Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогические условия развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методолого-теоретическую основу исследования составили идеи и принципы философии «русского космизма (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский и др.) — концепции экосистемы как формы организации живого и неживого на планете, исследования в области современного эволюционизма и социоестественной истории (В.И. Вернадский, A.M. Гиляров, Э. А. Гирусов, Н. Н. Моисеев и др.) — философские… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Эколого-ориентированная позиция школьника: генезис понятия
    • 1. 2. Содержание и структура экологического образования школьников
    • 1. 3. Анализ взаимосвязи экологического воспитания и дополнительного образования школьников
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ в
  • УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Реализация экологически направленного содержания дополнительного образования
    • 2. 2. Организация экологической деятельности школьников в учреждении дополнительного образования детей
    • 2. 3. Динамика развития эколого-ориентированной позиции школьника в условиях дополнительного образования

Социально-педагогические условия развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная социальная ситуация характеризуется переходом общества к новым моделям, основу которых составляет устойчивое синхронное развитие природы, общества, культуры и сознания человечества. Задачи сохранения глобальной безопасности требуют выработки у школьников нового эколого-ориентированного мышления, способного изменить менталитет человека в отношениях с природой. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Концепция общего среднего образования», Постановление Правительства РФ «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» подчеркивают необходимость помочь школьникам освоить систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее психологии потребления, так как от этого во многом зависит их собственная жизнь и будущее планеты.

К образованию предъявляются требования о соответствии новой социальной парадигме, базирующейся на осознании каждым человеком единства природы и общества, необходимости учета его при организации своей деятельности. Экологизация образования и воспитания способствует развитию личности, способной воспринимать и осуществлять идеи эволюции природы и общества, ориентированной на прогресс общества в условиях развивающейся социоприродной среды.

Эколого-ориентированная позиция выступает принципиально значимой, стержневой характеристикой личности, определяет характер и качественный уровень взаимодействия человека и социоприродной среды, проявляясь в системе отношений, ценностей и норм, мотивирующих экологически обоснованное поведение.

Одним из социальных институтов, имеющих высокий потенциал для создания условий развития эколого-ориентированной позиции школьника, является система дополнительного образования детей, способная обогатить содержание процесса школьного естественнонаучного образования, дополняя и интегрируя в единую картину разрозненные, фрагментарные представления учащихся об окружающем мире. Дополнительное экологическое образование детей в значительной степени связано с гуманизацией, усилением воспитывающей функции, ориентацией на развитие и саморазвитие личности, способной не только адаптироваться к быстроменяющимся условиям, но и обеспечить своей деятельностью дальнейшее эволюционирование процесса в системе «человек — общество — природа».

Анализ исследований показывает, что в настоящее время педагогической наукой рассмотрен комплекс вопросов, связанных с историей, теорией и практикой экологического воспитания и дополнительного образования детей. А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Э. А. Турдикулов обосновали теоретические основы процесса, его цели, задачи, принципы, концептуальные положения. Отдельные аспекты экологического образования учащихся отражены в научных трудах З. И. Андреевской, Я. И. Габеева, А. А. Меркуловой, Н. М. Михайловой, Г. А. Ягодина.

Пути и способы активизации внеклассной природоведческой работы, возможности учебных предметов в экологическом воспитании рассматривали Ж. Г. Маликова, А. Ф. Спирин, И. Т. Суравегина. Внимание А. Н. Захлебного, С. Е. Павленко привлекли взаимосвязи экологических знаний и практической деятельности школьников, а Н. А. Рыкова, А. П. Сидельковского — проблемы формирования мотивов бережного отношения к природе и природоохранная деятельность. Проблемы формирования экологической культуры в контексте гуманизации образования разносторонне исследованы в работах Э. В. Гирусова, Н.С.

Дежниковой, И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, И. Т. Суравегиной, О. Г. Тавстуха и др.

Вместе с тем, при всей безусловной значимости исследований, многие вопросы экологического образования остаются недостаточно разработанными. Изучениекачества экологической подготовки школьников показало, что владея теоретическими знаниями, они не осознают собственной роли в устранении экологических проблем, не соотносят себя с действующей и саморазвивающейся частью природы, которая реализует в своем самоосуществлении общие закономерности самой природы в целом. Все это обусловливает разработку социально-педагогических условий развития эколого-ориентированной позиции школьников.

Исследование теории и практики организации развития эколого-ориентированной позиции школьников в учреждении дополнительного образования детей позволило выявить следующие противоречия: между объективной потребностью общества в личности, обладающей эколого-ориентированной позицией и невозможностью решения задач экологизации в рамках традиционно сложившегося образовательного процессамежду имеющимся педагогическим потенциалом деятельности учреждения дополнительного образования детей и недостаточностью методического обоснования технологий развития экологоориентированной позиции школьникамежду потребностью образовательной практики в рекомендациях по развитию эколого-ориентированной позиции школьника и недостаточной разработанностью в науке педагогического сопровождения дополнительного экологического образования школьников.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Социально-педагогические условия развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования детей».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования детей.

Объект исследования: процесс экологического воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: развитие эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования: экологическое воспитание в учреждении дополнительного образования детей обеспечивает развитие эколого-ориентированной позиции школьника, если:

— содержание включает гуманно-экологические ориентиры для развития позитивной мотивации личности в отношениях с социопри-родной средой;

— реализуется сочетание научно-исследовательского и социально-практического аспектов освоения школьниками явлений окружающей действительности;

— происходит включение школьника в социально значимую экологическую деятельность, позволяющую приобрести опыт решения конкретных экологических задач.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность и структуру эколого-ориентированной позиции школьника.

2. Разработать модель развития эколого-ориентированной позиции школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

3. Определить формы и методы экологической деятельности школьников в процессе дополнительного образования.

Методолого-теоретическую основу исследования составили идеи и принципы философии «русского космизма (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, П. А. Флоренский и др.) — концепции экосистемы как формы организации живого и неживого на планете, исследования в области современного эволюционизма и социоестественной истории (В.И. Вернадский, A.M. Гиляров, Э. А. Гирусов, Н. Н. Моисеев и др.) — философские и педагогические положения о социальной обусловленности экологического воспитания подрастающего поколения (Э.В. Гирусов, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, Н. М. Мамедов и др.) — идеи взаимодействия человека с окружающим миром из области культурологии (А. Дистервег, А. Ф. Лосев, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и др.) — теория активизации самостоятельной и творческой активности личности (В.И. Андреев, В. Г. Рындак и др.) — теоретические разработки в области экологического образования (Н.С. Дежникова, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, И. Т. Суравегина, И. В. Цветкова и др.) и специфики воспитательного процесса в области дополнительного образования (Л.А. Герасимова, В. А. Горский, А .Я. Журкина, В. В. Засова, С. В. Сальцева, А.И. Щетинская) — исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (М.А. Валеева, И.В. Калиш).

Экспериментальной базой исследования является муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга. В эксперименте участвовали 246 воспитанников, 28 методистов, 59 педагогов дополнительного образования.

Исследование выполнялось в течение 2000 — 2005 гг. и включало три основных этапа.

На первом этапе (2000 — 2002 гг.) был осуществлен выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, сформулированы его цель и задачи, дано методологическое обоснование, выдвинута рабочая гипотеза. Изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования. На данном этапе использовался комплекс методов: изучение и анализ философской, социально-педагогической литературы, изучались особенности организации экологического воспитания в условиях дополнительного образования детей. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено реальное состояние рассматриваемой проблемы, были выявлены сущность и содержание «эколого-ориентированной позиции», позволившие обозначить условия развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования детей.

На втором этапе исследования (2002 — 2003 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, отрабатывались и проверялись воспитательные технологии эколого-ориентированной направленности, способствующие развитию эколого-ориентированной позиции школьников в учреждении дополнительного образования детей. При этом использовалась совокупность методов: моделирование воспитательных ситуаций, наблюдения, анкетирование, интервьюирование, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, тренинги, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.

На третьем этапе исследования (2004 — 2005 гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных, разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику. На данном этапе использовался комплекс методов: теоретический анализ, синтез, обобщение и систематизация материала, статистические методы вторичной обработки результатов эксперимента.

Научная новизна исследования: раскрыта сущность эколого-ориентированной позиции школьника, характеризующейся совокупностью взглядов и убеждений, отражающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде, способы позитивного взаимодействия общества, природы и человека в процессе жизнедеятельности, структурно проявляющихся в познавательном, эмоциональном, деятельностном и творческом компонентахразработана модель развития эколого-ориентированной позиции школьника, отражающая интеграцию социального заказа по экологизации образования, цель, содержание, технологии, социально-педагогические условия и критериально — уровневые характеристики эффективности исследуемого процесса в учреждении дополнительного образования детейопределена совокупность форм (научно-исследовательские и социально-практические занятия) и методов активизации (мониторинг экосистем, экологические ассоциации, решение природоохранных задач, экологическая рефлексия) экологической деятельности школьников в учреждении дополнительного образования детей, обеспечивающих развитие мотивации и личностного опыта школьников по взаимодействию с окружающей социоприродной средой.

Теоретическая значимость исследования: определены сущностные характеристики компонентов эколого-ориентированной позиции школьника: познавательного (система знаний о природных объектах и явлениях), эмоционального (эмоционально-чувственные реакции, позитивное мироощущение), деятельностного (активность и включенность в природоохранную деятельность), творческого (опыт творческой созидательной деятельности, творческое восприятие окружающей среды);

— доказана эффективность комплекса социально-педагогических условий по развитию эколого-ориентированной позиции школьника: наличие содержания и целей дополнительного образования, способствующих выработке гуманно-экологических ориентиров развития личностиреализация сочетания научно-исследовательского и социально-практического аспектов освоения школьниками явлений окружающей действительностивключение школьника в социально значимую экологическую деятельность по приобретению опыта решения конкретных задач сохранения и преобразования социоприродной среды. охарактеризованы технологии взаимодействия с миром природы и способствующие развитию эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования детей: эстетического освоения природных объектовполучения научной информации о мире природывзаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной средыприродопользования в естественной среде, природоохранной и научно-исследовательской деятельности. Практическая значимость исследования: разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей, включающее практические рекомендации для педагогов по развитию эколого-ориентированной позиции школьниковразработан комплекс творческих заданий для школьников при взаимодействии с окружающей средой, в ходе эколого-ориентированных занятий предметно-практической деятельности творческих объединенийразработано критериально — диагностическое сопровождение исследуемого процесса, включающее критерии, показатели и уровневые характеристики сформированное&tradeэколого-ориентированной позиции школьника (активно-добротворческий, пассивно-сочувственный, равнодушно-созерцательный) .

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы и ее результатов обсуждались на научно-практических конференциях по проблемам экологического воспитания: Международной научно-практической конференции «Учебная, научно-производственная и инновационная деятельность высшей школы в современных условиях» (Оренбург, 2001) — Региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Оренбургской области (Оренбург, 2001, 2002) — Международной научно-практической конференции «Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий» (Оренбург, 2001) — Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и педагогические основы развития туризма» (Оренбург, 2002) — Республиканской научной конференции «Экологические и социально-гигиенические аспекты среды обитания человека» (Рязань, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы охраны окружающей среды. Актуальные проблемы непрерывного экологического образования» (Орск, 2004) — городских конференциях по проблемам воспитания (Оренбург 2001;2004) — на заседаниях кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета. Личный вклад автора состоит: в осуществлении научно-теоретического анализа проблемыв уточнении педагогического аспекта понятия «эколого-ориентированная позиция школьника», «экологическая деятельность школьников в учреждении дополнительного образования», определении их сущности и структурных компонентовв организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации полученных данныхв создании программно-методического обеспечения образовательного процесса в Центре эстетического воспитания детей г. Оренбург.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и основных выводов обеспечены всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровнеметодологической обоснованностью исходных позиций на базе современных достижений наукиобоснованной логикой поэтапного исследованияадекватностью взаимодополняющих методов объекту, предмету, целям и задачам диссертациисоблюдением требований репрезентативности выборкикачественным и количественным анализом фактических материаловкорректной обработкой экспериментальных данных с привлечением критериев математической статистики, личным участием в практической апробации результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эколого-ориентированная позиция школьника — это совокупность взглядов, убеждений и норм отношения личности к окружающей социально-природной среде, наследуемая в общественной практике и формируемая в процессе образования, определяющая гуманность и ответственность взаимодействия общества и человека с природой, обеспечивающая здоровый образ жизни, духовный рост, устойчивое социально-экономическое развитие, экологическую безопасность страны и каждого человека.

2. Основными структурными компонентами эколого-ориентированной позиции школьников являются познавательный (система знаний о природных объектах и явлениях), эмоциональный (эмоционально-чувственные реакции), деятельностный (включенность в природоохранную деятельность), творческий (творческое восприятие и преобразование окружающей социоприродной среды), соответственно отражающие уровень экологических знаний, умений, навыков, системы взглядов и убеждений, направленных на саморазвитие эколого-гуманного мировосприятия, готовности к природоохранной деятельности.

3. Модель развития эколого-ориентированной позиции отражает взаимосвязь цели, содержания, технологий взаимодействия с миром природы и условий сотворчества детей, родителей и педагогов по реализации основных направлений образовательно-воспитательного процесса дополнительного образования, обеспечивая достижение высокого уровня эколого-ориентированной позиции школьников.

4. Наиболее эффективными формами и методами экологической деятельности школьников в процессе дополнительного образования являются эколого-биологические, туристко-краеведческие, художественно-эстетические занятия научно-исследовательского и социально-практического характера в реальных ситуациях окружающей социоприродной среды.

Выводы по второй главе.

1. Результаты констатирующего эксперимента показали наличие у школьников недостаточного уровня экологических знаний, имеющих практический характер и преобладали низкий и средний уровень развития в учреждении дополнительного образования, что объяснялось применением традиционных форм и методов воспитания в учреждении дополнительного образования и неподготовленностью педагогов к решению задач экологического воспитания детей.

2. В качестве критериев, отражающих сущностные характеристики компонентов эколого-ориентированной позиции личности были определены: познавательный (знания о природных объектах и явлениях, экологических проблемах на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях), эмоциональный (эмоционально-чувственные реакции, позитивное мироощущение), деятельностный (активность, включенность в природоохранную деятельность), творческий (творческая созидательная деятельность, исследовательское восприятие окружающей среды).

3. Экологическая деятельность выступает как основа и условие развития эколого-ориентированной позиции и как компонент ее структуры. Экологическая деятельность — осознанную добровольную деятельность, способствующую достижению общественно-значимой цели: гармонизации и оптимизации взаимоотношений, взаимосвязи, взаимодействия общества и природы, в процессе которой происходит развитие эколого-познавательных интересов у воспитанников, углубление экологических знаний и расширение их экологического кругозораприобретается опыт личного участия в практическом решении экологических проблем. Экологическое действие служит своеобразным стимулом для расширения экологических знаний в экологические убеждения, в процессе экологической деятельности происходит соотношение теоретических знаний с реальной практикой, практика выступает основой и условием «востребованности» этих знаний, опыт личного участия в экологической деятельности способствует осознанию социальной значимости знаний по экологии, они «перерастают» в устойчивые убеждения, побуждающие к активному участию в решении экологических проблем.

4. Педагогика сотрудничества и партнерства в дополнительном образовании детей реализуется на принципах содружества детей и взрослых, педагогов и родителей. Признание ценности совместной продуктивно разделенной, развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга. При этом у субъектов педагогического процесса формируется культура общения, деятельности, ценностное отношение к нормам, законам жизни и духовной культуре.

5. Обоснована достоверность научных результатов, что обеспечено методологической обоснованностью исходных позиций исследования, всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватного изучаемой теме, поставленным целям, задачам, гипотезе и подтверждающего основные выводы диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие эколого-ориентированной позиции школьника актуально в контексте значимости экологического образования как одного из смыслообразующих факторов системы современного образования в целом. Эколого-ориентированная позиция школьника — это совокупность взглядов, убеждений и норм отношения к окружающей социально-природной среде, наследуемого в общественной практике, определяющего способы взаимодействия общества, природы и человека в процессе жизнедеятельности и способствует здоровому образу жизни, духовному росту, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

Человек, обладающий эколого-ориентированной позицией, осознает непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических, духовных потребностейчеловек понимает, что он — часть природы, его назначение — познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.

Основными структурными компонентами эколого-ориентированной позиции школьников являются: познавательный (система знаний о природных объектах и явлениях), эмоциональный (эмоционально-чувственные реакции), деятельностный (включенность в природоохранную деятельность), творческий (творческое восприятие окружающей социоприродной среды). Взаимосвязь указанных компонентов обеспечивает более эффективное развитие эколого-ориентированной позиции школьника, активно действующей в направлении сохранения и восстановления качества окружающей среды, направленных на саморазвитие природопреобразующего мировосприятия.

Предлагаемая в работе модель развития эколого-ориентированной позиции, включающая цель, содержание, технологии, условия и результат, критериально-значимые характеристики эко-лого-ориентированной позиции школьников, позволяет эффективно осуществлять развитие эколого-ориентированной позиции школьников в учреждении дополнительного образования детей.

Анализируя взаимосвязь экологического воспитания и дополнительного образования, мы пришли к выводу, что система экологического дополнительного образования находится в процессе своего становления. Имеющиеся теоретические основы требуют серьезной доработки и пересмотра, это касается в первую очередь методической основы процесса обучения.

Организованная в учреждении дополнительного образования экологическая деятельность школьников как осознанная добровольная деятельность, способствует достижению общественно-значимой цели: гармонизации и оптимизации взаимоотношений, взаимосвязи, взаимодействия общества и природы, в процессе которой происходит развитие эколого-познавательных интересов у воспитанников, углубление экологических знаний и расширение их экологического кругозораприобретается опыт личного участия в практическом решении экологических проблем. Экологическое дополнительное образование служит своеобразным стимулом для расширения диапазона знаний и экологических убеждений, в процессе экологической деятельности происходит соотношение теоретических знаний с реальной практикой, практика выступает основой и условием «востребованности» этих знаний. Опыт личного участия в экологической деятельности способствует осознанию социальной значимости знаний по экологии, они «перерастают» в устойчивые убеждения, побуждающие к активному участию школьников в решении экологических проблем.

Основными социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития эколого-ориентированной позиции школьника, являются: содержание дополнительного образования включает гуманно-экологические ориентирыэкологическое воспитание отражает сочетание научно-исследовательского и социально-практического аспектовэкологическая деятельность школьников осуществляется в контексте микро и макросреды социума.

Современное экологическое образование отдает предпочтение таким методам, формам и методическим приемам, которые будут стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающем мире (рассказ, содержащий сообщение парадоксальных фактов, беседа, проблемный метод, основанный на создании проблемной ситуации, эвристический прием, прием новизны, прием семантизации и т. д.) — способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть последствия деятельности человека (практический метод, наблюдение, исследовательский метод, анализ, синтез, сравнение, беседа и т. д.) — обеспечить формирование и развитие отношения к природным объектам (метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии и т. д.). При этом целесообразно использовать экскурсии, экологические экспозиции, экологические праздники, игры, тренинги, организовывать экологические кружки и т. д.

Перспективы в развитии эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования увеличились при установлении контактов с микро и макросоциумом. Следующим важнейшим социально-педагогическим фактором развития эколого-ориентированной позиции школьников является реализация ценностного взаимодействия «педагог — воспитанник — родитель». Педагогика сотрудничества и партнерства в дополнительном образовании детей peaлизуется на принципах содружества детей и взрослых, педагогов и родителей. Признание ценности совместной продуктивно разделенной, развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга. При этом у субъектов педагогического процесса формируется культура общения, деятельности, ценностное отношение к нормам, законам жизни и духовной культуре.

Также немаловажное значение в эффективности развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования принадлежит самой личности педагога. Современный педагог не может обладать авторитетом среди своих подопечных без знания специфики данной проблемы в полном объеме. Педагог, занимающийся экологическим образованием, должен иметь четкое представление о научных основах проблем экологии и экологического образования, обладать практическими умениями и навыками взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях антропогенной средыосваивать и использовать на практике комплекс экологических технологий. Кроме того, педагог должен предусматривать особенности общей, возрастной и педагогической психологии, также и экологической психологии и педагогики.

Таким образом, поставленные в исследовании цель, задачи, в основном, решены. Исследование подтвердило основные положения гипотезы, но не претендует на исчерпывающий характер. Дальнейшие исследования процесса могут быть посвящены целенаправленному изучению современных технологий экологического воспитания, поиску перспективных направлений совершенствования форм индивидуальной работы с участниками-исследователями школьных научно-экологических объединений, научной разработке проектов и маршрутов экологического туризма школьников как значимого социально-педагогического явления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альбуханова-Славская К. А. Развитее личности в процессе жизнедеятельности / К.А.Альбуханова-Славская // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. —С.19−44.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса ЯП.А. Амонашвили. — Минск, 1990.- 559с.
  3. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. / В. И. Андреев Казань, 1996. — 567с.
  4. С.Н. На пути к экологическому сознанию и экологическому образованию /С.Н.Артановский //Охрана окружающей среды и культурно-просветительская деятельность. Экологическое введение. -СПб., 1998.-35с.
  5. В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография /В.П. Бедерханова. — Краснодар, 2001.-220с.
  6. Н.А. Человек. Микрокосмос и макрокосмос / Н. А. Бердяев // Русский космизм. 1993. — С. 171−175.
  7. B.C. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье /B.C. Болодурин. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001.- 320 с.
  8. М.И. Организация семейной досуговой деятельности в УДО: автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2001. — 20с.
  9. В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Вып. 5. /В.Е.Борейко Киев: Киевский эколого-культурный центр, Центр охраны дикой природы СоЭС, 1997. — 96с.
  10. Л.И. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования детей: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. -20с.
  11. Г. В. Воспитание экологической культуры в системетуристко-краеведческой деятельности / Г. В. Буковская // Педагогика. -2002.-№ 5.-С.48−51.
  12. Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998. — 26с.
  13. М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 1999. -22с.
  14. Ю.А. Подготовка будущих учителей к формированию биоэкологических умений школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук. Бирск, 1999. -20с.
  15. К.Н. Свободное воспитание /К.Н.Вентцель //Сб. избранных трудов /сост. Л. Д. Филоненко. М.: А.П.О., 1993. — 171с.
  16. И.А. Внешкольная работа /И.А.Верба //Дополнительное образование. — 2000. № 7−8.
  17. В.И. Биосфера и ноосфера /В.И.Вернадский — М.: Наука, 1980.-258с.
  18. В.И. Начало и вечность жизни /В.И.Вернадский — М.: Сов. Россия, 1989. 171с.
  19. Вопросы охраны окружающей среды. Актуальные проблемы непрерывного экологического образования: сб. материалов научно-практической конференции /под ред. В. И. Земцовой, В. В. Стерликовой, И. А. Бурдыгина и др. — Орск: Издательство ОГТИ, 2004.- 152с.
  20. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания /под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней.-М., 2002.-248с.
  21. М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся: автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2001. — 21с.
  22. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. «Экология»: Проект, 3-я редакция. — М., 1994. — 22с.
  23. JI.C. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и психологии /Л.С.Выготский — М.: Педагогика, 1982. — 488с.
  24. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке /Г.Д. Гачев — М., 1991.- С. 12−13.
  25. Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2003. — 24 с.
  26. С.Г. Экологическое образование теоретические и практические подходы: учебное пособие /С.Г. Гильмиярова. — Уфа: Изд-во «Восточный университет», 1999. — 103с.
  27. Э.В. Основы социальной экологии: учебное пособие /Э.В. Гирусов, — М.: Изд-во Рос. Ун-та Дружбы Народов, 1998.- 168с.
  28. Горелов А-А. Экология: учебное пособие /А.А. Горелов. — М.: Центр, 2000.- 240с.
  29. В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании /В.А. Горский, Л.Н. Ходу-нова //Дополнительное образование.-2003.-№ 3.-С.20−23.
  30. С.Н. Практикум по экологии. Энергия и биогеохимические циклы /С.Н.Глазачев, В.ИКосоножкин.- М.:МГОПУ им. М.А.Шолохова- ТЭКОЦЕНТР- МГОУ, 2003.- 100с.
  31. С.Н. Практикум по экологии. Введение в экологию /С.НГлазачев, В. И. Косоножкин.- М.:МГОПУ им. М.А.Шолохова- ТЭКОЦЕНТР- МГОУ, 2003.- 100с.
  32. С.Н. Практикум по экологии. Экологические факторы. Оценка экологической опасности /С.Н.Глазачев, В. И. Косоножкин.-М.:МГОПУ им. М.А.Шолохова- ТЭКОЦЕНТР- МГОУ, 2003.- 100с.
  33. С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы /С.Н.Глазачев. М.: Современный писатель, 1998.- 432с.
  34. А.И. Становление профессиональной позиции педагога воспитателя в системе послевузовской подготовки: автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1998,-26с.
  35. Л.Г. Развитие творческих способностей учащихся средствами туристко-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2000. 22 с.
  36. А.А. Природа как ценность культуры /А.А.Гусейнов //Экология, культура, образование: сб. материалов /под ред. Э.В. Гиру-сова-М., 1989.-С. 5−11.
  37. В.В. Теория развивающего обучения /В.В.Давыдов — М.: Интор, 1996. 554с.
  38. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /В.И.Даль.- М.: Рус.яз., 1999.- 779с.
  39. Н.С. Экологическая культура: грани восприятия /Н.С.Дежникова // Биология в школе. — 1995. № 3. — С. 22−28
  40. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания /С.Д. Дерябо. — М.: Моск. психол.- социальн. ин-т, 1999. -252с.
  41. С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д.Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.-480с.
  42. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентоввысш. учеб. заведений /под ред. О. Е. Лебедева. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000. — 256с.
  43. Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании /Н.В. Добрецова //Экологическое образование.- 1999.-№ 1.- С.57−62.
  44. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев. — М., 2002. — 112 с.
  45. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие /под ред. Н. В. Сократова, Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. — 260с.
  46. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития /под науч. ред. С. В. Сальцевой. М., 1997. —135с.
  47. O.K. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие /О.К. Дрейер, В. А. Лось. М.: УРАО, 1997.- 224с.
  48. Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обуч. по спец. 0317 «Педагогика дополнительного образования» /Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова, М: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  49. А.Я. Содержание и технологический инструментарий исследовательской работы в учреждении дополнительного образования /А.Я. Журкина.- Москва, 2003.-84с.
  50. Д. С. Экологическое образование после уроков (упражнения для тренингов) /Д. С. Ермаков //Дополнительное образование. —2001.-№ 12.- С.23−30.
  51. Д. С. Экологическое образование после уроков (упражнения для тренингов) /Д. С. Ермаков //Дополнительное образование. —2002.-№ 2.- С.32−35
  52. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». М.: Республика, 1992. — 64с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: МП «Новая школа», 2004. 55с.
  54. В.В. Научно-методическое обеспечение воспитания духовности в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук Оренбург, 2001. — 23с.
  55. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования /А.Н.Захлебный. М.: Педагогика, 1981.-184с.
  56. И.Д. Историческая экология: Учебник для общеобразовательной школы /И.Д.Зверев.- М.: Дом педагогики, 1999.- 192с.
  57. И. Д. Постулаты развития экологической культуры /И.Д.Зверев //Экологическая культура и образование: концепции и технологии. — Волгоград: Перемена. 1996. — С. 72−84.
  58. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы /ИД.Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии. — Волгоград: Перемена. 1996. — С. 72−84.
  59. А.Т. Экологические игры /А.Т.Зверев.- М.: ООО Издательский дом «Оникс 21 век», ЗАО «Дом Педагогики», 2001. 56с.
  60. В.А. Формирование готовности будущих воспитателей к эколого-гуманистическому образованию дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук — Оренбург, ОГПУ, 2000. — 20с.
  61. Зебзеева В. А Теория и методика экологического образования детей /В.А. Зебзеева.- Оренбург: ОГПУ, 2003.- 72с.
  62. Интеграция воспитания и дополнительного образования. Муниципальная программа на 2000−2005гг. г. Гай /под науч. ред. С.В. Саль-цевой. Оренбург — Гай, 2000. — 48с.
  63. Д.Н. Зачем нам экологическое образование? /Д.Н.Кавтарадзе // На пути к устойчивому развитию. — 1997. № 2 (6). — С. 38−40.
  64. Д.Н. Природа: от охраны — к заботе? /Д.Н.Кавтарадзе // Знание сила. — 1990. — № 3.
  65. Г. С. Настольная книга учителя биологии / Г. С. Калинова, В. С. Кучмеренко М.: ООО «Издательство ACT», 2002. -158с.
  66. И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: автореф. дис.канд. пед. наук —М., 2000. —22с.
  67. В.А. ВОСПИТАНИЕ? ВОСПИТАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ! Педагогическое общество России /В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова — Москва, 2000. — 253с.
  68. Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников /Л.С.Квасова, НА. Фролова // Биология в школе. 2001. -№ 4. — С.36−40.
  69. Кирикова 3.3. Педагогическая технология: теоретические аспекты /З.З.Кирикова — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. — пед. ун-та, 2000. -284с.
  70. Е.В. Значение «диалога с природой» в современный период /Е.В.Кнорре // Наука и школа. № 3. — 1997. — С. 12−17.
  71. В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования /В.А.Кобылянский // Педагогика. 2001. — № 1. -С.32−41.
  72. .Д. Педагогический словарь /Б.Д.Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, — М.: «Академия», 2000.- 176с.
  73. Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург: ОГПУ, 2000.- 22с.
  74. .А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования детей в Северном регионе: автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 2001.- 25с.
  75. Л.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Избранные труды /Сост. В. М. Кларина, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1987. — 416с. (Педагогическое наследие).
  76. О. Воспитание сказкой /О.Коновалова, К. Устенко //Дополнительное образование.- 2002.- № 7.- С.43−47.
  77. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года /Внешкольник .-2004.- № 12
  78. Т.Г. Проблемы безопасности биосферы и новая стратегия биологического образования /Т.Г.Корженевская //Вестник МГУ. 1998. — № 4. — С 34−45.
  79. Н.Г. Формирование активной жизненной позиции современного подростка в экологической деятельности /Н.Г. Кравченко //Дополнительное образование.- 2002.- № 9.- С. 44−48.
  80. С.Э. Социальная философия /С.Э.Крапивенский -Волгоград, 1996. 352с.
  81. Краткий словарь по социологии /под редакцией Д. М. Гвиашвили.- М.: Политиздат, 1989. 479с.
  82. Н.В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности: автореф. дис. .канд. пед. наук -Оренбург. 1999.-20с.
  83. Л.Н. Проблемы саморазвития личности /Л.Н.Куликова.- Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. 315с.
  84. Ю.М. Теория и методика воспитательной деятельности втуризме: автореф. дис.. доктора пед. наук — М., 2002. — 36с.
  85. В.А. История и психология формирования экологической культуры /В.А. Левин. М., 1999.- 67с.
  86. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы /В.С.Леднев. — М.: Высш. шк. 1991.- 224с.
  87. И.А. Педагогические основы формирования мотивации обучения у школьников в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 2000. — 22с.
  88. О. Календарь песчаного графства /О. Леопольд, — М.: Мир, 1993.- 248с.
  89. И.К. Новая задача фундаментальной важности /И.К.Лисеев //Экология и жизнь. 2002. — № 2. — С.34−40.
  90. .Т. Методологическая основа педагогики /Б.Т.Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1998. — 280с.
  91. .Т. Философия воспитания /Б.Т.Лихачев. — М.: Прометей, 1995. 478с.
  92. Ю.А. Научные основы творческого развития и саморазвития педагога в системе дополнительного образования: автореф. дис. .доктора пед. наук. — Ставрополь, 2000. — 38с.
  93. В.А. Человек и природа: Социально-философские аспекты экологических проблем /В.А. Лось. М.: Политиздат, 1998. -224с.
  94. .Г. Экология — одно из направлений дополнительного образования /Ж.Г. Маликова //Дополнительное образование.- 2001,9.- С.32−37.
  95. Ф. Воспитание — сверхзадача: обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию /Ф. Майор. — М.: Просвещение, 1990.- 67с.
  96. Н.М. Основы общей экологии /Н.М. Мамедов, ИТ. Суравегина, С. Н. Глазачев. М.: «МДС», 1998.- 272с.
  97. Михайленко В Л. Деятельность центра по экологическому образованию /В.Я.Михайленко //Дополнительное образование.- 2003.-№ 7.-С.40.
  98. Н.М. Формирование экологической культуры школьников: учеб. пособие к спецкурсу. Часть 1. /Н.М.Михайлова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1998. -44с.
  99. .М. Популярный экологический словарь /под ред А. М. Гилярова. М.: Устойчивый мир, 1999. — 304с.
  100. Н.Н. Экология и образование /Н.Н. Моисеев. — М.: «Юнисам», 1996.- 192с.
  101. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации //приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». — 2000.- № 1.- С. 3−20.
  102. Наше будущее: докл. междунар. комиссии по окружающей среде и развитию (МОСР): пер. с англ. /под ред. С. Н. Евтеева, В. Н. Прелета. -М.: Прогресс, 1990. С. 37−67.
  103. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн 2. Психология образования. /Р.С.Немов. М.: Просвещение, 1994. — 496с.
  104. Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей ЛО.В. Новиков. — М.: ФА-ИР- ПРЕСС, 2000. 320с.
  105. Общество и природная среда: сборник. М.: Знание, 1997. — 240с.
  106. А.В. Преподавание биополитики как составная часть школьных программ по биологии /А.В.Олескин // Вестник МГУ. 2001. — № 3.- с.3−5.
  107. Отношение школьников к природе /А.Н. Захлебный, Н. Д. Зверев -М.: Педагогика, 1988. 127с.
  108. Т.А. Воспитательные системы: основы конструирования: учебно-методическое пособие /Т.А. Панкова, С. В. Сальцева.-Оренбург: РИО ОГИМ, 2005.- 204с.
  109. Педагогика /под ред. Ю. К. Бабанского. — М: Просвещение, 1988. -479с.
  110. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности и творчества /под ред. В. И Андреева, А. И. Щетинской. Казань. — Оренбург: Изд-во «Центр инновационных технологий» , — 2001. — 328с.
  111. Педагогические принципы и условия экологического образования: сб. науч. тр. /под ред. А. Н. Захлебного. — М., 1988.- 97с.
  112. .Б. Экология человека и культура: учебное пособие /Б.Б.Петров.- СПб.: Химиздат, 1999.- 384с.
  113. К.М. Прометеев комплекс и экологическая этика /К.М.Петров //Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование /под ред. С. В. Алексеева. — Сю-Пб.: Крисмас, 1997.-С. 11−14.
  114. Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений /Р.А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176с.
  115. А. Человеческие качества /А. Печчеи. — М.: Прогресс, 1991,-302с.
  116. Л.В. Экологическая культура и воспитание человека /Л.В. Печко. М.: Педагогика, 1991. — 175 с.
  117. Л.В. Модель обучения интегративной биологии /Л.В.Пивоварова, Т. Г. Корженевская, М. В. Гусев // Педагогика. 2002. -№ 6.-С. 18−24.
  118. И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в УДО: автореф. дис. .канд. пед. наук — СПб, 2000. — 21с.
  119. С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся /С.А.Пиявский //Дополнительное образование. — 2001, — № 1.-С.10.
  120. И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П.Подласый. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. -Кн.1.- 576 с.
  121. Е.В. Педагогические условия формирования мотивации углубленного изучения предметов естественно-научного цикла в системе дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2000.- 20с.
  122. Приоритеты современной педагогики: Мир — экология — сотрудничество: материалы международного педагогического проекта Р.Е.А.С. Е. Руководитель Ева Норланд / под ред. Э. С. Соколовой. — М., 1993.- 65с.
  123. Программы дополнительного образования детей: экологическое воспитание /под ред. В. А. Квартальнов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева и др.- М.: Советский спорт, 2002.- 64с.
  124. Программно-методические материалы: Экология. 5−11 кл. /сост. В. Н. Кузнецов.- М.: Дрофа, 2001.- 224с.
  125. Проектирование системы методической работы в образовательпых учреждениях: методические рекомендации. — Челябинск, 2001. — 42 с.
  126. Психология становления педагога профессиональной школы /под ред. Э. Ф. Зеера — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1996. — 148с.
  127. Е.В. Игра в экологическом воспитании школьников /Е.В.Протасова, Л. Н. Пустосмехова // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема. — М., 1997. — С.57−59.
  128. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. /С.Л.Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. —448с.
  129. В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебное пособие по педагогике творчества /В.Г. Рындак, А.В.Москвина- МПРФ, ОПТУ, Оренбург, филиал Южно-Уральского образовательного центра РАО. — М.: Педагогический вестник, 2001. 290с.
  130. В.Г. Методологические основы образования (учебное пособие к спецкурсу) /В.Г. Рындак. Оренбург: Издательский Центр ОГАУ, 2000. — 192с.
  131. А.В. Детские общественные объединения как социально-педагогический институт: Учебно-методическое пособие /А.В.Савченко. Оренбург, 2000.-122с.
  132. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей, /составители: Буйлова Л. Н., Дрогов И. А. и др. — М., 2002.-48с.
  133. С.В. Интеграция воспитания и дополнительного образования: Муниципальная программа на 2000−2005гг.г.Гая /С.В.Сальцева.-Оренбург-Гай, 2000.-48с.
  134. С.В. Досуговая деятельность и профессиональное становление педагога: Учебное пособие /С.В. Сальцева, А. А. Ярцев.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2004.-81 с.
  135. С.В. Социально-педагогическое исследование в учреждениях дополнительного образования: актуальность и реальность (от ФЭП РАО к НИЛ СОИН-РАО-РМАТ) методическое пособие /С.В. Сальцева. — М., 2002. — 37 с.
  136. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография /С.В. Сальцева. — Оренбург: Изд-во ОГНИ, 1996.- 120с.
  137. Ю.В. Воспитание духовности старшего школьника в деятельности учреждений дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. 20с.
  138. В.И. Воспитание профессиональных интересов школьников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. Чебоксары, 2001. — 20с.
  139. Симонова Л. П Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков /Л.П.Симонова //Дополнительное образование.- 2001.- № 9.- С.8−12.
  140. Л.П. Экологические игры в дополнительном образовании /Л.П.Симонова //Дополнительное образование.- 2003.- № 12.- С.27−33.
  141. Словарь практического психолога /сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1997. 800с.
  142. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений /В.А.Сластенин. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576с.
  143. B.C. Собрание сочинений. В 2 т. Т.2. Идея сверхчеловека /В.С.Соловьев. М., 1988. — С.626−634.
  144. B.C. Собрание сочинений. В 2 т. Т.1. Оправдание добра. Нравственная философия /В.С.Соловьев.- М., 1989. С.47−549.
  145. А.А. Организация наблюдения с детьми дошкольного возраста за явлениями и объектами природы первый шаг общественного экологического образования /А.А.Сотникова. — Оренбург, 1997. -135с.
  146. И.Т. Как учить экологии: пособие для учителей /И.Т.Суравегина, В. М. Сенкевич. М.: Просвещение, 1995. — 96с.
  147. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т.Т.1. /В.А.Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1979. — 560с.
  148. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Т.2. /В.А.Сухомлинский. — М.: Педагогика, 1980. — 384с.
  149. О.Г. Мир Природы и Я в этом мире: программа для учащихся среднего звена /О.Г.Тавстуха.- Оренбург: Печатный салон, 2001.- 30с.
  150. О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г.Тавстуха.- Оренбург: Пресса, 2001.- 260с.
  151. О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры в процессе дополнительного экологического образования: автореф. дис. .доктора пед. наук. — Оренбург, 2001. — 39 с.
  152. Р.З. Экологическое образование сельских школьников: монография /Р.З. Тагариев. — М.: Изд-во Российской Академии Образования, 1996.-257с.
  153. Ф.Ш. Материя и ее сознание /Ф.Ш. Терегулов — М.: Народное образование, 2002. — 304с.
  154. Ф.Ш. Теоретическая педагогика: учебное пособие /Ф.Ш.Терегулов.- Уфа: Восточный университет, 2004.-332с.
  155. Ф.Ш. Образование новый взгляд: теория, технология, практика /Ф.Ш.Терегулов, В.Э. Штейнберг— Уфа, 1998. — 209 с.
  156. JI.B. Интегративно-гуманитарный подход как методологическая основа модели «Экология и диалектика» /Л.В.Тарасов // Школа радости. 1994. — № 1. — С. 15−26.
  157. Д.Л. Воспитание ответственного отношения старшеклассников к природе в процессе общественно-полезной деятельности во внешкольных учреждениях: автореф. дис. .канд. пед. наук. — М., 1992. 17с.
  158. О.М. Педагогические проблемы использования игровых форм обучения младших школьников в УДО: автореф. дис. .канд. пед. наук. — Шуя, 2002. — 20с.
  159. Типовое Положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей //Нормативно- правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания: сб. документов /сост. В. П. Голованов. -М., 1995. С. 9−17.
  160. О.М. Психодиагностика экологического сознания в системе высшей школы /О.М.Тюрина //сб. материалов международ, юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию Оренбургского гос. ун-та. — Оренбург: ОГУ, 2001. С. 303−304.
  161. Тюрина О. М Эколого-педагогические аспекты рационального природопользования в сохранении биологического разнообразия
  162. О.М.Тюрина //сб. материалов международ, науч. конф. — Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2001. С. 375−377.
  163. О.М. Социально — педагогические условия развития экологической воспитанности школьников /О.М.Тюрина //сб. материалов региональной науч. практ. конф. молодых ученых и специалистов — Оренбург, ИПК ОГУ, 2001.- С. 98−99.
  164. О.М. Диагностика развития эколого-ориентированной позиции личности /О.М.Тюрина //сб. материалов республиканской науч. практ. конф. — Рязань: Изд. РГПУ, 2002. — С. 84−86.
  165. О.М. Учебная экологическая тропа как форма туристко-краеведческой работы в летнем лагере /О.М.Тюрина //сб. докл. и тез. сообщ. Всеросс. науч. практ. конф., — М., 2002. — С. 37−39.
  166. О.М. Рекреационные ресурсы Оренбургской области /О.М.Тюрина, А. Н. Тюрин //сб. докл. и тез. сообщ. Всеросс. науч. -практ. конф., М., 2002. — С. 21−25.
  167. О.М. Экологическая работа в летнем оздоровительном лагере: методическое пособие /О.М.Тюрина, А. Н. Тюрин. — Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. — 60с.: ил.
  168. О.М. Эколого-краеведческие исследования школьников /О.М.Тюрина //сб. материалов XXV научно-практической конференции.- Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003. С. 185−187.
  169. О.М. Экология и человек. Учебно-тематический план /О.М.Тюрина //Дополнительное образование. М., — № 7. — 2003. — С. 14−19.
  170. О.М. Экологические игры как средство развития личности в дополнительном образовании /О.М.Тюрина //сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Орск: Издательство ОГТИ, 2004. — С. 138−140.
  171. А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития /А.Д.Урсул //Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. /под ред. С. Н. Глазачева. — Волгоград: Перемена, 1996. -С.7−13.
  172. А.Д. Путь в ноосферу: Концепции выживания и устойчивого развития цивилизации /А.Д.Урсул. — М.: Луч, 1993. — 275с.
  173. К.Д. Собрание сочинений. В 6 т. /К.Д.Ушинский. — М., 1988.
  174. В.Г. Дополнительное образование во внешкольных учреждениях: автореф. дис.. канд. пед. наук — Армавир, 2001. — 22 с.
  175. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-444 с.
  176. Н.Ф. Сочинения. /Н.Ф.Федоров М.: Мысль, 1982. -711с.
  177. Философия: учебник /под ред. В. Д. Губина. М.: Русское слово, 1998.-432 с.
  178. Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — 815с.
  179. П.А. Органопроекция /П.А.Флоренский //Русский космизм.-М., 1993.-С. 149−162.
  180. А.Б. Теория и практика деятельности УДО детей в сфере свободного времени: автореф. дис. .доктора пед. наук. М., 2000. — 38 с.
  181. Р.З. Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы: автореф. дис. .канд. пед. наук. Уфа, 2002.- 20с.
  182. Хрестоматия по общей экологии (развитие идей) /сост.Н. А. Кузнецова. М.:МНЕПУ, 2001.- 147с.
  183. А.В. Современная дидактика /А.В.Хуторской. Спб: Питер, 2001. — 544 с.
  184. М.В. Формирование познавательной активности подростков системе дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. — Самара, 2000. — 22 с.
  185. И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы /И.В.Цветкова. — М.: Пед. об-во России, 2000. 176с.
  186. Н.Ф. Экологическое образование в новом федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» /Н.Ф.Церцек //Биология в школе 2002. — № 6. — С.5−6.
  187. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности /Г.В. Шайнис //Мир психологии и психология в мире. — 1995. № 2(3). — С. 40−53.
  188. Е.Б. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастных внешкольных объединениях: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2000 22 с.
  189. А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества /А.И.ГЦетинская — Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 328с.
  190. B.C. «Полюсно-полевая» теория существования человека и развитие педагогики /В.С.Шубинский // Новые исследования в педагогических науках. — 1990. № 2(56). — С. 6−10.
  191. Е.В. Экологическое воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. — Ярославль, 1997. — 20с.
  192. Экологическое образование и воспитание в России: справочноепособие.- М., 1995.- 223с.
  193. Экологическое образование в России: Сведения о специалистах в обл. экол. образ, /сост. Н. Ф. Церцек. — М.:НУМЦ, 1997.- 45с.
  194. Экологическое образование школьников /А.Н.Захлебный, И. Д. Зверев. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  195. Экология. Наука, образование, воспитание: сб. научных трудов /под ред. Е. А. Памфилов, Е. С. Мурахтанов, Е. Н. Самошкин. — Брянск, 2002, — 107с.
  196. Эстетическое образование: дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования /под ред. А .Я. Журки-ной.-М.-2004.-212с.
  197. Д.Е. Содержание повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. — 21с.
  198. О.В. Формирование экологических ориентаций школьников в системе дополнительного образования: автореф. дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2003. — 21с.
  199. О.В. Психолого-педагогические особенности экологического образования школьников в системе дополнительного образования /О.В.Ярушина //Дополнительное образование. 2002. — № 1,-С.21.
  200. Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов /Н.Е.Яценко. СПб.:Изд-во «Лань», 1999.- 528с.
  201. Birman B.F. Designing professional devolepement thahworks /B.F. Birman, Z. Desimone, A. Porter // Educational teadership. -2000. -Vol. 57, № 8.-P.28−32.
  202. Georg P. Multicultural cocunricular activities help unifg schools /Р. Georg//The education digest.-2002.-Vol.68,№l.-P. 25−30.
  203. Gideon B.H. Structuring schools fon teacher coloboration / B.H. Gideon //The education oligest.-2002.-Vol.68,№ 2.-P. 30−34.
  204. Edmondson E.T. The uses of ecology Lake Washington and Bneyond Univesity of Washington Press. Seatle and London, 1991.- 298p.
  205. Hofferth S.L. Life after schol /S.L. Hofferth, Z. Jankuniene // Educational teadership.- 2001.- Vol. 58, № 7.-P.19−23.
  206. Prost A. Patronage et colo, la gerre scolaireversion champetne /А. Prost // le Monde de l’education.-2002.-w306,-P.72−74.
  207. Willis S. Greating a knowledge basefort teaching: a conversation with James stigter / S. Willis// Educational teadership.- 2002.- Vol. 59, № 6.-P.6−11.
Заполнить форму текущей работой