Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретический анализ формирования убеждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья глава — «Социально-классовая и психологическая обусловленность формирования убеждений» — представляет собой попытку соединения результатов анализа формирования убеждений в различных аспектах с проблемами формирования коммунистической убежденности в условиях социализма. В этой главе логико-гносеологический подсравнивается ход к изучению формирования убеждений^ социологическим. Если первый… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ УЕЕВДЕНИЕ"
    • I. Содержание понятия «убеждение»: аспекты и уровни анализа
    • 2. Соотношение понятий «убеждение», «мнение», «вера»
    • 3. Понятие «убеждение» как историко-философская проблема
  • ГЛАВА. ГГ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ
    • I. Проблема превращения знаний в убеждения
    • 2. Роль убеждений в развитии познания
  • ГЛАВА II. Г. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЕЕ1ЩНИЙ
    • I. Общесоциологический анализ формирования убеждений. ... >
    • 2. Психологические и социально-психологические аспекты формирования убеждений
  • 3- Взаимосвязь материальных условий жизни и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности в условиях социализма

Теоретический анализ формирования убеждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших задач коммунистического строительства является задача воспитания нового человека. В центре этой большой и I сложной задачи стоит формирование у всех советских людей коммунистического мировоззрения, основой и деятельным ядром которого выступает коммунистическая убежденность.

Разработка методологических вопросов, связанных с формированием убеждений, создание теории, отражающей реальный процесс этого формирования, а также условия и факторы, его обусловливающие, — важнейшая задача философской науки. Проблема сознательного и целенаправленного формирования коммунистических убеждений в современных условиях чрезвычайно сложна и многопланова. «Мы многого добились,-, подчеркнул в своем выступлении на Июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко, — в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда не ставил, — формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но основания для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества. связи с этим трудно найти проблемы, более актуальные, чем те, которые связываются с осуществлением процесса формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социализма, т.к. от нее прямо зависят темпы совершенствования нашего общества и, в конечном счете, коммунистического строительства.

I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М., 1983, с. 35.

Актуальность теоретического анализа формирования убеждений обусловливается также тем, что созидание и утверждение социалистичесг-ких форм духовной культуры происходит в противоборстве с возросшей идеологической и пропагандистской активностью современного международного империализма, в борьбе с мелкобуржуазной психологией, потребительской моралью, религиозностью и прочими негативными явлениями, живущими еще в психологии отдельных групп, в нравах, обычаях и привычках, имеющих многовековую историю своего существования. Дальнейшая научная разработка диалектико-материалистического понимания природы формирования убеждений в значительной степени способствует научному подходу к воспитанию, снижению в нем доли стихийных процессов и открывает новые возможности связи науки с практикой коммунистического строительства, методологического влияния философии на конкретные области обществоведения.

Значение теоретического анализа формирования убеждений важно для развития марксистско-ленинской философии еще и потому, что исследования в таких ее разделах, как социология и психология познания, требуют расширения традиционного инструментария рефлексии над познанием (объект, субъект, истина и т. д.) за счет таких понятий, как убеждение, мнение, вера.

Вопросы, связанные с определением природы и механизмов формирования убеждений, а также структуры, функций и критериев их глубины и подлинности, активно разрабатываются в различных науках: педагогике, этике, психологии, логике, социологии, научном коммунизме, правоведении, научном атеизме и в ряде других наук. В каждой из них убеждение трактуется сообразно с задачами, предметом и методами соответствующей науки. Вследствие чего возникли проблемы, связанные с общефилософским анализом данного феномена. Попытка решить эти проблемы была предпринята в недавно вышедших работах советских исследователей*, И хотя в них накоплен богатый материал, относящийся к убеждению и процессам его формирования, однако уровень разработок в этой области недостаточен и требует дальнейших исследований.

Вместе с тем, обзор состояния проблемы приводит нас к выводу, что к настоящему времени в целом можно считать преодоленными две крайности. Во-первых, преодолена чрезмерная психологизация убеждений, рассматривавшихся только как феномен психики, как твердая уверенность в чем-то. Во-вторых, обоснована ошибочность отождествления истинного, доказанного знания и убеждения (логическим следствием чего являлся вывод о совпадении процесса познания и обучения с процессом формирования убеждений).

Ряд ведущих советских философов: В. Л. Василенко, В. Г. Иванов, П. В. Копнин, Т. И. Ойзерман, А. Г. Спиркин, В, И. Шинкарук, — анализируя мировоззрение, вычленяют убеждение как важнейшую его характеристику. В их работах определена специфика мировоззренческих убеждений, показано отличие убеждений в области специально научного знания и мировоззренческих убеждений, коммунистические убеждения на основании их характеристик выделены среди: других видов мировоззренческих убеждений. Однако ряд вопросов связи мировоззрения и убеждений остается дискуссионным. Дальнейшего изучения требует не только.

I. См.: Смирнов Л. А. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973; Старченко А. А. Анализ категории «убеждение». — Философские науки, 1979, № 5- Чалин М. Л. «Философская вера» и феномен убежденности. — Философские науки, 1974, № IЗеленов Л.А. О структуре убеждений. В кн.: Формирование коммунистической убежденности у советской молодежи. Горький, 1974. вопрос отличия коммунистических убеждений от всех предшествующих видов убеждений, но и вопрос гос ггреемственности, связи.

Процесс формирования убеждений рассматривается в большинстве случаев в сфере идейно-воспитательной и пропагандистской работы^". Однако практически отсутствуют исследования, обобщающие осмысление процесса формирования убеждений в различных науках, мало освещены вопросы детерминации убеждений потребностями и интересами личности^ микрогруппы, коллектива. Недостаточно представлен анализ формирования убеждений в единстве объективных и субъективных моментов. Современная научная и общественная практика требует тщательного исследования реального многоуровневого и противоречивого процесса формирования убеждений личности в современных условиях.

Основной целью работы является комплексное исследование процесса формирования убеждений. Теоретический анализ подчинен всецело конкретным и актуальным задачам формирования у советских людей коммунистической убежденности.

Цель исследования реализуется в ходе решения следующих задач:

1. Проследить развитие представлений о природе убеждений в истории философии, дать их критическую оценку. В ходе критического анализа выявить способы осмысления в домарксистской философии гносеологической обусловленности и социальных предпосылок убеждений. Выделить принципиальные позиции марксистского подхода к решению социальной обусловленности формирования убеждений.

2. Выявить содержание понятия «убеждение». Используя диалекти-ко-материалистический метод восхождения от абстрактного к конкрет.

I. См. работы: В. В. Абрамова, А. И. Бурдиной, С. С. Вишневского, Г. Е. Глезермана, В. И. Глумина, С. М. Ковалева, В. И. Мишина, А. И. Надольного, В. Н. Фомина, Г. М. Штракса и др. ному, отразить соотношение различных уровней методологического абстрагирования при философском осмыслении проблемы убеждений (убеждение как общее понятие, специально научные и мировоззренческие убеждения, коммунистическая убежденность). Выявить специфические особенности каждого класса убеждений.

3. Определить специфику убеждений, соотнося их с такими феноменами, как мнение и вера. Рассмотреть гносеологическую природу убеждений в соотношении со знаниями. Раскрыть гносеологический аспект превращения знаний в убеждения.

4. Исследовать процесс социально-классовой обусловленности формирования убеждений личности.

5. На материале современных психологических и социально-психологических исследований рассмотреть психологический механизм формирования убеждений. Проанализировать возможности убеждения как способа социально-психологического воздействия.

6. Исследовать реальные трудности и противоречия формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социализма. Используя результаты анализа гносеологической природы, социально-классовой обусловленности и психологического механизма формирования убеждений, предложить рекомендации по совершенствованию целенаправленного управления процессом воспитания коммунистической убежденности.

Методологической и идейно-теоретической базой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, партийные и государственные документы. В диссертации обобщаются и используются результаты анализа убеждений, полученные в домарксистской философии, а также в работах советских и зарубежных философов, психологов, социологов.

Главная отличительная особенность диссертации заключается в том, что в ней исследуется процесс формирования убеждений как комплексная проблема обществознания. В работе сопоставлены различные аспекты и уровни, анализа убеждений и выявлена их взаимосвязь;

— В диссертации детально анализируется связь знаний и убеждений, процесс превращения знаний в убеждения и влияние последних на познание. Автор выдвигает и обосновывает положение о том, что знание и убеждение различаются главным образом, но функциональному признаку: если преобладающей функцией знания выступает отражение, то в убеждении основное значение приобретает оценка^.

— Диссертант показал недостаточность теоретического анализа формирования убеждений в рамках какого-нибудь одного подхода (логического, гносеологического, социологического к психологического), а также несостоятельность сведения убеждения к истинному знанию или к субъективной уверенности. В работе доказывается, что причины и механизмы формирования убеждений можно вскрыть лишь на основе понимания их как способа, формы активного отношения общественного человека, к окружающей действительности.

— Автор вскрывает реальные методологические трудности анализа социальноклассовой обусловленности формирования убеждений личности и обосновывает необходимость учета процессов формирования общественного мнения в теории формирования убеждений.

— Диссертантом рассмотрена взаимосвязь реальных жизненных условий и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности. Вскрыты некоторые субъективные и объективные причины возникновения негативных убеждений в условиях социализма и намечены пути их преодоления.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают возможность более обоснованно и эффективно управлять процессом формирования коммунистической убежденности в современных условиях. Выводы и основные положения диссертации, могут быть использованы в практике идеологической борьбы и политико-воспитательной работы. Наряду с этим материалы исследования рекомендуются для использования в преподавании некоторых разделов диалектического и исторического материализма («Философия, ее предмет и роль в обществе», «Сознание, его происхождение и сущность», «Роль народных масс и личности в истории. Личность и общество»), а также в процессе преподавания научного коммунизма, основ научного атеизма и ряда других научных дисциплин.

— 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге исследования выделим некоторые результаты и наметим перспективы дальнейших разработок, которые, по нашему мнению, открывают новые возможности в изучении процессов формирования убеждений.

Теоретический анализ убеждений требует исследования реальных условий их формирования и функционирования. Специфика понятия «убеждение» выявляется в первой главе диссертации посредством соотнесения его с однопорядковыми понятиями, «мнением» и «верой». Отражая определенный этап процесса познания, убеждение является диалектическим единством изменчивости и устойчивости, сомнения и веры. Постоянно изменяющееся взаимодействие этих полюсов и есть бытие убеждения как гносеологической категории. Однако было бы неверно полагать, что убеждение находится между мнением и верой, выступая простой их суммой, берущей у первого элемент здравого скептицизма, у второй — уверенности. Убеждение качественно отличается от мнения и веры как местом в процессе познания, так и отношением к его результату — знанию.

Теоретическое исследование формирования убеждений предполагает последовательное использование генетического метода: рассмотрение истории осмысления формирования убеждений. Приведенный историко-философский анализ показывает, что несмотря на большие достижения мыслителей античности, средневековья, Нового времени, немецкой классической философии, романтиков в осмыслении природы убеждений, а также отдельные идеи, объясняющие определенные аспекты формирования убеждений, в домарксистской философии так и не было решено основное противоречие между убеждениями свободной суверенной личности и идеологическими требованиями господствующего класса.

— 171.

I j.

Противоречие теоретического и практического разума, научно обоснованных мировоззренческих убеждений личности и идеологических требований находит свое принципиальное разрешение только в теории марксизма, сознательно выражающей позицию пролетариата, интересы которого совпадают с объективным ходом исторического процесса.

Во второй главе — «Гносеологические предпосылки (формирования убеждений» — выясняется диалектическая взаимообусловленность знаний и убеждений в процессе познания, ' гносеологические предпосылки и механизмы возникновения убеждений. На основе достижений советских философов развивается идея о решающем значении оценки в процессе формирования убеждений. Знание оценивается гносеологическими критериями, мировоззренческими и общекультурными ценностями, а также практикой. Раскрывается содержание каждой группы ценностей.

Наличие определенных знаний, их обоснованность фактическим материалом и средствами логики представляет собой лишь условие превращения их в действительные убеждения людей. Убеждения в своейоснове, кроме логической аргументации, имеют определенные", но не всегда очевидные интересы, которые подчас осознаются в превращенных формах, но всегда определяют иерархию в совокупности знаний, объединяют их вокруг главенствующих идей. Нет необоснованных, незаинтересованных и эмоционально неокрашенных убеждений. Превращение ненаучных убеждений в научные, сближение индивидуальных и общественно-значимых убеждений — это непростая задача. Отказ от превращенных форм, иллюзий не может происходить без осознания их в этом качестве. Осознание и обоснование подлинных общественных и индивидуальных интересов осуществляется в философии.

Формирование и закрепление убеждений невозможно вне субъективной активности и глубокой заинтересованности личности, работы ее самосознания. Следовательно, само убеждение необходимо рассматривать как результат взаимодействия рациональных, эмоциональных, нравственных, идеологических и т. п. элементов сознания и духовной жизни человека в целом.

Введение

всех этих факторов в число детерминант убеждений существенно продвигает вперед наше понимание процессов их формирования и функционирования.

Единство и взаимообусловленность знаний и убеждений требует исследования не только того, как знания «превращаются» в убеждения, но и влияния последних на процесс познания.

Результатом теоретической рефлексии над процессом познания является вывод о том, что этот процесс включает многократность превращений менее глубоких знаний в определенное (еще недостаточно обоснованное и стойкое) убеждение, и что само это убеждение становится самостоятельным исходным пунктом познания.

С целью выяснения влияния убеждений на процесс познания в диссертации анализируется литература по проблемам истории и методологии науки. Осмысление влияния убеждений на выбор объекта, средств и сам процесс познания представляет лишь незначительную часть их реального познавательного потенциала. Теоретическое воспроизведение влияния убеждений на процесс познания происходит за счет анализа факторов, считавшихся ранее чем-то внешним, сопутствующим познанию, но собственно к его предпосылкам и непосредственным участникам не относившихся, а именно: нравственных, эстетических, обыденных, религиозных и прочих ценностных форм знания, историко-культурного контекста, фактов индивидуальной биографии ученого, организации научной деятельности, научной политики и многого другого. Конкретизация убеждения как ценностно-познавательной установки, тлеющей в своей основе слитый воедино комплекс психологических состояний (ожиданий, предрасположений, желаний, стимулов, мотивов), — следующий перспективный путь исследования предпосылок научного познания.

Третья глава — «Социально-классовая и психологическая обусловленность формирования убеждений» — представляет собой попытку соединения результатов анализа формирования убеждений в различных аспектах с проблемами формирования коммунистической убежденности в условиях социализма. В этой главе логико-гносеологический подсравнивается ход к изучению формирования убеждений^ социологическим. Если первый позволяет выявить гносеологические корни ошибочных, иллюзорных убеждений и описать структуру формирования всякого убеждения, абстрагируясь от предметного содержания, идеологической направленности, а также от конкретно-исторического содержания, то социологический подход дает объяснение объективной детерминации убеждений определенными классовыми интересами и потребностями. 3 социологическом анализе на первый план выступает изучение социальной функции, роли того или иного вида убеждения в социальной системе. Вместе с тем отмечаются методологические трудности при попытке концептуального отражения формирования убеждений в единстве общих фундаментальных понятий социологии и понятий, отражающих внутренний мир личности. Отсутствие жесткой необходимой связи между ними заставляет искать опосредствующие звенья. С этой целью проанализированы понятия «социальный» и «личный» опыт, «социальный тип личности» и рассмотрена продуктивность их для научного описания механизма взаимодействия общества и личности. Ограниченность социологического подхода заключается в том, что в его рамках невозможно отобразить весь сложный комплекс субъективно-личностных механизмов формирования убеждений, так как эти механизмы включают одновременно процессы переубеждения, внутренней борьбы, коррекции уже тлеющихся взглядов, установок, убеждений.

Психологические механизмы формирования убеждений рассматриваюIй* ся автором в связи с потребностями и интересами личности. Убеждение в психологии: определяется как главный мотив поведения, как устойчивое деятельностно-волевое ядро личности. Различая осознанные и неосознанные, естественные и созданные обществом потребности, автор использует раскрытый К. Марксом социально-экономический механизм развития и усложнения структуры потребностей для обоснования положения об их глубокой диалектической связи в процессе формирования убеждений.

Психологическая сторона формирования убеждений раскрывается с использованием таких понятий, как «условный рефлекс», «установка» и «социальная установка». Если условный рефлекс указывает на пси-, хо-физиологический механизм, лежащий в основе формирования убеждений, то понятия «установка» и «социальная установка» позволяют описать общепсихологический и, что особенно важно, социально-психологический механизм исследуемого процесса. 3 работе подробно анализируются возможности убеждения, выступающего в данном случае одним из видов социально-психологического воздействия, наряду с внушением, заражением и подражанием.

Важной представляется проблема теоретического отражения формиг рования убеждений в единстве объективные обстоятельств, определя ющих господствующий тип убеждений, и субъективной активности индивида. Возможный путь решения этой проблемы автор видит в использовании диспозиционной концепции социального поведения, предложенной В. А. Ядовым, позволяющей вычленить в структуре различных ситуаций поступки и действия, которые предопределяются тем или иным видом убеждения. h.

Другой важной проблемой выступает объединение в единой теории убеждений, понимаемых, с одной стороны, как процесс психологического, воспитательного и пропагандистского воздействия, а с другой, — как его результат, T'.'ev высший психологический регулятив соци^ ального поведения. Единство «процессуальных» и «статичных» характеристик убеждения может быть схвачено, если рассматривать его как аспект деятельноетного отношения. Перевод социально-значимых знаний, идей в личные убеждения в психологическом и социально-психологическом аспекте предстает в виде перевода ценностей общественного сознания в самосознание и самооценку индивида. Марксистская трактовка становления личности как саморазвития его своего бытия дает возможность рассматривать убеждение в качестве идеальной (психологической) стороны и формы ее деятельностных способностей. Убеждение, выступая идеальной побудительной стороной деятельности, активности личности, и по форме, и по содержанию складывается в процессе реализации этой активности. В этом случае имеются основания для вычленения единой логики процесса формирования убеждений и их функционирования.

Развитие социальной практики и теоретические исследования в области противоречий социализма обращают внимание обществоведов на соотношение жизненных условий и внутреннего мира личности, общественного и индивидуального сознания, знаний и убеждений. Формирование негативных (мелкобуржуазных, религиозных, потребительских) мировоззренческих установок и убеждений имеет основание не только в, так называемых, пережитках прошлогоно и в самих условиях реального социализма, его противоречиях, трудностях, имеющихся диспропорциях и конфликтах. В результате проведенного исследования нами выдвигается и обосновывается вывод о том, что корни негативных убеждений при социализме лежат не в природе самого человека и не в природе социализма самого по себе, а в возможности (в каждом конкретном случае реализующейся особым образом и имеющей особые причины и условия) появления в системе производственных отношений интересов, противоречащих идеалам социализма.

Если к формированию коммунистической убежденности подходить не только с позиций должного, т. е. рассматривать характеристики, которыми должна обладать коммунистически убежденная личность, а исходить из существующей реальности, то необходимо выявлять не только факторы, благоприятствующие целям коммунистического воспитания, но и препятствующие ему. Последние, как известно, не могут быть устранены лишь пропагандистскими усилиями, воспитанием, а требуют целого комплекса мер, включающих и преобразование материальных условий жизнедеятельности на основе целенаправленной экономической политики партии и государства, и меры правового и административнохо зяйственного во здействия.

Дальнейшим условием развития теории формирования убеждений и коммунистической убежденности, по мысли автора, было бы включение в нее вопросов, связанных с формированием общественного мнения. Как отмечено ранее (см. § 2.1.), мнение — необходимая ступень формирования убеждения. Нераздельность проблем, стоящих перед теоретиками в ходе формирования коммунистической убежденности и общественного мнения в условиях социализма, проистекает из общности целей воспитания и пропаганды: вносить сознательность в духовную самодеятельность масс, поднимать их сознание до уровня научного марксистско-ленинского мировоззрения и, в конечном счете, сформировать идейно убежденную, гармонически развитую личность, сознательно строящую жизнь по законам социальной справедливости. Привлечение и использование результатов исследования оценочных, аналитических и конструктивных функций общественного мнения в теории формирования убеждений позволит детально понять механизм возникновения стихийных, обыденных убеждений и, что особенно важно, дает надежное основание для превращения обыденных убеждений в научные.

На основе ленинских идей о внесении революционной идеологии в массы и обобщения практики современной идеологической и политико воспитательной работы в третьей главе намечается ряд объективных и субъективных условий, выполнение которых способствует повышению эффективности воспитания коммунистической убежденности в условиях социализма.

В завершении исследования необходимо подчеркнуть, что в нем проделана лишь часть работы, конечная цель которой — выявление теоретических основ научного прогноза путей и способов формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социалистического общества. Анализ различных аспектов и многообразных проблем формирования убеждений приводит к выводу о необходимости интеграции усилий различных наук, изучающих человека, на основе марксистско-ленинской философии (диалектического и исторического материализма).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Маркс К.' К критике политической экономии. Предисловие.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. 5−9.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.: Соч., т. 3, с. 7 -- 544.
  3. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.: Соч., т. 4, с. 419 459.
  4. К. Экономические рукописи 1857 1859 годов.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I — П.
  5. Ф. Маркс и Родбертус. Предисловие к первому немецкому изданию К. Маркса «Нищета философии».: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2 Г, с. 180 194.
  6. Ф. Письмо А.Руге, 26 июля 1842 г.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 365 366.
  7. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.: Полн. собр. соч., т. 6, с. I 192.
  8. В.И. Основной тезис против эссеров.: Полн. собр. соч., т. 7, с. 51 55.
  9. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской Власти».: Полн. собр. соч., т. 36, с. 127 164.
  10. Ленин В. И- 0 государстве. Лекция в Свердловском университете1. июля 1919 г.: Полн. собр. соч., т. 39, с. 64 84.
  11. В.И. *УШ Всероссийский съезд Советов.: Полн. собр. соч., т. 42, с. 89 199.
  12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. M. s Политиздат, 1981. 222 с.
  13. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  14. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. 32 с.
  15. П. История моих бедствий. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -- 256 с.
  16. К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 358 с.
  17. К.А. О субъекте психологической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
  18. .Т. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1968. 339 с.
  19. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416 с.
  20. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Т. 2. Ред. З. Н. Микеладзе. М.: Мысль, 1978. 687 с.
  21. Г. В. Условия формирования коммунистической убежденности личности. В кн.: Диалектика социального развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, с. 276 283.
  22. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. унта, 1979. 149 с.
  23. В.В. Марксистско-ленинская философия и мировоззренческие убеждения человека. Киев.: Одесса, Вища школа, 1979. 143 с.
  24. В.М., Дубинин И. И. О философском содержании категорий «знание» и «убеждение». В кн.: Проблемы философии.: Киев, 1979, вып. 47, с. 103 НО.
  25. С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1976. 295 с.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980. 455 с.
  27. Белинский В.Г." Избранные сочинения. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1948. 672 с.
  28. В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб.: Издание К. Л. Риккера, 1898. 53 с.
  29. Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  30. Г. А. Аргументация. Ереван.: Изд-во АН Арм. ССР, 1984. -- 105 с.
  31. М. Интуиция и наука. Пер. с англ. Е. И. Пальского. М.: Прогресс, 1967. 187 с.
  32. В.Р., Ерунов Б. А. На грани веры к неверия: Философско-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. 163 с.
  33. Бурд1на АЛ., Надольний 1.Ф. Формування Комун1стично1 1дей-ност! особи. Ки1 В.: Вид-во Ки1вск. ун-ту, 1970. 128 с.
  34. А.П. Переход человека от предыстории к истории и развитие человека.: Вопросы философии, 1980, № 7, с. 113 115.
  35. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. 365 с.
  36. ВЛ. Людина I св1тогляд. Ки1 В.: Пол1твидав 7кра1ни, 1974. 262 с.
  37. А. О видах веры в ее отношении к знанию.: Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 22/1, с. 55 81.
  38. С.С. Воспитание коммунистической убежденности. М.: Мысль, 1983. 189 с.
  39. Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Знание, 1974. 64 с.
  40. В.П. Убеждения ученого как необходимый элемент научного познания. В кн.: Методология науки и научный прогресс. Новосибирск.: Наука, 1981, с. 65 74.
  41. П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, I98G. 567 с.
  42. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. I Ш. М.: Мысль, 1970 — 1972.
  43. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I Ш. М.: Мысль, 1974 — 1977.
  44. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х т. М.: Мысль, 1975, 1977.
  45. А.И. Былое и думы. Части 1−8. М.: Правда, 1983, с.
  46. Г. Е. Рождение нового человека (Проолема формирования личности при социализме). М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  47. А. Возрождение Германии и Фихте старший.: Беседа, 1871, кн. 7 (май), с. 52 109.
  48. Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков.: Высш. школа, 1975.- с.
  49. .А. Мнение о мире и мир мнений. Проблема методологии исследования общественного сознания. М.: Политиздат, 1967.- 400 с. 55.- Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. 184 с.
  50. . Герои и еретики (политическая история западной мысли). М.: Прогресс. 504 с.
  51. Р. Избранные произв. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
  52. Диалектика научного познания (Очерк диалектической логики). Рук. автор, кол. Д. П. Горский. М.: Наука, 1978. 479 с.
  53. И.И. Убеждение как объект философского анализа: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск.: 1979. 26 с.
  54. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. 352 с.
  55. .А. Мнение в системе человеческого познания. JT.: Лениздат, 1973. 181 с.
  56. А.И. Превращение теоретических знаний в убеждения -важный фактор идеологического воспитания. Изв. АН.Каз. ССР" Сер. обществ, наук, Алма-Ата.: 1980, $ 13, с. 73 78.
  57. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 119 с.
  58. Ю.А. Личность в современной Америке (Опыт анализа ценностных и политичееких ориентации). М.: Мысль, 1980. ~ 246 с.
  59. В.Н. Воспитание убеждения и некоторые проблемы их формирования. В кн.: Вопросы воспитания политической убежденности и социалистической сознательности в свете решений
  60. ЮСУ съезда КПСС. Ifc: 1977, с. 39 57.
  61. И.А. Психологические основы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1981. 64 с.
  62. В.Г. Физика и мировоззрение. Л.: Наука, 1975″. 118 с.
  63. Иванов В. IV, Лезгина М. Л. Детерминация научного поиска. Л.: Наука, 1978. 205 с.
  64. Идеалы и нормы научного исследования. Ред. составит. В. С. Степин. Минск.: Изд-во Белорус, ун-та, 1981. — 431 с.
  65. Идеологический процесс и воспитание личности (Сборник статей). Пер. с болг. А. В. Федотова. Общ. ред. и предисл. В.А.Се-верцева. М-: Прогресс, 1980. 328 с.
  66. Идейно-воспитательная работа на селе в современных условиях. Из опыта парторганизаций Украины. Отв. ред. Л. М. Кравчук. Киев.: Политиздат Украины, 1980. 299 с.
  67. Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр* статьи по философии и эстетике. М.: Искусство, 1984. 349 с.
  68. Калинов В. В* Значение организации трудовой деятельности для формирования системы убеждений личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979, с. 321 331.
  69. Кант.И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 3. Ред. Т. И. Ойзерман. М.: Мысль, 1964. 799 с.
  70. И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 4, ч. I и 2. Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1965, ч. I. 544 е., ч. П. — 478 с.
  71. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709 с.
  72. Келле В.!., Ковальзон М. Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса) — М.: Политиздат, 1981. 288 с.
  73. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 255 с.
  74. М.Я. Гегель и современный мир. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1982. 152 с.
  75. М.А. Судьба старой дилеммы (Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). М.: Мысль, 1974. 279 с.
  76. Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка. М.: Прогресс, 1967. 215 с.
  77. С.М. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980. 298 с.
  78. В.П. Роль философии в формировании нравственных убеждений.- В кн.: Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972, с. 31 49.
  79. Н.Н., Межуев В. М., Толстых В. И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования": Вопросы философии. 1977, 10, с. 147 157.
  80. А.К. Вера и знание. 7ч. записки Ленинград, пед. ин-та. Л.: 1971, т. 444, вып. I, с. 132 146.
  81. А.Н. Атеистическая убежденность личности. Киев.: Изд-во Киевск. ун-та', Вища школа. 1983. 152 с.
  82. П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. М.: Наука, 1969. 483 с.
  83. B.C. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М.: Молодая гвардия, 1981. 222 с.- 185 1 i
  84. Р.И. Социализм: К вопросам теории. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 1979. 598 с.
  85. С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев.: Наукова думка, 1974. 207 с.
  86. Кун Т. Структура научных революций. Изд. второе. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
  87. Э.В. Знания и убеждения, их соотношения и роль в формировании личности (Лекция). Севастополь.: Сев. высш. воен.-морск. инж. училище, 1975. 28 с.
  88. В.Ф., Щербина В.§-. Материальное и идеальное в общественном производстве (Экономико-философский анализ). Л.: Издво Ленинград, ун-та, 1984. 175 с.*
  89. В.А. Субъект, объект, познание. М.- Наука, 1980.- 357 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. второе. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. 2-е доп. изд. М.: Мысль, 1965. 572 с.
  92. П. Чем различается вера от знания.: Вера и разум, 1889, № 10, кн. 2-я, а. 389 411.
  93. В.Т. Воспитывать убежденность. Л.: Знание, 1971.- 48 с.
  94. .Т. Теория коммунистического воспитания (Опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. 496 с.
  95. С.Я. Демокрит (Тексты, переводы, исследования). Л.: Наука. 664 с. 4 1
  96. К.Н. Проблема субъекта и объекта в классической немецкой и марксистско-ленинской философии. М.: Высш. школа, 198I. 264 с.
  97. Н.Ф. Общесоциологический анализ понятия «убеждение» (личностный аспект). Автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев.: 1983. 23 с.
  98. Н.Ф. Лен1нський анал1з переконань I 1х роль у процесс! формування комун1стично1 св1домост1″: В1сник Ки1всько-го ун-ту. Питания ф1лософськ1х наук. 1980, № 12, с. 60 65.
  99. Г. Г. Формирование средневековой философии. (Латинская патристика). М.: Мысль, 1979. 431 с.
  100. М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. -- 253 с.
  101. М.К., Анализ сознания в работах Маркса.: Вопросы философии, 1968, }$ 6, с. 12 23.
  102. М.К., Соловьев Э. Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи- в развитии буржуазной философии.
  103. В кн.: Философия и наука: Критические очерки буржуазной философии. М.: 1972, с. 28 95.
  104. Е.А. Ценностные факторы в познавательной деятельности ученого.: Вопросы философии, 1979, № 9, с. 61 72.
  105. ПО. Манышев Ю. Г. Убеждение и знание, их общие черты, различия и соотношения. В кн.: Проблемы научного коммунизма и философии. Красноярск.: Изд-во Красноярск. ун-та-, 1968, вып. I, с. 201 225.
  106. Н.С. Общественное мнение: процесс формирования. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. М.: Мысль, 1977, с.
  107. В.И. Логико-гносеологический анализ понятия убеждения: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Киев.: 1977. 21 с.
  108. Ю.К. Пути буржуазной философии XX века (критические очерки). М.: Мысль, 1983. 247 с. г
  109. B.C. Очерк психологии личности. Пермь.: Кн. изд., 1959. 173 с.
  110. Р.К. Социальная структура и аномия. В кн.: Социология преступности. (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966, с. 399 413.
  111. Методологические проблемы историко-научных исследований.
  112. Отв. ред. И. С. Тимофеев. М.: Наука, 1982. 360 с. t
  113. Л.А. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном познании.: Философские науки, 1982, № 6, с. 52 62.
  114. В.М. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). М.: Прогресс, 1975. 163 с.
  115. Н.С. О формировании коммунистической убежденности.: Научный коммунизм, 1981, № 3, с. 43 48.
  116. Наука и нравственность. Составит, книги В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1971. 440 с.
  117. Наумова Н. Ф- Проблема человека в социологии.: Вопросы философии, 1971, № 7, с. 59 69.
  118. А.П., Яновский Р. Т. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск.: Наука, 1974. 94 с.
  119. Ойзерман Т. И* Проблемы историко-философской науки. Изд. второе. М.: Мысль, 1982. 301 с.
  120. Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с.
  121. В.П. Убеждений личности ядро индивидуального сознания. В кн.: Вопросы эффективности партийной пропаганды и политической информации. М.: Мысль, 1974, вып. П, с. 39 — 56.
  122. В.В., Степонавичус А. И. Социально-политические факторы формирования коммунистической сознательности трудящихся. М.: Мысль, 1977. 160 с. а
  123. В.А. Социалистический идеал и реальный социализм. М.: Политиздат, 1984. 367 с.
  124. Д.И. Избр. филос. произведения. М.: Госполитиздат, 1949. 719 с.
  125. Платон. Сочинения. В 3-х томах. Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1968 1972.
  126. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.-216 с.
  127. Г. А. Творческий скептицизм как одно из средств научного познания.: Вестник ЛГУ, 1976, вып. 3, К 17, с. 78 86.
  128. Г. А. Теория, метод, практика. В кн.: Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т. 2. Субъективная диалектика. Отв. ред. тома В. Г. Иванов. М.: Мысль, 1982, с. 165 174.
  129. Г. А. Историзм как метод научного познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 190 с.
  130. .Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
  131. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения. Под ред. М. Н. Алексеева и Н. Г. Огурцова. Минск.: Народная асвета, 1975. 207 с.
  132. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Отв, ред. М. И. Еобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979., «335 с.
  133. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Еобнева. М.: Наука, 1976. 368 с.
  134. Г. М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М.: Юрид. лит., 1977. 118 с.
  135. С.JI. Основы общей психологии. Изд. второе. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  136. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984.- 140 с.
  137. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности:. Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
  138. P.M. Социальная психика и идеология. (Некоторые социально-психологические механизмы превращения идей в убеждения). Ереван.: Айастан, 1970. 219 с.
  139. Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М.: Юрид. лит., 1975. 255 с.
  140. .В., Дорогова Л. Н. Мир человека. (Методологические вопросы формирования духовного мира личности). М.: Мысль, 1975. 206 с.
  141. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 161 с.
  142. Г. А. Убеждение как философская категория. Калинин.: Изд-во Калининск. ун-та, 1973. 139 с.
  143. Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. Изд. 2-е, дополн. М.: Политиздат, 1973.- 415 с.
  144. К.Н. Знания, убеждения, жизнь (Диалог с молодым современником). М.: Политиздат, 1977. 144 с.
  145. Социальная природа познания (Теоретические предпосылки и проблемы). Редкол. Н. В. Мотрошилова (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1979. 280 с.
  146. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. Отв. ред. Л. П. Буева. М.: Наука, 1983. 231 с.
  147. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
  148. А.А. Анализ категории «убеждение».: Философские науки. 1979, № 5, с. II 22.
  149. Г. Законы подражания. СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1982. 374 с.
  150. Теория личности. Под ред. В. Ф. Сержантова. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1982. 184 с.
  151. Д. Дух науки. М.- Знание, 1970. 175 с.
  152. В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. 199 с.
  153. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  154. А.К. Структура общественного сознания. (Теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. 324 с.
  155. А.П. Убеждения советских людей как фактор социалистического образа жизни.: Вестник Московск. ун-та, теория научного коммунизма. 1976, К 4, с. 42 47.
  156. В.Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии: сциентизм и антисциентизм. М.: Наука, 1981. 192 с.
  157. В.Г. Понимание в системе методологических средств современной науки. В кн.: Объяснение и понимание в научном познании- М.: Изд-во ин-та филос. АН СССР, 1982, с. 87 120.
  158. Философия и ценностные формы сознания. (Критический анализ буржуазных концепций природы философии). Отв. ред. Б. Т. Григорян. М.: Наука, 1978. 348 с.
  159. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Ред. кол. Т. И. Ойзерман (рук. авт. кол.) и др. М.: Наука, 1983. 583 с.
  160. В.Н. Проблемы превращения знаний в убеждения: (Методологический аспект). Автореф. дис.. канд. филос. наук. Барнаул.: 1978. 21 с.
  161. И.Г. Ясное, как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии (попытка принудить чи-тетелей к пониманию). М.: Государств, соц.-экон. изд-во, 1937. 107 с.
  162. В.Н. Формирование коммунистической убежденности личности. Киев.: Наукова думка, 1983. 107 с.
  163. Формирование идейной убежденности молодежи. Сборник научных трудов. Отв. ред. Е. Б. Бычков, А. И. Попов. М.: Изд-во Высшей коме, школы при ЦК BJTKCM, 1982. 126 с.
  164. Формирование коммунистической убежденности у советской молодежи. Ред. кол. Доброхотов В. Я., Мишин В. И. (отв. ред.) и др. Горький.: Изд-во Горьковск. ун-та, 1974. 178 с.
  165. А.С. Некоторые философские аспекты теории социализма. М.: Наука, 1983. 216 с.
  166. М.Л. Философская вера и феномен убежденности.: Философские науки. 1974, № I, с. 78−86.
  167. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 215 с.
  168. Школьник Г. И- Проблемы формирования коммунистических убеждений.: Советская педагогика. 1976, К 4, с. 58 64.
  169. Г. М. О превращении философских знаний в убеждения. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1971. 28 с.
  170. Г. В. Проблема соотношения знаний и убеждений. В кн.: Проблемы социальных исследований. Томск.: Изд-во Томск, унта, 1972, с. 89 101.
  171. Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. Под. ред. В. А. Асеева, Г. А. Подкорытова. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1980. 200 с.
  172. Ядов В-.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, с. 89 106.
  173. Cutttv><5 С** flrilosoplrtcaA beUefs- be r&tvonaAtyquart, Oxford, <&2, vo. B, nU, l&o. Hemp
  174. R. ЙЬегг-е uq i9: W<5rterbucW d<2<* pVuosopV*ischev> Be9rtWe. becUn,ЗО, S 292 -2 93 .8>2>. MarcS2-ews.V: W. Slowo nv-ter^euw ^oc2.wocve^ $*uAa Ftfozrftozhe. № 7, л/ 4, 102 .4, НЙКОАОЬ ИД. уверение w сосали*1. С (c)срця, lUptu^T, 244 с.
  175. VU H.-O. Zev>4er. ^er^uvxg 2lu frage* desйЬегг-еи gungsbegctff s u^dl Wetta^sAaulHpe*bAduig.-J)eiA$cke ZeVtscKcrfl? йг tte^T 1.1976, S.&66-&67. IfeG. PnsvKs^s M. Zuw^ fcegrtff w йЬесгеипд
  176. ZertschrtfY filr VU (c)s"pV>le. U*ft2>. S.2fc€>-292>.1&7. M.3. Perbu^.sowxvd WumAwciioni ft. rev*
  177. Сг (Цие of 5ocul ^luev%ce «fteoctes feelvncwt (P^) г puW. Co., я**,©-, p.3W-36e J&&* Szactlo T. Pczecorv^*U. Wa^sz^wsk ^ l<367, 2o8?. Л 9 * Oku^ В. 2um begri-ff «Deutsche
Заполнить форму текущей работой