Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технологический подход к процессу обучения в профильных образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана система обучения с использованием технологического подхода, включающая обобщённую алгоритмическую технологию, технологию визуализации усвоения нового знания и технологию опережающего домашнего задания. Их алгоритмы приближены к технологии полного усвоения знаний. Проведена проверка на эффективность применения данной системы в профильных образовательных учреждениях. Результаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Технологический подход к обучению
    • 1. 1. Становление технологического подхода в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Технологический подход как способ модернизации образовательной системы
    • 1. 3. Основные современные технологии обучения и их особенности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Конструирование педагогических технологий в профильных образовательных учреждениях
    • 2. 1. Классификация педагогических технологий в профильном обучении
    • 2. 2. Деятельность учителя профильного образовательного учреждения по конструированию педагогической технологии
    • 2. 3. Эффективность информационных технологий в условиях профильного образовательного учреждения и алгоритмические технологии в образовании как технологии полного усвоения знаний
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Организация и результаты технологического подхода к экспериментально-опытному обучению
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент. Эффективность технологического подхода к обучению
    • 3. 2. Организация формирующего эксперимента
    • 3. 3. Результаты контрольного эксперимента. Технологический подход как средство качественного усвоения знаний учащимися профильного образовательного учреждения
  • Выводы по третьей главе

Технологический подход к процессу обучения в профильных образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, поставило ряд серьезных проблем, необходимость преодоления которых создает введение профильного обучения.

Во-первых, средняя школа перестаёт быть заложницей высшей школы и инвестором в подготовку абитуриентов. Во-вторых, растущему человеку нужны не «основы наук», не отчужденные знания, умения и навыки, а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования. В третьих, создаёт проблему тот факт, что содержание образования не соприкасается с реальной жизнью, действительными образовательными запросами отдельной развивающейся личности. Четвертая проблема возникает из-за искусственной многопредметности содержания образования, что разрушает целостную картину мира, тормозит развитие интеллекта и способности самостоятельно, разумно и рационально действовать при решении практических задач.

Одним из направлений модернизации процесса обучения становится технологический подход. К его преимуществам относится увеличение объема самостоятельной работы учащихся в процессе обучения, индивидуализация темпа изучения предметов разными учащимися, эффективный самоконтроль и самооценка результатов обучения на всех его этапах. Технологический подход позволяет частично решить дидактическую задачу формирования и развития способностей, значимых для учащихся профильных образовательных учреждений.

Проблема становления и развития педагогических технологий многоаспектная и многогранная. Обоснованию возможности использования технологий в образовательных учреждениях посвящены исследования известных педагогов и психологов С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, Л. И. Гурье, Т. А. Ильиной, М. В. Кларина, И. Я. Лернера, В. Я. Ляудис, Е. И. Машбица, В. И. Михеева, В. М. Монахова, П. К. Петрова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызиной, М. А. Чошанова, В. Ф. Шолохович, Н. Е. Щурковой, И. С. Якиманской и других.

Вместе с тем, несмотря на разработку отдельных аспектов данной проблемы, недостаточно изучен педагогический аспект творческой активности учеников профильной школы, связанный с технологическим подходом к организации учебно-воспитательного процесса. Эта область в образовании остаётся мало разработанной и находится в стадии становления. Поэтому педагогические технологии как область теории и практики нуждаются в разработке, а сам термин — в уточнении дефиниции. Стратегическим направлением активизации обучения является включение в него учащегося через повышение творческой активности. Знания, умения и навыки из целей образования становятся средством. Целью образования в настоящее время принимается свободное развитие индивида, становление личности растущего человека.

Анализ педагогической практики в образовательных учреждениях позволяет утверждать, что процесс внедрения педагогических технологий сегодня протекает весьма стихийно. Одной из основных причин такого положения дел является отсутствие единой методологии использования педагогических технологий. Особенно остро эта проблема стоит на этапе преобразования многих общеобразовательных школ в профильные образовательные учреждения.

Введение

профильного обучения позволит определить:

— функции профильного обучения и соответствующее распределение учебной нагрузки в рамках учебного плана;

— соотношение предметов, глубину и уровень их изучения, формы учебной работы, особенности знаний, умений и личностных характеристик учащегося профильной школы;

— образовательные области основные, ориентированные на углублённое изучение, и вспомогательные;

— содержание и методики обучения в соответствии с профилем образовательного учреждения.

В настоящее время профильными считаются гимназии, лицеи и школы с углублённым изучением отдельных предметов, не получившие юридического статуса профильных. Мы говорим о таких образовательных учреждениях, так как именно в них процедура реализации профильного обучения наиболее соответствует поставленным требованиям.

Профильное обучение — это возможность выявления и развития творческого потенциала личности: закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности. Развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, — значит, создавать педагогические условия, которые будут этому способствовать. Таким образом, имеют место противоречия между:

— резервом имеющихся теоретических и методических возможностей и недостаточным использованием этих возможностей как средств активизации развития творческого потенциала учащихся;

— декларируемыми новыми целями образования и старыми способами представления и усвоения знаний;

— возрастающим объемом информации, который необходимо передать обучаемому, и ограниченным количеством учебного времени;

— острой необходимостью педагогических инноваций в профильных образовательных учреждениях и недостаточной разработанностью методологии использования новых педагогических технологий в таких учреждениях.

Указанные противоречия позволили сформулировать научную проблему: какова единая методология использования педагогических технологий в профильных образовательных учреждениях на основе технологического подхода.

Решение этой проблемы определяет актуальность исследования. Это обусловило выбор темы нашего исследования «Технологический подход к процессу обучения в профильных образовательных учреждениях».

Целью исследования является теоретическое обоснование технологического подхода к обучению в профильных образовательных учреждениях и отбор соответствующих педагогических технологий.

Объектом исследования является процесс обучения в профильных образовательных учреждениях.

Предметом исследования является технологический подход к изучению предметного материала дисциплин физико-математического цикла.

Гипотеза исследования: внедрение в процесс обучения комплекса дидактических средств по обеспечению технологического подхода может способствовать качественному усвоению знаний учащимися при условии:

— определения сущностной характеристики структурных элементов технологий обучения;

— теоретического обоснования конструирования новых педагогических технологий, требований к ним и условий их создания;

— концептуально обоснованного подхода к отбору педагогических технологий для профильного образовательного учреждения.

Предмет, цель и гипотеза потребовали решения ряда задач:

1 .Изучить процесс становления технологического подхода к обучению, выявить его возможности в условиях модернизации системы образования;

2.Выявить особенности основных современных технологий обучения и конкретизировать классификацию педагогических технологий для профильного образовательного учреждения;

3.Определить основы и принципы конструирования системы обучения в профильных образовательных учреждениях с использованием технологического подхода;

4.Выявить особенности в деятельности учителя профильного образовательного учреждения по конструированию педагогической технологии;

5.Разработать систему обучения с использованием технологического подхода и проверить её на эффективность в профильных образовательных учреждениях.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общефилософские положения: диалектико-материалистическая теория познания, диалектического положение о всеобщей связи, общая теория системкультурно-историческая концепция развития личности в процессе обучения и воспитания. Методологическими ориентирами послужили личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный, системно-структурный подходы.

Теоретическую основу исследования составляют:

— основные положения концепции содержания образования (В.В.Краевский, ИЛ. Лернер, М.Н.Скаткин);

— теория педагогической технологии (В.П.Беспалько, В. В. Воронов, Л. И. Гурье, М. В. Кларин, М. М. Левина, В. М. Монахов, П. К. Петров, Н. Ф. Талызина, Е. Н. Шиянов, Н.Е.Щуркова);

— инновационные образовательные технологии (И.Б.Ворожцова, Л. С. Подымова, Е. С. Полат, и др.);

— теории развивающего обучения, оптимизации обучения (Б.Г.Ананьев, А. А. Баранов, С. Л. Рубинштейн, В.В.Давыдов);

— концепция деятельностного подхода к формированию самостоятельной и творческой личности (Н.Ю.Ерофеева, Н. Ф. Талызина, Н. В. Кузьмина, В.В.Краевский).

Для достижения поставленной цели и решения задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

— анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования;

— изучение законодательных актов и проектов региональных и муниципальных программ развития образовательных учреждений;

— исследование практики инновационных образовательных учреждений;

— изучение, обобщение и анализ педагогического опыта;

— беседы, интервью, анкетированиенаблюдение, протоколирование, анализ учебных занятий;

— педагогический эксперимент;

— педагогическое тестирование;

— количественный и качественный анализ полученных опытным путём данных с использованием статистических методов обработки результатов эксперимента.

Этапы исследования:

Первый этап (2000;2001 гг.). Ознакомление с отечественными и зарубежными разработками в области создания педагогических технологий, особенностей технологического подхода. Изучение связей технологического подхода с личностно-ориентированным и диагностическим подходами, устоявшихся способов организации технологического обучения в педагогической практике.

Второй этап (2002;2003 гг.). Анализ возможностей и преимуществ технологического подхода при изучении предметов физико-математического цикла. Выработка собственного понимания термина «педагогическая технология», анализ возможных критериев для классификации педагогических технологий и способов её реализации в педагогической практике. Разработка методики педагогического эксперимента по проверке эффективности технологического подхода в преподавании предметов физико-математического цикла в профильном образовательном учреждении.

Третий этап (2004;2005 гг.). Обработка результатов эксперимента. Обобщение полученных эмпирических данных.

Экспериментально-опытной базой исследования послужили гимназия № 1, лицей № 1, общеобразовательная школа № 31 г. Стерлитамака, гимназия № 140 г. Казани. Экспериментально-опытной работой на разных этапах было охвачено 10 руководителей образовательных учреждений, 20 педагогов, 620 учащихся.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— разработана система обучения с использованием технологического подхода в профильных образовательных учреждениях;

— определены критерии классификации педагогических технологий для профильного образовательного учреждения;

— предложен алгоритм деятельности учителя профильного образовательного учреждения в условиях технологического подхода к процессу обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что.

— обоснованы необходимость и возможности технологического подхода для профильного обучения школьников;

— создана теоретическая база для разработки новых педагогических технологий, основанная на сочетании развивающего, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к изучению предметов физико-математического цикла в условиях профильного образовательного учреждения;

— разработаны общедидактические положения по конструированию педагогических технологий в профильных образовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования.

Внедрение научных результатов данного исследования служит ориентиром для практической деятельности специалистов, занимающихся разработкой учебников, а также методистов и учителей, адаптирующих учебные программы и образовательные стандарты к конкретным условиям обучения, в частности, с учётом профиля образовательного учреждения. Предлагаемая система обучения на основе использования технологического подхода открывает возможности для перехода от авторитарной, знаниево-ориентированной образовательной системы к гуманистической, личностно-развивающей. Результаты исследования могут быть использованы в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических работников.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Технологический подход как средство повышения качества процесса обучения позволяет строить его с учётом развивающих, личностно-дифференцированных ориентиров, что даёт возможность творческого развития личности учащихся профильных образовательных учреждений;

2.Алгоритм деятельности учителя профильного образовательного учреждения по конструированию педагогической технологии включает: анализ, планирование, организацию и управление, что предполагает возможность оценить содержание учебного материала и его сочетание с определённой технологией для достижения дидактических целей как результата, а также выбрать адекватные способы и средства достижения целей, средства обратной связи, способы контроля усвоения знаний учащимися;

3. Авторская система обучения в профильных образовательных учреждениях включает в качестве элементов такие технологии полного усвоения знаний, как: а) обобщённую алгоритмическую, б) визуализации усвоения нового знания и в) опережающего домашнего задания, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения и перевести учащихся на более высокий уровень обученности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются исходными непротиворечивыми методологическими и теоретическими положениями, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, количественным и качественным анализом результатов педагогического эксперимента, репрезентативностью выборки испытуемых, внедрением результатов исследования в практику обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме участия в научно-методических и научно-практических конференциях международного, всероссийского и республиканского уровней по проблемам форм и методов обучения, повышения эффективности действующих методик и инноваций, направленных на совершенствование учебного процесса. Основные результаты исследования внедрены в практику работы гимназии № 1, лицея № 1, общеобразовательной школы № 31 г. Стерлитамака, гимназии № 140 г. Казани.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 238 наименований (в том числе 14 на иностранных языках), приложения.

Выводы по третьей главе.

1. Необходимость проверки эффективности технологического подхода в профильных образовательных учреждениях, направленного на индивидуализацию обучения и обязательное достижение его результата, потребовала проведения экспериментально-опытной работы и реализации технологического подхода на материале математики и физики.

2. За основу эксперимента взяты научные исследования Б. С. Блума и Д. Кэролла, которые доказали повышение результативности обучения при переводе учебного процесса с традиционных форм на технологическую основу. Одним из основополагающих моментов технологического подхода к обучению является снятие жёстких временных рамок. Выдвинутым требованиям удовлетворяют технологии полного усвоения знаний, к которым относятся алгоритмические технологии.

3. В ходе экспериментально-опытного обучения проверялись разработанные нами обобщённые алгоритмические технологии и элементы технологий полного усвоения знаний: технологии визуализации усвоения нового знания и технологии опережающего домашнего задания. Положительная динамика качества усвоения знаний учащимися в экспериментальных группах подтвердила эффективность разработанной системы обучения для профильных образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты проведённого исследования подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Изучение становления технологий в образовании позволило дать наше определение технологии обучения, концептуально обосновать технологический подход к процессу обучения, который предполагает процедуру и результат полного или частичного трансформирования традиционных методик преподавания в педагогические технологии. Определены отличительные черты педагогической технологии от традиционных методик. Предложен структурный состав и сущностные характеристики технологии обучения, названы условия, которым должны удовлетворять технологии на этапе модернизации образовательной системы в процессе реализации концепции профильного обучения.

2. Разработаны концептуальные положения к отбору педагогических технологий для профильного образовательного учреждения, учитывающие особенности основных современных технологий обучения, критерии их классификации и выделения видов. Теоретически разработаны основы конструирования новых педагогических технологий и деятельности учителя профильного образовательного учреждения в этой области.

3. Разработана система обучения с использованием технологического подхода, включающая обобщённую алгоритмическую технологию, технологию визуализации усвоения нового знания и технологию опережающего домашнего задания. Их алгоритмы приближены к технологии полного усвоения знаний. Проведена проверка на эффективность применения данной системы в профильных образовательных учреждениях. Результаты экспериментально-опытного обучения подтвердили повышение качества усвоения знаний и положительную динамику в развитии учебных способностей учащихся при технологическом подходе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ЗА. Проектирование и планирование в деятельности учителя.//Специалист. 2003, № 5. С. 25−26.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. 223 с.
  3. .В. Социальное партнёрство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений/Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: КАРО, 2005. 96 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Просвещение, 1992. 226 с.
  5. О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: КАРО, 2005. 80 с.
  6. Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. 216 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.- Минск, 1990. 559 с.
  8. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994. 228 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2001. 350 с.
  10. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 200 с.
  11. С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы изменения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975. 42 с.
  12. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  13. Э.В. Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: КАРО, 2005. 96 с.
  14. А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1996. 20 с.
  15. М.П. Методологические основы развивающего обучения. / АПН СССР. НИИ ПТО. М.: Высш. шк., 1991. 230 с.
  16. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (Курс лекций). -М.: НПО Модекс, 1996. 318 с.
  17. А.П. Развитие системы профессионального образования. // Педагогика. № 8, 2001. С. 3−8.
  18. А.И. Возможное и невозможное в кибернетике. М.: Наука, 1964. 222 с.
  19. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
  20. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: ВГУ, 1970. 408 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  22. Г. А., Веретенникова JI.K. Педагогическая профориентация. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1984. 27 с.
  23. П.П. Память и мышление.- СПб.: Изд-во Питер, 2001. 287 с.
  24. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика, 1997, № 4. С. 11−17.
  25. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  26. А.Д. Современная технология: теория и практика. Киев: Вища школа, Головное изд-во, 1985. 171 с.
  27. Ф.А., Лейзерсон А. Н. Урок творчество учителя. М.: Изд-во «Просвещение», 1974. 96 с.
  28. Л.Г., Колесников Л. Ф., Ткач М. Ф., Турченко В. Н. Стратегия образования. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990. 101 с.
  29. П., Карпов В. Технология обучения в высшей шко-ле//Вестник высшей школы, № 11, 1991. С. 14−17.
  30. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Изд-во «Педагогика», 1993. 80 с.
  31. В.А. Технологии работы учителя-мастера. Рига. Эксперимент, 1995. 170 с.
  32. К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998. 39 с.
  33. Е.П. Новая информационная технология в школе//Ин-форматикаи образование, 1986. С. 18−22.
  34. Л.К., Сластёнин В. А. Формирование творческого потенциала школьников: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1999. 94 с.
  35. М.Б. Как успешно изучать математику//Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1997.- №№ 3,6,8,10,12,14.
  36. Т.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий: методические аспекты/Воронина Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. М.: Информатика, 1995. 220 с.
  37. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт. -Челябинск: ГУ ПТО, 1997. 242 с.
  38. И.П. Анализ и обработка данных: специальный справочник. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
  39. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 45 с.
  40. .С. Педагогическая диагностика: Методология, теория, практика. Киев, 1986. 200 с.
  41. .С. Россия: образование и будущее: Кризис образования в России на пороге XXI века. / НПО. Челяб. фил. -Челябинск, 1993. 240 с.
  42. .С. Философия образования. М.: Моск. психол.-соц. институт Флинта, 1998. 427 с.
  43. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М. 1991. 175 с.
  44. Г. Р. Очерки информационной технологии. Инфоарт: 1993. 144 с.
  45. В.В. Интегральная образовательная технология. М., 1999. 224 с.
  46. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. 112 с.
  47. В.В. Оценка, рейтинг, тест//Школьные технологии, 1998, № 3, ч.Ш. 40 с.
  48. К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Изд-во «Просвещение», 1958. 80 с.
  49. В.А. Как помочь школьнику полюбить математику. М.: Авангард, 1994.
  50. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. 269 с.
  51. В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности. // Современное состояние и перспективы развивающего обучения. Красноярск, 1990. С. 3−16.
  52. В. В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР 1996. 544 с.
  53. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Изд-во «Просвещение», 1993. 284 с.
  54. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  55. Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной.-СПб.: КАРО, 2005. 160 с.
  56. В. К. Новая дидактика. М., 2000. 496 с.
  57. Н.Ю. Модель содержания профессионального обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1995. 21 с.
  58. Н.Ю. Модель содержания профессионального обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. Ижевск, 1995. 170 с.
  59. JI.B. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя//Педагогика, 1994, № 6. С. 58−62.
  60. В.И. Образовательная программа школы: теория и практика. М., 1995. 141 с.
  61. Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения//Специалист, 1995, № 1.
  62. Т.А. Гуманитаризация математического образования. -Н. Новгород. НГПУ, 1995.
  63. Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. -М.: Знание, 1984. 378 с.
  64. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.240 с.
  65. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  66. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 208 с.
  67. История определенной технологии/В сб. научных трудов НИИ теории и истории педагогики/Сост. Мезенцева С. И. М.: 1992. 133 с.
  68. В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие.- М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. 288 с.
  69. М.Н. Качество специалиста и технология обуче-ния//Современная высшая школа, 1991. С. 76−87.
  70. В.А. Проблема педагогической техники в современной буржуазной педагогике США. Дис. канд. пед. наук. М.: 1976. 237 с.
  71. У. Создание классов ориентации на ребенка: Практическое пособие. Мн.: «Мет», 2001. 300 с.
  72. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 176 с.
  73. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. 286 с.
  74. М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Автореф. дис. .док.пед. наук. М.: 1995.47 с.
  75. М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Дис. док. пед. наук. М.: РАО, 1994.346 с.
  76. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта/Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология, 1989, № 6. 96 с.
  77. М.В. Развитие «педагогической технологии» и теории обучения//Сов. педагогика, 1984, № 4. С. 117−122.
  78. М. Технология образования или педагогическая техно-логия?//Перспективы: Вопросы образования ЮНЕСКО, 1983.- № 2. С. 77−92.
  79. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2003. 176 с.
  80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, № 1756-Р (п.2). М., 2002. 24 с.
  81. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Вестник образования, декабрь 2002.
  82. Г. И. Метод Монтессори // Частная школа, 1995, № 4.
  83. В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. 2001, № 3. С.3−10.
  84. В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2003. 256 с.
  85. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ). -М.: Педагогика. 1977. 264 с.
  86. Краткий психологический словарь. М.: Изд-во «Просвещение», 1985. 176 с.
  87. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского. 1985. 96 с.
  88. В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высш. шк., 2001. 319 с.
  89. Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т.//Под ред. A.M. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.4. 480 с.
  90. Н.К. Педагогические сочинения: В 6 т.//Под ред. A.M. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.6. 512 с.
  91. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Изд-во «Просвещение», 1967. 432 с.
  92. О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: КАРО, 2005. 112 с.
  93. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. // Вопросы психологии. 1984, № 1. С. 14−19.
  94. А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Изд-во «Просвещение», 1980. 112 с.
  95. Р. Педагогическая технология в университетах развивающихся стран//Перспективы: Вопросы образования ЮНЕСКО, 1987, № 3. С. 27−38.
  96. Д. Г. Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999. 288 с.
  97. М.А., Мечаев Н. Н. Измерение в учебно-воспитательной деятельности//Советская педагогика. 1990. № 8. С. 63−68.
  98. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  99. И.Я., Скаткин М. Н. Метод обучения/ЯТедагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993−1999. Т.1. 566 с.
  100. А.Н. Проблемы использования современных технологических средств в педагогике и школе Франции. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1991. 24 с.
  101. .Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998.200 с.
  102. А. Вероятностное образование екатеринбургский вариант //Школьные технологии, 1997, № 3.
  103. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. 189 с.
  104. А.С. Мои педагогические воззрения. М.: Изд-во «Просвещение», 1958. 303 с.
  105. МартиноДж. Технологическое прогнозирование. М.: Прогресс, 1977. 592 с.
  106. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. 364 с.
  107. М.И. Современный урок. М.: Изд-во «Просвещение», 1985. 184 с.
  108. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьтеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  109. E.JI. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: 1998.22 с.
  110. П.Дж. Визуальное обучение и новый учитель. 1946.
  111. Методы системных педагогических исследований / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: 1980. 173 с.
  112. В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: Изд-во МГПИ, 1986. 83 с.
  113. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования. // Завуч. 2001, № 4. С. 113 126.
  114. В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований.//Школьные технологии. 2001, № 5. С. 75−89.
  115. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1995.208 с.
  116. Г. М. Подготовка учителя к инновационной деятельности//Сов. педагогика. 1991. № 10. С. 88−93.
  117. Н.М. Педагогические системы, теории, технологии. Казань: КГПУ, 1999. 140 с.
  118. Н.М. Эффективность процесса обучения школьников. Казань: КГПУ, 1996. 223 с.
  119. Мультимедиа / Под ред. А. И. Петренко. Киев: Торг. изд. бюро ВНВ, 1994. 272 с.
  120. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
  121. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-кн.2: Психология образования. 608 с.
  122. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально педагогической деятельности. — М., 2002. 127 с.
  123. Новая технология и организационные структуры / Сокр. пер. с англ./Под ред. И. Пиннингса и А.Бьюинтандама. М.: Экономика, 1990.269 с.
  124. Новые педагогические и информационные технологии в средней школе / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999. 224 с.
  125. Дж. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы//Информатика и образование. 1990.-№ 1. С. 107−113.
  126. Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. М.: Изд-во «Педагогика», 1997. 396 с.
  127. Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла. М.: «Баласс», 2003. 368 с.
  128. Об утверждении Федеральной программы развития образования (Федеральный закон РФ от 10. 04. 2000. № 51-ФЗ)//Вестник образования, 2000. № 12.
  129. Обязательный минимум содержания образования (Проект) // Народное образование. 2001, № 9. С. 203−279.
  130. В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990. 383 с.
  131. В. Гуманитарный аспект технологии обучения/Современная высшая школа, 1977, № 1. С. 6−12.
  132. А.А. Как учить не уча. СПб, 1996. 448 с.
  133. Отстающие в учении школьники / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Изд-во «Просвещение», 1986. 207 с.
  134. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С. А. Смирнов. И. Б. Котова, К. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 512 с.
  135. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. 640 с.
  136. Педагогика: Уч. пособие для студ. пед. уч. зав./В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000.512 с.
  137. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. 527 с.
  138. Педагогическая диагностика в школе/Под ред. А. И. Кочетова. М.: Изд-во МГПИ, 1987. 223 с.
  139. Педагогическая технология (Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников)/Сост. д.п.н., проф. Н. Е. Щуркова. -М.: Мипкро. 1992. 82 с.
  140. Педагогическая технология/Сост. Н. Я. Щуркова. М.: Новая школа, 1992. 89 с.
  141. Педагогические мастерские: Франция- Россия / Сост. Э. С. Соколова. М.: Новая школа, 1997. 118 с.
  142. В. Твои возможности, человек. М.: Изд-во «Просвещение», 1986. 57 с.
  143. Перспективы. Вопросы образования. № 4, 1983. 27 с.
  144. П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информацизации образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ижевск, 2004. 40 с.
  145. П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информацизации образования: Дис. д-ра пед. наук. Ижевск, 2004. 406 с.
  146. С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной.- СПб.: КАРО, 2005. 96 с.
  147. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1997. 301 с.
  148. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
  149. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Academia, 2000. 270 с.
  150. Е.С., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе//Информатика и образование, 1991. № 3. С. 109 114.
  151. В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. Изд-во «Новая школа» Москва. 1995. 256 с.
  152. М.М., Моисеев А. Качество образования в разных образовательных практиках. // Народное образование. 1999, № 9. С. 140−149.
Заполнить форму текущей работой