. ред. Ц. А. Степанян, А. К. Карыпкулов. М.: Наука, 1985.-С. 201−204.
  91. JI.H. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992.- 120 с.
  92. JI.H. Теория культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1995.- 160 с.
  93. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  94. М.А., Пацукова JI.A., Черемицына Т. Б. Культурология: Учебн. пособие для студ. пед. вузов — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2001.-279 с.
  95. В.П. Культура межнационального общения // Нар. образование. — 1993. -№ 5. С. 65 — 67.
  96. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: Дис.. докт. пед. наук. Казань, 1996. — 342 с.
  97. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Курган, 2000. — 22 с.
  98. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. -143 с.
  99. П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973.-324 с.
  100. H.JI. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике //Новые исследования в педагогических науках. 1991.-№ 1.-С. 6−12.
  101. А.И. Педагогическое исследование: Учебн. пособие для аспирантов, студентов-дипломников, учителей. Рязань, 1975. — 178 с.
  102. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
  103. В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 688 с.
  104. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. — М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 448 с.
  105. B.C. Психология /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высш. шк., 1982.-256 с.
  106. Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 2-е изд. — М.: «Ось-89″, 1997. -208 с.
  107. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  108. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
  109. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961.-98 с.
  110. Культурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Феникс, 1995. — 576 с.
  111. М. Культура межнационального общения // Педагогика. -1992.-№ 7−8.-С. 41−44.
  112. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  113. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ — С, 1999. — 224 с.
  114. A.A. Психология общения.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 1997.-365 с.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  116. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  117. А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. М.: Политиздат, 1971.-40 с.
  118. А.Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  119. И.Я. Базовое содержание общего образования //Сов. педагогика. 1991.-№ 11. -С. 15−21.
  120. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учебн. завед. и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  121. A.M. Воспитание у молодежи культуры межнационального общения // Сов. педагогика. 1989. — № 10. — С. 24−28.
  122. И.С. Методологические основы дидактики. М.: Педагогика, 1987. — 224 с.
  123. А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  124. К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.З. 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1955. — 630 с.
  125. К. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956. — 690 с.
  126. B.C. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа: Дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 2002. 174 с.
  127. Межнациональные отношения и высшая школа („круглый стол“ „ВВШ“) //Вестн. высш. шк. 1989. — № 7. — С. 14−26.
  128. В.М. Культура — человек общество //Общественные науки. — 1984. -№ 3. — С. 107−120.
  129. В.М. Культура и история (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. -199 с.
  130. В.М. Культура как философская проблема //Вопр. философии. 1982.— № 10.-С. 42 — 52.
  131. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М.: Знание, 1977. — 51 с.
  132. А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973.-406 с.
  133. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: Урал ГАФК, 2000. — 187 с.
  134. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с.
  135. Народы мира: Историко-этнографический справочник /Под ред. Ю. В. Бромлея. М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 624 с.
  136. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — 456 с.
  137. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1995. — 576 с.
  138. А.М. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. М.: Эгвес, 1999. — 104 с.
  139. А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: Деловые советы. М.: АПО РАО, 1996. -130 с.
  140. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. — 224с.
  141. М.Н. Культура и этика общения. Ташкент: Узбекистан, 1985.-192 с.
  142. М.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988.127 с. 1430 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“. М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  143. Образование и педагогическая наука на путях обновления: Материалы к научной дискуссии. М., 1994. — 45 с.
  144. Общая психология /Под ред. A.B. Петровского М.: Просвещение, 1986.-463 с.
  145. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность //Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. Т.8. -М.: Сов. энциклопедия, 1972. С. 180−181.
  146. С.И. Словарь русского языка: 7000 слов /Под ред. И. Ю. Шведовой -23-изд. испр. -М.: Рус. яз., 1990. 917 с.
  147. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях //Педагогика. 2002. — № 5. -С. 41 -47.
  148. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Педагогическое общество России, 2000. -640 с.
  149. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп., перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  151. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  152. Педагогическая энциклопедия /Гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров: В 4-х т. Т.2. Ж. М.: Сов. энциклопедия, 1965. — 911 с.
  153. Педагогическая энциклопедия /Гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров: В 4-х т. Т.4. СН Я. — М.: Сов. энциклопедия», 1968. — Т.4. — 911 с.
  154. Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. -СПб.: «Речь», 2002. 520 с.
  155. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  156. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 -х кн. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2. Процесс воспитания. — 256 с.
  157. И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-368 с.
  158. Познание и общение: Сб. ст. АН СССР /Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1988.-208 с.
  159. Понятийный аппарат педагогики. Екатеринбург. — 1996.
  160. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 547 //Рос. газ. 1996.-4 июня.
  161. Проблема общения в психологии /Под общ. ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Наука, 1981.-280 с.
  162. Прогностическая концепция целей и содержания образования. /Под ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994.
  163. В.Г. Интернациональное воспитание в коллективе школьников: (На опыте работы КИДа): Кн. для учителя /Под ред. З. И. Равкина. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
  164. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски и др.- пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  165. Психология исследования общения: Сб. статей /Под общ. ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. — 344 с.
  166. Психология: Учеб пособие для учащихся педучилищ / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
  167. Рабочая книга социолога: 2-е изд. перераб. и доп. М.: Наука, 1983.-477 с.
  168. Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и уважения прав человека, и основных свобод. 1974 г. ЮНЕСКО. Париж, 1974.
  169. Н.К. Врата в будущее. Рига: Виеда, 1991. — 227с.
  170. Реформы образования в современном мире: глобальные региональные тенденции /Ред. коллегия: Б. Л. Бульфсон, Н. М. Воскресенская, З. А. Малькова, В.Я., Пилиповский. М., 1995.
  171. Е.И. Психология общения -М.: Владос, 2001.-336 с.
  172. Т.В. Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 22 с.
  173. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1. А М. /Гл. ред. В. В. Давыдов — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  174. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2. М — Я. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 672 с.
  175. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 486 с.
  176. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1989. — 323 с.
  177. В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты /В.П. Руднев. М.: АГРАФ, 2001. — 608 с.
  178. В.В. Межнациональные отношения в среде советского студенчества //Социология высшей школы: Межвуз. сб. Горький: Горьковский ун-т, 1990. — 112 с.
  179. Ш. Садохин А. П., Грушевидная Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия" — Высшая школа, 2000. — 304 с.
  180. Ю.М. Комсомол и интернациональное воспитание студентов // Вестн. высш. школы. 1982. -№ 12. — С. 56 — 61.
  181. A.A. О культуре межнационального общения //Диалог. — 1990. -№ 3.- С. 18−24.
  182. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 232 с.
  183. И.И. Культура межнационального общения. Мн.: Университетское, 1986. — 159с.
  184. И.Н. С.И. Гессен: „Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным“ // Педагогика. — 2002. -№ 4.-С. 44−50.
  185. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  186. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  187. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  188. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо M.B. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.
  189. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  190. О. Образование и национальная безопасность России //Alma Mater. 1996. — № 3. — С. 10 — 15.
  191. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 с.
  192. В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Дис.. докт. пед. наук. -Н. Новгород, 1999.-449 с.
  193. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток //Педагогика. 1993. — № 1. — С. 38−42.
  194. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках /Редактор -координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: ИНФА. М — НОРМА, 1998. -488 с.
  195. B.C. Культура //Вопр. философии. 1999. — № 8. — С. 1523.
  196. Т.Г. Этнопихология М.: ИП РАН, Академический Прект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  197. В. Культура межнационального общения // Коммунист вооруженных сил. 1988. — № 10. — С. 9−16.
  198. Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов // Образование и наука. 2001. -№ 5 (11). — С. 3 — 13.
  199. Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
  200. Л.В. Понятие культуры и построение теории содержание образования //Педагогика. 1999. — № 8. — С. 3 — 11.
  201. Ю.А. Формирование культуры межнациональных отношений в многонациональном студенческом коллективе //Проблемы формирования культуры студенческой молодежи: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 1993. — С. 125 — 130.
  202. Г. Н. О культуре межнационального общения //Педагогика. 1999. — № 2. — С. 119 — 121.
  203. Л.Б. Значение коммуникативных качеств личности для контактного взаимодействия //Познание учащегося и формирование его личности. Вильнюс, 1975. — С. 48 — 51.
  204. Философская энциклопедия /Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 584 с.
  205. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  206. Философский энциклопедический словарь /Гл. Ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия», 1983. -840 с.
  207. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 с.
  208. О.И. Формирование коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 24 с.
  209. Е.И. Культура межнационального общения и школа. //Сов. педагогика. 1991. № 12. — С. 18 — 20.
  210. М.А. Культура общения. JL: Знание, 1983. — 32 с.
  211. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: «Логос», 1993. — 181 с.
  212. С. К вопросу о культуре межнационального общения //Филос. науки. 1990. — № 8. — С. 61−63.
  213. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика. 1997. — № 2. — С. 43−50.
  214. З.К. Пути активизации деятельностного интернационального воспитания в школе //Сов. педагогика. — 1989. № 10. -С. 37−41.
  215. В.А. Моделирование и познание. Мн.: Изд-во БГУ, 1974. -212 с.
  216. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.301 с.
  217. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240 с.
  218. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  219. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  220. И.Г., Пелипенко А. А. Культура как система. М., 1998.
  221. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 123 с.
  222. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. докт. пед. наук. -Челябинск: ЧГПИ, 1992.-403 с.
  223. Berry et al., 1992, p. 165
  224. Culture Shock. A reader in modern cultural anthropology /Ed. By Ph. K. Bock. New York, 1970.
  225. Nieto S. Affirming diversity: The socio-political context of multicultural education, 2nd edition. White Plains, N.Y.: Longman Publishers USA, 1996.
  226. Webster s Third New International Dictionary of the English Language. Springfield, MA: G & C. Merriam Co, 1980.
Заполнить форму текущей работой