Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй главе — «Историческое образование как система формирования толерантного сознания» — проанализирована роль исторического образования в формировании толерантной личности в условиях современной российской школы. Охарактеризована разработанная иерархическая педагогическая модель, опирающаяся на психофизиологические, индивидуально-типологические, социои этнопсихологические особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Гносеологические основания формирования толерантности: исторический, философский, социологический, психологический, педагогический аспекты
    • 1. 1. Историографический анализ места и роли толерантности в национальной политике России
    • 1. 2. Философская категория толерантности как формы самосознания
    • 1. 3. Социологические механизмы генезиса межэтнической толерантности
    • 1. 4. Психологические детерминанты формирования толерантного сознания
    • 1. 5. Этнопсихология толерантности как формы этносоциальной адаптации личности
    • 1. 6. Толерантность как принцип гуманистической педагогики
  • Глава II. Историческое образование как система формирования толерантного сознания
    • 2. 1. Современное состояние исторического образования и его потенциальные возможности для формирования толерантного сознания
      • 2. 1. 1. Цели, задачи и проблемы исторического образования
      • 2. 1. 2. Толерантность — интегративная характеристика современного воспитательного идеала
      • 2. 1. 3. Обоснование педагогической модели формирования толерантности в процессе обучения истории
    • 2. 2. Первичный уровень формирования толерантности в процессе обучения истории
      • 2. 2. 1. Воспитание эмпатии как важнейшего фактора толерантности
      • 2. 2. 2. Развитие гибкости мышления (флексибельности) как фактора толерантности в процессе обучения истории
      • 2. 2. 3. Депривация этнического стереотипа как средство формирования толерантного сознания
      • 2. 2. 4. Воля как объективная характеристика развития толерантности
    • 2. 3. Личностный комбинированный (второй) уровень формирования толерантности на уроках истории
    • 2. 4. Роль креативности в формировании толерантности (личностный интегрированный уровень)
    • 2. 5. Формирование коллективного сознания и толерантности (четвертый уровень) с использованием исторического материала
  • Глава III. Результаты экспериментального исследования формирования толерантности у учащихся полиэтнической русскоязычной школы в процессе обучения истории
    • 3. 1. Методика проведения эксперимента
    • 3. 2. Результаты исследования
    • 3. 3. Обсуждение результатов

Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Системный кризис, охвативший советское общество в последнее пятнадцатилетие XX века, был отмечен экономической и политической нестабильностью, социальной и этнической поляризацией, неопределенностью перспектив развития, изменением иерархии нравственных ценностей, болезненно резонирующими в сфере межэтнических отношений. Достижение устойчивости многонационального государства связано с возрождением духовных, морально-этических и социокультурных основ межэтнического взаимодействия, включая толерантность — универсальную форму социального поведения и социальной адаптации. Наряду с регулирующей и консолидирующей ролью государства, призванного создать правовые взаимоответственные формы регулирования межнациональных отношений, актуальной и социально востребованной становится деятельность образовательных учреждений по поиску новой педагогической стратегии, основывающейся на целенаправленном, комплексном, системном, многоуровневом подходе по формированию толерантности как стержневой составляющей позитивной общегражданской идентичности. В решении поставленной проблемы огромную роль играет направленное использование потенциала исторического образования, позволяющего активизировать базовые механизмы формирования толерантности.

Анализ специальной литературы (Асмолов А.Г., Бердников К. В., Ваганова М. В., Вафина ЭД., Глухова Т. В., Евстигнеева Ю. М., Ислаев Ф. Г., Кравцова А. Р., Курилен-ко М.А., Марич Е. М., Митина О. В., Осипова B.C., Писарский П. С., Петренко В. Ф., Равлюк С. Г., Собкин B.C., Талашова В. А., Ткаченко О. В., Федотова А. В., Федюнина А. В., Шалин В. В., Шлягина Е.И.) позволяет заключить, что данная тема изучена пока еще фрагментарно и несистемно, что может быть объяснено преобладающей разработкой проблемы толерантности в узко предметном ракурсе. Существует разброс мнений между теоретико-концептуальной постановкой проблемы в философии, социологии, психологии и педагогике и обоснованием ее прикладной значимости. Оптимальным является полидисциплинарный подход, базирующийся на последовательном системном изучении психофизиологических, психологических, педагогических, социои этнопсихологических факторов формирования толерантного сознания. Этот подход позволяет раскрыть универсальный механизм гармонизации межэтнического и межличностного взаимодействия, носящий интегративный характер.

Современная образовательная и педагогическая ситуация характеризуется следующими противоречиями:

— между выраженной социальной потребностью в воспитании толерантной личности и отсутствием научно обоснованных педагогических ориентиров по ее формированию;

— между высоким социализирующим потенциалом исторического образования и недостаточным использованием его возможностей в процессе учебно-педагогической деятельности в современных условиях.

Выявленные противоречия, сложность и неразработанность педагогической модели формирования толерантности в микросоциуме полиэтнического школьного коллектива обусловили выбор темы и постановку вопроса об актуальности системного анализа толерантности: сущности, базовых характеристик, и механизмов действия с целью конструирования педагогической стратегии в процессе образовательно-воспитательной учебной деятельности.

Цель исследования — разработка научной, методологически обоснованной модели формирования толерантности в процессе обучения истории в полиэтническом образовательном учреждении.

Объект исследования — педагогический процесс формирования толерантности в полиэтническом общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования — формирование толерантности и активной социальной адаптации учащихся полиэтнической школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность формирования толерантности в процессе обучения истории в полиэтническом коллективе зависит от учета следующих социои психолого-педагогических условий:

— ригидность мыслительных процессов, лежащая в основе интолерантности, обусловлена недостатком информации и когнитивной пассивностьюактивация познавательных механизмов, связанная со стереоскопичностью исторического материала и развитием исторического мышления, способствует становлению толерантнош сознания;

— исторический материал, являющийся универсальным носителем информации, способствует выбору оптимальных путей педагогической стратегии, стимулирующей психологические основы толерантности — эмпатию, флексибельность (гибкость мышления), волевые саморегуляцию и самоконтроль — составляющие социальной адаптации личности;

— правильно выбранная педагогическая тактика, основанная на системном комплексном дифференциально-динамическом анализе индивидуально-типологических, социои этнопсихологических базовых характеристик личности, обеспечивает создание условий для раскрытия основных ее потенциалов (познавательного, морально-нравственного, креативного, коммуникативного, эстетического), что связано с динамикой формирования позитивной идентичности;

— использование креативности как интегрирующего фактора, обеспечивающего диалектическое единство и взаимодействие индивидуального и коллективного, способствует формированию надгрупповой идентичности на микросоциальном уровне;

— успех педагогической деятельности, направленной на формирование интегрированного поликультурного сознания, будет зависеть от результатов развития интеллекта учащихся и усвоения алгоритмов толерантного поведения в полиэтнической среде.

Задачи исследования:

1. Определение гносеологических основ формирования толерантности в полидисциплинарном аспекте.

2. Изучение роли базовых компонентов формирования толерантности (психофизиологических, психологических, социальнои этнопсихологических, педагогических) в процессе межнационального общения в полиэтнической школе.

3. Многоуровневое исследование динамики социализации, социальной адаптации и толерантности учащихся основной школы младшего, среднего и старшего возраста в процессе обучения истории.

4. Выявление основных закономерностей формирования толерантности в полиэтническом общеобразовательном учреждении: классификация и таксономическое распределение ее ведущих факторов (факторный, кластерный и дискриминантный анализ полученных результатов).

5. Разработка педагогической стратегии и тактики формирования толерантного сознания на основе использования содержания исторического образования в основной школе.

6. Конструирование универсальной педагогической модели, направленной на достижение поликультурного сознания в условиях межличностного и межнационального взаимодействия.

7. Сравнительный и дифференциально-динамическй анализ результатов полидисциплинарного исследования, полученных в процессе изучения исторического материала.

8. Выделение прогностических маркеров эффективности педагогической деятельности по формированию толерантности в процессе межличностной и межэтнической коммуникации с целью предотвращения интолерантного поведения.

В основе методологии настоящего исследования лежит полидисциплинарная разноаспектная характеристика, анализ и оценка категории толерантности в научной литературе по следующим направлениям:

— философскому, толерантность как философская категория диалектического отражения социального поведения человека и его гармоничного взаимодействия с окружающим миром (С.И.Дудник, Ю. Г. Волков, Э. Геллнер, И. ККалинин, В. С. Поликарпов, Ю. Н. Солонин, Э. Хобсбаум);

— психофизиологическому и общепсихологическомусодержащему учет состояния когнитивных функций, индивидуально-типологических особенностей личности, устойчивости к фрустраторам, уровней реализации личностных потенциалов, развития мышления и интеллекта как ключевых факторов формирования толерантного поведения (Б.Г.Ананьев, А. К. Болотова, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Б.В.Зей-гарник, Е. П. Ильин, Б. Р. Кадыров, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Д.И.Фельд-иггейн, В. С. Чернявская, Н. И. Шевандрин.);

— социои этнопсихологическому, динамика. развития этнической идентичности, этнических установок и стереотипов, стратегии аккультурации, межэтнического взаимодействия (способности к коммуникации и ее контролю) (Г.М.Андреева, А.Г.Ас-молов, Дж. Берри, М. Бланз, С. Бочнер, В. С. Крысько, Н. М. Лебедева, Г. Олпорт Ю. П. Платонов, М. Плизент, Л. Г. Почебут, Э. А. Саракуев, Г. У.Солдатова-Кцоева, Т. Г. Стефаненко, Ф. Тенбрук, Дж. Тернер, Г. Тешфел, Г. Триандис, Э. Фромм, М. Ше-риф Е. И. Шлягииа, Э. Эриксон);

— социологическому и этносоциологическому: оценка толерантности как проявления социализадии и социальной адаптации в полиэтническом социуме (Ю.В.Арутюнян, Ю. В. Бромлей, А. М. Дробижева, М. В. Савва, З. В. Сикевич А.А.Сусоколов, ВА. Тиш-ков.);

— педагогическому, личностно и коллективно ориентированная, инновационная и традиционная педагогика, обосновывающие стратегию педагогической деятельности для успешной организации межэтнического взаимодействия в полиэтническом учебном коллективе (О.В.Аракелян, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, О. СГазман, М. Н. Кузьмин, ДБ. Эльконин, И.С.Якиманская);

— историографическому: оценка толерантности как фактора устойчивости общества в исторической эволюции национальной политики России (Р.Г.Абдулатипов, Г. Бордюгов, В. Бухараев, Л. Гатагова, С. В. Кулешов, В. А. Михайлов, ДОлейников, А. Н. Сахаров, Ю. И. Семенов, В. А. Тишков, ДФилиппова).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был применен комплекс теоретических и эмпирических методик, используемых в полидисциплинарных исследованиях.

Теоретические: критический анализ, обобщение и интерпретация гносеологических оснований формирования толерантного самосознания и разработка теоретической модели педагогической стратегии решения данной проблемы в ходе межличностной и межнациональной коммуникации в процессе изучения исторического материала.

Эмпирические-, полидисциплинарное экспериментальное исследование главных факторов формирования толерантности у учащихся полиэтнического общеобразовательной учреждения разных возрастов, анализ, статистическая обработка, обобщение, интерпретация и классификация полученных данных и выделение маркеров толерантного поведения.

База исследования — общеобразовательная школа № 351 ВАО г. Москвы. В эксперименте участвовало всего 216 учащихся пятого, седьмого и девятого классов, представляющих 14 этносов (русский, татарский, башкирский, украинский, дагестанский, армянский, азербайджанский, литовский, латышский, таджикский и др.) В целом было проведено 10 768 исследований с использованием 16 методик, оценивающих по 24 показателям базовые факторы формирования толерантности. Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (май 2002 г. — сентябрь 2002 г.) осуществлялся полидисциплинарный теоретический анализ специальной литературы по изучаемой проблеме, разработка методики экспериментального исследования, формулирование гипотезы, цели, задач исследования и путей их реализации.

На втором этапе (октябрь 2002 г. — апрель 2003 г.) проводилось фоновое исследование базовых характеристик толерантности, конструирование педагогической модели ее формирования в процессе обучения истории.

На третьем этапе (май 2003 г.- январь 2004 г.) проводилось повторное полидисциплинарное исследование с целью проверки эффективности предложенной модели, ее объективное обоснованиеосуществлялась систематизация, анализ, обобщение и интерпретация полученных данных, проверка статистической достоверности изучаемых характеристик, выделение маркеров толерантного поведения и разработка оптимальной педагогической стратегии и тактики по профилактике интолерант-ного поведения, разработка практических рекомендаций по проблеме гармонизации межэтнического взаимодействия в образовательных учреждениях с полиэтническим контингентом учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— применен широкий комплексный системный полидисциплинарный подход к формированию толерантности в полиэтническом коллективе учащихся общеобразовательного учреждения;

— разработана многоуровневая комплексная педагогическая модель формирования толерантности в процессе обучения истории;

— осуществлено многокомпонентное и многоуровневое экспериментальное исследование психофизиологический, индувидуально-типологических, социои этнопсихологических и педагогических факторов формирования толерантности в их единстве и взаимообусловленности;

— установлены, экспериментально подтверждены и классифицированы основные факторы формирования толерантного поведения в условиях межэтнического взаимодействия в полиэтническом коллективе.

— установлена ведущая и консолидирующая роль креативности в процессе формирования толерантности в полиэтнической среде.

— установлено, что разработанная модель на микросоциальном уровне в целом отражает сущность и динамику макросоциальных процессов гармонизации личностного и коллективного в их взаимозависимости. Практическая значимость исследования:

— разработанная универсальная педагогическая модель формирования толерантности в процессе учебно-педагогической деятельности может бьггь использована образовательными учреждениями разного типа независимо от степени социальной и этнической неоднородности коллектива;

— выявленные в ходе экспериментального изучения базовых факторов толерантности закономерности и выделенные маркеры толерантного поведения в полиэтнической среде типологически значимы для правильного определения стратегии и тактики направленной педагогической деятельности в соответствующих условиях;

— установленные закономерности, отражающие динамику макросоциального, могут быть использованы и за рамками учебно-педагогической сферы при анализе аналогичной проблематики социализации, социальной адаптации и гармонизации социального (в том числе межэтнического) взаимодействия;

— подготовлены практические рекомендации по педагогической технологии формирования толерантности в процессе педагогической деятельности в полиэтническом коллективе для преподавателей истории в образовательных учреждениях разного типа.

Достоверность результатов исследования базируется на методологической обоснованности исходных теоретических положений, использовании методов, адекватных целям и задачам исследования, опоре на многолетний практический и научно-педагогический опыт, а также на положительных результатах проведенного эксперимента, обобщенных с помощью современных методов математической обработки.

На защиту выносятся следующие положения:

— результативность педагогического процесса формирования толерантности у учащихся базируется на системном, комплексном подходе, позволяющем активировать базовые факторы толерантности и создать педагогические условия для развития и реализации потенциалов личности, ее интеллекта, способности к коммуникации и творческому взаимодействию с коллективом;

— предлагаемая педагогическая модель процесса формирования толерантности в процессе обучения истории в полиэтническом общеобразовательном учреждении имеет универсальный характер и позволяет оптимизировать выбор педагогической стратегии и тактики в социально неоднородной среде;

— установленные закономерности и маркеры формирования толерантности в процессе межэтнического взаимодействия, отражая на микросоциальном уровне динамику макросоциальных процессов, являются ориентиром для своевременного решения социо-педагогических проблем.

Апробация работы и внедрение результатов осуществлялась в процессе экспериментальной работы в общеобразовательной школе-лаборатории № 351 В АО г. Москвы, результаты исследования сообщались на научных заседаниях и конференциях, заседаниях ученого совета Института национальных проблем образования Минобразования России, научно-практических заседаниях кафедры общественных наук школы-лаборатории № 351, научно-практических конференциях «Школа-2003» и «Формирование толерантной личности в условиях московской школы» (2004 г.) ВАО г. Москвы, в процессе участия в районном, окружном и городском конкурсах «Учитель года-2001», «Самый классный классный-2003» и «Учитель года-2004». Педагогическая модель формирования толерантности представлена в 5 публикациях в 2003;2004 гг.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем текста 223 страницы, включая 11 таблиц, 7 схем, 9 рисунков, 1 диаграмму.

Во введении обоснован выбор темы исследования, ее актуальность, определены цели и задачи, предмет, объект, методы исследования, сформулирована рабочая гипотеза, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе — «Гносеологические основания формирования толерантности: исторический, философский, социологический, психологический, педагогический аспекты» — проанализировано состояние проблемы формирования толерантности в названных научных дисциплинах, отмечена историческая причинность генезиса толерантного сознания как условия устойчивости полиэтнического государства. Рассмотрены психологические, индивидуально-типологические, социои этнопсихологические механизмы проявления толерантного поведения, а также педагогические пути и стратегии достижения последнего. Выделены основные цели педагогической коррекции интолерантного поведения в процессе деятельности образовательных учреждений по решению проблемы воспитания социально востребованной толерантной личности. Проведен критический анализ отечественной и зарубежной специальной литературы, особое внимание уделено рассмотрению педагогических проблем воспитания толерантности в связи с исследуемой темой.

Во второй главе — «Историческое образование как система формирования толерантного сознания» — проанализирована роль исторического образования в формировании толерантной личности в условиях современной российской школы. Охарактеризована разработанная иерархическая педагогическая модель, опирающаяся на психофизиологические, индивидуально-типологические, социои этнопсихологические особенности проявления основных потенциалов личности в процессе микросоциальной активности. Обоснованы особая роль и пути развития креативности в процессе обучения истории в целях становления личностного и толерантного сознания. Разработана и обоснована педагогическая стратегия и тактика использования исторического материала для формирования толерантного самосознания в условиях этнически неоднородного коллектива, содержащая необходимые методические рекомендации.

В третьей главе — «Результаты экспериментального исследования формирования толерантности у учащихся полиэтнической школы в процессе преподавания истории» — обоснована и разработана методика многоуровневого изучения динамики и объективной оценки процесса формирования толерантности, носящая полидисциплинарный характер, включающая в себя различные векторы проявления толерантного сознания и поведения учащихся, их социальной адаптации и микросоциальной активности. Выделены математические критерии оценки и интерпретации полученных данных, включающие в себя дискриптивную статистику и классификацию результатов с помощью кластерного, факторного и дискрими-нантного анализа с целью выявления закономерностей формирования толерантности в процессе обучения истории, действенных маркеров ее проявления, и для объективной оценки эффективности предлагаемой педагогической модели.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезы и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы.

В приложении представлены результаты экспериментального исследования, систематизированные в табличной и графической форме.

ВЫВОДЫ:

1. Установлено, что наиболее эффективной педагогической стратегией формирования толерантности в качестве социальной категории является комплексный системный полидисциплинарный подход к сложному иерархически организованному полифакторному механизму гармонизации личностного, группового (этнического) и межгруппового (полиэтнического).

2. В основе педагогической стратегии формирования толерантности в общеобразовательных учреждениях лежит психофизиологический механизм научения и активации потенциалов личности посредством создания когнитивных и мотивационных предпосылок.

3. Социализирующий потенциал исторического образования является пусковым фактором развития базовых характеристик толерантности, направленным на усиление когнитивной и творческой деятельности, развития мышления и интеллекта, принятия иной культуры, терпимости к чужим идеалам и ценностям.

4. Стимулирование поэтапной надгрупповой творческой деятельности, направленной на достижение позитивной Мы-идентичности (микросоциальной модели консолидированного полиэтнического общества), базирующееся на реализации потенциалов личности и позитивного «Я-стереотипа», становится главным методологическим подходом к формированию толерантности, учитывающим синкрет личностно ориентированной и коллективно ориентированной педагогики.

5. Представленная иерархически организованная педагогическая модель, направленная на многоуровневую активизацию когнитивной, креативной и социально значимой деятельности личности путем реализации стержневых ее потенциалов, обусловленной толерантным самосознанием, способствует ускорению темпов социализации, оптимальному выбору стратегии аккультурации, становлению и развитию коллективного самосознания как единой саморегулирующейся системы.

6. Установленные закономерности и маркеры динамики формирования толерантности указывают преимущество комплексного изучения биосоциальных возможностей (психофизиологические факторы, индивидуально-типологические характеристики и микросоциальная активность) учащихся для оптимизации педагогической стратегии в процессе межэтнического взаимодействия и культурного диалога, направленной на развитие и раскрытие механизмов креативности, саморегуляции, самосознания и социальной адаптации.

7. Универсальность представленной педагогической модели обусловлена латентным социально значимым потенциалом выявленных закономерностей, позволяющим оптимизировать педагогический выбор в любом, в том числе полиэтническом, микросоциуме.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Педагогическая стратегия формирования толерантности должна быть основана на комплексном подходе, учитывающем направленность и доступность информации. Ее оптимизация зависит от активации психофизиологических, индивидуально-типологических, социои этнопсихологических и педагогических составляющих во взаимообусловленных и взаимосвязанных личностно ориентированном и коллективно ориентированном педагогических процессах.

2. Универсальность исторического материала необходимо использовать для развития познавательного (логические и аналитико-синтетические способности в их диалектическом взаимодействии, творческое мышление), морально-этического, креативного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности и направлена на ускорение социальной адаптации путем развития интеллекта.

3. Необходимо учесть, что необратимость проявлений толерантного поведения зависит от факторов, активирующих познавательный и креативный (творческий) потенциалы личности. Критерием отбора материала должно быть направленное развитие составляющих толерантное поведение: эмпатии, флексибельности (гибкости мышления), волевой саморегуляции и самоконтроля. Формирование знаний, умений и навыков должно происходить по принципу «от простого к сложному, от сложного — к конкретному». Приоритетным является проблемное обучение, направленное на развитие гибкости мыслительных процессов и формирование алгоритмов просо-циального поведения.

4. Потенциал исторического образования должен быть использован для депривации (разрушения) негативных этнических стереотипов, основанных на ограниченности информации и непонимании иной культуры. Целенаправленное привлечение исторического материала о совпадении ценностно-культурных универсалий, культурном взаимодействии и взаимообогащении культур, участии народов в цивилизационном прогрессе человечества, общности исторических судеб и родстве этносов, общих достижениях и победах способствует межэтнической консолидации, формирует общегражданское патриотическое чувство.

5. Надежным критерием формирования толерантности в образовательном процессе является свободное творческое развитие каждой личности в процессе достижения общей надгрупповой цели, способствующей активизации механизмов аттракции в коллективе и формированию позитивной общегрупповой идентичности. Педагогические усилия должны быть направлены на создание условий для вовлечения в межгрупповую деятельность с учетом индивидуальных предпочтений и мотивированости интересов.

6. Важной характеристикой формирования толерантности является развитие волевой сферы личности, саморегуляции и самоконтроляего реализации соответствует гибкое использование в процессе педагогической деятельности мотивации успеха, одобрения, принятия неудачи.

7. В педагогическом процессе следует учитывать маркеры формирования толерантности, к которым относятся более ускоренные темпы социализации у представителей недоминирующих этносов, потребность в позитивном «Я-образе» у всех учащихся, высокая потребность в аффилиации и формировании позитивной «Мы-идентично-сти». Поэтому:

— ввиду опережающих темпов социализации у учащихся, не принадлежащих к доминирующему этносу, необходимо направить педагогические усилия на развитие у них коммуникативных способностей, рост самоуважения и позитивизацию «Я-образа». Представители доминирующего этноса, напротив, нуждаются в целенаправленном развитии способности к коммуникативному контролю, снижении гиперболизации самоуважения и этноцентризма.

— используя мотивацию одобрения для позитивизации Я-образа, следует особенно направленно действовать на снижение его негативной составляющей;

— учитывая высокую потребность в аффилиации в неустойчивом, социально конфликтном мире, следует стимулировать обретение внутригрупповой поддержки, но не ценой утраты личностного своеобразия и самоутверждения на почве ксенофобии и социальных антагонизмов, а благодаря интеграции развивающихся личностных потенциалов на поликультурной и нравственно-этической основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г., Болтенкова А.Ф и др. Федерализм в истории России. — М.: М. ФЛров, 1992.-Кн. 1.-382 с.
  2. Абульханова-Славская ICA. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). — М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1983. —144 с.
  4. Г. В. Психолош-педагогическая характеристика группового сознания первичного коллектива: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — А., 1991. — 15 с.
  5. Л. Принцип национального самоопределения// Нации и национализм. — М.:Праксис, 2002. -С.26−51.
  6. Александров В Л. Политика российского правительства по национальному вопросу/Национальная политика в России. Кн. 1. — М.: Высшая школа, 1992. — 178 с.
  7. Ш. А. В школу — с шести лет//Педагогический поиск. — М: Педагогика, 1989.— С.9−58.
  8. .Г. Человек как предмет познания. — Спб.:Питер, 2001. — 288 с.
  9. Г. М. Социальная психология:. Учеб.пособие. М.:Аспект-пресс, 1999. — 129 с.
  10. Аракелян О. В. Поликультурное образование: сущность и содержание//Поликультурное образование и этнопсихология. — М., 2002. С.2- 22.
  11. Аристотель. Политика/ Соч.:в 4 т. М.: Мысль, 1983. — Т.4. — 830 е.
  12. Ю.В., Дробижева A.M., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М.:Аспект-Пресс, 1998. — 215 с.
  13. В. В. Межполушарная ассиметрия в системе поисковой активности. — Владивосток, 1988.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — Воронеж: ДВО АН СССР, 1996.-767 с.
  15. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.:Изд-во МГУ, 1984.
  16. А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. — М.: Изд-во МГУ, 1998. —150 с.
  17. А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность в общественном сознании России. — М.: Изд-во МГУ, 1998. —195 с.
  18. А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и национальная индиидуальность: опыт этнопсихологического анализа//Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. — М.: Об-во психологов СССР, 1984. С. 86−95.
  19. ЭЛ. Национальный вопрос и буржуазная идеология. — М.: Мысль, 1966. — 327 с.
  20. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность/ / Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1998. — С.64−84.
  21. Баклушинский С А., Орлова Н. Г. Особенности формрования этнической идентичности в мега-полисе.//Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1998. — С. 248−267.
  22. Т.Г. Некоторые психологические особенности русского народа и причины их возникновения/ Этническая психология и общество. — М., 1997. — С.262−263.
  23. М.М. Человек в мире слова. — М.: Об-во Российск. открытого ун-та, 1995.- 192 с.
  24. Бгажноков Б. Х Культура эмпатии// Этнографическое обозрение. — 2003. -№ 1. С. 55−65.
  25. А.А. Культурология. Антропологические теории культур. — М.: РГТУ, 1999. — 238 с.
  26. Бердяев Н. А. Самопознание. — М.: Междунар. Отношения, 1990.- 336 с.
  27. B.C. Философско-психологические предположения школы диалога культур. — М.: Рос-спэн, 1998.-412 с.
  28. М. Национальные проблемы России в XX веке. — Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1994. -75 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968, — 464 с.
  30. А.К. Психология времени в межличностных отношениях. — М.:Моск. психолого-соц. ин-т, 1997. -120 с.
  31. А.И.Боравова, Н.СГалкина. Изучение взаимосвязи индекса тревожности и межполушарной асимметрии УПП у школьников 7−8-х классов.//Актуальные вопросы функциональной межполушарной ассиметрии. — М., 2001. — С. 27−39.
  32. ГА. Старые и новые этноцентризмы в контексте современной инструментализации прошлого//Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. Материалы Всеросс. конференции — М.: ИНПО, 2003. — С.59−70.
  33. Г., Бухараев В. Национальная историческая мысль в условиях советского времени// Национальные истории в советском и постсовестских государствах М.: Аиро-ХХ, 1999.- С. 21−73.
  34. А.П. Игры на уроке истории. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -160 е.
  35. А.Н. История России (XIX- н. XX вв.). Учебник для 8−9 кл. Под общ. Ред. А. Н. Сахарова.- М.: Рус. слово, 1998. 422 с.
  36. Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983.- 412 с.
  37. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность— М.: Наука, 1987.— 333 с.
  38. Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. — 410 с.
  39. М. Я и Ты. М.:Высшая школа, 1993.- 173 с.
  40. В.М. Педагогические таинства дидактических игр. — М., 1997.- С.37−38.
  41. Ф. О достоинстве и приумножении наук/ Соч.: В 2 т. — М., 1977.- Т.1. — С.91−328.
  42. А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967.- 196 с.
  43. ДВ. Некоторые аспекты национальной политики в преподавании истории России XIX века//Современные методы в современной преподавании: Науч.практ. конф. 3−4 апр. 2003 г. Тезисы.- М.:ГПИБ, 2003. — С.3−9.
  44. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты. — Р/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1993, -283 с.
  45. Т.А. История в американской школе: проблемы исторической науки и национального сознания//Преподавание истории в школе. — 2002. № 6. — С.64−74.
  46. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. — М.:ЦИП, 1998.- 128 с.
  47. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996.
  48. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
  49. Л.С. Педология подростка. Избранные главы. — М.:Педагогика, 1984. — 432 с.
  50. Л.С. Собр. Соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. -368 с.
  51. Е.Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. — М.: Просвещение, 2000.-112 с.
  52. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей//Народное образование. — 1998.— № 6.-С.108−112.
  53. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века// Классный руководитель. -2000. -№ 3. С.6−33.
  54. Л. Северный Казказ: метаморфозы исторического сознания// Национальные истории в советском и постсовестских государствах М.: Аиро-ХХД999.- С.259−298.
  55. Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-интоле-рантности// Идентичность и толерантность. — М., 2002. -С.214−242.
  56. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1977. Т. 3. — 472 с.
  57. Э. Нации и национализм. — М: Прогресс, 1991.- 319 с.
  58. Э. Пришествие национализма: мифы нации и класса//Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. С.146−200.
  59. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-пресс, 1995.447 с.
  60. А.В. История народов России в школьных учебниках по отечественной истории XX века.//Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. М.:ИНПО, 2003. — С.123−136.
  61. А.М. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия//Этнос. Идентичность. Образование.—М., 1998, с. 206−245.
  62. О. Жить, не старея. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 270 с.
  63. В.В. Анализ кризиса идентичности вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в Россию//Идентичность и толерантность. — М., 2002. — С. 123−133.
  64. Т.С. История Отечества в школе как форма национальной идеологии//Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. — М.: ИНПО, 2003. С. 137−152.
  65. Т. С. Этнонациональные проблемы в учебниках истории// Национальные истории в советском и постсовесгских государствах М.: Аиро-ХХ, 1999. — С.115−143.
  66. Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М.: Ди Дик, 1994.- 637 с.
  67. Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. — М.: Экопрос, 1993.- 543 с.
  68. Л.П. Резервы человеческой психики. — М.:Политиздат, 1989.- 319 с.
  69. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования//Вопросы психологии. -1991, № 6. С. 56−59.
  70. Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.: Просвещение, 1966.-438 с.
  71. Р. Рассуждение о методе для руководства разума и отыскания истины в науках//Декарт Р. Разыскание истины. — Спб., 2000.- С. 68−82.
  72. Т.Б. Подвиг здравого смысла или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). — М.:Наука, 1995.- 221 с.
  73. Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости//От толерантности к согласию. — М.: Аспект-пресс, 1997. — 246 с.
  74. В.Н. Психология общих способностей. — Спб.:Питер, 2000.- 368 с.
  75. С.И., Солонин Ю. Н. Парадигмы исторического мышления XX века: Очерки по современной философии культуры. — Спб.: Питер, 2001.- 230 с.
  76. Е.С. Психологические механизмы гибкости мышления дошкольников //Вопросы психологии, 1996, № 1- с.27−33.
  77. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е издание. — М., 2002.
  78. Ю.А. За новый подход к проблеме индивидуализма//Вопросы философии. — 1989. -№ 6.-С. 3−16.
  79. А.Г. Социология конфликта. — М.: Аспект-пресс, 1995. -319 с.
  80. .В. Опосредование и саморегуляция в норме и патологии//Вестник Московского ун-та, 1981,№ 2.- С.11−25.
  81. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М.: Школа-пресс, 1996.- 271 с.
  82. Зубкова Е, Куприянов А. Возвращение к русской идее: кризис идентичности и национальная история// Национальные истории в советском и постсовесгских государствах М., 1999.- С.299−328.
  83. Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. 462 с.
  84. Е.П. Д ифференциальная психофизиология. — Спб.:Питер, 2001. — 464 с.
  85. Е.Н. Мотивация и мотивы. — Спб.:Питер, 2002. — 512 с.
  86. Е.Н. Психология воли. — Спб.:Питер, 2002. — 288 с.
  87. Е.П. Эмоции и чувства. — Спб.: Питер, 2002.- 752 с.
  88. И.А. Путь духовного обновления/ /Путь к очевидности. — М.:Республика, 1993.
  89. Л.Г. Социология культуры. — М.:Логос, 1996. — 475 с.
  90. И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. IX- н. ХХ вв. Пособие для уч-ся 10−11 кл. — М.: Интерпракс, 1994. — 415 с.
  91. История правовых и политических учений. — М.: Норма-инфра, 1999. — 736 с.
  92. .Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста): Автореферат дисс. доктора наук. — М., 1990. — 46с.
  93. И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации. — М.: Наука, 2000.- 176 с.
  94. И. Трактаты и письма. — М.: Наука, 1994. — 709 с.
  95. А. Россия — многонациональная- империя: возникновение, история, распад. — М.:Прогресс-традиция, 1997. — 176 с.
  96. Каптерев П.Ф.//Антология гуманной педагогики. — М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.-223 с.
  97. П.Ф. Педагогическая психология. — Спб.: Губ.тип., 1883.- 431 с.
  98. П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе//Народная школа. — 1874. № И.-С.12−42.
  99. С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. — М.: Роспэн, 2001, — 256 с.
  100. Классическая буддийская философия. Спб., 1999. — 325 с.
  101. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М., 2001. С.112−113
  102. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Пампедия/Избр. Пед Соч.: В 2 ч. М.: «Начальная школа», 1982. — Ч.2.- 651 с.
  103. Кон И. С. Категория «Я» в психологии// Психологический журнал. — 1981. № 3. — С. 29−34.
  104. Кон И. С. Этнография детства. М.:Наука, 1983. — 246 с.
  105. С., Ушаков А. Восприятие истории народов СССР в России и исторические образы России на постсоветстком пространстве// Национальные истории в советском и постсо-вестских государствах М.: Аиро-ХХ, 1999. — С. 74−103.
  106. Конституция Российской Федерации. — М., 2000.
  107. Концепция воспитания школьников в современных условиях/ Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски. — М.: Мипкро, 1994.- 119 с.
  108. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Дидакт. — 2002. -№ 3. С. 3−14.
  109. Г. Б. Западная педагогика VII—VIII вв.. Москва: Изд-во УРАО, 2002. — 108 с.
  110. Я. Как любить детей// Пробуждение души. — М.: Знание, 1991. —190 с.
  111. М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М.:Прогресс, 1977.- 261 с.
  112. Краткая философская эниклопедия. М.:Прогресс, 1994. — 576 с. ИЗ. Краткий психологический словарь. — М.:Политиздат, 1985. — 431 с.
  113. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. — М.: Экзамен, 2002. — 448 с.
  114. М.Н. «Во сне я видел Пушкина.». — М.: Прогресс-Традиция, 1999. — 208 с.
  115. М.Н. Модернизация России и проблема организации единого образовательного пространства в условиях полиэтничности// Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. — М.: ИНПО, 2003. — С.20−38.
  116. М.Н. Культурность населения Советской России как фактор формирования политической модели//Формирование административно-командной системы. — М.: Наука, 1992. — 238 с.
  117. М.Н. Некоторые актуальные проблемы единства образовательного пространства полиэтничной России//Языки семьи и школы. М.:ИНП0,2001. — С. 93−104.
  118. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. — М.6 ИНПО, 1997.- 30 с.
  119. С.В. Судьбы национальной государственности в России// Национальная политика в Российской Федерации. — М.:Наука, 1993. — С. 84−89.
  120. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию — М.: Ключ, 1999.- 223 с.
  121. Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ// Идентичность и толерантность. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. — С. 10−34.
  122. Н.М. Этническая или кросс культурная? К вопросу о методологии отечественной психологии// Этническая психология и общество. — М.:Старый сад, 1997. — С. 30−39.
  123. Н.М., Малхозова Ф. М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево-Черкесии.// Идентичность и толерантность. — М., 2002. -С. 152−168.
  124. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний//Вопросы психологии, 1967,№ 6.-С. 8−19.
  125. В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен обыденного сознания в ситуации социоэтнических изменений//Этническая психология и общество. — М. Огарый сад, 1997. С. 164−173.
  126. А. Демократия в многосоставных обществах. — М.: Аспект-пресс, 1977.- 287 с.
  127. В.И. К вопросу о национальностях или об «автономизации»/ Последние письма и статьи. — М.: Политиздат, 1980. С. 15−21.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Полит, лит-ра, 1975.- 304 с.
  129. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. — М.:Просвещение, 1982.-191с.
  130. М.В. Полн. Собр. Соч.-М.-Л., 1952. -Т.7.-996 с.
  131. А.Ф. Античная философия истории. — М.: Наука, 1977. — 207 с.
  132. Н.О. История русской философии. — М.: Высшая школа, 1991. — 559 с.
  133. Н.О. Характер русского народа. — М.: Лосев, 1957.- 151 с.
  134. Ю. А.СПушкин. Л.: Просвещение, 1981. — 253 с.
  135. С.В. Историческая этнология. — М.: Аспект пресс, 1997. 205 с.
  136. И.Е. Духовные факторы возникновения и обострения конфликтных ситуаций: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. — М., 1995 — Вып.7.- 331 с.
  137. Лунь Юй. Беседы и высказывания Конфуция//Китайская философия.— М., 1972.—Т.1.-С.152−167.
  138. В. Психотерапевтическая машина времени//Человек, 1994, № 1. — С. 12−18.
  139. А.С. Соч. в 7-ми т., М.: Правда, 1985. Т. 4. — 573 с.
  140. Н. Этнические стереотипы в контексте политизированной этничности/ Этническая психология и общество. — М.:Старый сад, 1997. С. 54−65.
  141. Л.И. О мотивационно-потребносгной основе общения. — Берлин, 1978. — 178 с.
  142. М.Ю. Проблема этнокультурного образования в полиэтничной России /Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. — М., 2003.-С. 176−185.
  143. АД. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования //Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С.13−26.
  144. Материалисты Древней Греции. — М.: Политиздат, 1955. — 239 с.
  145. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  146. Миллер Скотт. Психология развития. — Спб.:Питер, 2002. -464 с.
  147. Д.С. Рассуждения и исследования политические, философские и исторические. — Спб.: Тип. Макарова, 1865. — 389 с.
  148. ДС. Утилитарианизм. Спб: Тип. А. М. Котонина, 1882.- 389 с.
  149. В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта.// Социологические исследования, 1993. № 5. — С.27−45.
  150. АД. Общественно-экономические взгляды КДУшинского /КД.Ушинский и проблемы современного образования. Науч.-практ.конф. 26 октября 1999 г. — Челябинск, 2000. — С.54−58.
  151. А.В. Введение в социальную педагогику. — М.: Ин-т практ. психологии, 1997.- 368 с.
  152. А.В. Общение школьников. — М., 1987.- 112 с.
  153. А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании//Классный руководитель. -2000. № 3. — С.34−39.
  154. На пути к толерантному сознанию/ Под. ред. Г. У. Солдатовой. — М.: Смысл, 2000. — 255 с.
  155. На пути культуры мира и ненасилия. Материалы науч.-практ. конф. «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование». — М.: Смысл, 1998. — 260 с.
  156. Национальная политика России: история и современность. /Под ред. Михайлова В Д., Абдула-типова Р.Г. и др. — М.: Руччкий мир, 1997. — 678 с.
  157. Национальная политика в Российской Федерации. — М.:Наука, 1993. — 65 с.
  158. Ф. Утренняя заря : мысли о моральных предрассудках. — Свердловск: Воля, 1998. — 303 с.
  159. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Трипола, 1995. — 357 с.
  160. Олейников Д, Филиппова Т. Как распорядиться «общим» наследством?// Национальные истории в советском и постсовестских государствах М.: Аиро-ХХ, 1999.- С.327−342.,
  161. Основы национальных и федеративных отношений. — М.: РАКС, 2001.- 352 с.
  162. А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Воп.Психологии. -1996. -№ 1.- С. 17−24.
  163. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. -М.:3нание, 1986.- 77 с.
  164. С.В. Концепция реализации личностио-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникативных технологий. — М.: Роспэн, 1998. — 175 с.
  165. Т. Система современных обществ. — М.: Аспект-пресс, 1998. — 269 с.
  166. Перспективы гуманитарного образования в средней школе//Сб. докладов Российско-американской конференции. — М.: Аспект-пресс, 1992. — С. 41−52.
  167. В.Ф., Митина О. В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. /Под ред. А.ПАсмолова. — М.: Смысл, 2000.- 175 с.
  168. . Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969.- 659 с.
  169. В.И. История как социальный интегратор в полиэтническом социуме// Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. — М., 2003.-С.186−192.
  170. Ю.П. Этническая психология. — Спб.: Речь, 2001.- 320 с.
  171. Плахов В Д. Традиции и общество: Опыт философско-социального исследования. М.: Мысль, 1982. -220 с.
  172. И.П. Педагогика. В 2 кн. М.:ВЛАДОС, 2001.- Кн 1.- 576 с.
  173. О.А. Этническая идентичность и толерантность якутских подростков с разным уровнем языковой компетенции// Идентичность и толерантность. — М., 2002. С.251−284.
  174. .Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1966. — 213 с.
  175. Л. Психология и ценностные ориентации русского народа/ Этническая психология и общество. — М.: Старый сад, 1997. С. 115−119.
  176. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. — Барнаул: БГПУ, 1997.- 154 с.
  177. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. ХШ/Под. ред. B.C. Собкина М.: Центр социологии и образования РАО, 2003. — 391 с.
  178. К. Несколько важных открытий//Вестник МГУ, 1990. Серия 14.- С. 17−24.
  179. В.В. Сочинения. — М.: Советская Россия, 1990.- 588 с.
  180. И. Дидактика истории: история, понятие, предмет//Преподавание истории в школе. -1997.- № 7. -С. 29−32.
  181. Россия: Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. — М., 1996. — 143 с.
  182. С .Л. Основы общей психологии. — М.:Педагогика.Д973. — 704 с.
  183. Руссо Ж.-Ж. Проект воспитания г-на де Сент-Мари// Антология гуманной педагогики. Руссо. — М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2002. С. 105−219.
  184. Руссо Ж.-Ж. Соображения об образе правления в Польше и предлагаемые преобразования в сем правлении//Антология гуманной педагогики. Руссо—М.:Издат. дом Ш. Амонашвили, 2002. — С.134−138.
  185. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании/Антология гуманной педагогики. Руссо. — М.: Издат. дом Ш. Амонашвили, 2002. С. 20−127.
  186. М.В. Этнический статус: конфликтологический анализ социального феномена. — Краснодар: Изд-во Кубанского ГУ, 1997.- 172 с.
  187. В.И. Человек и судьба мира. — М.:Новый век, 2000. —195 с.
  188. А.Н. О некоторых вопросах межнациональных отношений в школьных курсах истории// Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России. М.:ИНПО, 2003. — С.39−48.
  189. Ю.И. Национальная политика в императорской России: цивилизованные окраины// Национальная политика в императорской России. — М., Старый Сад, 1997, с. 11−97.
  190. А.В. Исторический факт и его интерпретация в обучении истории в поликультурном обществе// «Современные методы в современном преподавании». Тезисы научно-практической конференции. М.: ГПИБДЮЗ. — С. 10−18.
  191. З.Ф. Социология и психология национальных отношений. — Спб.: Изд-во Михайлова МЛ., 1999.- 203 с.
  192. Симфония разума/ Под ред. Вл.Воронцова. — М.:Молодая гвардия, 1976 — 624 с.
  193. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989- 620с.
  194. B.C. Гуманизация образования//Сб. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. — М.: Мин-во образов. РФ, 1992.- 80 с.
  195. B.C. Национальная политика России глазами старшеклассника//Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998.- С.171−203.
  196. B.C., Грачева А. М. К психологии еврейской идентичности//Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. — С. 105−141.
  197. Содержание исторического образования в контексте модернизации полиэтнического общества России: Материалы Всероссийской конференции (Москва, 10−11 апреля 2003 г.). — М.:ИНПО, 2003.
  198. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998.- 389 с.
  199. Г. У., Дробижева Л. М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению// Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. — М.: Роспэн, 1994.- С. 20−28.
  200. Cj. Учение с увлечением. — М.: Дет. Лит., 1976. — 174 с.
  201. B.C. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1990. — 491 с.
  202. B.C. Национальный вопрос в России/Философская публицистика.- Вып. 2. — М.: Советская Россия, 1989. 290 с.
  203. П. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство //Этнополити-ческий вестник России, 1992, № 2.- С. 20−28.
  204. Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности// Идентичность и толерантность. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. — С.35−48.
  205. Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения //Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1998. — С. 85−104.
  206. Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. — М.: Старый сад, 1997. — С.97−104.
  207. Стефаненко. Этнопсихология. — М.: Ин-т психологии РАН, 1999. — 320 с.
  208. В.В. Самосознание личности. — М.: Изд. МГУ, 1983.- 286 с.
  209. О.Ю. Национально-региональный компонент гуманистического образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. — М., 2001.
  210. АЛ. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. — М., 1994.-165с.
  211. АЛ. Межнациональные браки в СССР. — М.: Мысль, 1987.- 142 е.
  212. ВЛ. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  213. ВЛ. О воспитании. — М.: Политиздат, 1973.- 272с.
  214. ВЛ. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971.- 336 с.
  215. ВЛ. Сердце отдаю детям. — Киев.:Радянска школа, 1972. — 244 е.
  216. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. — М.-Тула, 1993. -4.1.
  217. ВЛ. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений //Советская этнография, 1989, № 5.- С. 29−45.
  218. ВЛ. Этнология и политика. — М.: Наука, 2001. — 239 с.
  219. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.- 210 с.
  220. Ушинский К. Д Избранные педагогические сочинения. — М.:Педагогикпа, 1974. — 584 с.
  221. К.Д. Собр.соч. в И т. М-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948. — Т. 3. — 692 с.
  222. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — Спб: Тип. М. Меркушева, 1903.- 495 с.
  223. Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. — М.: Госполитиздат, 1955.
  224. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1993. — 336 с.
  225. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом воз-расте//Вопросы психологии. — 1988. № 6.- С. 25−29.
  226. Философия в XX веке: сборник обзоров и рефератов. М.: РАН ИНИОН, 2001.- 4.1. — 196 с.
  227. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1990. — 155 с.
  228. Фрекман-Хрусталева Н.С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты. История и психология. — Спб.: Питер, 1995.-210 с.
  229. Э. Бегство от свободы. — М.:Прогресс, 1995. — 280 с.
  230. С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. № 1. — С.33−38.
  231. Э. Нации и национализм. — Спб.: Алетейя, 1998.- 305 с.
  232. Э. Принцип этнической принадлежности и нацизм в современной Европе// Нации и национализм. — М.:Праксис, 2002. — С.332−340.
  233. В.Ю. О возможности отражения в этнических стереотипах типичных черт национального характера// Идентичность и толерантность. — М., 2002.- С. 266−284.
  234. B.C. Развитие педагогической толерантности. — М.: АПКиПРО, 2002.- 48 с.
  235. В.Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Логос, 1993.— 181 с.
  236. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Владос, 2001.-512 с.
  237. КЛ. Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989. — 207с.
  238. Е.И. К вопросу о построении этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. — М.: Старый сад, 1997. С. 39−44.
  239. Е.И., Еникополов С. Н. Исследование этнической толерантности личности// Методы этнопсихологического исследования. — М.: МГУ. 1993. — С. 28−55.
  240. Г. Г. Введение в этническую психологию. — Спб., 1996.- 153 с.
  241. Щуркова Н. Е. Классное руководство: (теория, методика, технология). — М., 2000. — 256 с.
  242. Н.Е. Педагогическая технология. — М., 2002.- 224 с.
  243. ДБ. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. — 1971. № 1. — С. 45−61.
  244. Ф. Роль насилия в истории//К.Маркс, Ф.Энгельс. Избр. произведения. — М: Политиздат, 1983. -Т.З. С.416- 472.
  245. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.- 340 с.
  246. Этнопсихологический словарь/ Под ред. В. Г. Крысько. — М.: Минобразования РФ, 1998.- 49 с.
  247. Юнг К. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991.- 297 с.
  248. Юнг К. Психологические типы. — М: Прогресс-универс., 1995.- 715 с.
  249. И.С. Личности о-ориентированное обучение в современной школе. — М.:Сентябрь, 2000.- 173 с.
  250. Adorno T.W. at alL The Autoritarian Personality. -N.Y.: Herper and Row, 1950.
  251. Allport G.W. The Nature of Prejudice. -Cambrige Mass Addison Wesley, 1954 (Ch. 16).
  252. Barth F. Enduring and Emerding Issies in the Analisis of Ethnity //The antropology of Ethnity/Beyond «Ethnic Groups and Bondaries"/Eds: H. Vermeulen, G. Govers. — Amsterdam: Het Spinhuis, 1994. H.11−32.
  253. Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1946.
  254. Bennet M.J. A Developmental Approach to Training for Intercultural Sensitivity //International J. Of Intercultural Relations. -1986. VoLlO. — P. 179−196.
  255. Bercowitz L. Agression: A Social Psichological Analisis. N.y., 1962.
  256. Berry J. W Psycholody of Acculturation// J. Berry (Ed./ Cross-cultural psychology: Research and applications. N.J.1992)
  257. Berry J.W. Immigration, Acculturation and Adaptation//Applied Psycholody- An International Rewier. -1997.- VoL 46. — P. 5−34.
  258. Berry J. W., Pleasants M. Ethnic tolerance in plural societies. Potsdam, N.Y., Wiley, 1984.
  259. Blanz M., Mummendey A., Mielke R, Nlink A. Responding to Negative Social Identity: A Taxonomy of Identity Management Strategies// European J. of Soc. Psych. -1998. VoL 28. — P. 697−729.
  260. Deschamps J.-C. L’attribution, la categorization sociale et les reprezentations intergroupes//Bulletin de Psichologie, 1973−74, VoL 27. P.710−721.
  261. E., Ranger T. (eds). The Invention of Tradition/ Cambrige University Press, 1983.
  262. International research in crosscultural investigations. London, 1982.
  263. Kardiner F. The psychological fronties of society. N.Y., 1945.
  264. Levi-Strauss C. The structural study of myth. Structural antropolody. — N.Y., 1963.
  265. Lewin K. Field Theory and social science// N/Y. 1964.
  266. Linton R The cultural back ground of personality. — N.Y., 1945.
  267. Mead G. H/ Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
  268. Orwell G. Notes of nationaliusm//Connected Essays, journalism and letters of George Orwell (Orwell and Anguseds.)., V.3.- N.Y.1968.
  269. Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adalts: Rewiew of Research//Psychologycal Bulletin/ -1990. VoL 108. — P. 449−514.
  270. Sherif M. In common predicament: Social psycholody of intergroup conflict and cooperation. N.Y.: Houghton Mifflin, 1966.
  271. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psycholody. — Cambrige, 1981.
  272. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory in intergroup behavior//Psichology of intergroup relations/Ed. By S. Worchel, N.G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7−24.
  273. Torrance E.P. The nature of creativity as maintest in its testing.//In: R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y.: Cameridge University Press, 1988.- P. 43−75.
  274. Triandis H.C. Culture and social behavior, Mc Crav-Hill inc., 1994.
Заполнить форму текущей работой