Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Морфологического: объективные условия (возникновение и развертывание больших инновационных циклов) — объективно-субъективные (научно-методические, учебно-материальные, технологические, управленческие) и субъективные (внутренние и внешние) условия- •структурного: ведущую интегративную роль в системе исследуемых условий играют целевые связи. Они объединяют все три ее блока едиными целевыми… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и состояние проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
    • 1. 1. Инновационная деятельность руководителей системы образования
    • 1. 2. Психологическая структура готовности к инновационной деятельности
    • 1. 3. Модель знаний и умений как основа готовности к инновационной деятельности
    • 1. 4. Изучение уровня готовности к инновационной деятельности в ходе констатирующего эксперимента
  • Глава 2. Экспериментальное исследование психологических факторов проявления готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
    • 2. 1. Внутренние психологические факторы проявления готовности к инновационной деятельности
    • 2. 2. Внешние (социально-психологические) факторы проявления готовности к инновационной деятельности по типу «группа-личность»
    • 2. 3. Внешние (социально-психологические) факторы проявления готовности к инновационной деятельности по типу «коллектив-личность»
  • Глава 3. Оптимизация процесса формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
    • 3. 1. Подготовка руководителей к инновационной деятельности в системе повышения квалификации
    • 3. 2. Закономерности, принципы, этапы и условия формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
    • 3. 3. Программно-целевой подход к формированию готовности к инновационной деятельности
    • 3. 4. Изучение эффективности внедрения достижений науки и инновационных технологий выпускниками системы повышения квалификации

Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования объективно вызвана развертыванием больших инновационных циклов в политике, экономике и социальной жизни России,.

Специалисты определяют современное общество и эпохи как пост тоталитарные, связанные с поражением СССР в холодной войне, с крушением одной из сверх держав и установлением нового политического порядка.

В современной России происходит изменение не только экономической парадигмы, но и старых ценностей, стереотипов мышления и поведения. В данных условиях радикального изменения российского общества в нем ощущается крайняя необходимость возрождения его духовных основ, формирования положительного отношения различных социальных групп и индивидов к проводимым реформам, оптимального управления направленностью и мерой активности по поддержке или противодействию нововведениям. Впереди нас ожидает следующая фаза — жесткого отбора пришедших к нам новаций, их творческой культурной переработки и адаптации к местным условиям и традициям (Панарин А.С., 1996).

Сказанное приводит к выводу, что в стратегии профессионального становления руководителей системы образования должно присутствовать формирование и развитие готовности к инновационной деятельности и специальной подготовке к внедрению достижений науки и инновационных технологий в практику.

Различные аспекты готовности к инновационной деятельности активно изучаются учёными: принятие решений относительно новшества (Б. Твисс) — роль руководящих работников в процессе внедрения (Л. Водачек и О. Лодачкова, П. Дрикер и др.) — проблемы эффективности инноваций, направлений взаимодействия нововведений, взаимосвязь общества и инновационного развития (Б. Санто) — проблемы инновационной политики, взаимоотношения инноваторов и трудового коллектива (А. Пригожин, К. Кирсанов, Д. Сиверин, Я. Лишняков и др.) — инновационная культура и инновационная деятельность как факторы становления и. развития современного предпринимателя (А. Валеева, Д. Вахитов).

Однако работ по психолого-педагогическим аспектам формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования нет, возможности системы повышения квалификации в формировании названного феномена изучены не достаточно.

Несоответствие степени разработанности проблемы уровню современных требований жизни, а также противоречия между острой потребностью в руководителях системы образования, обладающих высокой инновационной готовностью, и фактическим её уровнем, между провозглашением приоритетного развития преобразующей функции системы повышения профессиональной квалификации и действительным ее состоянием вызвали интерес к данной проблеме и обусловили выбор темы данной работы. f.

Объект исследования. Система повышения профессиональной квалификации руководителей системы образования.

Предмет исследования. Процесс формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования и психолого-педагогические условия и факторы его оптимизирующие.

Цель исследования: научно обосновать концепцию формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования, а также систему условий, обеспечивающих оптимизацию исследуемого процесса.

Основная, гипотеза исследования. Формирование готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования представляет собой сложный, неоднозначно детерминированный процесс, главным интегральным свойством которого является необратимое и закономерное изменение. Гипотетически предполагаем далее, что это изменение достигнет наиболее высокого уровня, если будет:

• сконструирована научно обоснованная концептуальная модель готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования как средство системного видения, прогнозирования и внедрения;

• разработан программно-целевой комплекс психолого-педагогического обеспечения процесса формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования;

• определена система психолого-педагогических условий как существенный компонент программно-целевого комплекса по формированию готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

Гипотеза и цель исследования определили его задачи:

• выявить и научно обосновать характеристику готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования;

• разработать концептуальную модель формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования;

• обосновать критерии, показатели и уровни эффективного формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования;

• разработать программно-целевой комплекс психолого-педагогического обеспечения процесса формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования;

• выявить систему психолого-педагогических условий и факторов эффективного формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

Общей методологической и теоретической основой исследования явились методологические принципы психологии — развития, системности, комплексности, активности (К.А. Абульханова-Славская, В. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), акмеологии (А.А. Бода-лев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Е.И. Степанова) — положения о творческой сущности личности и многофакторном характере ее развития (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Е.Н. Богданов) — рассматривались механизмы персонализации личности и ее развития в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. К. Маркова, А.В. Петровский) — идеи об освоении деятельности (Л.В. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), о ведущем виде деятельности (А.Н. Леонтьев, В. А. Мухина, Д.Б. Эльконин), теории систем и системного подхода (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина и др.), теории функционирования педагогических образовательных систем (Н.В. Кузьмина, Р. Х. Шакуров, В.А.Якунин).

Обоснование модели готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования прошло через осмысление основных положений теории управленческой деятельности, представленных в рамках психологии труда, социальной психологии, психологии управления (К.К. Платонов, Е. А. Климов, А. В. Крылов, Е. Е. Вендров, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов, Р. Х. Шакуров, Э. Ф. Зеер и др.).

Учитывались в исследовании выводы об управленческой деятельности с точки зрения качеств, которые необходимо развивать у руководителей (В.В. Яковлев, Н. Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов) — эффективности методов подготовки кадров управления (Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский) — соотношения психологической и управленческой подготовки (А.В. Филиппов, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоуори, И.К. Шалаев) — традиционных и активных методов обучения (Н.Ю. Хрящева, В. П. Захаров, В. М. Снеткова, Е. И. Степанова и др.).

База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе факультетов подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования в городах Алма-Ата, Казани, Калинине, Красноярске, Таллине (констатирующий эксперимент и внедрение научных идей и методических рекомендаций (1985;1987 гг.) — в Челябинске и Перми (формирующий эксперимент и внедрение (1985;1987 гг.) в 112 районных отделах народного образования Челябинской, Курганской, Оренбургской,.

Пермской областей (на этапе точечной экстраполяции исследования (19 881 990 гг.) — в 24 исполкомах Челябинской, Курганской, Оренбургской, Иркутской областей на этапе локальной экстраполяции исследования (19 901 993гг.) — в 10 районных (городских) администрациях Челябинской области (на этапе фронтальной экстраполяции исследования (1993;1994 гг.) — в процессе подготовки и повышения квалификации слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ (1995;1997 гг.).

Этапы исследования', поисково-подготовительный (1980;1983 гг.) — поисково-экспериментальный (1984 г.) — формирующий (1985;1987) — контрольный (1985;1987) — точечной экстраполяции (1988;1990) — локальной экстраполяции (1990;1993) — фронтальной экстраполяции (1993;1994) — совершенствования (1994;1995) — контрольно-обобщающий (1996;1997).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований были получены следующие научные результаты:

Решена проблема формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования. Концептуально раскрыто содержание готовности к инновационной деятельности как психологического феномена: понятие, критерии и показатели сформированности, уровни, закономерности, принципы, условия и этапы процесса ее формирования и развития.

Обоснована психолого-педагогическая система формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования со всеми присущими ей принципами (целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания).

На основе психолого-педагогической концепции разработана теоретическая модель готовности к инновационной деятельности, основными ее компонентами являются знания и умения.

Определены задачи, характер, уровни модели, критерии определения уровня, механизмы перехода элементов с одного уровня на другой.

Выявлены критерии формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

Разработаны и внедрены технологии и методический инструментарий формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования, которые оптимизируют процесс эффективного достижения конечных результатов. Обоснован алгоритм целевой программы, каждый ее шаг — это среда для формирования изучаемой готовности. Выявлено, что оптимальному ее становлению способствует последовательное решение задач на следующих этапах:

1. Курсовой период: организация и первичная диагностикаформирование и развитие готовности к инновационной деятельностипроверка и закрепление усвоенногоанализ итогов и обязательств на послекурсовое внедрение.

2. После курсовой период: целеполаганиеформирование установкиизучение теоретических основпробное внедрениефронтальное внедрениесовершенствование и самосовершенствованиенаставничество.

Обоснована во всех ее аспектах (системно-субстратном, системно-структурном, системно-функциональном, системно-историческом) система психолого-педагогических условий и факторов (объективных, объективно-субъективных, субъективных) формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

В ходе исследования созданы технологии воздействия на личность субъекта внедрения и сформулированы принципы их конструирования: наличие цели, элементов, структуры, параметров входа, выхода, обратной связи, управляемости.

Практическая значимость исследования. Созданы учебно-тематические планы по профессиональному становлению личности руководителя, система программированного обучения по курсам теории и истории психологии, общению, теории и практике внедрения, разработаны инновационные задания, алгоритмы внедрения достижений науки и инновационных технологий в практику, батареи диагностических методик, тренинги.

Разработанная система психолого-педагогических условий и программно-целевой комплекс обеспечения формирования готовности к инновационной деятельности могут быть использованы в социальных институтах, профессионально занимающихся подготовкой и повышением профессиональной квалификации руководителей системы образования.

Модель готовности к инновационной деятельности может служить ориентиром для всех звеньев системы подготовки и повышения квалификации руководителей по определению форм, методов и содержания как курсовой, так и самообразовательной работы слушателей в межкурсовой период, а созданная система обратных связей может иметь там же свои аналоги.

Программно-целевой комплекс управления внедрением инновационных технологий может быть применен и уже широко используется в управленческой деятельности.

Создан в Челябинском государственном педагогическом университете психологический центр, способный оказать научно-методическую помощь по всему полю проблем формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

Достоверность исследования определяется и обеспечивается исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборок, взаимопроверкой данных, экспериментальной проверкой разработанных предложений и рекомендаций, пролонгированном во времени (16 лет) экспериментом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования выражены в 75 научно-методических публикациях автора. Научные идеи, теоретические результаты, данные эксперимента обсуждались на всесоюзных, всероссийских, региональных конференциях и семинарах с 1985 — 1997 гг., а также в ходе осуществления организационно-деятельностных игр (ОДИ) и инновационно-деятельностных игр (ИДИ) игр по проблемам управления инновационным процессом в разных социальных сферах (образования, политической и экономической деятельности), на I Всероссийской съезде практических психологов (г. Москва, 1994 г.), на международном семинаре по управлению инновационным процессом (г. Таллин, 1993 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе информационно-обучающих мероприятий в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Российской академии Сбербанка РФ, Уральской академии труда и социальных отношений, Челябинском государственном университете, Челябинском государственном педагогическом университете, Челябинском государственном техническом университете, Челябинском государственном агроинженерном университете, Уральском государственном педагогическом университете, Курганском государственном педагогическом институте.

Методы исследования. Программа исследования включала как констатирующие методики, так и формирующий эксперимент. Констатирующие срезы осуществлялись с помощью стандартных методик и оригинальных методик автора (использовались в том числе ориентационная анкета Б. Басса, личностный опросник Айзенка, 16-ти факторный опросник личности Кэттелла (форма А), Калифорнийский психологический опросник личности, методика «ценностные ориентации» М. Рокича, шкала на совместимость В. Шутца, социометрические техники различной модификации, тест интерперсональной диагностики Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик, опросник К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной, экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Ми-халюка, А. Ю. Шалыто, методика определения стиля руководства коллективом В. П. Захарова, тест на оценку общей способности к управленческой деятельности Л. Д. Кудряшовой и др.). Авторские процедуры включали тренинги, практикум по подготовке к внедрению, организацию программно-целевого комплекса формирования развития и проявления готовности к инновационной деятельности, осуществление обратных связей, изучение процессов внедрения.

Математическая обработка предусматривала вычисление статистических характеристик, средних значении величины в массивах упорядоченной информации, ранговой корреляции Спирмена, дисперсии, среднеквадратичной погрешности, стандартной ошибки, достоверности полученных результатов (критерия Стьюдента), а также проведение факторного анализа.

В процессе индивидуальной и групповой экспериментальной работы по изучению уровня готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования была разработана программа развития психологической готовности к инновационной деятельности, тренинги личностного роста и межличностных отношений, методы диагностики социально-психологических состояний коллектива, процедуры развития умений и навыков инновационной деятельности.

Публикации. Материалы исследования опубликованы в монографииях, сборниках, учебных пособиях, в журналах «Советская педагогика», «Психологический журнал», всего 75 печатных работ, общим объемом 114,5 п.л.

Положения, выносимые на защиту.

1. Готовность к инновационной деятельности у руководителей системы образования представляет собой сложную неоднозначно детерминированную систему, в состав которой входят знания, умения и отношения.

Инновационная деятельность является феноменом не только личностным, но и межличностным, и межгрупповым. Это обязывает дифференцированно подойти к определению ее субъекта: личность, группа, коллектив, что обусловливает возникновение, существование и развитие внутренних и внешних психологических факторов формирования и проявления готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

Внутренние психологические факторы готовности к инновационной деятельности: активностьнаправленностьиндивидуально-типологические особенностииндивидуальный стиль деятельностиустановка, «Я"-концепцияценностные ориентации и отношенияспособность к творческой деятельностиинновационные качествапрофессионализмготовность к риску;

Внешние (социально-психологические) факторы подразделяются на два типа.

Первый тип внешних факторов («группа-личность») — направленность групповой деятельности на социально-значимые целигрупповой ценностный стандартсовместимость членов группысплоченностьпозитивные межличностные отношенияорганизованностьстимулирование творческой деятельности членов группы;

Второй тип внешних факторов («коллектив-личность») сотрудничество составляющих коллектив группсоздание благоприятного морально-психологического климатасовершенствование управления коллективомосуществление индивидуального и дифференцированного подходастимулирование групповой творческой деятельности.

II. Методологическую основу построения модели определяющих структуру психологической готовности к инновационной деятельности знаний и умений составляет уровневый подход. Критериями определения уровня являются: принадлежность элементов к разным классам сложности, специфичность законов каждого уровня, субординация уровней, происхождение систем последующего уровня из основных систем предыдущего.

III. Программно-целевой комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных форм (курсовой, межкурсовой и после курсовой работы), обеспечивающих формирование готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

Формирование готовности к инновационной деятельности рассматривается как процесс и характеризуется последовательной сменой этапов: в курсовой период (организация и первичная диагностика, формирование новых знаний и умений, проверка и закрепление усвоенного, анализ итогов и обязательств на послекурсовое внедрение) — в после курсовой период (целеполагание, формирование установки, изучение теоретических основ предмета внедрения, пробное внедрение, фронтальное внедрение, совершенствование и самосовершенствование, наставничество).

Процесс формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования находится в зависимости от особенностей реализации каждого этапа, что определяется свойствами составляющих этап функций (целевых, содержательных, факторных, критериальных). Данный процесс будет успешным лишь в том случае, если соотношение его функций даст новое интегративное образование, способное реализовать цели формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования.

IV. Системный анализ психолого-педагогических условий формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования проведен во взаимосвязи его четырех аспектов:

•морфологического: объективные условия (возникновение и развертывание больших инновационных циклов) — объективно-субъективные (научно-методические, учебно-материальные, технологические, управленческие) и субъективные (внутренние и внешние) условия- •структурного: ведущую интегративную роль в системе исследуемых условий играют целевые связи. Они объединяют все три ее блока едиными целевыми требованиями, которые выполняют интегративную функцию по отношению к данной подготовке, •функционального: все условия выполняют свои функции по отношению к формированию конечного результата, предвосхищенного в целях, •генетического: элементы готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования зарождаются, формируются и развиваются как стихийно, так и благодаря целенаправленному воздействию программно-целевого комплекса подготовки к внедрению достижений науки и инновационных технологий в практику.

Структура диссертации и логика ее изложения. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертационное исследование состоит из трех, логически продолжающих друг друга разделов, раскрывающих методологию, теорию и праксиологию психолого-педагогической концепции формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования. Предваряет работу введение, завершают выводы-заключение, список использованной литературы и приложения. Текст диссертации изложен на 303 страницах. Общий объем работы 545 страниц. Таблиц — 21, рисунков — 9, диаграмм — 9, комплексов иллюстраций — 16.

Во введении аргументируется выбор темы, обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуется состояние ее научной разработанности, формулируются цель, задачи, гипотезы, объект и предмет анализа, основные положения, выносимые на защиту, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость, сфера апробации и внедрения результатов диссертационной работы.

В первой главе («Сущность и состояние проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования») представлена психолого-педагогическая концепция готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования (сущностная характеристика, модель знаний и умений, критериальная система, уровни и движущие силы изменения элементов готовности, результаты констатирующего эксперимента).

Во второй главе («Экспериментальное исследование психологических факторов повышения готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования») выявляются и обосновываются внутренние и внешние психологические факторы формирования и проявления готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования, их типологические особенности.

В третьей главе («Оптимизация процесса формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования1') раскрывается подготовка руководителей к инновационной деятельности в системе повышения квалификациизакономерности, принципы, этапы, условия этого процессапрограммно-целевой подход к его организациирезультаты изучения эффективности внедрения достижений науки и инновационных технологий выпускниками системы повышения квалификацииорганизация системы обратных связей с выпускниками СПК).

В заключении подводятся итоги исследования, рассматривается правомерность выдвинутых гипотез, излагаются краткие выводы и практические рекомендации, определяются возможные направления дальнейшего анализа проблемы.

В приложениях даются технологии преобразующего воздействия: тренинги, практикум по подготовке к внедрению инновационных технологий, алгоритм изучения эффективности внедрения, география и динамика процессов внедрения, положение о психологическом центре и технология его работы, модель функциональных обязанностей группы внедрения психологического центра, программы психолого-педагогических подготовки профессионала, при Президенте РФ, трехмерная модель влияния психолого-педагогических условий на процесс внедрения, стимульный материал для электронных учебников («Повышение психологической компетентности руководителя по теории и истории психологии», «Повышение психологической компетентности руководителя по общению»), приведены примеры процессов внедрения инновационных технологий в деятельность районного управления образования, показаны результаты исследования направленности руководителей и их мотивации к управлению, заканчивается диссертационное исследование прогнозированием перспективного изучения формирования и развития готовности к инновационной деятельности педагогических кадров.

Результаты работы экспериментальных площадок отслеживаются по следующим показателям: успеваемостьудовлетворенность учащихся своей школойпобедителей районных олимпиадучастников районной конференцииколичество медалистовлучшие учебные кабинеты.

Приоритет ы в управлении социализацией.

Проблема гражданского становления и социализации решается на основе управления качеством следующих групп факторов (или условий социализации). I.

Первая группа — факторы, обеспечивающие гуманизацию учебы (учения):

• высокий уровень профессионально-педагогической компетентности работников образовательной сферы;

• современная учебно-материальная база;

• снижение наполняемости классов (групп) и сменности в образовательных учреждениях;

• учет развития и здоровья при формировании групп учащихся.

Вторая группа — факторы, обеспечивающие гуманизацию труда учащихся (воспитанников):

• организация многообразных видов трудовой деятельности (общественно-полезной, производительной, прикладной, творческой и т. д.);

• высокий уровень обеспечения техники безопасности;

• многовариантный выбор привлекательных для учащихся и воспитанников (с учетом возраста, интересов, склонностей, намерений, уровня притязаний).

Третья группа — факторы, обеспечивающие гуманизацию быта:

• создание нормальных бытовых условий в образовательных учреждениях (столовые, комнаты личной гигиены, бытовая техника, эноргомичная мебель, рптимальное рабочее (ученическое) место, спортивное оборудование и т. п.).

• создание благоприятного морально-психологического климата;

• высокий уровень материальной обеспеченности, создаваемой также и самими учащимися (воспитанниками).

Четвертая группа — факторы, обеспечивающие гуманизацию досуга и отдыха:

• наличие в учреждении (в микрорайоне) миникинотеатра, театра, видеосалона, молодежного или детского кафе (бара);

• наличие культурнои образовательно-досуговых учреждений, секций, кружков, клубов, читальных залов, библиотек, дискотек и т. п.;

• наличие «зеленых зон» отдыха (парков, садов, скверов, приусадебных и пришкольных участков).

РУО определяет в качестве приоритетных направлений своей деятельности:

— культивирование положительных, социально-значимых традиций;

— координация воспитательных воздействий со всеми социальными, культурнои образовательно-досуговыми учреждениями на территории города.

Созданы службы сопровождения управления психологическая, методическая, валеологическая, а также различные общественно-государственные структуры типа ассоциаций педагогов, ассоциаций родителей, комиссий, общественных советов и т. п.

Таков далеко не полный перечень нововведений на уровне районного управления образования, иллюстрирующий готовность к инновационной деятельности не только коллектива РУО, но и коллективов учреждений образовательного пространства района.

Если абстрагироваться от смыслового значения показателей и перейти только на язык цифр, что весьма условно, то можно сделать вывод о невысоком уровне достижения конечных результатов внедрения.

Происходит это по ряду причин.

Во-первых, на протяжении всего инновационного процесса отсутствует целостная система условий и факторов, способствующих внедрению.

На каждом отдельном этапе условия должны соответствовать его специфике:

1 этап: «Целеполагание внедрения».

Условия: '.

•понимание актуальности поставленных задач;

•понимание необходимости внедрения;

•учет уровня готовности к инновационной деятельности субъекта внедрения.

2 этап: «Формирование положительной установки на внедрение».

Условия:

•понимание общественной значимости инновационной деятельности;

•пропаганда передового опыта по предмету внедрения;

•создание морально-психологического климата, благоприятствующего внедрению.

3 этап: «Изученыej теоретических основ предмета внедрения».

Условия:

•высокий теоретический уровень осмысления профессиональной деятельности;

•активизация повышения профессиональной квалификации;

•обеспечение необходимыми методическими рекомендациями и инструкциями.

4 этап: «Освоение предмета в ходе опережающего внедрения».

Условия:

•управление процессом внедрения (анализ, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование);

•владение методикой работы над темой инициаторами внедрения (на 4 этапе), всеми членами коллектива (на 5−6 этапах);

•обеспечение достаточным количеством инструкций и методических рекомендаций;

•осуществление наставничества со стороны профессионалов;

•обеспечение гласности в ходе внедрения.

5 этап: «Фронтальное внедрение».

Условия:

•управление процессом внедрения (анализ, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование);

•владение методикой работы над темой инициаторами внедрения (на 4 этапе), всеми членами коллектива (на 5−6 этапах);

•обеспечение достаточным количеством инструкций и методических рекомендаций;

•осуществление наставничества со стороны профессионалов- •обеспечение гласности в ходе внедрения.

6 этап: «Совершенствование работы над темой. Условия:

•управление процессом внедрения (анализ, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование);

•владение методикой работы над темой инициаторами внедрения (на 4 этапе), всеми членами коллектива (на 5−6 этапах);

•обеспечение достаточным количеством инструкций и методических рекомендаций;

•осуществление наставничества со стороны профессионалов;

•обеспечение гласности в ходе внедрения.

7 этап. «Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы по теме».

Условия:

•высокое качество управления этапом- •наличие программы изучения эффективности внедрения- •гласность обобщения передового опыта внедрения инновационных технологий;

•сотрудничество с другими субъектами внедрения.

В ходе изучения внедрения важно выяснить, какие именно и на каком уровне условия были созданы для достижения конечного результата.

Вторая причина, которая порождает как неизбежное следствие недостаточно высокий уровень достижения конечного результата внедрения — это отсутствие должного единства теории и практики управления.

Полученные данные не противоречат общим выводам о том, что организационные условия для преобразующего воздействия на субъект внедрения эффективнее всего создаются в процессе базового повышения профессиональной квалификации. Здесь каждому слушателю кафедра может обеспечить индивидуальную помощь в выборе предмета инновационной деятельности и моделировании его внедренияна высоком научно-методическом уровне раскрыть сущность нововведения и целевую программу его реализации в практике. В после курсовой период сделать это гораздо труднее.

Эффективность проведения этой работы во многом определяется тем, что именно в процессе повышения профессиональной квалификации слушателям удалось развить умения в области конкретной инновационной технологии, изучить передовой опыт внедрения, завязать с учеными и коллегами после курровые творческие связи, положить начало своему научному исследованию, экспериментальной работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование достигло своих целей: получила научное обоснование концепция формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования, выявлены условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию названного процесса.

Анализ работ специалистов (ученых и практиков) показал, что инновации присущи любому типу общественного развития как эволюционному, так и революционному. Инновационная деятельность представляет собой такого рода феномен, который нельзя чисто эмпирическим путем отделить и от культуры, и от цивилизации.

Сущность инновационной деятельности состоит в том, что она является инвариантой любой сферы человеческой жизни, каждой культуры, продуктом культуры и цивилизации.

Состояние и уровень развития готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования, в конечном счете, определяются уровнем и объемом доступных субъекту знаний и умений, возможностью их распространения, усвоения, переработки и продуцирования.

Особое значение для формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования приобретают знания и умения по теории и практике внедрения, прогнозирования, системного подхода. Выявлены три уровня их развития: стихийно-эмпирический, эмпирический и научный.

Внутренние психологические факторы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования образуют — активностьнаправленностьиндивидуально-типологические особенностииндивидуальный стиль деятельностиценностные ориентации и ценностные отношенияспособность к творческой деятельностиинновационно-важные качествапрофессионализмготовность к рискуспособности, «Я-концепция», направленность, установка на инновационную деятельность.

Чтобы установить факторы, значимые для формирования и проявления готовности к инновационной деятельности, был проведен факторный анализ с последующим варимакс вращением, который привел к выделению семи факторов с общей информативностью 44,49%.

Первый фактор (F1 = 10,37%) — «Я — концепция».

Второй фактор (F2 = 8,26%) — «Направленность на инновационную деятельность».

Третий фактор (F3 = 6,21%) — «Способность к творчеству».

Четвертый фактор (F4 = 5,74%) — «Ценностные ориентации и ценностные отношения».

Пятый фактор (F5 = 5,17%) — «Инновационно-важные качества».

Шестой фактор (F6 = 4,67%) — «Готовность к риску».

Седьмой фактор (F7 = 4,07%) — «Профессионализм «.

Среди внешних психологических факторов формирования готовности к инновационной деятельности следует выделить социально-психологические аспекты совместной деятельности по двум типам: «группа-личность» и «коллектив-личность».

К первому типу относятся: направленность групповой деятельности на социально-значимые целигрупповой ценностный стандартсовместимость членов группысплоченностьпозитивные межличностные отношенияорганизованностьстимулирование творческой деятельности членов группы;

Второй тип образуют: сотрудничествосоздание благоприятного социально-психологического климатасовершенствование управления коллективомосуществление индивидуального и дифференцированного подходастимулирование групповой творческой деятельностисотрудничество составляющих коллектив группсоздание благоприятного социально-психологического климатасовершенствование управления коллективом.

Научно-методические условия оптимизации процесса формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования: наличие необходимых концепций, анализ сложившегося опыта, выявление имеющихся инновационных тактиксоздание перспективной модели внедрения.

Учебно-материальные условия: накопление и систематизация в учебной базе повышения квалификации необходимой научно-методической литературыобеспечение методическими рекомендациямисоздание банка наглядности, повышение её содержательной ёмкости за счёт выделения смысловых опорных пунктов, семантической и пространственной группировки учебного материала, представления его в форме наглядного зрительного образасоздание банка информации о ходе внедрения инновационных технологий, о новаторстве (создании нового в определённых условиях с целью исследования) — накопление материалов о совокупности необходимых для управления внедрением знаний и умений, заложенных в схемах, планах, программах.

Организационные условия: целевая направленность подготовки к внедрению, перспективность и плановость, взаимодействие всех средств учебной информации, организация обсуждения передового опыта, которая сопровождается целеустремлённостью, глубиной содержания, оперативностью, информативной насыщенностью, доступностью, точностью. Одним из важнейших организационных условий обсуждаемого феномена является широкое вовлечение самих слушателей во все виды обратных связей с теми, кто уже прошёл базовое повышение квалификации, оно способствует созданию внутренних форм саморегуляции деятельности (чувства долга, ответственности).

Оптимальное формирование готовность к инновационной деятельности получает в условиях повышения профессиональной квалификации, основная функция которой дидактическая.

В базовый (сессионный, курсовой) период названный процесс характеризуется последовательной сменой следующих состояний {этапов процесса): организации и первичной диагностики, формирования новых знаний и умений, проверки и закрепления усвоенного, анализа итогов и обязательств на после курсовое внедрение.

В процессе исследования названных этапов подтвердилось действие общих и частных психологических закономерностей.

• Общие закономерности формирования готовности к инновационной деятельности — необходимого разнообразия о.

Ф. Эшби) — оптимума мотивации (Иеркса-Додеона) — отсутствия предела в развитии, переноса, «плато», угасания уменийэмоциональной константностизамещения.

• Общие закономерности саморазвития на протяжении профессиональной биографии (Н.В. Кузьмина): Закономерность цикличности деятельности: подъемы уровня деятельности, достижение более высоких результатов, спадыциклическое пере структурирование деятельности от старта к финишу (в зависимости от возраста и стажазакономерность циклической взаимосвязанности старта, оптимума и финиша (в зависимости от возраста и сложности учебной информации)).

• Частные закономерности формирования и развития готовности к инновационной деятельности в процессе нововведений: закономерные реакции личности на инновационную динамику (Г.Люббе) — закономерное возникновение явлений «психологического барьера», «психологической готовности», «сверхдоверия», «время реакцийкомплекс инноваций, составляющих суть реформ, закономерным и естественным образом стимулирует инерционные процессы (Н.П. Сащенко):

Выявлены следующие принципы процесса формирования готовности к инновационной деятельности:

I. Принцип адекватности социальных представлений. И. Принцип психологической аккультурации.

III. Принцип полимерности субъекта инновационной деятельности. Формы и методы преобразующего воздействия на развитие готовности к инновационной деятельности можно представить как две взаимосвязанные подсистемы: курсовые (I) и межкурсовые (II):

К первой подсистеме относятся: психодиагностика (входной контроль), лекции, семинарские занятия, тренинги, круглые столы, дискуссии, деловые игры, оргдеятельностные игры, инновационные игры, игромоделирование, игрокомплексы, психологическое консультирование, коррекция личности, коррекция межличностных отношений, индивидуальная работа, дипломные работы, научно-исследовательская деятельность.

Вторая подсистема включает изучение универсальной модели внедрения, выбор предмета инициативного внедрения, экстраполяция универсальной модели на конкретный объект внедрения, оформление заявок на внедрение, создание банка заявок на внедрение, составление географии внедрения, заключение договоров о творческом сотрудничестве, формирование лаборатории по изучению процесса внедрения, формирование алгоритма изучения внедрения, изучение процессов внедрения инновационных технологий, создание банка информации о ходе внедрения, выездное экспресс-консультирование субъектов внедрения, выездное экспресс-обучение субъектов внедрения, наставничество, научно-исследовательская деятельность, обобщение передового опыта внедрения.

На протяжении всего межкурсового периода должна быть создана целостная система условий и факторов, соответствующих специфике конкретного этапа.

1 этап — «Целеполагание внедрения» — понимание актуальности поставленных задачосознание необходимости внедренияучет уровня готовности к инновационной деятельности субъекта внедрения.

2 этап — «Формирование положительной установки на внедрение» -понимание общественной значимости инновационной деятельностипропаганда передового опыта по предмету внедрениясоздание морально-психологического климата, благоприятствующего внедрению.

3 этап — «Изучение теоретических основ предмета внедрения» -высокий уровень осмысления профессиональной деятельностиактивизация повышения профессиональной квалификацииобеспечение необходимыми методическими рекомендациями и инструкциями.

4, 5, 6 этапы — «Освоение предмета в ходе опережающего внедрения», «Фронтальное внедрение», «Совершенствование и самосовершенствование» — высокое качество управления процессом внедрениявладение методикой работы над темой инициаторами внедрения (на этапе опережающего внедрения), всем коллективом (на этапах фронтального внедрения и совершенствования) — осуществление наставничества, обеспечение гласности процессов внедрения.

7 этап — «Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы по теме» — высокое качество управления этапомналичие программы изучения внедрениягласность обобщения индивидуального, группового и коллективного опытасотрудничество с другими субъектами внедрения.

В формах индивидуальной и организованной работы по подготовке к внедрению психологические аспекты должны занимать существенное место, и могут выглядеть следующим образом: изучение личности руководителей и их резерва, разработка программ саморазвития, тренинги личности руководителей и резерва, тренинги межличностных отношений, диагностика социально-психологических состояний коллективного субъекта инновационной деятельности, подготовка рекомендаций по формированию готовности к инновационной деятельности.

В перспективе необходимо разработать и внедрить психологический мониторинг имиджа руководителя инновационного процесса, проводить анализ негативных массовидных явлений, вырабатывать рекомендации по их активному регулированию, обучать методам противодействия крайним формам поведения подчиненных (массовая агрессия, паника и т. д.).

Актуальным для педагогической практики является разработка программ определения социально-психологических характеристик субъекта внедрения (общественное настроение, симпатии, психологические установки на отдельных руководителей, социальные ожидания, источники тревоги, негативные стереотипы и т. д.).

Необходимо также разработать инструментарий, способный поставить диагноз и осуществить прогнозирование в условиях развивающегося инновационного цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XX1. века: Учеб. пособие. — М., 1995.-336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. С.И. Социально-психологические особенности информационного взаимодействия в политике. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 22 с.
  4. Альманах психологических тестов. -М.: КСП, 1995. -400 с.
  5. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции в 4-х томах. Том 1 / Сост. Т. Е. Сафонова М.: «Интеллект», 1996. -376с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
  7. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324с.
  8. О.С. Диалог как средство формирования культуры мышления в управлении и исследовании развивающегося мышления. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. — 76 с.
  9. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учеб. пособие. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. — 267 с.
  10. Ю.Анисимов С. А. и др. Методы акмеологических исследований. В помощь инженерно-педагогическим работникам учреждений Начального профессионального образования. -Кострома, 1994. 100с.
  11. П.Антонюк В. А., Лузин А. Е., Моченов Г. А. Социально-психологические аспекты организационных нововведений. В кн.: Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука, 1983. — С. 76−92.
  12. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии //Категории материалистическойдиалектики в психологии. М., 1988.
  13. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия //Психологический журнал. .-1993-№ 12.-С. 3−16.
  14. А.Г. Психология личности. Учебник. М: МГУ, 1990.-367 с.
  15. Г. В. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации (тезисы доклада) 1992 — 24 апреля.
  16. В.Г. Системность и общество. М.:Политиздат, 1980.-368с.
  17. В.В. Влияние мнения неорганизованной группы и сложившегося коллектива на проявление внушаемости личности //Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 89−100
  18. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994. 509 с.
  19. Бесстужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений /РАН. Ин-т социологии. М.: Наука, 1993. — 240 с.
  20. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии
  21. РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  22. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990.-205 с.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М: Наука, 1978.-311с.
  25. Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М.: РАУ, 1994. — 218 с.
  26. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей //Вопросы психологии. 1995. — № 5. -С. 49−58.
  27. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. -271с.
  28. А. А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития //Мир психологии и психология в мире. 1995, № 3. — С. 113−119.
  29. Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412с.
  30. Д. Процесс обучения. М.: АПН РСФСР, 1962. -378 с. 31 .Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. — 109 с.
  31. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал 1996. — № 6. — С 30−37.
  32. БСЭ., Т.27, III издание. М.: Советская энциклопедия, 1977.- 624 с. /
  33. А.Ф. Инновационная культура как фактор развития предпринимательской активности работников производства в условиях формирования рыночных отношений. Дис. канд. социол. наук. Казань, КГПИ, 1993. — 146 с.
  34. Й. Управление инновационными процессами в промышленности. Варшава, 1986. — 180 с.
  35. С.В. Политическая культура как фактор социальной стабилизации. Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Волгоград: ВГУ, 1994. 25 с.
  36. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 200с.
  37. Д.Р. Инновационная деятельность как фактор становления современного предпринимательства. Автореф. дис. канд. социол. наук. Казань: КГПУ, 1995. — 17 с.
  38. Вестник государственной службы. М.: ГУ Роскадры, 1993.- № 1.-70 с.
  39. Вестник государственной службы. М.: ГУ Роскадры, 1993. -№ 6.-53 с.
  40. Вестник государственной службы. М.: ГУ Роскадры, 1993. -Ко 7.-77 с.
  41. Вестник государственной службы. М.: ГУ Роскадры, 1993. -№ 11.-60с.
  42. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XII века до учреждения министерств //Журнал Мин-ва Народного Просвещения. СПб., 1874. — № 5. -146 с.
  43. Ян. Факторы развития инновационности предприятия.I
  44. Дис.. д-ра экон. наук. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. -385 с.
  45. Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва, 17.02.1995 г. -М.: Юрид. лит., 1995. 159 с.
  46. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.-С. 56.
  47. Выготс1 $ий JI.C. Собр. соч. в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и источники психологии /Под ред. А. Р. Лурия и др. М.: Педагогика, 1982.-488 с.
  48. Высшие административные кадры и устройство Европы. — М.: Фр. организация тех. сотрудничества, 1994. 55 с.
  49. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965.-87 с.
  50. П.Я. Развитие исследований по формированию умственной деятельности в кн.: Психологическая наука в СССР. Т. 1.-М., 1959.
  51. В.А. Системные описания в психологии. Д.: ЛГУ, 1984, — 195с.
  52. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. -422с.
  53. В.Г., Орлов И. Н., Филиппов Л. И. От знаний к творчеству. — М.: МЭИ, 1995. — 225 с.
  54. Г. Н. Прогностические методы в педагогике. -Киев: Выща школа, 1979. 240 с.
  55. Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе //Вестник государственной службы. 1993. — № 11. — 60 с.
  56. ЁЛ. Политическая культура как моделирующая система. Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 1995. — 121 с.
  57. Государственный служащий как человек и профессионал /Информационный бюллетень Центра социологического обеспечения подготовки государственных служащих. 1995. — № 2. -77 с.
  58. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1984.-392с.
  59. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1995. — 23 с.
  60. Н.В. Закономерность возникновения межличностных производственных конфликтов. Дис. канд. психол. наук. JI.: ЛГУ, 1978. 20с.
  61. Гуманитарий. Ежегодник № 1. С-Пб.: Петрополис, 1995. -312 с.
  62. П.С. Философия культуры: Пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 317 с.
  63. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 23 с.
  64. А.А. Методы интеллектуализации САПР. М.: РАУ, 1992. — 28*7 с.
  65. В.И. (источники расположены под индексами 67.167.75 на стр. 330−341).
  66. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. -208с.
  67. П. Инновационность и предпринимательство. Практика и принципы. Варшава, 1992. — 245 с.
  68. О.П. Роль инновационной направленности руководителя в повышении эффективности деятельности трудового коллектива (на примере учреждений денежно-кредтной системы). Дис. канд. филос. наук. -М., 1985. 159 с.
  69. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Практическая психология. Псков, 1994.-280 с.
  70. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983, — 167с.
  71. .С. Социальная культурология: В 2 ч.: Пособие для студентов вузов. М.: АО «Аспект-Пресс». — Ч. 1. — 1994. — 384с.
  72. В.И. Система государственной власти: теоретико-организационные основы и политическая динамика: Дис. д-ра юрид. наук. М.: РАУ, 1994. — 382 с.
  73. В.И. Коллектив и его развитие. Ровно, 1969.35 с. 78.3еер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997.-244 с. 79.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  74. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987 — 207с.
  75. Е.П. Изучение свойств нервной системы: Учебное пособие для фак. психологических ун-тов. Ярославль.:ЯрГУ, 1978. -93с.
  76. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. — 574 с.
  77. В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимся ПТУ в процессе обучения. М.: Высшая школа, 1990. -127с.
  78. Т.С. Диалектика взаимодействия цивилизации и культуры. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. — 17 с.
  79. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. — С. 7.
  80. Категории материалистической диалектики в психологии //Отв. ред. Л. И. Днцыферова. М.: Наука, 1988. — 244 с.
  81. Т. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллинн: АН Эст. ССР, 1974. — 129 с.
  82. Е.А. ИСД в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969. — 100с.
  83. Н.А. Европа, культура, христианство //Свободная мысль. М.: Пресса, 1995. — № 6. — С.74−83
  84. В.И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях. Дис. д-ра филос. наук. М., 1991. — 352 с.
  85. Л.Э. Ценностные ориентации личности в коллективах разного уровня развития. Дис. канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1981.- 173 с.
  86. Т.В. Профессионализм и психология //Высшееобразование в России. 1995, № 3. С. 81−90.
  87. Т.В., Долныкова А. А. Диагностика импульсивности и склонности к риску //Вести Московского, ун-та. -1995, № 3,-С 46−56.
  88. Т.Н. Культура личности в условиях реформирования общественных отношений в России: Дис. .канд. филос. наук. М.: РАУ, 1994. — 151 с.
  89. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. — 576 с.
  90. Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, м'.г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1989. — 400с.
  91. Краткий словарь современных понятий и терминов. 2-е изд /Н.Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др.- Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. — М.: Республика, 1995. — 510 с.
  92. Краткий словарь-справочник основных терминов и понятий, использованных при разработке научно-технической программы «Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления». М.: РАУ, 1993. — 34 с.
  93. Краткий словарь экономических терминов /Под ред. Маниловского Р. Г. М.: Финансы и статистика, 1994. — 125 с.
  94. В.Ю. Демократизация школьной жизни -М,:3нание, 1991. -38с.
  95. ЮЗ.Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: МГУ, 1991. -205 с.
  96. М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 55 с.
  97. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.- 173с.
  98. Кузьмина Н. В, Григорьева Е. А, Якунин В. А и др.- Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие /Под ред. Н.В. Кузьминой/-Л.:ЛГУ, 1980. 172с.
  99. Н.В. Преподаватель: акмеологические закономерности самосовершенствования. Доклад на Президиуме МААН. СПб., 1994. — 81 с.
  100. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической/деятельности. -С.-Пб.: МААН, 1993. 121с.
  101. А. Некоторые проявления индивидуально-типологических особенностей в мыслительной деятельности //Мышление и общение (Материалы конференции) Алма-ата, 1973.- С. 307−309.
  102. ПО.Купряшин Г. Л., Хомякова Н. В. Подготовка кадров высшей квалификации для государственной службы (научно-методический семинар в МГУ им. М.В. Ломоносова) //Вестник государственной службы. 1993. — № 6. — 39 с.
  103. Ш. Куракина Т. Н. Управление культурными процессами в регионе: Опыт, тенденции, проблемы. -М.: Луч, 1994. 146 с.
  104. .М. Государственная служба. М.: РАГС при Президенте РФ, 1993. — 200с.
  105. Ф.В. Познание, творчество, культура. М.: Знание, 1978.-50 с.
  106. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: АРВСН, 1994.- 242 с.
  107. Д.А., Полипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможность формирования //Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С 97−110.
  108. Пб.Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  109. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  110. Г. В ногу со временем. О сокращении нашегопребывания в настоящем //Вопросы философии. 1994. — № 4. -С. 94−107.
  111. А.С. Сочинения в 7-ми томах. Т. 5. М.: Просвещение, 1958. — 557 с.
  112. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности //Психологический журнал. 1994. — № 4. — С94−102.
  113. Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М.: РАГС при Президенте РФ, 1995. 19 с.
  114. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: АТУ, 1973. — 43 с.
  115. М. Теория социального управления. М.: Прогресс, — 447с.
  116. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.-308 с.
  117. Материалистическая диалектика как общая теорияразвития: Филос. основы теории развития /Под рук. и общ. ред.
  118. Л.Ф. Ильичева. М.: МГУ, 1982. — 245 с.
  119. П.В. В лаборатории писателя. Л.: Советский писатель, 1971. — 392 с.
  120. Межу ев В. М. Культура как философская проблема //Вопросы философии. 1982. — № 10. — С. 42−51.12 8. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: МГУ, 1986. — 200с.
  121. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Прогресс,/1992. 702 с.
  122. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп /Под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Журавлева.- М.: РАУ, 1995.- 196 с.
  123. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. -406 с.
  124. А.С. Анализ иерархического строения групповой активности. В сб: Психологическая теория коллектива. — М.: МГУ, 1979.-С. 160−186.
  125. Морфология культуры. Структура и динамика: Учебн. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. — 415 с.
  126. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр /Под ред. А. А. Бодалева. М.:Ин-т проект, психологии, Воронеж: НПО «Модэк», 1995. — 356с.
  127. Направленность и потенциал кадров государственного управления (опыт пилотажного психолого-социологическогоI316исследования) /Под ред. Ж. Т. Тощенко, Ю. М. Забродина. М.: РАУ, 1993.- 134 с.
  128. Ю.Л. О типах и ролях руководителей организаций в инновационных системах. В кн.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. Труды конференции. -М.: ВНИСИ, 1980. — С. 41−46.
  129. Р.С. Психология, Учеб. для студентов высш.пед.учебн.заведений: В 3 кн.: Кн. З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 507 с.
  130. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. -201с.
  131. И. Д. Правовая культура в гражданском обществе. Автореф. дис. .канд. социол. наук. Саратов: СГУ, 1995, — 19 с.
  132. Обновление политической системы России /Под ред. М. Г. Анохина, B.C. Комаровского, Ю. И. Матвеенко. М.: ИНФОРМАРТ, Д996. — 236.
  133. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979. — 151с.
  134. Обучение российских государственных служащих в условиях рыночной экономики: Программа. Ч. 1/1, блок1: Политические аспекты управления. М.: РАГС при Президенте РФ, 1994.-45 с.
  135. А.И. Психологические исследования проявлений эмоциональной идентификации личности в коллективе. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1975. — 20 с.
  136. А.Ю. Повышение квалификации как процесс психологической перестройки специалиста. М.: ХОЗУ МЮ СССР, 1990.-68 с.
  137. Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.- 161 с.
  138. . Что такое человек //Век XX и мир. 1989. -№ 5.-31 с
  139. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия. Т 4. — 1968. — 911 с. 15 5. Петровский А. В. Психологическая теория групп и коллективов на новом этапе //Вопросы психологии 1977. — № 6. -С. 48−60.
  140. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. Том1. -416с.
  141. А.В., Ярошевский М. Г. История и теорияпсихологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. Том 2. -416с.
  142. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 512с.
  143. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. — 173 с.
  144. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов. В сб.: Коллектив и личность. — М.: Высшая школа, 1975.-С. 3−17.
  145. Ю.П. Психологические основы коллективной деятельности. Дисс. д-ра психол. наук.-Л.: ЛГУ, 1991. -418 с.
  146. Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 2 /Сост. Ф. Д. Демидов, Л. С. Климанова. М.: РАУ, 1993. — 143 с.
  147. Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 3 /Сост. Ф. Д. Демидов, Л. С. Климанова М.: РАУ, 1994. — 135 с.
  148. Подготовка кадров управления: модель обучения /Сост. Ф. Д. Демидов, Л. С. Климанова. М.: РАУ, 1992. — 124 с.
  149. А.Г. Управление инновационными процессами в условиях становления в России рыночной экономики: Дис. .д-ра экон. наук. М.: Акад. управления им. С. Орджоникидзе, 1993. -312 с.
  150. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики. М.: Политическая литратура, 1989.-270 с.
  151. Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии /Под ред. К.А. Абульхановой-Славской и др. М.: Ин-т психологии, РАН, 1989. — 211 с.
  152. Проблемы оценки эффективности подготовки и повышения квалификации ' управленческих кадров. Материалы к методологическому семинару /Под ред. Иванова Ю. И., Анисимова С. А., Бойкова В. Э. и др. М.: РАУ. — 11 с.
  153. Проблемы реформирования Российского общества:
  154. Социокультурный аспект /РАГС, Центр социол. исслед., Ин-ткомплекс, социол. исслед.- Гл. ред. В. Бойков. М., 1995. -^8 с.
  155. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
  156. Психологический словарь /Под ред. А. Т. Айрапетянц, Я. А. Альтман, П. К. Анохина М.: Педагогика, 1983. — 447с.
  157. Психология //Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с. ,
  158. Психология личности в условиях социальных изменений /Под. ред. К.А. Абульхановой-Славской, М. И. Воловикова. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. — 103 с.
  159. Пути обновления России: управленческие, финансово-экономические, социально-философские и правовые аспекты: Сб. науч. ст. /Редкол.: К. Х. Делокаров и др. М.: РАГС при Президенте РФ, 1995.- 148 с.
  160. А.И. Психологические вопросы программированногообучения. Учебное пособие. Л., 1971. — 96с.
  161. А.И. Новый подход к взаимосвязи информации и культуры: пример России //Вопросы философии. 1994. — № 4. -С. 14−34.
  162. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок //Вопросы философии. 1992. — № 5. — С. 3−15.
  163. Л.А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения). С-Пб: Образование, 1996, — 120с.
  164. Регуш/ Л. А. Психология прогностических умений и способностей. Л.: ЛГПУ, 1984. — 54с.
  165. Регуш .Л. А. Характеристика возрастного развития способностей прогнозирования //Диагностика познавательных способностей. Межвуз. ст. науч. тр. Ярославль: ЯрГПИ, 1986. -С116−126.
  166. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.: Прогресс, 1988. -400с.
  167. Е.М. Диффузия инноваций. Нью-Йорк, 1965. -210 с. '
  168. С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв..в. С.-Пб., 1912. — Т 1.
  169. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 607 с.
  170. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. II. -М.: Педагогика, 1989. 488с.
  171. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.
  172. Л. А. Возрастная динамика творческой продуктивности. Дис. канд. психол. наук., С.-Пб.: С.-ПбГУ, 1994 303 с. '
  173. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Вопросы психологии. 1995. -№ 5.-С. 12−23.
  174. В.Н. Основания общей теории систем. М: Наука, 1974.-279с.
  175. Н.А. Психолого-педагогические особенности включения взрослого в учебно-познавательную деятельность в контекстном обучении. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1995.-23с.
  176. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. — 175с.
  177. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: Запорож. ун-т., 1992.-224 с.
  178. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 642с.
  179. И.М. Психология поведения. Избранные психол. труды /Под ред. М. Г. Ярошевского. М.:Ин-т практ. психологии-
  180. Воронеж: МОДЭК, 1995. 318с.
  181. А.Н. Моральный климат как фактор повышения эффективности деятельности военно-научного коллектива. Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: Гуманитарная академия вооруженных сил, 1994. — 21 с.
  182. JI.H. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. М.: МГУ, 1990. — 200с.
  183. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. -228 с.
  184. Г. Н. Психологический анализ принятия решений.- М.: МГУ, 1985.-78с.
  185. Я. Управленческая характеристика нововведений и хозяйственного экспериментирования. Таллин, 1978. — 300с.
  186. Социально-психологический климат коллектива и личность /Под ред. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. М.: Мысль, 1983.-207с.
  187. А. А. Применение в психологии терминов слитных наук. Тез. Докл. 2 научной сессии. — Горький, 1995.
  188. Е.И. Опыт комплексного изучения человека в Ленинградской школе психологов //Психологический, журнал. -1994. -№ 5.-С. 13−21.
  189. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии.- СПб.: С-Пб акмеологическая. академия, 1995. 168 с.
  190. В., Косинов В. Опыт оценки отношения к инновации при аттестации высшего управленческого персонала отрасли /В сб.: проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования. Таллин, 1978. — С. 227−232.
  191. Толковый словарь по управлению /Сост.:С. Н. Петрова и др.- Под ред. В. В. Позднякова. М.: Алане, 1994. — 252 с.
  192. В.А. Стили деятельности. М.: МГУ, 1992. — 76 с.
  193. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Д.: ЛГУ, 1980. — 144с.
  194. И.С. Целевые комплексные программы в системе управления общественными процессами. Автореф. дис.. д-ра социол. наук. М.: АТСО, 1996. — 42 с.
  195. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451 с.
  196. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. В сб.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 77−86.
  197. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  198. П., Зинченко В. П. Наука -неотъемлемая часть культуры //Вопросы философии. 1990. — № 1. — С. 33−50.
  199. М., Лейманн Л. Теория и практика совершенствования управления. В кн.: Проблемы управленческихнововведений и хозяйственного экспериментирования. Таллин, 1978.-С. 258−264.
  200. В., Шток В. Критический анализ буржуазных теорий и практики управления промышленными исследованиями и разработками. М., 1979. — 407 с.
  201. М. Организационная культура и инновационность предприятия. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 44 с.
  202. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.-315 с.
  203. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185с.
  204. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 208с.
  205. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: НИИ Общей педагогики, 1982. — 80с.
  206. В.М. Руководитель и подчиненный. М.: Московский рабочий, 1972. — 18 с.
  207. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. — 246с.
  208. В.В. Экспериментально-психологическоеисследование групповой сплоченности. Автореф. дис. канд.психол. наук. -М.: МГУ, 1973. 17 с.
  209. И.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  210. Экономический и политический курс России /Отв. ред. А. Селезнев. М.: Дело, 1995. — 201 с.
  211. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  212. . В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, Самарский университет, 1995. -328 с.
  213. В.А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. JI.: ЛГУ, 1988. — 160с.231 .Ярошевский М. Г. О категориальном анализе истории психологического познания //Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973. — С. 3−43.
  214. Adler A. Understanding Human Nature. N.Y., 1927. — 400р.
  215. Allport G.W. Personality: A Psychological. Interpretation. -N.Y., 1937.-300p.
  216. Baer Donald M., Wright John C. Developmental psychology. «Aunu. Rev. Psychol.» Vol. 25. Polo. Alto. Calif. 1974.
  217. Bales R.F. The equilibright, A. Zander. Group dynamics, Research and theory. N.Y. Hurper & Row Tavistock Rubl, 1960, pp. 624−638.
  218. Beck A.C., Hillmar E.D. Positive Management Practices. San Francisco, 1985.-300p.
  219. Bennet M.I. A development approach to training for intercultural sensitivity //Intern J. Intercultural Relations. 1986. -Vol. 10.
  220. Bennis W.G. Patterns and vicissitudes in T-Group Development. In: L.P.Bradford, J.R. Gibb, K.D. Benne (Eds). T-Group Theory and Laboratory Method- Innovation in re-education. N.Y.: Willey, 1964. -P. 248−278.
  221. Berry I.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross -cultural psychology: Research and applications. Cambridge, 1992. -400p.
  222. Blumberg A., Golembiewski R.T. Learning and change in groups. Harmonds worth, (Mddx) Penguin Books Inc., 1976. 208 p.
  223. Bocher R.W., Cushner K., Cherre C., Yong M. Intercultural interactions: A practical guide. Bevery Hills, 1986. — 300p.
  224. Cargan L., Ballantine J. Sociological footprints: Introductory readings in sociology 4-th ed — Belmont: Wadsworth, 1988. — XII, 482 p.
  225. Drewermann E. Tiefenpsychologie und Exegese. 6 Aufl. -Olten- Freiburg im Breisgau: Walter-Verl. Bd. 2: Die Wahrheit der Werke und der Worte: Wunder, Vision, Weissagung, Apokalypse, Geschichte, Gleichnis. — 1990.-851 s.
  226. Drewermann E. Tufenpsychologie und Exegese. Bd. 1. Die Wahrheit der Formen. Aufl — Breisgau: Walter-Verl., 1990. — 575 s.
  227. Fabianska K., Rokita J. Rozwoj przedsiebiorstwa. Nowa generacja zarzadzania, Katowice, 1991. -400p.
  228. Fisher B.A. Decision emergence phases in group decision making. Speech Monographs, 1970, V. 37, N 1, P 53−66.
  229. Friendlander F., Brown L. Organization development. Annual Review of Psychology. V. 25, 1974, P. 313−314.
  230. Gifford G.S., Hartman J.J. The oedipal paradigm in groupIdevelopment: A clinical and empirical study. Small gr. Behavior, 1973, V. 4(3), P. 305−354.
  231. Harria B.M. Supervisory behavior in educa 2 nd ed. Englewod Cliffs (NJ) Prentice — all, 1975, — 371 s.
  232. Kluckhon C. Values and value otientations in the theory of action //Toward a general theory of action /Ed. by T. Parsons, E.Shils. -Cambridge, 1951. -338p.
  233. Kost Fremont E., Rosenzweig James E. General systems theory applications for organization and management. lead Manag, 1972. N4, P. 447−465.
  234. Krech D., Gruchfield R.S., Ballachey E.L. Individual in society. N.Y., 1962.-504 p.
  235. Luft J. Introduction a la dinamigue des groups. Privat, 1968. -102 p.
  236. Lugfield H. Notes on a Central Theory of Administration in administrative Scince Quarnerlu. J.J. Lulu, 1956, N 1. P. 8−17.
  237. Mc David J.W., Harray H. Social Psychology. N.Y.: Harper & Row, 1968.-479 p.
  238. Mc Grath J.E. Social Psychology. L.-N.Y., 1970. 166 p.
  239. Mit Menshen erfolgreich zusammenarbeiten: Berichte, Analysen, Meimmgen. Festschrift fur Herbert Ludz. Hrsg. v. VISTAS, 1993.- 180 s. y
  240. В. Управлението в учебните заведения. Идеи -проблеми опыт. Организация и управление на училието. 1971. -№ 2. С. 3−32.
  241. Mokenneu J. Keen P. Hw managersminds work. «Harward Bus Rev», 1974, N 3, P. 79−90.
  242. Norman W.W. Management by objejctive. «Data Monag», 1977. N 1, P. 52−53.
  243. Philip H., Dunphy D. Developmental trends in small groups. i
  244. Sociometry, 1959, V. 22, P. 162−174.
  245. Plattner I.E. Zeitstress: Fur einen anderen Umgang mit der Zeit. Mtinchen: Kosel-Verl., 1993.- 172 s.
  246. Psychology today: An introduction. /Bootzin Richard R. a.o. 7th ed.~ N.Y.a.o.: McGraw-Hill, 1991. XVII, 728 p.
  247. Rogers C.R. Encounter Groups. Harmonds-worth, 1975. -174 p.
  248. Rogers E.M. Diffusion of innovation. N.Y.: Free Press, 1962. -21 Op. /
  249. Stagner R. Individual Style. N.Y., 1962. — 21 lp.
  250. Г., Мицков JI. Современни изисквания контраля и оценката на педагогическата дейност. Организация и управление на училието. 1970. -№ 1. — С. 13−28.
  251. Watson Е.В. Group communications and developments processes. High School J. 1969, V. 52, N 1−3. — P. 431−440.
  252. Wendell F., Hollmann R. Management by objectives: the team approach «Calif Manag. Rev.» 1925. N 3. P. 13−32.
  253. Williams R. American society: A sociological interpretation. -N.Y., 1960. >
  254. Witkin H.A. et al. Psychological Differentiation. N.Y., 1974. -400p.
  255. Witkin H.A., Groodenough D.R. Field dependence and interpersonal Behavior. -Psychol. Bull., 1977. — 410 p.
  256. World labour report 1993- Forced labour, employment a. o-Geneva: Intern. Labour Office, 1993. 99 p.67 (1−75). Долгова В.И.i
  257. Монографии, учебные пособия
  258. Инновационная культура кадров государственной службы. М.: РАГС при Президенте РФ, 1996. — 213 с.
  259. Акмеологические структуры инновационной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС при Президенте РФ, 1997.-381 с.
  260. Внедрение инновационных технологий в практику государственной службы (в соавторстве). М.: РАГС при Президенте РФ^1996. — 150 с.
  261. Психологический практикум для субъектов государственной службы /Учебно-методическое пособие. М.: РАГС при Президенте РФ, 1996. — 116 с.
  262. Акмеология карьеры в инновационных условиях. М.: РАГС при Президенте РФ, 1997.- 176 с.
  263. Управление внедрением науки в практику. Челябинск:1. ЧГПИ, 1991.- 139 с. 1. Статьи и доклады
  264. Ведущие принципы профессионального становления кадров государственной службы //В сб. Россия на пути реформ. -Челябинск: УрРАГС при Президенте РФ, 1995. С. 120−127.
  265. ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТкафедра психологии
  266. ДОЛГОВА Валентина Ивановна
  267. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  268. Специальность 19.00.07 — педагогическая психология. диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук1. Том 2)1. С С ч" ч —1. Челябинск 19 971. Оглавление1. Том 11. Введение.5
  269. Глава 1. Сущность и состояние проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
  270. Инновационная деятельность руководителей системы образования.h.21
  271. Психологическая структура готовностик инновационной деятельности.36
  272. Модель знаний и умений как основаготовности к инновационной деятельности.46
  273. Изучение уровня готовности к инновационнойдеятельности в ходе констатирующего эксперимента.65
  274. Глава 2. Экспериментальное исследование психологических факторов проявления готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
  275. Внутренние психологические факторы проявленияготовности к инновационной деятельности.84
  276. Внешние (социально-психологические) факторы проявления готовности к инновационной деятельности по типу «группа-личность».126
  277. Внешние (социально-психологические) факторы проявления готовности к инновационной деятельности по типу «коллектив-личность».151
  278. Глава 3. Оптимизация процесса формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования
  279. Подготовка руководителей к инновационной деятельностив системе повышения квалификации.176
  280. Закономерности, принципы, этапы и условия формирования готовности к инновационной деятельностиу руководителей системы образования.183
  281. Программно-целевой подход к формированию готовности к инновационной деятельности.210
Заполнить форму текущей работой