Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этой основе была разработана модель функции организации, которая представлена совокупностью взаимосвязанных элементов: организационные условия ДОУ, организационная структура, механизм организации, педагогический коллектив. Внедрение этой модели в практику управления дошкольными учреждениями показало, что элементы модели играют в ней разную роль. Так, организационные условия или благоприятный… Читать ещё >

Содержание

  • На правах рукописи
    • 13. 00. 01. — общая педагогика
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель -кандидат педагогических наук, профессор ТРОЯН Альбина Николаевна
  • МАГНИТОГОРСК
    • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
    • 1. 1. Современные концепции эффективного управления дошкольным образовательным учреждением.15 «
    • 1. 2. Общая характеристика управления и его эффективности. 29 u
    • 1. 3. Организация в управленческом цикле дошкольного образовательного учреждения
  • Выводы по первой главе
    • Глава 2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
    • 2. 1. Анализ функции организации в теории и практике управления дошкольными образовательными учреждениями
    • 2. 2. Модель организационной системы «Дошкольное образовательное учреждение» как основа проектирования функции организации
    • 2. 3. Апробации модели функции организации в управлении дошкольными образовательными учреждениями
  • Выводы по второй главе

Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные условия реформирования системы дошкольного образования вызывают необходимость коренной перестройки управления дошкольными учреждениями. Развитие дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) различных видов, изменение, усложнение их функций, содержания деятельности и условий, в которых они функционируют, несомненно, требует от руководителей создания такой системы управления, которая обеспечивала бы наиболее эффективное функционирование и развитие ДОУ с учетом требований социального заказа, потребностей родителей, детей, педагогов.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления ДОУ позволяют сделать вывод о том, что сегодня управление является одним из важнейших факторов достижения целей деятельности дошкольных учреждений, эффективной их работы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Именно благодаря управлению действия всех работников и структурных подразделений синхронизируются и координируются в направлении достижения общей цели учреждения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ДОУ получили самостоятельность в осуществлении педагогической и финансово-хозяйственной деятельности, в проектировании своего развития. С другой стороны, деятельность дошкольных учреждений осуществляется в достаточно тяжелых и жестких финансово-экономических условиях. В связи с этим перед руководителями встала задача осуществления управления с позиций его эффективности, рационального использования тех ресурсов, которыми располагает дошкольное учреждение. Причем в современных условиях возрастает значимость функции организации, направленной на регулирование внутренних процессов и построение таких организационных структур, которые обеспечивали бы создание условий для выживания и развития.

ДОУ за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. При этом мы не умаляем значения других функций управленческого цикла, но считаем, что в современных социально-экономических условиях организационная функция в деятельности заведующего дошкольным учреждением приобретает особое значение.

Отсутствие разработанной теории управления дошкольным образовательным учреждениеми привело нас к необходимости изучения и использования ведущих положений теории социального управления и управления в сфере предпринимательства. При этом мы придерживались тезиса о том, что нельзя механически переносить рекомендации по реализации функции организации из сферы предпринимательства в сферу образования. Необходим анализ специфики функционирования ДОУ как организационной системы, особенностей построения в нем организационных структур и т. д.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по теории социального управления и организационных систем (В.Г. Афанасьев, В. Н. Бурков, П. Ф. Драккер, Я. Зеленевский, В. А. Ириков, В. В. Кондратьев, М. Х. Мескон, А. И. Пригожин, А. А. Радугин, Т. Санталайнен, М. И. Сетров, Ю. А. Тихомиров, Э. А. Уткин, P.M. Фалмер, В. И. Франчук и др.), теории управления образовательными учреждениями (Е.С. Березняк, В. И. Зверева, Л. Де Калуве, А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, С. П. Машовец, B.C. Пикельная, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков, В. П. Симонов, Н. С. Сунцов, B.C. Татьянченко, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, П. В. Худоминский, Т. И. Шамова и др.), показал, что на современном этапе разработаны различные аспекты управления обществом, предприятиями, общеобразовательными учреждениями, созданы теоретические предпосылки для решения различных проблем управления. Вместе с тем, в последнее время значительно возрос интерес к организациям и их построению, так как в них, по мнению управленцев, заложен потенциал повышения эффективности деятельности людей. Значительное внимание уделяется в современной науке проблемам эффективности управления организациями. Понятие эффективности управления связывается с различными аспектами деятельности организаций: достижением целей деятельности и приближением к максимальному результату (А.А. Радугин, Д. С. Синк, Ю.А. Тихомиров), эффективностью осуществления механизма управления и полнотой реализации управленческих функций (В.Н. Бурков, В. А. Ириков, В.В. Кондратьев), рациональным использованием ресурсов и оптимизацией процессов в организации (В.И. Кнорринг, М. М. Поташник, А. Птушенко) и др.

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод и о том, что в управленческом цикле не может быть единой, установленной иерархии функций. И в разных условиях существования организации определенная функция управления может становиться приоритетной. На этапе, когда образовательные учреждения работали в системе с заданными параметрами, и главным являлось обеспечение успешного функционирования школы, авторы (Ю.А. Конаржевский, В. П. Симонов, Н. С. Сунцов и др.) объективно доказали необходимость и роль функции педагогического анализа в управленческом цикле. В этот же период значительное внимание уделялось разработке вопросов контроля (Н.А. Шубин, А. В. Чоботарь, Т. И. Шамова и др.), информационного обеспечения управления (В.В. Васильев).

На этапе, когда перед образовательными учреждениями встала проблема выработки новой концепции развития, исследователей и практиков в большей степени начали интересовать вопросы прогнозирования, разработки программ развития (B.C. Лазарев, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков и др.), организации инновационной деятельности (A.M. Моисеев, А .Я. Найн, М. М. Поташник, П.И.

Третьяков, Т. И. Шамова и др.), экономической деятельности школ (В.И. Ерошин и др.).

На современном этапе особое значение в деятельности руководителя образовательных учреждений приобретает, на наш взгляд, функция организации, предполагающая создание таких организационных структур, которые бы обеспечивали выживание, а также гибкость и адаптивность всей системы к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Вместе с тем функция организации взаимосвязана и взаимодействует с другими функциями управления (планирование, контроль, регулирование, педагогический анализ) и, таким образом, функциональная интегративность организационной функции определяет эффективность решения всех задач и достижение общей цели управления дошкольным учреждением.

Как показало наше исследование, проблема определения содержания и совершенствования функции организации наиболее актуальна для дошкольных учреждений в связи с тем, что задачу успешного функционирования и развития ДОУ сегодня невозможно решить в рамках традиционно сложившихся организационных структур и организационных отношений. Это положение нашло свое подтверждение и в содержании аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации, одним из направлений которой является оценка состояния организационной деятельности как условия реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Иными словами, мы можем сказать, что совершенствование функции организации является одним из факторов, способствующих повышению эффективности управления дошкольными образовательными учреждениями. А анализ и самоанализ состояния и реализации этой функции, основанный на объективных показателях ее эффективности, поможет вскрыть возможные резервы и пути совершенствования функции организации и повышения качества управления и работы ДОУ в целом.

Анализ литературы по вопросам управления дошкольными образовательными учреждениями (К.Ю. Белая, А. К. Бондаренко, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк, Л. Г. Русия, Р. Я. Спружа, А. Н. Троян, Л. И. Фалюшина и др.) показал, что лишь отдельные аспекты управления нашли в ней свое отражение, причем наибольшее внимание уделялось вопросам планирования и анализа работы дошкольных учреждений, организации методической работы и работы коллегиальных органов управления. Анализ показал недостаточное научно-методическое обоснование управленческой деятельности руководителей ДОУ, неразработанность в теории вопросов функции организации, а именно: отсутствует теоретическая модель ДОУ как социально-педагогической и организационной системы, не в полной мере раскрыты специфика, система и механизм управления, вопросы совершенствования управления и организационной деятельности как одного из наиболее значимых видов управленческой деятельности в современных условиях.

Анализ состояния функции организации в практике управления дошкольными образовательными учреждениями позволил обнаружить ряд проблем в ее реализации: недостаточное осознание руководителями ДОУ значения и сущности этой функции, ее возможности воздействовать на результативность работы всего коллектива посредством совершенствования организационных структур, отработки организационного механизма. Разнообразие содержания образовательного процесса, приток в дошкольные учреждения специалистов приводят к тому, что не обеспечивается преемственность, координация между воспитателями групп и освобожденными специалистами в рамках целостного образовательного процесса. Это ставит перед руководителями проблему развития горизонтальных связей, поиска средств и способов координации деятельности, развития коммуникаций между работниками ДОУ.

Вместе с тем наблюдаются попытки ряда заведующих на эмпирическом уровне изменить существующую организационную структуру посредством создания новых структурных подразделений и должностей, изменения и перераспределения должностных обязанностей в соответствии со спецификой функционирования дошкольных учреждений, использования нетрадиционных организационных методов и др.

Таким образом, возникает противоречивая ситуация: с одной стороны, не вызывает сомнений необходимость эффективного осуществления функции организации в системе управления дошкольным образовательным учреждением в современных условиях, с другой стороны, она не может быть реализована руководителями на должном уровне из-за отсутствия необходимых знаний о сущности организационной функции и ее механизме. Одну из причин этого мы видим в недостаточной разработанности теоретических основ функции организации в управлении дошкольным учреждением.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования, которая состоит в том, что совершенствованию управления в дошкольном учреждении с позиции его эффективности препятствует теоретическая неразработанность содержания и механизма осуществления функции организации.

Попытка решить возникшую проблему определила тему нашего исследования «Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением» .

Цель исследования: определить содержание функции организации как целостной системы и основные пути ее совершенствования в практике управления дошкольными образовательными учреждениями.

Объектом исследования выступил процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования — функция организации как элемент целостного управленческого цикла.

В основу исследования в соответствии с выделенными объектом и предметом изыскания положена следующая гипотеза. Функция организации в дошкольном образовательном учреждении будет являться фактором повышения эффективности управления, если:

— будет осуществляться как целостное образование, во взаимосвязи и интегрированности элементов, ее составляющих. При этом системообразующим элементом является оптимальная организационная структура, обеспечивающая быстроту получения и обработки информации, кооперацию деятельности всех подразделений и сотрудников на основе развития горизонтальных связей, и управляемость системы на основе развития вертикальных связей;

— содержание и механизм реализации организационной функции будут осуществляться с позиций эффективности управления, т. е. влияния организации на достижение основных целей дошкольного учреждения, рационального использования ресурсов;

— результаты функции организации будут усваиваться другими функциями, а сама организационная функция будет интегрирована, включена в целостный управленческий цикл.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1) изучить проблему функции организации и ее эффективности в теории социального управления, организационных систем, теории управления образовательными учреждениямивыявить особенности дошкольного образовательного учреждения как организационной системы;

2) исследовать состояние и специфику реализации функции организации в практике управления дошкольными образовательными учреждениями и ее эффективность;

3) определить содержание, механизм реализации и теоретически обосновать модель функции организации в управлении дошкольным учреждением;

4) экспериментально проверить практическую значимость предлагаемых путей совершенствования функции организации и выработать методические рекомендации по ее осуществлению в дошкольных образовательных учреждениях.

Методологической основой исследования являлись научные положения:

• системного подхода как общенаучного метода познания и основы управления (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, М. С. Каган, В. Н. Садовский, В. Г. Шорин, Э.Г. Юдин);

• ситуационного подхода к управлению (М.Х. Мескон, Д. А. Поспелов, З.П. Румянцева) — —.

• процессного подхода к управлению (В.Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, B.C. Лазарев, Г. Н. Сериков);

• теории социального управления (В.Г. Афанасьев) и управления в сфере производства, экономики (П.Ф. Драккер, А. А. Радугин, И. И. Сигов, Э. А. Уткин, Р.А. Фатхутдинов);

• теории организационных систем (В.Н. Бурков, В. А. Ириков, М. И. Сетров, В. И. Франчук и др.);

• теории управления образовательными учреждениями (Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков, В. П. Худоминский, Т. И. Шамова и др.);

• моделирования как общенаучного метода познания (В.А. Штофф, Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов и др.).

Избранная методологическая основа и поставленные задачи исследования определили ход исследования проблемы, которое осуществлялось в несколько этапов с 1994 по 1999 год. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретический анализ научных источников и нормативно-правовых документов, метод экспертных оценок, анкетирование, беседа, наблюдение, изучение и анализ документации, моделирование, эксперимент (апробация модели функции организации), методы математической статистики.

Первый этап (1994;1996 гг.), предполагал осмысление проблемы и определение темы исследования, проводился анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования. Это позволило уточнить задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, определить методологические основы и исходные теоретические положения исследования.

На втором этапе (1996;1998 гг.) проводилось изучение состояния функции организации в практике управления дошкольными образовательными учреждениями на основе специально разработанной программы, предполагающей обследование организационной функции, анкетирование, беседы с руководителями и сотрудниками ДОУ, наблюдение, изучение документации. На этом этапе была разработана модель дошкольного образовательного учреждения как организационной системы, послужившая основанием для проектирования функции организации в управлении дошкольным учреждением, проводилась корректировка программы ее изучения.

На третьем этапе (1998;1999 гг.) осуществлялась апробация модели функции организации в ряде дошкольных образовательных учреждений, а также в ходе аттестации ДОУ, проводились систематизация и обобщение полученных результатов, их качественный и количественный анализ, теоретическая интерпретация выводов и положений исследования. Были выработаны методические рекомендации, направленные на внедрение результатов исследования в практику.

Базой исследования выступили дошкольные образовательные учреждения №№ 282 и 360 г. Челябинска и 38 дошкольных образовательных учреждений Челябинской области, участвующих в эксперименте по аттестации и аккредитации ДОУ.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• дана характеристика дошкольного образовательного учреждения как организационной системы, структура которого представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов — цель, система управления, организационная структура, средства, технологии;

• показаны особенности формирования организационной структуры и механизма осуществления организационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что совокупность положений научной новизны диссертационной работы вносит определенный вклад в дальнейшее теоретическое осмысление специфики и сущности организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением и управленческого цикла в целом. Это дает основания для разработки вопросов совершенствования функции организации с учетом специфики функционирования ДОУ.

Практическая значимость исследования. Обоснованы требования к содержанию и механизму функции организации в управлении дошкольным учреждением. Разработаны и апробированы показатели и критерии, процедура экспертизы эффективности организационной функции, которые легли в основу аттестации дошкольных образовательных учреждений Челябинской области по данному направлению.

Разработана модель функции организации, которая может служить основой для диагностики и проектирования организационной функции заведующими дошкольными образовательными учреждениями.

Разработанные по результатам исследования методические рекомендации по изучению эффективности организационной деятельности могут быть использованы для подготовки студентов факультета дошкольного воспитания по специальности «Управление образованием» .

Достоверность результатов исследования обеспечена: обоснованностью исходных методологических положенийиспользованием комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих целям и задачам исследованияапробацией выводов, установленных в ходе исследования, на практике в процессе аттестации ДОУвоспроизводимостью результатов исследованияколичественным и качественным анализом полученных данныхиспользованием методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Сущность, содержание и структура функции организации как компонента управления дошкольным образовательным учреждением. Функция организации является целостным образованием, сущность которой определяется совокупностью взаимосвязанных элементов: организационные условия, организационная структура, механизм организации, педагогический коллектив. Системообразующим элементом выступает организационная структура.

2. Модель функции организации выступает основой для диагностики и проектирования организации как функции управления дошкольным учреждением.

3. Пути повышения эффективности функции организации:

— ориентация функции организации на достижение основных целей дошкольного учреждения, процесса управления и рациональное использование ресурсов;

— совершенствование организационных структур в соответствии с задачами и условиями функционирования дошкольных учреждений, достижение их целесообразности и рациональности, кооперации и сотрудничества работников ДОУ;

— совершенствование механизма организационной деятельности (разработка алгоритмов, методов, средств, организационных форм).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на межвузовских научно-практических конференциях в г. Магнитогорске (1995, 1997 г. г.), на научно-практической конференции преподавателей Челябинского педагогического колледжа № 2 (1998 г.), на областных педагогических чтениях (1998 г.). На основе материалов исследования подготовлено и опубликовано пять печатных работ.

Основные положения и результаты исследования внедрялись в практику работы областной экспертной комиссии по аттестации дошкольных образовательных учреждений Челябинской области, были включены в содержание управленческой практики студентов факультета дошкольного воспитания МГПИ.

Структура диссертации. Специфика обозначенного объекта исследования, а также особенности поставленных задач определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Результаты проведенного анализа функции организации в теории и практике управления дошкольными образовательными учреждениями, внедрения модели организационной функции в управленческую деятельность руководителей ДОУ показали практическую актуальность и значимость выбранной проблемы исследования.

Анализ научных исследований, пособий, методических рекомендаций по проблемам управления дошкольными учреждениями показал теоретическую неразработанность функции организации. Однако, несмотря на отсутствие специальных исследований по проблемам организационной деятельности, функция организации выделяется как самостоятельная функция в управленческом цикле. Вместе с тем, однозначно не определены ее специфика, содержание, механизм реализации в процессе управления дошкольным учреждением.

Недостаточное научно-методическое обоснование вопросов реализации функции организации в ДОУ оказывает существенное влияние на уровень осуществления этой функции в практике работы дошкольных учреждений. Анализ состояния организационной функции в управлении дошкольными учреждениями показал, что уровень ее осуществления не является достаточно эффективным, а заведующие испытывают значительные затруднения в осуществлении организационной деятельности в современных условиях. Основные проблемы в реализации функции организации связаны с построением организационной структуры и осуществлением механизма организации в конкретных условиях функционирования дошкольного учреждения.

Результаты теоретического анализа и констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том, что совершенствованию функции организации в управлении дошкольным образовательным учреждением будет способствовать разработка ее модели, определение требований к каждому элементу и их взаимосвязям.

Основой для проектирования модели функции организации послужила разработанная нами модель организационной системы «Дошкольное образовательное учреждение», в состав которой мы включили следующие элементы: цель, система управления, организационная структура, средства и технологии. Эта модель позволила теоретически осмыслить сущность дошкольного учреждения как организационной системы, ориентированной на достижение общей цели деятельности и координирующей действия людей в направлении достижения этой цели, и, исходя из этого, определить специфику, назначение, содержание и механизм организационной функции в управленческом цикле дошкольного учреждения.

Разрабатывая модель функции органиазции, систему критериев и показателей эффективности организационной функции, мы ориентировались на принцип эффективности управления, предполагающий достижение максимального результата деятельности дошкольного учреждения за счет оптимизации внутренних процессов и оптимального использования ресурсов учреждения.

Результаты апробации модели функции организации в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений и внедрения ее в процесс управления показали, что данная модель может служить основой для диагностики и проектирования организационной функции руководителями дошкольных учреждений. Мы пришли к выводу, что разработанная модель функции организации является достаточно эффективной, так как повышает эффективность функции организации в процессе управления дошкольным образовательным учреждением. При этом повышение эффективности организационной функции и управления в целом связано, прежде всего, с построением рациональной организационной структуры, сориентированной на достижение основных целей дошкольного учреждения и рациональное использование ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты выполненного нами исследования позволили сделать вывод о достижении в целом поставленной цели: определить содержание функции организации как целостной системы и основные пути ее совершенствования в практике управления дошкольными образовательными учреждениями, и подтвердили положения гипотезы.

В целом проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Развитие дошкольных образовательных учреждений в современных условиях в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление ими. Именно эффективность управления сегодня является ведущим принципом в деятельности руководителя дошкольного учреждения. При этом, эффективным является такое управление, которое ведет к достижению целей деятельности дошкольного образовательного учреждения в наименьший срок, при оптимальных в данных условиях трудовых, материальных и финансовых затратах, что обеспечивается, в первую очередь, эффективностью механизма управления и рациональным использованием ресурсов учреждения. Ведущую роль в достижении эффективности управления в настоящих условиях функционирования ДОУ играет организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением.

2. В теории управления дошкольными образовательными учреждениями не определена специфика функции организации в управлении ДОУ, недостаточное внимание уделялось разработке вопросов построения организационных структур и механизма организационной деятельности, и хотя организация выделялась как самостоятельная функция управления, но рассматривалась преимущественно в аспекте организации отдельных мероприятий. Это предопределило необходимость обращения к теориям социального управления, организационных систем и управления общеобразовательными учреждениями. Мы увидели, что понятие «организация» является многозначным. Во взаимосвязи рассматриваются понятия организации как объекта, внутренней структуры и функции управления. Исходя из этого, проектированию функции организации предшествовало описание дошкольного образовательного учреждения как организационной системы, а характеристика различных типов организационных структур позволила определить структуры, наиболее рациональные в разных условиях функционирования ДОУ.

3. Системный, ситуационный и процессный подходы, использованные нами в исследовании, оказались результативными при описании и анализе изучаемого предмета. Системный подход позволил рассмотреть функцию организации как элемент целостного управленческого цикла, выполняющий в нем особую роль, имеющий специфическую цель, содержание, структуру, механизм реализации и взаимосвязанный с другими функциями управления. Необходимость рассмотрения функции организации как целостного образования потребовала разработки ее теоретической модели, описания ее состава и характеристики структуры. Ситуационный подход позволил, ориентируясь на внешние и внутренние факторы, обосновать выбор организационной структуры и реализацию механизма организации. Процессный подход дал возможность охарактеризовать организационную деятельность как совокупность последовательно сменяющихся и взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет специфическую цель и содержание.

4. Дошкольное образовательное учреждение может рассматриваться как организационная система, созданная для достижения общей цели и координирующая деятельность людей в направлении достижения этой цели. Функционирование этой системы обеспечивается постоянным регулированием внутренних процессов, взаимоотношений и взаимодействий всех ее подсистем посредством организационной деятельности. Организационная система «ДОУ» представляет собой совокупность элементов: цель, система управления, организационная структура, технологии и средства, характеризующихся сложной структурой, системообразующим элементом которой является цель. В обобщенном виде цель организационной системы «ДОУ» состоит в том, чтобы осуществлять воспитание, обучение и оздоровление детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и посредством организации оптимальной системы взаимодействия всех субъектов деятельности, пользующихся соответствующими технологиями и средствами, и оптимального использования ресурсов учреждения.

5. Анализ состояния функции организации в практике управления дошкольными образовательными учреждениями показал недостаточно высокую ее эффективность и выявил ряд проблем в ее осуществлении: несоответствие организационной структуры целям и условиям работы ДОУ, нечеткое распределение функциональных обязанностей, недостаточное взаимодействие и кооперация деятельности сотрудников, нерациональное использование временных, кадровых ресурсов, неумение руководителей выбрать адекватные сложившимся условиям и задачам методы организационной деятельности.

6. Описание дошкольного образовательного учреждения как организационной системы, изучение специфики функции организации в практике управления позволили нам определить содержание организационной функции и механизм ее реализации. Организация — это функция управления дошкольным образовательным учреждением, направленная на создание рациональной организационной структуры учреждения с целью достижения им цели своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Содержание функции организации составляет организационная деятельность, а результат — четкое распределение функций и обязанностей между сотрудниками, организационная структура, в которой четко определены все связи подчинения и взаимодействия субъектов между собой.

7. На этой основе была разработана модель функции организации, которая представлена совокупностью взаимосвязанных элементов: организационные условия ДОУ, организационная структура, механизм организации, педагогический коллектив. Внедрение этой модели в практику управления дошкольными учреждениями показало, что элементы модели играют в ней разную роль. Так, организационные условия или благоприятный климат не всегда определяют эффективность организации, а сплоченный коллектив, характеризующийся интеллектуальным и эмоциональным единством, не всегда ставит и достигает более высоких целей. И хотя все элементы модели функции организации характеризуются взаимовлиянием, однако, системообразующим элементом, ядром является организационная структура. Эффективность управления значительно связана именно с рациональной организационной структурой. Таким образом, эффективность функции организации определяется, прежде всего, построением рациональной организационной структуры за счет эффективного использования ресурсов и посредством компетентного осуществления механизма организации.

8. Проведенное исследование доказало эффективность предлагаемых путей совершенствования функции организации:

— ориентация функции организации на достижение основных целей дошкольного учреждения и рациональное использование ресурсов;

— совершенствование организационных структур в соответствии с задачами и условиями функционирования дошкольных учреждений, достижение их целесообразности и рациональности, кооперации и сотрудничества работников ДОУ;

— совершенствование механизма организационной деятельности.

9. Модель функции организации и разработанная на ее основе с позиции эффективности система критериев и показателей могут быть использованы для самоанализа руководителем организационной деятельности и оценки эффективности организации независимыми экспертами в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений.

Проведенное исследование не претендует на раскрытие всех аспектов обозначенной проблемы и может быть продолжено в следующих направлениях: обоснование и разработка систем внутренней и внешней коммуникации в дошкольных образовательных учреждениях, анализ эффективности различных форм взаимодействия педагоговпроблемы развития педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, реализации программно-целевого подхода и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Казань, 1998. — 22 с.
  2. Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1996. — 23 с.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методол. проблемы. -М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  4. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. Г. Б. Рубальского- Под. ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. — 271 с.
  5. Т. Педагогический совет: как сделать эту форму работы действенной //Дошкольное воспитание. -1991. № 4. — С. 21−27.
  6. А.С., Головко Н. К. Технология прорывов и школа В. Эрхарда. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред. сост. Р. Б. Стеркина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ACT, 1997. — 431 с.
  8. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений в Челябинской области (из опыта работы) / Под ред. С. Ф. Багаутдиновой, Г. Н. Панкратовой, А. Н. Троян. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 1998. 100 с.
  9. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С. 26−46.
  10. В.Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. 2-е изд,. доп. — М.: Политиздат, 1973. — 392 с.
  11. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  12. К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. М.: ACT, 1997. -393 с.
  13. К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов. М.: ACT, 1998. — 176 с.
  14. К.Ю. Педагогический совет в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1991. — № 12. — С. 26−30.
  15. В.А. и др. Педагогический мониторинг эффективности образовательной деятельности / Магнитогорск, пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1998.-34 с.
  16. Е.С. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1983. — 207 с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Ин-т развития проф. образования. М., 1995. — 336 с.
  18. И.В., Мирских Э. М., Садовский Н. В. Системный подход и системный анализ // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С. 47−64.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. — С. 157−190.
  21. А.К. и др. Заведующий дошкольным учреждением: Пособие / А. К. Бондаренко, JI.B. Поздняк, В. И. Шкатулла. М.: Просвещение, 1984. — 223 с.
  22. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами / Отв. ред. В. В. Кульба. М.: Наука, 1994. -270 с.
  23. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. — 348 с.
  24. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -139 с.
  25. Ю.В. Новые подходы к теории управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 57−63.
  26. Ю.В. Школа как объект управления // Советская педагогика. 1984. — № 5. — С. 14−16.
  27. А.И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  28. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Т. И. Шамова, Ю. А. Конаржевский, К. А. Нефедова, П.И. Третьяков- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  29. Д.М. Теоретико-методологические основания системных исследований и разработка проблем глобального развития // Системные исследования: Ежегодник. -М.: Наука, 1982. С. 7−25.
  30. А.Г. Передовые методы управления в практику // Специалист. — 1990. — № 11. — С. 34−35.
  31. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой- Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  32. .А. и др. Моделирование как метод научного исследования: Гносеологич. анализ / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 246 с.
  33. В.В. Менеджмент: системные основы. 2-е изд., доп. и испр. — Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО ИПЦ «Крылья», 1998. — 224 с.
  34. Г. А. Структура и содержание организационно-педагогической деятельности руководителей учебных заведений профтехобразования. Дис. канд. пед. наук. — С-Пб, 1993. — 219 с.
  35. Л. Об оценке воспитательной деятельности школы // НОТ в системе народного образования: М-лы II Республик, науч.-практ. конф. Рига, 1983. — С. 58−66.
  36. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении. (Самопознание, диалектика и жизнь) / Челяб. гос пед. ин-т. -Челябинск: ЧГПИ, 1991. 128 с.
  37. И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 208 с.
  38. Н.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  39. Е.Ю., Островская Л. Ф. О руководстве детским садом: Для молодой заведующей. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1972. -159с.
  40. Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. -М.: Новая школа, 1997. 48 с.
  41. Л.М. Профессия: руководитель // Обруч. 1996. — № 6. -С. 7−8.
  42. Диалектика познания сложных систем / Под ред. B.C. Тюхтина. -М.: Мысль, 1988. -316 с.
  43. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М.: Технолог, школа бизнеса, 1992. -192 с.
  44. В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  45. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности: Учебное пособие. -Челябинск, 1996. 71 с.
  46. В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М.: Ин-т управления образованием РАО, 1994.-34 с.
  47. Л.П. Педагогические условия реализации комплексно-интегративного подхода к аттестации профессиональных училищ. Дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 1998. — 198 с.
  48. Закон Российской Федерации об образовании. Екатеринбург: Уральское юридическое изд-во, 1998. — 60 с.
  49. Зарубежный опыт внутрифирменного управления: Методические указания / Сост.: В. Д. Немцов, В. И. Герасимчук, Л. Г. Смоляр. Киев: КПИ, 1990. — 36 с.
  50. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая школа, 1997. -320 с.
  51. В.И. Основные направления организационно-педагогической деятельности директора общеобразовательной школы. -Дис. канд. пед. наук. М., 1981. — 239 с.
  52. Я. Организация трудовых коллективов. Ведение в теорию организации и управления / Пер. с польск.- Под ред. Г. Э. Слезингера. М.: Прогресс, 1971. — 311 с.
  53. М.С. Система и структура // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1983. — С. 86−106.
  54. М.С. Челевеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  55. Калуве Л. Де и др. Развитие школы: модели и изменения / Л. Де Калуве, Э. Маркс, М. Петри- Пер. с англ. Е.Н. Максимовой- Науч. ред. А. П. Зайцева. Калуга: Калуж. ин-т социологии, 1993. — 240 с.
  56. А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991. -46 с.
  57. А.Е. Управление школой в условиях ее демократизации // Советская педагогика. 1988. — № 3 — С. 56−60.
  58. В.И. Искусство управления: Учеб. пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997.-288 с.
  59. Л.Ф., Турченко В. Э., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  60. Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии. -1971. -№ 6. С. 101-Ш.
  61. Я.Л. Социометрия в социально-психологическом исследовании: ее возможности и ограничения // Методология и методы социальной психологии: Сб. статей / АПН СССР- Ин-т психологии- Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — С. 72−85.
  62. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993. — 140 с.
  63. Ю.А. О некоторых проблемах управления школой // Советская педагогика. 1985. — № 2 — С. 50−53.
  64. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой: Учеб. пособие / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: ЧГПИ, 1978.- 102 с.
  65. Ю.А. Подход к анализу урока как к процессу // НОТ в системе народного образования: М-лы II Республик, науч.-практ. конференции. Рига, 1983. — С. 37−46.
  66. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: Учеб. пособие / Челяб. гос пед. ин-т. -Челябинск: ЧГПИ, 1986. 133 с.
  67. Ю.А. Формирование педагогического коллектива: Пособие для директоров и заместителей школ. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 60 с.
  68. Ю.А., Троян А. Н. Инспектирование состояния управления дошкольным учреждением: Методические рекомендации. -Магнитогорск: МГПИ, 1980. 54 с.
  69. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−116.
  70. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. — 383 с.
  71. Е.М. Объединения людей в обществе и их особенности // Вопросы психологии. -1971. № 6. — С. 112−121.
  72. .А., Саметис О. С., Шмите А. К. Определение уровня и внедрения НОТ в школах и управленческих учреждениях просвещения: Методические рекомендации. Рига, 1985. — 36 с.
  73. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Пер. с англ.- Под ред. Д. М. Гвишиани. -М.: Прогресс, 1981. 267 с.
  74. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
  75. В.И. Как нам реорганизовать Рабкрин // Избр. произведения. В 4-х т. Т.4. М.: Политиздат, 1986. — С. 470−473.
  76. В.И. Очередные задачи Советской власти // Избр. произведения. В 4-х т. Т.З. М.: Политиздат, 1986. — С. 162−192.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  78. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. — 311 с.
  79. В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми: Монография. М.: Прометей, 1992. — 80 с.
  80. С.П. Совершенствование функции организации внутришкольного управления как фактор повышения эффективностидеятельности руководителей школ. Дисс. канд. пед. наук. — Челябинск, 1992. — 228 с.
  81. Менеджмент организации: Учеб. пособие / З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р. З. Акбердин и др.- Под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  82. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1992. 702 с.
  83. Методические рекомендации по разработке нормативов бюджетного финансирования детских дошкольных учреждений: Сборник нормативных документов и рекомендаций. М.: Новая школа, 1990. -127 с.
  84. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. -172с.
  85. Н., Коропкова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания: Методические рекомендации // Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6. — С. 17−27.
  86. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Научно-методическое пособие. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  87. С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — Челябинск, 1998. — 38 с.
  88. А .Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. — 256с.
  89. А .Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом в условиях рынка: Учебно-методическое пособие. -Челябинск: ОблИУУ, 1992. 127 с.
  90. А. Я., Найн А. А. Организация экспериментальной работы в образовательных учреждениях инновационного типа / Магнитогорск, пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 150 с.
  91. Основы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  92. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / О. А. Зайцева, А. А. Радугин, А. К. Радугин, Н.И. Рогачева- Под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1997. — 429 с.
  93. Основы управления: Учеб. пособие / Под ред. В. П. Радукина. -М.: Высшая школа, 1986. 271 с.
  94. Основы экономики и управления производством: Учеб. пособие / Под ред. проф. И. И. Сигова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1973.-399 с.
  95. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  96. B.C. Теоретические основы управления (школоведческий аспект): Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1990. -175 с.
  97. Л.В. Содержание и технология подготовки студентов к управленческой деятельности // Дошкольное воспитание. 1998. — № 11. -С.106−114.
  98. В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  99. В. О некоторых подходах в руководстве дошкольными учреждениями // Дошкольное воспитание. 1990. — № 9. — С. 49−51.
  100. М.Л. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991. -191 с.
  101. Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. -М.: Наука, 1986.-288 с.
  102. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990. — 76 с.
  103. М.М. Оптимизация управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 4 — С. 35−40.
  104. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998. — 176 с.
  105. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / РАО- Ин-т управления образованием. М.: Новая школа, 1997. — 350 с.
  106. А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983.- 176 с.
  107. Принципы организации социальных систем: Теория и практика / Под ред. проф. М. И. Сетрова. Киев, Одесса: Выща школа, 1988. — 242 с.
  108. Программы развития дошкольных образовательных учреждений / Науч. ред. А.Н. Троян- Магнитогорск, пед. ин-т. -Магнитогорск: МГПИ, 1998. 40 с.
  109. Е. Заведующая глазами воспитателей // Дошкольное воспитание. -1991. № 4. — С. 21−27.
  110. А. Качества эффективности и эффективность «качества» // Наука и жизнь. 1990. — № 6. — С. 108−111.
  111. Пушкаренко 3. Из опыта управления системой дошкольного образования в Тульской области // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12. — С. 34−38.
  112. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления / Воронеж, гос. арх.-строит, акад.- Воронеж. Высшая школа предпринимателей. Воронеж, 1995. — 195 с.
  113. В.М. Основы менеджмента: вопросы теории и практики выполнения лабораторных работ: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей пед. институтов / Магнитогорск, пед. ин-т. Магнитогорск: МГПИ, 1994. — 112с.
  114. Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1994. — № 5. — С. 2−15.
  115. Рекомендации по проведению аттестации и аккредитации дошкольных учреждений на территории Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 1993. — № 8. — С. 4−20.
  116. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях / Пер. с англ.- Под ред. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1980. -176 с.
  117. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. -158 с.
  118. Л.Г. Организация коллективного планирования в детском саду. Дисс. канд. пед. наук. — Тбилиси, 1985. — 127 с.
  119. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1978.-С. 7−25.
  120. О.С., Спружа Р. Я. Совершенствование управления и повышение уровня организации труда в дошкольных учреждениях: Методические рекомендации. Рига, 1985. — 34 с.
  121. Связь и обособленность / М. А. Парнюк, А. С. Кирилюк, В. В. Кизима и др. Киев: Наукова Думка, 1988. — 296 с.
  122. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  123. Г. Н. Теоретические основы системного управления. -Челябинск: ЧИПКРО, 1993. 171 с.
  124. Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. -664 с.
  125. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. 4.1. Системное видение образования / Челяб. гос. техн. унт. Челябинск: ЧГТУ, 1994. — 167 с.
  126. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 264 с.
  127. Системный анализ и структуры управления / Под общ. ред. В. Г. Шорина. М.: Знание, 1975. — 304 с.
  128. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания: Сб. науч. тр. / АПН СССР- НИИ общей педагогики- Под ред. Т. С. Комаровой. М.: НИИОП, 1981. -189 с.
  129. Социально-психологические аспекты первичного коллектива: Сб. науч. тр. / Яросл. гос. пед. ин-т- Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль: ЯГПИ, 1978.- 134 с.
  130. Р.Я. Содержание и формы планирования педагогической работы дошкольного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1985.- 145 с.
  131. Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. 1996. — № 6. — С. 2−14.
  132. Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений // Дошкольное воспитание. 1992. — № 2. — С. 4651.
  133. Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1982. — 145 с.
  134. B.C. Системный подход как средство повышения уровня внутришкольного планирования. Автореф. дис.канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1977. — 22 с.
  135. Ф.У. Менеджмент / Пер. с англ. А.И. Зак- Науч. ред. и предисл. Е. А. Кочерина. М.: Журнал «Контроллинг», 1992. — 137 с.
  136. Ф.У. Принципы научного менеджмента / Пер. с англ. А.И. Зак- Науч. ред. и предисл. Е. А. Кочерина. М.: Журнал «Контроллинг», 1991. — 104 с.
  137. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. -М.: ACT, 1996.-С. 147−155.
  138. Толковый словарь по управлению / Сост.: С. Н. Петрова, И. Г. Лукманова и др.- Под ред. В. В. Позднякова. М.: Алане, 1994. — 252 с.
  139. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995. — 336 с.
  140. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  141. Л.К. Формирование у студентов умения планировать работу дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. — 173 с.
  142. А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1984. -174 с.
  143. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272 с.
  144. Jl.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии: Сб. статей / АПН СССР- Ин-т психологии- Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — С. 54−71.
  145. Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство / Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: Сентябрь, 1995. -336 с.
  146. Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)оно / Под ред. М. И. Кондакова, М. Л. Портного, В. Г. Худоминского. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  147. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, И.Х. Ниссинен- Пер. с финск.- Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Прогресс, 1993. — 318 с.
  148. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / РАО- Ин-т упр. образованием- Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
  149. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  150. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд- Сост. Г. Л. Подвойский. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  151. Э. А. Управление компанией / Ассоц. авторов и издателей «Тандем». М.: Тандем, ЭКМОС, 1997. — 303 с.
  152. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. — 128 с.
  153. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5 т. Т.1: Основы управления. Планирование как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. — 168 с.
  154. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5 т. Т.2: Организация как функция управления. М.: ВИПКэнерго, 1992. — 142с.
  155. Л.И. Обучение воспитателя планированию деятельности в системе методической работы детского сада. Дисс. канд. пед. наук. — М., 1992. — 156 с.
  156. Л.И. Сколько «стоит» ребенок // Обруч. 1997.- № 6. — С. 5−6.
  157. Р.А. Система менеджмента: Учеб-практ. пособие. -2-е изд. М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 1997. — 350 с.
  158. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990. — 168 с.
  159. В.И. Основы современной теории организаций / Акад. организац. наук- Ин-т организационных систем. М, 1995. — 75 с.
  160. А.В. Демократизация внутришкольного контроля. -М.: Знание, 1991. -62 с.
  161. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 226с.
  162. Т.И. Управленческая деятельность руководителя школы в условиях ее обновления // Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. -С.59−113.
  163. А.П. Принцип системности // Философские науки. -1985.-№ 5.-С. 56−63.
  164. А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967.-375 с.
  165. Т. Организация и проведение проблемных семинаров // Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6. — С. 28−30.
  166. В.И. Дошкольное образовательное учреждение. Правила внутреннего трудового распорядка. Должностные инструкции: Методические рекомендации к составлению документов. Образцы документов. Ростов-на-Дону, 1994. — 132 с.
  167. В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1963. -128 с.
  168. Н.А. Внутришкольный контроль: Пособие для руководителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  169. Эксперимент по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в РФ // Вестник образования. 1994. -№ 11.-С. 2−93.
  170. Элементы технологии обучения: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей школ / Магнитогорск, пед. ин-т- Сост. В. А. Беликов, Н. В. Сычкова, Н. Я. Сайгушев, Ф. А. Мустаева. -Магнитогорск: МГПИ, 1997. 88 с.
  171. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / Отв. ред. В. Н. Иванов. М.: Наука, 1987. — 248 с.
Заполнить форму текущей работой