Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение понятий бытия, небытия, субстанции, реальности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако только сейчас на основе современных технологий создается парадоксальная ситуация, когда для многих людей виртуальная реальность становится более реальной, чем действительный мир, более того, эта виртуальная реальность через сознание людей может управлять их поведением и тем самым изменять мир. Все более активное вторжение в действительность виртуальной или параллельной реальности, при всей… Читать ещё >

Соотношение понятий бытия, небытия, субстанции, реальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философствовать, как писал М. Хайдеггер, значит спрашивать: «Почему вообще есть сущее, а не наоборот — ничто?»[1] Понимание любой философской категории становится полным, если ясно осознается противоположная ей категория. Для бытия такой противоположной категорией является категория небытия, или ничто, которая служит для обозначения того, чего нет, что не существует.

Соотношение бытия и небытия с точки зрения диалектики представляет собой диалектическое единство при определяющей роли бытия. Бытие и небытие — это противоположности, взаимно предполагающие и взаимно отрицающие друг друга. Отсутствие бытия не есть некая абсолютная пустота, а есть процесс отрицания бытия, который представляет собой не что иное, как переход в иное существование. «Бытие» — «небытие» образуют категориальную пару, с помощью которой отражается «онтологическая судьба» каждого конкретного сущего. Рациональное понимание небытия возможно только лишь в качестве отрицания, которое является необходимым моментом бытия.

В отличие от западноевропейской традиции, в древневосточной философии сложилось иное понимание бытия и небытия. Здесь мир рассматривался как постоянный круговорот превращения бытия в небытие, при этом небытие — источник полноты всякого бытия. Небытие в религиозно-философских учениях даосизма, буддизма, позднее дзен-буддизма трактуется как всеобъемлющее и первичное. Оно, будучи всем, само есть Ничто. Небытие порождает и принимает в себя все вещи, все формы, все свойства, само находясь за пределами вещей, форм и свойств. Таким образом, Ничто (пустота, шунья, дао) парадоксально мыслится не как отсутствие всего, а как полная неопределенность, значит, потенциальная возможность чего угодно, и поэтому — как полнота. Ничто выступает необходимым условием бытия. Ничто первично и абсолютно. Бытие относительно и вторично по отношению к небытию.

Возрождение интереса к «небытию» в современной философии связано с целым рядом глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией, способных весь мир превратить в «небытие». Кризис европейской культуры, кризис рационализма приводит к тому, что не просто предпринимается попытка вывести бытие из небытия, а появляется стремление доказать, что небытие не только существует, но что оно первично и абсолютно, тогда как бытие по отношению к нему относительно и вторично. В качестве примера можно привести «Трактат о небытии» отечественного философа А. Н. Чанышева, написанный им в 1962 г., и опубликованный в 1990 г., в котором для обоснования категории небытия как исходного пункта философствования приводится ряд доказательств.

Отрицание бытия и замена его небытием, как показывает В. А. Кутырев[2], равносильно идейному убийству универсума. Онтологии, построенной на «ничто», быть не может. Это означало бы конец философии как особого способа духовного освоения мира.

Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрат и субстанция.

Субстрат (лат. substratum — основа, буквально — подстилка) — общая материальная основа явлений, то, из чего сделаны вещи.

Субстанция (от лат substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — более общее понятие, в котором фиксируется внутреннее единство разнообразных форм бытия. Например, формы и виды материальных объектов могут быть весьма разнородны, их сущности могут быть различны, но все они будут сущностями материальных вещей, все они будут относиться к одной материальной субстанции.

Важнейшее свойство субстанции — ее самодостаточность: субстанция — это то, что существует «само по себе» и не зависит в своем существовании ни от чего другого, а, напротив, от ее существования зависит существование всех других вещей.

Содержания понятий бытия и субстанции соприкасаются, хотя содержание понятия субстанции носит более определенный характер. Близость содержания понятий бытия и субстанции нередко вела к тому, что происходила подмена содержания одного понятия другим: говоря о бытии, философы подразумевали первооснову мира, субстанцию.

Несмотря на то что разработки проблемы субстанции нельзя считать тождественными исследованию бытия, они существенны для понимания решения проблемы бытия.

Перед философами вставал вопрос о том, является ли основой бытия одна субстанция, или таких субстанций несколько. В истории философии были представлены все формально возможные типы субстанций:

  • • монизм;
  • • дуализм;
  • • плюрализм.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — признание одной субстанции, которая все определяет, лежит в основе бытия всего мира, но сама ни от чего не зависит, которой мир обязан своим единством. Монизм может быть как материалистическим (Демокрит, Б. Спиноза, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и др.), так и идеалистическим (Платон, Фома Аквинский, Г. В. Ф. Гегель, В. С. Соловьев и др.).

Монистические системы достаточно последовательны и устойчивы, но испытывают трудности при объяснении того, каким образом субстанция порождает противоположное ей качество: как материальная субстанция порождает дух, а духовная — материю.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — признание материальной и духовной субстанций равноправными, а первичность какой-либо из них недоказуемой, представлен в философии Р. Декарта. Для дуалистической трактовки субстанции сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций.

Плюрализм (лат. pluralis — множественный) — признание бесконечной множественности субстанциональных основ мира, наиболее полно разработан в философии Г. В. Лейбница.

Столь же разнообразные взгляды сложились и на природу субстанции: в системе Б. Спинозы субстанция тождественна природе, в диалектическом материализме субстанция тождественна материи, монады Лейбница носят духовный характер, а у Декарта признается наличие и материальной, и духовной субстанций.

Проблема субстанции в настоящее время не вызывает особого интереса у философов, более того, для современной западной философии в основном характерно негативное отношение к категории субстанции и ее роли в познании. Б. Рассел определил субстанцию как метафизическую ошибку прежней философии.

В диалектическом материализме категория субстанции для характеристики бытия почти не используется. Место субстанции занимает категория материи. Диалектический материализм продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях он рассматривает под углом зрения их материального единства.

Категория бытия соотносима с таким понятием, как реальность (от позднелат. realis — вещественный, действительный), под которой понимается все существующее вообще. В этом значении понятие реальности приближается к понятию бытия.

Реальность подразделяется на объективную реальность и субъективную реальность.

Объективная реальность — это то, что существует вне сознания человека и независимо от него. Существование «вне сознания» указывает на то, что внешний мир не принадлежит сознанию, не является его содержанием. «Независимо от сознания» означает, что реальность не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоятельным существованием, собственным содержанием.

В материализме под объективной реальностью понимается весь материальный мир в целом, во всех его формах и проявлениях. В объективном идеализме, как видно из самого его названия, объективной реальностью является духовное начало, которое не зависит от субъекта и определяет бытие как материи, так и сознания.

Субъективная реальность — это мир, создаваемый индивидуальным сознанием человека, является продуктом его деятельности и выражает внутренний мир человека. Содержание субъективной реальности составляют мысли, понятия, мнения, образы, знания, чувства и т. д. Явления и процессы, образующие субъективную реальность, существуют, они реальны, однако их бытие лишено субстанциальности.

Объективная и субъективная реальность тесно связаны и влияют друг на друга.

В последние десятилетия в философии стали уделять внимание осмыслению такого феномена, как виртуальная реальность (от лат. virtus — потенциальный, возможный, а также мнимый, воображаемый; лат. realis — вещественный, действительный, существующий). Виртуальность рассматривается как некоторое потенциальное состояние бытия, наличие в нем определенного активного начала, предрасположенность к появлению некоторых событий или состояний, которые могут реализоваться при соответствующих условиях.

Понятие виртуальности было введено еще в рамках средневековой философии Фомой Аквинским, однако длительное время оставалось на периферии философского мышления.

Во второй половине XX в. идея виртуальности возникла независимо друг от друга в нескольких сферах науки и техники. Например, в квантовой теории поля было введено понятие виртуальных частиц, которые являются переносчиками взаимодействия, способствующего превращению реальных частиц. Особенность их заключается в том, что, с одной стороны, нельзя сказать, что их нет, поскольку они существуют в процессе физического взаимодействия. И в то же время нельзя сказать, что они есть, хотя бы потенциально, в других частицах. Они существуют только актуально, т. е. только здесь и теперь — порождаются во время взаимодействия других частиц, выполняют свою функцию в процессе их преобразования и исчезают, как будто их никогда и не было.

В современных исследованиях выделяют следующие свойства виртуальной реальности:

  • порожденность (виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней; психологические виртуальные реальности порождаются психикой человека);
  • актуальность (виртуальная реальность существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность);
  • автономность (в виртуальной реальности свое время, свое пространство и свои законы существования);
  • интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей реальностью, как онтологически независимая от них)[3].

Повышенный интерес к виртуальной реальности в настоящее время обусловлен развитием техники и информационных технологий. Виртуальная компьютерная реальность, интерактивные игры в трехмерном пространстве, реклама, индустрия развлечений, общение в социальных сетях и т. д. претендуют на статус полноценной реальности.

Теоретики современной культуры обращают внимание на то, что многие явления нашего мира потеряли связь со своим онтологическим основанием. Поскольку они не отражают и не представляют глубинные слои бытия, то должны симулировать свою натуральность и действительность и изображать себя более реальными, чем это может быть. Так, французский философ-постмодернист Ж. Бодрийяр, показал, что точность и совершенство технического воспроизводства объекта, его знаковое представление конструируют иной объект — симулякр, в котором реальности больше, чем в собственно «реальном» объекте. Виртуальная реальность, или гиперреальность, согласно Бодрийяру, поглощает и упраздняет реальность. Однако ясно, что на всех своих уровнях виртуальная реальность лишена полноты сущностных черт, свойственных обычной реальности. Сущность реальности — быть. Сущность виртуальной реальности — представлять реальность, подменяя ее.

Реальность производит, а виртуальная реальность — симулирует, маскирует отсутствие реальности. Современный ученый и философ С. С. Хоружий назвал эту виртуальную реальность «недо-возникающим событием» и «недо-рожденным бытием»[4].

Конструирование виртуальной реальности всегда было жизненной потребностью человека, которая отличала его от животных. Вспомним строки из «Элегии» Л. С. Пушкина:

" Порой опять гармонией упьюсь,.

Над вымыслом слезами обольюсь…" .

Однако только сейчас на основе современных технологий создается парадоксальная ситуация, когда для многих людей виртуальная реальность становится более реальной, чем действительный мир, более того, эта виртуальная реальность через сознание людей может управлять их поведением и тем самым изменять мир. Все более активное вторжение в действительность виртуальной или параллельной реальности, при всей ее противоречивости, есть в любом случае крупнейшая победа разума над временем и пространством.

Идея виртуальности предлагает принципиально новую парадигму мышления, в которой отражается сложность устройства мира. Философское осмысление виртуальной реальности еще только начинается.

  • [1] Хайдеггер М. Введение в метафизику. URL: philosophy.ru/ library/heideg/heid_intro_metaphysics.html.
  • [2] См.: Кутырев В. А. Бытие или Ничто. СПб.: Алетейя, 2010.
  • [3] См.: Носов Н. А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. М.: Путь, 2000.
  • [4] См.: Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности. URL: booksss.ru.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой