Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности формирования и деятельности студенческих общественно-политических объединений в условиях становления многопартийности в Украине

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как переходная социальная группа, формирующаяся за счет выходцев из различных социальных слоев и групп — жителей города и деревни, работников умственного я физического труда и пополняющая впоследствии ряды служащих и интеллигенции, студенчество аккумулирует в себе потребности и интересы, вытекающие не только из их нынешнего социально-экономического положения, но и из прошлого ж будущего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СЬЩЁСХВ^Ш1о1Е — СУх>'ЬМХ СьЩЭСТ
  • ВЕЩС—ЯСЖГ^(c)СКОГС ДЕйСХВйй. 15 — $ 1. Политический плюрализм — основа формирования и развития общественно-политических объединения. 15 — (c)
    • 2. Специфика функционирования вузовских студенческих общественных организации в условиях деполйтизаций высшей школы
  • ГЛАВА. Я. СШШШЖЕ СБЩЕСХВЕШС-ЯШШТйЧЕСМЕ СБ’ЩДЙ-НШмЯ — ФОРЫ А- ХЧгШШЗАЦш* /ИТЕРЕССв Ш’ЗОЗСс&А
    • 1. Основные этапы формирования политического движения студенчества Украины. Зо
    • 2. Особенности деятельности студенческих общественно-политических объединении в условиях демократизации политической системы
    • 3. А К Л? Ч Е Я ?'I
    • 133. 13(c)
  • СШХХЖ у1ОПСЛЬ30ВА4?10У1 ЖГДОАГУРЫ

Особенности формирования и деятельности студенческих общественно-политических объединений в условиях становления многопартийности в Украине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложнейшие процессы, происходящие в Украине на рубеже 80-х -90-х годов, крутая ломка экономических и политических структур, кризис духовно-нравственных устоев и нестабильность всех сфер жизнедеятельности общества не могли не оказывать самого мощного воздействия на студенчество, как на одну из наиболее перспективных ш активных социальных групп, которая в силу специфики своего социального положения всего сознательнее, решительнее и точнее отражает и выражает реалии окружающего мира.

Реальная же действительность такова, что усиливающаяся борьба за власть, за идеологическое и политическое влияние на шссы и, прежде всего, на молодежь, толкает многочисленные политические партии и движения, общественно-политические организации ко все более активной борьбе за влияние на студенчество.

Борьба за молодежь всегда была одной из главных задач политической деятельности, так как тому, за кем пойдет молодое поколение, во многом принадлежит будущее. Студенчество в этом отношении занимает совершенно особое положение и по количественным, и по качественным показателям. Студенческий отряд Украины, где на 1 сентября 1992 г. насчитывалось 15? вузов и 754 техникума, превысил 1,5 млн человек. На 10 тысяч населения в Украине в 1990 году приходилось 166 студентов, представляющих собой специфическую социально-демографическую группу, из которой формируется интеллектуальный потенциал общества и которая во многом определяет его перспективу.

В отличие от рабочей и сельском молодежи, от молодых специалистов и служащих, работающих в абсолютном большинстве случаев в разновозрастных коллективах, где происходит постепенный процесс передачи опыта и уравновешивания социально-психологических особенностей поколения, студенческие коллективы состоят в основном из молодых людей примерно одинакового возраста. Если у школьной молодежи, отчасти у учащихся профессионально-технических училищ и техникумов указанные особенности в какой-то мере сглаживаются влиянием старших поколений, то у студенчества это влияние в силу возрастных особенностей сильно ослаблено. Этим объясняется радикализм" сплоченность, быстрая подверженность новым течениям и их стремительная распространяемость в студенческой среде. Особенно сильно эти черты проявляются в кризисные и переходные периоды в развитии общества, когда падает авторитет руководства, общественных организаций, происходит критическая переоценка предшествующего опыта.

Как переходная социальная группа, формирующаяся за счет выходцев из различных социальных слоев и групп — жителей города и деревни, работников умственного я физического труда и пополняющая впоследствии ряды служащих и интеллигенции, студенчество аккумулирует в себе потребности и интересы, вытекающие не только из их нынешнего социально-экономического положения, но и из прошлого ж будущего социального опыта. Вследствие этого студенчество в наибольшей степени заинтересовано в плюралистическом обществе, с одной стороны, а с другой — характеризуется широким разнообразием политических позиций — от крайне правых, консервативных до леворадикальных и экстремистских.

Учитывая эти факторы, а также присущие вообще молодежи бескомпромиссность, решительность и радикализм в суждениях и поступках, лидеры различных политических формирований ведут активную работу в студенческой среде, пытаясь завоевать здесь поддержку и вербуя своих сторонников.

Опыт участия украинских студентов в политической борьбе, опасность политических манипуляций в отношении вузовской молодежи в уоловиях углубления кризисных явлений в обществе, требует безотлагательного изучения происходящих в этом плане процессов, выработки научно обоснованных рекомендаций по своевременному ориентированию этой мощной политической силы, направлению ее в русло социально прогрессивных действий, по предотвращению воздействия на студенческую молодежь деструктивных, социально опасных сил.

В теоретико-методологическом плане особую актуальность исследованию придают принципиально новые явления в студенческой среде, проявившиеся в постперестроечный период и практически еще не ставшие предметом серьезного научного осмысления. Это дополняется тем. что большинство проблем" возникших в связи с зарождением многопартийном системы, также еще не получили своего решения. Требует разработки категориальный аппарат, нуждаются в научном анализе программные документы ш практическая деятельность различных общественно-политических организаций и партий, действующих в Украине.

Естественно, что в одной диссертационной работе невозможно осуществить всеобъемлющее исследование политических процессов, связанных с борьбой различных политических сил за влияние на студенчество. Мы ставим своей целью определение основных тенденций развития студенческих общественно-политических организаций в украинских вузах, выявление политических позиций и настроений студентов в условиях становления политического и идеологического плюрализма в Украине.

Достижение поставленной цели потребовало решения комплекса задач, важнейшими из которых являются:

— анализ качественно новой политической ситуации, сложившейся б Украине в начале 90-х годов" особенностей процесса становления новой политической системы в условиях распада тоталитаризма ж строительства национальной украинской государственности;

— выделение специфики и основных направлений деятельности политических партий, общественно-политических организаций и движений «.

— определение и оценка эффективности новых организационных форм работы со студенческой молодежью в украинской высшей школе" степени политизации студенчества и его отношения к политическим процессам, происходящим в обществе;

— изучение деятельности новых студенческих общественно-политических организаций, определение уровня их авторитета и влияния как на вузовскую молодежь, так и в обществе в целом;

— раскрытие механизма взаимодействия студентов и их общественных формирований о политическими партиями и движениями, вновь соз-дающирлися общественными организациями;

— выявление комплекса противоречий в политических позициях вузовской молодежи и обоснование целесообразности поиска новых путей воздействия на процессы разрешения этих противоречий со стороны преподавателей, администрации вузов, государственных и общественных институтов.

Объектом исследования является высшая школа Украины в ее взаимодействии с. политическими партиями, движениями и студенческими общественно-политическими объединениями, которые впервые выступили как самостоятельная политическая сила на рубеже 30-х-90-х годов.

• В качестве предмета исследования рассматривается процесс вхождения студенчества Украины в новые политические отношения, в демократическую общественную систему, характеризующуюся политическим и идеологическим плюрализмом.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения социальной философии о конкретно-исторической сущности человека и принципах его взаимодействия с обществом, о студенчестве как специфической социально-демографической группе, о сущности и принципах демократического общества, необходимым условием функционирования которого выступают общественно-политические организации, партии и движения, выражающие и ©-тотаивающие коренные интересы своих членов.

Решение поставленных в работе задач было сопряжено с определенными трудностями, главная из которых — фактическое отсутствие научных разработок по исследуемой теме. Принципиально новые явления в студенческой среде, проявившиеся в постперестроечный период, еще не стали предметом серьезного научного изучения, равно как и проблемы становления многопартийности в специфических условиях формирования новой государственности в Украине.

Помимо широкого использования новейшего публицистического, л статистического, социологического материала по проблеме, автор опирался на теоретические разработки философов, социологов, политологов, и правоведов предшествующих периодов. Проблемы станов.

1. Грибанов В.В." Грибанова Г. й. Инициативные, самодеятельные молодежные объединения. — Я. 1991.

Громов A.B. Кузин O.G. Неформалыкто есть кто? — М., 1990. Левичева В. Ф, Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном движении. — М., 1989.

Неформалы: Кто они? Куда зовут? / Под общ. ред. В. А. Деченева: ред.-сост. В. И. Вьюницкий. — М., 1990. ления молодежи" студенчества, их социальной и политической активности достаточно глубоко разрабатывались в 70−80-е годы В"Т. Лисовским, Л. Я. Рубиной, М. Д. Култаевой, Е. Л. Уваровой, Е. А. Якубой и другими исследователями^, которые рассматривали студенчество как особую социально-демографическую группу населения, обладающую специфическими возрастными и профессиональными особенн (c)отями и играющую важную роль в жизнедеятельности общества.

Методологические аспекты взаимодействия политики и общества, основные принципы устройства демократических систем анализируются в трудах видных представителей западной социологии и поо литологии М. Вебера, Дж. Брайса, Э. Гидценса, Р.Михельса. Характерным для них является признание в качестве важнейшего показателя степени демократичности общества возможности государства создать правовые и иные гарантии для свободного соперничества.

1. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социол. очерки: науч.-попул. — М., 1990.

Рубина Л. Я. Советское студенчество: Социол. очерк. — М., 1931. Култаева М. Д., Уварова Е. Л. Интерпретации проблем молодежи: западные концепции и варианты. — Харьков, 1989. Уварова Е. Л. Молодежь и реальности современного мира. — Харьков, 1990.

Воспитательный процесс в высшей школе: его эффективность. Социологический аспект /Е.А.Якуба, В. Л. Арбенина, А.Й.Андрющен-ко и др. — К., 1983.

2. Брайс Дж. Американская республика. В 3-х ч. Пер. с англ. В. Н. Неведомский. — 4.2. — М., 1890.

Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М., 1990. Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов / реферированное издание. — Челябинск, 1991.

Гуггенберг В. Теория демократии /словарь политических понятий/ // Полис. — 1991. — I 4. — С. 136−148. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. — 1990. — Л 3. — С. 55−60. политических партий за государственную власть.

Различные стороны возникновения ш деятельности политических партий в обществе рассматривались видными отечественными исследователями начала XX? ека ?О.Гамбаровым" IUОотрогорскам, Б. Зичери1 ным, которые особое внимание удаляли сравнению многопартийных и однопартийных систем, выявлению их достоинств и недостатков.

Обширная литература советского периода по вопросам развития политической системы, сущности политических партий и общественных организаций, политической-активности студенчества вследствие приверженности прежним догматическим теориям общеотвознания, тенденциозности во многом утратила актуальность ж научную значимость. Лишь в конце 30-х — начале 90-х годов появились первые ¦2 работы «в которых признавалась возможность идеологического и политического плюрализма в обществе, анализировались причины и.

1. Гамбарово.С. Политические партии в их прошлом и настоящем.

— 2-е изд. — С.-Петербург, 1905.

Сстрогорский М. Демократия ж политически©партии. — Г. 2. -?Vi * 9 «L f *.

Чичерин Б.11, Курс государственной науки. — i. 3. Политика. «*. i *.

2. Баталов Э. От тоталитарной идеологии к идеологическому плюрализму // Общ. науки и современность. — 1991. — а 3. — С. 76−30″.

Белов Г. А* Развитие политических отношений в условиях перестройки. М., 1939.

Деев H.H., Шарафетдинов й.Ф. Социалистический плюрализм в политике // Сов. гос-во и право. — 1939. — 4. — С. 3−11. Капцов A.I. Политический плюрализм ш проблема однопартийно-оти и многопартийности // Соц.-полит.науки. — 1990. О 4. -О" 74—30.

Социалитический плюрализм: вопросы теории и практики: ¿-Материалы научно-практической конференции.- М., 1939. условия его зарождения и развития в рашсах демократизации системы. переживающей процесс распада тоталитаризма. Наряду с этим другая группа авторов затрагивает проблемы" связанные с возникновением многопартийности в бывшем советском обществе^*.

Существенный вклад в изучение особенностей формирования шогопартийной системы в Украине вносят В. Литвин" В. Михайлив, А*Гаранъ, подготовившие серию публикаций о программных целях, задачах и основных направлениях практической деятельности круп2 нетшх политических. партий, блоков & движений. Проблемы зарождения политического плюрализма в /крайне находят также отражение в монографиях Е. В. Астаховой, А"А#Даиилова и М.Л.дуоровско-го. которые в качестве важнейших источников многопартийности рассматривает функционирование неформальных политизированных я объединений. Качественно новой ступень" в комплексном исоле.

1″ Выдрин д.й. ¿-Многопартийность: «за» и «.против» // Соц.-полит. науки. — 1990, — .

Голубев В.й. Многопартийность в советской обществе, // Соц.-полит" науки. — 1991. — В 3. — С. 33−34. Базовкин Е. Пути становления, .зорвд проявления шогопартий-ности // Политика и время. — 1991. — 10. — С. 40−46. Фарушмн М.1." Юртаев А, Я. Некоторые проблемы и противоречия становления многопартийности з СССР // Сов. гос-во.и право. — 1991. — 1 10. — С. 79−36.

2. Литвин В* Левые, правые и центр // Политика и время. -1992. — 3 4, — С. 65−71.

Михайлив В. Политическое объединение «Государственная самостоятельность Украины /ГС//» // Политика и время. — 1992. -3. — С. 72−75.

Гарань О.-о. В1д створення Руху до багатопартХйяост! — К.,.

3. Астахова $.?. Становление многопартийности в СССР: некоторые аспекта. — Харьков, 1991.

Данилов А"А., Дубровский Политические партии и движедованав широкого круга вопросов" связанных оо становлением новой политической системы в Украине является труд Ж" Е. Богомаза" в котором основное внимание уделяется анализу причин возникновения и основным этапам развития политических партий, общественно-политических объединений, в том числе и молодежных. А их роли в социально-политических преобразованиях1.

Необходимо отметать, что практически отсутствуют специальные работы, посвященные новым студенческим общественно-политические организациям в Украине. Лишь отдельные аспекты студенческого движения рассматривается в статье В. Литвина и в кано дидатской диссертации Р. А"Венткил'. что, конечно же, не дает целостного представления об украинских студенчеоких общественно-политических объединениях.

Эмпирическую основу работы составляет:

— социологические данные, полученные в результате интервального исследования по теме «Студент и общество», проведенного коллективом кафедры социологии Украинской юридической академии в 1936;1992 гг. с участием автора. Интервал между двумя этапами Кой составил 5 лет;

— социологические. данные, полученные диссертантом в результате имя на современном этапе /Россия, Украина/. — Харьков. 19 $.

1. Богомаз К. к). Пшйтичн! партИ. 1 громадськ! орган1зац11 на Укра1н1 /друга половина 30-х — початок 90-х poids XX ст./.-К., 1992.

2. Литвин В.&Молодежные общественно-политические организации // Политика ш время. — 1991. — «1 3. — С» 53−59.

Вентка P.A. Опыт и уроки. роршровашт политической культуры студентов вузов Украины з 30-е годы: Авторе^, дис. канд. иотор. наук. — К., 1991. исследования непосредственно по теме работы, проведенного в 37 вузах Киева, Харькова, Львова и Донецка в 1992 г" по заказу Украинского научно-исследовательского института проблем молодежиданные опроса участников украинских студенческах общественно-политических формирований, проведенного автором в 1990 и.

1392 годахдокументы в материалы, отражающие реальный уровень политизации студенчества, полученные в ходе непосредственного целевого изучения деятельности студенческих общественных организаций в период перестройка, а на современном этапе становления украинском национальной государственноетепрограммные документы, резолюции, заявления съездов, конференций ведущих политических партий, общественных организаций и движении Украиныматериалы периодической печати, в том числе печатные органы украинских общественно-политических объединений.

Научная новизна исследования состоит в выдвижении и обосновании теоретико-методологических положений, определяющих новый подход к проблемам формирования мировоззрения студенчества, а его участия в политической жизни обществараскрытии специфики становления новой политической системы в Украине" связанной с. иормированием политического плюрализма и его воздействием на процессы социализации вузовской молодеживыявлении причин возникновения, основных этапов развития ж глазных направлений деятельности студенческих общественно-политических объединений;

— определении особенностей функционирования вузовских общественных организаций в условиях деполитизации высшей школы.

В итоге сформулированы положения, претендующие на научную новизну и выносимые на защиту:

— многопартайная система в /крайне находится в стадии становления. За названиями политических партий & объединений скрывается не противоположные социально-экономические интересы, а различные идеологические пристрастия — отсюда аморфность их социальной базы, а малочисленность состава, а их настойчивая борьба за студенчество, как наиболее активную и интеллектуально подготовленную часть молодежи;

— большинство студентов в политической плане пассивны, не при-* нимают активного участия в политических акциях из-за низкого уровня политического сознания, отсутствия навыков политической деятельности, понимания, что ах действия почти не влияют на жизнь общества, а на повышение уровня их социальной защищенности;

— студенческие общественно-политические объединения возникали на рубеже ЗО-ЭО-х годов по? дере осознания необходимости защитысвоих социальных интересов и усиления политизации общества в условиях борьбы за национальное возрождение /краины;

— дехюлатизация вузов, исключение из их стен любой организованной политической деятельности является необходимым условием успешного решения задач обновления высшей школы и улучшения качества подготовки специалистов;

— главной особенностью вузовских общественных организации начала 90-х годов является переориентация их практической деятельности на социальную защиту студенчества, решение конкретных вопросов улучшения условий его жизни и учебы. щактщеокая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы при выработке государственной молодежной политики в новом украинском государстве /докладные записки были приняты /краинскш научно-исследовательским институтом проблем молодежи в 1991 и 1992 гг/- при разработке концепции становления национальной системы образования в Украине и обновления высшей школыпри чтении гуманитарных учебных курсов в высших учебных заведениях и техникумахв. практической деятельности вузов по организации новых форм воспитательной работы со студентами в учебное и внеучеб-ноэ время.

Апробация работы. Диссертация дважды обсуждалась на кафедре социологии Украинской юридической академии и на кафедре социологии и политологии Харьковского государственного педагогического института им. Г. С. Сковороде.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 публикациях автора, из которых 5 вышло в открытой печати, а также изложены на Республиканской научно-практической конференции «Социальные и правовые проблемы деятельности высшем школы в условиях обновления» / Харьков, сентябрь 1991 г./, областной научно-практической, конференции «Пути совершенствования производственного. и семейного быта женщин* /Харьков, ноябрь 1991 г./, межвузовской научно-практической конференции «Высшая школа в социально-экономическом и политической системе •общества» /Харьков, февраль 1992 г./, межвузовской научно-практической конференции «Гуманизация и гуманитаризация — приоритетное направление государственной политики /краины в области высшего образования» /Днепропетровск, май 1992 г./.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой