Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отечественная историография Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность и научная значимость проблемы. Политическая борьба в период первой русской революции и, как ее следствие — издание Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», является одним из важнейших этапов отечественной истории. Именно после принятия этого эпохального государственного акта совершался переход к принципиально новому способу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научная основа изучения Манифеста 17 октября
    • 1. 1. Особенности изучения Манифеста 17 октября
    • 1. 2. Периодизация отечественной историографии Манифеста 17 октября
  • Глава II. Дореволюционная историография Манифеста 17 октября
    • 2. 1. Общая характеристика дореволюционной историографии Манифеста 17 октября
    • 2. 2. Манифест 17 октября и общественно-политический строй
    • 2. 3. Манифест 17 октября в мемуарах
    • 2. 4. Итоги развития дореволюционной историографии
  • Манифеста 17 октября
  • Глава III. Советская и постсоветская историография
  • Манифеста 17 октября
    • 3. 1. Общая характеристика советской историографии
  • Манифеста 17 октября 1905 года
    • 3. 2. Манифест 17 октября в работах советских историков
    • 3. 3. Современный этап изучения Манифеста 17 октября

Отечественная историография Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный российский конституционализм основывается на развитии демократических идей и правовых принципов, впервые объявленных Высочайшим Манифестом 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года отражает не только уровень правосознания современного российского общества, но и, безусловно, учитывает исторические традиции русской государственности.

Базовые ценности современной российской Конституции вырабатывались под влиянием практики конституционного строительства, в котором важнейшую роль сыграл Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», и идейного наследия отечественных конституционалистов и государствоведов. Обусловивший переходный период российского государственного строя от абсолютизма к конституционной монархии, Манифест 17 октября 1905 года положил фактическое начало истории российского конституционализма, когда на уровне Закона были закреплены основные принципы и идеи Конституции.

Актуальность и научная значимость проблемы. Политическая борьба в период первой русской революции и, как ее следствие — издание Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», является одним из важнейших этапов отечественной истории. Именно после принятия этого эпохального государственного акта совершался переход к принципиально новому способу управления государством, формировались новые государственные институты и политические партии, менялось соотношение общественно-политических сил, закладывались основы новой политической системы страны. Влияние Манифеста 17 октября 1905 года на социальнополитические воззрения и основополагающие ценности русского общества начала XX века, а также последующее развитие русской общественной мыслиодна из важнейших тем русской исторической науки.

Манифест 17 октября 1905 года относится к проблемам традиционно мало исследуемым в отечественной историографии, несмотря на то, что анализ Манифеста позволит ввести новые характеристики в изучение истории конституционализма в России. Манифест 17 октября 1905 года, его характеристика, природа и значение до настоящего времени не становились объектом специального исследования, а существующие на сегодняшний день исследования, по большей части, посвящены отдельным событиям периода первой русской революции, либо представляют собой общие труды исторического, либо юридического характера.

Традиция научного осмысления Манифеста 17 октября 1905 года восходит к дореволюционной историографии и связана, в первую очередь, с работами видных ученых в области русского государственного права. Дореволюционная историография Манифеста 17 октября 1905 года представлена, главным образом, работами известных юристов — преподавателей ведущих университетов России: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Харьковского, Юрьевского, Новороссийского и других. Несомненную значимость для исследования поставленной темы представляют работы выдающихся русских юристов — В. В. Ивановского, А. С. Алексеева, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковского, Ф. Ф. Кокошкина, С. А. Котляревского.

Объявленные Высочайшим Манифестом 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» гражданские свободы, а именно, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, а также изменение государственного строя, при котором «ни какой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы», позволило в то время многим общественным деятелям и ученым-правоведам сделать вывод о введении в России конституционного строя. Понимание конституционализма как системы политических и правовых институтов, функционированием которых обеспечивается реализация конституционных норм, обращает нас к следующим основополагающим фазисам политического развития России: Манифесту 17 октября 1905 года, Манифесту 20 февраля 1906 года, Основным Законам 23 апреля 1906 года и созыву Первой Государственной Думы 27 апреля 1906 года. Ключевая роль Манифеста 17 октября в цепи законодательных актов, преобразовавших государственный строй России, который после опубликования Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» просуществовал всего лишь двенадцать лет, но, тем не менее, составил целую эру в отечественной истории, заставляет всесторонне оценить этот государственный акт и характеризовать его с позиций современного представления о конституционализме.

С момента издания Манифеста 17 октября 1905 года были предприняты первые попытки охарактеризовать этот беспрецедентный государственный акт, осмыслить его юридическую природу и вызванные им последствия. Авторы этих публикаций заложили основу для изучения Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года, но в опубликованных по «горячим следам» работах не смогли в полной мере дать комплексный анализ этому государственному акту. Подобные исследования заложили фундамент исследованиям Манифеста 17 октября 1905 года, явились первым шагом в изучении становления конституционализма в России и определили основные направления в его изучении. Благодаря проведенным изысканиям стало возможно рассмотрение Манифеста 17 октября 1905 года в качестве самостоятельного предмета исследования, сложились определенные традиции, принципы и методика изучения процессов, происходящих в государственном строительстве в период преобразования государственного строя России.

В дореволюционной историографии Высочайшего Манифеста 17 октября преобладает два подхода: первый подход — проблемный, исходящий из отношения к Манифесту 17 октября 1905 года, как к нормативному акту, оказавшему влияние на государственный строй Россиив основе второго подхода лежит идеологическая установка.

В свою очередь, в первом подходе в дореволюционной историографии следует выделить следующие основные вопросы: Преобразовал ли Манифест 17 октября 1905 года государственный строй России или же обещал установление в будущем провозглашенных в нем норм? Явился ли Манифест 17 октября конституцией или был государственным актом обычно предшествующим конституции? Можно ли было считать Манифест 17 октября октроированной конституцией? Опубликование Манифеста 17 октября 1905 года вызвало среди ученых в области государственного права немало споров относительно того, установил ли манифест конституционный строй или же лишь предопределил переход к конституционной форме правления, т. е. содержал указание для правительства осуществить заложенную в манифесте программу реформ. Однако дальнейшее развитие событий перевело все споры ученых в область рассуждений о действительной дате введения в России конституционной формы правления. В этой связи назывались две отправных точки отчета — опубликование Основных законов и созыв Государственной Думы. Провозглашенные в Манифесте 17 октября и закрепленные в Основных Законах «конституционные» нормы через институт народного представительства — Государственную Думу составляли так называемую историческую конституцию.

Что касается второго подхода в изучении Манифеста 17 октября 1905 года, то здесь все работы делятся по политическим воззрениям авторов, проводивших исследование Манифеста с позиций идеологии той или иной политической партии или общественного объединения.

Манифест 17 октября являл собой первую реальную попытку ограничения монархической власти. После опубликования Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» официальная историография не могла отказаться от традиции изучения явлений государственной жизни через призму абсолютизма и свыкнутся с идеей ограничения монархической власти. Не способствовала объективному изучению Манифеста 17 октября 1905 года советская историография, абсолютизировавшая разрушительные формы социального протеста в ущерб развитию преемственности правовой традиции.

Необходимо отметить, что в основе различных представлений о Манифесте 17 октября 1905 года лежала не столько научная методология, сколько разные идеологические установки — революционная и либеральная. Фундамент либеральной заложили видные ученые в области государственного права и общественные деятели, из революционного же мировоззрения родилась советская историография. В. И. Ленина и его соратников по коммунистической партии можно отнести к основоположникам советской историографии Манифеста 17 октября 1905 года, чьи работы можно рассматривать и как источники исследуемого вопроса. Оставшееся после них историографическое наследие носило ярко выраженный публицистический и пропагандистский характер. Заданные в этих работах идеологические установки во многом определили направление советской историографии Высочайшего Манифеста 17 октября.

После революции 1917 года связь темы Манифеста 17 октября с действиями царского правительства, направленными на стабилизацию ситуации в стране на фоне официальных оценок советского правительства событий 1905 года сделало ее почти закрытой. Важной чертой советской историографии, определившей во многом характер исследований, была ограниченность источниковедческой базы. В качестве главных источников использовались труды В. И. Ленина. Идеологическая направленность и игнорирование других точек зрения предопределили упрощенность и фрагментарность исследований Манифеста 17 октября 1905 года. Жесткий идеологический контроль стал непреодолимым препятствием на пути объективного и всестороннего научного осмысления вопроса Манифеста 17 октября 1905 года в отечественной истории.

В настоящее время заметно усилилась практическая значимость исследований Манифеста 17 октября, что, безусловно, связано с произошедшими изменениями всей политической системы России. Начавшая в 1990;х годах эпоха перемен положила конец идеологической монополии, однако, современный этап изучения истории Манифеста 17 октября несмотря на возможность привлечения ранее недоступных источников, существенного расширения методологической базы также характеризуется отсутствием комплексного исследования Манифеста 17 октября.

Манифест 17 октября 1905 года до сих пор остается одним из наименее изученных сюжетов в отечественной историографии. К настоящему времени имеется определенный круг мемуарной и исследовательской литературы, в которой нашли отображение некоторые вопросы появления Манифеста 17 октября и его юридической природы. Эта литература, главным образом, относится к периоду революции 1905;1907 гг. и отличается политико-идеологическими позициями исследователей. Неудивительно, что столь яркое политическое явление, как Высочайший Манифест 17 октября 1905 года, породило множество различных, порой прямо противоположных точек зрения.

Анализ историографических источников позволяет утверждать, что наряду с формированием общего круга проблем периода первой русской революции, необходим комплексный историко-юридический анализ Высочайшего.

Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка». Проведенный историографический анализ показывает, что вопросы истории Манифеста 17 октября лишь отчасти затрагивались в работах, посвященных революции 1905;1907 гг., а также в связи с деятельностью различных политических партий.

Степень научной разработанности темы. Манифест 17 октября и его роль в истории России оказался своеобразным «белым пятном» в отечественной историографии, по-настоящему еще не осмысленным. Непродолжительный, но очень плодотворный период дореволюционной историографии Манифеста 17 октября, эмигрантская историография Манифеста 17 октября, а также советская историография, практически не поднимавшая вопросы Манифеста 17 октября, по-разному объясняли причины опубликования этого государственного акта, его юридическую природу и значение в российской истории. Историография Манифеста 17 октября в полной мере отразила глубокие противоречия в оценках Манифеста 17 октября и необходимость обобщения накопленного материала и всесторонней характеристики этого законодательного акта.

В последнее время стали обозначаться новые подходы в изучении Манифеста 17 октября, что заметно обогащает трактовку Манифеста дореволюционной историографии, эмигрантской и советской. Тем не менее, необходимость специального изучения Манифеста 17 октября, его принципов и значения, очевидна. К сожалению, комплексных и серьезных исследований именно этой проблемы отечественная историография не имеет.

Хотя специализированного исследования по историографии Манифеста 17 октября 1905 года не предпринималось, но определенные разработки по сформулированной тематике проводились. В целом состояние историографии позволяет сделать вывод, что хотя и существуют отдельные методические и узко прикладные разработки в смежных областях гуманитарного знания, комплексное историко-юридическое изучение Манифеста 17 октября еще не создано, что и обусловило выбор темы для настоящей работы.

Объектом диссертационного исследования являются труды по исторической, юридической и историографической проблематике Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».

Предметом исследования является отечественная историография Манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка».

Хронологические рамки диссертации охватывают период с октября 1905 года до середины 90 гг. XX века. Основное внимание сосредоточено на малоисследованных проблемах: предпосылок, юридической природы Манифеста 17 октября, его юридического характера.

Источниковую базу исследования составили сочинения выдающихся русских юристов — государствоведов, советских и российских историков. Привлекались также другие источники: статьи, программы политических партий, политические памфлеты, затрагивающие различные аспекты Манифеста 17 октября 1905 года.

Структура работы построена на сочетании хронологического и проблемно-тематического подходов. В основу работы положен проблемно-хронологический и идейно-политический принцип, что дает суммарную оценку историографии Манифеста 17 октября 1905 года. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное в рамках диссертационной работы исследование позволило на основании существующих материалов о Манифесте 17 октября 1905 года проанализировать тенденции и направления развития отечественной историографии данной темы, а также характер процессов, влиявших на отечественную историографию Манифеста 17 октября. В качестве источников по изучению Манифеста 17 октября использовались не только работы историков, юристов и мемуары политических и общественных деятелей, но и программы политических партий, отразивших остроту политической борьбы в период опубликования Манифеста 17 октября 1905 года.

Характер исследований Манифеста 17 октября непосредственным образом связан с системой государственной власти, стабильностью функционирования политической системы государства. Рубежами в изучения Манифеста 17 октября являлись Первая русская революция, Революция 1917 года, распад Советского Союза, т. е. те экстремальные условия, под влиянием которых претерпевают изменения институты государственной власти, политическое сознание общества. Таким образом конкретная историческая ситуация предопределяла органическую взаимосвязь между изучением различных аспектов Манифест 17 октября в отечественной историографии и политической ситуацией в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1992. 528 с.
  2. З.Д. О законодательных функциях верховного управления. СПб, 1908.
  3. Е.П. Об истинной свободе и нравственном долге. СПб, 1905.
  4. А.С. Манифест 17 Октября 1905 и политическое движение его вызвавшее. М., 1915.
  5. А.С. Указатель книг по русскому конституционному праву. М., 1916.
  6. Б.В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. Кризис власти в России. Реформы и революционный процесс. 1905 и 1917 годы// История СССР. 1991, № 2
  7. Б.В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб, 1999.
  8. Бах А. Н. Как царь сдержал свои обещания//Народное дело. Париж, 1911.
  9. Беседа о неприкосновенности личности и свободе совести, слова, собраний и союзов, СПб, 1905.
  10. Бильвайс. Россия прежде и после Манифеста 17 октября. Ковна, 1906.
  11. Н.А. О манифестах 17 октября и 3 ноября. Казань, 1905.
  12. Н.И. К истории Манифеста 17 октября 1905 года//Правоведение, 1974, № 1.
  13. Ваше Императорское Величество. Киев, 1906.
  14. . С.Ю. Воспоминания: в 3 т. Таллинн- М.: Скиф Алекс, 1994. — 608 с. — (Русская историческая библиотека).
  15. Н. Права русского народа по Манифестам 6 Августа, 17 Октября 1905 и прочим законам 1905 и 1906 годов. СПб, 1907.
  16. JI.E. Учебник законоведения. СПб, 1911.
  17. А. Возможен ли в России парламентаризм? СПб, 1907.
  18. Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г. Часть первая. M-JI: АН СССР, 1955 — 776 с.
  19. Высочайший Манифест 17 октября и его значение для русского народа. Одесса, 1906.
  20. Г. Хрусталев-Носарь. Из недавнего прошлого. Переяславль, 1918.
  21. Г. Б. Конституционные опыты царского самодержавия в первой русской революции (1905−1907 гг.)//Вестник Ленинградского университета, 1982, № 23, выпуск 4.
  22. Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция. СПб, 1991.
  23. Ю. Общее государственное право. Рига, 1913.
  24. В.М. Русское государственное право. СПб, 1908.
  25. В.М. Самодержавие и Манифест 17 октября// Полярная Звезда. 1906. № 9.
  26. И.В. В двух веках//Архив русской революции. Берлин, 1937 Т.22
  27. .Б. Борьба за Конституцию. СПб, 1908.
  28. Я.Н. Ответственность министров. СПб, 1907.
  29. М.Б. Юридическое значение Манифеста 17 октября 1905 года// Юридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  30. В.М. Государственное устройство и управление Российской Империи. Одесса, 1912.
  31. A.M. Самодержавие в эпоху империализма" М., Наука, 1975 -350 с.
  32. Две воли 19 февраля 1861 г. 17 октября 1905 г. М., 1905.
  33. В.Ф. Воспоминания. М: Издательство им. Сабашниковых, 1997−736 с.
  34. Н.П. Крестьяне граждане. М., 1917.
  35. B.C. Русская буржуазия и царизм. Л., 1967.
  36. Н.В. Развитие конституционализма в России в 1905—1917 гг..//Юрист, 1998, № 3.
  37. А.И. Очерк государственного права. М., 1915.
  38. Г. Конституции, их изменения и преобразования". СПб, 1907.
  39. А.С. Речь произнесенная 17 Октября 1906 года Председателем Бюро центра Государственного Совета при открытии им заключительного заседания съезда группы. СПб, 1906.
  40. Живой труп 17-го Октября. М., 1911.
  41. В.З. Манифест 17 октября в историческом освещении. Киев, 1909.
  42. В.Ф. Объяснение Высочайших Манифестов 6 августа и 17 октября 1905. Казань, 1906.
  43. Н.А. Система русской государственной власти. Новочеркасск, 1912.
  44. Зен С. Конспект государственного права. М., 1916.
  45. Зноско-Боровский С. А. Законоведение. СПб, 1909.
  46. В.В. Политико-культурное значение манифеста 17 октября 1905 г.//Юридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  47. В.В. Учебник государственного права. Казань, 1910.
  48. И.А. Русское государственное право. СПб., 1908.
  49. Известия СРД, № 3, 20 октября 1905 года.
  50. А.П. Воспоминания. М., 1989.
  51. Исторический опыт трех российских революций. М., 1985.51. К воинам. Минск, 1906.
  52. К Высочайшему Манифесту 17-го Октября 1905 г. Псков, 1905.
  53. К истории манифеста 17 октября 1905 года//Былое, 1919, № 14.
  54. К истории Манифеста 17 октября. Предисловие В. Невского//Красный архив, М.-Пг., 1923, Т.4.
  55. К разъяснению манифеста 17-го Октября 1905. Киев, 1907.
  56. П.Е. Власть Всероссийского Императора. Одесса, 1913.
  57. Ф.И. Государственная Дума в России. Сборник документов и материалов. М., 1957.
  58. М.Н. О самодержавии и конституции. М., 1905.
  59. А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания 1881−1914. Прага, 1929.
  60. А.А. О чем сказано в Манифесте 17 Октября 1905 года. М., 1905.
  61. .А. Конституция дарованная и конституция завоеванная// Полярная Звезда. 1906. № 11.
  62. .А. Политическое и юридическое значение манифеста 17 октября 1905 г.// Юридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  63. .А. Страницы прошлого. К истории конституционного движения в России. М., 1912.
  64. М.С. Тетушка Конституция сбежала. Томск, 1906.
  65. С. Самодержавие в его исконном смысле. СПб, 1906.
  66. М.М. Общее конституционное право. СПб, 1908.
  67. М.М. Русская конституция. СПб, 1906.
  68. Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
  69. Ф.Ф. Русское государственное право. Симферополь, 1908.
  70. Ф.Ф. Юридическая природа манифеста 17 октября// Юридический вестник. 1913. Кн. I.
  71. Конспект государственного права. М., 1911.
  72. А.И. Первая русская революция и Манифест 17 октября 1905 года//Советское государство и право, 1986, № 1.
  73. В. Письма к жителю городской окраины. СПб, 1906.
  74. С.А. Понятие Суверенитета// Юридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  75. С.А. Русское государственное право. М., 1915.
  76. С.А. Власть и право. М., 1915.
  77. С.А. Конституционное государство. СПб, 1907.
  78. С.А. Международное положение России к 1906 году// Полярная Звезда. 1905. № 4.
  79. С.А. Юридические предпосылки русских Основных Законов. М., 1912.
  80. А. Что такое Государственная Дума? СПб, 1907.
  81. Кузьмин Караваев В. Д. Из эпохи освободительного движения. СПб, 1907.
  82. И.О. Исторический очерк преобразования государственного строя в царствование императора Николая II. СПб, 1912.
  83. Ю. Итоги российской конституции. СПб, 1907.
  84. Н. И. Административная хроника//Вестник права. 1905. № 8.
  85. Н.И. Русское государственное право. Петроград, 1917.
  86. В.И. Поли. собр. соч. т. 12.
  87. . Голос и воля народа в государстве. СПб, 1906.
  88. Листовки московских большевиков 1905 г. М: Московский рабочий, 1941 -332 с.
  89. Листовки петербургских большевиков 1902—1917 гг. Т.1. Л, 1939.
  90. П.И. На смену старого права. П., 1915.
  91. А. По поводу Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года. Тула, 1905.
  92. Я.М. Юридическое значение манифеста 17 октября 1905 г.// Юридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  93. В.А. Власть и общественность на закате старой России. Воспоминания современника. Париж, 1936.
  94. Манифест 17 октября. Предисловие И. Л. Ттарова/ЛСрасный архив, М.-Л., 1925, Т.4−5.
  95. А.Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России/Юбщественные науки и современность, 1994, № 6.
  96. А.Н. Конституционная монархия в России//Вопросы истории, 1994, № 8.
  97. К.Н. Манифест 17 октября 1905 года//Ученые записки ЛГУ, 1958, выпуск 10, № 255.
  98. М. Царь и народ. Монархия или Республика? М., 1907.
  99. Е.Д. По поводу Манифеста 17 Октября 1905 года. Казань, 1905.
  100. В. Кровавый год// Полярная Звезда. 1905. № 5.
  101. Наше знамя «Манифест 17 октября». Воззвание к гражданам России. Ростов-на-Дону, 1906
  102. Н.П. По пути к правовому государству. М., 1913.
  103. В. К истории Манифеста 17 октября// Красный архив, 1923, Т.4.
  104. Немирович Данченко В. И. Русские черносотенные баши-бузуки. Хвалынск, 1905.
  105. В.М. Еще несколько слов о самодержавии// Полярная Звезда. 1906. № п.
  106. В.М. Манифест 17 октября и форма правления//Полярная Звезда. 1905. № 4, № 5.
  107. Н. Государственное устройство России и Государственное Дума. СПб, 1906.
  108. С.С. Обнародование Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 года в г. Оренбурге. Оренбург, 1905.
  109. .Э. Законы основные в русском праве//Труды юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском Университете. 1913. Том VII.
  110. .Э. Очерки русского государственного права. СПб, 1911.
  111. О желательных конституционных гарантиях возвещенного правопорядка. М., 1906.
  112. О Манифесте 17 Октября, М., 1906.
  113. В.П. Новый строй. М., 1913.
  114. В.А. Моя жизнь и мои современники. Париж, 1988.
  115. Общественное движение в России в начале XX го века. Т. II. СПб, 1910.
  116. А.В., Сафонов М. М. Неизвестный проект манифеста 17 октября 1905 года//Советские архивы, 1979, № 2.
  117. Отзыв на обращение «Русского Собрания» и единомышленным партиям, союзам и русскому народу по поводу Манифеста 17 Октября 1905 года. Тобольск, 1906.
  118. К. К вопросу о русской конституции/Юбразование, 1907, № 12.
  119. Н.И. Основные Законы и форма правления. Харьков, 1910.
  120. Н.И. Правовое государство и конституция//Вестник права. 1906. Кн. I.
  121. Палиенко Н.И.// Юридический вестник. 1913. Кн. II.
  122. Н.И. Правовое значение Манифеста 17 октября 1905 г.// Юридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  123. К. Погрешности обновленного 17 октября 1905 г. государственного строя и попытка их устранения. М., 1910.
  124. Первая капитуляция. СПб, 1905.
  125. Первая российская революция и самодержавие. Л, 1975 152 с.
  126. И.И. Из записок общественного деятеля. Воспоминания //Архив русской революции. Берлин, 1934.
  127. И.И. Министерство графа Витте//Полярная Звезда. 1905. № 1.
  128. Я.К. Государственная Дума и враги народной свободы в лице насильников прежнего и нового режима. СПб, 1906.
  129. Послание Святейшего Синода русскому народу. 17 Октября 1905 года.
  130. Правда о конституции. Харьков, 1905.
  131. ПСЗ, Собрание третье, т. XXV, т. XXVI, отделение первое.
  132. И.В. Накануне освобождения. СПб, 1906.
  133. М.А. Русский абсолютизм и европейская реакция. СПб, 1906.
  134. JI. М. Конституция Российской Империи, СПб, 1913.
  135. Н.Н. Как надо понимать Царский манифест 17 Октября. 1906.
  136. А.А. Юридическая природа Манифеста 17 октября 1905 года. Ярославль, 1916.
  137. В.Е. Государственные учреждения древней и новой России. М., 1911.
  138. Д.И. 17 Октября 1888 г. и 17 Октября 1905 г. Харьков, 1906.
  139. Русское самодержавие и Манифест 17 октября 1905 года. М., 1906.
  140. Русскому народу. О Манифесте 17 октября 1905. М., 1906.
  141. Сборник программ политических партий. М., 1906.
  142. С.М. Образование и деятельность Первой Государственной Думы. М., 1962.
  143. Сломинский JI.3. Конституция Российской Империи. СПб, 1908.
  144. Сломинский JI.3. Наша конституция//Вестник Европы, 1908, № 7.
  145. К.Н. Манифест 17 Октября и право запросов/ЛОридический вестник. 1915. Кн. XI (III).
  146. К.Н. Судьбы русской конституции//Русская мысль, 1909, № 12.
  147. А.Д. Законоведение (изд. 6-е). М. 1909.
  148. Е.В. Что такое конституция? М., 1917.
  149. Л.М. Крушение политических и буржуазных партий М., 1977 -366 с.
  150. В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905 1917 гг. — Л.: Наука, 1977 — 272 с.
  151. Стенографические отчеты III Государственной Думы, сессия I, заседание 13.11.1907. СПб, 1908.
  152. И.М. Грани российского конституционализма (XX век)// Конституционный строй России, выпуск 1 М., 1992.
  153. П. Б. Два забастовочных комитета// Полярная Звезда. 1905. № 3.
  154. П. Б. Революция//Полярная Звезда. 1905. № 1.
  155. П.Б. Общее политическое положение//Русская мысль, 1909, № 11.
  156. М.Н. Основы государственного устройства России и государственного права русского народа в прошлом и настоящем. СПб, 1905.
  157. И.Л. Манифест 17 октября// Красный архив, 1926, Т.2
  158. Л.А. Монархическая государственность. М., 1905.
  159. Л.А. О недостатках конституции 1906 года. М., 1907.
  160. Торжественное всенародное шествие 22 октября 1905 г. в Казани. Казань, 1906.
  161. Три Государственные Думы и политические партии//Народное дело. Париж, 1911.
  162. Ф.Т. Учебник государственного права. СПб, 1912.
  163. В.М. Основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права. М., 1910.
  164. А. Простое слово о Царском манифесте 17 октября 1905 года. М., 1905.
  165. Р. Манифест 17 октября 1905 года//Исторический журнал, 1940, № 9.
  166. Хрусталев-Носарь Г. «Из недавнего прошлого». Переяславль, 1918.
  167. Царские слова. Казань, 1906.
  168. Царский Манифест и чиновники. Н. Новгород, 1905.
  169. Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970.
  170. П.С. Речи Октябриста. СПб, 1907.
  171. Л.А. Русское Государственное Право. Юрьев, 1908.
  172. С. Ф. Самодержавие или Конституция? М., 1909.
  173. С.Ф. Самодержавие или конституция? Деятельность III Государственной Думы. М., 1916.
  174. С.Ф. Что такое «конституция»? М., 1906.
  175. В.В. Кадеты главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905−1907 гг. — М., 1983 — 327 с.
  176. В.В. Оценка кадетами Манифеста 17 октября 1905 года и Основных законов 23 апреля 1906 года//Государственные учреждения и общественные организации в СССР. М., 1989.
  177. В.В. партия октябристов в период перовой российской революции М., 1987 — 158 с.
  178. Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918.
  179. В.И. Новейшие преобразования русского государственного строя. СПб, 1909.
  180. Г. Внепарламентское законодательство. СПб, 1908.
  181. В.В. Дни. Л., 1925.
  182. А. Общие основания конституционного права. СПб, 1909.
Заполнить форму текущей работой