Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В известных словарях, например, В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова значение существительного «формирование» приведено в контексте значений глаголов «формировать» и «формироваться» в следующем виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста- 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений- 3) придавать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Анализ проблемы развития народной игры в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Особенности функционирования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков
    • 1. 3. Педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ
    • 2. 1. Технологическая характеристика организации опытноэкспериментальной работы
    • 2. 2. Методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы, их анализ и оценка
  • Выводы по второй главе

Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеруво-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личностив-третьих, интересны детямв-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.

Таким средством воспитания является народная игра. Она, как и любая другая игра, имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

К.Д.Ушинский народную педагогику считал одним из факторов, под влиянием которой складывалась педагогическая наука. Он писал, что «нет насилия более невыносимого, как-то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленными поколениями отживших предков» (177)*. Первая цифра означает номер литературного источника, указанного в библиографическом спискевторая цифра — страница, на которой взята данная цкгата или информациянесколько цифр перечисленных через запятую означает номера литературных источников в библиографическом списке.

Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А. Н. Радищева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским.

Педагогической обработкой народных игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев и др.

Организаторами методической работы по игре и детским праздникам выступали В. Г. Марц, Н. П. Булатов и др.

Народная игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, этнографов, собирателей-энтузиастов (Г.Н.Волков, В. М. Григорьев, С. А. Шмаков и др.).

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры — игротерапия. Игра рассматривается здесь исследователями как средство самовыражения ребенка, позволяющее успешно решать различные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстниками, с окружающим миром. Не составляет, на наш взгляд, исключения и народная игра. Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простота и доступность оснащения и др.) позволяет достаточно быстро включать в нее детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры.

Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива. В нем всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения в поколение передают предания и мифы, песни и мелодии, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски, а такжеидеи. Таким образом, в народе функционирует сочетание гармонии, характеризующееся оригинальным стереотипом поведения и неповторимой внутренней структурой: во-первых, люди-трудящиеся, создающие богатства, материальные ценностиво-вторых, люди-творцы, создающие духовные ценностив-третъих, люди-мыслители, поэты, художникив-четвертых, люди, управляющие массойв-пятых, люди-герои, ведущие за собой «толпу». Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, — конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей деятельности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.

Культура общения как одно из выражений нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно человек становится мерилом всех жизненных отношений. Человек, человечество, человечность — глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. «Естественный ход жизни такой, -писал Л. Н. Толстой, — сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни». В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. «Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу». В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть формирование личности выдвинулась в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она — добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

В известных словарях, например, В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова значение существительного «формирование» приведено в контексте значений глаголов «формировать» и «формироваться» в следующем виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста- 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений- 3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия- 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо- 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие «формирование» в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства, мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий «формирование» и «воспитание» как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями «воспитание» и «формирование» менялась, меняется и будет меняться. Понятие «формирование» шире понятия «воспитание» настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование личности как процесс становления происходит в результате интеллектуального, нравственного, физического развития, а также — в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и влияние макрои микросреды, которые в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека — его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий «формирование» и «воспитание» необходимо выявить новое и стимулировать его — это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека — человека с «высокой душой» (А.С.Пушкин) — включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание — одно из основных функций общества. В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание N и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого поколения. Особенно учащиеся в младшем подростковом возрасте отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества.

Для подросткового возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского коллектива и правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива — важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры общения.

Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С. А. Шмаков говорит об «игровом дефиците», который испытывают подростки. Т. Е. Конникова, Е. С. Махлак утверждают, что существует «вторичный» взлет игровых интересов у подростка. Л. И. Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее «игровым» младший подростковый возраст.

Школа была и остается одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей.

Однако, по самооценкам учителей, в школе они поставлены в такое положение, когда не остается времени для человеческого общения с детьми, для проявления к ним подлинного внимания и заботы.

Школы сегодня самые разные: общеобразовательные, гимназии с различными направлениями учебной деятельности, лицеи, колледжи и т. д.

Но какой бы ни была школа, — она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание нравственного человека, помимо модных сегодня качеств предприимчивости, деловой хватки и активности.

Ни искусство, ни литература, ни средства массовой информации все это датъ в полном объеме не могут, т.к. не имеют самого главного качества, которые присущи школе — систематичности. Школа — это единственное, пожалуй, место, где дети социально защищены.

Однако занять ребенка, подростка — еще не значит воспитать, чрезвычайно важную роль играет при этом характер отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, насколько гуманизированы отношения сверстников, каков их стиль общения.

Занимая различные позиции, пытаясь понять новый тип воспитательных отношений, педагоги признают, что с решением воспитательных задач не справляются, что не знают до конца, как преодолеть имеющиеся трудности и вывести из тупика воспитательную систему школы. Все это позволило нам утвердиться в необходимости нашего исследования.

Проведенный анализ проблемы показывает, что в практике работы школы имеются явные противоречия: уровень культуры общения снижается и на сегодняшний день нет системы, которая смогла бы преодолеть снижение этого уровнясуществующие возможности использования народной культуры, народной игры имеют большие воспитательные возможности, но недостаточно используются в образовательном процессепедагогические кадры не имеют достаточного уровня подготовки для использования в профессиональной деятельности народных игр.

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков. Исходя из проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования «Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Объект изыскания: учебно-воспитательная работа с младшими подростками.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростков.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: народные игры могут являться эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если: а) они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного компонента, а как средство формирования личности и развиваемых школой народных традицийб) определены педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростковв) используется личностно-творческий потенциалы каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы использования народных игр в педагогической теории и практике воспитательной работы с младшими подростками.

2. Изучить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Экспериментально проверить возможности народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

4. Разработать рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков.

Методологическими основами исследования являются: -положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, В. С. Мухина, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, А. В .Петровский, А. Г .Гостев и др.);

— философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л.Рубинштейн, М. Я. Басов, Л. А. Венгер, И. С. Кон, Г. Г. Гранатов и др.).

В исследовании использованы отдельные положения системного подхода (А.Н.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, М. С. Каган, Г. Н. Сериков и др.).

В области методологии и методов исследования основой послужили труды Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, В. В. Белича, А. Я. Найна и других.

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, педагогической, психологической, фольклористической литературы по теме исследования;

— изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта, их использование в формировании культуры общения у младших подростков;

— длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения в естественных условиях;

— беседы и стандартизированное интервью;

— устные и письменные анкетные опросы учащихся;

— методы экспертных оценок и самооценок;

— игровая диагностика;

— встречи и беседы со старожилами;

— опытно-экспериментальная работа в школах.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования темы, которое проводилось в несколько этапов в период с 1994 по 1999 гг.

Первый этап (1994;1995гг.) — этап констатирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся поисково-теоретический анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы учителей на народных традициях, уточнялись направления изысканий по избранной темеизучалось состояние проблемы в массовой практике школ, оздоровительных лагерейразрабатывались стратегия и тактика, определялись методология и методы исследования. Проводилась опытная работа, которая включала наблюдение за детьми с целью выявления их интересовсформулированы цель и задачи, рабочая гипотеза исследования.

Второй этап (1996;1997 гг.) — подготовка формирующего эксперимента. На данном этапе было проведено предварительное обобщение первых результатов опытов.

На данном этапе исследования был определен комплекс педагогических условий формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры.

Выбрана экспериментальная база — школы, среди них определены экспериментальные и контрольные. Были подготовлены материалы для проведения эксперимента: конкретные методикиобеспечили наличие некоторых условий в варианте «эксперимент» — выработаны рекомендации по использованию форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Третий этап (1998;1999гг.) — проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ №№ 24,32,42- научное оформление диссертациисформулирование основных выводов и рекомендаций.

Базой опытного исследования были общеобразовательные школы №№ 24,32,42 г. Кургана.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы возможности народной игры в формировании культуры общения у младших подростков.

2. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного использования народной игры в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Разработана и экспериментально проверена методика использования народной игры как средства формирования культуры общения у младших подростков.

Теоретическая значимость. Выявлены и теоретически обоснованы возможности использования народных игр в качестве средства формирования культуры общения у младших подростков. Разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированное&tradeкультуры общенияопределены условия, способствующие успешности изучаемого процесса.

Практическая значимость исследования определяется раскрытым содержанием педагогических условий, способствующих формированию культуры общения у подростков. Разработаны методические рекомендации по использованию народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков, составлена программа игрового факультатива для учеников 5−6х классов. Определены возможности использования материалов исследования в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народная игра может являться средством формирования культуры общения у младших подростков.

2. Возможность формирования культуры общения у младших подростков средствами игры обеспечивается рядом выведенных нами педагогических условий: 1) включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры) — 2) использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков- 3) роль педагога, его личная заинтересованность, его увлеченность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика- 4) применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена:

— методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования целям, задачам, логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных;

— последовательной, логической, непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах;

— применением эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных поставленным целям;

— анализом длительного личного педагогического опыта, а также опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методики исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, на совещаниях учителей школ №№ 24,32 г. Кургана.

Результаты исследования внедрены в практику работы общеобразовательных школ №№ 24,32,42 г. Кургана.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Выводы по второй главе.

Во второй опытно-экспериментальной главе нами показана технологическая характеристика осуществления опытной работы по проблеме формирования культуры общения средствами народной игры у младших подростков.

В первом параграфе второй главы целенаправленно констатируется неблагоприятная ситуация, сложившаяся в ощеобразовательных школах по данной проблеме исследования.

Собственный педагогический опыт работы, изучение и обобщение опыта других педагогов-практиков, анализ исследовательской литературы показали, что методом не только познания, но и воспитания, является игра. Она вводилась нами в учебно-воспитательный процесс прежде всего как средство диагностики.

В процессе игровой деятельности на первоначальном этапе диагностики нам удалось: 1) выявить соотношение индивидуальных и групповых позиций в коллективе- 2) определить мотивы участия или неучастия в организуемых и проводимых играх- 3) продиагностировать характер отношений и стиль общения со сверстниками и взрослыми- 4) замерить уровень эффективности применяемых средств и приемов.

Методика создания системы педагогических условий формирования культуры общения средствами народной игры заключалась в углублении и закреплении знаний о народных играх, в использовании этих знаний учащимися и учителями.

В процессе работы нами была определена позиция педагога в проведении народных игр: 1) соблюдение скрытой педагогической позиции и цели- 2) полное исключение педагогического давления (положительная оценка поведения и деятельности может высказаться в присутствии сверстниковотрицательная — только наедине) — 3) создание условий для смешения влияния подростков друг на другапоказ достижений подростка в учебе, труде, игре, общении- 4) увеличение частоты контактов педагогов и подростков- 5) разнообразие методик, методов и приемов, интересных для ребят и простых для исполнения- 6) анонимность (в случае необходимости) получаемых данных.

Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего этапа работы позволили нам представить конкретную программу осуществления системного использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков в школьной практике. Во втором параграфе дано описание формирующего эксперимента.

Исходя из опыта творческой работы, изученной научной и научно-методической литературы нами представлена методика проведения игрового факультатива «Играем — друзей созываем».

Показаны примеры использования народных игр на уроках гуманитарного цикла (литературы, русского языка, иностранного языка), на уроках технологии обучения, рисования, музыки.

В качестве основного компонента нашей методики явился этап коррекции. В качестве критериев отбора игр для этой цели мы выбрали следующие:

— народная игра по своему содержанию, по структурным и организационным элементам должна позволить организовать наблюдение за поведением учащихся;

— она должна способствовать воспитателю целенаправленно, но без видимого вмешательства, незаметно для учащихся менять роли и функции играющих;

— игры должны отвечать принципам добровольности участия детей в них, возможности проявления детьми своих способностей, умений, инициативы, смекалки в различных игровых ситуациях.

В третьем параграфе представлен сравнительный анализ данных до и после проведения формирующего этапа эксперимента. Сравнивая результаты исследования, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент подростков стал обладать высоким уровнем сформированности культуры общения. Но в контрольных классах эти изменения незначительны, так как не учитывались педагогические условия формирования культуры общения средствами народных игр.

Результаты анкетирования, беседы с учащимися, учителями и родителями экспериментальных и контрольных классов также подтвердили эффективность использованных педагогических условий. В ходе проведенного нами формирующего эксперимента младшие подростки приобрели коммуникативный опыт бесконфликтного общения в решении многих вопросов в школе и вне ее, научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния классных коллективов младших подростков.

В процессе формирующего эксперимента рабочая гипотеза исследования получила свое полное подтверждение: народные игры являются эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного средства, а как один из компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традицийесли учитываются определенные нами педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростковесли оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Заключение

.

Проведенное нами исследование является одной из попыток решения изучаемой проблемы, в нем предлагаются теоретические основы и практическая программа для ее решения. В результате исследовательской работы получены следующие выводы:

1. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения подростков к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностейв современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

2. Воспитательные возможности народных игр многогранны. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен лишь один из ее аспектов использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков.

3. Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у младших подростков.

4. Игра в жизни учащихся стоит рядом с учением, трудом, общением, являясь их творческим корреспондентом. Культура возникает не как игра и не только из игры, но непосредственно в игре. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, формирует культуру общения.

5. Игра, как явление, ставящее личность в позицию субъекта деятельности, приобретает особое значение в подростковом возрасте, она выступает как средство психокоррекции: игра помогает подросткам справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют их нормальному общению со сверстниками.

6. В процессе изыскания определены педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков средствами народной игры: 1) включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры) — 2) использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков- 3) роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика- 4) применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции.

7. По результатам формирующего эксперимента можно судить о том, что разработанные нами педагогические условия определены верно.

8. Методика создания системы педагогических условий формирования культуры общения средствами народной игры заключалась в углублении и закреплении знаний о народных играх, в использовании этих знаний учащимися и учителями.

9. Изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории, анализ имеющегося опыта, результаты констатирующего этапа работы позволили нам представить конкретную программу осуществления системного использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков в школьной практике.

10.Разработаны и внедрены в практику работы общеобразовательных школ г. Кургана №№ 24,32,42 научно-практические рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования культуры общения у младших подростков.

11.В ходе проведенного нами формирующего эксперимента младшие подростки приобрели коммуникативный опыт бесконфликтного общения в решении многих вопросов в школе и вне ее, научились избегать категоричных требований в общении, стали выдержанными, вежливыми, тактичными, повысился уровень эмоционального состояния классных коллективов младших подростков.

В целом опытно-экспериментальная работа подтвердила высказанную гипотезу: народные игры являются эффективным средством формирования культуры общения у младших подростков, если они органически включены в учебно-воспитательный процесс не в качестве отдельного средства, а как один из компонентов возрождаемых и развиваемых школой народных традицийесли соблюдены определенные нами в ходе исследования педагогические условия, способствующие формированию культуры общения у младших подростковесли оптимально используется творческий потенциал каждого педагога и педагогического коллектива в целом.

Таким образом, поставленная нами цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования народных игр как средства формирования культуры общения у младших подростков достигнута.

Необходимо добавить, что при разработке избранной темы исследования некоторые ее аспекты рассмотрены еще недостаточно в силу своей сложности с научной и практической точки зрения, что должно привлечь внимание к затронутой проблеме педагогов-практиков, ученых, литераторов, фольклористов, исследователей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993. -144 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд. — М., 1985. -448с.
  3. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников.// Возрастные особенности усвоения знаний./ Под редакцией Эльконина Д. Б., М., 1966.- С. 236−310.
  4. Е.М., Осипов П. Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся: Методические рекомендации. М., 1992. -91 с.
  5. .Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли // Избранные психологические труды. Т.2 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, И. В. Кузьмина, М., 1980. — С. 82−90.
  6. Н.П. Воспитание игрой, М., 1987. — 143 с.
  7. Н.П. Психологический климат в коллективе, М., 1989. -224с.
  8. A.A. Роль бытовой игры в нравственном воспитании. -Алма-Ата, 1966. 65 с.
  9. А.И. Введение в культурологию. М., 1993.- 352 с.
  10. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М&bdquo- 1984. 104 с.
  11. .Х. Личностно- и социально-ориентированное общение //Материалы Всесоюзного симпозиума по теории коммуникации. -М.:Наука, 1972.
  12. С.А. Этот «опасный возраст». М., 1982. — 94 с.
  13. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 199 с.
  14. П.П. Педагогика: Учебник для высших педагогическихучебных заведений. М., 1934. — 338 с.
  15. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -312 с.
  16. О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979. — 111 с.
  17. H.H. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М., 1977. — С. 183−204.
  18. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.- 134 с.
  19. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С.98−107.
  20. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности / В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 257−283.
  21. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. — 96 с.
  22. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.
  23. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
  24. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. — 135 с.
  25. Л.В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. М., 1985. — 268 с.
  26. Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988. — 329 с.
  27. Г. С., К изучению детских народных игр у бурят. Иркутск, 1992
  28. В. Мораль и социальная психика/ Под ред. Ю. А. Шерковина. -М.:Прогресс, 1978.29.
Заполнить форму текущей работой