Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Краеведческое образование как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя начальных классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертации и полученные результаты исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях и чтениях: «Экология и образование» (Всероссийская научная конференция. — Курск, 1994) — «Человек в педагогической системе К. Д. Ушинского (Всероссийская научная конференция. — Курск, 1995) — «Проблемы образования на рубеже XXI века… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы краеведческого образования как фактора личностно-профессионального становления будущего учителя
    • 1. 1. Краеведение как предмет педагогического исследования
    • 1. 2. Научно-педагогические основы краеведческого образования в системе профессиональной подготовки на факультете педагогики и методики начального образования
    • 1. 3. Педагогические аспекты личностно-профессионального становления будущего учителя
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели краеведческого образования
    • 2. 1. Изучение уровня сформированности личностно-профессиональных качеств будущих специалистов
    • 2. 2. Реализация модели краеведческого образования на факультете педагогики и методики начального образования
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию личностно-профессиональных качеств будущего учителя

Краеведческое образование как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя начальных классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции в развитии образовательного процесса в высшей школе определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, способных не только воспроизводить полученные в вузе знания, применять в знакомых ситуациях профессиональные умения и навыки, но и способных творчески решать стоящие перед ними задачи, обладающих высоко развитыми профессиональными и нравственными качествами. Высшей ценностью государства становится личность специалиста с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала, профессионального роста, духовного совершенства.

Начало XXI века отмечено сложными переменами в нашей стране, как в социально-экономической, так и в духовной жизни общества. Изменилось мировоззрение людей, что повлекло за собой новую постановку вопроса о смысле жизни, стиле и правилах интеллектуальной деятельности, о профессиональной компетентности специалиста. Поэтому проблемы личностно-профессионального развития в процессе подготовки будущих учителей требуют серьезного, комплексного исследования.

Краеведение прочно утвердилось в теории и практике общеобразовательной и высшей школы как средство повышения качества знаний, развития познавательной и творческой деятельности, воспитания нравственности, любви к Родине, к родному краю. В своей работе мы обратились к проблеме краеведческого образования учителя начальных классов. Внимание многих ученых было обращено на разработку различных аспектов краеведческого образования: становления краеведения как науки, определение ее дидактической сущности (И.В. Акулов, A.C. Барков, A.B. Даринский, Е. А. Звягинцев, П. В. Иванов, Г. Н. Матюшин, Н. П. Милонов, Т. Г. Питинова, Ю. С. Самохин, Б. А. Чернов, Н.И. Яковлева) — роли краеведения в развитии познавательной активности учащихся (Е.А. Ганаева, Г. А. Гришина, В. В. Дарнишников, Е. Г. Казьмина, И.В. Кишкин) — краеведческой деятельности как: фактора личностного развития (И.А. Беккер, Н. В. Бушманов, Г. Н. Ищук, A.A. Остапец.

Свешников) — подготовки студентов педвузов к использованию краеведческих знаний, умений в учебно-воспитательной работе (E.H. Зорькин, И.Б. Жуко-вин, E.H. Натарова, М. М. Нащочина, Э. Э. Парай, JI.B. Смирнова).

Базовыми для разработки исследуемой проблемы являются работы об общих закономерностях педагогического процесса в высшей школе, его процессуальных компонентах, их единстве и взаимосвязи (П.П. Борисов, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.).

Фундаментальное значение в этом плане имеет психологическая теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, H.H. Платонов, С. С. Рубинштейн и др.), концепция формирования личности учителя, разработанная Е.П. Бело-зерцевым, И. Ф. Исаевым, Л. С. Подымовой, В. А. Сластениным, E.H. Шияно-вым и др.

Несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных различным аспектам профессиональной подготовки учителя, глубокую теоретическую разработку проблем обучения, в существующей теории и практике высшего образования нет специальных работ, рассматривающих феномен краеведческого образования в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы. В этой связи необходима разработка и научное обоснование системы краеведческой работы на факультете педагогики и методики начального образования с учетом преемственности и интеграции со школой. Требуют научной разработки вопросы методики использования профессионально значимого материала краеведческой направленности при изучении дисциплин естественно-географического цикла, организации внеурочной, внеаудиторной, научно-исследовательской, поисковой и других видов деятельности.

В ходе анализа эмпирических и теоретических исследований было выявлено противоречие между потребностью школы в учителе начальных классов с развитыми личностно-профессиональными качествами и недостаточной разработанностью средств развития данных качеств в реальном педагогическом процессе современного вуза.

Это противоречие определяет основу исследуемой нами проблемы, которая сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность личностно-профессионального становления будущего учителя начальных классов.

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследованияпрофессиональная подготовка учителя начальных классов.

Предмет исследования — личностно-профессиональное становление будущего учителя начальной школы в процессе краеведческого образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «краеведческое образование».

2. Выявить особенности и специфику личностно-профессионального становления будущего учителя начальной школы.

3. Разработать модель по формированию профессионально значимых качеств будущего учителя в процессе краеведческого образования.

4. Вывить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному личностно-профессиональному становлению учителя начальных классов.

Гипотеза исследования: личностно-профессиональное становление будущего учителя начальной школы в процессе краеведческого образования может быть существенно улучшено при соблюдении следующих педагогических условий:

— концептуально-целевых, позволяющих создать аксиологическую основу овладения студентами компонентами краеведческого образования;

— содержательно-технологических, интегрирующих содержание, методы и формы краеведческого образования учителя начальных классов, обеспечивающих перевод содержания краеведческих знаний с эмпирического уровня на личностно-концептуальный- - рефлексивно-творческих, способствующих инициированию эмпатии, рефлексии студентов, творческому освоению объектов окружающей среды.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения философских, психологических и педагогических теорий о личности как высшей ценности обществаидеи гуманизации образования, системного, субъектно-деятельностного, индивидуально-творческого, диалогического, инновационного подходов к проблеме личностно-профессионального становления будущего учителя средствами краеведческого образованияположения о роли краеведения в совершенсхвовании обучения и воспитания.

Теоретический фундамент исследования составляют основополагающие труды краеведов-методистов A.C. Баркова, П. В. Иванова, Д.В. Ко-цюбы, A.C. Сафиулина, И. С. Строеваидеи Ананьева H.H. А. Г. Асмолова, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, A.B. Петровского, Н. Н. Платонова, C. J1. Рубинштейна о развитии личности индивида в процессе деятельностиразличные аспекты процесса профессиональной педагогической подготовки будущего учителя, разработанные Е. В. Бондаревской, Е. А. Лариной, Н. И. Лифинцевой, В. В. Сериковым, В. А. Сластениньш, Л.И. Ше-ховцовой и др.

Методы исследования: в процессе работы над диссертацией применялся комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам: теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, аналогии, моделирования), диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение, педагогический эксперимент и математические методы (статистическая обработка данных, графическое отображение результатов и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования. Работа выполнялась на базе факультета педагогики и методики начального образования Курского государственного педагогического университета и Курского высшего педагогического училища-колледжа. На разных этапах исследованиембыл охвачен 421 человек.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1997;1998) проанализированы литературные Источники по проблеме исследования, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования, уточнено содержание понятий «краеведческое образование», «личностно-профессиональное становление" — намечены программа и методика эмпирической проверки гипотезысоздана база опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1998;2000) связан с разработкой содержания, структуры, критериев, показателей и уровней сформированности краеведческого образования, проведением констатирующего экспериментамоделированием и реализацией педагогических условий личностно-профессион^льного становления будущего учителя начальных классов в процессе краеведческого образования.

На третьем этапе (2000;2002) осуществлены опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий, обеспечивающих становление профессионально значимых качеств личности будущего учителя начальных классов в процессе краеведческого образованияанализ динамики развития данных качеств личности студентовобработка и осмысление полученных в ходе формирующего эксперимента данныхсистематизация и обобщение результатов исследованияформулировка основных теоретических выводов, научно-практических рекомендацийоформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы личностно-профессионального становления будущего учителя начальной школы средствами краеведческого образования:

— определены цели, задачи краеведческого образования, содержание краеведческих знаний и методы их получения, формы организации учебного процесса при осуществлении краеведческого образования на факультете педагогики и методики начального образованиясущность и компоненты краеведческого образования (когнитивный, эмоционально-ценностное отношение к региональному наследию, операционально-творческий);

— создана модель краеведческого образования по становлению профессиональных качеств личности будущего учителя, включающая определенные структурные компоненты (учебный процесс факультета педагогики и методики начального образования по овладению краеведческими знанияминаучно-исследовательская краеведческая работа студентов, внепрограммная и внеаудиторная краеведческая деятельность);

— определены механизмы реализации модели краеведческого образования на факультете педагогики и методики начального образования;

— выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность краеведческого образования, направленного на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что:

— впервые дан концептуальный анализ краеведческого образования как фактора личностного развития студентов педагогических вузов, выявлены теоретико-методологические основания для выделения его как особого способа реализации профессиональной педагогической деятельности;

— полученные результаты исследования обогащают концепции профессионально-личностного развития введением в них гуманитарно-культурологической и региональной инварианты;

— разработанная модель краеведческого образования позволяет исследовать фундаментальные вопросы, относящиеся к природе профессиональной деятельности учителя начальных классов, ее качественному своеобразию и профессиональному содержанию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты создают предпосылки для проектирования и осуществления становления профессионально значимых качеств будущего учителя в процессе краеведческого образования и последующего диагностирования, Прошедшие опытно-экспериментальную проверку теоретическая модель краеведческого образования и механизмы ее действия, направленные на формирование профессионально значимых качеств будущего учителя, могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе факультета педагогики и методики начального образования, при разработке и модернизации учебных образовательных программ по ряду предметов, изучаемых на факультете педагогики и методики начального образования. Материалы и результаты исследования нашли применение в системе повышения педагогической квалификации работников высшего образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических позиций, связанных с применением гуманистической технологии профессионального образования, основывающейся на субъектно-деятельностном, индивидуально-творческом, диалогическом, инновационном подходахиспользованием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих задачам и логике исследованиядостаточной надежностью выбранных методовдостоверностью и проверяемостью данных и фактовсравнительным изучением результатов предшествующих научных исследованийрепрезентативностью объема выборки, количественным и качественным анализом экспериментальных данныхпреемственностью результатов на различных этапах исследованиядоказательностью и логической непротиворечивостью выводовдлительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работыконтрольным сопоставлением' полученных результатов с массовым и педагогическим опытом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Краеведческое образование представляет собой процесс и результат усвоения комплекса краеведческих знаний и умений, опыта природотворче-ской деятельности и эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию.

2. Модель краеведческого образования, направленная на формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя состоит из трех взаимосвязанных структурных компонентов: учебный процесс по овладению краеведческими знаниями и умениямиучебнаяи научно-исследовательская краеведческая работа студентоввнепрограммная и внеаудиторная краеведческая деятельность студентов.

3. Эффективность личностно-профессионального становления будущего учителя определяется действием следующих механизмов реализации модели краеведческого образования: формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам регионального наследияформирование образа изучаемого объекта, явленияидентификация личности с объектами регионального наследия.

4. Личностно-профессиональное развитие студентов в процессе краеведческого образования детерминировано следующими педагогическими условиями:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию, развитие субъектности студентов во всех сферах краеведческой деятельности;

— интеграция содержания, методов и форм краеведческого образования учителя начальных классов;

— расширение опыта природотворческой деятельности студентов с целью гармонизации отношения человека и объектов окружающей среды;

— привлечение студентов к активной научно-исследовательской краеведческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения диссертации и полученные результаты исследования нашли отражение в докладах на научных конференциях и чтениях: «Экология и образование» (Всероссийская научная конференция. — Курск, 1994) — «Человек в педагогической системе К. Д. Ушинского (Всероссийская научная конференция. — Курск, 1995) — «Проблемы образования на рубеже XXI века: международный диалог» (Международная научно-практическая конференция. — Курск, 1996) — «Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа» (Всероссийская научная конференция. — Курск, 1997) — «Фольклор и мировая культура» (Научная конференция «Юдинские чтения — 98». — Курск, 1998) — «Подготовка будущего учителя к реализации образовательной области «Искусство» в начальной школе (Региональная научно-практическая конференция. — Курск, 1999) — «Искусство в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы» (Региональная научно-практическая конференция. — Курск, 2000) — «Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования» (Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Курск, 2001) — «Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Курск, 2002) — «Юдинские чтения — 2002. Слово и образ» (Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Курск, 2002).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (210 источников), приложений, работа иллюстрирована 18 рисунками и 19 таблицами.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

1. Краеведение отвечает психологическим потребностям человеческой личности, поэтому оно было востребовано в разные исторические периоды. Но и в настоящее время оно нуждается в дальнейшем совершенствовании его содержания, форм и методов работы.

2. Краеведческая деятельность рассматривается как средство личностного развития, т.к. она позволяет осуществлять педагогический процесс целостно, одномоментно, реализуя факторы образовательные, воспитательные, развивающие. Специфика взаимодействия человека с окружающей средой при изучении родного края создает предпосылки для одновременного интеллектуального, трудового, • эмоционально-эстетического, нравственного и физического ее освоения, что является условием формирования личности.

3. В теоретических положениях дидактики нет единого мнения о педагогической сущности краеведения. Остается нерешенной проблема вузовского краеведения, т.к. несмотря на значительный объем теоретического и эмпирического материала еще нет общей концепции, не проработаны дефиниции. Тем не менее в развитии краеведения высшие учебные заведения играют заметную роль.

4. Под краеведческим образованием мы понимаем процесс и результат усвоения комплекса краеведческих знаний и умений, опыта природотворческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к региональному наследию. При этом знание о родном крае должно быть гуманистическим, т. е. пройти путь ведущий к пониманию его-смысла. Для этого знания должны быть «прожиты» личностью. Только в этом случае краеведческое образование будет средством педагогической поддержки самостроительства личности будущего специалиста.

5. Разностороннее развитие личности будущего учителя является целью, основой и условием его профессиональной подготовки и в то же время рационально организованная профессиональная подготовка способствует развитию личности. Учитель без соответствующей духовной культуры не может стать истинным профессионалом, даже обладая большими педагогическими возможностями. Поэтому нужно понимать разницу между профессиональным становлением и профессиональной подготовкой. Подготовка — внешний процесс, а профессиональное становление — это результат образования и самообразования, напряженной внутренней работы студента по выработке в себе специалиста. Исходя из этого, под личностно-профессиональным становлением будущего учителя мы понимаем личностное развитие человека как субъекта профессиональной деятельности, необратимый процесс изменений, характеризующийся появлением новообразований, достижением качественно новых уровней готовности к реализации профессиональной деятельности.

6. Гуманистическая интерпретация феномена личности повлекла за собой расстановку новых акцентов в педагогических подходах, в соответствии с которыми от философии педагогического воздействия и стратегии формирования переходит к философии > сотрудничества. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, она предполагает подлинно человеческие (гуманные) отношения между ними в педагогическом процессе. Новая парадигма образования связана с реализацией в учебно-воспитательном процессе педвуза субъектно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого, инновационного подходов.

Краеведческое образование содержит ряд системо-образующих структурных компонентов: когнитивный, эмоционально-ценностное отношение к региональному наследию, операционально-творческий.

Выделенные нами структурные компоненты краеведческого образования находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему:

— когнитивный компонент — система краеведческих знаний об истории развития природы и общества родного края;

— эмоционально-ценностное отношение к региональному наследиюэмоциональное переживание процесса общения с окружающим миромсистема сложившихся ценностей;

— операционально-творческий — раскрывает инструментарий способов познания окружающего мира, владение ^ нестандартными, нетрадиционными методами познавательной деятельности: прогнозирование, проектирование, оценивание.

Выявлены критерии и показатели структурных компонентов краеведческого образования. Это выразилось следующими проявлениями:

— субъектность оценивалась посредством характера личностного смысла и определения уровня эмпатии;

— концептуальность оценивалась уровнем усвоения знаний и степенью их системности;

— гибкость определялась мобильностью знаний и прогнозированием.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели краеведческого образования.

2.1. Изучение уровня сформированности личностно-профессиональных качеств будущих специалистов.

Главной задачей констатирующего этапа исследования было установление исходного уровня сформированности личностно-профессиональных качеств будущих специалистов, обусловленных внедрением модели краеведческого образования при подготовке будущего учителя.

Исходя из этого, был проведен сбор информации, отражающий все уровневые проявления показателей модели краеведческого образования. Ценность и значимость искомой информации состоит в том, что она позволила определить задачи предстоящей работы (формирующего эксперимента), то есть наметить систему мер по развитию модели краеведческого образования на факультете педагогики и методики начального образования.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета педагогики и методики начального образования Курского государственного педагогического университета. Она проводилась со студентами 1−4-го курсов включительно в течение пяти лет (1997;2002 гг.). В исследовании участвовали студенты 4-го курса, обучающиеся в системе «педколледж-вуз». Их обучение проводится по 2-х ступенчатой системе: с 1-го по 3-й курсы — на базе Курского педагогического колледжа, 4 и 5 курс — в КГПУ.

В 1997;1998 учебном году всего было опрошено 77 студентов, из них: на 1-ом курсе — 52 человекана 4-ом курсе (колледж) — 25 человек.

В 1998;1999 учебном году всего было опрошено 75 студентов, из них: на 1-м курсе — 48 человек, на 4-м курсе (колледж) — 27 человек.

В 1999;2000 учебном году всего было опрошено 70 студентов, из них: на 1-м курсе — 44 человека, на 4-м курсе (колледж) — 26 человек.

В 2000;2001 учебном году всего был опрошен 101 студент, из них: на 1-м курсе 49 человек, на 4-м курсе (колледж) 27 человекна 4-м курсе — 25 человек.

В 2001;2002 учебном году всего было опрошено 98 студентов, из них: на 1-м курсе 45 человекна 4-м курсе (колледж) 28 человекна 4-м курсе — 25 человек.

Всего в исследовании участвовал 421 человек. При этом 4Р человек обследовались на протяжении всех лет экспериментальной работы, они участвовали и в констатирующем, и в формирующем эксперименте.

Для выявления степени развития когнитивного компонента модели краеведческого образования был осуществлен анализ проведенного анкетирования (Приложение № 1). Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы была возможность выявления степени сформированности двух показателей: уровня усвоения знаний и системности краеведческих знаний.

Вопросы, направленные на определение уровня знаний, предполагали констатацию комплексных краеведческих знаний: а) о природе краяб) об истории краяв) об экономическом развитии краяг) об истории образования в Курской губерниид) о знаменитых землякахе) о православных святынях Курского края.

Блок вопросов о природе направлен на выявление знаний о типе климата, реках, протекающих через областной центр, главной природной достопримечательности области и природной зоне, где расположился Курский край.

6% студентов 1 курса и 2% студентов 4 курса правильно назвали тип климата. Они вспомнили о существовании умеренного климатического пояса, об определенном удалении от Атлантического океана (высокий уровень знаний) — 8% студентов 1 курса и 10% студентов 4 курса писали только о климатическом поясе. При этом полностью игнорировался такой показатель, как степень континентальности (средний уровень знаний). Подавляющее большинство опрошенных (86% 1 курс и 88% 4 курс) имеют низкий уровень знаний по этому вопросу. Их ответы ограничились очень короткой~формулиров-кой: «умеренный», «теплый», «не очень холодный».

Непростым оказалось определение главной природной достопримечательности. 17% студентов 1 курса и 20% студентов 4 курса показали высокий уровень знаний, сумев доказать свою точку зрения. 80% испытуемых главной природной достопримечательностью считают черноземные почвы- 12% -курского соловья- 8% - Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В. В. Алехина. 33% студентов 1 курса и 44% студентов 4 курса имеют средний уровень знаний — их ответы были бездоказательны. 50% студентов 1 курса и 36% студентов 4 курса не видят разницы между природной. й культурной достопримечательностью: «Я считаю, что главной природной достопримечательностью является Коренная пустынь, т.к. там находится много источников» или «. это многочисленные курганы в Липино». Эти студенты продемонстрировали низкий уровень знаний. л.

На первый взгляд, вопрос о курских реках не вызвал больших затруднений. Об этом говорят цифры: высокий уровень знаний: 8% студенты 1 курса и 10% студенты 4 курсасредний уровень: 30% студенты 1 курса и 35% студенты 4 курсанизкий уровень: 62% студенты 1 курса и 55% студенты 4 курса. Но в большей своей части ответы оказались чрезвычайно лаконичными. Практически не было попыток указать степень соподчиненности этих рек, принадлежность их к Днепровскому бассейну. 52% опрошенных забыли о самой маленькой реке города, возможно давшей ему название.

Анализируя ответ на четвертый вопрос анкеты, можно с сожалением говорить о географической безграмотности испытуемых. Только 2% студентов 1 курса и 8% студентов 4 курса правильно назвали природную зону, объяснили такое название, охарактеризовали ее географическое положение на материке (высокий уровень). 15% студентов 1 курса и 40% студентов 4 курса вспомнили название (средний уровень). 83% студентов 1 курса и 52% студентов 4 курса не видят разницы между физико-географическим делением географической оболочки и политико-административным делением территории страны. 80% этой категории опрошенных считают, что есть центральночерноземная зона, а 9% забыли о существовании переходных природных зон (низкий уровень знаний).

Обобщенный анализ краеведческих знаний студентов Ъ природе края представлен в таблице 3.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Спецкурс проводится на 4 курсе факультета педагогики и методики начального образования. Содержание спецкурса носит комплексный многогранный характер, что предполагает изучение края по многим направлениям.
  2. Для исторического краеведения характерны две важные особенности -локальность исследуемых исторических событий, отраженных в памятниках истории и культуры, и активный деятельностный характер. .
  3. При изучении объектов экономического краеведения надо применять комплексный подход, обеспечивающий выявление внутренних и внешних связей с учетом прошлого и перспектив.
  4. Остановимся подробнее на реализации модели краеведческого образования. Рисунок 8 дает наглядное представление о механизмах этой реализации.1. Рисунок 8.
  5. Реализация модели краеведческого образования
  6. Первый канал перцептивный. Он характеризуется тем, что отношение формируется в ходе создания перцептивного образа.
  7. Второй канал когнитивный. Отношение формируется на основе переработки получаемой информации.
  8. Наконец, третий канал практический. С его участием отношение формируется в процессе непосредственного практического взаимодействия.
  9. Если эта оценка, вызывающая соответствующую эмоциональную реакцию, является положительной, то и к изучаемому объекту в дальнейшем формируется положительное отношение- если отрицательной — негативное.
  10. Интеллектуализация эмоций может оказывать корректирующее воздействие на процесс формирования отношения и в том случае, когда сложившееся ранее отрицательное отношение вступает в диссонанс с полученными человеком «положительными» краеведческими фактами.
  11. Негативное отношение к «взрывателю» чудотворной' иконы «Знамение Божией матери» может в корне измениться, когда студенты узнают о его непростой судьбе, о дружбе с A.M. Горьким, о замечательных изобретениях в области техники.
  12. Итак, существует несколько вариантов действия механизма интеллектуализации:
  13. Положительное отношение эмоционально отрицательная краеведческая информация — диссонанс: а) блокировка процесса формирования положительного отношения- б) попытка игнорировать краеведческую информацию.
  14. Отрицательное отношение эмоционально положительная краеведческая информация — диссонанс: а) попытка игнорировать краеведческую информацию- б) коррекция отношения в положительном направлении.
  15. Отрицательное отношение эмоционально отрицательная краеведческая информация — консонанс: полная блокировка процесса формирования положительного отношения.
  16. Более подробная характеристика перечисленных этапов^ представлена в таблице 15.
Заполнить форму текущей работой