Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лингвокогнитивные модели эмоций в контексте национальных культур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные проведенного нами эксперимента позволяют утверждать, что носители языка, как правило, сохраняют базовый субстрат зафиксированных лексикографических дефиниций исследуемых эмоций, значительно, однако, расширяя или уточняя «набор» их структурных компонентов. Таким образом, в практическом сознании носителей русского языка сформирован «образ» базовых эмоций, принятый в данном лингвокультурном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОНТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ И СПЕЦИФИКА ИХ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
  • Введение в проблему
    • 1. 1. Понимание эмоций в рамках естественных наук
    • 1. 2. Проблема классификации эмоций в контексте междисциплинарных исследований и выделения базовых эмоций
    • 1. 3. Толкование эмоций в современной лингвистике
      • 1. 3. 1. К проблеме эмоциональности, экспрессивности и оценочное&trade
      • 1. 3. 2. Эмоциональность в контексте традиционной лингвистической парадигмы
      • 1. 3. 3. Эмотивность в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы
    • 1. 4. Изучение эмоциональности с позиций психолингвистики
    • 1. 5. Эмоции в контексте лингвокультурологических исследований
    • 1. 6. Специфика концептуализации эмоций в дискурсе
    • 1. 7. Толкование понятия «концепт» & «эмоциональный концепт» в современных научных парадигмах
    • 1. 8. Картина мира как репрезентация когнитивной деятельности человека
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ «ГНЕВ», СТРАХ", «УЖАС», «ОТВРАЩЕНИЕ» В РУССКОЙ И НЕМЕЦКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КУЛЬТУРАХ
  • Введение в проблему
    • 2. 1. Когнитивные основы репрезентации эмоций гнева, страха, отвращения, ужаса в русской и немецкой лингвокультурах
      • 2. 1. 1. Структурная специфика эмотивного текста как отражение фрагмента языковой картины мира
      • 2. 1. 2. Когнитивные основы эмотивной оценки в художественном тексте
    • 2. 2. Специфика выражений когнитивных интенций в русской и немецкой картинах мира в контексте выражения эмоций гнева, страха, отвращения, ужаса
    • 2. 3. Специфика номинации и выражения эмоций гнева, страха, отвращения и ужаса в русско- и немецкоязычных художественных текстах
      • 2. 3. 1. Особенности метафоризации эмоций гнева, страха, отвращения и ужаса в русской и немецкой языковых картинах мира
      • 2. 3. 2. Особенность прототипической репрезентации эмоции «гнев» в русской и немецкой языковых картинах мира
      • 2. 3. 3. Концептуальная основа межкультурной вербальной трансляции эмоций «гнев», «страх», «отвращение», «ужас»
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИЙ «СТРАХ», «ГНЕВ», «ОТВРАЩЕНИЕ», «УЖАС» В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ: СИСТЕМНОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
  • Введение в проблему
    • 3. 1. Языковые модели эмоций «страх», «гнев», «отвращение», «ужас» в русской лексикографии
    • 3. 2. Экспериментальное изучение вербальных репрезентаций эмоций гнева, страха, ужаса, отвращения в русском социуме

Лингвокогнитивные модели эмоций в контексте национальных культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Находящийся в постоянно изменяющемся состоянии окружающий мир стимулирует сознание человека активно отражать объекты действительности, которые, трансформируясь и взаимодействуя, способны вызывать у человека те или иные переживания и эмоциональные реакции.

В нашей работе термин «эмоция» имеет собирательное значение: он объединяет все психические переживания человека — чувства, аффекты, состояния, т. е. все «переживательно-мотивационные» процессывыбор этого термина определен сложившейся в лингвистике традицией.

До сих пор нет единого мнения в отношении формы протекания эмоциональных (психических) переживаний человека. Эмоции, несмотря на свою биопсихосоциальную значимость, остаются относительно малоизученным феноменом, хотя современная наука насчитывает сегодня более 20 различных теорий эмоций. На сегодняшний день, как показал анализ, не существует общепризнанной, единой теории эмоций ни в психологии, ни в психолингвистике, ни в лингвистике. Сложность создания такой теории состоит в том, что эмоции, имеющие свои перцептивные и акустические показатели, вытекают чаще из когнитивных интерпретаций окружающей действительности, нежели из самой действительности.

Различия в понимании исследуемого феномена мотивированы тем, что эмоции человека и механизмы их языковой репрезентации рассматриваются в контексте различных дисциплин. Объективная картина репрезентации эмоций в языке может быть получена при интеграции разноуровневых подходов к изучению языка эмоций в рамках единой концепции. Одним из недостатков существующих исследований является факт отсутствия единой и непротиворечивой теории эмоций.

В связи с развитием когнитивной науки уже не подвергается сомнению влияние эмоций на мыслительные операции человека.

Когнитивный подход, используемый в нашей работе, позволяет соединить традиционные представления о репрезентации эмоций, в которых человеческий фактор присутствовал в имплицитном виде, с современными изысканиями лингвистической науки о человеке.

Предметом изучения в нашей работе является фрагмент эмоциональной картины мира как сложного структурно-смыслового образования, как фиксации оценочной деятельности человеческого сознания при лин-гвоментальном освоении окружающей действительности с позиций когнитивной лингвистики.

Феноменологическое существование эмоциональной картины мира в значительной степени обусловлено языком: после проекции эмоциональной картины мира в языковое сознание она репрезентируется в виде совокупности, в основном, вербализованных концептов, понятий (и т. д.), выступающих как отражение внутреннего, психического мира и эмоционально «переработанных» представлений, восприятий, ощущений, в основе которых лежат перцептивные образы.

Объектом нашего исследования выступают вербализованные эмоциональные концепты «гнев», «страх», «отвращение», «ужас» в русской и немецкой языковых картинах мира, интерпретируемые как этнокультурно обусловленные структурно-смысловые ментальные образования.

В основе эмоционального концепта лежит представление индивида об определенном предмете, явлении и т. д., базирующееся на особой оценке. Эмоциональный концепт представляет собой, по сути, разновидность культурного концепта с дополнительными эмотивными, ценностными и оценочными характеристиками.

Актуальность данной работы заключается прежде всего в том, что в ней впервые ставится проблема комплексного изучения эмоциональных концептов «гнев», «страх», «отвращение», «ужас» в русле современных лингвокультурологических и лингвокогнитивных исследований с учетом результатов, полученных на базе концептуального анализа.

Актуальным является интегративный подход к изучению архитектоники эмоциональных концептов, включающий описание когнитивных, вербальных и оценочно-образных аспектов.

Целью настоящего исследования является комплексное лингвоког-нитивное и лингвокультурологическое изучение фрагмента эмоциональной картины мира русского и немецкого лингвокультурных сообществ, репрезентированного вербализованными эмоциональными концептами «гнев», «страх», «отвращение», «ужас».

Целесообразной в данном контексте представляется проверка гипотезы о том, что представители различных этнокультур, возможно, по-разному смотрят на эмоции, но в лингвокультурах имеется большое количество одинаковых средств выражения эмоциональных концептов, обеспечивающих возможность трансляции понятий, идей, психических образов из одной лингвокультуры в другую посредством перевода: мы полагаем, что эти актуализированные в определенном языке ментальные конструкты в принципе переводимы в другую лингвокультуру и находят свое отражение в сознании её носителей.

Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:

1. Выявить и описать конститутивные признаки эмоциональных концептов «гнев», «страх», «отвращение», «ужас» как маркеров эмоциональной картины мира.

2. Определить и описать когнитивные интенции коммуникантов в художественных текстах, обусловливающие вербализацию концептов.

3. Выявить метафорические способы концептуализации базовых эмоций «гнев», «страх», «отвращение», «ужас» в русской и немецкой языковых картинах мира.

4. Лингвистически верифицировать психологическую структуру указанных эмоциональных концептов в русской и немецкой лингвокультурах.

5. Экспериментально обосновать существование в концептуальном сознании носителей языка собственной «картинки» базовых эмоций, детерминированной личным опытом и знаниями.

Решение поставленных задач определило содержание работы и позволило сформулировать основные положения развиваемой концепции, выносимые на защиту:

1. Эмоциональный концепт — как разновидность культурного концепта — отличается дополнительными эмотивными, ценностными и оценочными характеристиками. Каждая конкретная семантико-психологическая и эмоционально-эстетическая реализация эмоциональных концептов, в частности, «гнев», «страх», «отвращение», «ужас» обусловливается особенностями языкового сознания личности как обобщенного образа носителя и проводника культурных, языковых, коммуникативно-деятельностных и поведенческих реакций.

2. Художественный текст и его эмотивно-оценочный фрагмент (как эмпирическая база. исследования) репрезентированы сложной структурой интенций, представляющих собой комплексное иерархическое целое, в котором выделяются обязательные и факультативные мотивы. Участники интенционального сценария связаны различными логическими отношениями, причем доля оценочной семантики может быть различной, в ряде случаев достигая нуля.

Выражение интенций взаимосвязано с разного рода семантико-прагматическими интерпретациями указанных эмоций.

3. Картина репрезентации эмоций в языке определяется прежде всего метафорическими дескрипциями эмоций, изучение которых обнаруживает скрытые связи между различными феноменами окружающей действительности. В исследуемых лингвокультурах наличествуют более или менее продуктивные типы метафоры, что обусловлено психологической особенностью человека и спецификой языковых единиц.

4. Эмоциональные концепты в принципе переводимы средствами языка-реципиента с возможной смысловой и эмотивной «ущербностью» исходного концептуального инварианта.

5. В практическом сознании носителей языка сформирован «образ» базовых эмоций, принятый в данном лингвокультурном сообществе. Каждый индивид тем не менее имеет собственный вариант данного образа, обусловленный личным опытом и индивидуальными процессами.

Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из словарей русского и немецкого языков, а также художественных русско-и немецкоязычных текстов общим объемом около 3000 вербальных единиц (более 12 300 страниц). Предпочтение отдавалось переводному материалу.

Научная новизна диссертационной работы обусловлена выбором объекта и подходами к его исследованию, позволившими соединить традиционные представления о репрезентации эмоций, в которых человеческий фактор присутствовал в имплицитном виде, с современными изысканиями лингвистической науки о человеке. Интеграция разноуровневых подходов к изучению языка эмоций позволяет получить объективную картину репрезентации эмоций в языке и уточнить концептуальные основы моделирования процессов эмоциональной и интеллектуальной интерпреI тации действительности говорящим субъектом.

Теоретической базой исследования послужили концепции по психологии эмоций (К. Изард, Э. Нойманн, С. Кьеркегор, К. Юнг, С. JI. Рубинштейн и др.), лингвистические исследования эмоций (JI. Г. Бабенко, К. М. Буряков, В. И. Шаховский, В. Н. Телия, Е. Ю. Мягкова, Н. А. Красавский и др.), исследования по когнитивной лингвистике (Е. С. Кубрякова, Ю. С. Степанов, Дж. Лакофф, Ч. Филлмор, Т. ван Дейк, Н. Н. Болдырев, В. И. Карасик, и др.), исследования в области эволюции языка (В. фон Гумбольдт, Э. Сепир, И. А. Бодуэн де Куртене, В. А. Звегинцев и др.), и лингвокультурологические исследования (Н. Д. Арутюнова, А. Г. Баранов,.

Д. О. Добровольский, Ю. А. Сорокин, Н. В. Уфимцева, В. В. Воробьёв, В. В. Красных, С. X. Ляпин, В. А. Маслова, Т. А. Фесенко и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в установлении структурных доминант строения эмоционального концепта, в опредеI лении специфики языковой категоризации мира в рамках эмоциональных концептосфер и установлении механизма лексической репрезентации эмо-тивной оценки, а также в определении когнитивной основы при переводе эмоциональных концептов с одного языка на другой, что в целом вносит определенный вклад в общую теорию языковой личности и позволяет заполнить некоторые теоретические лакуны в переводоведении.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут найти применение в преподавании ряда дисциплин (психолингвистики, общего языкознания, лингвокультурологии, теории и практики перевода, когнитивной лингвистики), а также при проведении дальнейших исследований по данной проблематике.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается представительной выборкой примеров и комплексным премене-нием различных методов исследования. Методы исследования изучаемого объекта включают наряду с общенаучным индуктивно-дедуктивным методом дефиниционный, контекстно-ситуативный и концептуальный анализы, метод лингвистической интерпретации, метод компонентного анализа, а также элементы статистического анализа.

Психолингвистический эксперимент позволяет верифицировать полученные теоретические результаты экспериментальным путем.

Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на заседаниях сектора в ИЯ РАН (20 002 003 гг.), а также нашли отражение в докладах и сообщениях на международных научных конференциях «Филология и культура» (Тамбов 2001, 2003), «Лингвистические основы межкультурной коммуникации в сфере европейских языков» (Нижний Новгород 2001), «Проблемы лингвистики и методики обучения иностранным языкам: традиции и стратегия обновления» (Тамбов 2001), в школе-семинаре по когнитивной лингвистике (Тамбов 2002), на международной конференции «Языки и транснациональные проблемы» (Москва 2004) и др.

По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура работы. Диссертация включает Введение, три главы, Заключение, Список использованной научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе предпринято лингвокультурологическое и лингвокогнитивное изучение репрезентаций эмоций «гнев», «страх», «отвращение», «ужас» на материале русскои немецкоязычных художественных текстов.

Репрезентация эмоций в художественном тексте может осуществ-, ляться следующими способами: описание эмоционального состояния, в структуру которого входит «субъект состояния» и «эмоциональный признак». Эмоциональные состояния характеризуются рядом свойств таких, как динамичность, статичность, временный характер, контролируемость, неконтролируемость и наблюдаемость. Эмоциональные состояния идентифицируются по внешним признакамописание вербального выражения эмоции (эмотивно-оценочная лексика).

Подытоживая результаты исследования описаний косвенных признаков эмоций «гнев», «страх», «отвращение», «ужас», можно сказать, что в этнокультурах используется общая система стереотипов, отражающих панкультурные элементы невербального выражения этих эмоций, что ещё раз подтверждает положение о том, что носители разных языков на эмоции, возможно, смотрят по-разному, но в лингвокультурах имеется большое количество одинаковых средств выражения эмоциональных концептов. Основу эмоционального концепта составляет сама эмоция, поэтому наименование эмоции есть номинация эмоционального концепта.

Система репрезентаций эмоционального концепта структурируется следующим образом: устойчивые выражения, используемые для описания конкретной эмоции в данном языке, систематизируются в концептуальные категории (т. е. в системы концептуальных метафор и родственных концептов) — концептуальные категории систематизируются, в свою очередь, в когнитивные модели, среди которых, как правило, одна является прототипичной, а остальные — отступлениями от прототипа. Исследования показывают, что эмоциональный концепт, бесспорно, является разновидностью культурного концепта и сохраняет все его свойства, но отличается дополнительными эмотивными, ценностными и оценочными характеристиками. В основе его лежит оценка как онтологическое свойство человека, который не может в своей познавательной деятельности не оценивать окружающую его действительность.

Эмоциональные концепты наравне с другими лингвоментальными образованиями являются убедительным и наглядным маркером этнокультурной специфики языкового сознания как индивида, так и социума в целом.

Результаты предпринятого лингвокультурологического и лингвоког-нитивного описания эмотивно-оценочного фрагмента лексической системы русского и немецкого языков свидетельствует о наличии концептуальных основ моделирования процессов интеллектуальной и эмоциональной интерпретации действительности говорящим субъектом, инкорпорирующих следующие компоненты:

1) появлению эмоций предшествует ментальный процесс эмотивно-оценочного освоения мира, а также аксиологическая обработка результатов (разной степени когнитивной сложности);

2) эмоциональное состояние субъекта стимулирует аксиологическую деятельность субъекта и играет существенную роль в формировании эмотивной оценки, заметно изменяя и модифицируя оценочное содержание, которое под влиянием интенсивной, ценностно ориентированной и объектно направленной эмоции теряет дескриптивные очертания. Изменяются также основания оценки и ее содержание.

Опираясь на проведенный анализ языкового материала применительно к ситуации эмоциональной и оценочной интерпретации действительности, можно сделать вывод, что оба эти процесса взаимообусловлены в лингво-ментальном освоении мира, что подтверждается также изучением механизма лексической репрезентации эмотивной оценки, который.

— представляет собой «особый язык», предназначенный для вербализации аксиологической и эмоциональной интерпретации события говорящим субъектом и организованный с помощью эмотивно-оценочной лексики.

Эмотивно-оценочный фрагмент художественного текста (в лексическом аспекте) является уникальным языковым материалом, в котором воплощаются когнитивные (ценностные ориентиры, устройство личностной аксиологической парадигмы), прагматические (умение строить эмотивно-оценочный дискурс, адекватный коммуникативной ситуации, межличностным отношениям, собственным интенциям), психологические особенности.

— говорящих, что открывает пути для лингвистического и психологического моделирования.

Лингвокогнитивное и лингвокультурологическое исследование эмотивно-оценочного фрагмента лексической системы языка открывает возможность дальнейшего изучения лексики под новым углом зрения: как способа вербализации концептуальных областей ментального пространства человека и как средства лексической организации эмотивно-оценочного дискурса говорящего социума.

Художественный текст представлен комплексной структурой интен.

— ций, выявленных й ходе проведенного исследования и представляющих собой сложное иерархическое целое, в котором выделяются обязательные и факультативные мотивы. Участники интенционального сценария связаны различными логическими отношениями, причём доля оценочной семантики может быть различной, в ряде случаев редуцируясь до нуля. Соответственно реализуется и прототипическая интенция индивида, использующего эмотивно-оценочную лексику. Эмотивно-оценочная лексика, воплощённая в языковой картине мира, отражает как универсальные свойства, характерные для русской и немецкой языковых картин мира, так и специфику конкретного менталитета. Воплощение указанных интенций взаимосвязано с разного рода семантико-прагматическими интерпретациями исследуемых эмоций, погашениями оценочных или эмотивных смыслов, актуализацией стилистического, социокультурного или эстетического компонентов значения.

Изучение метафорических дескрипций эмоций обнаруживает скрытые связи между различными феноменами окружающего мира и выявляет лингвокогнитивный механизм деятельности человеческого сознания.

Наиболее продуктивным является глагольный тип антропоморфной метафоры в исследуемых лингвокультурах, что обусловлено как активностью глагола, так и психологической готовностью человека сопоставлять действия эмоций с поступками человека.

Достаточно продуктивна также натурморфная метафора (также преимущественно глагольная), основу которой образует сравнение эмоций с культурно-релевантными архетипами «огонь», «вода», «воздух».

Сходства в средствах и способах объективации эмоций рассматриваются нами как иллюстрация общности форм вербального освоения мира разными этносами.

Предпринятый анализ позволил выявить также определенные прото-типические модели проявления эмоции «гнев».

Эмоциональный концепт «гнев» наглядно иллюстрирует этно-куль-турную специфику концептосферы (русской и немецкой) лингвокультур-ной общности. Каждая конкретная семантико-психологическая и эмоционально-эстетическая реализация концептов «гнев», «страх», «отвращение», ужас" обусловливается особенностями языкового сознания личности как обобщенного образа носителя и проводника культурных, языковых, ком-муникативно-деятельностных и поведенческих реакций, апперцепционных сегментов, ценностей, знаний, установок, традиций и возможностей, то есть как носителя конкретной культуры.

Способы эмотивно-оценочной интерпретации действительности, специфика языковой картины мира русского и немецкого лингвокультур-ных сообществ, структура интенций говорящего социума, воплощаемых в художественных текстах, вскрывают характерные психологические, социокультурные и коммуникативные черты современной языковой личности, носителя определенной культуры.

Анализ переводного материала позволил выявить принципиальную переводимость указанных выше эмоциональных концептов средствами языка перевода с возможной смысловой и эмотивной «ущербностью» ис-, ходного концептуального инварианта. Основополагающей в этом плане остается способность переводного варианта оказывать на реципиента адекватное (с исходным инвариантом) эмотивно-психологическое воздействие.

Данные проведенного нами эксперимента позволяют утверждать, что носители языка, как правило, сохраняют базовый субстрат зафиксированных лексикографических дефиниций исследуемых эмоций, значительно, однако, расширяя или уточняя «набор» их структурных компонентов. Таким образом, в практическом сознании носителей русского языка сформирован «образ» базовых эмоций, принятый в данном лингвокультурном, сообществе и отраженный в их словарных дефинициях. Расширенные дефиниции эмоций, используемые носителями языка при коммуникации, обусловлены их личным образным мышлением, воображением, знаниями, а также их опытом взаимодействия с окружающей средой, которые вызывают данные эмоции.

Итак, речевые способности носителей языка обеспечивают владение общепринятыми и закрепленными в словарях вербальными репрезентациями, характеризующими свойства эмоциональной системы, представленной данными эмоциями, а также позволяют носителям языка формировать «индивидуальный лексикон», отражающий индивидуальную языковую картину мира и систему их личных оценок.

Перспективными, на наш взгляд, могут в дальнейшем стать работы, выполненные в зоне интересов лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, этнологии и переводоведения, посвященные изучению эволюции ' эмоциональной номинативной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , П. К. Избранные труды // Философские аспекты теории функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1978. С. 397.
  2. , Ю. Д. Избранные труды, том 1. Лексическая семантика: 2-е изд., испр. и доп. / Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», Издат. фирма «Восточная лит-ра» РАН, 1995. — 472 с.
  3. , Ю. Д. (1995а) Избранные труды, том 2. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. М.: школа «Языки русской культуры», 1995. — 767 с.
  4. , В. Ю., Апресян, Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — С. 27−35.
  5. , М. Б. Чувства и эмоции // Гассон, Дж. А. М., 1997. — С. 197−209.
  6. , Н. Д. Лингвистические проблемы референции / Арутюнова Н. Д. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М.: Прогресс, 1982.-С. 5−40.
  7. , Н. Д. Национальное сознание, язык, стиль // Лингвистика на исходе XX Века. Итоги и перспективы. Тез. докл. междунар. конф.-М., 1995.-Т. 1.-С. 32−33.
  8. , Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: «Языки русской культуры», 1998. — 895 с.
  9. , Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. М., 1976. — 380 с.
  10. , Н. Д. Типы языковых значений. (Оценка, событие, факт) / Н. Д. Арутюнова. — М.: Наука, 1988. 338 с.
  11. , С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / С. А. Аскольдов. М., 1997.-С. 267−280.
  12. , О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -М.: Советская энциклопедия, 1969. 606 с.
  13. , Л. Г. Обозначение эмоций в языке и речи / Л. Г. Бабенко. -Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1986. 125 с.
  14. , А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. — 104 с.
  15. , Н. А. Лексическое выражение эмоций в контексте разных культур: Автореферат дис.. кандидата филологических наук: 10.02.9 теория языа / Багдасарова Надежда Анатольевна- ИЯ РАН. — М., 2004. — 24 с.
  16. , А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А. Г. Баранов. Ростов н/Д., 1993. — С. 12−25.
  17. , Л. С. Язык и перевод. Вопросы общей и частной теории переводов / Л. С. Бархударов. — И.: Наука, 1977. 264 с.
  18. Белл Роджер, Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы / Т. Белл Роджер. М., 1980. — 320 с.
  19. , Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. М., 1974. С. 73.
  20. , Э. Уровни лингвистического анализа / Бенвенист Э. // Новое в лингвистике. Вып. 4. М.: Прогресс, 1965. — С. 434−449.
  21. , Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1995. — С. 183−190.
  22. , С. Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц / С. Г. Бережан. Кишинев, Штиинца, 1979. — 372 с.
  23. , Ф. М. Общее языкознание / Ф. М. Березин, Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1979.-416 с.
  24. B. В. Богданов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 20 е. Богословский, В. В. Общая психология / В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. А. Степанов. — М.: Высш. школа, 1981. — 39 с.
  25. , Н. Н. Современные направления лингвистических исследований // Вестник ТГУ / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996.-С. 75−82.
  26. , Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании // Методологические проблемы анализа языка: Сб. ст. / Г. А. Брутян. — Ереван, гос. ун-т- Отв. ред. Г. А. Брутян. Ереван: Изд-во Ереван, ун-та, 1976.-С. 58.
  27. , А. В. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии // Ментальная репрезентация: динамика и структура / А. В. Брушлинский, Е. А. Сергиенко. М., 1998. —1. C. 5−22.
  28. , Р. А. Язык реальность — язык / Р. А. Будагоров. — М.: Наука, 1983.-262 с.
  29. , А. И. Эмоции, чувство, отношение // Вопросы психологии. 1966. — № 1.-С. 40−51.
  30. , И. А. К вопросу об эмоциях и средствах их языкового выражения // Вопросы языкознания, 1979. — № 3. — С.47−59.
  31. , Д. А. Опыт компонентного анализа существительных, обозначающих эмоции, в английском языке // Вопросы филологии и методики исследования германских и романских языков / Д. А. Буслаев. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1972. — Вып. 4. — С. 98−117.
  32. , И. А. и др. Эмоции и мышление / И. А. Васильев и др. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  33. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997. — 416 с.
  34. , А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике./ А. Вежбицкая.-М., 1985.-Вып. 16.-С. 251−275.
  35. , М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. — С. 61−272.
  36. , В. К. Основные проблемы психологии эмоций // В. К. Вилюнас. Психология эмоций. М., СПб.: «Питер». — С. 8−40.
  37. , В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки / В. К. Вилюнас. М., 1989. -С. 46−60.
  38. , В. К. Психология эмоциональных явлений,/ В. К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
  39. , В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. — М.: Высш. школа, 1971.-240 с.
  40. Виноградов, В. B. i Проблема авторства и теории стилей / В. В. Виноградов. М.: Гослитиздат, 1961. — 614 с.
  41. , В. В. Русский язык / В. В. Виноградов. М., 1947. — С. 34−56. .
  42. , Н. В. Эмоциогенность ситуаций в учебной деятельности и психологические, предпосылки ее регуляции (Учебное пособие) / Н. В. Витг. М.: Изд-во МГПИИЯ, 1987. — 91 с.
  43. , Н. В. Эмоциональная регуляция речевого поведения при общении / Н. В. Витт.-М.: Изд-во МГУ, 1983.-73 с. ,
  44. , Н. В. Речь и эмоции / Н. В. Витг. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 84 с.
  45. , Е. К. Понятие / Е. К. Войшвилло. М.: Изд-во МГУ, 1967. -104 с.
  46. , Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ / Е. К. Войшвилло. М., 1989. — С. 12−32.
  47. , Е. М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. М.: Наука, 1985.-225 с.
  48. , JI. С. Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. -№ 3.-С. 10−22.
  49. , И. Е. Система познания: принципы и подходы // Познание. Общество. Развитие / И. Е. Высоков. М., 1966. — С. 104−125.
  50. Гак, В. Г. Сопоставительная лексикология / В. Г. Гак. М.: Высш. школа, 1977.-264 с.
  51. Гак, В. Г. Эмоции и оценки в структуре высказывания и текста // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 1977. — № 3. — С. 22−29.
  52. Гак, В. Г. Этимолого-семантические поля в лексиконе // Филологический сборник / В. Г. Гак. М., 1995. — С. 23−31.
  53. Галкина-Федору к, Е. JI. Лексикология // Современный, русский язык. Ч. 1 / Е. Л. Галкина-Федорук. М.: Высш. школа, 1962. — С. 180−265.
  54. , И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Высш. школа, 1981. — 139 с.
  55. , К. О характеристике и классификации речевых произведений // Новое в зарубежной лингвистике / К. Гаузенблаз. М.: Прогресс, 1979.-Вып. 8.-С. 57−78.
  56. , Г. Д. Национальные образы мира. Общие вопросы / Г. Д. Гачев. -М., 1988.-С. 11−24.
  57. , А. К. Повторы как признак эмотивности разговорной речи // Материалы Первой международной школы-семинара по когнитивной лингвистике, 26−30 мая 1998 г.: В 2 ч. Ч. 2 / А. К. Гизатуллина. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998. — С. 57−58.
  58. , Л. Я. Психология симпатий / Л. Я. Гозман. М.: Знание, 1988. — 94 с.
  59. , О. Н. Невербальные компоненты коммуникации / О. Н. Горелов. — М., 1980.- 104 с.
  60. , М. Д. Эмотивные явления в речевой коммуникации / М. Д. Городникова. М.: Изд-во МГПИИЯК, 1985. — 70 с.
  61. , Т. А. Смысловая структура эмотивных предикатов // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности / Т. А. Графова. М.: Наука, 1991. — С. 67−98.
  62. , А. Я. Категории современной культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984.-С. 59.
  63. , Ч. Происхождение видов путём естественного отбора / Ч. Дарвин.-СПб., 1991.-С. 46−53.
  64. Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-310 с.
  65. Р. Страсти души // Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1950.-398 с.
  66. , В. С. Чувства, влечения, эмоции / В. С. Дерябин. Д.: Изд-во ЛГУ, I960.-258 с.
  67. , У. Что такое эмоция // Психология эмоций. Тексты / Отв. ред.
  68. B. К. Вилюнас / У. Джемс. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 83−92.
  69. , Д. О. Национ.-культ. специфика во фразеологии // Вопросы языкознания. 1997. -№ 6. — С. 148−161.
  70. , Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной напряженности личности // Вопросы психологии. 1975. — № 6.1. C. 21−33.
  71. , Б. И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  72. , Б. И. Эмоциональная направленность личности. Дис. д-ра психолог, наук / Б. И. Додонов. Симферополь: Изд-во СГПИ, 1978.-412 с.
  73. , А. И. Интерпретация художественного текста / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина, Е. А. Гончарова. М.: Просвещение, 1983. -191 с.
  74. , Л. Пролегомены к теории языка // Новое. в зарубежной лингвистике. Вып. I / Л. Ельмслев. М., 1960. — С. 131−256.
  75. , Н. В. Экспрессивно-стилистические возможности лексики, называющей чувства и эмоции / Контрастивная и функциональная грамматика/ Н. В. Ермакова. Калинин: Изд-во КГУ, 1985. — С. 35−39.
  76. , А. И. Стилистика художественной речи / А. И. Ефимов. М.: Изд-во МГУ, 1961.-519 с.
  77. , В. И. К вопросу о характере русских и английских лакун // Национально-культурная специфика речевого поведения / В. И. Жельвис.-М.: Наука, 1977. С. 136−146.
  78. , Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи / Жинкин Н. И. // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 26−38.
  79. , Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.- 159 с.
  80. , В. П. Поговорка // Лингвистический. энциклопедический словарь / В. П. Жуков. М., 1990. — С. 379.
  81. , В. П. Пословица // Лингвистический энциклопедический словарь / В. П. Жуков. -М., 1990. С. 389.
  82. , А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. М., Российск. гос. гум. унив-т, 1999. — 382 с.
  83. , А. А. Индивидуальное знание. Специфика и принципы функционирования / А. А. Заленвская. Тверь, 1992. — С. 11−32.
  84. , А. А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики / А. А. Залевская. Калинин, 1981. — С. 28−44.
  85. , А. А. Проблемы психолингвистики / А. А. Залевская. — Калинин, 1983.-С. 3−8.
  86. , А. А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование / А. А. Залевская. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. — 206 с.
  87. , А. А. Различные подходы к трактовке значения слова как достояния индивида // Психолингвистические исследования слова и текста / А. А. Залевская. Тверь, 1997. — С. 11−23.
  88. , К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. / К. Э. Изард. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  89. , К. Э. Теория дифференциальных эмоций // Психология эмоций. — 2004.-С. 232−243.t Каменская, О. Л. Текст и коммуникация / О. Л. Каменская. М.: Высшая школа, 1990.-С. 5−21.
  90. , В. И. Аспекты и категории дискурса // Языковая личность: система, норма, стиль / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 1998. — С. 47−49. ,
  91. , В. И. Институциональный дискурс // Языковая личность: актуальные проблемы лингвистики / В. И. Карасик. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 22−25.
  92. , В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / В. И. Карасик. Волгоград-Архангельск: Перемена, 1996. — С. 3−16.
  93. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М.: Наука, 1987.-261 с.
  94. , И. Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания / И. Т. Касавин. СПб., 1999. — С. 11−19.
  95. , С. Д. Типология языка и речевое мышление / С. Д. Кац-нельсон. Л.: Наука, ЛО, 1972. — 216 с.
  96. , С. Д. Речемыслительные процессы / Кацнельсон С. Д. // Вопросы языкознания. 1984. — № 4. — С. 3−12.
  97. , А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // ВЯ. 1994. -№ 5.-С.Ц6−139.
  98. , А. В. Эмоциональность текста как психолингвистическая категория //12 Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». — М., 1997.-С. 77−78.
  99. , М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функцональной стилистики / М. Н. Кожина. Пермь: Изд-во ПГУ, 1966.-211 с. Колшанский, Г. В, Логика и структура языка / Г. В. Колшанский. — М.:
  100. Высшая школа, 1965. 240 с. Колшанский, Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. — М.: Наука, 1980.- 149 с.
  101. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке /
  102. Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. 103 с. Комлев, Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова / Н. Г. Комлев. —
  103. М., 1969. С.12−16. Кондаков, Н. И. Логический словарь — справочник / Н. И. Кондаков. — М., 1997.-С., 18.
  104. , В. В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) И Вестник МГУ. Сер. 9. — Филология. — № 1 — 1998.-С. 53−70.
  105. Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты.-М., 1984.
  106. , Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология когнитивная наука // ВЯ. — 1994. — № 4. -С. 34−47.
  107. , Е. С. О новых путях исследования значения (теория айсберга). // Проблемы семантического описания языка и речи. Материалы докладов Межд. науч. конф. Минск, 1998. — С. 38−39. Лайонз, Дж. Введение в теоретическую лингвистику / Дж. Лайонз. — М.:
  108. Прогресс, 1978.-473 с. Лакофф, Дж. Мышление в зеркале классификаторов / Перевод с англ.
  109. Р. И. Розиной // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII.1
  110. Когнитивные аспекты языка / Дж. Лакофф. М., 1988. — С. 12−54. Ланге, Г. Душевные движения // Психология эмоций. (Автор-составитель)
  111. B. Вилюнас / Г. Ланге. М., СПб.: «Питер», 2004. — С. 112−130. Леонтьев, А. А. Факторы вариативности речевых высказываний // Основытеории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. —1. C. 29−35.I
  112. , А. А. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 87 с. Леонтьев, А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения /
  113. , Ю. Н. Структура художественного текста / Ю. Н. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  114. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. М.: Знание, 1982. — 175 с.
  115. Лук, А. Н. Эмоции и чувства / А. Н. Лук. М.: Знание, 1972. — 79 с.
  116. Лукьянова, Н. A. i Экспрессивная лексика разговорного употребления: проблемы семантики / Н. А. Лукьянова. Новосибирск: Наука, 1986.-227 с.
  117. , А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. М., 1975.-С. 23−26.
  118. , А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М., 1979. — С. 39−46.
  119. , В. С. Опыт компонентного анализа тематического ряда // Основы компонентного анализа / Ред. О. С. Ахманова и др. /
  120. B. С. Лысенко. М.: Наука, МГУ, 1969. — С. 67−79.
  121. , У. Различение эмоции и чувства // Психология эмоций. Тексты / Ред. В. К. Вилюнас / У. Магдауголл. М.: Изд-во МГУ, 1984.-С. 103−150.
  122. , М. М. Лингвистическая генетика. Проблемы онтогенеза слова в индоевропейских языках / М. М. Маковский. М., 1992.1. C. 22, 55−56, 64−66.
  123. , Ю. М. Философский аспект человеческого фактора в теории языка и теории познания // Наука и общество. Тез. докл. и вы-ступл. к Всесоюзной научно-теоретической конференции / Ю. М. Малинович. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1983. — Вып 1. -С. 116−118.
  124. , В. А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности / В. А. Маслова. — М.: Наука, 1991.-С. 179−204.
  125. , Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий / Т. В. Матвеева. Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. — 172 с.
  126. , В. О лингвистической характерологии // Язык и наука конца XXвека/В. Матезиус.-М., 1995.-С. 12−15. 1
  127. , М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М., 1979.-С. 7.
  128. , В. JI. Лексические лакуны (на материале лексики французского и русского языков) / В. Л. Муравьёв. Владимир: Изд-во ВлГПИ, 1975.-95 с.
  129. , А. М. Лингвистический анализ. Теоретические и методологические проблемы / А. М. Мухин. Л.: Наука, ЛО, 1976. — 281 с.
  130. , Е. Ю. Эмотивность и эмоциональность: две научные парадигмы. Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста / Е. Ю. Мягкова. Калинин, 1988. — С. 73−79.
  131. , Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования / Е. Ю. Мягкова. Воронеж, 1990. — С. 32−39.
  132. , Е. Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова./ Е. Ю. Мягкова. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2000. -112 с.
  133. , М. В. Лексическое значение слова: (Структура и комбинаторика) / М. В. Никитин. М.: Высш. Школа, 1983. — 127 с.
  134. , М. В. Концепт и метафора // Studia linquistica. Проблемы теории европейских языков. Вып. 10 / М. В. Никитин. — Спб., 2001. -С. 48−59.
  135. , М. В. Метафора: уподобление vs. интеграция концептов // С любовью к языку / М. В. Никитин. М., 2001.- 492 с. (С. 55−70).
  136. , А. С. Эмоции в нашей жизни / А. С. Никифоров. М.: Советская Россйя, 1978. — 271 с.
  137. , Э. Л. Эмоциональное состояние и речь / Э. Л. Носенко. Киев: Выйща школа, 1981.- 195 с.
  138. Ортега-и-Гассет. Две великие метафоры // Теория метафоры / Ортега-и-Гассет. М.: Прогресс, 1990. — С. 68−81.
  139. , А. Когнитивная структура эмоций // Язык и интеллект / А. Ортонй, Дж. Клоур, А. Коллинз. М., 1995. — С. 314−384.
  140. , Дж. Слово как действие // H3JI / Дж. Остин. М.: Прогресс, 1986. -Вып. 17.-С. 22−131.
  141. , Е. В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью / Е. В. Падучева. М.: Наука, 1985. — С. 3−21.
  142. , В. 3. Философские проблемы языкознания (гносеологические аспекты) / В. 3. Панфилов. М.: Наука, 1977. — 287 с.
  143. , Г. Принципы истории языка: Цит. по: Степанов Ю. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца XX века / Г. Пауль. М., 1995. С. 7−34.
  144. , В. Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. Смоленск, 1997.-С. 14−22.
  145. , В. В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу // Вопросы языкознания 1990. № 3. — С. 135−146.
  146. , А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М.: просвещение, 1977.-280 с.
  147. Платон. О душе // Таранов П. Мудрость трех тысячелетий / Платон. М., 1997.-С. 92−93.
  148. Попова, 3. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж, 1999. — 30 с.
  149. , А. А. Мысль и язык (извлечения) // История языкознания 19−20 веков в очерках и извлечениях. Ч. 1 / А. А. Потебня. М.: Просвещение, 11 964. — С. 136−142.
  150. Прагматика и семантика синтаксических единиц: Сб. науч. трудов / Редкол.: И. П. Сусов (отв. ред.) и др. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1984.-С. 62−86.
  151. Прагматические и семантические аспекты синтаксиса: Межвуз. сб. науч. тр. Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1985. — 178 с.
  152. Психолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста / А. А. Залевская, Э. Е. Калинская, И. JL Медведева, Н. В. Рафикова. — Тверь, 1998.-С. 11−32.
  153. Психолингвистические исследования: слово, текст: Сб. науч. трудов. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 154 с.
  154. , С. X. Искусство и эмоции / С. X. Раппопорт. М.: Музыка, 1968.- 160 с.
  155. , Т. А. Ментальная репрезентация как формат хранения информаIции // Ментальная репрезентация: динамика и структура / Т. А. Ребеко. М., 1998. — С. 23−54.
  156. , Я. Эксперементальная психология эмоций / Я. Рейковский. -М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  157. , М. С. Некоторые социолингвистические причины варьирования лексического репертуара коммуникантов в разговорной речи // Теория и практика описания разговорной речи / М. С. Ретунская, Т. Г. Широкогорова. Горький, 1982. — С. 101−105.
  158. , С. Л. Бытие и сознание. М.: «Прогресс», 1957. 368 с.
  159. , С. л! Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Изд-во МГУ, 1973. 423 с.
  160. , Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. — 244 с.
  161. , Дж. Р. Классификация речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике / Дж. Р. Серль. М., 1986. — Вып. 17. — С. 172−177.
  162. , П. Значение, содержание, прагматика // Новое в зарубежной лингвистике / П. Сталл. -М., 1985. Вып. 16. — С. 384−399.
  163. , С. Д. Психология образа / С. Д. Смирнов. М., 1985. — С. 60−65.
  164. Тульский госпединститут им. Л. Н. Толстого, 1973. 142 с.• *
  165. , И. П. Лингвистика между двумя берегами // Языковое общение: Единицы и регулятивы / И. П. Сусов. — Калинин, 1987. С. 9−14.
  166. , И. П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система // Языковое общение: процессы и единицы / И. П. Сусов. Калинин, 1988.-С. 7−13.
  167. , В. В. Эмоциональная нагрузка глагольные фразеологических единиц французского и английского языков и её отражение в лексикографических пометах // Филология и культура: Тезисы 2-й Международной конференции. 12−14 мая 1999 г.: В 3 ч. Ч. 2 /
  168. B. В. Тарасова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1999. — С. 26−27. Тарасова, И. П. Концептуальные основы исследования общения / И. П. Тарасова. -М-, 1990.- 117 с.
  169. Тверской лингвистический меридиан: Теор. сб. науч. тр. / Под ред.
  170. , А. А. Лингвистическая сущность и аспекты номинации // Языковая номинация. Общие вопросы / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977.-С. 7−98.
  171. , Н. В. Русские: опыт ещё одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания / Н. В. Уфимцева. М., 1996. -С. 139−162.
  172. , Т. А. Специфика этнопсихолингвистической характеристики носителя языка // Связи лексических единиц в системе и реализации: Межвузов, сб. науч. тр. / Т. А. Фесенко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. — С. 164−169.
  173. , Т. А. Языковое сознание в интраэтнической среде. Тамбов, ТГУ, 1999.- 147 с.
  174. , Т. А. Специфика национального культурного пространства в зеркале перевода / Т. А. Фесенко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — 228 с.
  175. , Т. А. Парадигмы взаимоотношений языка и сознания в контексте этнопсихолингвистики // Реальность, язык и сознание: Межвузов, сб. науч. тр. Вып. 1 / Т. А. Фесенко. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — С. 27−34.
  176. , Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике / Ч. Филлмор. М.: Прогресс, 1988. — Вып. 23. — С. 52−92.
  177. , Р. М. Есть ли у современной лингвистики своя эпистемология? // Язык и наука конца 20 века. Сб. ст. / АН СССР, Ин-тязыкознания- Отв. ред. Ю. С. Степанов / Р. М. Фрумкина. М.: Рос. гос. гумаи. ун-т, 1995. — С. 90.
  178. , М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  179. , С. С. Природа и характер языковых оценок / С. С. Хидекель, Г. Г. Кошель. Воронеж, 1983. — С. 12−34.
  180. , Е. Д. Мозг и эмоции: Нейропсихологическое исследование / Е. Д. Хломская, Н. Я. Батова. М., 1998. — С. 4−46.
  181. , У. Л. Зн ачение и структура языка / У. Л. Чейф, — М.: Прогресс, 1975.-432 с.
  182. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. — М., 1991. -143 с.
  183. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. — М., 1991.- 138 с.
  184. , А. М. Эк спериментальное исследование реализации эмо-тивности в речевой деятельности // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / А. М. Шахнарович, Т. А. Графова. -М.: Наука, 1991. С. 99−113.
  185. , В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. Воронеж, 1987. — 191 с.
  186. , Д. Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке / Д. Н. Шмелев. М., 1976. — С. 26−27.
  187. , Дж. Лингвистическое отражение любви, гнева, и страха: цепи, сети или контейнеры? // Язык и эмоции / Дж. Эйтчисон. — Волгоград, 1995.-С. 76−89.
  188. , А. В. Русская народная духовная культура / А. В. Юдин. М., 1999. -С. 24.
  189. Язык, культура и социум в гуманитарной парадигме-. Сб. науч. тр. / Отв.ред. проф. А. А. Романов. Москва-Тверь: ИЯ РАН, Тверск. гос. ун-т, 1999.- 164 с.
  190. Языковая личность / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1989. — 213 с.
  191. Языковая номинация. Общие вопросы / Отв. ред. Б. А. Серебренников и А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1977. — 359 с.
  192. Языковая номинация. Виды наименований / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1977. — 358 с.
  193. Языковое общением его единицы: Межвуз. сб. науч. тр. Калинин: Кали-нинск. гос. ун-т, 1986. — 150 с.
  194. Языковые единицы в речевой коммуникации / Отв. ред. Г. Н. Эйхбаум, В. А. Михайлов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 155, с.
  195. , Р. Л ингвистика ж поэтика // Структурализм «за» я «против» / Р. Л. Якобсон. М.: Наука, 1979. — С. 197−200.
  196. , G. Т. М. Cognitive Models of Speech. Processing. Hove / G. Т. M. Altmann, R. Schillcock. Hillsdale, 1993. — P. 353−456.
  197. , G. Т. M. (Cognitive Models of Speech Processing: Psycholinguistic and Computational Perspectives / G. Т. M. Altmann. Cambridge, 1990.-P. 3−6.
  198. Argyle, M. The Psychology of Interpersonal Behavior / M- Argyle. Longman, 1967.-P. 23.
  199. Arnold, M. B. Emotion and Personality / M. B. Arnold. New York: Columbia University Press, 1960. — P. 63.
  200. Arnold, M. B. Feelings and emotions. N. Y., 1970. — 423 c.
  201. Averill, J. R. A semantic atlas of emotion concepts // ISAS Catalog of Selected Documents in Psychology. No. 421. 1975. — p.330.
  202. Averill, J. R. Anger and agression: An essay on emotion / J. R. Averill. New York: Springer-Verlag, 1982.-P. 12−36.
  203. Black, M. Models and Metaphors / M. Black. Ithaca, 1962.
  204. Block, J. Studies in the phenomenology of emotions // Journal of Abnormal and Social Psychology. No. 54. — 1957. — P. 358−363.
  205. Campos, J. J. Toward a new understanding of emotions and their development / In: Izard, С. E., Kagan, J., Zajonc, R. B. // Emotions, Cognition, and Behavior / J. J. Campos, К. C. Barrett. New York: Cambridge University Press, 1984. — P. 229−263.
  206. Clark, H., Lucy, P. Understanding what is meant from what is said // Journal of verbal learning and verbal behavior. 1975. — № 3.
  207. Clore, G. L., Ortony A., Floss M. A. The psychological foundations of the affective lexicon // Journal of Personality and Social Psychology. -No. 53.- 1987.-P. 751−766.
  208. Dahl, H., Stengel, B. A classification of emotion words: A modification and partial test of de Rivera’s decision theory of emotions // Psychoanalysis and Contemporary Thought. No. 1. — 1978. — P. 261−312.
  209. Duffy, E. Activation and behavior / E. Duffy. New York, John Wiley, 1962. -P. 73.
  210. Edwards, D. Discursive Psychology / D. Edwards, J. Potter. London- Newbury Park, 1992. — P. 33−56.
  211. Ekman, P. Emotion in the Human Face / P. Ekman. New York: Cambridge University Press, 1982. — P. 3−41.
  212. Ekman, P. Research foundations // In: Ekman P. Emotion in the Human Face.2nd ed. / P. Ekman, W. Friesen, H. P. Ells-wort. New York: Cambridge University Press, 1982. — P. 1−143.
  213. Engen, Т., Levy N., Schlosberg H. The dimensional analysis of a new series facial expressions // Journal of Experimental Psychology. No. 55. — 1958.-P. 454−458.
  214. Fainsilber, L., Ortony A. Metaphorical uses of language in the expression of emotions // Metaphor and Symbolic Activity. -No. 2. 1987. -P. 239−250.
  215. Fairclough, N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language / N. Fairclough. London- New York, 1995. — P. 15−67.
  216. Fine, G. A. The Sad Demise, Mysterious Disappearance, and Glorious Triumph of Symbolic Interactionism // Annual Review of Sociology. — 1993. — P. 61−87.
  217. Fiske, S. T. Social Cognition. 2nd ed / S. T. Fiske, S. Taylor. New York, 1991.-P. 6.
  218. Frijda, N. The Emotions / N. Frijda. New York: Cambridge University Press, 1987.-P. 3−49.
  219. Harre, R. Discursive Psychology in Practice / R. Harre, P. Stearna. London:
  220. Thousand Oaks, 1995. P. 26. Harre, R. The Discoursive Mind / R. Harre, G. Gillet. — London: Thousand
  221. Oaks, 1994. P. 5. James, W. What is an emotion? // Mind. — No. 9. — 1884. — P. 188−205. James, W. The Principles of Psychology / W. James. — New York: Holt, 1890. — P. 53−61.i
  222. Kasher, A. Cognitive Aspects of Language Use / A. Kasher. Amsterdam:
  223. New York, 1989. P. 35−41. Kittay, E. Metaphor: Its cognitive force and linguistic structure / E. Kittay. -Oxford, 1987.
  224. Korff, G. Kultur // Grundzuge der Volkskunde / G. Korff. Darmstadt, 1978. -S. 17−80.
  225. Volume 1: Theories of emotion / R. S. Lazarus, A. D. Kanner,
  226. S. Folkmafl. New York: Academic Press, 1980. — P. 29−37.1.koff, G. Metaphors we live by / G. Lakoff, M. Johnson. Chicago- London, 1980.-P. 183−215.1.ndsley, D. B. Psychophysiology and motivation / D. B. Lindsley. — In:
  227. M. R. Jones. Nebraska Symposium on Motivation: Lincoln Universityof Nebraska Press, 1957. P. 44−105., i Lyons, W. Emotion / W. Lyons. — Cambridge: Cambridge University Press, 1980.-P. 146.
  228. Moscovici, S. The Phenomenon of Social Representations // Social Representations / S. Moscovici. Cambridge, 1984. — P. 3−69.
  229. Otero, С. P. Noam Chomsky: Critical Assessments. Vol. 4: Prom Artificial Intelligence to Theology: Chomsky’s Impact on Contemporary Thought / C. P. Otero. London- New York, 1994. — P. 33−45.
  230. Ortony, A. Quantitative and qualitative sources of affect: How unexpectedness and valence relate to pleasantness and preferenceV/ Basic and Applied Social Psychology. No. 6. — 1985. — P.257−278.
  231. Ortony, A. Disentangling the affective lexicon. / In: Proceedings of the Third Annual Conference of the Cognitive Science Society / A. Ortony, G. L. Clore. Berkeley: California, 1981. — P.7−21.
  232. Ortony, A., Clore G. L., Foss M. A. The referential structure of the affective lexicon // Cognitive Science. No. 11.- 1987. — P. 341−364.
  233. Paivio, A. Psychological processes in the comprehension of metaphor // Metaphor and thought / A. Paivio. Cambridge, 1979.
  234. Pearce, W. B. A Sailing Guide for Social Constructionists'// Social Approaches to Communication / W. B. Pearce. New York-London, 1995. -P. 88−113.
  235. Pearce, W. B. Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities / W. B. Pearce, V. E. Cronen. New York, 1981. — P. 6−19.
  236. Pine, G. A. The Sad Demise, Mysterious Disappearance, and Glorious Triumph of Symbolic Interactioniam // Annual Review of Sociology. 1993. -P. 61−87.
  237. Plutchik, R. The emotions: Facts, theories, and a new model / R. Plutchik. -New York: Random House, 1962. P. 4−13.
  238. Plutchik, R. A general psychoevolutionary theory of emotion // In: Plutchik R., KeHerman H. Emotion: Theory, Research, and Experience. Volume 1: Theories of Emotion / R. Plutchik. New York: Academic Press, 1980.-P. 53−56.
  239. Plutchik, R. Emotion: Theory, Research, and Experience. Volume 1: Theories of emotion / R. Plutchik, H. Kellerman. — New York: Academic Press, 1980.-P. 235.
  240. Prideaux, G. D. Psycholinguistics: The experimental study of language / G. D. Prideaux. London, 1986.
  241. Rapaport, A. Structures in the Subjective Lexicon / A. Rapaport. New York: Academic Press, 1971. — P. 35−36.
  242. Ricoeur, P. Metaphorical Process as Cognition, Imagination, Feeling // Critical Inquiry.- 1978.-Vol. 5.-№ l.-P. 143−159.
  243. , C. & Dalkvist J. Cognitive contents in emotions: A content analysis of retrospective reports of emotional situations ,// Reports from the Department of Psychology. University of Stockholm, 1989.-P. 153−156.
  244. Russel, J. A. A circumplex model of affect // Journal of Personality and Social Psychology. No. 39.- 1980.-P. 1169−1178.
  245. Searle, I. Expression and meaning /1. Searle. Cambridge 1979.
  246. Schachter, S., Singer J. Cognitive, social, and psychological determinants of emotional state. // Psychological Revievv. No. 69. — 1962. — P. 379−399.
  247. Scheler, K. R. Appraisal theory // T. Dalgleish, M. Power (eds.). Handbook of cognition and emotion. Chichester, 1999. P. 634−645.
  248. Sternberg, R. I. Cognitive psychology / R. I. Sternberg. — port Worth etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1966. P. 124.
  249. Tomkins, S. S. Affect as amplification: Some modifications in theory / In: Plu-tchik, R., Kellerman H. Emotion: Theory, Research, and Experience. Volume I: Theories of emotion / S. S. Tomkins. New Yor Academic Press, 1980.-P. 153−159.
  250. Tomkins, S. S. Affect theory / In: Scherer K. R., Ekman P. Approaches to emotion. Hillsdale / S. S. Tomkins. -NJ: Erlbaum, 1984. P. 353−416.
  251. Watson, J. B. Behaviorism / J. B. Watson. Chicago: University of Chicago Press, 1930.
  252. Wierzbicka, A. Human emotions: Universal or culture-specific? // American Anthropologist. No. 88. — 1986. — P. 584−594.
  253. Zajonc, R. B. Feeling and thinking: Preferences need no inferences // American Psychologist.-No. 39.- 1980.-P. 117−123.
  254. , О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. —
  255. М.: Сов. энциклопедия, 1969. Баранов, О. С. Идеографический словарь русского языка / О. С. Баранов. —
  256. , В. И. Толковый словарь русского языка. Совр. версия / В. И. Даль. —
  257. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1989. — 944 с. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1981.
  258. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Б. -М., 1990.(ПС) Психолингвистический словарь. М., 1990. — 408 с.
  259. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-пресс, 1996.
  260. Русский ассоциативный словарь. В 2-х книгах / Под. ред> Ю. Н. Караулова. — М.: «Помовский и партнеры», 1994.
  261. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньева. М.: «Русский язык», 1988.
  262. Словарь синонимов русского языка. М., «Русский язык», 1995.
  263. , П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. / П. Я. Черных. М.: «Русский язык», 2001.
  264. Boll, Н. Haus ohne Hiiter / Н. Boll. Berlin: Volk und Welt, 1957. Бёлль, Г. Дом без хозяина / Пер. С. Фридлянд и Н. Португалова / Избр. / Г. Бёлль. — М.: Правда, 1987. Boll, Н. Wo warst du, Adam? 23. Aufl. / H. Boll. — Munchen: Dt. Taschenbuch
  265. Verlag GmbH & Co. Kg., 1995. 141 s. Бёлль, Г. Где ты был, Адам? / Пер. Н. Португалова / Г. Бёлль. — М.:
  266. Правда, 1987.- 161 с. Boll, Н. Ansichten eines Clowns / Н. Boll. Koln — Berlin: Kiepenhauer &
  267. Witsch, 1963.-305 s. Бёлль, Г. Глазами клоуна / Пер. JI. Черной / Г. Бёлль. М., 1965. — 250 с. Бёлль, Г. Глазами клоуна / Пер. Р. Райт-Ковалевой / Г. Бёлль. — М., 1988. -250 с.
  268. Boll, Н. Ueber die Bruecke // Boll H. Mein trauriges Gesicht. Erzaehlungen /
  269. H. Boll. M.: Raduga-Verlag, 2001. — S. 37−45. Бёлль Г. По мосту /Пер. JI. Лунгиной // Бёлль Г. Избранное / Г. Бёлль. -М.: Правда, 1987.1.nz, S. Deutschstunde / S. Lenz. Hamburg: Hoffmann und Campe-Verlag, 1968.
  270. Ленд, 3. Урок немецкого / Пер. Р. Гальпериной и В. Курелла / 3. Ленц. —
  271. М.: Прогресс, 1971. Lenz, S. Erzahlungen / S. Lenz. Hamburg, 1971.
  272. Ленц, 3. Рассказы / Пер. Р. Гальпериной / 3. Ленц. М., 1971.
  273. Mann Th. Tristan // Mann Th. Erzaehlungen / Th. Mann. M.: Raduga-Verlag, 2002. — S. 7−74.
  274. Т. Тристан / Пер. С. Апта // Манн Т. Новеллы / Т. Манн. Л.: Худож. лит., 1984. С. 30−57. Mann Th. Unordnung und fruehes Leid // Mann Th. Erzaehlungen / Th. Mann. -M.: Raduga-Verlag, 2002. — S. 171−228.
  275. Т. Непорядок и раннее горе / Пер. Т. Исаевой // Манн Т. Новеллы / Т. Манн. Л.: Худож. лит., 1984. — С. 196−220.
  276. Susskind, P. Das Parfiim. Die Geschichte eines Morders Diogenes / P. Susskind. Zurich: Diogenes Verlag AG., 1994.
  277. , П. Парфюмер. История одного убийства. (Пер. Э. Венгеровой) / П. Зюскинд. Спб: Азбука-классика, 2002.
  278. , В. А. Пепельный сентябрь: Повесть о Сальвадоре Альенде / В. А. Алексеев. М.: Политиздат, 1982. — 346 с.
  279. , М. А. Белая гвардия // Белая гвардия. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков Минск: «Юнаугва», 1988. — 270 с.
  280. , Б. В. Дальние снега: Исторические повести / Б. В. Изюмский. — Ростов н/Дону: Книжное изд-во, 1990. 397 с.
  281. , В. В. Машенька. Лолита / В. В. Набоков. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1990. — 400 с.
  282. , А. П. Ювенильное море: Повести, роман / М.: Современник, 1988.-560 с.
  283. , А. и Б. Попытка к бегству // Сочинения: В 3 т. / А. и Б. Стругацкие. М.: изд-во «Московский рабочий» с совместным советско-западногерманским предприятием «Вся Москва», 1990. — С. 3−106.
  284. , А. Н. Хождение по мукам. Т. 1, 2 / А. Н. Толстой. — М.: Правда, 1974.-974 с.
  285. , Л. Н. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 1 / Л. Н. Толстой. М.: Правда, 1984.-399 с.
  286. , Л. Н. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 3 / Л. Н. Толстой. М.: Правда, 1984. -400 с.
  287. , Л. Любовь к трём апельсинам. Сказки. Повести. Пародии. Киносценарии / Л. Филатов. М.: «ТРИЭН», 1998. — 416 с.
  288. , М. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1 / М. А. Шолохов. М.:
  289. Правда, 1980.-416 с. Шолохов, М. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3 / М. А. Шолохов. М.:
  290. Правда, 1980.-432 с. Шолохов, М. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4 / М. А. Шолохов. М.: Правда, 1980.-496 с.
Заполнить форму текущей работой