Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком: на примере подготовки учителя изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в высших и средних учебных заведениях требует хорошей общей и специальной подготовки, чтобы они могли осуществлять педагогический процесс и воспитательную работу с учащимися на высоком современном уровне. Выпускники художественно-графических факультетов должны обладать широким кругозором большим запасом разносторонних знаний, быть культурными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ
    • 1. 1. Краткий очерк из истории развития художественного восприятия в подготовки художника — педагога
    • 1. П. Психологические и педагогические закономерности художественного восприятия натуры и изображения
    • 1. Ш. Сущность и методика развития художественного восприятия в учебном и творческом процессе создания рисунка
  • Выводы по материалам первой главы
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РИСУНКОМ
  • ПЛ. Разработка критериев оценки работ студентов
    • II. II. Модель методической системы развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов
  • П.П.1. Пробно-поисковый эксперимент
  • Н.Ш. Этапы педагогического эксперимента
    • 11. 111. 1. Констатирующий эксперимент
  • П.Ш.2. Формирующий эксперимент
  • Н.Ш. З. Контрольный, (сравнительный) этап
  • Выводы по материалам второй главы

Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком: на примере подготовки учителя изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Одной из важнейших задач высшего образования является повышение качества подготовки дипломированных специалистов, в том числе и будущих преподавателей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических университетов. Художественно-графические факультеты педагогических вузов являются основными кузницами подготовки учителей изобразительного искусства, ведущая цель которых — формирование профессионально-педагогической направленности личности студента и его готовности в педагогической деятельности в учебных учреждениях любого типа (общеобразовательная школа, художественная школа, изостудии, факультативы и т. п.).

Учитель изобразительного искусства в школе должен обладать высокой специальной подготовкой, позволяющей развивать у детей эстетический вкус, художественное восприятие, воображение, активизировать творческую деятельность и вместе с тем формировать практические умения рисования, достаточные для выполнения замысла. Все это ставит новые серьезные задачи перед высшей школой в плане всемерного совершенствования подготовки будущих учителей изобразительного искусства. В связи с этим в настоящее время значительно активизировались научные поиски в области психологии учения, педагогики и методики. Анализ основных закономерностей развития, активизации и совершенствования эффективных творческих методов обучения указывает на стремление ученых и педагогов поставить весь процесс обучения и воспитания на прочную основу в соответствии с уровнем современных требований педагогической теории и практики. Сложность задач профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства обусловливается, прежде всего, самой спецификой этой профессии. Можно быть хорошим художником, однако этого, как показывает практика, еще недостаточно для успешной педагогической деятельности. А с другой стороны невозможно вести качественное преподавание изобразительного искусства в школе, не обладая высокой профессиональной художественной подготовкой.

В рамках нашего исследования остановимся на проблеме специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов в процессе освоения ими учебного курса по дисциплине учебный рисунок. По своей сущности рисунок тесно связан со зрительным восприятием. Истинное и полноценное понятие об объектах окружающей действительности человек может получить только при помощи собственных восприятий, чему в значительной мере способствует рисование с натуры. Учебные занятия по рисунку являются важным звеном в подготовке высококвалифицированного учителя изобразительного искусства. «Во время рисования человек воспринимает, познает, изучает, реальную действительность и в то же время дает художественный образ этой действительности в виде рисунка» (188.19). Постоянное совершенствование системы обучения учебному рисунку на художественно-графических факультетах является актуальной педагогической задачей. По этому поводу Е. В. Шорохов отмечает: «В работе с натуры, очевидно, больше будет непосредственного наблюдения, изучения натуры в процессе ее восприятия и изображения. Здесь художник имеет возможность глубже изучать свойства и сущность наблюдаемых изображаемых предметов и явлений*) (237.66). Qç-hq-вой рисования с натуры является визуальное восприятие, которое формируется и развивается в этом процессе и приобретает черты, характерные для данного вида деятельности человека.

В системе художественного высшего образования развитие художественного восприятия и навыков передачи объемной формы на плоскости Д. Н. Кардовский считал главной задачей преподавания рисунка. Он утверждал: «В области преподавания рисунка основной задачей является изучение построения формы на плоскости графическими средствами по законам природы. Как зрительно мы ее воспринимаем. Это есть основная задача при. изучении рисунка» (96.257).

Проблема развития художественного восприятия в системе подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах и в исследованиях в большинстве случаев направлялась на развитие отдельных компонентов учебного процесса, в том числе на обучение, и развитие образного. мышления,"творческого воображения и др. Однако, мы считаем весьма важным вопросом в системе обучения рисунку развитие художественного восприятия, которое является важнейшей художественно-творческой способностью, без которой невозможно развитие полноценной творческой личности. Процесс обучения рисунку должен охватывать задачи от простой формы к сложной в системе подготовки учителя изобразительного искусства. Многие современные исследователи и методисты осознают актуальность этой проблемы. Так, Н. Н. Ростовцев писал: «Наиболее важной и ответственной задачей академического рисунка следует признать обучение правильно видеть и понимать натуру» (187.14). В настоящее время практически нет ни одного серьезного научного исследования по вопросам методики изобразительного искусства, где бы ни отмечалась настоятельная необходимость научных исследований по данной проблеме.

Первые шаги по проблеме обучения рисунку встречаются в XIV—XV вв. На протяжении многовековой истории развития изобразительного искусства рисование с натуры было и основным и единственным методом приобретения профессионального мастерства. Великие художники прошлого стремились привлечь достижения естественных наук на пользу искусству. Художники обращались к изучению анатомии, закладывали основы теории линейной и воздушной перспективы, развитию зрительного восприятия натуры и рисунка. Теоретические и методические поиски, получили свое обоснование и развитие в творческой деятельности выдающихся художников-педагогов и теоретиков, таких как Л. Альберти, Ч. Ченнини, Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Дюрер, А. Гильдебрандт, У. Хогарт и другие. Можно отметить определенный вклад в разработку проблемы развития художественного восприятия в обучении учебному рисунку, который внесли российские специалисты художественно-педагогического образования такие как: А. П. Лосенко, В. К. Шебуев,.

A.И.Иванов, П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. А. Серов, Д. Н. Кардовский,.

B.А.Фаворский, и другие.

Основные положения современной методики обучения учебному рисунку сложились под влиянием творчества мастеров профессионального искусства и их высказываний, а также на основе теории и практики обучения и воспитания. Их деятельность требует обобщения и анализа с целью заимствования наиболее перспективных методов направленных на развитие художественного восприятия в обучении учебному рисунку на художественно-графических факультетах педуниверситетов. Особого внимания по данной проблеме заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах специалистов художественно-педагогического образования: Г. В. Беды, Н. Н. Волкова, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьева, В. И. Козлова, В. С. Кузина, Е. Ф. Кузнецова, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, В. А. Нукало, А. Л. Павловского, Н. Н. Ростовцева, Г. Б. Смирнова, А. И. Сухарева, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова и др.

В философском понимании восприятие является источником первичной информации — целостный образ объекта непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта. Психологи восприятие определяют как процесс приема и переработки человеком различной информации, где происходит сложный психический процесс, который определяется конкретными сочетаниями и взаимодействиями различных ощущений поступающих в мозг через органы чувств, где и завершается формированием образа (199.103).

Научные исследования в области теории психофизиологии зрения содержатся в трудах И. П. Павлова, И. М. Сеченова. Огромную роль для разработки проблемы нашего исследования играют научные труды по вопросам физиологии зрения, психологии зрительного восприятия. Значительную ценность представляют публикации ученых-психологов: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выгодского, П. Р. Грегори, Л. А. Грищенко, Е. И. Игнатьева, Б. Ф. Ломова, В. С. Кузина, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, И. Г. Сапего и др.

Изучение тех или иных аспектов данной темы рассматривалось поверхностно и не становилось объектом самостоятельного исследования. Между тем, появилась необходимость, обратиться к разработке данной проблемы, от которой зависит весь процесс учебного рисунка. О важности этого процесса в подготовке будущих учителей изобразительного искусства В. К. Лебедко пишет: «Восприятие, как целенаправленный и особым образом организованный процесс, способствует успешному овладению различными видами рисунка, а для рисования с натуры, особенно начинающему, важно обладать „анализирующим“ восприятием. Ведь в искусстве одного „надо знать“ — недостаточно. Надо уметь художественно видеть» (124.23).

Специфика обучения данному виду учебной деятельности заслуживает тщательного анализа и обобщения. Учитывая актуальность темы, появилась необходимость обратить внимание на то, что она является составной частью комплексного плана по совершенствованию системы подготовки учителей изобразительного искусства в высших и средних специальных учебных заведениях. Разработка и реализация этого научно-методического плана осуществлялась на кафедрах художественно-графического факультетах Дальневосточного государственного гуманитарного университета, художественно-графического отделения Амурского педагогического колледжа и заочного обучения Дальневосточного государственного гуманитарного университета на базе Амурского педагогического колледжа.

Идеи системного подхода для рассмотрения и изучения педагогических явлений нашли отражения в работах: С. И. Архангельскогр: В. П. Беспалько, В. В. Давыдова, Л. В. Заньковой, В. А. Сластенина, Т. И. Шамовой, Л. В. Суботиной, Д. И. Фельдштейна, В. З. Тичевой и др. Высшая художественная школа закладывает основы специальной грамоты (умения, навыки), формирует мировоззрение будущего учителя изобразительного искусства. В выполнении этих ответственных задач особая роль принадлежит рисунку — как основы изобразительного мастерства и одного из важнейших учебных предметов в художественных и художественно-педагогических учебных заведениях.

Одной из причин характерных ошибок в учебных работах студентов художественно-графических факультетов является то, что у студентов не развивается в процессе обучения одно из основных профессиональных качествнавык художественного восприятия, включающий в себя постоянное сравнение и сопоставление воспринимаемых сторон и качеств наблюдаемых предметов и явлений окружающей действительности. Недостаточное и несистематическое развитие художественного восприятия приводит к ошибкам в восприятии натуры и изображения. Один из выдающихся исследователей, художник-педагог Н. Н. Волков по этому поводу писал: «Характерные ошибки в рисунках студентов в первую очередь зависят от ошибок восприятия» (43−508). Нарушение понимания субъектом актуальных, но в высшей степени значимых свойств натуры приводит к появлению определенных шаблонов и схем в работах, стирающих индивидуальность восприятия и неординарность их работ. Появление у студентов боязни или даже страха в изображении сложной формы как (голова человека, обнаженная фигура и т. д.) значительно снижает качество их рисунков. Низкое качество работ студентов означает слабый уро-, вень подготовки учителя изобразительного искусства. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что низкий показатель специальной подготовки студентов, в том числе по рисунку, отрицательно сказывается на качестве подготовки учителя. Это указывает на актуальность выбранной нами проблемы: «Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях рисунком (на примере подготовки учителя изобразительного искусства)».

Цель исследования — решение данной проблемы — развитие художест-I" венного восприятия у студентов 1−5 курсов на занятиях рисунком.

Объектом исследования — является процесс развития художественного восприятия у студентов 1−5 курсов на занятиях учебным рисунком.

Предметом исследования — являются пути, средства совершенствования методической системы развития художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов в системе подготовки учителя изобразительного искусства. ч .

Проведенный анализ научных данных по психологии, физиологии восприятия натуры, философии, а также педагогике и методике преподавания изобразительного искусства, осмысление и обобщение опыта преподавания рисунка на художественно-графических факультетах, а также многолетняя педагогическая практика позволили сформулировать гипотезу исследования: если на занятиях по рисунку целенаправленно и последовательно применять специальную разработанную методическую систему, направленную на развитие художественного восприятия у студентов на переходном этапе от простой формы к сложной в условиях подготовки учителей изобразительного искусства, которая включает в себя: а) цели, задачи и содержание развития художественного восприятия у студентовб) дидактические принципы, формы, методы и методические приемы проведения занятий по рисункув) средства обеспечения обучающих, воспитательных и формирующих процессов (наглядность, ТСО и т. д.), то уровень специально-художественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства повысится в значительной степени, потому, потому что данная методическая система обладает следующими ценными качествами:

1. Активизирует и развивает художественное восприятие у студентов.

2. Организует восприятия студентов и целенаправленно управляет им.

3. Активизирует работу мысли студентов в восприятии и познании натуры.

4. Организует и направляет восприятие студентов на изучение натуры.

5. Организует эмоциональную атмосферу и способствует повышению эффективной активности студентов на занятиях учебного рисунка.

6. Выбранные формы и методы обучения рисунку представляют собой гармоничное сочетание, способствующее успешному развитию специальных умений и навыков изобразительного мастерства у студентов ХГФ.

7. Разработанные наглядные пособия формируют у студентов ХГФ умения и навыки поэтапного ведения учебного рисунка.

8. Методическая система охватывает весь цикл обучения студентов рисунку 15 курсов, ХГФ педвузов, .,. .

9. Разработанная модель методической системы, содержащая в себе теоретические, практические и специальные упражнения и методику их использования, обладает большими возможностями и значительно повышает уровень развития художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком ХГФ педвузов.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Выявление особенностей художественного восприятия натуры с целью изображения графическими средствами.

2. Изучить и проанализировать методическую, специальную, психолого-педагогическую и искусствоведческую литературу по основам художественного восприятия.

3. Изучить и проанализировать исторические аспекты развития методики художественного восприятия. ч 4. Определить сущность понятия основных методов направленных на развитие художественного восприятия.

5. Разработать. методическую систему обучения рисунку, включающую систему заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия натуры и учебных рисунков у студентов художественно-графических факультетов.

6. Разработать критерии оценки учебных рисунков, выявляющих уровень раз-I, вития художественного восприятия студентов.

7. Разработать методические рекомендации по развитию художественного восприятия для студентов художественно-графических факультетов на занятиях по рисунку.

При решении проблемы, использовались следующие методы исследования: -Анализ исторического процесса развития художественного восприятия- -Изучение трудов философов, психологов, художников-педагогов, и искусствоведов по проблеме исследованияУТеоретический анализ литературы по теории и методике преподавания рисунка;

— Теоретические методы моделирования, анализа и синтеза- -Анализ и обобщение практического опыта обучения рисунку;

— Анкетирование, опрос, беседы со студентами и преподавателями, педагогические наблюдения за их деятельностью на практических занятиях по рисунку- -Анализ учебно-творческих работ студентов;

— Поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный (сравнительный) этапы экспериментов, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методологической основой исследования является:

1. Психолого-педагогические труды в области художественного образования.

2. Научно-методические рекомендации ученых и педагогов по развитию восприятия.

3. Исследование отечественных и зарубежных художников-педагогов по во> просам методики обучения рисунку.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлены педагогические закономерности в организации учебного процесса необходимые для повышения эффективности учебного рисунка и улучшения творческих возможностей у студентов педагогических вузов художественно-графических факультетов.

2. Разработана методическая система развития художественного восприятия у ^ студентов на занятиях рисунком.

3. Разработаны, специальные задания и упражнения, направленные на развитие у студентов художественно-графических факультетов художественного восприятия натуры и изображения на этапе от простой формы к сложной в условиях подготовки учителей изобразительного искусства.

4. Разработаны критерии оценки учебных работ, выявляющих уровень развития художественного восприятия.

5. Определены и научно обоснованы методические рекомендации развития у студентов художественного восприятия натуры и изображения на этапе от простой формы к сложной в условиях подготовки учителей изобразительного искусства:

— Необходимо каждое занятие организовывать так, чтобы студенты, постоянно и целенаправленно умели организовывать свое восприятие и управлять им. -Необходимо научить студентов видеть прекрасное и характерное в натуре и уметь художественно задумывать свою работу.

— Направить учебный процесс так, чтобы студенты сами старались объяснить себе то или иное явление: почему это происходит, как это передать. Добивались постоянной работы мысли в направлении познания воспринимаемых предметов: выявляли в них характерные особенности, пропорциональные соотношения, учились видеть массу предмета и не только в процессе непосредственного изображения, но и вне практической работы.

— Создать эмоциональную атмосферу, от которой зависит повышенная активность студентов на занятиях рисунком, поскольку наиболее сильными факторами, воздействующими на структуру и процесс формирования образа восприятия, являются эмоции человека, которые включены во все психические процессы индивида.

Теоретическая значимость результатов исследования — внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания средствами рисунка. Решена проблема развития художественного восприятия у студентов на занятиях рисунка ком. Результаты исследования. имеют значение для дальнейшей. разработки смежных проблем в преподавании рисунка.

Практическая значимость результатов исследования состоит в следующем: полученные результаты и материалы исследования применяются в практике преподавания рисунка и могут быть использованы для совершенствования учебных планов, а также разработки программ по рисунку в педагогических учебных заведениях и создания учебных пособий.

На защиту выносится: ^ 1) Методическая система развития художественного восприятия. 2) Система критериев оценки работ студентов в отношении развивающих художественное восприятие. 3) Методические рекомендации по развитию у студентов художественного восприятия.

ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

Подводя итоги исследования и на основании изучения литературы, опросов преподавателей и студентов, экспериментальной работы можно сделать следующие выводы.

Формирования творческой личности учителя изобразительного искусства на художественно-графическом факультете педвуза предполагает ориентацию специальных дисциплин изобразительного цикла на изучение художественных вопросов. Художественно — творческий процесс может быть создан только в деятельности, построенной в соответствии с особенностями художественно-творческого процесса, а организующим фактором этого процесса является художественное восприятие.

Наиболее оптимальной моделью обучения, направленной на профессиональную подготовку будущих специалистов художественно-педагогического образования, является организация учебного процесса на основе художественного восприятия. Учебный процесс, строится с учетом общих дидактических условий, способствующих развитию художественного восприятия у студентов.

Успешная реализация принципов сознательности, активности, самостоятельности в обучении при организации деятельности студентов с целью развития у студентов художественного восприятия зависит от умения преподавателя организовать в единый процесс преподавание и учение. Когда соотношение творческого потенциала преподавателя и студентов способствует оптимальному развитию художественного восприятия у студентов, это происходит только при достаточной профессиональной изобразительной подготовке преподавателей, умелом оперировании внешними и внутренними факторами развития художественного восприятия студентов. Одним из важнейших дидактических условий успешного развития художественного восприятия у студентов является благоприятная атмосфера учебной деятельности между преподавателем и студентом. Создание атмосферы, доброжелательности, уверенности необходимое условие успешного обучения и развития творческого потенциала студентов.

По результатам педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Результаты формирующего эксперимента показали, что систематическое художественное восприятие натуры и изображения повышает качество работ, следовательно и профессиональную, специальную подготовку студентов.

2. Студенты ЭГ приобрели опыт художественного восприятия строения человека, его индивидуальных и типических особенностей и убедительных средств их передачи. Следовательно, обогатились знания об изображаемой натуре, совершенствовалось рациональность работы студентов.

3. Разработанные экспериментальные аудиторные, домашние задания и упражнения, развивающие художественное восприятие натуры и изображения заметно дополнили существующую программу. Организация разнообразных приемов и методов восприятия способствует эффективному развитию художественного восприятия у студентов.

4. Повысилась познавательная деятельность студентов, интерес к предмету рисунок, усилилась положительная мотивация учения. Уровень развития художественного восприятия является результатом конкретной познавательной учебной деятельностью студентов. Развивающие перцептивные возможности ведут к обогащению и совершенствованию практической деятельности.

5. Успех экспериментального обучения зависит от индивидуальных особенностей студентов, уровня развития художественного восприятия у них разного периода обучения, создания творческой атмосферы на занятиях рисунком.

6. Разработанные методические условия обучения позволяют обеспечить единство воспитания и обучения в подготовке специалиста художественно-педагогического образования.

Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экспериментов дают возможность выявить влияние методической системы развития художественного восприятия, на качество выполненных учебных работ. Полученные результаты убеждают в эффективности разработанной методической системы развития художественного восприятия у студентов ХГФ педвузов. Отмеченные в произведенном анализе факты и сделанные на их основании выводы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изобразительное искусство — сложная, своеобразная сфера человеческой деятельности. Оно обладает большой силой воздействия на сердца и умы людей. Студенты — будущие учителя должны быть всесторонне подготовлены, чтобы с честью выполнить свой долг учителя изобразительного искусстваактивного пропагандиста эстетический знаний.

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства в высших и средних учебных заведениях требует хорошей общей и специальной подготовки, чтобы они могли осуществлять педагогический процесс и воспитательную работу с учащимися на высоком современном уровне. Выпускники художественно-графических факультетов должны обладать широким кругозором большим запасом разносторонних знаний, быть культурными людьми. Этого требует сам характер педагогической работы. Нашим выпускникам предстоит работать в области художественного образования и эстетического воспитания. Подготовка учителей изобразительного искусства основываться, на. твердых идеологических позициях, базирующихся на принципах реалистического искусства и научных основах передовой российской педагогики. Вся изобразительная деятельность студентов направлена по линии углубления изучения принципов и методов реалистического изображения действительности, овладения разносторонними навыками работы над рисунком, то есть овладение тем, что необходимо учителю изобразительного искусства для его педагогической и творческой деятельности. Содержание учебных программ по рисунку это, четко выраженная ориентация на реалистическую художественную школу, на реалистическое искусство которое оказывает большое воспитательное воздействие на учащихся. Программа по рисунку отражает специфику обучения студентов, будущих учителей изобразительного искусства и тем самым способствует зарождению любви и уважения к педагогической профессии, содействует у студентов качеств, необходимых для будущих специалистов художественно-педагогического образования. Одной из задач обучения рисунку является развитие у студентов интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, воспитание наблюдательности, умение отбирать наиболее типичное, характерное, развития у них художественного восприятия натуры и рисунка. Положительному решению этих задач может способствовать соответствующая учебно-воспитательная работа. Преподаватели кафедр изобразительного искусства направлены на выявление интересов и творческих стремлений у студентов и направляют их по правильному пути. Развивают у них умение подмечать характерные черты современности и фиксировать свои наблюдения в набросках и зарисовках. «Цель искусства — воспитать вкус и облагородить душу» (85.408).

Учебно-воспитательная работа на художественно-графических факультетах, связана с изучением курса рисунка, и состоит в том, чтобы направить внимание студентов на необходимость овладения изобразительным мастерством реалистическими методами изображения. Это дает возможность поискам новых эффективных методов и подходов в обучении изобразительному искусству, приводит нас к необходимости исследования опыта художников-педагогов прошлого и настоящего, анализа и обобщения. Все это позволило нам определить, что недостаточно внимания уделяется развитию художественного восприятия у студентов в процессе специальной подготовки будущих специалистов художественно-педагогического образования.

Одним из важных условий развития художественного восприятия у студентов является индивидуальный подход к ним в учебном процессе. Художественно изобразительная подготовка студентов по своей сущности индивидуальна. Условиями, определяющими, высокую эффективность развития художественного восприятия студентов на занятиях по специальным дисциплинам изобразительного искусства являются:

— Высокий научный и методический уровень преподавателя и его педагогическое мастерство.

— Наличие хорошо оборудованной аудитории и средств обучения.

— Опора на специфические формы мыслительной деятельности студентов.

— Разработана и экспериментально апробирована методическая система развития художественного восприятия у студентов, с учетом решаемых дидактических задач.

— Целью экспериментального исследования явилось обоснование художественного восприятия в условиях подготовки будущих учителей изобразительного искусства на этапе перехода от простой формы к сложной, то есть, в сложившимся противоречии, между требованиями к студенту возникшими в процессе обучения, и его реальными возможностями, уровнем его развития при котором формируется устойчивая система знаний и умений по предмету.

— Эксперимент обеспечивался разнообразием использованных методов исследования, тщательностью организации хода эксперимента. Достаточная длительность во времени, планомерность, объективность обработки результатов эксперимента.

— Предложена специальная программа по рисунку, направленная на развитие художественного восприятия студентов художественно-графических факультетов. Она содержит основные задачи каждого семестра, комплекс, практических заданий, логически выстроенных по мере усвоения задач.

Анализ научно-теоретических основ и методов обучения, направленных на развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком и проведенные экспериментальные исследования привели нас к следующим выводам и предложениям.

1. В поисках новых путей и методов, направленных на эффективность и качество учебного рисунка появилась необходимость применения новейших достижений науки в теории восприятия и психолого-физиологических особенностей этого процесса. Грамотное изображение действительности. зависит: от подготовленного профессионального зрения. В связи с этим появляется необходимость поиска новых методов и подходов для развития художественного восприятия у студентов ХГФ. Применение новых методов и подходов, направленных на развитие художественного восприятия у студентов ХГФ на занятиях учебного рисунка приносят хорошие результаты. Об этом говорят результаты, полученные при проведении на художественно-графических факультетах экспериментов. Итоги констатирующего эксперимента показали, что студенты плохо владеют зрительным восприятием на выявление главных свойств натуры, а также зафиксировано не точность зрительных оценок и суждений, при подходе к осознанию формы. В связи с этим, появилось необходимость, направить процесс обучения учебному рисунку на развитие у студентов художественно-графических факультетов художественного восприятия натуры и рисунка, а также технического мастерства и творческого мышления.

2. Знания и умения приобретаются в результате процесса деятельности и исследовательского отношения к окружающему миру. Студенты должны понимать процесс развития художественного восприятия и осознавать эффективность его применения в изобразительной деятельности. Развивать профессиональное мастерство, изучать и понимать структуру формы и грамотно изображать ее на плоскости. Уметь извлекать информацию из окружающего мира. Понимать различие художественного восприятия от обычного.

3. Опыт обучения направленный на развитие художественного восприятия у студентов художественно-графических факультетов показывает, что он имеет преимущество перед традиционным обучением. Студенты успешно овладевают методами и приемами, направленными на развитие художественного восприятия. Правильно понимают цели и задачи учебного рисунка. Приобретают навыки и умения изобразительного мастерства и успешно применяют их на занятиях учебного рисунка художественно-графических факультетов.

4. Главным необходимым требованием в процессе обучения учебному рисунку, является наличие целевой установки направленной педагогом на выполнение поставленных целей и задач изобразительной деятельности на занятиях учебного рисунка. С ростом профессионального мастерства в ходе обучения в зависимости от поставленных задач меняются и установки, которые активизируют внимание, помогают получать необходимую информацию о предмете.

5. Одной из главных задач в процессе обучения учебному рисунку, направленному на развитие у студентов художественно-графических факультетов художественного восприятия натуры и рисунка, является разработка обоснованной системы установок связанных с задачами изобразительной деятельности на каждом этапе обучения. Педагог должен учитывать уровень подготовки студентов, чтобы умело распределять учебные задания и упражнения которые должны быть обусловлены дидактическими принципами доступности в обучении, вызывающие активность студентов.

6. Процесс развития у студентов художественного восприятия на занятиях учебного рисунка художественно-графических факультетов состоит в последовательном решении ими конкретных задач направленных на осознанное восприятие натуры. Студент должен осознавать то, как он видит предмет в пространстве, и как он ощущает и представляет его в своем сознании. От этого зависит и изображение на плоскости. Процесс изображения на плоскостиэто передача ощущений и представлений воспринятого образа. Насколько будет качественным ощущение видимого предмета, от этого будет зависеть качественное отображение на плоскости ощущений видимого предмета.

7. При обучении учебному рисунку, направленному на развитие у студентов художественного восприятия применялись различные методы и приемы изобразительной деятельности. Теория и история искусств определяет множество приемов и методов построения объемной формы на плоскости: метод сравнений, метод обобщений, метод обрубовки, метод перспективных плоскостей и др. В обучении учебному рисунку очень важное значение имеет умение правильно применять на практике эти методы и приемы. Студенты должны осознавать применяемый тот или иной метод на практике, и какую функцию он выполняет. Любой метод в первую очередь должен быть направлен на развитие восприятия, а во вторую очередь на изображение (практику).

8. Главная задача в обучении учебному рисунку, которая стоит перед студентами художественно-графических факультетов это умение ориентироваться как в реальном пространстве, так и в пространстве картины. Художественное восприятие дает возможность свободно ориентироваться в пространстве, видеть реальный предмет, ощущать его, и изображать на плоскости ощущения видимого образа. Предмет должен, изображен так, как это требует реалистическое изображение.

9.Многолетний опыт работы позволяет определить ряд специальных упражнений направленных на повышение качества учебного рисунка, который позволяет проводить поисковый эксперимент на выявление способностей и усвоения знаний и умений на занятиях учебного рисунка.

10. Определенную роль при моделировании студентами изображаемой формы играет создание нового способа, изображения предмета. на плоекостИг Этолог жет быть живая линия, играющая на мягком живописном пятне или контрастно проработанная главная композиционная часть, на фоне мягкого почти размытого пространства.

11. Огромную роль на эффективность методов и подходов, направленных на развитие у студентов художественно-графических факультетов на занятиях учебного рисунка художественного восприятия оказывает применение качественных наглядных пособий: произведение мастеров изобразительного искусства, работ художников-педагогов, лучших работ студентов. Применение пособий с поэтапным изображением учебных постановок. Показ образцов выполненных в различной технике с применением различных материалов.

12. Важную роль в педагогической деятельности играет творческая деятельность педагога. Особую убедительность представляют творческие и учебно-методические работы педагога. Поэтапные разработки, таблицы, схемы, методические рисунки с поэтапным объяснением хода работы, выполняемые непосредственно перед учащимися в виде показа во время занятий учебного рисунка являются наиболее эффективным и доступным. Такой вид методико-педагогической деятельности должен регулярно применяться в обучении.

13. В результате экспериментально-поискового обучения, мы пришли к выводу, что наибольшую эффективность и качество выполненных работ студентами художественно-графических факультетов дает применение методики направленной на развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебного рисунка.

Обоснованная, на научно-теоретических знаниях и комплексно деятельном подходе к выявлению способностей у студентов художественно-графических факультетов, от которой в результате экспериментально-формирующего обучения определяется следующими факторами:

Приобретение студентами необходимых научно-теоретических знаний.

Применение качественного наглядного материала.

Умелое применение и осознание различных видов упражнений и заданий, обоснованных целями и задачами.

Экспериментальные задания и упражнения, применяемые на занятиях учебного рисунка, направленные на решение проблемы развития художественного восприятия, являются действенными в повышении эффективности качества выполненных работ.

Главным определяющим выводом исследования является применение экспериментальной методической системы на занятиях рисунком, от которой в полной мере зависит развитие у студентов художественно-графических факультетов художественного восприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Натура и рисование по представлению: учебное пособие М. Изобразительное искусство, 1985.- 148.
  2. А.Д. Изобразительное искусство. Художник педагог. Книга для учителя, М. Просвещение, 1984.-160.
  3. А.Д. О языке изобразительного искусства. М. Просвещение 1 984 158.
  4. А.Д. Когда начинается художник. М., Просвещение, 1993−160.
  5. Л.Б. Десять книг о зодчестве. В 2 х. т., т-2, М. 1937−246.
  6. .Г. Психология чувственного познания. М. АПН, РСФСР, 1 960 486.
  7. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М. Просвещение. 1968−334.
  8. .Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М., 1956 226.
  9. И. Диалектический материализм о процессе познания. М. 1954−250.
  10. А.Л. Место искусства в познании мира. М., Политиздат, 1980 -255.
  11. H.H. Основы рисования. Учебное пособие для вузов. 2-издание, М. Стройиздат, 1977−168.
  12. O.A. Очерки по истории художественного восприятия в советской школе. М., АПН, РСФСР, 1956.-224.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб. мет. пособ. М. Высшая школа 1980−386.
  14. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.Л. 1974−392.
  15. А.Г. Деятельность и установка. М. Изд. МГУ, 1979−151.
  16. Г. Изображение фигуры человека. Берлин, 1984−320.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. Педагогика, 1 977 254.
  18. H.A. Философия творчества, культуры и искусства, т.1. Искусство, 1994−287.
  19. М.Д. Пленер. М. Изобразительное искусство, 1994 158.
  20. А.О. Рисунок в средней художественной школе. M. JL АХ СССР 1963−325.
  21. А.О. Наброски и зарисовки. М., Искусство, 1970 166.
  22. А. Философия искусства. М. Искусство 1989−268.
  23. Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. Пособие для ХГФ Пединститутов М. Просвещение 1969 250.
  24. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., Просвещение. 1983 112.
  25. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М., МГУ, 1973 -246.
  26. М.Д. Проблемы учебного рисунка. М. Л. 1940.
  27. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение Учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М. Высш., Школа 1984−150.
  28. Беспалько В.П."Основы теории педагогических систем" Изд. Воронежского университета, 1977−98.
  29. B.C. Мышление как творчество. М. Изд. Полит. Лит. 1975−260.
  30. A.A. Восприятие человека человеком. Л., Изд. Ленингр. Университета. 1965 124.
  31. И.А. Репин педагог. М. АХ СССР, 1960−268.
  32. Д.Ж. Процесс обучения. М. АПН, РСФСР, 1962 84.
  33. К.П. в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сое. Н. Г. Машковцев 2-е издание, доп. М. Изд. АХ СССР, 1961−318.
  34. И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси. Мецниереба. 1965,-226.
  35. Л. Восприятие и обучение. М. 1969−248.
  36. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., Изд. Ленинг. Универс. 1964 194.
  37. Г. Основные понятия истории искусств. М. «Издательство В. Шевчук», 2002−289.
  38. А.Г. Статьи, письма, современники о художнике / Сое., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой, JI. Искусство 1980−391.
  39. Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе. М., Просвещение, 1980 133.
  40. А.Н. Методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета, дис. кан. пед. наук. М. 1998−246.
  41. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М. 1950−508.
  42. H.H. Восприятие картины. Пособие для учителей. М., Просвещение. 1976−32.
  43. В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительным искусством, дис. кан. пед. наук, М. 1982−248.
  44. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. (Сбор. науч. трудов), М. 1975−118.
  45. Вопросы истории, теории и методики изобразительного искусства (сборн. науч. трудов), М. 1980−286.
  46. Восприятие и деятельность, Под редакцией. А. Н. Леонтьева, М. Изд. МГУ, 1976−319.
  47. Всеобщая история искусств. Т. 3. Искусство эпохи Возрождения / Под. Общ. ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга, М. Искусство 1962 -533.
  48. Л.С. Психология искусства. М. 1986−210.
  49. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., Просвещение. 1967 93.
  50. А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Дис. канд. пед. наук М. 1972−173.
  51. В.А. Восприятие целостных объектов. Л. Изд. ЛГУ 1974−152.
  52. Дж. Гибсон Э. Перцептивные ощущение дифференциация илиобогащение? (Хрестоматия по ощущениям и восприятию) МГУ, 1975−260.
  53. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. 1 988 220.
  54. А. Проблема формы в изобразительном искусстве. МЛ914 -342. •
  55. И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М. Искусство, 1940−246.
  56. Грасси История рисунка. 1947−118.
  57. В.М. Рисунок мастеров итальянского возрождения М. 1 986 246.
  58. И.Э. Серов рисовальщик. М. АХ СССР 1961−230.
  59. Э.Н. Особенности зрительного восприятия и «постановка глаза» начинающего живописца, Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Карачаевск, 197. вып.2
  60. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М. 1 970 186.
  61. Р.Л. Разумный глаз. М. Мир.1972−116.
  62. Л.А. Психология восприятия, времени, памяти. Учебное пособие. Екатеринбург. 1994−320.
  63. В.Д. Зрение и мышление. Л. Наука. 1985−214.
  64. В.В. Виды обучения в обучении. М., Педагогика. 1972 424.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика 1986−240.
  66. В.Д. Микеланджело: Рисунок в его творчестве. М.Искусство.1982.
  67. Движение глаз и зрительное восприятие. Под ред. Б. Ф. Ломова, Н. Ю. Вергилеса, А. А. Митькина, М. наука, 1978−277с.
  68. В.Е. Как мы видим то, что видим. М. Знание. 1974−129.
  69. А.А. Учитесь рисовать: Беседы с начинающими рисование. М. АХ СССР. 1961−168.
  70. В. Современная французская философия. М. 2002−324.
  71. ДелезЖ. Различие и повторение. С. Пб. 1998−243.
  72. Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. АХ СССР. 1960−345.
  73. Э. Дневник Делакруа, перевод с франц. Т. М. Пахомовой, ред. и предисл. М. В. Алпатова, М. изд. Акад. Художеств СССР, 1961. т. 1,2.
  74. A.C. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дис. канд. пед. наук М. 1975−231.
  75. А. Дневники, письма, трактаты. 2 т. МЛ. Искусство. 1957−284.
  76. А. Трактаты, письма, дневники. JI-M. 1967−286.
  77. A.B. Развитие восприятия и деятельность, вопросы психологии. М.1967−180.
  78. A.B., Венгеров JI.A., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М. Просвещение. 1967−220.
  79. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М. 1982−298.
  80. В.П. Восприятие как действие, вопросы психологии. 1967. № 1.
  81. В.П., Вергелес Н. Ю. Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы. М. МГУ. 1969−106.
  82. В.П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку, дисс. канд. пед. наук, М.1980 -188.
  83. В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком, дис. док. пед. наук, М. 1996−540.
  84. E.H. Психология рисунка и живописи. М. АПН РСФСР. 1 954 210.
  85. Г. Г. Особенности изображения предмета при различных условиях восприятия натуры и рисунка. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 196 619.
  86. JI.A. Изобразительность в процессе восприятия изображения у школьников. Автореферат.дисс. канд. пед. наук. М., 1966−19.
  87. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2 е. Изд. М. Учпедгиз. 1961−234.
  88. Е.И. Влияние восприятие предмета на изображение по представлению. В сборнике: Психология рисунка и живописи. М. АПН, РСФСР. 1 954 120.
  89. С.Е. Психология изобразительной деятельности детей. М. Учпедгиз 1961−223.
  90. А.Н. Энгр об искусстве. М. АХ СССР, 1962−320.
  91. А.И. Проблемы обучения объемно-конструктивному академическому рисунку на ХГФ Педвузов. Хабаровск, ХГПУ 1990−214.
  92. А.И. Системный подход в теории и практике обучения академическому рисунку на ХГФ Педвузов. Хабаровск, ХГПУ, МПГУ 1998−224.
  93. А.И. История становления и развития отечественной классической системы обучения академическому рисунку. (Культурологический Аспект) Хабаровск, ХГПУ 1999−180.
  94. Исследования по психологии восприятия. Под ред. Рубинштейна С. А., Л., АН, СССР, 1948−431.
  95. Исследование зрительной деятельности человека / под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М. Изд. МГУ 1973−180.
  96. Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. Сост. и автор примеч. Е. Д. Кардовская, М. АХ СССР, 1960 -340.
  97. Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию. М.Л. Изо-гиз, 1938−223.
  98. Ю.М. Рисунок и живопись. М., Высшая школа, 1992 270.
  99. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. (Под редакцией А.Г.Габричевского) М. Огиз-изогиз. 1934.
  100. М. Рисунок. 1912−106.
  101. Д.М. М.А.Врубель. М. 1980−258.
  102. Е.С. Методика преподавания рисунка. МЛ 952−320.
  103. .Б. Проблемы психологии восприятия. М. Высш. школа. 1971.
  104. К. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания М., 1986−438.
  105. A.C. Композиция изображения. Учебное издание М. Издательство МГУП, 2001−254.
  106. Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов 3−4 курсов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях живописного портрета, дис. кан. пед наук, М. 1999−252.
  107. Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, т.1. Педагогика 1982−320.
  108. Композиция в системе профессиональной подготовки художника-педагога. Сборник материалов межвузовской научной конференции. СПб, 2001.
  109. Л.Я. Проблема объемной формы в учебном рисунке. Автореф. дис. канд. пед. наук М. 1985−16.
  110. К проблеме восприятия пространства и пространственных представлений, (под редакцией Б. Г. Ананьева и Б.Ф.Ломова) Л. 1959−248.
  111. C.B. Глаз и его работа: психология зрения, гигиена освещения. 4-изд. М. Л. Изд. АН СССР 1950 -532.
  112. Н.М. Художник-педагог. Статьи, воспоминания. М. Изоб. Иск. 1989−320.
  113. B.C. Психология. М. Высш. школа, (под редакц. Б.Ф.Ломова) Учебник, 2 е. Изд. 1982−304.
  114. B.C. Наброски и зарисовки. 2 е. Изд. М. Просвещение, 1981−232.
  115. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М. Просвещение, 1971−340.
  116. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. Учебное пособие для учащихся пед. училищ, М. Просвещение 184 -319.. .
  117. B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности: Пособие для учителей изобразительного искусства. М. Просвещение, 1987−364.
  118. B.C. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр. «Академии», 2004 232.
  119. Г. М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. М. Академия. 2001−286.
  120. Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов ХГФ пединститутов, дис. кан. пед. наук, М. 1986.
  121. В.Н. Леонардо да Винчи. М. АН СССР, 1952−268.
  122. Г. В. Изобразительное творчество детей. М. Просвещение 1965.
  123. В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника педагога, дис. док. пед. наук, М. 1994−546.
  124. В.К. Психолого-педагогические основы формирования предметных представлений на занятиях по рисунку. / Сб. тр. М. 1985−160.
  125. В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. 1985−17.
  126. Леонардо да Винчи. Книга о живописи Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. М. 1934−210.
  127. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М. Л. АХ СССР, 1935.
  128. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М., 1955−346.
  129. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. Наука, 1977−304.
  130. А.Н. Проблемы развития психики. М. МГУ, 1981−584.
  131. A.A. Педагогическое общение. М. Знание 1979−46.
  132. Л.И. Зрительное пространственное восприятие. Под. ред. Б. Д. Глезера. Л. Наука, 1978.- 175с.
  133. А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. М. 1 985 246.
  134. А.Д. Зрительное восприятие пространства. М. МГУ, 1981−316.
  135. А.Д. Психология восприятия, М. МГУ, 1987−346.
  136. .Ф. Моторные компоненты зрения. М., Наука, 1975 235.
  137. .Ф. Психология восприятия. Сов.-норв.симпоз.М.Наука 1989−94.
  138. В.Г. Академия художеств, (историчес. очерк) Л. 1972−184.
  139. А.Р. Ощущения и восприятия, (материалы к курсу лекций по общей психологии) М. МГУ, 1975−548.
  140. И. Основы изображения с натуры. Киев, изд. Акд. Наук УССР, 1961 .-128с.
  141. Н.Я. Пленэр: практика по изобразительному искусству учебное пособие для студентов ХГФ Пединститутов, М. Просвещение, 1984−268.
  142. Мастера искусств об искусстве. М. Искусство. Том-2,1966 596.
  143. Мастера искусств об искусстве. М. Искусство, Том-5,1969 536.
  144. Мастера искусств об искусстве. М. Искусство, Том-6, 1969 573.
  145. Мастера искусств об искусстве. М. Искусство, Том-7,1986 536.
  146. Л.Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке. Учебн. пособие. М. МПГИ, им. В. И. Ленина 1989−286.
  147. Л.Г. Формирование художественного графического образа на занятиях по академическому рисунку. М. Просвещение, 1986−365. .
  148. Л.Г. Рисунок. М. 1965−242.
  149. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи, композиции: Межвузовский сборник научных трудов, М. Прометей, МПГИ, им. В. И. Ленина, 1989−168.
  150. О.В. Учебный рисунок в Академии художеств. 18 в. М. 1 951 220.
  151. О.В. Заметки о рисовании человека. М. 1960−164.
  152. И. Рисунок от руки его техника и развитие. 1924−168.
  153. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., Искусство, 1985 318.
  154. Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1−2 курсов художественно-графических факультетов педвузов в процессе обучения живописью. Дисс.канд. пед. наук. М., 1987 208.
  155. Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М. АХ СССР, 1991−348.
  156. Н., Белютин Э. П.П.Чистяков теоретик педагог. М. АХ СССР, 1953−364.
  157. Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII в. М. Искусство, 1956−384.
  158. Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой полов. XIXb. M. Искусство, 1963−409.
  159. Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй полов. XIXb. начало 20 в. М. Искусство, 1967−319.
  160. Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. М. АХ СССР, 1953−328.
  161. Ю.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно графических факультетов (на материале педвузов Уральской зоны) дис. кан. пед. наук, М. 1978.-182.
  162. P.C. Учебник для пединститутов и педучилищ. М. Просвещение, 1990−364.
  163. P.C. Психология, т. 1. М. Просвещение, Владос, 1994−586.
  164. .М. Культура, искусство, образование. Цикл бесед. М. Центр ХКО 1995−79.
  165. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М. 1972.
  166. Ю.В. Академический рисунок фигуры человека в подготовке художника педагога. Дис. канд. пед. наук. М. 1971−230
  167. В.А. Общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка. Дис. канд. пед. наук. М. 1968.-201с.
  168. Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М. Просвещение, 1969−184.
  169. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. 1972, — 79с.
  170. Т.И. Основные ступени процесса познания. М. 1957−326.
  171. П.Я. Для тех, кто рисует. Советы художника. М. Сов. Худ. 1965−188.
  172. А.Л. Активизация процессов восприятия и изображенной формы головы человека в учебном рисунке, дис. кан. пед. наук, М. 1989−256.
  173. Проблема восприятия пространства и времени, (под. ред. Б. Г. Ананьева, Б.Ф.Ломова) Л. 1961−360.
  174. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства, сбор. науч. статей, М. МГПИ, им. В. И. Ленина, 1980−160.
  175. П.С. Эмоционально оценочное восприятие живописи у учащихся младшего и среднего школьного возраста. Автореферат, дис. канд. пед. наук, М. 1985−230.
  176. Н.Э. Рисование с натуры. Л. Художн. РСФСР, 1978−286.
  177. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник научн. трудов. М. МПГИ, им. В. И. Ленина, 1983−160.
  178. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Издательство «Азбука-классика», СПб, 2001−186.
  179. И.Е. Далекое близкое. М. Искусство 1964−512.
  180. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия: учебное пособие для студентов ХГФ Пединститутов (составлен: Н. Н. Ростовцевым и др.) М. Просвещение, 1989−324.
  181. Рисунок под редакцией А. М. Серова. М. Просвещение, 1984−238.
  182. Рисование с натуры. Известия. АПН, РСФСР, М. 1959−240.
  183. В.И. Искусство видеть. М. 1973−186.
  184. H.H. История методов обучения рисованию. М. 1981−260.
  185. H.H. Рисование с натуры как учебный предмет (история, теория и методика): Автореферат дис. Док. Пед. наук. М. 1965−36.
  186. H.H. Академический рисунок. Учебн. для студентов ХГФ пединститутов, 2-изд. Доп. И перераб. М. Просвещение, 1984−286.
  187. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М. Просвещение, 1987−294.
  188. C.JI. Основы общей психологии. С.Пб. 2001−322.
  189. Речи и письма живописца Луи Давида. Огиз Изогиз, Москва — Ленинград. 1933−260.
  190. О.Н. Развитие восприятия произведений у младших подростков. Дисс.канд. пед. наук. М., 1987 128.
  191. В.П. Философия для аспирантов. С. Пб. 1999−360.
  192. И.Г. Предмет и форма. (Роль восприятия материальности среды художником в создании пластической формы) М. Сов. Худ. 1984−340.
  193. А.П. Курс рисования: Учебное руководство для военно -учебных заведений. СПБ. 1838−230.
  194. A.B. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента. Дисс.канд. пед. наук. М., 1981.- 200с.
  195. A.B. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения. М. 2001−268.
  196. И.М. Избранные произведения. М. 1952−364.
  197. И.М. Рефлексы головного мозга. Избранные философские и психологические произведения. М. 1947−647.
  198. В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М. 1997−236.
  199. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. Просвещение 1976−160.
  200. A.M. и др. Рисунок в высшей художественной школе. М. Искусство, 1957 46.
  201. .А. Искусство рисунка. JI. 1989−186.
  202. H.JI. Развитие художественно образного мышления студентов ХГФ. Автореферат дис. кан. пед. наук, М. 1984−16.
  203. М.М. Воображение и талант в живописи. / Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией. Сбор. науч. Трудов./ Под ред. Шорохова Е.В. М. Прометей 1994.
  204. Состояние и задачи преподавания рисунка в художественных вузах и средних художественных школах Академии художеств СССР. JI. АХ СССР, 1987−236.
  205. JI.B. Системный подход к организованно-педагогическим условиям формирования профессионализма деятельности учащихся профессионального лицея информационно-технологического профиля. Дисс. канд. пед. наук. С.Пб. 2003−238.
  206. А.И. Формирование композиционно пространственного восприятия студентов на занятиях по рисунку, (первый — второй курсы художественно — графического факультета), дис. кан. пед. наук, Омск, 1999−256.
  207. В.А. Избранные педагогические сочинения. T.l. М. 1 977 236.
  208. А.Е. Воспитывать и обучать. (Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин) отв. редак. М. Н. Макарова, М. МГПИ, им. В. И. Ленина, 1972−346.
  209. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М. 1981−260.
  210. А.Е. Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. М. 1975−248.
  211. А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников педагогов по рисунку, дис. канд. пед наук, М. 1976 -254.
  212. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М., Педагогика 1979 207.
  213. .М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. Вып.-13, М., -Д., Изд. АПН, РСФСР, 1948 203.
  214. .М. Психологические вопросы художественного восприятия. Вып.-11, М., Известия АПН, РСФСР, 1947−230.
  215. В.З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования (на примере школьного курса химии), Владикавказ, 2001−168.
  216. Д.Н. Экспериментальные основы психрлогической. .установки. Тбилиси 1961−210.
  217. К.Д. Избран. Соч. Т. 2. М. Просвещение 1939−534.
  218. В.А. О рисунке, о композиции. Фрунзе, Кыргызстан, 1966−77.
  219. Фрейд 3. Психологические этюды. М. 1912−224.
  220. A.A.- Давыдова. Мастера искусств об искусстве. М. JI. 1937.
  221. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М. Прогресс 1993−324.
  222. Философский словарь. М. 1981−368.
  223. З.И. А.Г.Венецианрв педагог. М. АХ СССР, 1952:2 $ 8, .
  224. Формирование профессиональных, художественных и педагогических навыков у студентов ХГФ, межвузовский сбор. науч. тр, Омск, 1987−140.
  225. П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М. 1950−220.
  226. П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания о П. П. Чистякове 1832−1919. Материалы подгот. К печати Э. Белютиным и Н.Молевой. М Искусство, 1958−328.
  227. Ченнино Ченнини. Трактат о живописи. М. Изогиз. 1933−186.
  228. Т.Н. Активизация учения школьников. М. Педагогика 1982−208.
  229. А.Ф. Основы рисунка. М. Высш. школа. 1994−230.
  230. B.C. Изобразительное искусство. М. Просвещение, 1969−268.
  231. B.C. Организация и развитие восприятия на начальных ступенях обучения рисованию. М., АПН, РСФСР, 1955−286.
  232. Е.В. Основы композиции. Учебное пособие для студентов пединститутов. М. Просвещение, 1979−303.
  233. Е.В. Тематическое рисование в школе. М. 1975−248.
  234. Е.В. Художественно-графический факультет. Наука и школа. № 5. 1979−368.
  235. Е.В. Композиция. Учеб. для студентов худож.-графич. фак. пед. инст-ов, 2-изд., перераб. и дополн. М. Просвещение, 1986 404.
  236. ХогартУ. Анализ красоты. J1.0. Искусство, 1987−368.
  237. Художественное восприятие. Под ред. Мейлаха Б. С. Наука. Лен., отд. JI. 1971 -388.
  238. П.М. Психология художественного творчества. М., Знание, 1 971 364.
  239. П.М. Психология художественного восприятия. Искусство, М., 1964−88.
  240. В.Н. Об изображении человека. Юный художник, № 9. 1940.
Заполнить форму текущей работой