Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концептуализация оснований равенства и справедливости в гражданском обществе переходного периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерес к проблеме взаимодействия правового государства, базирующегося на реальных общечеловеческих ценностях, выступающего в своем высшем выражении как социальное и демократическое государство, и гражданского общества, правового в своей основе и неотделимого в процессе своего формирования от правового государства, определил внимание к проблеме специфики сферы ценностных отношений переходной… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. I. Роль и значение равенства и справедливости в системе устойчивого развития общества
    • 1. 1. Статус справедливости и равенства в системе социальных ценностей
    • 1. 2. Справедливость и общественный идеал. Виды справедливости и российский опыт реализации идеи справедливости
    • 1. 3. Природа принципа всеобщего формального равенства и реализация идеи справедливости
  • Гл. II. Правовая природа равенства и справедливости
    • 2. 1. Регулятивный смысл принципа справедливости в контексте демократического общественного устройства
    • 2. 2. Стагус равенства и справедливости в морфологии блага
    • 2. 3. Условия и основания реализации идеи блага, равенства и справедливости в переходный период
    • 2. 4. Новые идеалы и принципы общего блага в социально-гуманистической парадигме посткризисного развития
    • 2. 5. Реализация идеи равенства и справедливости — основание гармонизации общественной жизни в гражданском социуме

Концептуализация оснований равенства и справедливости в гражданском обществе переходного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшей задачей отечественной социально-философской науки переходного периода является анализ направлений реформирования институтов гражданского общества и государства. При этом приоритетные позиции занимают непростые проблемы: модернизация российской государственности, правовые проблемы конституционного строя Российской Федерации, становление социального и правового государства, вопросы формирования гражданского общества в России, политико-культурные аспекты взаимодействия общества и государства, экономическая роль государства в условиях рыночных отношений, стратификация российского общества. Чрезвычайную значимость обретает проблема взаимоотношений государства и институтов гражданского общества. От состояния государства, его повседневной политики зависит, каково общество, в каком направлении оно развивается. Одновременно параметры развития общества, менталитет и интересы в известной мере определяют состояние государства, его эффективность.

Перемены в состоянии Российского государства и общества привели к ощутимым изменениям в системе и характере взаимоотношений институтов государства и гражданского общества. В основе своей гражданское общество является самостоятельной формой социальной организацииэто общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. В качестве категории социальной философии это понятие указывает на реальность, охватывающую совокупность отношений, взаимодействий, статусов и ролей, выходящих за рамки институционально закрепленных политических функций государства. Гражданское общество включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, которые институционально неподконтрольны государству.

Социально-философская категория «гражданское общество» фиксирует, что есть реальность, представляющая собой совокупность неполитических отношений, но одновременно в качестве идеологемы она указывает на то, какой должна быть эта реальность. Российская переходная эпоха, связанная со становлением новых общественных институтов, обладает спецификой, суть которой в том, что механизмы конституционных кризисов и интенсивная динамика смены их основных фаз проходят в исторически краткий промежуток времени. Переходная ситуация в России характеризуется как переход от неконсолидированного (или деконсолидированного) режима к консолидированному, что сопровождается высоким уровнем социальной мобильностипроисходит смена политического режима. Речь идет о промежуточной стадии между двумя стабильными фазами, для которой характерна утрата социального равновесия и соответствующий пересмотр конституционного права, выражающего это равновесие. В то же время необходимо методологически различать кризис и переходный процесс. Первый связан с разрушением стабильности и разрывом преемственности, второй — представляет более длительную стадию, характеризующуюся синтезом прежней традиции и новых процессов, порожденных кризисом.

Именно в переходный период формируется интерес к проблеме трансформации ценностей в ситуации транзитивной социальности. Этот интерес во многом был инициирован идеей правового государства, основанной на традициях развития гуманистической мысли, на реальных общечеловеческих ценностях. Акцент делается на том, что правовое государство в своем высшем выражении — это социальное государство, и его формирование неотделимо от процесса развития гражданского общества и демократии. Интерес к проблеме взаимодействия правового государства, базирующегося на реальных общечеловеческих ценностях и выступающего в своем высшем выражении как социальное и демократическое государство, и гражданского общества, правового в своей основе и неотделимого в процессе своего формирования от правового государства, определяет внимание исследователей к специфике сферы ценностных отношений переходной эпохи.

С этим связана основная проблема исследования: Что же лежит в основе принципов социальной справедливости и каким должен быть потенциал реализации этих принципов в ситуации социальной транзитивности? В условиях, когда социально-политическая реальность переходной эпохи актуализирует идеи блага, равенства и справедливости, определяющие смысл человеческих взаимоотношений и являющиеся критерием подлинной гуманности общества эта проблема предполагает ответы на следующие вопросы: Каков содержательный смысл этих понятий в переходную эпоху? Можно ли вообще реализовать идеи равенства и справедливости в переходный период? Почему именно демократия является гарантом обеспечения блага, равенства и справедливости?

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является система ценностей, складывающаяся в переходной период под влиянием идей гражданского общества, правового государства и демократии. Предметом исследования — динамика идей «справедливость» и «равенство» в системе социальных отношений и институтов транзитивного общества и их влияние на содержание последних.

Степень теоретической разработанности проблемы. Идеи «справедливость», «равенство», «благо» становятся предметом исследования в античности и являются одной из основных тем социальной философии вообще и моральной и политической философии в частности. Уже этические построения Сократа в основной своей части ориентированы на их реконструкцию. Этому же посвящены социальная утопия Платона и этические произведения Аристотеля. К началу Нового времени категории «справедливость» и «равенство» задают структуру утопических проектов, основанных на представлении о природном равенстве людей и их равноправном участии в общественной жизни (Мор, Кампанелла). На идеях справедливости и равенства основаны проекты английской политической философии (Гоббс, Локк, Юм) и социальной философии французского просвещения (Монтескье, Руссо, Дидро). Проекты Нового времени, наконец, приводят к идеям формального равенства и формальной справедливости, развиваемым в рамках правовой и моральной философии Немецкого классического идеализма (прежде всего И. Кант) и позитивизма.

На основании достаточно различных подходов к содержанию этих категорий, проявившихся в эпоху античности, средневековья и новоевропейской философии, постепенно складываются современные эгалитаристские концепции, где понятие «общее благо», определяющее смысл справедливости с точки зрения социальной иерархии, вытесняется понятием «социального равенство», которое интерпретируется как один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства, как равное право пользования всеми созданными материальными и духовными ценностями. Идея справедливости рассматривается как-соответствующее представлениям о сущности личности и ее неотчуждаемых правах, как содержащее требование соответствия между деянием и воздаянием. При этом существенно изменяется представление о природе равенства и справедливости. Эссенциалисткие представления, производные от идеи трансцендентного блага, что характерно для концепций Платона, Гоббса, Канта, Гегеля, во второй половине двадцатого века сменяются всё более релятивистскими, зависящими от конкретной ситуации, связанной с подвижностью демократического устройства (Р. Брайдоти, Э. Локло). Поскольку демократия рассматривается как критерий легитимности всякого общественного устройства, она является единственным возможным гарантом обеспечения справедливости (Дж. Роулз). При этом в понимании справедливости и равенства должны учитываться не только общечеловеческий смысл ценностей, но и динамика социальных институтов, особенно в транзитивный период (Дж. Дьюи, М. Вальцер, А. Баер, Дж. Роулз, X. Арендт, Р. Рорти). Трансформация ценностей с необходимостью включена в изменение образа современного социума, что представителями эволюционного либерализма (К. Поппер, Э. Геллнер, Ф. Хайек, И. Валерстайн, И. Берлин, А. Макинтайр, X. Дворкин) связывается с формированием индустриального и постиндустриального общества, которое является материальным выражением нормативной идеи социального, демократического государства. Наряду с теориями индустриального и постиндустриального общества появляются теории «нового» общества П. Дракера, «постсовременного» общества Ж. Лиотара, нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта, «зрелого» общества Д. Габора, «завершенного общества» Д. Маклелланда, и т. д. Целая группа теорий сконцентрирована на месте и роли человека в развивающемся обществе. В разработке этих теорий значительна роль концепции процветания или благоденствия, основанная на представлении о справедливости и общем благе. С понятиями справедливости и равенства связаны и так называемые теории «иного» общества. Ориентированные на критику действительности и стремление преодолеть сложившийся порядок через изменение общественного устройства на основании формирования новых ценностей они разрабатывают концепцию внутрисистемных качественных изменений и структурных перестроек, охватывающих все области жизни (К. Болдуин, Д. Белл, Дж. Рокфеллер, У. Вольф, Б. Сен, X. Канн).

К проблеме экспликации идей справедливости и равенства обращались и отечественные авторы, рассматривая их как в социально-философском, так и в правовом и политическом аспектах (И.И. Кравченко, И. Ю. Козлихин, М. Т. Степанянц, Е. О. Голынчик, B.C. Нерсесянц, В. М. Розин, Б. Н. Бессонов, Б. Н. Кашников, Б. Г. Капустин и др.) Особое значение для отечественных исследователей имела проблема трансформации ценностей в России переходного периода. Анализируя складывающуюся систему ценностей и противопоставляя ее ценностям патерналистского общества, они связывают их динамику со складывающимися институтами гражданского общества и адаптацией демократических идеалов в России постсоветского периода (И.К.

Пантин, A.PI. Уткин, В. В. Козловский, В. Г. Федорова, А. С. Ахиезер, И. М. Клямкин, В.Г. Федотова).

Однако проблема трансформации системы ценностей и роль в этой трансформации таких важных понятий как «справедливость» и «равенство» все еще остается, нерешенной. Особенно это характерно для ситуации современной России, в которой наряду со складыванием демократического, социального государства и институтов гражданского общества все еще не преодолен образ патерналистского государства, который существенно определяет систему ценностей россиян. Остается неясным статус этих ценностей в общественном сознании и их роль в развитии новых социальных институтов. Это определяет основную цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Основная цель исследования — раскрыть содержание и категориальный статус понятий «справедливость» и «равенство» в системе ценностей общества переходного периода, характеризующегося формированием гражданского общества и складыванием социальных институтов социального, правового государства в современной России.

Достижение поставленной цели определило логику работы, представленную решением следующих задач:

1. Дать концептуальную интерпретацию оснований равенства и справедливости в перспективе развития эгалитарных концепций понимания ценностей и их роли в правовом гражданском обществе;

2. Обосновать формальное понимание идей справедливости и равенства как основание ценностей при формирования институтов гражданского общества и правового государства;

3. Представить природу справедливости и равенства как основание регулятивных принципов формирования социальных институтов;

4. Доказать определяющую роль нового понимания равенства и справедливости в системе устойчивого развития современного российского общества.

Методологической основой исследования являются принципы системной методологии, заключающейся в применении общих принципов социально-философского анализа и дающей возможность анализа целостности принципов равенства и справедливости. Особое значение в диссертационном исследовании играет генетический метод, позволяющий проследить специфику интерпретации и проявлений равенства и справедливости в различные общественные эпохи. Методология исследования базируется на сочетании элементов системного подхода с логико-историческим и сравнительным анализом и позволяет рассмотреть феномен равенства и справедливости в обществе транзитивного типа как систему и проанализировать структурированность этой системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, раскрыть основание этой структурированности. В исследовании также был использован общефилософский принцип сочетания исторического и логического, а социально-философский анализ исторических условий позволил сформировать целостную систему представлений о закономерностях эволюции феноменов равенства и справедливости в российском социально-политическом контексте, характеризуя существенные свойства равенства и справедливости в определяющий для современного российского общества период.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. В диссертации предложено комплексное исследование специфики идей справедливости и равенства, выявлен их статус в системе социальных ценностей и в формировании социальных институтов переходного периода. Проанализирован российский опыт реализации идей равенства и справедливости, а демократическое общественное устройство рассмотрено как требование эпохи и гарант обеспечения равенства и справедливости.

На защиту выносятся следующие положения:

— Равенство и справедливость рассматриваются как составляющие общественного идеала, где идеи равенства и справедливости устанавливают принципиальную схему сотрудничества индивидов и групп, распределяя права и обязанности, свободы и возможности. Справедливость соотносится с ценностями свободы и равенства, гармоническое сочетание которых и представляет собой социальную справедливость.

— Сопоставлением субстанциональной и процедурной справедливости доказывается тезис, что субстанциональная справедливость представляет собой нормативный принцип, в соответствии с которым осуществляется общая схема сотрудничества и регулирование деятельности общества на всех уровнях организации.

— Утверждается, что право представляет собой определенную меру равенства и неравенстваформальное равенство есть возможность установить уравнивающий аспект справедливости. В пределах формального равенства справедливость достигается посредством эквивалента, определяемого соразмерностью даваемого и получаемого.

— Доказывается, что справедливость имеет статус всеобщей правовой меры и состоит из взаимосвязанных аспектов: справедливость уравнивающая (юридическое равенство субъектов права) и справедливость распределяющая.

— Понимание сущности права позволяет выработать критерии оценки и преобразования правовой практики с точки зрения основной цели, выраженной в категорическом императиве, согласно которому человек является целью, а не средством.

— Обосновывается, что общество базируется на действенных механизмах правовой регуляции хозяйственной деятельности, правовой защиты личности, реальном обеспечении господства норм права как справедливости, в результате чего экономическая, социальная и политическая жизнь общества и личности ограждаются от произвола. В этом смысле создание правового государства и гражданского общества как основания новых ценностей общественной жизни является одной из главных задач происходящих в России преобразований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется степенью заявленной выше новизны. Поднятые в диссертации проблемы принадлежат области фундаментальных вопросов социальной философии, и исследованием этих проблем вносится вклад в разработку философской теории. Результаты проведенного исследования открывают новый аспект в изучении идей равенства и справедливости как ценностей и составляющих компонентов общественного идеала.

Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии в темах, посвященных проблемам реализации идей блага, равенства и справедливости.

Апробация работы. Работа обсуждалась в рамках теоретического семинара аспирантов на философском факультете Томского госуниверситета. Основные положения диссертационного исследования докладывались на конференциях «Исторические и философские исследования в Сибири» (Томск, 2007 г.) и «Лингвистические и культурологические традиции образования» (Томск, 2008 г.).

Работа обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии и логики философского факультета Томского го су н и в ер ситета.

По теме диссертации опубликовано 5 работ:

1. Мухамадеева Е. М. Статус права: справедливость и принцип формального равенства // Вестник ТГУ. — № 308. — Март, 2008. — С. 30−32.

2. Мухамадеева Е. М. Статус справедливости и равенства в системе социальных ценностей // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.-С. 410−412.

3. Мухамадеева Е. М. Новые идеалы и принципы общего блага в социально-гуманистической парадигме посткризисного развития //.

Актуальные проблемы гуманитарных наук: сборник научных трудов. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — С. 412−415.

4. Мухамадеева Е. М., Данилова И. П., Щукина О. С. Гражданское общество как новая форма коллективности // Исторические и философские исследования в Сибири (труды научной конференции, посвященной 50-летию кафедр истории и регионоведения и философии Томского политехнического университета), 4.2: Философские исследования. — Томск, 2007. — С.32−36.

5. Мухамадеева Е. М., Данилова И. П., Щукина О. С. Гражданское общество как элемент демократии // Исторические и философские исследования в Сибири (труды научной конференции, посвященной 50-летию кафедр истории и регионоведения и философии Томского политехнического университета), 4.2: Философские исследования. — Томск, 2007. — С.36−39.

Гл. I. Роль и значение равенства и справедливости в системе устойчивого развития общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Интерес к проблеме взаимодействия правового государства, базирующегося на реальных общечеловеческих ценностях, выступающего в своем высшем выражении как социальное и демократическое государство, и гражданского общества, правового в своей основе и неотделимого в процессе своего формирования от правового государства, определил внимание к проблеме специфики сферы ценностных отношений переходной эпохи. Исследуя проблему специфических свойств и отношений переходного периода в диссертации была сформулирована следующую идею: социально-политическая реальность переходной эпохи актуализировала идеи блага, равенства, справедливости, определяющие во многом смысл человеческих взаимоотношений и являющиеся критерием подлинной гуманности общества. Каков содержательный смысл этих понятий в переходную эпоху? Почему именно демократия является гарантом обеспечения блага, равенства и справедливости? Что лежит в основе принципов социальной справедливости и каким должен быть потенциал реализации этих принципов в ситуации социального транзита? Возможно ли реализовать идеи равенства и справедливости в переходный период? Эти проблемы были в диссертационном исследовании центральными.

Категориальная структура исследования была сориентирована на содержательный смысл понятий «благо», «равенство», «справедливость». В диссертационном исследовании в число доказываемых тезисов входил тезис о том, что с середины XIX века понятие «благо» вытесняется понятием «ценность" — понятие «равенство социальное» интерпретировалось в исследовании как одно из основных, наряду со свободой. Понятие «справедливость» рассматривалось как соответствующее представлениям о сущности личности и ее неотчуждаемых правах, как содержащее требование соответствия между деянием и воздаянием. В диссертации осуществлена попытка определить статус равенства и справедливости в системе социальных ценностей правового гражданского общества, формирование которого осуществляется в постперестроечной Россиидать концептуальную интерпретацию оснований равенства и справедливости в правовом гражданском обществеобосновать значение равенства и справедливости в системе устойчивого российского обществааргументировать правовую природу и регулятивный смысл принципов равенства и справедливости.

Равенство и справедливость рассмотрены в исследовании как составляющие общественного идеала. Принципы равенства и справедливости устанавливают общую схему сотрудничества индивидов и групп, распределяя права и обязанности, свободы и возможности. Справедливость соотносится с такими ценностями, как свобода и равенство, гармоническое сочетание которых в обществе и представляет собой • справедливость. Справедливость имеет статус всеобщей правовой меры и состоит из взаимосвязанных аспектов: справедливость уравнивающая (юридическое равенство субъектов права) и справедливость распределяющая. Понимание сущности права позволяет выработать критерии оценки и преобразования правовой практики под углом основной цели, выраженной в категорическом императиве, согласно которому человек является целью, а не средством. Развитие и реализация права как идеи свободы, всеобщего и равного для всех масштаба юридического равенства и справедливости означает, что ни одно из поколений не может рассматриваться как средство для другого поколения. Общество ожидает, что будут созданы действенные механизмы правовой регуляции хозяйственной деятельности, правовой защиты личности, будет реально обеспечено господство норм права в жизни, права как справедливости, в результате ч чего экономическая, социальная и политическая жизнь общества и личности будут ограждены от произвола. В этом смысле создание правового государства и гражданского общества, правового в своей основе, является одной из главных задач происходящих в России преобразований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. С. Теория права — Харьков: Бек, 1994 -224 с.
  2. А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) т. 1 От прошлого к будущему. Новосибирск, 1997 — 806 с.
  3. И. Введение в основание нравственности и законодательства М., 1998 -261 с.
  4. Н. Новое средневековье М.: Феникс. 1990 -87 с.
  5. Н.А. Философия неравенства М., ИМА-Пресс, 1990 -285 с.
  6. .Н. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития М., 1998−186 с.
  7. В.В. Введение в философию права- М., 2005 437 с.
  8. Будь лицом: ценности гражданского общества т.1- Томск, 1993 -284 с.
  9. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии, 1992, № 2, С.3−25
  10. Гегель сом. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1956 -524 с.
  11. Гельвеции. О человеке- М., Гос. соц. экон. изд., 1938 484 с.
  12. Е.П. Дорогу к свободе осилит идущий: от авторитаризма к практическому гуманизму Киев, 1997 — 386 с.
  13. Т. Левиафан. М., Гос. соц. экон. изд., 1936 -504 с.
  14. Е.О. Социальные представления о справедливости // Мир психологии. 2004. № 3, с. З -18.
  15. Е. Социальная политика в России: эволюция 90-х М., Гелиос АРВ, 2000 -334с.
  16. С.З. Креативность субъективности: категориальный анализ// Мир психологии. 2005, № 4, с. 17−25.
  17. Дж.К. Новое индустриальное общество М., Прогресс, 1976 -480 с.
  18. А.Н. Власть и общество: поиск новой гармонии Минск, 1998 — 224 с.
  19. X. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии, 1998, № 4, с. 8−17.
  20. Р. Борьба за право М., Прогресс, с. 3−64.
  21. И. Соч., т. 2., ч. 2 М&bdquo- Мысль, 1964 — 456 с.
  22. И. Соч., т. 4, ч. 2. М., Мысль, 1965 478 с.
  23. Кантор В.К.". Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки М., РОССПЭН, 1997 — 479 с.
  24. .Г. Идеология и политика в посткоммунистической России. М., РОССЛЭН, 2000 442 с.
  25. .Г., Клямкии И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис, 1994, № 1, с. 68−32.
  26. В.Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913, с. 391−407.
  27. .Н. Анархия, государственность и утопия // Этика: Энциклопедический словарь М., 2001, с.26−29.
  28. .Н. Демократия как возможная судьба России // Общественные науки и современность. 1996. № 2, с.35−44.
  29. .Н. Исторический дискурс российской справедливости // Вопросы философии, 2004, № 2, с. 29−42.
  30. П.Г. Искушение либерализмом // Вопросы философии, 2006, № 9, с. 47−66.
  31. И.Ю. Идея правового государства: история и современность СПб, 1993 -224с.
  32. И.Ю. Право и политика СПБ, 1996 -128 с.
  33. В.В., Уткин А. И., Федорова В. Г. Модернизация: от равенства к свободе-СПб, 1995−384 с.
  34. С.А. Оздоровление // Из глубины. М., 1991 222 с.
  35. Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория — М., Весь мир, 2003 -784с.
  36. И.И. Общественный кризис 20в. и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы Философии, 2001, № 8, с.3−16.
  37. И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии, 2005. № 2. с. 3−10.
  38. И.И. Цели общества в современной западноевропейской социальной философии // Новые тенденции в современной западной социальной философии- М., 1988- 476 с.
  39. Ю. Социальное неравенство в политическом измерении // Свободная мысль, 2006, № 1, с. 46−58.
  40. П. Экономический детерминизм // Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т. 3, М., Политиздат, с.24−36. Л., 1931.
  41. Г. Мифы и реальность. Нужен ли Маркс перестройке //Новый мир, 1988, № 11, с. 17−26.
  42. К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46., ч. 1, — М., Политиздат, 1968 559 с.
  43. К., Энгельс Ф, Соч., т. З М., Политиздат, 1955 — 629 с.
  44. К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, М., Политиздат, 1968 -559с.
  45. К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 2 -М., Политиздат. 1969 618 с.
  46. К., Энгельс Ф., Соч., т. 19 М., Политиздат, 1961- с.9−32.
  47. Марксистская философия в 19 в., кн. 1. М. Наука, 1979 — 486 с.
  48. О.В. Справедливость и право // Право и политика, 2000, № 12 с.12−24.
  49. Материалисты Древней Греции М., Политиздат, 1955 -239 с.
  50. А.А. Государство в сфере права: институциональный подход Алматы, 2000 -168с.
  51. Т. Проблемы перестройки социального государства в Западной Европе, т. 6. № 3,2001-е. 14−26.
  52. Непомнящая 11.И. Целостность или диссоциация личности и рефлексивные уровни самосознания//Мир психологии, 2003, № 2, с. 14−21
  53. B.C. Общая теория государства и права. М., Наука, 1999, с. 462.
  54. B.C. Право — математика свободы. М., Норма, 1996 — 186 с.
  55. B.C. Право и закон М., Наука, 1983 — 366 с.
  56. B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. М., Наука, 1973, № 8, с. 18−26.
  57. B.C. Теория права и государства- М., Наука, 2001, с. 186.
  58. B.C. Гегелевская филосГегелевская философия права и современность -М., Наука, 1974−287 с.
  59. B.C. Философия права М., Инфра, 1997−652 с.
  60. B.C. Философия права- М., Норма, 2003 -852.
  61. B.C. Философия права: либертарно-юридическая концепция // Вопросы философии, 2002, № 3, с. 3−15.
  62. B.C. Юриспруденция. М., 1998, 244 с.
  63. Т.П. Амбивалентность гегелевской концепции государства //Историко-философский ежегодник, М., 2000, с.68−82.
  64. Дж. «1984» и эссе разных лет М., 1989 — 377 с.
  65. М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали М., Прогресс, 1987−527 с.
  66. А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в 21 в. М., Логос, 1998 -392 с.
  67. И.К. А.И. Герцен: начало либерального социализма // Вопросы философии, 2006, .№ 3, С. И8−131.
  68. И.К. Россия и мир: историческое самоузнавание М., Логос, 2000 — 168 с.
  69. Платон. Соч. т. 3, СПб, 1863,420 с.
  70. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. т. 1 М., Мысль, 1992 — 446 с.
  71. Право, свобода, демократия (Материалы «Круглого стола») // Вопросы Философии, 1990, № 6, с. 3−31.
  72. Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян и постперестроечиьш период //СОЦИС, 2006, № 9, с.95−108.
  73. Рац М.В. К концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии, 1999, № 2, с. 23−34.
  74. В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. М., Московский психолого-социальный институт.2005, 350 с.
  75. Д. Теория справедливости Новосибирск, 1995 — 242 с.
  76. Ж.- Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права М., ОГИЗ, 1938−123 с.
  77. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука, 1969 703 с.
  78. Ю. В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития // Вопросы философии, 2007. № 3, с. 76−79.
  79. В.М. Демократия и социальное неравенство // СОЦИС. 2003. № 5, с. 17−26.
  80. В. Конец спора // «Вестник Европы», 1894, № 7, с. 19−24.
  81. В. Спор о справедливости // «Вести Европы», 1894, № 4, с. 16−28.
  82. Г. Справедливость СПб, 1898 — 243 с.
  83. М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур// Вопросы философии, 1996, № 3, с. 143−150.
  84. B.C., Толстых В. И. Демократия и судьба цивилизации // Вопросы философии, 1996, № 10, с.3−18.
  85. А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования М., Мысль, 1974 — 278 с.
  86. А. Демократия в Америке М., Прогресс, 1994 — 559 с.
  87. Троцкий JL Их мораль и наша // Вопросы философии, 1990, № 5. с. 105−126.
  88. А.Н. Избр. работы по философии М., Прогресс, 1990 — 717 с.
  89. В.Г. Государство и гражданское общество как подлинная цель российских реформ // Философские науки, 2002, № 4, с. 42.
  90. В.Г. Социал-демократия перед лицом глобальных проблем // Свободная мысль, 2002. № 2, с. 47−63.
  91. Л., Эвдемонизм Избр. филос. произв., т. 1 — М., Прогресс, 1955 — с. 46−117.
  92. Э. Бегство от свободы М., Прогресс, 1995 — 256 с.
  93. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1990, № 11, с. 123−166.
  94. С. Столкновение цивилизаций? //Полис, 1994, № 1, с.33−57.
  95. О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства М., Логос, 1994 — 126 с.
  96. П.Я. Полное Собр. Соч. и избранные письма в 2-х т.: т.1 М., Наука, 1991 -798с.
  97. Н.Г. Поли. Собр. Соч. М., Мысль, т. 7 — 1950, 916с.
  98. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. вып. 1.- М., Мысль,!987 с. 10−73.
  99. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. вып. 2.- М., Мысль, 1988 с. 70−156.
  100. ЮО.Шакуров Р. Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии 2002, № 4, с. 1624.
  101. Habermas Jurgen, Justice and Solidarity: On the Discussion Concerning Stage 6 в Thomas
  102. E. Wren, ed., The Moral Domain: Essays in the Ongoing Debate between Philosophy and the
  103. Social Sciences (Cambridge, 1990).
  104. Arendt H.W. The rise and fall of economic growth: a study in contemporary thought. Chicago. L., 1984.
  105. Austin J. Beitrage zur zivilistischen Bucherkenntnis. Bd. I. Berlin, 1829.
  106. Austin J. Lectures on Jurisprudence or the Philosophy of Positive Law. L., 1873.
  107. O.Bell D. The corning of post-industrial society. A venture in social forecasting. N.Y., 1973.
  108. Bookchin M. The limits of the city. N.Y., 1974.
  109. Boulding K.E. The meaning of the twentieth centuiy: the great transition. N.Y., 1965. 1 H. Clifford P.R. The death of the dinosaur: towards a cooperative society. L., 1977.
  110. H.Cohen, Strategy or Identity- Bert Klandermans, Sidney Tarrow, Mobilization into Social Movements: Synthesizing European and American Approaches, International Social Movement Research 1 (1988).
  111. Cohen Jean L., Rethinking Social Movements, Berkeley journal of Sociology 28 (1983)
  112. Cohen Jean L., Strategy or Identity: New Theoretical Paradigms and Contemporary Social Movements, Social Research 52, no.4 (Winter 1985).
  113. David L. Hall. Richard Rorty, Poet and Prohpet of the New Pragmatism. Albany, N.Y., 1994.
  114. Drucker P.P. The age of discontinuity. Guidelines to our changing society. N.Y., 1969.
  115. Dmcker P.P. The new society. The anatomy of industrial order. N.Y. 1962.
  116. Einfuhmng in die Rechtsphilosophie. Hrsg. Von Prof. Weinberger O. in zusammenarbeit mit Roller P. Strasser P., Prisching M. Graz, 1979.
  117. Etzioni A. The active Society. N.Y., 1968.
  118. Fromm E. The revolution of hope. Toward a humanized technology. Toronto, 1968.
  119. Gabor D. The mature society. L., 1972.
  120. Galbraith J.K. The age of uncertainty. Boston, 1977.
  121. Giddens A. Runaway World. How Globalization is Reshaping our Lives. L., 2000.
  122. Giddens A. The Third Way and its Critics. Cambridge, UK. 2000.
  123. Gothier D. Morals by agreement. Oxford, 1986.
  124. Habermas J. Toward a rational society. L., 1971.
  125. Hammer C.H. Toward a simpler world: The community idea. N.Y., 1978.
  126. Havek P. The Constitution of Liberty. Chickago, 1960.
  127. Hospers J. The Libertarian Manifesto // Justice. Alternative Political Perspectives. Third Edition. Ed. Sterba, J. Belmont etc., 1990.
  128. Hugo G. Beitrage zur zivilistischen Bucherkenntnis. Bd. I. Berlin, 1829.
  129. K.ahn H. The coming boom // Economic, polit. A. social. N.Y., 1982. .
  130. Laborit L. Societe informatiormelle: idees pour l’autogestion. P., 1973.
  131. Laborit L. The information society: issues and answers. Phoenix, 1978.
  132. Lippmann W. An inquiry into the principles of the good society. Boston, 1937.
  133. Lucas J.R. On Justice. Oxford, 1980.
  134. Martin J., Oner T. Telematic society: a challenge for tomorrow. Englewood Cliffs (N.J.), 1981.
  135. МШ D.S. Utilitarianism. Indianopolis. Cambridge, 1979.
  136. Nozick R. Anarchy, State and Utopia. N.Y., 1974.
  137. Rawls J. A Theory of justice. L., 1971.
  138. Rawls J. The Law of Peoples // On Human Rights. The Oxford Amnesty Lectures 1993 / Editors: Stephen Soute and Susan Hurley. Basic Books, 1992.
Заполнить форму текущей работой