Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность технологии обучения в системе «лицей-университет»: На примере преподавания физико-математических дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды известных философов, педагогов и психологов различных периодов, начиная с древности и заканчивая современными исследованиями, ориентированными на рассмотрение проблемы преемственности в ее различных аспектах: труды К. Д. Ушинского, опиравшегося на рефлекторную теорию И. П. Павлова и его последователей и рассматривавшего процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Преемственность технологии обучения в системе лицей — университет" как педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ проблемы преемственности обучения в истории педагогики
    • 1. 2. Сущность и содержание понятия «технология обучения»
    • 1. 3. Преемственность технологии обучения в системе «лицей -университет» как предмет педагогического исследования
  • Выводы
  • Глава 2. Экспериментальное исследование преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет»
    • 2. 1. Описание хода эксперимента
    • 2. 2. Проведение констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Ход и результаты обучающего эксперимента
  • Выводы

Преемственность технологии обучения в системе «лицей-университет»: На примере преподавания физико-математических дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях возникла необходимость качественного обновления высшего образования, предполагающего глубокие изменения в его содержании и структуре [29]. Ведется интенсивная работа над созданием новой парадигмы высшего образования на инновационной основе. Одним из важнейших научных направлений совершенствования высшей школы является развитие новых технологий обучения, ориентированных на повышение качества фундаментальной подготовки молодых специалистов и уровня их общей культуры. Первоочередной задачей данного направления, на наш взгляд, должно являться обеспечение преемственности технологии обучения в системе непрерывного образования «школа — вуз».

Проблема преемственности, учитывая ее многоаспектность, всегда была в числе первоочередных проблем. Преемственность — это активное влияние прошлого на настоящее, «времен связующая нить», в случае обрыва которой наступает так называемая «социальная амнезия», утрата социальной памяти, результатом которой может быть выпадение из культуры целых исторических пластов, накопленных предшествующими поколениями. Без осуществления преемственности невозможен общественный прогресс, необходимость и неизбежность которого очевидна. Являясь «живой системой», человек обладает механизмом социального наследования. Перед любым представителем последующего поколения открыто гораздо больше возможностей и перспектив, чем перед его предшественником. Неслучайно И. Ньютон утверждал, что он видел в науке дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов.

Различные стороны преемственности в обучении рассматривались философами и педагогами древности (Т.Кампанелла, М. Ф. Квинтилиан, М. Монтень, Т. Мор и др.). Проблема преемственности в обучении не переставала волновать и педагогов более позднего периода (А.Дистервег, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.).

Отдельным сторонам проявления преемственности в обучении в различные годы посвящен ряд работ:

• в плане осуществления политехнического обучения на основе межпредметных связей (П.Р.Атутов [5], М. Н. Скаткин [99], С. Г. Шаповаленко [119], А. А. Шибанов [121] и др.);

• в плане установления преемственных связей между отдельными звеньями средней школы на различных этапах обучения (Л.Г.Депенчук [44], В. И. Максимова [74], В. Э. Тамарин [104] и др.);

• в плане установления преемственных связей в системе непрерывного образования (преемственность между общим и профессиональным образованием — СЛ. Батышев [14], М. Н. Берулава [17], В. Я. Вивюрский [26], М. И. Махмутов [76] и др.- преемственность средней и высшей школы — Ю. А. Кустов [66], А. А. Кыверялг [70], А. М. Лушников [73] и др.).

Проблема преемственности в системе непрерывного образования наиболее интенсивно разрабатывается в последние годы. Появился ряд кандидатских диссертаций, посвященных исследованиям отдельных сторон проявления преемственности в данной системе, в числе которых работы С. И. Казаченко [55], О. И. Коломок [60], В. Н. Ревтович [88], Д. Ш. Ситдиковой [97] и др.

Не претендуя на детальное исследование различных аспектов преемственности в образовательных системах, мы в нашей работе рассматриваем один из наиболее важных, на наш взгляд, аспектов преемственности, а именно, преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет». В необходимости данного исследования мы убедились, проведя сравнительный анализ исследования проблемы преемственности различными авторами и не обнаружив аналогов.

Отдавая должное результатам исследований различных специалистов в вопросах преемственности, следует отметить, что в настоящее время еще не накоплен достаточный материал, необходимый для освещения сущности преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет». Нет четкого определения и самого понятия «преемственность технологии обучения в образовательной системе». Не определен и комплекс условий, обеспечивающих максимальную преемственность технологии обучения в системе «лицей — университет». Поэтому в восполнении этого пробела автор видит свою задачу проведения исследования.

Актуальность данного исследования определяется насущной потребностью общества в качественной профессиональной подготовке специалистов на инновационной основе. Развитие международных контактов России на различных уровнях предполагает совместную деятельность специалистов различных стран в решении многих общих проблем. Поэтому требования, предъявляемые вузами к абитуриентам, соответственно тоже возрастают. В связи с этим появились специализированные учебные заведения на базе средней общеобразовательной школы, обучение в которых ведется с учетом профессиональной направленности учащихся. Преимущества такого рода учебных заведений перед традиционными очевидны, так как вчерашние школьники на первых этапах обучения в вузе будут чувствовать себя намного увереннее, если система обучения в вузе станет логическим продолжением обучения в лицее. Это позволит значительно сократить время адаптации студентов первого курса и избежать многих психологических проблем, которые, несомненно, возникнут. Неслучайно, максимальное количество отчислений студентов приходится именно на первый год обучения в вузе. Первокурсники, не имеющие выработанной целевой установки и привыкшие к систематическому контролю знаний в школе, оказавшись в новых условиях, предоставляющих им большую самостоятельность в организации получения знаний, не сразу включаются в интенсивную работу в вузе. Кроме того, имеющиеся расхождения в некоторых определениях и трактовках, используемых в вузе и школе, также препятствуют сокращению времени адаптации первокурсников. Поэтому обеспечение преемственности технологии обучения в образовательной системе лицей — вуз позволит справиться с этими трудностями.

Определяя условия осуществления преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет», мы встретились с рядом противоречий: противоречие между необходимостью обеспечения целостности функционирования образовательной системы «лицейуниверситет» с одной стороны и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ преемственности технологии обучения в данной системе — с другойпротиворечие между необходимостью согласования терминологического аппарата, используемого в лицее и университетеунификации организации и проведения лабораторных практикумов по физике в лицее и вузе (определение цели экспериментальной задачи, выбор метода ее решения, реализация данного метода путем проведения эксперимента, оценка погрешностей измерений и вычислений, анализ полученных результатов) — унификации требований к решению и оформлению задач в лицее и вузе с использованием алгоритмов — с одной стороны и отсутствием соответствующей учебно-методической литературы — с другойпротиворечие между необходимостью выбора взаимосогласованных форм и методов обучения в лицее и университете и использованием различных систем оценивания знаний учащихся (в лицее — традиционная пятибалльная, в университете — рейтинговая).

Названные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: определить наиболее оптимальные условия, необходимые для максимального обеспечения преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет».

В соответствии с вышесказанным, была выбрана следующая тема исследования: «Преемственность технологии обучения в системе «лицей — университет» (на примере преподавания физико-математических дисциплин).

Объектом исследования является технология обучения в системе «лицей — университет».

Предмет исследования — преемственность технологии обучения в системе «лицей — университет».

Целью исследования является определение и экспериментальная проверка комплекса условий, максимально обеспечивающих преемственность технологии обучения в системе непрерывного образования «лицей — университет».

Это обусловлено следующей гипотезой: преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет» может быть успешно осуществлена, если:

• преемственность технологии обучения будет являться одним из основных аспектов цели данной образовательной системы в плане оптимизации обучения;

• будут выявлены и обоснованы общие связи в обучении лицеистов и студентов, способствующие максимальной адаптации первокурсников;

• будет разработана модель осуществления преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицейуниверситет»;

• в качестве основных условий, обеспечивающих максимальную преемственность технологии обучения, будут учтены организационные, психологические, дидактические, материально-технические факторы;

• будут предложены методы, формы и средства обучения и контроля лицеистов, наиболее приближенные к вузовским.

Для решения поставленной проблемы, в соответствии с целью и гипотезой исследования, было решено выделить следующие задачи исследования:

1) провести методологический и психолого-педагогический анализ проблемы преемственности обучения в системе непрерывного образования и уточнить сущность и содержание преемственности обучения в образовательных системах;

2) проанализировать сущность и содержание понятия «технология обучения» и определить понятие «преемственность технологии обучения»;

3) обосновать комплекс условий, максимально обеспечивающих преемственность технологии обучения в системе непрерывного образования «лицей — университет» и экспериментально проверить его эффективность.

Исследование проводилось на базе Саратовского государственного чаграрного университета имени Н. И. Вавилова и лицея-интерната при названном университете и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1996 — 98 гг.) — определение состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике (анализ философской и психолого-педагогической литературы) — изучение адаптационного периода первокурсников и выявление причин их трудностей на данном этапе обучениявыбор объекта и предмета педагогического исследованияразработка научной гипотезы и методики проведения экспериментальной работыотбор и накопление фактического материала, необходимого для проведения эксперимента.

Второй этап (1998 — 99 гг.) — проведение экспериментального исследования с целью проверки сформулированной гипотезы и апробации разработанной методики осуществления преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет».

Третий этап (1999 — 2000 гг.) — систематизация и обработка результатов экспериментального исследованияосуществление дальнейшей работы по внедрению разработанной методики преподавания физики в системе «лицей — университет" — уточнение теоретических и практических выводовзавершение оформления диссертации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды известных философов, педагогов и психологов различных периодов, начиная с древности и заканчивая современными исследованиями, ориентированными на рассмотрение проблемы преемственности в ее различных аспектах: труды К. Д. Ушинского, опиравшегося на рефлекторную теорию И. П. Павлова и его последователей и рассматривавшего процесс усвоения знаний установлением преемственных связей между старыми и вновь приобретенными знаниями через их внутренние связиБ.Г.Ананьева, Ш. И. Ганелина и других, раскрывших «всеобщий педагогический характер» преемственностиП.Р.Атутова, М. Н. Скаткина, С. Г. Шаповаленко, А. А. Шибанова и других, рассматривавших проблему преемственности в плане осуществления политехнического обучения на основе межпредметных связейЛ.Г.Депенчук, В. И. Максимовой, В. Э. Тамарина и других, в плане установления преемственных связей между отдельными звеньями средней школы на различных этапах обученияС.Я.Батышева, В. Я. Вивюрского, Ю. А. Кустова, А. М. Лушникова, М. И. Махмутова и других, в плане установления преемственных связей в системе непрерывного образования.

В основу исследования преемственности технологии обучения легли труды В. П. Беспалько, В. М. Монахова, Т. С. Назаровой, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова и др.

Кроме того, в работе также использованы труды Л. Г. Вяткина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и других, связанные с разработкой теории развивающего обучения, в центре которой находится личность.

К основным теоретическим методам проведенного исследования можно отнести анализ психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также педагогическое и математическое моделирование.

К основным эмпирическим методам исследования можно отнести педагогические наблюдения за процессом обучения лицеистов и студентованкетирование, тестирование, интервьюирование учащихся и преподавателейпроведение констатирующего и обучающего экспериментов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия преемственности технологии обучения в системе «лицей — университет» в соответствии с предложенной моделью формирования данного понятияв определении уровней осуществления преемственности технологии обученияв проведении сравнительного анализа технологий обучения в лицее и университете с использованием единого критериального аппарата и выявлении преемственной связи между нимив разработке модели осуществления преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет" — в теоретическом обосновании комплекса условий, учитывающих организационные, психологические, дидактические, материально-технические факторы, обеспечивающие максимальную преемственность технологии обучения в данной образовательной системев разработке методики организации системы оценивания знаний в лицее с применением метода структурирования кумулятивной оценки по различным видам контроля с учетом их весовых коэффициентов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в системе образовательных учреждений подобного рода (лицей — университет). Так как период адаптации первокурсников в университете значительно сокращается при соблюдении поэтапного преемственного перехода от технологии обучения в лицее к технологии обучения в университете, организация такого поэтапного перехода от одной технологии обучения к другой может быть использована при формировании новых образовательных комплексов и совершенствовании уже имеющихся.

Предложенная система организации преподавания отдельных предметов, учитывающая специфику данного учебного заведения, может найти свое применение в разработке методики преподавания аналогичных предметов в учебных заведениях подобного рода.

Кроме того, разработанная методика организации системы оценивания знаний может с успехом использоваться в любых средних общеобразовательных учреждениях как наиболее эффективная и объективная система оценивания знаний учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечивается глубоким анализом исследуемой проблемы, основывавшимся на положениях и выводах известных философов, педагогов и психологов в исследуемой области, а также на трудах j современных исследователейлогичностью, последовательностью и непротиворечивостью собственных выводов автора в ходе исследованияиспользованием методов, адекватных целям и задачам исследования в соответствии с сформулированной гипотезой исследованияличным опытом работы автора и его непосредственным участием в проведении экспериментальной работы.

Апробация исследования и внедрение результатов исследования. Апробация результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в исследовании, осуществлялась через их публикациюобсуждение материалов исследования на заседании методического объединения учителей физики Заводского р-на г. Саратова (1998 г.) — на курсах повышения квалификации учителей физики при Саратовском областном ИПКРО (1998 г.) — на заседаниях кафедры педагогики СГУ (1999;2000 гг.) — на научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов по итогам научно-исследовательской и учебно-методической работы за 1999 г. в СГАУ имени Н. И. Вавилова.

Выводы и материалы исследования используются в организации преемственного обучения в базовой образовательной системе «лицейуниверситет».

На защиту выносится:

1) уточненное понятие «преемственности технологии обучения в образовательных системах" — сравнительная характеристика технологий обучения в лицее и университете с использованием единого критериального аппарата;

2) модель осуществления преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет», в которой представлены связи между технологиями обучения в лицее и университете;

3) этапы преемственного перехода от технологии обучения в лицее к технологии обучения в университете, позволяющие обеспечить качественную подготовку абитуриентов в университет по профилирующим предметам, выработать у лицеистов «умение учиться», которое сохраняется у них в последующие годы обучения в университете и ускорить процесс адаптации первокурсников;

4) комплекс условий, обеспечивающих максимальную преемственность технологии обучения в системе «лицейуниверситет», представленный организационно-целевым, психологическим, дидактическим, материально-техническим компонентами;

5) рейтинговая система оценки знаний лицеистов как механизм осуществления преемственности технологии контроля обучения в образовательной системе «лицей — университет». Структуру диссертации составляют введение, две главы, заключение, библиография и четыре приложения.

Выводы по второй главе:

1. В ходе проведенного педагогического эксперимента была проверена эффективность предложенного комплекса условий, обеспечивающих преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет». Данный комплекс представлен организационно-целевым, дидактическим, психологическим и материально-техническим компонентами. Все компоненты взаимосвязаны и одновременно дополняют друг друга.

2. Были определены следующие критерии оценки эффективности предложенного комплекса условий, обеспечивающих преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет»: личностная мотивация учебно — познавательной деятельности обучаемыхобщеучебные ЗУНы, необходимые для успешного обучения в лицее и университете. Были также обозначены следующие уровни их сформированности у учащихся:

I. репродуктивно — аддитивный уровень;

II. ассоциативно — оценочный уровень;

III, креативно — трансформирующий уровень.

3. На начальном этапе нашего эксперимента мы проследили процесс перехода от технологии обучения в лицее к технологии обучения в университете, выявили трудности адаптационного периода первокурсников и наметили пути их преодоления, а также определили исходный уровень сформированности общеучебных умений и навыков, необходимых первокурснику для успешного обучения в вузе.

4. Изучая мотивационную сферу лицеистов к изучению непрофилирующих предметов — физики в классах химикобиологического направления на этапе констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что интерес учащихся к изучению данного предмета очень низок. Такая неадекватная исходная оценка степени важности данного предмета приводит к серьезным трудностям при его изучении на первом этапе обучения в университете. Поэтому комплекс предложенных условий был также направлен на обеспечение повышения интереса учащихся — лицеистов к изучению данного предмета.

5. Анализ проведенного исследования позволил установить, что для максимального обеспечения преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет» необходимо обязательное соблюдение всех условий, обозначенных в предложенном комплексе. Отсутствие какого-либо из условий нарушает целостность функционирования этой системы.

6. Проведение эксперимента с соблюдением всех необходимых условий данного комплекса при изучении физики в лицейских классах химико-биологического направления позволило значительно повысить уровень мотивации учащихся экспериментальной группы к изучению данного предмета. Если первоначально на этапе констатирующего.

133 эксперимента, несмотря на достаточно высокий интерес лицеистов к физическим экспериментам (90,3%), в целом практически по всем вопросам анкеты лидировали ответы, характеризующие низкий интерес к данной дисциплине, то после проведения обучающего эксперимента эти показатели заметно изменились. Повысилась доля учащихся, интересующихся дополнительной литературой по данному предмету. Значительная часть учащихся (67,8%) считает, что знания физики необходимы им для получения выбранной специальности. Это говорит о целесообразности использования преподавателем межпредметных связей, учитывающих профессиональную направленность лицеистов, а также об эффективности проведенной системы занятий, в которой отражаются все составляющие комплекса условий, максимально обеспечивающих преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет».

По окончании обучающего эксперимента была также выявлена динамика развития общеучебных знаний и умений лицеистов по предмету. Значительно возросло число лицеистов экспериментальной группы, обладающих высоким (креативно-трансформирующим) уровнем сформированности вышеназванных ЗУНов (с 12,9% до 25,8%), в то время, как в контрольной группе таких изменений не обнаружено. При этом в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой заметно снизилось количество учащихся с репродуктивным уровнем сформированных общеучебных ЗУНов (с 51,6% до 16,1% в ЭГ и с 53,1% до 46,8% в КГ).

7. Была разработана методика использования рейтинговой системы оценки знаний в лицее как наиболее эффективной и объективной по сравнению с традиционной системой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные экономические и социально-политические условия, сложившиеся в России, не могли не отразиться на сфере образования. Изменяющиеся педагогические парадигмы, по мнению многих педагогов-исследователей, требуют наличия постоянного соответствия им сопровождающих их технологий. Согласно основным содержательным особенностям постнеклассической гуманистически ориентированной науки, основные черты которой были выделены в [56], а именно, «распространение междисциплинарных и проблемно-ориентированных форм познавательной деятельностиинтенсификация процессов интеграции и дифференциации в построении картины мира и человекастремление к отражению объективной реальности, в центре которого находится личность и проблемы смысла ее бытия» и др., назрела необходимость трансформации содержания обучающего процесса.

Многие авторы [41], наряду с решением проблемы государственных образовательных стандартов, считают необходимым внесение качественных изменений в содержание и оценку качества образования. В числе этих изменений должно являться:

• осуществление «планомерной разработки всего содержания образования 12-летней средней школы на основе рационализации его структуры и многомерной интеграции учебного материала, в том числе тематическую координацию материала из различных учебных предметовинструментальную интеграцию, обеспечивающую синтез знаний из различных учебных предметов, использование одних предметных знаний в качестве средства применения другихмыслительно-технологическую, методологическую интеграцию,.

135 связанную с осознанием единства методов, используемых в разных учебно-предметных областях";

• обеспечение преемственности на всех ступенях образования;

• обеспечение эффективного функционирования системы непрерывного профессионального образования.

Разделяя точку зрения этих авторов в том, что современные старшеклассники в своем большинстве не умеют правильно выражать свои мысли, убеждать на основе логически выстроенной системы доводов и, как следствие, участвовать в различных дискуссиях, мы в свою очередь у считаем, что они в дальнейшем испытывают огромные сложности при р обучении в вузе. Причем, период адаптации для таких студентов может растянуться на длительный срок. Поэтому, учитывая возрастание требований, предъявляемых обществом к современному человеку, считаем необходимым начинать работу по развитию требуемых навыков у учащихся как можно раньше и, что на наш взгляд, не менее важно, вести эту работу, основываясь на преемственности в обучении и воспитании, в случае отсутствия которой не может быть и речи о каком-либо процессе развития.

Проблема преемственности, учитывая ее многоаспектность, всегда была в числе первоочередных проблем. Она рассматривалась в плане осуществления политехнического обучения на основе межпредметных связейв плане установления преемственных связей между отдельными звеньями средней школы на различных этапах обученияв плане установления преемственных связей в системе непрерывного образования (преемственность между общим и профессиональным образованием, преемственность средней и высшей школы и т. д.).

Анализируя результаты исследования по решению поставленных задач, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенное исследование позволяет решить одну из актуальных проблем преемственности: преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицейуниверситет».

2. Отдавая должное результатам исследований различных специалистов в вопросах технологии обучения и преемственности, следует отметить, что комплекс условий, обеспечивающих максимальную преемственность технологии обучения в системе «лицей — университет», в которой обучение преломляется через ее профильную специфику, до настоящего времени не был определен. Поэтому данная работа позволяет восполнить этот пробел. Учитывая, что время обучения в лицее весьма ограничено, необходима такая совершенная технология обучения, которая являлась бы для преподавателя «нитью Ариадны», позволяющей ему реализовать на практике в кратчайшие сроки заранее спланированный учебно воспитательный процесс.

3. В проведенном исследовании определена сущность понятия преемственности технологии обучения в системе «лицейуниверситет» в соответствии с предложенной моделью формирования данного понятия. В контексте нашего исследования под преемственностью технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет» следует понимать взаимообусловленную согласованность технологий обучения в лицее и университете, осуществляемую образованием связей, обеспечивающих целостность функционирования данной системы.

4. Были также определены уровни осуществления преемственности технологии. Являясь связующим звеном между технологиями.

137 обучения в структурных компонентах образовательной системы «лицей — университет», преемственность может обеспечивать целостность функционирования данной системы на различных уровнях: на уровне «стыковки» технологий на конечном этапе обучения в лицее и этапе поступления в университетна уровне частичного согласования технологий структурных компонентов системына уровне органически полного взаимного согласования образовательных технологий в отдельных структурных звеньях данной системы.

5. Используя конструктивный подход к описанию педагогических технологий, предложенный Г. К. Селевко, в работе проведен глубокий анализ существующих технологий обучения в лицее и университете, а также дано сравнение этих технологий по единым критериям: концептуальная основа, содержательная часть, процессуальная часть технологий. Это позволило обозначить наличие связей между технологиями обучения в лицее и университете и выявить, в каких структурных и функциональных компонентах данных технологий эти связи наиболее ощутимы и где имеются слабые звенья.

6. Разработана модель осуществления преемственности технологии обучения в образовательной системе «лицейуниверситет» с помощью которой был теоретически обоснован комплекс условий, учитывающих организационные, психологические, дидактические, материально-технические факторы и обеспечивающие максимальную преемственность технологии обучения в данной образовательной системе. Организационно-целевой компонент данного комплекса представлен преемственной согласованностью действий педагогов лицея и университета, а также преемственной.

138 согласованностью действий учащйхся (лицеистов и студентов) — оптимальными затратами времени и оптимально составленным расписанием занятий. Дидактический компонент представлен трансформацией содержания обучающего процесса с учетом профессиональной ориентации учащихся (наличие преемственных связей в структуре учебного материалапреемственное развитие у учащихся творческого мышления, общеучебных знаний и уменийпреемственное использование разнообразных методов, приемов и форм контроля и самоконтроля учащихся). Психологический компонент представлен изучением мотивационно — целевой сферы учащихся и стимулированием их познавательной деятельностиразвитием субъект — субъектных отношений между преподавателями и обучаемымипроведением преемственного обучения с учетом уровней сформированности у учащихся общеучебных ЗУНоввладением учащимися культурой умственного труда, умением слушать, записывать лекции, составлять конспекты, рефераты и т. д. Материальнотехнический компонент представлен наличием необходимой учебной и учебно — методической литературы, ТСО, лабораторного и учебного оборудования.

7. Результаты проведенного экспериментального исследования показали, что период адаптации первокурсников в университете значительно сокращается при соблюдении поэтапного преемственного перехода от технологии обучения в лицее к технологии обучения в университете: 1 этап — «адаптация» лицеиста- 2 этап — «социализация лицеиста" — 3 этап -«профессионально ориентированное обучение». Однако такой постепенный переход от лицейской технологии обучения к.

139 вузовской должен обеспечиваться выполнением всех условий обозначенного нами комплекса, представленного организационно-целевым, дидактическим, психологическим и материально-техническими компонентами. В противном случае, как показали наши исследования, целостность преемственного перехода от технологии обучения в лицее к технологии обучения в университете будет нарушена.

8. Эффективность предложенного комплекса условий, обеспечивающих максимальную преемственность технологии обучения в образовательной системе «лицей — университет» проверялась в ходе обучающего эксперимента в соответствии с разработанной методикой и критериями определения уровней сформированности общеучебных ЗУНов. Сопоставление результатов констатирующего и формирующего экспериментов показало, что реализация предложенного комплекса позволила существенно повысить уровень сформированных общеучебных ЗУНов лицеистов, необходимых им для дальнейшего успешного обучения в университете.

9. В ходе проведенного исследования также выяснилось, что, несмотря на наличие преемственных связей в некоторых формах и методах контроля знаний лицеистов и студентов (дои послелекционный контроль знаний, проведение экзаменов в устной и письменной форме, введение отдельных элементов рейтинговой системы), система оценивания знаний лицеистов остается традиционной пятибалльной, в то время как в ряде университетов используется рейтинговая система как наиболее эффективная. Поэтому мы разработали методику организации реитинговои системы оценивания знании в лицее, применив для этого оригинальный метод структурирования кумулятивной.

140 оценки по различным видам контроля с учетом их весовых коэффициентов. Результаты наших расчетов заметно не отличаются от аналогичной экспертной оценки. Учитывая также положительный опыт внедрения такой системы автором данной работы в практику средней школы, можно с уверенностью сказать, что ее применение не ограничивается только образовательными комплексами «лицей — университет». Данная система оценивания знаний учащихся может с успехом использоваться в любых средних общеобразовательных учреждениях как наиболее объективная и эффективная система. Однако и этим не ограничивается возможность ее практического применения. По нашему убеждению, рейтинговая система, при дальнейшем ее усовершенствовании, позволит диагностировать профессиональную направленность учащихся на ранних этапах и помочь им в дальнейшем при выборе профессии. Таким образом, преемственность технологии обучения в системе лицей — университет", представляя собой взаимообусловленную согласованность технологий обучения в лицее и университете в концептуальном, содержательном и процессуальном аспектах, может быть осуществлена при наличии комплекса условий, позволяющих обеспечить целостность функционирования данной образовательной системы.

Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает полностью проблему преемственности в обучении. Перспективы дальнейших исследовании нам видятся в детальном изучении возрастных и психологических особенностей лицеистов на каждом этапе преемственного перехода от технологии обучения в лицее к вузу и исследование возможностей индивидуального подхода в обучении на данных этапах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.К. Словарь иностранных слов. — М.: «Лист», 1998. -384с.
  2. .Г. О преемственности в обучении. // Советскаяпедагогика. 1953.-№ 2, С. 23−35.
  3. Д.А. Проблема адаптации студента. В кн.: Молодежь и образование. М., 1972, С.194−204.
  4. А.Н. О преемственности программы по математике для средней и высшей школы. В кн.: Педагогика высшейшколы. Минск, 1978. Вып. З, С. 59−62.
  5. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 192с.
  6. Л.И. Критериально-ориентированное тестирование как эффективное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений. Дисс. на соискание. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 207с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982.- 192с.
  8. В.И., Макашов В. Я., Вяткин Л. Г. и др. О системе и принципах планирования самостоятельной работы студентов. Саратов, 1989. 50с.
  9. В.А. задачи по физике и методы их решения: Пособие для учителя. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 432с.
  10. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294с.142
  11. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд-во Ин-та профтехобразования РАО, 1996. — 90с.
  12. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (Теоретико-методологический аспект) / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — 80с.
  13. С.Я. Профессионально-техническая подготовка учащихся ключевая проблема педагогической науки. // Советская педагогика. — 1984. — № 4, С. 11−18.
  14. А.П. О преемственности трудового и профессионального обучения // Проф.-техн. образование. 1976. — № 11.1. С.14−16.
  15. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. Томск- Изд-во Томского университета, 1988. -222с.
  16. М.Н. Обще дидактические подходы к гуманизацииобразования//Педагогика. 1994. № 5. С. 21 25.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. — 192с.
  18. В.П. Тесты по физике. 10-й класс. Саратов: «Лицей», 1999. 44с.143
  19. В.И. Введение в педагогическую технологию. -Пятигорск, 1994. 70с.
  20. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Советская педагогика. 1991. — № 9, С. 123−128. 4
  21. Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11 17.
  22. А.К. О преемственности учебно-воспитательной работы в 4−5 классах. // Начальная школа. 1952. — № 12, С. 3−10.
  23. Т.О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося. Дисс. на соискание. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 181с.
  24. В.Я. О преемственности между восьмилетней школой и средними учебными заведениями. // Советская педагогика.1981.-№ 10, С. 25−31.
  25. В.Г., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение. М., 1972. — 117с.
  26. Л.Г. Новая парадигма образования.// Педагогика: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во «Слово», 1999.-135 с.
  27. Л.Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1997.- 128 с.
  28. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. 45с.
  29. Ш. И. и др. Основные вопросы учебно-воспитательной работы в 5 классе. В 2-х т. М., 1958. 125с.
  30. Ш. И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в 4 5 классах. // Советская педагогика.1955.-№ 7, С. 3−14.144
  31. Ш. И., Бушля А. К. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−7 классах. М., 1961.- 130с.
  32. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр I. 1991, июнь. С. 10 18.
  33. С. М. О некоторых причинах стрессовых состояний у первокурсников Вуза. В сборнике: Формирование общественно -политической и познавательной активности студентов педагогических
  34. Вузов.- Воронеж, 1976. Т. 184, С. 19 21.
  35. С.М. О преемственности в развитии вузовской педагогики. В кн.: Педагогика высшей школы. Воронеж, 1974, С. 69−88.
  36. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, ВГУ, 1981. — 208с.
  37. В.Г. Основы философии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 352с.
  38. Р.И. Курс физики (для сельскохозяйственных институтов): Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1980. 607с.
  39. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект / Под ред. М. И. Махмутова. М.: Педагогика, 1985. — 152с.
  40. Ю., Давыдов В., Зинченко В., Никандров Н., Поляков Н., Шадриков В. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий. // Вестник высшей школы. 1998. — № 3, С. 17.21.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 239с.145
  42. В.В. Содержание и структура деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.:1. Педагогика, 1982. 126с.
  43. Л.Г. Преемственность в развитии естествознания
  44. Киев: Наук, думка, 1988. 127с.
  45. В.К. В сборнике: Проблемное обучение в Вузе / Отв. Ред. Л. Г. Вяткин. Саратов. Изд-во: СГУ, 1987. 77с.
  46. Г. И. Педагогика в понятиях и определениях. -Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1991. 77с. г
  47. В.П. Преемственность формирования учебной деятельности учащихся и курсантов: методология, теория, технология. -Саратов: Слово, 1999. 197с.
  48. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. 431с.
  49. Т.А. Актуальные вопросы вузовской педагогики. В кн.: Актуальные вопросы вузовской педагогики. Тез. докл. межвузов, конф. Куйбышев, 1973. — 16 с.
  50. Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике. // Советская педагогика. 1971. — № 9, С. 123 -134.
  51. В.Р. Методическое руководство к таблицам по физике «Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология)». М.: Просвещение, 1989. — 62с.
  52. В.Р. Перекрестки химии, физики, биологии. -Москва: Просвещение, 1986. 172с.
  53. Т.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. М., 1969, 24с.146
  54. О.Ф., Кабардина С. И., Орлов В. А. Контрольные и проверочные работы по физике. 7−11кл.: Метод, пособие. М.: Дрофа, 1997.- 192с.
  55. С.И. Преемственность школы и вуза впрофессиональном становлении студентов-педагогов. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Запорожье, 1986. — 216с.
  56. М.П., Помогайбин В. Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении.// Журнал прикладной психологии 1998, № 5. С. 53−67.
  57. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики, Москва, «Просвещение», 1988. 159с.
  58. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 75с.
  59. М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. // Советская педагогика. 1984. — № 4, С. 117 122.
  60. О.И. Преемственность формирования учебной деятельности в системе «лицей-вуз». Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 213с.
  61. Я.А. Великая дидактика. Избр. Пед. соч. — М., 1955.- 120с.
  62. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — т. 2. — С. 174−191.
  63. Э.Д., Пеннер Д. И. Программированные задания по физике для 9 класса: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. -95с.
  64. А.И. Разработка вопросов педагогической технологии в США. // Советская педагогика. 1973. — № 10, С. 132 — 140.147
  65. Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. Самара: изд-во Самарского ун-та, 1993. — 112с.
  66. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Изд-во Саратовского университета, 1982. 274 с.
  67. Ю.А., Бахарев Н. П., Воронин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования. Тольятти: изд-во Тольяттинского политехнического ин-та, 1999. — 222с.
  68. И.В. Формирование научного мировоззрения: взаимосвязь физики, химии и биологии при изучении молекулярной и квантовой физики. / Физика, 1998, № 26. С. 14.
  69. Л.А., Коннычева Г. Г., Сегеда Н. М. Инновации в довузовском образовании. Саратов: Изд-во СарИПКРО, 1998. — 37с.
  70. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334с.
  71. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. -М.:Прометей, 1996. 462с.
  72. A.M. О преемственности в преподавании общественно-политических дисциплин в средней школе и вузе. Научн. тр. Свердл. пед. ин-та, 1974. — 241с.
  73. A.M. Преемственность средней школы и вуза в формировании личности учащегося. Научн. тр. Свердл. пед. ин-та, 1978, сб.310, С. 8−24.
  74. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Уч. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1987. — 160с.
  75. М.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования- Вопросы обучения и воспитания. // Советская педагогика.1986. № 6, С. 32−37.
  76. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995.- 123с.
  77. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 10 кл. сред, шк. М.: Просвещение, 1990. — 223с.
  78. Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. — № 3, С. 20−27.
  79. С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1961. — 900с.
  80. О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 128с.
  81. И.В. Формирование рационального подхода к учебной деятельности у студентов вузов. Дисс. на соискание. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 169с. ч
  82. Положение о модульной системе обучения. О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся / Под149ред. А. В. Дружкина. Саратов: сарат. гос. агр. ун-т им. Н. И. Вавилова, 1999. -20с.
  83. В.М. Структура результата научно-педагогических исследований. // Педагогика. 1998. — № 7, С. 26 — 30.
  84. В.Г., Дик Ю.И., Нурминский И. И. и др. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике: 7−11кл.: Кн. для учителя. М.:1. Просвещение, 1996. 190с.
  85. В.Н. Преемственность в обучении слушателей подготовительного отделения и студентов вуза. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Минск, 1987. — 213с.
  86. А.И., Суханов А. Д. Синергетика: сб. статей. Пер. с англ. Под ред. Кадомцева Б. Б. М.: Мир, 1984. — 248с.
  87. Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. — 320с.
  88. Н.А. Балльная система оценки знаний и умений// Физика, 1998. № 23, С. 4.
  89. Г. И. Теория, методика и технология обучения. // Педагогика. 1999. — № 1, С. 19−24.
  90. Сборник. Тесты 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. М.: Прометей, 1998. — 256с.
  91. Г. К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998. — 256с.
  92. Н.К. К понятию связи в исследовании целостного педагогического процесса // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып.1. Волгоград, 1990. — 56с.
  93. Е.Е. Комплексная оценка знаний при разноуровневом подходе к личности учащегося // Физика, 1998. № 21, С. 13.150
  94. Д.Ш. Дидактические условия преемственности в формах и методах обучения в средней и высшей школе. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Казань, 1985. — 150с.
  95. Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. -(Зарубежная школа и педагогика). — 224с.
  96. М.Н. О дидактических основах связи обучения с трудом учащихся. М., 1960. 70с.
  97. Л.И. Дидактический материал по физике. 10 кл. Пособие для учителей. М: Просвещение, 1977. — 143с.к.
  98. Л.И. Дидактический материал по физике. 9 кл. Пособие для учителей. -М: Просвещение, 1976. 143с.
  99. . И. Физика в ее развитии. М.: Просвещение, 1979.- 208с.
  100. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
  101. В.Э. Сущность и пути оптимизации преемственности учебной и внеклассной работы со школьниками. // Преемственность учебной и внеклассной работы со школьниками. Сб. науч. трудов. -Барнаул, БГПИ, 1980, С. 4−48.
  102. Ю.С. Использование политехнических ситуаций в профессиональной подготовке учащихся: Метод, рекомендации. Казань:
  103. Изд-во АПН СССР, 1986. 35с.
  104. А.В., Антропова Н. С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. Пособие для учителей. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1976. 191с.
  105. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981. — 158с.151
  106. И. Задачи в школе и задачи в вузе. // Alma Mater. 1993. № 3. С. 24 26.
  107. Т.С. Рекомендации для учащихся, как написатьреферат. // Физика, 1998. № 21. СЛ.
  108. Физика в таблицах. 7 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В. А. Орлов. — М.: Дрофа, 1997. — 64с.
  109. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840с.
  110. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240с.
  111. Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе. // История педагогической технологии: Сб. научных трудов.1. М., 1992.- 116с.
  112. С.Е. Роль лекций в процессе вузовской адаптации студентов. // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Межвуз.сб. Барнаул: изд-во Алтайского ун-та, 1988. -119 с.
  113. С.А. Физика и человек, М.: АО Аспект Пресс, 1994.180с.
  114. Е.М. Как готовиться к вступительному экзамену по физике. Часть И: Учебно-методическое пособие для слушателей заочных подготовительных курсов и подготовительного отделения. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. — 126с.
  115. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. -157с.
  116. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. // Педагогика. 1997. — № 2, С. 21 — 29.152
  117. С.Г. Связь изучения основ наук с жизнью и производительным трудом учащихся: Материалы для организации пед. иметод, исследований. М., 1961,36с.
  118. Н.М. и др. Физика: Учеб. для 10 кл. сред, шк./
  119. Н.М.Шахмаев, С. Н. Шодиев. М.: Просвещение, 1991. — 240с.
  120. А.А. Политехническое и производственное обучение в сельской школе. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 1962, 400с.
  121. И.В. Подготовка студентов педвуза к применению инновационных технологий учения. / Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. -Саратов, 1998. 171с.
  122. Элькин Д. Г В сборнике: Проблемное обучение в Вузе / Отв. Ред. JI. Г. Вяткин. Саратов. Изд-во: СГУ, 1987. 77с.
  123. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554с.
  124. Ф. Технология обучения в системе высшего образования / (Пер. с польского). М.: Высшая школа, 1986. — 133с.
  125. То Improve Learning. An Evaluation of Instructional Technology/ ed. S.G.Ticton R.R. Bowker Сотр. Inc. New York and London: 1970. — V.l.153
Заполнить форму текущей работой