Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание и обучение на Руси 14-17 века (Сергий Радонежский, Ф. Ртищев, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Софроний Лихудов, протопоп Аввакум)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федеоров, Федор Ртищев, Василий Бурцов, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др. Они не замыкались в узко национальных рамках. Их живо интересовал школьно-педагогический опыт Византии и Западной Европы. Например, посольство во главе с Дмитрием Ралевым, побывав в 1499 г. в Италии… Читать ещё >

Воспитание и обучение на Руси 14-17 века (Сергий Радонежский, Ф. Ртищев, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Софроний Лихудов, протопоп Аввакум) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая мысль средневековой Руси XIV—XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: «Пчела» (XIV-XV вв.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Послание Геннадия» (1550) и др.

Так, в «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Копающий яму под ближним своимупадет в нее»; «Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага»; «Всем угождать зло»; «Уча учи поступкам, а не словам»; «Учение имеет корень горький, а плод сладкий» и пр.

Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федеоров, Федор Ртищев, Василий Бурцов, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др. Они не замыкались в узко национальных рамках. Их живо интересовал школьно-педагогический опыт Византии и Западной Европы. Например, посольство во главе с Дмитрием Ралевым, побывав в 1499 г. в Италии, ознакомилось со школой Витторино да Фельтре. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Так, Карион Истомин подготовил в 1693 г. для царевича Петра Алексеевича учебное пособие, где сознательно реализовал установки Я. А. Коменского о «материнской школе» (текст и изображение в пособии сливались в единый образ).

Воспитание происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками. Основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский (ок. 1321−1391) предстает прежде всего как «учителям учитель… неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник» .

Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению: 1) «латинофильский» (Симеон Полоцкий — 1629−1680, Сильвестр Медведев — 1641−1691), 2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий — 1600−1675, Федор Ртищев — 1625−1673, Карион Истомин — 1650−1717), 3) славяно-греко-латинский (Иоанникий — 1639−1717 и Софроний — 1652−1730 Лихуды), 4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум — 1621−1682). По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов.

Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела. Так, С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: «Псалтырь рифмотворная», «Вертоград многоцветный», «Букварь языка славенска» и др. Мир видится Полоцкому книгой, написанной Богом. Задача наставника — научить читать эту книгу. Вступив в извечный спор о природе ребенка, Полоцкий характеризует ее как «скрижаль ненаписанную», изображение на которой во многом зависит от учителя. Полноценное обучение, по Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом и родном языках.

Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию «мужества, мудрости, правды и целомудрия». Взгляды Аввакума отражали брожение русских умов. Известны материалы следственного дела 1650 г., проходившая по которому московская молодежь сетовала, что в греческой грамоте «еретичество есть», и признавалась, что родственники и товарищи говорили: «Перестань учиться по-латыни, дурно это» .

Епифаний Славинецкий стремился уйти от крайностей «латинофилов» и православно-старообрядческого направления. В своих сочинениях «Рассуждение об учении греческому языку» и особенно «Гражданство обычаев детских» Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой