Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационные технологии в системе муниципального управления: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общество меняется, становится информационным. Меняется и население города. Даже если только часть горожан применяет в своей повседневной жизни компьютерную технику и соответственно информационные технологии, руководителю муниципалитета необходимо предпринять все необходимые меры для совершенствования муниципального управления. Должны быть решены вопросы поэтапного построения электронного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико — методологические основы исследования муниципального управления
    • 1. 1. Управленческий процесс в системе муниципального образования
    • 1. 2. Информационные технологии как фактор совершенствования управления
  • ГЛАВА II. Совершенствование информационной инфраструктуры муниципального образования
    • 2. 1. Муниципальная информационная система и ее социотехнические характеристики
    • 2. 2. Моделирование процессов электронного муниципального управления
    • 2. 3. Электронное муниципальное управление и единое информационное пространство

Информационные технологии в системе муниципального управления: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Актуальность исследуемой темы обусловливается как социальными, так и гносеологическими факторами. Современный процесс общественного развития связан с усилением роли общественной информации и ростом интенсивности обменных информационных потоков, совершенствованием и внедрением новых высокоэффективных механизмов передачи и хранения информации. Особое значение приобрела информационная связь в управлении. Развитие информационных технологий в управлении и, в частности, в системе муниципального управления, приводит к изменениям в самой организации и методологии управленческой деятельности.

Гносеологически важным моментом при этом становится выявление особенностей изменения в структуре муниципального управления. В силу своей массовости муниципальное управление, фактически, представляется исходной базовой ячейкой в системе социально-политического управления. Его эффект накладывает отпечаток на всю систему координационных процессов в обществе.

Поэтому данную проблему необходимо рассматривать не только на стыке различных научно-практических достижений, связанных с информатизацией общества, но и как важное направление фундаментального социально-философского исследования закономерностей социального развития, динамики формирования и эффективности использования информационных ресурсов, инструментальных средств обеспечения доступности информации на основе использования вычислительной техники, телекоммуникационных систем, современных информационных технологий.

Информационное общество своей основой имеет производство и использование информации с помощью компьютерных технологий. Информационное пространство, в которое органично интегрирован человек, подвержено постоянной изменчивости, поэтому к нему необходимо не просто приспособиться, но и активно участвовать в его развитии и познании. Именно поэтому в настоящее время углубляется философская разработка организационных и информационных проблем в их взаимосвязи.

В частности, Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» на 2002;20 Югоды ставит задачи трансформации российского общества в «электронное общество», немыслимое без широчайшего использования информационных технологий, а россиян — в «электронных граждан» .

Данной программой предусматривается модернизация государственного и муниципального управления посредством внедрения в их работу информационных компьютерных технологий, развитие инфраструктуры публичных сетей доступа. Организация управления становится всё более сложным процессом, постоянно увеличивается количество людей, занятых управленческой деятельностью.

О теоретической актуальности темы свидетельствует атрибутивный характер информационных процессов в обществе. Изменившиеся условия функционирования органов местного самоуправления объективно привели к тому, что вопросы информатизации процессов управления городом входят в число приоритетных направлений деятельности муниципалитета. Поэтому данная проблема, безусловно, подлежит социально-философскому анализу, поскольку только философские обобщения смогут способствовать формированию общей концепции информатизации органа местного самоуправления (муниципального образования).

Кроме того, в социально-философском осмыслении нуждаются уже имеющиеся информационно-управленческие наработки.

Степень разработанности проблемы. В современной отечественной и зарубежной литературе проблемы управления и информации, организаций, развития органов местного самоуправления, понятий и характеристик информационного общества затрагивались неоднократно, но комплексно вопрос управления муниципальным образованием в новых условиях находится в начальной стадии своей научной разработки. Сложный характер рассматриваемых вопросов, а также фактор быстро меняющегося мира позволяют сделать вывод о том, что разработка темы требует постоянного научного поиска.

Анализ природы общественных информационных связей и причин общественных процессов осуществляется на основе идей Демокрита, Платона, Аристотеля, Лукреция.

Важную роль в разработке и развитии теоретических подходов к природе информации сыграли труды основоположника кибернетики Н. Винера, созданная К. Шенноном математическая теория информации и концепция разнообразия У. Эшби. Следует отметить и их вклад в разработку общенаучных и теоретико-методологических вопросов системного анализа информационных технологий.

Различные характеристики информации и информационных технологий даны в работах Д. И. Дубровского, Н. И. Жукова, A.M. Коршунова, В. В. Мантатова, И. А. Акчурина, Н. М. Амосова, Л. Б. Баженова, В. В. Берюкова, А. Д. Урсула, В. М. Глушкова, И. Б. Новика, А. М. Яглома и др.

Проблемы социальной информации рассматривались О. В. Елчаниновой, И. А. Федякиным, Б. В. Евладовым, Гончаровым В. М., Синельниковым М. Б. и ДР.

Концепция информационного общества как общесоциологическая теория развития глубоко разработана западными исследователями: Д. Беллом, Дж. Гэлбрейтом, Дж. Мартином, И. Масудой, Ф. Полаком, О. Тоффлером, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье определил информационное общество как «цивилизацию услуг» .

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В. М. Глушкова, Н. Н. Моисеева, А. И. Ракитова, А. В. Соколова, А. Д. Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г. Т, Колин К. К. и др.

Важные аспекты по этому направлению рассмотрены представителями «индустриальной социологии» Р. Ароном, Р. Дарендорфом, Т. Парсонсом. Данная проблематика также отражена в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Н. Смелзера, Р. Мертона.

Классическая" школа менеджмента способствовала зарождению «научного управления» как самостоятельного и мощного течения. Наиболее видные представители этой школы: Тейлор, Л. Гьюлик, Дж. Муни, А. Рилей, Э.

Бреч, Л. Аллен. Серьезный вклад был внесен и трудами А. Файоля, Л. Ф. Урвика, М. Фоллетт и Р. Шелтона.

Доктрину «человеческих отношений», или «человеческого поведения» развивали помимо ее основателей Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера Д. Макгрегор, К. Арджирис, Р.Ликерт.

Новая школа науки управления" представлена такими именами как Л. Берталанфи, А. Рапопорт, К. Боулдинг, Д. Форрестер.

Методологическим аспектам проблемы повышения эффективности управления организаций особое внимание уделили А. Пригожин, Л. Абалкин, Т. Заславская, Д. Гвишиани, Ю. Волков, И. Мостовая, Г. Осипов, В. Ядов и другие.

В научно-философской литературе по аспектам связи информации с проблемами научного познания, теоретических и практических аспектов научного управления социальными процессами следует отметить работы И. А. Акчурина, Н. М. Амосова, В. М. Глушкова, В. С. Петрушенко, В. А. Горшкова, В. П. Свечникова.

Проблемы и перспективы развития местного самоуправления рассматривались в своё время в работах Ключевского В. О., Дитятина И. М., Ковалевского М. М., Чиркина В. Е., Емельянова Н. А., Фадеева В. И., Игнатова В. Г., Бутова В. И., Г. Холмса, К. Плоккера и др.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют принципы диалектики, системный подход, принципы современной кибернетики, общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, принцип конкретности, целостности, историзма, методы моделирования, а также концепции и базовые понятия, которые содержатся в трудах выдающихся отечественных и зарубежных ученых в области философии и кибернетики.

Объектом исследования является система муниципального управления.

Предметом исследования является электронный уровень муниципального управления.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ процесса управления муниципальным образованием средствами сетевых информационных технологий на основе системного подхода. В соответствии с целью реализуются следующие конкретные задачи:

— историко-философский анализ управленческого процесса в системе муниципального образования;

— определение основных теоретических и методологических оснований для социально-философского осмысления сущности управления;

— обоснование места и роли информационных технологий как фактора совершенствования управления;

— аналитическое описание муниципальной информационной системы и ее социотехнических характеристик;

— рассмотрение механизмов моделирования процессов электронного муниципального управленияобоснование социально значимых перспектив электронного муниципального управления и единого информационного пространства.

Научная новизна данного исследования обусловлена конкретизацией теоретико-методологических подходов к рассмотрению вопроса электронного уровня муниципального управления в условиях возрастающего внимания государства к вопросу информатизации российского общества.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— выявлены с точки зрения социальной философии сущность муниципального образования, его роль и место в государственных структурах, противоречие между органом местного самоуправления и государством;

— обосновано значение информационных технологий в качестве интеллектуального ядра всех других видов технологий и их роль в повышении эффективности этих технологий;

— раскрыта роль информационных технологий как средства реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и местного самоуправления на научной основепоказана необходимость разработки концептуальной модели управления городом в связи с многокритериальностью процесса управленияисследована сущность интегрированной муниципальной информационной системы (МИС) как системы управления информационными потоками и поддержки принятия решений муниципалитетом в едином информационном пространстве города, региона, России с использованием телекоммуникационной основы, средств обработки информационных ресурсов и средств анализа информации;

— проведён анализ эффективности интегрированной МИС с точки зрения её возможности работы в режиме синергетического эффекта;

— с позиций системного подхода исследована проблема создания и определены социально значимые перспективы единого информационного пространства города;

— выявлена связь содержания и степени интеграции информационных ресурсов единого информационного пространства города с уровнями процесса управления;

— показано, что основополагающими для построения электронного муниципального управления в перечне мотивов трудовой деятельности определяются: содержание труда управленческого персонала муниципалитета, его творческий характер, ответственность за формируемые информационные ресурсы, ощущение вовлечения в общее большое дело и чувство удовлетворения своим местом в новом информационном обществеинформационная среда определена как важнейшая основа эффективного взаимодействия муниципалитета с населением и хозяйствующими субъектами города.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой. Отсюда и двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой — это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и местного самоуправления на научной основе.

2. Рост значимости информационных ресурсов в управлении связан не в последнюю очередь с эпохой интеллектуальных методов анализа информации в условиях реального доступа к мировым информационным ресурсам (результат развития сетевых технологий) и возможностей коллективной (групповой) работы над проблемой.

3. Необходимость внедрения новейших средств механизации и автоматизации в сферу управленческой деятельности вызывается не только тем, что непрерывно возрастает число людей, занятых в этой сфере, но главным образом тем, что на основе старых средств и методов управления оказывается невозможным обеспечить рациональное решение сложных задач управления.

В значительной мере успешной работе муниципалитета в новых условиях способствует использование передовых компьютерных технологий.

4. Принятие управленческого решения на муниципальном уровне социальной организации, как итог всего управленческого процесса, в современных условиях невозможно без учета и последующего применения, во-первых, передовых достижений социальной науки, а во-вторых, без адекватных историческому моменту информационных технологий.

5. С учётом противоречия между государством и муниципальным образованием в сфере управления необходимо признать первичность информации на уровне муниципалитета, которая с использованием сетевых информационных технологий интегрируется и поступает на уровень управления выше, населению, хозяйствующим субъектам.

Интеграция всех информационных ресурсов в единую информационную систему позволяет добиться эффекта синергии.

6. Многообразие различных задач и целей, выполняемых структурными подразделениями органа муниципального управления, порождает многокритериальность. Другими словами, нельзя судить о деятельности всех структурных звеньев управления только на основе какого-либо одного критерия. Для совершенствования системы управления городом требуется разработать ее концептуальную модель, содержащую не только структурные звенья и связи между ними, но и цели, которые они выполняют, а также критерии совершенствования этих структурных звеньев.

7. Одним из действенных путей совершенствования аппарата управления считается широкое применение в его работе автоматизированных информационных систем, современных методов моделирования и прогнозирования. Автоматизированные информационные системы можно охарактеризовать как одну из современных форм управления, использующую административные, научные методы и автоматические средства для рационального решения задач управления.

8. Социальная эффективность АРМа в значительной степени зависит от субъективных данных специалиста, поэтому необходимо так организовать работу, чтобы произошел переход от количества компьютеров к новому качеству труда с использованием информационных технологий.

9. Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на социально-экономическое состояние общества, на качество жизни людей, на социальную стабильность. Основная задача интерактивного пространства города — комплексное управление территорией, включая управление системами жизнеобеспечения и ресурсами (земельными, трудовыми, природными, финансовыми) и предотвращение чрезвычайных ситуаций.

Научная и практическая значимость диссертационной работы определяются тем, что теоретические выводы и обобщённые результаты диссертационного исследования представляют собой новое осмысление роли и значения сетевых информационных технологий в процессе управления муниципальным образованием в условиях уже существующих и внедряемых программ построения в России информационного общества.

Материалы исследования могут найти своё конкретное применение в разработке ряда программ и мероприятий в области муниципального и управления. Результаты работы могут также применяться в преподавании отдельных тем в курсах философии, информатики и социологии в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров и при дальнейшей разработке проблемы.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на ряде межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузовских научных и научно-практических конференциях.

Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Материалы работы послужили теоретической основой в разработке следующих документов в администрации города Ставрополя:

— «Концепции социально-экономического развития города Ставрополя на 2002;2006 годы» по разделу «политика информатизации», принятой решением Ставропольской городской Думы;

— краткого содержания проекта «Ставрополь — электронный город» до 2010 года, утвержденного главой администрации города и Губернатором Ставропольского края.

По теме исследования автором опубликовано пять научных работ в виде статей и брошюра. Общий объем публикаций 4,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, и заключения. Общий объем работы 165 страниц.

Заключение

.

В диссертационном исследовании было отмечено, что комплексно вопрос управления муниципальным образованием в новых условиях находится в начальной стадии своей научной разработки.

Управленческим отношениям присущи две взаимосвязанные стороныинформационная и организационная. Уже великий Платон говорил, что искусство управления предполагает разделение на часть, выносящую суждение, основанное на познании сути дела, и на повелевающую часть, когда субъект управления отдает приказание субъекту исполнения, что делать и как надобно это делать.

Общество меняется, становится информационным. Меняется и население города. Даже если только часть горожан применяет в своей повседневной жизни компьютерную технику и соответственно информационные технологии, руководителю муниципалитета необходимо предпринять все необходимые меры для совершенствования муниципального управления. Должны быть решены вопросы поэтапного построения электронного управления городом с возможностью обмена информацией с населением города и хозяйствующими субъектами. То есть вопрос создания и развития единого информационного пространства города, интегрированной муниципальной информационной системы управления средствами сетевых информационных технологий выходит на первый план работы муниципалитета.

Не остается в стороне и правительство России. В частности, Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» на 2002;201 Огоды ставит задачи трансформации российского общества в «электронное общество», немыслимое без широчайшего использования информационных технологий, а россиян — в «электронных граждан». Самая главная проблема создания электронной России — баланс между интересами той части населения, которое стремительно движется к информационному обществу и подавляющим большинством российских граждан, которые и не пользовались компьютером.

Создание в стране так называемого электронного правительства подразумевает и информатизацию органов местного самоуправления.

Основой этого процесса является глобальная телекоммуникационная сеть, глобальная информационная инфраструктура, глобальное информационное общество, глобальная сетевая структура. Скоро мир превратится в глобальную сеть продавцов и поставщиков товаров и потребителей.

Россия уже живет в глобальном информационном мире. Существует глобальное цифровое кольцо мировой связи, состоящее из крупных волоконно-оптических линий связи, проходящих по всем акваториям, по всем океанам и по территории таких стран, как США, Канада, Россия и по югу Азии. Россия занимает здесь достойное место, и уже обсуждается вопрос о том, чтобы построить оптоволоконное кольцо на территории нашей страны.

Основная задача сегодня — на базе развитой инфраструктуры обеспечить интеграцию всех информационных систем и создать единую информационную среду.

В диссертации автор попытался ответить на вопросы что такое электронный уровень муниципального управления, его место и роль в системе управления муниципальным образованием. В этой связи следует отметить следующее:

1. Организация управления становится все более сложным процессом, постоянно увеличивается количество людей, занятых управленческой деятельностью. Сфера управления охватывает как производственные процессы, так и непроизводственные. Обширный круг функций принадлежит государственному и местному управлению. Все это свидетельствует о том, что анализ управления как специфического социального процесса выходит за рамки частных исследований и составляет предмет комплексного социальнофилософского исследования.

В порядке резюме сказанного выше мы можем отметить, что управление — это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимальных результатов в известных условиях.

2. История наглядно демонстрирует неизбежность сосуществования элементов собственно государственнических с элементами самоуправленческими. Причем они не просто порознь сосуществуют, но постоянно и тесно взаимодействуют, своеобразно дополняя друг друга. Тем не менее об идентичности этих двух групп элементов говорить нельзя. Каждая из них в отдельности опосредствует особый вектор движения общественного организма. Государственность сопряжена с центростремительными тенденциями, наличествующими в нем наряду с явлениями иерархизации, с увеличением интегративно-субординационных связей в обществе и проч. Самоуправление олицетворяет по преимуществу совсем иную, центробежную тенденцию.

Отмеченное противоречие, то есть единство и «борьба» центростремительной и центробежной тенденций, внутренне присуще общественному организму, изначально заложено в природе социума. Поэтому оно объективно неустранимо.

Бытие всех политико-юридических установлений (самоуправленческих в том числе) зависит от знаний, умения, воли, поведения практикующих их людей, граждан государства. Именно они определяют жизнедеятельность и судьбу этих установлений. Лично они, граждане государства (а не кто-то другой, посторонний), ответственны за нее.

3. Управление продолжает оставаться ключевым фактором развития цивилизации вообще и муниципального образования в частности.

4. На примере муниципального образования подтверждается положение о том, что к числу главных адаптивных механизмов населения во взаимодействии с окружающей средой относятся социальная организация и технология.

5. Необходимость внедрения новейших средств механизации и автоматизации в сферу управленческой деятельности вызывается не только тем, что непрерывно возрастает число людей, занятых в этой сфере, но главным образом тем, что на основе старых средств и методов управления оказывается невозможным обеспечить рациональное решение сложных задач управления.

Все более очевидным становится разрыв между возможностями новых технологий и старыми методами управления.

Муниципалитеты обязаны справляться с ростом нагрузок на их подразделения и подведомственные службы. В значительной мере их успешной работе в новых условиях поможет использование передовых компьютерных технологий.

6. Информационные технологии являются функциональными компонентами других видов технологий (к примеру, производственные, организационные, социальные) и играют роль их интеллектуального ядра. Использование информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность этих технологий, сокращая затраты других видов ресурсов общества.

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой. Отсюда и двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой — это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и местного самоуправления на научной основе.

7. Управление городом является особым видом управления, специфика которого определяется многообразием и сложностью управляемого объекта и, главным образом, его общественным характером. Поэтому важно постоянно отслеживать ход исполнения решений, сравнивать результаты с поставленными целями, выявлять отклонения, побочные эффекты и настроения населения, чтобы вовремя вносить необходимые коррективы либо в действия по продвижению решений, либо в сами решения.

Таким образом, принятие управленческого решения на муниципальном уровне социальной организации, как итог всего управленческого процесса, в современных условиях невозможно без учета и последующего применения, вопервых, передовых достижений социальной науки, а во-вторых, без адекватных историческому моменту информационных технологий.

8. Рост значимости информационных ресурсов в управлении связан не в последнюю очередь с эпохой интеллектуальных методов анализа информации в условиях реального доступа к мировым информационным ресурсам (результат развития сетевых технологий) и возможностей коллективной (групповой) работы над проблемой.

Эффективное управление — это современный менеджмент плюс интеллектуальные методы сбора и анализа информационных ресурсов на основе системного подхода.

С учётом противоречия между государством и муниципальным образованием в сфере управления необходимо признать первичность информации на уровне муниципалитета, которая с использованием сетевых информационных технологий интегрируется и поступает на уровень управления выше, населению, хозяйствующим субъектам.

Интеграция всех информационных ресурсов в единую информационную систему позволяет добиться эффекта синергии — получения дополнительного суммарного эффекта от внедрения интегрированной системы в целом, превосходящего сумму эффектов от внедрения отдельных информационных подсистем.

Фактически речь идет о создании «интеллектуальных городов», в которых системы эксплуатации, мониторинга и минимизации издержек составляют единое целое. Основная же задача интерактивного пространства — комплексное управление территорией, включая управление системами жизнеобеспечения и ресурсами (земельными, трудовыми, природными, финансовыми) и предотвращение чрезвычайных ситуаций.

9. Многообразие различных задач и целей, выполняемых структурными подразделениями органа муниципального управления, порождает многокритериальность. Другими словами, нельзя судить о деятельности всех структурных звеньев управления только на основе какого-либо одного критерия.

Для совершенствования системы управления городом требуется разработать ее концептуальную модель, содержащую не только структурные звенья и связи между ними, но и цели, которые они выполняют, а также критерии совершенствования этих структурных звеньев.

Одним из действенных путей совершенствования аппарата управления считается широкое применение в его работе автоматизированных информационных систем, современных методов моделирования и прогнозирования.

Автоматизированную информационную систему можно охарактеризовать как одну из современных форм управления, использующую административные, научные методы и автоматические средства для рационального решения задач управления.

10. Хотя управление невозможно без информации, оно невозможно и без ряда иных факторов и условий. Кроме информации процесс управления в обществе зависит от способности и готовности исполнителей выполнить данное им решение, от степени совпадения их интересов с целями управления, от необходимых теоретических и технических средств, от опыта, психологического и физического состояния.

Если муниципалитет желает повысить эффективность решения задач с помощью электронной обработки данных, требуется, чтобы у персонала имелись необходимый для этого стимул и соответствующая квалификация, а также чтобы сотрудники были готовы к переменам в их работе. Это подразумевает необходимость обновления организационных структур, процедур и стандартных задач, которые до последнего времени были удобными для всех.

Социальная эффективность АРМа в большей степени зависит от способностей и возможностей специалиста, чем от производительности технических и программных средств. Мало иметь много компьютеров для повышения производительности труда. Необходимо так перестроить работу, чтобы произошел переход от количества компьютеров к новому качеству труда с использованием информационных технологий.

11. В настоящее время интеллектуальная деятельность становится главным видом человеческой деятельности. Новые технологии повлекут за собой кардинальные изменения в современном обществе. Внедрение информационных технологий меняет сам характер труда, образ жизни людей.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на социально-экономическое состояние общества, на качество жизни людей, на социальную стабильность.

Проблему необходимо решать с применением системного подхода:

— формирование информационно-образованного общества на уровне города;

— развитие информационной инфраструктуры города;

— формирование и использование автоматизированных информационных ресурсов города;

— создание и развитие единого информационного пространства города.

Электронное муниципальное управление постепенно становится реальностью и требует дальнейшего комплексного изучения и развития.

Таким образом, дальнейшее совершенствование системы управления в значительной степени определяется тем, насколько основательно будет осуществляться научная разработка проблем организации и управления, насколько глубоко будут овладевать научными принципами и умением применять их на практике наши кадры, занятые в сфере управления.

Фактор быстро меняющегося мира позволяют сделать вывод о том, что разработка темы требует постоянного научного поиска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Файоль Общее и промышленное управление. М., 1924.
  2. В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт // Социологические исследования, 1997, № 1.
  3. В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996.
  4. В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972. гл. 1.
  5. В. Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  6. В.Г., Урсул А. Д. Социальная информация // Вопросы философии, 1974, № 10.
  7. К.А., Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии. М.: ЭКО, 1996.
  8. . В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.
  9. М.А., Шапиро JI.B. Обратная связь в городском самоуправлении // Социологические исследования, 1997, № 4.
  10. Ю.Бородкин Ф. М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования, 1997, № 1.
  11. П.Бритков В. Б., Дубовский C.B. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность, 2000, № 1.
  12. JI.A. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия. Рос. академия управления. М., 1993.
  13. М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
  14. Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1996.
  15. В.Н. О соотношении информации и отражения. Свердловск, 1967.
  16. Э. Новое в культуре труда, компании//Мировая экономика и международные отношения. 1994, № 12.
  17. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  18. Н. Творец и робот. М., 1966.
  19. В. А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопросы философии, 1983, № 12.
  20. С.И., Парфенцева H.A. «Социальный интеллект»: метафора или научное понятие? // Социс, 1993, № 8.
  21. Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарика, 2000.
  22. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. И. Добренькова. М.: Гардарика, 1998.
  23. Ю.Г. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах // Социально-политический журнал, 1997, № 3.
  24. Г. Г. Информационная культура управленческого труда. М., 1973.
  25. П. П., Давыдов Ю. Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера/УВопросы философии, 1991, № 3.
  26. Д.М. Организация и управление. Второе дополненное издание. М.: Наука, 1972.
  27. К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу // Социологические исследования, 1998, № 2.
  28. И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 1994.
  29. А.З. Перспективы становления местного самоуправления // Социологические исследования, 1998, № 11.
  30. А.Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. М., 2000.
  31. . А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.
  32. В. М. Основы безбумажной информатики. М., 1982.
  33. В.М. Введение в АСУ. Киев, 1972.
  34. В.М. Кибернетика и управление. //Социалистическая индустрия, № 55, 7 марта, 1970.
  35. Е.В., Захарова Ю. В., Тихонравов Теория управления. Учебный курс. М., 1997.
  36. А. Б. Занимательная кибернетика.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Радио и связь, 1987.
  37. В.А. Системный подход к теоретической и практической деятельности. Ставрополь, 1985.
  38. A.B., Шиянов E.H. Интеллектуализация социальной практики (комплексное социологическое исследование). Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.
  39. Государственное и муниципальное управление: Справочник. М.: Магистр, 1997.
  40. В. Г., Ефремова H.H., Карпец В. И. и др. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М.: Наука, 1995.
  41. И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб, 1997.
  42. Э. Дисциплина программирования. М.: Мир, 1978.
  43. К. Программиорвание на IBM/360: Пер. с англ.-4-изд. М.: Мир, 1983.
  44. . В. Некоторые особенности социальной информации // В сб.: «О методологических проблемах общественных наук». Новосибирск, 1969.
  45. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Местное самоуправление в Российской Федерации / Сб. нормативных документов. М, 1998.
  46. О. В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений // Научное управление обществом (вып. 3). М, 1969.
  47. Н. А. Местное самоуправление: международный опыт. Тула, 1996.
  48. Ж. iBUSINESS новые решения для новой экономики, 2001, № 4.
  49. Ж. ?BUSINESS новые решения для новой экономики, 2001, № 4. Специальное приложение eGOVERNMENT.
  50. Ж. iBUSINESS новые решения для новой экономики, 2001, № 7−8.
  51. Ж. ГИС-ассоциация Информационный бюллетень, 1997, № 5(12).
  52. Ж. ГИС-ассоциация Информационный бюллетень, 1998, № 2(14).
  53. Ж. КомпьютерПресс, 1997, № 4.
  54. Ж. КомпьютерПресс, 2001, № 6.55.Ж. МИР ПК, 2002, № 1.
  55. Ж. Муниципальная власть, 1998, № 2.
  56. Ж. Муниципальная власть, 1998, № 3.
  57. Ж. Муниципальная власть, 1998, № 4.
  58. Ж. Технологии и средства связи, 2001, № 3.
  59. В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Ростов н/Д, 1999.
  60. В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России. Р/д: Феникс, 2001.
  61. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов / Г. А. Титоренко, Д. М. Дайитбегов и др.- Под ред. проф. Г. А. Титоренко М.: Юнити ДАНА, 2000.
  62. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-академия, 1995.
  63. . М. Философия как общая наука в ее отношении с частными науками // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972.
  64. O.A. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб., 1996.
  65. В. 3. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981.
  66. A.A. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  67. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  68. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. М.: Информрегистр, 1996.
  69. А. И. Социология: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2001.
  70. A.A., Яблонский C.B. Проблемы кибернетики./В кн.: Проблемы кибернетики. М., Физматгиз, 1963.
  71. Макетирование, проектирование и реализация диалоговых информационных систем: под ред. Е. И. Ломако / Л. И. Гуков, Е. И. Ломако, A.B. Морозова и др. М.: Финансы и статистика, 1993.
  72. Т.Б., Сыщиков В. И. О наращивании позитивных изменений в социальных системах // Социологические исследования, 1999, № 1.
  73. Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.
  74. Материалистическая диалектика: Краткий очерк теории/П. Н. Федосеев, И. Т. Фролов, В. А. Лекторский и др. М.: Политиздат, 1985.
  75. Материалы Форума ГИС-97.-М.: Гис-Ассоциация, 1997, С. 113.
  76. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  77. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования, 1992, № 2.
  78. В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., 1994.
  79. В. Норма и мотив поведения // Вопросы философии, 1972, № 8.
  80. Ф.Х. Влияние общественного мнения на управленческие решения // Социологические исследования, 1998, № 11.
  81. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге 21 века // Социально-гуманитарные знания, 1999, № 5.
  82. С. Н. Законы Паркинсона: Сборник. М., 1989.
  83. X. Местное самоуправление. М.: Национальная ассоциация местных властей Дании и Союз Российских городов, 1995.
  84. И. А., Андреев Ю. Д. Вы собираетесь приобрести персональную ЭВМ? Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989.
  85. А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социальном обществе. М.: Политиздат, 1983.
  86. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.
  87. Программное обеспечение персональных ЭВМ / Стогний А. А., Ананьевский С. А., Барсук Я. И. и др.- Под ред. Стогния А. А. Киев: Наук. Думка, 1989.
  88. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д, 2001.
  89. А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  90. В.М. Теория и практика разработки и внедрения АСУП. М.: Сов. Радио, 1975.
  91. Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства // Социологические исследования, 2000, № 1.
  92. О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социологические исследования, 1997, № 1.
  93. Санталайнен Т, Воутилайнен Э, Поренне П, Йоуко X. Ниссинен Управление по результатам. Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, 1988.
  94. ОО.Синельников Б. М, Горшков В. А, Свечников В. П. Системный подход в научном познании. М, 1999.
  95. X. Философия техники как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. М, 1986.
  96. Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
  97. ЮЗ.Сорокин П. А. Система социологии. М, 1989, Т.1.1 (М.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.
  98. Социология / Г. В. Осипов и др. М.: Мысль, 1990.
  99. Юб.Социология: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, Юнити, 1998.
  100. Спасибенко С. Г, Панферова В. В. Общественная жизнь: управление и самоорганизация// Социально-политический журнал, 1996, № 1.
  101. Ю8.Спиркин А. Г, Философия: учебник. -М.: Гардарики, 2000.
  102. Ю9.Сурнин А. Ф. Муниципальные информационные системы. Опыт разработки и эксплуатации. Обнинск, 1997.
  103. Ф.П. К определению понятия «информация» в кибернетике // Вопросы философии, 1969, № 4.
  104. Ш. Тарасова H.H. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США// Политические исследования, 1993, № 2.
  105. Тезисы участников Форума ГИС '2000. М.: ГИС Ассоциация, 2000.
  106. ПЗ.Тощенко Ж. Т, Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления // Социологические исследования, 1997, № 6.
  107. Н.Трапезников В. А. Вопросы управления экономическими системами // Наука и жизнь, 1961, № 1.
  108. А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу //
  109. Философские науки. 1991. № 5.
  110. Пб.Урсул А. Д. Информатизация общества. М, 1990.
  111. В. И. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации//Региональное управление и местное самоуправление. М, 1994.
  112. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 1998.
  113. А. И. Эволюция взаимоотношений государства и местного управления в зарубежных странах//Государственная власть и местное самоуправление в России. М, 1998.
  114. В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Российского права, 1997, № 8.
  115. Чубасова 3. С. и др. Сборник задач по проектированию и организации машинной обработки экономической информации: Учеб. пособие/ 3. С. Чубасова, Б. Ф. Пономаренко, Г. С. Фёдорова. М.: Финансы и статистика, 1987.
  116. К. Математическая теория связи. // Работы по теории информации и кибернетике. М, 1963.
  117. А. В., Шилейко Т. И. Кибернетика без математики. Изд. 2-е, доп. М.: Энергия, 1977.
  118. A.M., Яглом И. М. Вероятность и информация. М., 1973.
  119. Э.А. Информатика Электроника — Сети. М.: Финансы и статистика, 1989.
  120. Anderla G. The Future of Information: a Challenge for Government and Society. -OECD Observer (Paris), 1973, № 63.
  121. Barwise T. The Cost of Literature Search in 1985.-Journal of Information Science, 1979, vol. 1, N4, X.
  122. Beaird R.C. Communications: Commerce and Culture. The Information Society, 1982, 1, N4.
  123. Bearman T.C. U. S. Information Policy Issues. Information Service and Use, 1981, 1, N3.
  124. Black Sena H., Marchand D. A. Assessing the Value of Information in Organizations: a Challenge for the 1980-s. The Information Society, 1982, vol. 1, N3.13 l.C. Barnard. The Functions of the Executive. Cambridge, Mass., 1938.
  125. Crawford S. The Origin and Development of a Concept: The Information Society // Bull. Med. Libr Assoc. 1983. № 4.
  126. Debons A. Information Science. New York, 1974.
  127. G. S. Odiorne. The Management Theory Jungle and the Existential Manager.— «Academy of Management Journal», 1966, v. 9, No. 2.
  128. H.J.Leavitt, T.L.Whisler. Managment in the 1980 s.-«Harvard Business Review», 1958, v.36, No. 6.
  129. Kirschenmann P. P. Information and Reflection. Dordrecht Holland, 1970.
  130. Kirschenmann P. Kibernetik, Information, Widerspiegelung. Munchen und Salzburg, 1969.
  131. L.von Bertalanffy. General System Theory. N.Y., 1968.
  132. M. Weber. Essays in Sociology. N. Y., 1964.
  133. P. M. Blau. Bureaucracy In Modern Society.
  134. Penland P. P. Communication versus information // Proc. Amer. Inform. Science. Washington, 1969.
  135. S. L. Optner. Systems Approach in Planning and Control.-«Proceedings 15th CIOS International Management Congress».
  136. W. Skinner. The Anachronistic Factory.—"Harvard Business Review", 1971.
  137. Wild J. Zur Problematik der Nutzenbewertung von Information // Zeitschrift fur Betriebswissenschaft. 1971. Bd. l.№ 5.
  138. Wilkinson J. The Concept of information and the Unity of Science // Phylosophy of Science. 1961. № 4.
Заполнить форму текущей работой