Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективность предпринимательской деятельности при производстве говядины: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ показал, что одним из важных условий эффективности предпринимательства является оптимальное размещение производства говядины. Нынешняя структура АПК Ставропольского края в этой части не соответствует рациональной организации производства. Рациональное размещение производственно-предпринимательского сегмента мясного рынка с учетом концентрации, специализации и оптимизации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты развития предпринимательства в аграрной экономике
    • 1. 1. Сущность, роль и необходимость развития предпринимательства в современной экономике
    • 1. 2. Эффективность предпринимательской деятельности в АПК и её оценка
  • 2. Анализ состояния и развития предпринимательства в отрасли скотоводства регионального АПК
    • 2. 1. Производственное предпринимательство в сфере мясного скотоводства Ставропольского края
    • 2. 2. Анализ состояния и тенденции развития регионального рынка говядины
  • 3. Разработка мероприятий по развитию предпринимательства в сфере ^ производства говядины
    • 3. 1. Разработка программы развития мясного скотоводства в условиях развития предпринимательства АПК
    • 3. 2. Оптимизация предпринимательской структуры производства мясного скотоводства в сырьевых зонах региона

Эффективность предпринимательской деятельности при производстве говядины: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из проблем современной России является низкое обеспечение населения мясной продукцией, которое привело к дефициту животного белка (33%), при общем дефиците белка в питании человека (на уровне — 26%). Эти данные являются серьезным основанием для разработки обоснованных путей коррекции рационов питания, поисков новых источников животного белка. Одним из основных путей решения данной проблемы является производство мяса крупного рогатого скота, в первую очередь высококачественной говядины. В условиях развития рынка это можно решить только на принципах предпринимательства.

Предпринимательство связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом.

Мировой объём производства говядины превышает 50 млн. т в год. Говядина является одним из распространенных и употребляемых видов мяса. В России в последнее время производится ежегодно не менее 2000 тыс. т говядины и телятины, из которых около 74 тыс. т приходится на Ставропольский край. Сейчас, имея необходимую базу, предприятия края столкнулись с проблемами реализации произведенной продукции, хотя потребность в говядине удовлетворяется лишь на 1/3. При этом потенциал края способен удовлетворять потребности населения края и экспортировать мясную продукцию.

Для увеличения объемов производства в регионе есть все предпосылки, чтобы добиться позитивных изменений в обеспечении населения региона высококачественным питанием, используя имеющийся генетический и природ-но-экономический потенциал, добиться позитивных изменений в обеспечении населения региона высококачественным питанием.

Развитие предпринимательства в мясном скотоводстве способно за сравнительно короткий период времени уменьшить дефицит говядины, что позволит пополнить рационы населения животным белком, путем увеличения объемов производства и переработки мяса крупного рогатого скота. Для достижения такой крупномасштабной цели необходимо развитие научных исследований, обеспечивающих оптимальное развитие отраслей АПК и функционирование предпринимательства.

Степень изученности проблемы. Исследованию вопросов эффективности производства говядины и развития предпринимательства в аграрном секторе посвящено значительное количество работ зарубежных и отечественных ученых, таких как: А. Смита, Ж. Б. Сэя, М. Питерса, Р. Хизрича, Й. Шумпетера, Н. В. Беляевой, С. А. Горланова, П. В. Глебова, Б. В. Душина,.

A.M. Емельянова, П. Игнатовского, И. Д. Колесова, Э. Н. Крылатых, С. Е. Краснова, М. Г. Лапуста, M.JI. Лезина, В. П. Можина, А. А. Милосердова,.

B.В. Никонова, Г. Н. Савицкой, А. Ю. Самойлова, А. Г. Храмцова.

Научному обеспечению развития инфраструктуры предпринимательства посвящены труды следующих ученых: В. Ф. Брылевой, Ю. Г. Бинатова, В .Я. Горфинкеля, А. В. Гладилина, Г. Б. Поляка, Л. Ю. Питерской, Л. И. Ушвицкого, В. А. Федотов, В. А. Швандара и др.

Тем не менее целый ряд вопросов дальнейшего развития предпринимательства требует расширения и углубления исследований в этой области.

Актуальность данных проблем и в то же время неполное научно-методическое обеспечения функционирования системы предпринимательства обусловили выбор цели, направление и структуру исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: предпринимательствоэкономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами — АПК и сельское хозяйство, п. 10.21 «Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности» и п. 15.40 «Реформирование сельского хозяйстваэффективность функционирования предприятий различных организационно-правовых форм» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка и научное обоснование предложений по развитию предпринимательской деятельности при производстве говядины, которая обеспечит более эффективное развитие мясного скотоводства.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

— в условиях развивающихся рыночных отношениях уточнить сущность и роль предпринимательства в реформировании конкретной отрасли, а также систему показателей эффективности её функционирования;

— определить приоритетные направления развития предпринимательства при производстве говядины в региональном АПК;

— исследовать элементы экономического механизма предпринимательской деятельности производителей говядины и предложить рекомендации по его совершенствованию;

— обосновать методические подходы к оценке эффективности инновационных технологий производства говядины в предпринимательских структурах АПК;

— разработать экономико-математическую модель оптимизации производства говядины в региональном АПК в условиях развития предпринимательства и на основании полученных результатов дать практические предложения производству.

Предмет исследования — экономические процессы и факторы, определяющие закономерности функционирования предпринимательской деятельности в системе производства говядины регионального АПК.

Объектом исследования является отрасль мясного скотоводства России и Ставропольского края, а также предпринимательские структуры на микрои макроуровне экономики.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых в сфере производства сельскохозяйственной продукции, ^ законодательные и нормативные акты по вопросам развития аграрного производства в стране и регионе.

Исследования проводились с применением монографического, абстрактно-логического, экономико-математического, расчетноконструктивного и других методов экономических исследований.

Информационную базу исследования составили официальные нормативные документы, статистические данные Ставропольского краевого комитета государственной статистики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства, данные годовых отчетов агропромышленных предприятий Ставропольского края, Института мясного скотоводства, электронная информация сети Интернет, монографические и анкетные исследования автора.

Научная новизна исследования заключается в обосновании приоритетных направлений повышения эффективности производства говядины в современных условиях, разработке теоретических и практических предложений по развитию предпринимательства в этой сфере. На основании проведен-• ных исследований получены следующие наиболее значимые теоретические и практические результаты, характеризующиеся элементами новизны и выносимыми на защиту:

— обоснованы сущность, виды, оптимальные организационно-правовые формы предпринимательства в системе производства говядины и совокупность оценочных показателей их деятельности;

— определены приоритетные направления развития предпринимательства в данной сфере, заключающиеся в формировании сырьевых зон с учетом концентрации, специализации и интеграции производстваразработке инструментов координации действий всех звеньев системыоптимиза.

Ф ции механизмов финансовой поддержки производителей говядины;

— предложена методика прогнозирования поголовья и продуктивности говядины при внедрении инновационных энергосберегающих технологий, основанная на применении экспертных оценок и трендового анализа, позволяющая планировать и обосновывать предпринимательские решения;

— разработана экономико-математическая модель оптимизации производства говядины в разрезе природно-экономических зон Ставропольского края, реализация которой позволит сбалансировать систему «производство — потребление» и повысить экономическую эффективность предпринимательской деятельности.

Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что реализация предложений по повышению эффективности функционирования системы производства говядины будет способствовать оптимальному развитию производства в регионе в условиях рынка и повышению качества говядины и продуктов её переработки.

Изложенные в диссертационной работе основные положения, выводы и рекомендации имеют научно-практическую ценность, приняты к внедрению СПК «Дружба», Апанасенковского района, и использованы при разработке целевой программы по развитию производства говядины в Ставропольском крае.

Теоретические и практические выводы диссертационного исследования могут быть использованы в практике и учебном процессе при преподавании программ курсов по экономической теории, предпринимательству, экономическому анализу хозяйственной деятельности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики регионов России» (г. Ставрополь, 2003 г.), III научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов Северо-Кавказского гуманитарно-технического института (г. Ставрополь, 2003 г.), на 68-й научно-практической конференции Ставропольского ГАУ «Экономика регионов России: анализ современного состояния и перспективы развития» (2004 г.), Международной научнопрактической конференции «Современные проблемы развития экономики и социальной сферы» (г. Ставрополь, 2005 г.).

Публикация результатов исследований. В целом по результатам исследования опубликовано 5 научных работ объемом 1,22 печатных листа.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, который включает 167 наименований. Работа изложена на 157 страницах машинописного текста и содержит 18 таблиц, 9 рисунков, 11 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В результате выполненных исследований по вопросам повышения экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства говядины сформулированы следующие выводы и предложения.

1. Развитие предпринимательской деятельности в сфере производства говядины является необходимым условием вывода отрасли мясного скотоводства из кризисной ситуации. В условиях нарастания угрозы белкового дефицита для населения России и обеспечение продовольственной безопасности страны изыскание оптимальных путей функционирования отраслей отечественного животноводства в современных условиях является важной задачей для науки и практики. Экономический механизм развития предпринимательства в аграрной сфере не в полной мере отвечает решению данной проблемы, поэтому необходимо его совершенствование.

2. В ходе проведения исследований определено, что производство говядины в Ставропольском крае ныне сосредоточилось, в личных подсобных хозяйствах (51%), хотя доля крупных сельскохозяйственных предприятий достаточно высока (46%). Это является закономерным результатом развития рыночных отношений и предпринимательства. Установлено, что на данном этапе производство более эффективно в крупных сельскохозяйственных предприятиях, показатели хозяйствования крестьянско-фермерских хозяйств и личного подсобного хозяйства являются более низкими, хотя проявляется тенденция к их улучшению.

3. Проведенный анализ показал, что одним из важных условий эффективности предпринимательства является оптимальное размещение производства говядины. Нынешняя структура АПК Ставропольского края в этой части не соответствует рациональной организации производства. Рациональное размещение производственно-предпринимательского сегмента мясного рынка с учетом концентрации, специализации и оптимизации, в сочетании форм и способов взаимодействия производителей способствует росту эффективности производства говядины. Лучшие экономические показатели отмечены в хозяйствах с наличием пастбищ и высокой культурой земледелия, при наличии площади под кормовые культуры. В связи с этим в диссертации преложена методика оптимального размещения производства говядины, основанная на экономико-математическом моделировании, дающая возможность разработки безубыточных планов развития отрасли, роста рентабельности на 26%.

4. Важным фактором повышения эффективности производства говядины является необходимость ускорения процесса интенсификации. В ходе исследования были выявлены резервы прироста продуктивности и увеличения объемов производства при относительно меньшем уровне затрат производства на один центнер говядины. При оптимальном развитии производства и рационально-полном использовании естественных угодий возможна минимизация себестоимости единицы продукции в предпринимательских структурах АПК края на 15,6%, а в ряде районов до 40%.

5. Практика производства продукции мясного скотоводства в Ставропольском крае показывает, что с наибольшими трудностями предприниматель сталкивается на первоначальном этапе развития. При этом основной проблемой для предпринимателя являются первоначальные затраты. В связи с этим особую важность приобретают вопросы поддержки предпринимательства в части его кредитования, формирования системы сбыта и маркетинговой деятельности. Разработанные в диссертации методические подходы к прогнозированию производства высококачественной говядины делают возможным получение объективного уровня его развития на основе оптимизации численности поголовья при полном использовании природных ресурсов, что обеспечивает необходимый выпуск конкурентоспособной, высококачественной продукции, увеличение загрузки перерабатывающих мощностей и развитие других отраслей АПК.

6. Переработку говядины и подготовку к реализации осуществляют, в основном, мясоперерабатывающие заводы. Сокращение производства и нарушение за годы проведения экономических реформ взаимоотношений производителей и переработчиков мяса привело к снижению загрузки производственных мощностей перерабатывающих предприятий на 30%. Неэффективное использование производственных мощностей ведет к росту затрат на мясную продукцию и ослабляет конкурентоспособность регионального мясного рынка. Важным направлением повышения эффективности производства высококачественного говядины является создание нового экономического механизма интеграции производителей и переработчиков путем включения всех звеньев: научных учреждений, производителей товарной продукции и мясоперерабатывающих предприятий. Функционирование интегрированных предприятий и их развитие при государственном регулировании позволит сельскохозяйственным производителям обеспечить гарантированный сбыт мясной продукции, а переработчикам — сформировать и расширить сырьевые зоны, а также повысить эффективность и рентабельность говядины от мясного скотоводства.

Таким образом, проведенные исследования показали, что Ставропольский край обладает всеми необходимыми ресурсами для развития предпринимательства в сфере производства высококачественной говядины, с целью улучшения экономических показателей отрасли скотоводства и удовлетворения потребностей региона. Исследование носит актуальный характер, и внедрение его результатов в производство будет способствовать совершенствованию функционирования системы производства говядины в АПК региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальный текст.- Ставрополь: Кавказский край, 1996. 48 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I принята 21.10.1994 г., ч. II — 26.01.1996 г. // Собрание законодательств Российской Федерации. 2004. — № 34.
  3. Российская Федерация. Законы. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: ФЗ от 08.12.1995 г. // Рос. газ. 1995.- 10.12.1995.- С. 3.
  4. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.
  5. Российская Федерация. Президент. О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформы в агропромышленном комплексе. Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г.№ 565// Российская газета.- 1996.- 23 апреля с. 4.
  6. Российская Федерация. Президент. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 06.01.1999 г. № 15//Собр. Зак-ва РФ. 1999.
  7. Российская Федерация. Правительство. О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 897//Экономика ижизнь.-2000,-№ 12.-с.8.
  8. Российская Федерация. Правительство. О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1121//Экономика и жизнь. 1994.- № 43, — с. 8.
  9. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы.// Российская газета. 1996.- 17 апреля, — с. 7−8.
  10. Федеральная целевая программа развития крестьянских /фермерских/ хозяйств и кооперативов на 1996−2000 годы. //Российская газета.-1997. 4 января, — с. 5.
  11. , А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991.- с. 17−24.
  12. Агропромышленный комплекс Ставрополья. Статистический сборник / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. -Ставрополь, 2004. с. 216.
  13. , В.М. Применение методологии К. Маркса при анализе социалистического общественного производства / В. М. Аверх // Эффективность общественного производства и пути ее повышения при социализме. М.: МГУ, 1977.- с. 3−19.
  14. , Я. Эффективность торговли: сущность, количественная оценка/Я. Антонюк // Советская торговля. — 1983. —№ 7. С. 43−45.
  15. , В. Система показателей производительности труда (Методы измерения, планирования и анализа) / В. Астраускас. — Вильнюс: Минтис, 1979. с.113−111.
  16. , А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул. СПб: Питер, 2005. — с. 223.
  17. , Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК / Р. Ахметов // АПК: экономика, управление. 2003. — № 2, — с.12−27.
  18. , Г. Д., Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие / Г. JI. Багиев, А. Н. Асаул. СПбГУЭФ, 2001.-с .168.
  19. , О.А., Уникайте, З.П. К вопросу совершенствования системы показателей эффективности общественного производства / О. А. Бальсис, З. П. Уникайте // Моделирование экономических систем. — Вильнюс: Минтис, 1981. с. 5−16.
  20. , Г. Холдинговые отношения В АПК: теория и практика управления / Г. Баклаженко // АПК: экономика, управление. 2001. -№ 11, — с.29−35.
  21. , В. Моделирование равновесного состояния на рынках продукции АПК /В. Балабайкин // АПК: экономика, управление. -2003. № 5, — с.53−58.
  22. X. Структурные изменения в сельской местности: факторы и тенденции / X. Беккер // Politekonom. Российско-Германский журнал по экономическойтеории и практике. 1999. — № 1. — с. 67−75.
  23. , И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т / И. А. Бланк. -Киев: Ника-центр, 1999. с. 235.
  24. , JI. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК /Л. Белокопытова // АПК: экон., упр. 1999 — № 1.- С. 48−53.
  25. , Ю. Г. Формирование рыночных структур в региональном АПК / Ю. Г. Бинатов // Проблемы совершенствования экономического механизма хозяйствования в АПК. Ставрополь: ГСХА, 1992, — с.88−91.
  26. , Ю.Г. Концепция стабилизации и развития АПК Ставропольского края / Ю. Г. Бинатов // Совершенствование организационно-экономического механизма управления в сельском хозяйстве. Ставрополь: ГСХА.1996, — с.127−129.
  27. , В.В. Об импорте и экспорт продовольствия / В.В. Бирюков// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1995. -№ 4. -с.11−12.
  28. , В.В. Об импортно-экспортных и внутренних ценах на с.х. продукцию. // В. В. Бирюков. Экономика с.х. и перерабатывающих предприятиях. -1996. — № 8, — с. 10−11.
  29. , Ю. В., Швандар, В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций / Ю. В. Богатин, В. А. Швандар. М.: Финансы, 1999. с. -217.
  30. , В. Приоритетность как метод повышения эффективности АПК/В. Боев// Организационно-экономические основы аграрного рынка. М. 1997. с. — 42−48.
  31. , В.Р. Совершенствовать экономический механизм развития АПК. // В. Р. Боев. АПК: экономика, управление. — 1993. — № 3, — с.61−64.
  32. , В.Р., Романов, А, Е. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов./ В. Р. Боев, А, Е. Романов. // АПК: экономика, управление. — 1997. -№ 2, — с. 5−15.
  33. , Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт. М.: Экономика, 1991. — с.264.
  34. , Е. Продовольственная безопасность России./ Е. Борисенко. // М.: 1997.-с. 347.
  35. , Н., Назаренко, А. Механизм поддержки доходов производителей продукции/ Н. Борхунов, А. Назаренко. /АПК, экономика, управление. 1991. № 10. — с. 45−52.
  36. , В.Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке // В. Ф. Брылева. -Ставрополь. Ред. изд. центр «Развитие», 1994. с. 187.
  37. , В. В. Математические модели маркетинга (отв. ред. B.JI. Бе-реснев- Сиб. Фонд исслед. операции) // В. В. Брыскин. Новосибирск: Наука.Сиб. изд.фирма. 1992. — с 47−65.
  38. , А. В. Предпринимательство: Учебник // А. В. Бусыгин. М.: Дело, 2000. — с. 326.
  39. , А. А., Мурзин Н. В. Проблемы анализа безопасности человека, общества, природы // А. А. Быков, Н. В. Мурзин. — Спб.: Наука, 1997. -с. 197.
  40. Введение в рыночную экономику // А. Я. Лившица, И. Н. Никулиной. -М.: Высшая школа, 1994. с. 477.
  41. , Е. О методологии исчисления эффективности производства // Е. Воробьев./ Вестник статистики. — 1972.'— № 1. — с. 36—45.
  42. , В. Система регулирования регионального рынка животноводческой продукции / В. Гайдук // АПК: экон., упр. 1999. — № 6. — с. 1320.
  43. Д.Е. Оценка, анализ и пути повышения эффективности экономики.// Д. Е. Давыдянц — Ставрополь: Кавказский край, 2001. — с. 500.
  44. Д.Е., Борзенко Е. В. Показатели экономической эффективности и основы их классификации.// Д. Е. Давыдянц, Е. В. Борзенко. — Ставрополь: Ставропольский ЦНТИ, 1998. Информ. лист № 6.-с. 226.
  45. Е.И. Социально-экономическая эффективность торговли. // Е. И. Данилов — М.: Знание, 1983. с. 64.
  46. B.C. Критерий эффективности общественного производства // B.C. Дунаева / Эффективность социалистического производства (Категории, резервы, перспективы роста). М.: Мысль, 1978. — с. 24−41.
  47. , В.И. Продовольственный комплекс России: переход к рынку и мировой опыт.// В. И. Демьяненко./ Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 11, — с.19−28.
  48. , В. Регулирование рынка мясомолочной продукции. Модель «Социальное кольцо» // В. Добросоцкий / АПК: экон., упр. 1999. — № 7.- с. 26−36.
  49. , П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. // П. Ф. Друкер. СПб: Бук Чембер ИНТЕРНЕШНЛ, 1992. — с. 432.
  50. , Г. Торговый бизнес: Как организовать и управлять: Пер. с англ. // Джоунс, Г. М.: ИНФРА-М, 1996. — с. 304.
  51. , М.Р., Петрова, Е, В., Румянцев, В. Н. Общая теория статистики // М. Р. Ефимова, Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. М.: ИМФРА-М, 1996,-С.416.
  52. , П.Н., Колесников В. И. Прибыль в социалистическом расширенном воспроизводстве.// П. Н. Жетвяк, В. И. Колесников. М.: Финансы и статистика, 1976. — с. 272.
  53. , С.З. Как стать предпринимателем // С. З. Жизнин. М.: Новости, 1990.-с. 167.
  54. , Е.Е. К вопросу о дотации на животноводческую продукцию // Е. Е. Жоголева. / Достижения науки и техники АПК. 1993. — № 1. -с.13−16.
  55. , Е.Е. Государственное регулирование качества продукции агробизнеса и цены // Е. Е. Жоголева./ Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий.- 1996. № 6.- с. 43.
  56. , С.Б. Дотации и компенсации: методика стимулирования эффективности сельскохозяйственного производства // С. Б. Заика./ Экон. с.-х. и перераб. предпр.- 1999.-№ 12. с. 6−11.
  57. , П.С., Демидов В.Е.Формула успеха: маркетинг / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов. М.: Международные отношения. — 1991.- с. 351.
  58. , И., Захаров, В. Рынок АПК и производственно-коммерческие центры.// И. Загайтов, В. Захаров, АПК: экономика, управление. 1993. — № 5, — с. 42−48.
  59. Задачи и цели маркетинга // Хоскинг А./ Курс предпринимательства. М.: 1993. — с.150−155.
  60. , М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект // М. И. Зайналов. М.: — Наука, 1993.-с. 156.
  61. , А.Д. Регулирование сельскохозяйственного производства и защита товаропроизводителей в условиях рынка.// Закревский А.Д./ Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1999. — с. 26.
  62. , А. Эффективность использования производственно го потенциала сельского хозяйства России в условиях аграрных преобразований // А.Зинченко./ Аграрная экономика и политика: история и современность. М. 1996. с. 41- 44.
  63. , А. Состояние и использование ресурсов сельского хозяйства // А.Зинченко./ Экономика и использование ресурсов сельского хозяйства. 1995. № 9. с. 5−10.
  64. , А. Сочетание крупного среднего и мелкого сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку // А. Зинченко./ Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. № 5. с. 14−18.
  65. , Е. Формирование оптового продовольственного рынка в регионе. АПК: экономика, управление // Е. Злобин. 1996. — № 1, — с.52−56.
  66. , Е. Понятие и содержание рыночной структуры регионального АПК. // Е. Злобин./ АПК: экономика, управление. 1996, — № 7, — с. 5863.
  67. , Е. Рыночные субъекты регионального АПК и их взаимодействие // Е.Злобин./ АПК: экономика, управление. 1996. — № 8, — с.47−53.
  68. , Г. Я., Сурганов, Б.С. Популярный экономический словарь // Г. Я. Киперман, Б. С. Сурганов, М.: Экономика, 1993. — с.255.
  69. , Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность // Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов- под общ. ред. С. А. Панова. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.-с. 288.
  70. , В.А., Клочко, Л.И. и др. Методические рекомендации по организации маркетинга в агропромышленном производстве.// В. А. Клюкач, Л. И. Клочко./ АПК: экономика, управление. 1993. — № 7, -с.45−55, № 8, — с.35−45.
  71. , В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. // В. А. Клюкач / АПК: экономика, управление. 1995. — № 2, — с.41- 44.
  72. , В.И. О совершенствовании система хранения и переработки с.х.продукции. // В. И. Комаров. Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий. -1995. — № 3, — с.5−7.
  73. , Л.С., Панцов, А.Г. Формирование и функционирование рынков с.х. продукции в Е.С. .(серия «Экономика, управление и организация АПК».). Обзор, информация. (ВНИИТЭИ агропром).// Л. С. Корбут, А. Г. Панцов. М.: 1992. — с.44.
  74. , Ф. Основы маркетинга /пер.с англ. // Ф. Котлер. СПб. АОЗТ «Литера плюс», 1994. — с.697.
  75. , JI.M. Основы экономических знаний // Л. М. Куликов. М.: Финансы и статистика, 1997. — с.272.
  76. , Ю. Передовой опыт в аграрной экономике переходного периода. // Ю. Курбатов./ АПК: экономика, управление. 1993. — № 3, -с.61- 64.
  77. , Т.Е. Государственная поддержка эффективного развития крестьянских (фермерских) хозяйств.// Т. Е. Кухлева./ Автореф. дисс. канд. экон. наук. — СПб-Пушкин, 2003. 26 с.
  78. , М. Г., Шаршукова, Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности.// М. Г. Лапуста, Л. Г. Шаршукова. — М.: ИНФРА-М, 1996. -с. 274.
  79. , Т.Д. Бизнес-план / Т. Д. Латыпов Маркетинг. — 1993. — № 1, с.32−41.
  80. , Т. Потребление продуктов питания в России // Т. Лобачева. АПК: экономика, управление. -2003. — № 3, — с. 51−54.
  81. , Н. Основные вопросы себестоимости сельскохозяйственных продуктов //Н. Макаров. АПК: экономика, управление. — 2001. -№ 10, — с.76−80.
  82. , К.Р., Брю, С. Экономика: принципы, проблемы и политика/ К. Р. Макконнелл, С. Брю, М.: Республика, 1992. — T. l, Т.2.
  83. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии в условиях рыночной экономики // Под ред. Э. Е. Облимского. М.: Международные отношения. — 1993. — с. 109.
  84. Мезоэкономика: Учеб. Пособие / Под ред. Проф. И. К. Ларионова. -М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. с. 367.
  85. , М. X., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента // М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1992. — с. 352.
  86. , Н. Организационно-экономические основы функционирования оптовых рынков.// Н. Медведева./ АПК: экономика, управление. 1995. № 2, — с. 50−54.
  87. , А.К., Мельникова, JI.A. и др. Методические положения по организации маркетинга на промышленных предприятиях.// А. К. Мельников, JI.A. Мельникова. М.: 1990. — с.57.
  88. , Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ // Менкью, Н.Г.- М.: изд-во МГУ, 1994.-c.336.
  89. Микроэкономика в таблицах и графиках: Учебник для ВУЗов. // Пры-кин Б.В.и др.-М.: «ЮНИТИ». 2001. — 503 с.
  90. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики. Часть 1 и 2. Под. ред. А. А. Шутькова. М.: Информагротех, 1992, с. 430.
  91. , Н.К., Анискин, Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т.1.// 'Н.К.Моисеева, Ю. П. Анискин. М.: Внешторгиздат, 1993. — с.221.
  92. , Р. Маркетинг: ситуации и примеры // Р. Морис М.: 1994. — с. 225.
  93. , Н. Взаимодействие с.х. товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями // Н. Назаренко./ Экономика с.х. России. 1996.-№ 6, с. 20−21.
  94. , А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII XX вв.).// А. А. Никонов./ - М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.- с. 574.
  95. , П.М., Нестеров, А.П. Экономика природопользования и рынок //ГШ. Нестеров, А.П. Нестеров. М.: ЮНИТИ, 1997. — с. 239.
  96. Организационно-экономические основы аграрного рынка: сб ст.-М.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1997. с. 237.
  97. Основы предпринимательства. //Учебное пособие Глущенко Е. В. и др.- М.: Вестник, 1996. с. 283.
  98. Перспективы продовольственного обеспечения населения Российской Федерации. М. ЦЭК при Правительстве России. 1998.
  99. Предпринимательство: Учебник для ВУЗов // Под ред.В. Я. Горфинке-ля, Г. Б. Поляка. М.:ЮНИТИ, 1999.
  100. Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы. М.: Информагро-бизнес, 1995.- с. 63.
  101. Производственно-экономические показатели развития АПК Российской Федерации в 1997 году / МСХП РФ. М., 1998. — с. 136.
  102. , Дж. Путь к покупателю // Дж. Пилдиг. М.: Прогресс, 1991. -с. 255.
  103. , Б.Н. Особенности аграрной реформы в России. // Б.Н. Пош-кус. АПК: экономика, управление. 1996. — № 2, — с. 3−5.
  104. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. // Андреев В. К. и др. М.: Бухучет, 1996. с. 23−25.
  105. , Р.Э. Развитие различных форм хозяйствования в аграрном секторе // Р. Э. Прауст./ Науч. тр. ВИАПИ. Вып.2. М.: Энциклопедия российских деревень, 1998. — с.117.
  106. Предпринимательство и бизнес //Л.П.Дашков, А. И. Данилов, Е. Б. Тю-тюнина. М.: Информ.-внедренч.центр «Маркетинг», 1995. — с. 278.
  107. , Б.А. Основы бизнеса: Учеб. пособие // Б. А. Райзберг. М.: «Ось-89», 2000. — с. 219.
  108. , Б.А. Предпринимательство и риск / Б. А. Райзберг. М.: ИНФРА-М, 1992.-с. 196.
  109. , Л., Колз, Дж., Ул, Н., перевод В. Г. Долгополова. Маркетинг сельскохозяйственной продукции.// Л. Ричард, Дж. Колз, Н. Ул. М.: Колос, 2000.-с. 237.
  110. Рац, В. В. Обоснование приоритетных направлений развития продовольственного комплекса // В. В. Рац./ Рос. А Н., Институт народохоз. прогнозирования.- М.: Наука 1993. с. 154−157.
  111. , Ф. ВМ: взгляд изнутри (человек, фирма, маркетинг) // Ф. Роджерс, М.: Прогресс, 1990. — с.280.
  112. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. М. Минск: «Армита — Маркетинг — Менеджмент», 1997. — с. 246.
  113. Рыночная экономика.// Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1995. — с.324.
  114. , П. Экономика // П. Самуэльсон. М.: НПО «Алгон: ВНИИСП, 1992, — T. I, Т.2., с. — 637.
  115. , Ю.А., Белявский, И.А. Применение маркетинга в планировании и организации производства на предприятии.// Ю. А. Санамов, И. А. Белявский./ Учебное пособие. СПб.: изд. СПбУЭФ, 1994. — с.71.
  116. , М.В. Интенсификация сельского хозяйства в рыночных условиях. // М. В. Свободина. М.: ООО «Петит», 1999. — с. 218.
  117. , В.Т. Маркетинг и ценообразование.// В. Т. Севрук./ Бух.учет.-1998. -№ 1, — с. 14−17.
  118. , В.Т. Система маркетинга. Соц. экон. анализ, компьютеризация //В.Т. Севрук. М.: Изд. МГУ, 1992. — с.197.
  119. , Е. Предпосылки и сущность современной аграрной реформы в России.// Е. Серова./ Вопросы экономики. 1995. — № 1, — с.32−46.
  120. , И. Страхование инструмент защиты земель сельскохозяйственного назначения //И. Смирнова./ АПК: экономика, управление. -2003.-№ 3,-с. 46−50.
  121. , С.Е. Экономика мясной и молочной промышленности. Учебн. для вузов // С. Е. Спаснов. 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: Агропром.издат., 1990.- с. 244.
  122. Современный финансово-кредитный словарь // Под ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: Инфра-М, 1999. с. 296.
  123. Современная экономика. //Под ред. О. Ю. Мамедова Ростов на Дону: Фэмикс, 1996. — с.604.
  124. , Е. Аграрная реформа и состояние продовольственного рынка в России // Е. Сосин./Экономика с.х. России.- 1995. № 2, — с. 3−4.
  125. Справочник директора предприятия // Под ред. М. Г. Лапусты. Изд. 4-е. М.: Инфра-М, 2000. с. 15−24.
  126. Ставропольский край в цифрах // Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2004.
  127. , А.И. Оптимальные размеры перерабатывающих предприятий в условиях рыночных отношений.// А. И. Стефанюк./ Хранение и переработка сельхозсырья. 1994. — № 1, — с.3−6.
  128. , В. В., Крупанин, А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства // В. В. Томилов, А. А. Крупанин. СПб.: СПбУЭФ, 1996.-с. 26−34.
  129. , М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику.//М. Трейси. /Пер.с англ. Под ред.А. Г. Слуцкого. СПб.: «Экономическая школа», 1995. с. 431.
  130. МО.Тяпкин, Н.Т., Кунина, В.А., Осипова Т. И. Прогнозирование затрат на производство с.х. продукции.// Н. Т. Тяпкин, В. А. Кунина./ Экономика с.х. и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 8, «с.38 — 40.
  131. , Э. JI. Риск-менеджмент ИЗ. JI. Уткин. — М.: ИНФРА-М, 1998. -с. 35−37.
  132. , Э. JI. Финансовый менеджмент // Э. J1. Уткин.— М.: Зерцало, 1998.-с. 45−64.
  133. МЗ.Ушвицкий, Л. И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии).// Л. И. Ушвицкий. Ставрополь: Кн.изд., 1991, -с.190.
  134. , Р.А. Разработка управленческого решения // Р.А. Фатху-динов. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез», 1997. — с. 208.
  135. , Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности. // Р. А. Фатхудинов./ Стандарты и качество. 1995. № 1, — с. 48−52.
  136. , А.П. Общий алгоритм проведения маркетинговых исследований конкретного рынка.// А. П. Ферапонов./ Стандарты и качест-ВО.-1995.- № 2, с. 38−39.
  137. , Е.М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика.// Е. М. Феоктистова, И. Н. Красюк. М., Высшая школа, 1993. — с. 79.
  138. , А.А. Экономика России в 1992—1996 гг.: тенденции, анализ, прогноз // А. А. Френкель М.: Финстатинфорт, 1996, — с. 170.
  139. , Т. О критериях и показателях эффективности общественного производства // Т. Хачатуров. / Коммунист. — 1975. — № 7. с. 83−94.
  140. , К. Финансовый и экономический анализ предприятий./ Международная организация труда / К. Хеддервик. М.: Финансы и статистика, 1996. — с. 192.
  141. , П. Экономический образ мышления // П. Хейне. М.: Дело, 1993. -с.704.
  142. , Р., Питере, М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. // Р. Хизрич, М. Питере. М.: Прогресс-Универс, 1991.-е. 156−179.
  143. , А. Курс предпринимательства // А. Хоскинг.— М.: Юнити, 1993.-е. 56−64.
  144. , Е. Г. Рынки с.х. продукции и продовольствия. // Е. Г. Храмова./ Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 2, -с. 139−142.
  145. , Ф. Правила предпринимательсктва //Чуба, Ф./ АПК: экономика, управление. 2003. — № 1, — с. 27−34.
  146. , Л.Г. Организация фермерских хозяйств и возможность их участия во внешнеэкономической деятельности.// Л. Г. Чувахина. -М.: «Россия молодая» 1992.-е. 12−17.
  147. , А.Д., Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий.// А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин./ Учебное пособие, — М.: Инфра-М, 1997. с. 289.
  148. , И. Теория экономического развития // И. Шумпетер.- М.: Прогресс, 1982.-е. 78−81.
  149. , Дж., Джоэль, Р., Берман, Б. Маркетинг.// Дж. Эванс, Р. Джоэль, Б. Берман./ Сокращ. пер. с англ. (Авт. предисл. и научн. ред. А.А.Горяев).- М.: Экономика, 2000.- с. 335.
  150. Экономика предприятия // Под ред. В. Я. Хрипача. М.: 1997, -с. 448.
  151. Экономика и организация деятельности торгового предприятия //Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. — с. 295.
  152. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: в 4-х т. //Гл. ред. A.M. Румянцев. М.: Сов. Энциклопедия, 1980. — Т. 2. — с. 560.
  153. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: в 4-х т. //Гл. ред. A.M. Румянцев. М.: Сов. Энциклопедия, 1980. — Т. 3. — с.624.
  154. Экономико-математический словарь // Отв. ред. Н. П. Федоренко. -М.: Наука, 1987.-е. 506.
  155. Эффективность общественного производства. Критерии, методы, расчеты, показатели. // Под ред. Б. П. Плышевского. М.: Экономика, 1975.
  156. , А.В. Ценообразование и вертикальная координация продовольственного рынка.// А. В. Якунина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. -с. 183.
Заполнить форму текущей работой