Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преобразование ситуации в педагогическую задачу как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Удовлетворение потребности общества в обеспечении учебных заведений такими учителями может быть обусловлено многими факторами: повышением квалификации учителя, организацией его самообразования и самосовершенствования, освоением им новых, гуманистических принципов работы и т. д. Но огромная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит системе профессионального образования, изменению подходов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические аспекты преобразования ситуации в педагогическую задачу как средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя
    • 1. 1. Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя
    • 1. 2. Показатели и средства формирования профессиональной компетентности будущего учителя 35 1.3 Анализ особенностей и структура процесса преобразования ситуации в педагогическую задачу
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущего учителя
    • 2. 1. Подходы к организации эксперимента по формированию профессиональной компетентности будущего учителя
    • 2. 2. Организация учебного процесса по преобразованию ситуации в педагогическую задачу
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе 1
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Преобразование ситуации в педагогическую задачу как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования определяется практическими потребностями совершенствования профессионального педагогического образования. В настоящее время, профессиональная компетентность широко используется для качественных характеристик изменений, протекающих в образовании, во многом отражает степень их выраженности и адекватности общественному мнению о миссии образования.

Возросшая роль образования в обеспечении успешности протекания социальных процессов гуманизации всего общества, обострила потребность в учителях, компетентных в осуществлении педагогической деятельности, продуктивно преобразующей действительность, обеспечивающей эффективное, положительное изменение ситуаций, составляющих базис любых общественных взаимоотношений.

Удовлетворение потребности общества в обеспечении учебных заведений такими учителями может быть обусловлено многими факторами: повышением квалификации учителя, организацией его самообразования и самосовершенствования, освоением им новых, гуманистических принципов работы и т. д. Но огромная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит системе профессионального образования, изменению подходов к профессиональной подготовке будущего специалиста. Особенность этих подходов мы связываем с трансформацией цели формирования у будущего учителя профессионально адекватной системы знаний, умений и навыков в цель формирования у него профессиональной компетентности (в которую знаниевая составляющая обязательно входит, но уже на правах отдельного ее компонента), обеспечивающей ему успешность педагогической деятельности гуманистическиориентированного изменения ситуаций, наполняющих образовательное пространство, а, следовательно, и его профессиональное бытие. Таким образом, речь идет о подготовке компетентного специалиста уже в период профессионального обучения. Компетентность будущего учителя мы принимаем в качестве условия, обеспечивающего ему педагогическую активность, опосредованную реальной ситуацией, побуждающего его к действиям на основе глубокого и детального исследования ситуации, вычленения в ней социально-значимой проблемы и нахождения пути ее положительного изменения.

Идея подготовки компетентного специалиста, породившая новое направление в образовании (компететнтностный подход), насчитывает не многим более тридцати лет. В нашей стране попытки ее реализации начали освещаться в литературе с конца 80-хгг, хотя понятие «компетентность» в речевом обиходе используется давно. Сегодня мы слышим о компетентности учащихся общеобразовательных школ, студентов, специалистов разных областей, в том числе преподавателей и учителей.

Компетентность, как педагогический феномен, изучена В. А. Адольфом, JI.H. Бережновой, В. Н. Введенским, Г. И. Захаровой, М. М. Кашаповым, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткиным, А. К. Марковой, JI.M. Митиной, А. А. Орловым, В. А. Петровским, В. И. Слободчиковым и др. В этих исследованиях мы сталкиваемся с веером различных точек зрения на компетентность, что проявляет ее неоднозначный характер и множественность подходов к ее пониманию. Высокая многоаспектность современного феномена «компетентность» не позволяет поставить точку в изучении ее сущности, более того, требует продолжения выполнения широкомасштабных, комплексных исследований способов формирования компетентности в разных образовательных условиях, а так же изучения и апробирования разных средств, обуславливающих эффективность ее формирования.

Значительный вклад в исследование специфики формирования компетентности в разных педагогических условиях внесли следующие работы: А. В. Добудько — в условиях информатизации образованияА.А. Фомина — в условиях соблюдения педагогических требований современным учителемГ.С. Смирновой — в условиях коллективно-творческой деятельности педагоговР.Х. Гильмеевой — в условиях постдипломной деятельности педагогов и т. д. Э. А. Аксеновой изучены особенности понимания компетентности школьников ФРГ, как способа овладения евроквалификациями, развития интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.

В настоящее время накоплен значительный материал об особенностях формирования разных видов компетентности, например: гражданской (З.Тарутина) — педагогической (Н.П. Иванищев, П. П. Терехов, J1.B. Шмелько-ва) — методической (Т.Н. Гущина) — психолого-педагогической (Д.В. Андрю-щенко, Н. В. Остапчук, Н.Н. Языкова) — дидактико-методической (Т.Б. Руден-ко) — интеркультурной (Л.Б.Зубарева) — коммуникативной (Е В. Прозорова) и т. д.

Исследования В. А. Адольфа, J1. H Бережновой, Р. Х. Гильмеевой, М. В. Гончар, Е. В. Майнай, В. М. Монахова, В. А. Сластенина, А. А. Фомина и др. направлены на изучение компетентности учителя. В этих работах раскрыта специфика формирования профессиональной компетентности, особенности повышения квалификации, особенностей процесса изменения профессионального мышления учителя — практика, выделены компоненты компетентности учителя — предметника.

Существенное влияние на поиск наиболее эффективных путей изменения образования оказали работы А. П. Тряпицыной, в которых автором дано объяснение, что еще в период обучения человек должен приобрести опыт целостного системного видения профессиональной деятельности, научиться системно действовать в ней, решать новые задачи, и раскрыта методика формирования компетентности в условиях общеобразовательной школы.

Таким образом, на сегодняшний день феномен компетентности изучен в разных аспектах. Тем не менее, мы можем отметить, что не уделено должного внимания изучению компетентности в ее соотнесенности с реалиями профессиональной жизни педагога, которые заключаются в постоянном проживании педагогических ситуаций, видении в них педагогических проблем, стремлении к положительному изменению ситуации. Мы можем сказать, что преобразование ситуации в педагогическую задачу как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя пока изучено не достаточно.

С нашей точки зрения, такое положение в профессиональном образовании, ведет сегодня к обострению ряда противоречий, которые или были не видимы в рамках знаниевого подхода, или не могли найти своего разрешения:

— между потребностями системы образования в теоретическом обосновании особенностей подготовки учителей, способных к принятию ситуации, содержащей противоречия, проблему и потенциально требующей ее разрешения и отсутствием такого обоснования;

— между потребностью школы в учителях, способных преобразовывать ситуацию в педагогическую задачу и продуктивно решать ее и отсутствием в системе их подготовки соответствующих подходов.

Выделенные противоречия актуализируют проблему нашего исследования, которая заключается в исследовании возможностей формирования профессиональной компетентности будущего учителя средствами преобразования ситуации в педагогическую задачу. Выделенная проблема обусловила необходимость данного исследования и определила его тему: «Преобразование ситуации в педагогическую задачу как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности формирования профессиональной компетентности будущего учителя через преобразование ситуации в педагогическую задачу.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя.

Предмет исследования: формирование профессиональной компетентности будущего учителя через преобразование ситуации в педагогическую задачу.

Гипотеза исследования: исходя из понимания профессиональной компетентности будущего учителя как его способности выделять из ситуации педагогическую проблему, переводить ее в статус педагогической задачи и решать полученную задачу на основе сформированной системы общепедагогических ценностей, совокупности обобщенных знаний и умений можно предположить, что процесс ее формирования (профессиональной компетентности у будущих учителей) будет эффективным, если:

— учебная деятельность будет строиться по законам их будущей деятельности, с использованием учебных заданий по преобразованию ситуации в педагогическую задачу;

— организация учебной деятельности будет направлена на освоение им (будущим учителем) совокупности действий (или общего способа) преобразования ситуации в педагогическую задачу включающей анализ предметного поля ситуациивычленение в ситуации педагогически значимых противоречийформулирование проблемыпостановку цели дальнейших действийвыбор средств, методов, форм действий, обеспечивающих достижение поставленной цели, положительное изменение ситуациирефлексию всей совокупности действий моделирования педагогической задачи.

Выделенная совокупность действий будет определять структуру процесса преобразования ситуации в педагогическую задачу (моделирование педагогической задачи).

Объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи исследования:

1. Определить содержание понятия «профессиональная компетентность будущего учителя», выявить сущность, компоненты, показатели, средства и критерии сформированности профессиональной компетентности будущего учителя;

2. Разработать структуру процесса преобразования ситуации в педагогическую задачу: выделить совокупность действий (общий способ) и этапы данного преобразования;

3. Определить особенности учебного процесса, обеспечивающие успешность преобразования ситуации в педагогическую задачу;

4. Экспериментально проверить эффективность преобразования ситуации в педагогическую задачу как средства формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

Методологической основой исследования являются:

— теории компетентности учителя В. А. Адольфа, М. И. Лукьяновой, А. К. Марковой, А. П. Тряпицыной и др.- теория о самовыражении педагога А. С Косоговой;

— теория образовательных систем Т. М. Давыденко, Т. И. Шамовой, Г. Н. Шибановойсистемный подход, основанный на поиске и нахождении целостных, комплексных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинского, Г. И. Саранцева, Г. П. Щедровицкого;

— теории деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.- теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперинатеория способностей Б. М. Теплова;

— педагогические теории учебных и педагогических задач, педагогических ситуаций Г. А. Балл, Л. Ф. Спирина, М. А. Степинского, Л. М. Фридмана, М. Л. Фрумкина и др.;

— аксиология образования А. Н. Дахина, И. Ф. Исаева и др.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор методов исследования.

Теоретические методы: изучение и анализ филосоской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияанализ диссертационных исследованийизучение нормативных документов профессионального (педагогического) образованияизучение и анализ реальных педагогических процессов, сопоставительный анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, проектирование, моделирование, методы математической статистики: измерения в порядковой шкале и шкале отношений в условиях динамики и многокритериальности.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование студентов, анализ письменных работ и устных ответов студентовпедагогический эксперимент.

База исследования. Экспериментальной базой исследования выступил Иркутский государственный педагогический колледж № 1. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проводилась с 2000 по 2006 год в три этапа. В исследовании приняло участие 277 студентов, обучающихся по специальностям 5 030 152 Математика и 5 020 152 Русский язык и литература.

Этапы исследования.

На первом этапе (2000;2003 гг.) — теоретическом — изучалось состояние исследуемой проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в профессиональных образовательных учреждениях, осуществлялось обоснование актуальности рассматриваемой проблемы. Была изучена степень разработанности проблемы в теории и практике, проводился анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияанализ диссертационных исследованийизучение нормативных документов профессионального (педагогического) образованияизучение и анализ реальных педагогических процессов. На данном этапе мы выявили средство и определили педагогические условия (особенности учебного процесса), обеспечивающие успешность преобразования ситуации в педагогическую задачу, выделили компоненты профессиональной компетентности, подлежащие формированию у студентовпровели изучение сформированное&tradeпрофессиональной компетентности у будущих педагогов.

Второй этап (2003;2004 гг.) — экспериментальный. В ходе его проведения был осуществлен педагогический эксперимент по организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности будущего учителя средствами преобразования ситуации в педагогическую задачу с использованием кейс-метода на занятиях дисциплины «Практикум по преобразованию ситуации в педагогическую задачу». На этом этапе корректировались и уточнялись содержание компонентов профессиональной компетентности, особенности продуктивного подхода к ее формированию, состав действий, определяющих общий прием преобразования ситуации в педагогическую задачу.

Третий этап (2005;2006 гг.) — обобщающий. На этом этапе мы анализировали результаты экспериментальной работы, проводили их математическую и статистическую обработку, оформляли диссертационное исследование.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретических положений исследованияпредметностью, полнотой, непротиворечивостью теоретических выводовразнообразием и взаимодополняемостью методов, применяемых в экспериментальной работе, соответствием этих методов предмету и задачам диссертационного исследования, их объективностью, адекватностью критериям, нейтральностьюдостаточной полнотой совокупности выбранных критериев для оценки сформированности компонентов компетентностиположительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. сущность понятия и дано определение профессиональной компетентности будущего учителя в ее соотнесенности с деятельностью по преобразованию ситуации в педагогическую задачу.

2. Выявлена структура профессиональной компетентности будущего учителя — определены ее компоненты, показатели, средства и критерии ее сформированное&trade-.

3. Разработана структура процесса преобразования ситуации в педагогическую задачу: выделена совокупность действий (общий способ) и этапы данного преобразования.

4. Определены особенности учебного процесса, обеспечивающие успешность преобразования ситуации в педагогическую задачу.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны:

— технология применения кейс-метода для формирования профессиональной компетентности будущего учителя;

— структура и содержание кейса и его информационного блока;

— рабочая программа дисциплины «Практикум по преобразованию ситуации в педагогическую задачу», нацеленной на создание условий и обеспечение формирования у будущего специалиста профессиональной компетентности;

— методические рекомендации, пользуясь которыми преподаватели могут способствовать формированию профессиональной компетентности будущего учителя в условиях использования кейс-метода.

Результаты диссертационного исследования могут быть положены в основу учебных материалов, предназначенных для студентов и преподавателей профессиональных учебных заведений, стремящихся к освоению приемов преобразования ситуации в педагогическую задачу как средства формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная компетентность будущего учителя — это интегральный процесс, базирующийся на его способность выделять из ситуации педагогическую проблему, переводить ее в статус педагогической задачи и решать полученную задачу.

2. Формированию профессиональной компетентности будущего учителя будет способствовать организация учебной деятельности, направленная на освоение им (будущим учителем) способов преобразования ситуации в педагогическую задачу на основе сформированности системы общепедагогических ценностей, совокупности обобщенных знаний и умений.

3. Процесс преобразования ситуации в педагогическую задачу включает совокупность таких действий, как: анализ предметного поля ситуациивычленение в ситуации педагогически значимых противоречийформулирование проблемыпостановку цели дальнейших действийвыбор средств, методов, форм действий, обеспечивающих достижение поставленной цели, положительное изменение ситуациирефлексию всей совокупности действий моделирования педагогической задачи.

4. Преобразование ситуации в педагогическую задачу успешно в условиях специально организованных занятий при использовании кейс-метода, где кейс — это описание ситуации и прилагаемый информационный блок, позволяющий вычленять педагогические проблемы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и докладывались на VIII, Х-й, XI-й Межрегиональных научно-практических конференциях преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, ИГПУ, 2001, 2003, 2004 г. г.) — Областной августовской конференции преподавателей пед-колледжей (Иркутск, ГлавУОиПО администрации Иркутской области, 2002 г.) — Всероссийском совещании «Состояние нормативно-законодательного обеспечения деятельности учебно-научно-педагогических комплексов непрерывного педагогического образования» (Иркутск, ИГПУ, 2002) — XXII-м всероссийском семинаре преподавателей математики педвузов и университетов (Тверь, ТГУ, 2003) — XXIII-м всероссийском семинаре преподавателей математики педвузов и университетов «Актуальные проблемы преподавания математики в педагогических вузах и средней школе» (Челябинск, ЧТУ,.

2004 г.) — Всероссийской научно-практической конференции (Улан-Удэ, БГУ. Ун-т, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования: и проблемы и решения» (Иркутск, ИГПУ, 2006 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

Завершая вторую главу «Организация и проведение экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущего учителя» подведем итоги и обобщим результаты экспериментальной деятельности.

В эксперименте приняли участие 277 будущих педагогов — студенты Иркутского государственного педагогического колледжа № 1.

В ходе организации и проведения эксперимента нами получены следующие результаты.

На констатирующем этапе (2001;2003гг.) изучение аксиологического компонента показало слабую выраженность ценностной ориентации в будущей профессиональной деятельности, фрагментарность и достаточную ограниченность системы ценностей у студентов контрольных и экспериментальных групп. Полученные усредненные ряды гуманистических, нормативных ценностей и ценностей саморазвития демонстрировали, что наиболее значимыми для студентов обеих групп выступают гуманистические и ценности саморазвития. Менее значимы — ценности нормативного характера.

Оценка когнитивного компонента проявила достаточно высокий (продуктивный) уровень владения выпускниками предметными знаниями: 63% -68% студентов в обеих группах понимают функциональные зависимости между изучаемыми явлениями внутри одной дисциплины. При выполнении междисциплинарного задания 85,7% - 86,3% этих же студентов продемонстрировали только репродуктивные знания (умение дать определение, пересказать содержание). Это позволило сделать вывод, что к глубокому обобщению знаний большая часть студентов не готова.

Оценка компонента умений производилась по результатам выполнения действий по преобразованию ситуации в педагогическую задачу. Большинство студентов обеих групп выполнили указанные действия, но качество их было низкое. При выполнении задания, связанного с целостным преобразованием ситуации в педагогическую задачу, студенты сразу предлагали варианты изменения ситуации без анализа ее предметного поля, вычленения противоречий, формулирования проблем, постановки цели дальнейших действий. Полученные данные позволили констатировать следующее. Студенты, в основном, к преобразованию не готовы: они не умеют работать с ситуацией, не способны принимать ее каждый раз как уникальную, в своем поиске решений используют стандартные рекомендации, т. е. их компетентность (по оценке ее компонентов) не обеспечивает продуктивность деятельности преобразования ситуации в педагогическую задачу.

На формирующем этапе формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности обеспечивалось использованием кейс-метод, позволяющего выполнять моделирование педагогической задачи.

Наш кейс состоит из описания ситуаций, произошедших в педагогической действительности, и информационного блока, включающего следующие данные об участниках ситуации (ее субъектах): состоянии их познавательных процессов, эмоционально-волевой характеристике, психологических особенностях учащегосяпедагогических способностях учителя (воспитателя) — личности родителей, семьи учащегосявидах отношений между субъектами ситуациисостоянии образовательного процесса учебного заведения (или класса).

Источниками ситуаций служат педагогическая литература, реальная действительность, а также ресурсы Internet.

Использование кейс-метода осуществлялось в рамках дисциплины «Практикум по преобразованию педагогической ситуации в педагогическую задачу», содержание которой разработано нами.

Основными формами реализации кейс-метода выступили открытые дискуссии, работы малых групп, презентации, самостоятельные теоретические исследования.

На следующем этапе эксперимента (2003; 2006 гг.) были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Исследования показали наличие положительной динамики по всем выделенным показателям в экспериментальных группах и стабильность (кроме когнитивного критерия) в контрольных группах. Значительно (в 1,4 раза) расширился арсенал ценностей будущего учителя, усилилось понимание значимости ценностей, соотносимых с воспитанием и развитием учащихся. Исследование ценностей по частоте их встречаемости показало рост значимости гуманистических, нормативных ценностей и ценностей саморазвития.

По когнитивному критерию отмечена положительная динамика у студентов обеих групп. Тем не менее, в экспериментальной группе низкий уровень обобщенных знаний продемонстрировало 36,4% студентов, что меньше на 14,8%, чем в контрольных группах. Высокий уровень обобщенных знаний в экспериментальных группах показало 38,6% студентов, это на 24,7% больше, чем в контрольных группах.

Достоверность совпадений и различий в сформированности когнитивного компонента по критерию однородности показало совпадение на констатирующем этапе эксперимента характеристики сравниваемых выборок контрольной и экспериментальной групп с уровнем значимости 0,05,что говорит о совпадении их состояния. На констатирующем этапе мы наблюдали следующее: достоверность различий характеристик контрольных групп до и после экспериментаэкспериментальных групп до и после экспериментаконтрольной и экспериментальной групп после эксперимента, составляющую 95%. Наличие достоверных различий до и после эксперимента в контрольных группах обусловлено целенаправленной подготовкой студентов этих групп к междисциплинарному экзамену. Но, тем не менее, %2эмпиРическос до и после эксперимента в экспериментальных группах составляет 35,252, что выше Эмпирическое до и после эксперимента в контрольных группах, равного 17,256.

В ходе изучения сформированности познавательных, коммуникативных, аналитических конструктивно-проектировочных умений и способности преобразовать ситуацию в педагогическую задачу мы наблюдали, что количество и качество выполненных операций студентами контрольных групп осталось без существенных изменений, но увеличилось в экспериментальных группах. Преобразование ситуации в педагогическую задачу в экспериментальных группах сопровождалось глубоким анализом предметного поля ситуациилогикой рассуждений при поиске противоречий, проблем и целей дальнейших действийвыходом за рамки стандартности в принятии решенийстремлением к обобщенным психолого-педагогическим знаниям.

Таким образом, заметная положительная динамика в экспериментальных группах по всем показателям позволяет сделать вывод об эффективности разработанной технологии формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности. В результате использования кейс-метода студенты овладевают совокупностью действий (общим способом) преобразования ситуации в педагогическую задачу.

Заключение

.

Современные изменения в обществе, определившие новый взгляд на личность человека, гуманистическую особенность отношений, привели к новому видению задач современного образования, заключающихся в подготовке компетентных специалистов в период их профессионального обучения.

Особенность и содержание термина «компетентность» обусловливается характером деятельности специалиста. Поэтому, профессиональная компетентность будущего учителя определена нами как его способность выделять из ситуации педагогическую проблему, переводить ее в статус педагогической задачи и решать полученную задачу.

Структура профессиональной компетентности будущего учителя включает в себя аксиологический компонент — совокупность общепедагогических, нравственных, нормативных ценностей и ценностей саморазвитиякогнитивный компонент — совокупность профессионально-значимых, обобщенных знанийи компонент познавательных, коммуникативных, аналитических, конструктивно-проектировочных умений Структура и этапы процесса преобразования ситуации в педагогическую задачу предусматривают: анализ предметного поля ситуациивычленение в ситуации педагогически значимых противоречийформулирование проблемыпостановку цели дальнейших действийвыбор средств, методов, форм действий, обеспечивающих достижение поставленной цели, положительное изменение ситуациирефлексию всей совокупности действий преобразования ситуации в педагогическую задачу.

Для формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов возможно использование кейс-метода в рамках дисциплины «Практикум по преобразованию ситуаций в педагогическую задачу». Кейс при этом выступает как описание ситуации и информационный блок, содержащий сведения об участниках ситуации.

Структура информационного блока кейса позволяет на достаточно высоком уровне выполнить анализ предметного поля ситуации, вычленить в ней значимые противоречия и проблему, сформулировать цель дальнейших действий по положительному изменению ситуации.

Информационный блок кейса включает следующие данные об участниках ситуации: о состоянии их познавательных процессов, эмоционально-волевой характеристике, психологических особенностяхо педагогических способностях учителя, воспитателя, педагогао личности родителей, семьи в целомо видах отношений между субъектами ситуациио состоянии образовательного процесса учебного заведения (или класса, группы), в пространстве которого возникла ситуация. Эти данные задают содержание предметного поля ситуации.

Данные об участниках одной и той же ситуации могут изменяться, что позволяет моделировать разные педагогические задачи. Это способствует формированию у студентов понимания зависимости вычленяемой ими из ситуации педагогической проблемы от содержания предметного поля ситуации.

Кейс-метод обеспечивает выполнение студентами моделирования педагогической задачи, проявление внутри учебной деятельности элементов деятельности профессиональной. Находясь в активной позиции обсуждения содержания и особенностей всех действий преобразования ситуации в педагогическую проблему, студенты высказывают свою собственную, оригинальную и, в своем роде, уникальную точку зрения на ситуацию. Процесс обсуждения разных вариантов преобразования ситуации проявляет неоднозначность моделируемых педагогических задач, привлекает внимание студентов к тому, что не только предметное поле ситуации, но и разные ценностные ориентиры, содержательная особенность обобщенных знаний, умений педагогов приводит к разным педагогическим задачам.

Для реализации кейс-метода и достижения цели формирования у будущего специалиста профессиональной компетентности в учебный план специальности вводится дисциплина «Практикум по преобразованию ситуаций в педагогическую задачу».

Задачей этой дисциплины выступает создание условий и обеспечение формирования у будущего специалиста профессиональной компетентности.

Предметом усвоения дисциплины являются как отдельные действия, так и общий способ преобразования ситуации в педагогическую задачу (моделирование педагогической задачи). Средством усвоения выступают: актуа1 лизированная совокупность общепедагогических ценностейобобщенная совокупность профессионально значимых знанийсовокупность когнитивных, аналитических, коммуникативных, конструктивно — проектировочных умений.

Оценка профессиональной компетентности будущего учителя дается по сформированности каждого из ее компонентов — аксиологического, когнитивного и компонента умений. При этом, в качестве показателей роста и сформированности каждого из этих компонентов компетентности выступают:

— по аксиологическому компоненту — овладение студентами системой общепедагогических ценностей — гуманистических и нормативных, а так же ценностей саморазвития;

— по когнитивному компоненту — овладение студентами профессионально-значимыми знаниями и обобщенный характер их проявления в деятельности по преобразованию ситуации в педагогическую задачу;

— по компоненту умений — овладение студентами познавательными, коммуникативными, аналитическими, конструктивно-проектировочными умениями. Кроме этого, мы выделяем комплексный показатель — способность будущего педагога выполнять целостную деятельность по моделированию педагогической задачи, включающую выполнение всей совокупности действий и прохождение всех по преобразованию ситуации в педагогическую задачу.

Степень выраженности данных компонентов может проявляться на 4-х уровнях. При этом овладение компетентностью на втором и третьем уровнях выступает для будущего педагога обязательным условием успешного выполнения ими преобразования ситуации в педагогическую задачу, четвертый уровень владения компетентностью может проявляться у особо одаренных студентов.

Результаты контрольного эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс формирования профессиональной компетентности у будущих учителей будет эффективным, если:

— учебная деятельность будет строиться по законам их будущей деятельности, с использованием учебных заданий по преобразованию ситуации в педагогическую задачу;

— организация учебной деятельности будет направлена на освоение им (будущим учителем) совокупности действий (или общего способа) преобразования ситуации в педагогическую задачу, включающей анализ предметного поля ситуациивычленение в ситуации педагогически значимых противоречийформулирование проблемыпостановку цели дальнейших действийвыбор средств, методов, форм действий, обеспечивающих достижение поставленной цели, положительное изменение ситуациирефлексию всей совокупности действий моделирования педагогической задачи.

Выполненное исследование не раскрывает всей полноты возможностей формирования профессиональной компетентности будущего учителя средствами преобразования ситуации в педагогическую задачу, а представляет собой один из возможных вариантов решения этой проблемы. Предлагаемая нами технология формирования профессиональной компетентности будущего учителя вполне реальна и воспроизводима как в условиях педагогического колледжа, так и в условиях вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. А. Профессиональная компетентность современного учителя Текст.: монография / В. А. Адольф — Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск: КГУ, 1998.- 118 с.
  2. , Э. А. Компетентностный подход к допрофессиональной подготовке школьников в ФРГ Текст. / Э. А. Аксенова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 56−62.
  3. Актуальные проблемы современного образования: образовательная программа надпредметного интегративного модуля Текст.: учебно-методическое пособие / С. В. Алексеев [и др.] - М-во образования Рос. Федерации. СПб.: СПГУПМ, 2001. — 27 с.
  4. , Д. В. Повышение психологической компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в условиях группового взаимодействия Текст. / Д. В. Андрющенко, И. А. Логинова // Пси-хол. наука и образование. 2001. — № 1. — С. 107−110.
  5. , Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса : методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  6. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании Текст.: к освоению компетентностного подхода / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.
  7. , Г. А. Теория учебных задач Текст.: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  8. , Г. С. Лекции по методологии социологических исследований Текст.: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов / Г. С. Батыгин. М.: Аспект-пресс, 2002. — 285 с.
  9. , Н. А. Царство Духа и царство Кесаря Текст. / Н. А. Бердяев — сост. и послесл. П. В. Алексеева — подгот. текста и примеч. Р. К. Медведевой. М.: Республика, 1995. — 383 с.
  10. , Л. Н. Образовательная среда средней школы как условие повышения профессиональной компетентности учителя Текст. / Л. Н. Бережнова, Л. Б. Лаптева // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. — С. 122−127.
  11. , В. П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 303 с.
  12. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 198 с.
  13. , Д. Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  14. , Т. Н. Использование кейс-технологии с целью активизации самостоятельной учебной деятельности студентов : Электронный документ. -(http://ethicscenter.rU/ed/school2/materials/apressyan6.html#ednl). Проверено 24.05.2006
  15. , В. А. Компетентностная модель Текст.: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 8−14.
  16. , П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования Текст. / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1, — С. 58−61.
  17. Введение в педагогическую деятельность Текст.: учебное пособие / ред. А. С. Роботова. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 208 с.
  18. , В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности Текст. / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21−31.
  19. , В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога Текст. / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 51−55.
  20. , А. А. Качество подготовки специалиста Текст.: контекстный подход / А. А. Вербицкий // Байкальский психологический и педагогический журнал. 2003. — № 1. — С. 10−17.
  21. Вопросы психологии способностей Текст.: сборник статей / под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. — 216 с.
  22. , В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога Текст.: монография / В. Г. Воронцова. -Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997.-421 с.
  23. , JI. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / J1. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 369 с.
  24. , Б. П. Этика преображенного эроса Текст.: научное издание / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  25. , Р. Р. Личностное принятие гуманистического содержания ценностей педагогической деятельности студентами педвузов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Р. Габдулхаков — Рос. пед. ун-т. -СПб., 1996.-20 с.
  26. , О. С. Неклассическое воспитание Текст.: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман — ред.-сост. А. О. Зверев, А. Н. Тубельский. М.: Новый учебник, 2003. — 294 с.
  27. , П. Я. Введение в психологию Текст.: учебное пособие / П. Я. Гальперин. 2-е изд. — М.: Университет, 2000. — 336 с.
  28. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 236−277.
  29. , Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика Текст.: теория, методология, практика: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. -М.: Флинта: Наука, 2003. 768 с.
  30. , P. X. Развитие профессиональной компетенции учителя в системе повышения квалификации Текст. / P. X. Гильмеева // Методист. -2002. № 5. — С. 6−8.
  31. , В. И. Знание как категория педагогики Текст.: опыт педагогической когнитологии / В. И. Гинецинский. JT.: Наука, 1989. -144 с.
  32. , Ф. Н. Книга об учителе Текст. / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  33. , М. В. Андрагогические условия развития компетентности учителя в формировании индивидуальности школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Гончар — Калинингр. гос. ун-т. -Калининград, 1999.-20 с.
  34. , В. Г. Основная образовательная программа вуза Текст.: проблемы и решения / В. Г. Горб // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004.-№ 2.-С. 22−31.
  35. , М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-415 с.
  36. , С. Революция сознания Текст.: трансатлантический диалог / Станислав Гроф, Эрвин Ласло, Питер Рассел- пер. с англ. Марка Драчин-ского. М.: ACT, 2004. — 248 с.
  37. , Э. Н. Введение в философию образования Текст.: учеб. пособие / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2001. -224 с.
  38. , В. В. Концепция учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26.
  39. , А. Н. Компетенция и компетентность Текст.: сколько их у российского школьника? / А. Н. Дахин // Народное образование. 2004. — № 4.- С. 136−137.
  40. , А. Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 6.- С. 51−57.
  41. , В. А. Профессиональная компетентность специалиста Текст.: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. с. 34−42.
  42. , А. Руководство к образованию немецких учителей Публ. фрагм из трудов нем. педагога, 1834 г. // Нар. образование. 2001. -№ 1. — С. 247−257 — № 2. — С. 217−226.
  43. , А. В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования Текст. / А. В. Добудько, Т. В. Добудько // Образование. Профессия. Производство. Самара, 1998. — С. 67−70.
  44. , Дж. Школа и ребенок Текст. / Дж. Дьюи — пер. с англ. J1. Азаревича. — 2-е изд. — М.: Госиздат, 1923. — 59 с.
  45. , О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике Текст.: дис.. д-ра пед. наук/ О. Б. Епишева. М., 1999. — 460 с.
  46. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Текст. / 3. Ф. Есарева. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 36 с.
  47. , В. И. Основы педагогической конфликтологии Текст. / В. И. Журавлев. М.: Рос. пед. о-во, 1995. — 184 с.
  48. , В. В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении Текст. / В. В. Заботин. Владимир: Владимир, гос. пед. ин-т, 1973 — 187 с.
  49. , В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001.-208 с.
  50. , В. И. Теория обучения Текст.: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 188 с.
  51. , В. И. Учебно-познавательные задания как средство разрешения противоречий обучения Текст. / В. И. Загвязинский // Ученые записки / Тюменск. гос. пед. ин-т, Свердловск, гос. пед. ин-т. Тюмень, 1971. -Сб. 159, Вып. 12.-С. 3−20.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 1999.-52 с.
  53. , Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста Текст.: науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. -245 с.
  54. , В. П. Живое знание. Психологическая педагогика Текст.: материалы к курсу лекций / В. П. Зинченко. 2-е изд., испр. и доп. -Самара: СГПУ, 1999. — 296 с.
  55. , В. П. О целях и ценностях образования Текст. / В. П. Зинченко // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.
  56. , Л. Б. Формирование интеркультурной компетентности в профессиональной подготовке будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Б. Зубарева — Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2002. — 23 с.
  57. , Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена Текст.: проблемы формирования критериев оценки / Г. И. Ибрагимов // СПО.-№ 6.-2003.-С. 9−11.
  58. , И. А. Путь к очевидности. Текст. / И. Ильин — сост. и вступ. ст. В. Кузнецова. М.: ЭКСМО-пресс, 1998. — 911 с.
  59. , И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  60. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. / И. Ф. Исаев. Белгород: Изд-во БГПУ, 1993. — 218 с.
  61. , Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения Текст. / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. 2001. -№ 4.-С. 16−21
  62. , М. М. Психология педагогического мышления Текст. / М. М. Кашапов. СПб.: Алетейя, 2000. — 459 с.
  63. , Е. Н. Синергетическое видение креативности человека Текст. / Е. Н. Князева // Грани научного творчества. М., 1999. — С. 114−133.
  64. , И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика. 1992. — № 5 -С. 74.
  65. , А. М. Личностная рефлексия учителя как фактор творческого восприятия педагогической ситуации : Электронный документ. -(http://psychol.ras.ru/ponomarev/abstractsrus/Sessions/Kolyshko.html). Проверено 24.05.2006 ^
  66. , Я. А. Великая дидактика Текст. // Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1982. — С. 242−476.
  67. , А. С. Становление педагога Текст.: монография / А. С. Косогова- Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск: ИГПУ, 2001. — 178 с.
  68. , В. А. Проблема способностей в психологии Текст.: (в помощь лектору) / В. А. Крутецкий. М.: Знание, 1971. — 62 с.
  69. , В. А. Психология Текст.: учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986.-336 с.
  70. , Н. В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя Текст. / Н. В. Кузьмина, В. И. Гине-цинский // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63−66.
  71. , Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища Текст. / Н. В. Кузьмина — ВНИИ проф.-техн. образования. М.: Высш. школа, 1989. — 166 с.
  72. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. JI.: Знание, 1985. — 32 с.
  73. , Ю. Н. Психологическое знание и учитель Текст. / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 51−61.
  74. , Н. Д. Детская и педагогическая психология Текст.: учебное пособие / Н. Д. Левитов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1964. — 458 с.
  75. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин, психология» / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2004. — 345 с.
  76. , М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя Текст.: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. М.: Сфера, 2004. -144 с.
  77. , Н. Я. К методологии исследования проблемных ситуаций Текст. / Н. Я. Мазлумянова // Социол. журн. 2000. — № ½. — С. 7987.
  78. , А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя Текст. / А. К. Маркова // Советская педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  79. , А. К. Психология труда учителя Текст.: книга для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  80. , А. Психология бытия Текст. / Абрахам Маслоу — пер. с англ. О. О. Чистяков. М.: Рефл.-Бук — Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.
  81. , А. М. Проблемная ситуация в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  82. Международная Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года: Электронный документ. (http://www.unic.ru/abus/docs.htm). Проверено 24.05.2006
  83. Методические рекомендации по применению активных методов обучения: Электронный документ. http://humanitar.narod.ru/ActiveMethodEducation.doc). Проверено 24.05.2006
  84. , JI. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / JI. М. Митина. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 204 с.
  85. Модернизация общего образования Текст.: самообразование учителя инновационной школы / под общ. ред. проф. В. В. Лаптева и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2002. — 95 с.
  86. Модернизация общего образования Текст.: технологии образовательной деятельности: книга для учителя / под общ. ред. проф. В. В. Лаптева и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2002. — 97 с.
  87. Модернизация общего образования Текст.: управление современной школой: книга для администратора школы / под общ. ред. проф. В.
  88. B. Лаптева и проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: СОЮЗ, 2002. — 99 с.
  89. , А. Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Мордкович. М., 1986. -С. 26−27.
  90. , Н. А. Педагогика среднего профессионального образования Текст.: учебное пособие / Н. А. Морева. М.: Академия, 1999. — 304 с.
  91. ЮО.Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников Текст. / В. Н. Мошкин. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002 .-318с.
  92. , А. М. Как работать над диссертацией Текст.: (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю) / А. М. Новиков — Ин-т повышения квалификации и переподготовки работников нар. образования Моск. обл. М.: Пед. поиск, 1994. — 122 с.
  93. , Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях Текст.: (типовые случаи) / Д. А. Новиков — Рос. акад. образования, Ин-т упр. образованием. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  94. Ю4.0вчарова, Р. В. Психологическая экспертиза профессиональной компетентности учителя Текст. / Р. В. Овчарова // Образование и наука.-2001.-№ 1.-С. 83−87.
  95. , М. Ю. Содержание образования Текст.: проблемы формирования и проектирования / М. Ю. Олешков // Педагогика. 2004. — № 6.-С. 31−38.
  96. Описания психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича Электронный документ. -(http://azps.ru/tests/testsrokich.html). Проверено 24.05.2006
  97. , А. А Проектирование содержания педагогических дисциплин в вузе Текст. / А. А. Орлов // Педагогика. № 10. — 2001. — С. 45−55.
  98. , А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность Текст. / А. А. Орлов // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 63−68.
  99. , Н. В. Педагогический анализ процесса становления психолого-педагогической компетентности педагога Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук /Н. В. Остапчук — Урал. гос. пед. Ун-т. Екатеринбург, 1999. -22 с.
  100. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  101. Ш. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  102. , А. В. Способности и труд Текст. / А. В. Петровский. -М.: Знание, 1966.-78 с.
  103. ИЗ. Пискунов А. И. Педагогическое образование Текст.: концепция, содержание, структура / А. И. Пискунов, А. И. Пискунов Педагогика. 2001. -№ 3.-С. 41−48.
  104. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам Текст. / под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 240 с.
  105. , В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании Текст. / В. М. Полонский. М.: Приобье, 2000.-С. 51.
  106. , Я. А. Психология творческого мышления Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
  107. , В. Р. Развитие профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа Текст. / В. Р. Попова, С. В. Конкевич // Теория и практика развивающего обучения. Челябинск, 2001. — Вып. 11. — С. 155−158.
  108. , М. П. Проблема формирования педагогического мышления / М. П. Попова // Вестник Новгородского гос. ун-та. 1998. — № 6: Электронный документ. http://admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/All/ECD887C002839E39C3256727002E 7В73). Проверено 24.05.2006
  109. , П. Г. Профессиональное поведение учителя Текст.: психолого-педагогический анализ / П. Г. Постников // Педагогика. 2004. — № 5.-С. 61−66.
  110. , А. Е. Формирование субъекта культурно-технологического развития в проектной деятельности Электронный документ. (http://v3.udsu.ru/item-ipspub/meth-v/obj-10 051.html). Проверено 24.05.2006
  111. , Е. В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности Текст.: [в процессе подгот. учителя сред. шк. в пед. вузе] / Е. В. Прозорова // Мир психологии. 2000. -№ 2. — С. 191−202.
  112. Психология Текст.: учебник для вузов / под ред А. А. Крылова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2001. — 584 с.
  113. , Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования Текст. / Н. А. Разина // Завуч. -2001.-№ 4.-С.113−136.
  114. , Б. «Бесполезное» знание Электронный документ. -(http://ihtik.lib.ru/tmp/zmnhl 0sept2005/ihtik.lib.rul 0sept20052185. txt)ripoBe рено 24.05.2006
  115. , П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера Текст.: книга для преподавателей / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 301 с.
  116. , К. Личные размышления относительно преподавания и учения Электронный документ. (http://personhuman.narod.ru/kr3.html). Проверено 24.05.2006
  117. , С. Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  118. , Т. Б. Формирование дидактико-методической компетентности будущего учителя начальных классов в современных условиях Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Б. Руденко — Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград, 1999.-17 с.
  119. , Г. И. Цели обучения математике в средней школе в современных условиях Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 1999. -№ 6.-С. 36−38.
  120. , Ю. В. Образование всегда накануне себя Текст. / Ю. В. Сенько // Педагогика.- 2004.- № 5.- С. 22−29.
  121. , Ю. В. Понимание текста в работе учителя-практика Текст. / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 53−59.
  122. , В. В. Образование и личность Текст.: теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
  123. , А. Э. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения Текст. / А. Э. Симановский // Мир психологии. 2002. — № 4. — С. 215.
  124. , В. П. Оценка интеллектуального продукта в науке / В. П. Симонов // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 26−30.
  125. , В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя Текст. / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997. — 201 с.
  126. , В. И. Интегральная периодизация общего психического развития Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопр. психологии. -1996.-№ 5. С. 38−50.
  127. , Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С. Смирнова — Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. СПб., 2000. — 21 с.
  128. , О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов : Электронный документ. http://ethicscenter.rU/ed/school2/materials/apressyan6.html#edn 1). Проверено 24.05.2006
  129. Содержание и методика проведения семинарских и лабораторно-практических занятий по педагогике Текст. / под ред. И. Т. Огородникова. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. 114 с.
  130. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей Текст.: учебное пособие / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова- ред. А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. — 240 с.
  131. , JI. Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст.: учеб. пособие / JI. Ф. Спирин, М. А. Степин-ский, М. JI. Фрумкин — под ред. В. А. Сластенина. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т, 1974. — 130 с.
  132. НЗ.Стусь, Н. А. Задачи и задания по педагогике Текст. / Н. А. Стусь. Томск: Томский ГПУ, 1975. — 71 с.
  133. , Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика : Электронный документ. http://ethicscenter.rU/ed/school2/materials/apressyan6.html#ednl). Проверено 24.05.2006
  134. , В. А. Рождение гражданина Текст. / В. А. Сухо-млинский. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  135. , Н. Ф. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: Академия, 1998.-288 с.
  136. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология. 1983. — № 3. — С. 96.
  137. Тарутина, 3. Гражданская компетентность и новые школьные предметы Текст. / 3. Тарутина // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 68−72.
  138. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. -2004. № 3. — С. 20−26.
  139. , Б. М. Избранные труды Текст. В 2 т., Т. 1 / Б. М. Теплов — ред., сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. — 329 с.
  140. , Б. М. Избранные труды Текст. В 2 т., Т. 2 / Б. М. Теплов — ред., сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985. — 360 с.
  141. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. 535 с.
  142. , П. П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы Текст. / П. П. Терехов // Педагогика. -2003. -№ 1.-С. 74−78.
  143. , Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? Текст. / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. 2000. — № 7. — С. 52−55.
  144. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Л. Ф. Ильичев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
  145. , А. А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя Текст.: организация урока: [сред. шк. № 73 г. Ульяновска] / А. А. Фомин // Завуч. 2000.-№ 1.-С. 59−64.
  146. , Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  147. , Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−41.
  148. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  149. , В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 1996.-318 с.
  150. , Т. И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова — под ред. Т. И. Шмовой. -М.: Академия, 2002. 384 с.
  151. , М. Избранные произведения Текст. / М. Шел ер — пер. с нем. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филлипова — сост. и науч. ред. А. В Денежкина. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.
  152. , Е. Н. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова.- М.: Академия, 1999. -288 с.
  153. , Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования Текст.: Дис.. д-ра пед. наук / Е. Н. Шиянов. М., 1991. -400 с.
  154. , П. Г. Введение в мыследеятельностную педагогику Текст. / П. Г. Щедровицкий. Кемерово: ШКП, 1990. — С. 4. i
  155. , А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования Текст. / А. И. Щербаков. JI.: Просвещение, 1967. — 266 с.
  156. , Д. Б. Введение в психологию развития Текст.: (в традиции культ.-ист. теории JI. С. Выготского) / Д. Б. Эльконин. М.: Тривола, 1994.- 167 с.
  157. Wuketits, F. Evolutionary Epistiology and Its Impcations for Humankind. Текст. / F. Wuketits N.Y., 1990. P. 5.
  158. Orum, A., The nature of the case study Текст. 26 Pp. 1−26 in A Case for the Case Study, edited by / J. Feagin, A. Orum, and G. Sjoberg. Chapel Hill: University of North Carolina Press., 1999. P. 243
Заполнить форму текущей работой