Экспериментальное исследование влияния физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП
Анализ наблюдения: У Дылдиной Анны выражены формы негативного проявления — зависть, поступок, ложь. Содержание негативного проявления — речевые и эмоциональные реакции. Динамика длительно-устойчивая. Причина, вызвавшая негативную реакцию — недоверие, негативное поведение сверстника, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — активное… Читать ещё >
Экспериментальное исследование влияния физического воспитания на кризис 3-х лет у детей с ДЦП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель, задачи, методы исследования
Одним из первоначальных этапов по коррекционной работе трехлетних детей с ДЦП является диагностика и реализация потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
На сегодняшний день существует немало методологических разработок в этой области.
При экспериментальном исследовании были использованы методики:
- — программа воспитания и обучения для детей с сочетанными нарушениями «Солнышко», разработанная А. А Наумовым. и Т. Э. Токаевой под общей редакцией А. А. Наумова;
- — методика «Изучение негативных личностных проявлений» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной в работе «Практикум по детской психологии» .
Использованные методики предназначены для диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата; для изучения формы, содержания, причин, динамики и особенностей личностных негативных проявлений ребенка.
Для достижения поставленной цели в рамках выполнения данной курсовой работы было проведено экспериментальное исследование с участием детей 3 лет МАДОУ «Детский сад № 196» г. Перми. В эксперименте приняли участие четверо детей.
Дети посещают среднюю группу детского сада.
Цель программы экспериментального изучения — выявление влияния физического воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП.
Задачами экспериментального исследования являются:
- 1. изучить анамнестические данные и карты детей;
- 2. провести обследование влияние физического воспитания на кризис трех лет у детей с ДЦП
- 4. обработать полученные результаты;
- 5. провести качественный и количественный анализ результатов;
Перед проведением исследования выдвигается гипотеза, что физическое воспитание не влияет на особенности поведения при кризисе трех лет у детей с ДЦП.
До начала проведения эксперимента была проведена работа по изучению сведений о детях. Для этого беседовали с воспитателями, врачами, анализировали анамнестические данные и медицинские карты детей, которые имеются в детском саду.
В результате этой работы были получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Сведения о детях, участвующих в эксперименте.
№ п/п. | Фамилия, имя ребенка. | Дата рождения. | Медицинское заключение (диагноз). | Состояние ребенка. |
Катя Рязанова. | 11.03.11. | Спастический тетрапарез тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие. | Перемещается в вертикальном положении с помощью ходунков. Самостоятельно только ползком. | |
Дылдина Анна. | 11.12.10. | ДЦП, спастическая диплегия средней степени, косоглазие. | Ходит, с поддержкой за одну руку. | |
Суслов Ярослав. | 27.03.11. | Спастический тетрапарез средней степени, ЗПР, ЗНПР. | Передвигается без помощи взрослого. | |
Соловьева Ярослава. | 28.11.10. | Гемипарез средней степени, гидроцефалия. | Передвигается без помощи взрослого. |
Экспериментальная программа была реализована путем проведения двух этапов исследования.
На первом этапе исследования проведен констатирующий эксперимент в виде изучения уровня физического развития детей с использованием программы воспитания и обучения для детей с сочетанными нарушениями «Солнышко», разработанной А. А Наумовым. и Т. Э. Токаевой.
На втором этапе проведена диагностика упрямства у трехлетних детей с ДЦП по методике «Изучение негативных личностных проявлений» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. После проведения экспериментальной части произведена математическая обработка и анализ результатов исследования.
Рассмотрим использованные в исследовании методики.
По программе «Солнышко» А. А Наумова и Т. Э. Токаевой диагностика представляет собой изучение двигательного статуса ребенка, его двигательных умений, действие и степень выраженности патологических тонических рефлексов, патологических установок, степень развития навыков самообслуживания. Для оценки двигательных возможностей ребенку предлагается выполнить ряд упражнений. В зависимости от тяжести заболевания позы и положения тела для выполнения упражнений подбираются индивидуально [17].
Результаты наблюдений заносятся в таблицу диагностики (таблица 2), в которой отражены все диагностические пункты программы «Солнышко».
Таблица 2- Диагностика физического воспитания.
Баллы. | ||||
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности). | ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе. | ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации. | ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе. | ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Умение осуществлять произвольные движения головой. | ||||
Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой. | ||||
Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса. | ||||
Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса. | ||||
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Наличие цепных установочных рефлексов. | ||||
Удерживает голову в положении лежа на животе. | ||||
Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях. | ||||
Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки. | ||||
Стоит на четвереньках. | ||||
Встает на четвереньки из положения «лежа на животе». | ||||
Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры. | ||||
Сидит на коленях. | ||||
Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним. | ||||
Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним. | ||||
Стоит на коленях без поддержки. | ||||
Ребенок стоит на ногах при опоре на предмет, поставленный перед ним. | ||||
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Действия руками. | ||||
Протягивает руку к предмету. | ||||
Производит самостоятельно некоторые изолированные движения руками. | ||||
Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого. | ||||
Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого. | ||||
Удерживает предмет положенный ему в руку. | ||||
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку. | ||||
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого. | ||||
Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре. | ||||
Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой. | ||||
Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его. | ||||
Может произвольно выпустить предмет из руки. | ||||
Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого. | ||||
Может бросить предмет. | ||||
Может бросить предмет по просьбе взрослого. | ||||
Может бросить предмет в заданном направлении. | ||||
Может бросать предметы в игре. | ||||
Осуществление поворотов. | ||||
Поворачивается на бок из положения «лежа на спине». | ||||
Поворачивается на бок из положения «лежа на животе». | ||||
Переворачивается на живот из положения «лежа на спине». | ||||
Переворачивается на спину из положения «лежа на животе». | ||||
Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину. | ||||
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Передвижение. | ||||
Ползает адаптивным способом. | ||||
Ползет способом «по-пластунски». | ||||
Ползает на четвереньках. | ||||
Передвигается в ходунках. | ||||
Передвигается в кресло-коляске. | ||||
Передвигается в другом вспомогательном средстве. | ||||
В период проведения эксперимента производится наблюдение и балльная оценка физического развития детей с ДЦП по следующим параметрам:
- — 0 баллов выставляется, если у ребенка наблюдается полное отсутствие выполнения упражнения, и нет мотивации к его освоению;
- -1 балл ставится, если упражнение ребенком не выполняется, однако у ребенка достаточно мотивации для его выполнения;
- -2 балла ставится, когда ребенок мотивирован на выполнение упражнения, однако оно осуществляется при значительной помощи со стороны взрослого;
- -3 балла выставляется при выполнении упражнения в партнёрстве с взрослыми, при этом взрослый выполняет заместительную функцию при физической невозможности ребенком исполнить ключевое действие;
- -4 балла выставляется, когда выполнение упражнения осуществляется при незначительной помощи со стороны взрослого;
- -5 баллов ставится, если двигательная программа упражнения усвоена, однако перенос его в новые условия затруднён в связи с низким уровнем сформированности общеинтеллектуальных умений.
- -6 баллов ставится при полной сформированности требуемого упражнения и его осознанного использования в различных условиях[17].
Затем полученные результаты заносятся в сводную таблицу. По результатам производится анализ и дается характеристика степени физического воспитания каждого ребенка.
При исследовании особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по методике «Изучение негативных личностных проявлений» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной производится «фотографическая» запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере у испытуемых детей в течение 3 дней.
Результаты наблюдений особенностей поведения детей в течении трех дней заносятся в протокол наблюдений, в котором отражены факторы особенностей поведения ребенка по следующим параметрам:
Форма негативного проявления. Включает: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т. д.
Содержание негативного проявления, то есть, какие речевые, эмоциональные, поведенческие реакции наблюдались.
Динамика, насколько длительно, устойчиво протекает процесс.
Причина, вызвавшая негативную реакцию. К этим причинам можно отнести: неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, страх перед взрослым, боязнь наказания, неправильная организация жизни детей, недоверие, насмешки, окрики взрослого, соматическое заболевание, переутомление, негативное поведение сверстника и т. д.
Реакции сверстников на негативное поведение товарища: равнодушное отношение, любопытство, активное вмешательство, обращение к взрослому за помощью, с жалобой и т. д.
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка: равнодушное отношение, силовое вмешательство, окрик, наказание, использование игрового приема и т. д. [23].
Оценка особенностей поведения детей производится с использованием балльной системы следующим образом:
- — при максимальной выраженности дается 3 балла;
- — при средней — 2 балла;
- — при низкой — 1 балл.
По заполненным протоколам наблюдений и с учетом оценки поведения детей составляется таблица 3, в которой отражены показатели активности детей. Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам:
- 1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности;
- 2) связь ребенка с взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.
С учетом набранных баллов оценивается уровень проявления активности. I уровень проявления активности — 0−7 баллов, II уровень — 7−14 баллов, III уровень — 14−21 балл [23].
Таблица 3-Особенности поведения детей.
Показатели активности. | Оценка активности детей разного возраста (в условных баллах). | |
2 г. 6 мес -2 г. 10 мес. | 2 г. 10 мес -3 г. 2 мес. | 3 г. 2 мес. -3 г. 6 мес. |
Принятие задачи. | ||
Настойчивость. | ||
Включенность. | ||
Самостоятельность. | ||
Оценка своего результата. | ||
Поиск оценки взрослого. | ||
Отношение к оценке взрослого. |
По полученным результатам делается вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений ребенка.
Проведение констатирующего эксперимента Для реализации констатирующего эксперимента на первом этапе исследования по программе «Солнышко» в соответствии с методикой выполнения программы проведем наблюдение физического воспитания трехлетних детей с ДЦП.
Полученные данные в результате наблюдения занесем в таблицы 4,5,6,7.
Таблица 4-Действие патологических тонических рефлексов.
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса в положении лежа на животе. | ||||
Действие лабиринтного тонического рефлекса при вертикализации. | ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе. | ||||
Действие симметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на животе. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса при вертикализации. | ||||
Действие асимметричного шейного тонического рефлекса в положении лежа на спине. | ||||
Умение осуществлять произвольные движения головой. | ||||
Умение осуществлять управление деятельностью рук через произвольные движения головой. | ||||
Управляет головой самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса. | ||||
Управляет головой и руками самостоятельно при гашении асимметричного тонического рефлекса. | ||||
Всего: |
Таблица 5- Наличие цепных установочных рефлексов.
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Удерживает голову в положении лежа на животе. | ||||
Удерживает голову и приподнимает верхнюю часть груди в положении лежа на животе с опорой на руки согнутые в локтях. | ||||
Удерживает голову и приподнимает грудь в положении лежа на животе с опорой на выпрямленные руки. | ||||
Стоит на четвереньках. | ||||
Встает на четвереньки из положения «лежа на животе». | ||||
Стоит на четвереньках опираясь на три точки опоры. | ||||
Сидит на коленях. | ||||
Ребенок стоит на коленях при опоре двумя руками на предмет поставленный перед ним. | ||||
Ребенок стоит на коленях при опоре одной на предмет поставленный перед ним. | ||||
Стоит на коленях без поддержки. | ||||
Ребенок стоит на ногах при опоре на предмет, поставленный перед ним. | ||||
Всего: |
Таблица 6-Действия руками.
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Протягивает руку к предмету. | ||||
Производит самостоятельно некоторые изолированные движения руками. | ||||
Производит целенаправленные движения руками по просьбе взрослого. | ||||
Производит результативные произвольные движения руками по просьбе взрослого. | ||||
Удерживает предмет положенный ему в руку. | ||||
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку. | ||||
Производит произвольные действия с предметом, вложенным ему в руку по просьбе взрослого. | ||||
Производит требуемые произвольные действия с предметом вложенным ему в руку в подвижной игре. | ||||
Может самостоятельно взять предмет находящийся рядом с рукой. | ||||
Может самостоятельно дотянуться до предмета и взять его. | ||||
Может произвольно выпустить предмет из руки. | ||||
Может произвольно выпустить предмет из руки по просьбе взрослого. | ||||
Может бросить предмет. | ||||
Может бросить предмет по просьбе взрослого. | ||||
Может бросить предмет в заданном направлении. | ||||
Может бросать предметы в игре. | ||||
Осуществление поворотов. | ||||
Поворачивается на бок из положения «лежа на спине». | ||||
Поворачивается на бок из положения «лежа на животе». | ||||
Переворачивается на живот из положения «лежа на спине». | ||||
Переворачивается на спину из положения «лежа на животе». | ||||
Из положения «лежа на спине» переворачивается на живот, а затем обратно на спину. | ||||
Всего: |
Таблица 7-Передвижение.
Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. | |
Ползает адаптивным способом. | ||||
Ползет способом «по-пластунски». | ||||
Ползает на четвереньках. | ||||
Передвигается в ходунках. | ||||
Передвигается в кресло-коляске. | ||||
Передвигается в другом вспомогательном средстве. | ||||
всего. |
Полученные данные наблюдений физического воспитания занесем в сводную таблицу результатов диагностики физического развития детей, таблица 8.
Таблица 8-Сводная таблица результатов.
Имя. | Действие патологических тонических рефлексов (степень выраженности). | Наличие цепных установочных рефлексов. | Действия руками. | Передвижение. |
Катя. | ||||
Анна. | ||||
Ярослав. | ||||
Ярослава. |
Графически полученные результаты по диагностике физического воспитания представим в виде рисунка 1.
Рисунок 1. Результаты диагностики физического развития детей с ДЦП Как видно из рисунка 1, результативные данные детей исследуемой группы отличаются на небольшие величины. Если произвести сравнение по всем пунктам программы диагностики физического воспитания, то видно следующее: Катя и Анна набрали одинаковое количество — по 178 баллов, у Ярослава- 163 балла, у Ярославы -167 баллов.
Видно, что по разным группам упражнений у детей набрались различное количество баллов. Ни один из детей по всем группам упражнений не набрал лидирующего количества баллов. Это говорит о том, что физическое развитие детей в разных позах и положениях неравномерное.
На втором этапе исследования проводим диагностику особенностей поведения у трехлетних детей с ДЦП по методике «Изучение негативных личностных проявлений» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной. В течение трех дней проводили наблюдение за детьми, результаты наблюдений заносили в протокол наблюдений каждого дня. По наблюдению за каждым ребенком составили карты исследования, которые включают следующие данные:
- -фамилия, имя, дата рождения;
- — состояние ребенка;
- — медицинское заключение;
- — протокол наблюдения;
- — анализ наблюдения.
Карта № 1.
- -фамилия, имя, дата рождения: Катя Рязанова 11.03.11г;
- -состояние ребенка: перемещение в вертикальном положении с помощью ходунков, самостоятельно только ползком;
- — медицинское заключение: спастический тетрапарез тяжелой степени, контрактуры ТБС, косоглазие
- — протокол наблюдения представлен в таблице 9
Таблица 9- Протокол наблюдения Кати Рязановой.
фактор | 1 день. | 2 день. | 3 день. |
Форма негативного проявления. | Упрямство. | каприз. | ложь. |
Содержание негативного проявления. | Речевые поведенческие реакции. | эмоциональные, поведенческие реакции. | эмоциональные, поведенческие реакции. |
Динамика. | Длительно. | Длительно. | Длительно. |
Причина, вызвавшая негативную реакцию. | окрики взрослого. | переутомление. | страх перед взрослым, боязнь наказания. |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища. | любопытство. | обращение к взрослому за помощью. | равнодушное отношение,. |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка. | равнодушное отношение. | наказание. | вмешательство. |
— анализ наблюдения: У Кати Рязановой выражены формы негативного проявления — упрямство, каприз, ложь. Негативное проявление содержится в речевых и эмоциональных реакциях, с длительной динамикой. Причины, которые вызвали негативную реакцию — это переутомление, окрики взрослого, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — любопытство, обращение к взрослому за помощью, равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка — равнодушное отношение, наказание, вмешательство.
Карта № 2.
- -фамилия, имя, дата рождения: Дылдина Анна 11.12.10
- -состояние ребенка: ходит с поддержкой за одну руку;
- — медицинское заключение: ДЦП, спастическая диплегия средней степени, косоглазие;
- — протокол наблюдения представлен в таблице 10
Таблица 11-Протокол наблюдения Дылдиной Анны.
фактор | 1 день. | 2 день. | 3 день. |
Форма негативного проявления. | зависть. | проступок. | ложь. |
Содержание негативного проявления. | Речевые поведенческие реакции. | эмоциональные, поведенческие реакции. | Речевые поведенческие реакции. |
Динамика. | Длительно. | Устойчиво. | Устойчиво. |
Причина, вызвавшая негативную реакцию. | страх перед взрослым, боязнь наказания. | недоверие. | негативное поведение сверстника. |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища. | активное вмешательство. | равнодушное отношение,. | активное вмешательство,. |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка. | использование игрового приема. | равнодушное отношение,. | вмешательство. |
— анализ наблюдения: У Дылдиной Анны выражены формы негативного проявления — зависть, поступок, ложь. Содержание негативного проявления — речевые и эмоциональные реакции. Динамика длительно-устойчивая. Причина, вызвавшая негативную реакцию — недоверие, негативное поведение сверстника, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — активное вмешательство и равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка — равнодушное отношение, использование игрового приема, вмешательство.
Карта № 3.
- -фамилия, имя, дата рождения: Суслов Ярослав 27.03.11;
- -состояние ребенка: передвигается без помощи взрослого;
- — медицинское заключение: Спастический тетрапарез средней степени, ЗПР, ЗНПР;
- — протокол наблюдения представлен в таблице 11
Таблица 11-Протокол наблюдения Суслова Ярослава.
фактор | 1 день. | 2 день. | 3 день. |
Форма негативного проявления. | проступок. | упрямство,. | проступок. |
Содержание негативного проявления. | Речевые поведенческие реакции. | эмоциональные, поведенческие реакции. | эмоциональные, поведенческие реакции. |
Динамика. | Длительно. | Длительно. | Устойчиво. |
Причина, вызвавшая негативную реакцию. | неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения. | соматическое заболевание,. | соматическое заболевание,. |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища. | обращение к взрослому за помощью. | активное вмешательство,. | равнодушное отношение,. |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка. | силовое вмешательство. | использование игрового приема. | использование игрового приема. |
— анализ наблюдения: У Суслова Ярослава выражены такие формы негативного проявления, как упрямство, поступок. Содержание негативного проявления — речевые и эмоциональные реакции. Упрямство выражается в виде длительной эмоциональной, поведенческой реакции. Причина, вызвавшая упрямствосоматическое заболевание. В остальных случаях причиной, вызвавшей негативную реакцию является неумение ребенка сдерживать свои непосредственные побуждения, соматическое заболевание. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — обращение к взрослому за помощью, вмешательство и равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка — силовое вмешательство, использование игрового приема.
Карта № 4.
- -фамилия, имя, дата рождения: Соловьева Ярослава 28.11.10;
- -состояние ребенка: передвигается без помощи взрослого;
- — медицинское заключение: Гемипарез средней степени, гидроцефалия;
- — протокол наблюдения представлен в таблице 12
Таблица 12 — Протокол наблюдения Соловьевой Ярославы.
фактор | 1 день. | 2 день. | 3 день. |
Форма негативного проявления. | проступок. | ложь. | зависть. |
Содержание негативного проявления. | Речевые поведенческие реакции. | эмоциональные, поведенческие реакции. | Речевые поведенческие реакции. |
Динамика. | Длительно. | Длительно. | Устойчиво. |
Причина, вызвавшая негативную реакцию. | недоверие. | переутомление. | насмешки. |
Реакции сверстников на негативное поведение товарища. | равнодушное отношение. | обращение к взрослому с жалобой. | активное вмешательство. |
Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка. | использование игрового приема. | использование игрового приема. | наказание. |
— анализ наблюдения: У Соловьева Ярослава выражены формы негативного проявленияпоступок, ложь, зависть. Содержание негативного проявления — речевые и эмоциональные реакции. Динамика длительно-устойчивая. Причина, вызвавшая негативную реакцию — недоверие, переутомление, насмешки. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — обращение к взрослому за помощью, вмешательство и равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка — наказание и использование игрового приема.
Анализ результатов констатирующего эксперимента Для анализа физического воспитания испытуемых детей с ДЦП воспользуемся результатами первого этапа исследования, обобщенными в таблице 8, и наглядно изображенными на рисунке 1.
Если произвести сравнение по всем пунктам программы диагностики физического воспитания, то видно следующее:
Катя и Анна набрали одинаковое количество — по 178 баллов, у Ярослава-163 балла, у Ярославы -167 баллов.
Видно, что по разным группам упражнений у детей набрались различное количество баллов. Ни один из детей по всем группам упражнений не набрал лидирующего количества баллов. Это говорит о том, что физическое развитие детей в разных позах и положениях неравномерное.
Если произвести сравнение по группам упражнений, то видно следующее:
- — по степени выраженности действия патологических тонических рефлексов по убыванию баллы распределились следующим образом: Ярослава, Катя, Анна, Ярослав;
- — по наличию цепных установочных рефлексов: Ярослава, Катя, Ярослав, Анна;
- — по действиям руками: Катя, Анна, Ярослав, Ярослава;
- — по передвижению: Ярослав, Анна, Ярослава, Катя.
По результатам второго этапа исследования можно сделать определенные выводы.
Для анализа результаты наблюдения особенностей поведения детей с ДЦП были оценены по трехбалльной системе и занесены в таблицу 13.
физический церебральный детский поведение Таблица 13- Особенности поведения детей с ДЦП.
Показатели активности. | Катя. | Анна. | Ярослав. | Ярослава. |
Принятие задачи. | ||||
Настойчивость. | ||||
Включенность. | ||||
Самостоятельность. | ||||
Оценка своего результата. | ||||
Поиск оценки взрослого. | ||||
Отношение к оценке взрослого. | ||||
Всего: |
Для наглядности результаты исследования особенностей поведения детей с ДЦП представим в виде рисунка 2.
Рисунок 2. Особенности поведения детей с ДЦП В соответствии с системой оценки активности[23] все дети находятся в категории, которая соответствует третьему уровню активности (от 14 до 21 балла).
При анализе личностных характеристик в ходе проведения эксперимента, можно сделать следующие выводы:
У Кати Рязановой выражены следующие формы негативного проявления: упрямство, каприз, ложь. Негативное проявление содержится в речевых и эмоциональных реакциях, с длительной динамикой. Причины, которые вызвали негативную реакцию — это переутомление, окрики взрослого, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — любопытство, обращение к взрослому за помощью, равнодушное отношение. Реакции воспитателя на негативное поведение ребенка — равнодушное отношение, наказание, вмешательство.
У Дылдиной Анны ярко выражены формы негативного проявления — зависть, поступок, ложь. Содержание негативного проявления — речевые и эмоциональные реакции. Динамика длительно-устойчивая. Причина, вызвавшая негативную реакцию — недоверие, негативное поведение сверстника, страх перед взрослым и боязнь наказания. Реакции сверстников на негативное поведение товарища — активное вмешательство и равнодушное отношение. Реакции…