Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессионально-языковая компетентность как фактор успешности учебной деятельности студентов технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработано педагогическое обеспечение профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов, включающего три структурных компонента: содержательный (формирование структурных компонентов профессионально-языковой компетентности) — операционально-деятельностный (совокупность педагогических условий исследуемого процесса: обеспечение положительной мотивации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕСИСОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ
    • 1. 1. Успешность учебной деятельности студентов как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Профессионально-языковая компетентность в контексте успешности учебной деятельности студентов
    • 1. 3. Педагогическое обеспечение профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Обеспечение положительной мотивации у студентов технического вуза к формированию профессионально-языковой компетентности
    • 2. 2. Обогащение содержания гуманитарных учебных курсов элементами знаний по терминологии и теории определений
    • 2. 3. Разработка специальных заданий, направленных на формирование профессионально-языковой компетентности у студентов технического вуза
  • Выводы по второй главе

Профессионально-языковая компетентность как фактор успешности учебной деятельности студентов технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что основной тенденцией в реформировании высшей школы России в настоящее время является ее гуманизация, которую можно описать, как комплексное решение проблем духовно-нравственного и профессионального становления личности будущего специалиста. Одно из направлений этого процессагуманитаризация, являющаяся средством повышения эффективности образовательного процесса, что предполагает повышение успешности учебной деятельности студентов.

Одним из аспектов процесса гуманитаризации образования в последнее время выступает признание большой роли языка в образовательном процессе учебных заведений, в том числе — высшей технической школы.

Теоретической основой для этого выступает философское положение о неразрывной взаимосвязи языка и мышления, раскрытое в трудах Р. А. Будагова, К. К. Жоля, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В. З. Панфилова, И. М. Сеченова, А. Г. Спиркина и многих других. Различные аспекты проблемы языка в образовательном процессе представлены в работах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, М. А. Булавиной, М. Н. Высоцкой, К. К. Гомоюнова, Е. Я. Городецкой, Л. Ю. Гордина и Х. Штольца, Э. Дрефенштедта и О. Мадера, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, И. И. Кобыляцкого, И. Я. Конфедеротова, И. Т. Огородникова, В. А. Сластенина, А. М. Сохора, И.Н. и П. И. Сусловых, А. Д. Сушкова, Н. П. Удалова, И. Ф. Харламова.

Однако, анализ работ указанных авторов показывает, что они ориентированы преимущественно на коммуникативную функцию языка. Вместе с тем, к современному специалисту предъявляется требование уметь точно, ясно и аргументированно излагать свою позицию по тому или иному вопросу как в устной, так и в письменной форме: делать доклады, составлять отчеты и так далее. Кроме того, в публикациях даются рекомендации общего характера о разъяснении термина, расширении профессионального словаря и тому подобное.

Эпистемическая же функция языка в связи с образовательным процессом в вузе не получает, как нам представляется, достаточного отражения. Тогда как в работах по функциональной стилистике отмечается роль языка, как средства фиксирования научного знания для передачи его последующим поколениям. По нашему мнению, знание студентами тех средств естественного языка, которые используются для хранения и переработки научной информации, составляющей содержание обучения в высшей школе, и умение пользоваться этими средствами, входящими в состав языковой компетентности, могут оказать существенное положительное влияние на усвоение студентами учебной информации и тем самым на успешность образовательного процесса, поскольку усвоенная в вузе информация представляет собой основу знаний по специальности, составляющих необходимый компонент профессиональной компетентности специалиста.

Таким образом, в науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы педагогического обеспечения профессионально-языковой компетентности, как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза, однако влияние уровня владения обучаемыми указанными специфическими умениями на успешность их учебной деятельности не было предметом специального исследования и требует дальнейшего изучения.

Кроме того, анализ научной литературы и образовательной практики в технических вузах позволил выделить ряд противоречий в структуре указанной выше проблемы нашего исследования, а именно:

— между потребностью современного общества в специалистах технического направления (650 000), способных реализовать свою профессиональную компетентность в полинаучном коммуникативном пространстве, и недостаточно целесообразным обеспечением формирования данной компетентности языковыми средствами в процессе профессионального образованиямежду потребностью педагогической науки в разработке соответствующего обеспечения формирования профессионально-языковой компетентности будущего инженера и узкоспециализированной направленностью образовательного процесса в технических вузах;

— между потребностью личности будущего инженера в успешном обучении по всем циклам дисциплин профессиональной образовательной программы специальности и недостаточной разработкой подходов к реализации профессионально-языковой компетентности, как фактора успешности учебной деятельности в пространстве технического вуза.

Актуальность проблемы и ее недостаточная изученность определили выбор темы данного диссертационного исследования: «Профессионально-языковая компетентность как фактор успешности учебной деятельности студентов технического вуза».

Цель исследования — выявить, определить и обосновать педагогические условия реализации профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза.

Объект исследования — образовательный процесс в техническом вузе.

Предмет исследования — профессионально-языковая компетентность как фактор успешности учебной деятельности студентов технического вуза.

Гипотеза исследования — профессионально-языковая компетентность выступит в качестве фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза, если в его образовательном процессе будут созданы следующие условия:

— обеспечение положительной мотивации у студентов технического вуза к формированию профессионально-языковой компетентности;

— обогащение содержания гуманитарных учебных курсов элементами знаний по терминологии и теории определений;

— разработка специальных заданий, направленных на формирование профессионально-языковой компетентности студентов технического вуза.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть успешность учебной деятельности студентов как психолого-педагогическую проблему.

2. Охарактеризовать профессионально-языковую компетентность в контексте успешности учебной деятельности студентов.

3. Разработать систему педагогического обеспечения профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза.

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по созданию педагогических условий реализации профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза в конкретном образовательном пространстве.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы, методы и приемы диалектической логики (Г.Гегель, К. Маркс, В. И. Ленин, Ф. Энгельс и другие), а именно: законы диалектики, ее категории, позволившие сформулировать понятия «учебная деятельность», «успешность учебной деятельности», «профессионально-языковая компетентность», «фактор" — философские и лингвистические концепции о взаимосвязи языка и мышления (Р.А.Будагов, А. Н. Леонтьев, А. Г. Спиркин и другие), давшие возможность определить структуру профессионально-языковой компетентности и ее роли в обеспечении успешности учебной деятельности студентов технического вузапринципы детерминизма, системности, развития и активности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов и другие), способствовавшие выявлению, определению и обоснованию педагогических условий реализации профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вузаметодологические основы теорий отражения и деятельности, личностно-деятельностного и информационного подходов к образовательному процессу.

С .И. Архангельский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. А. Сластенин и другие), на основе которых разрабатывалось педагогическое обеспечение профессионально-языковой компетентности как фактора исследуемого процессакомплекс научных идей об успешности учебной деятельности как характеристике ее эффективности, о тезаурусе как форме хранения знаний о мирео модели семантической теории информации и ее применении в педагогикео термине как языковой единице, выражающей содержание соответствующего понятия (А.В.Смирнов, Н. И. Мешков, В. А. Якунин и другие), выступивших в качестве базовых при обобщении теоретических положений, раскрывающих обоснованность представления о профессионально-языковой компетентности, как об одном из факторов успешности учебной деятельности студентов.

Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, анализ понятийно-терминологических систем этих наук, синтез) — методы научно-эмпирического уровня (наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, анализ материалов учебной деятельности студентов, опытно-экспериментальная работа, включенная в естественный образовательный процесс) — математические (анализ распределения).

База и этапы исследования. Базой исследования выступил Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск). Пилотажные исследования проводились в образовательном пространстве Красноярского государственного университета, Красноярской государственной академии цветных металлов и золота. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 218 студентов и преподавателей. Связь между разрабатываемой теоретической базой и практической частью работы обеспечивалась поэтапным ходом работы.

Исследование проводилось в три этапа:

Подготовительный этап (2000;2001 гг.) характеризуется подбором, изучением и теоретическим анализом философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблемебыли сформулированы объект, предмет, цель, основные задачи и отобраны методы исследования, разработана общая структура работы и рабочая гипотеза исследованияразрабатывались теоретические представления о сущности профессионально-языковой компетентности и ее влиянии на успешность образовательного процесса.

Основной этап (2002;2003 гг.) состоял из двух стадий: на первой проводилось определение начального уровня сформированности операционного компонента профессионально-языковой компетентности в контрольной и экспериментальной группах и оценка условий положительного воздействия составляющих его знаний и умений на успешность учебной деятельностина второй — последовательно создавались выявленные педагогические условия, при которых операционный компонент профессионально-языковой компетентности оптимальным образом выступает в качестве фактора успешности учебной деятельности студентов.

Заключительный этап (2004;2005гг.) был посвящен проведению качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы, обработке и систематизации полученных данных, оформлению диссертационного исследования.

Научная новизна исследования.

Доказано, что профессионально-языковая компетентность выступает одним из факторов успешности учебной деятельности студентов технического вуза, реализуясь как профессионально-значимое качество будущего специалиста в единстве ее информационного (профессионально ориентированного частичного тезауруса) и операционного (осознанного владения языковыми средствами эксплицирования смысловых отношений между элементами тезауруса) компонентов.

Разработано педагогическое обеспечение профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов, включающего три структурных компонента: содержательный (формирование структурных компонентов профессионально-языковой компетентности) — операционально-деятельностный (совокупность педагогических условий исследуемого процесса: обеспечение положительной мотивации у студентов технического вуза к формированию профессионально-языковой компетентностиобогащение содержания гуманитарных учебных курсов элементами знаний по терминологии и теории определенийразработка специальных заданий, направленных на формирование профессионально-языковой компетентности студентов технического вуза) и оценочно-регулятивный (определение основного (сформированность операционального компонента профессионально-языковой компетентности) и вспомогательных (когнитивного, эмотивного и деятельностного) критериев исследуемого процесса, а также уровней сформированности операционного компонента профессионально-языковой компетентности, на основе выделения полного (общенаучного), предметного (по отдельным предметам) и дискретного (по отдельным разделам дисциплины) индивидуального тезауруса).

Разработана модель комплекса упражнений, позволяющих целенаправленно повышать уровень операционного компонента профессионально-языковой компетентности, включающая три блока — терминологический (задания на усвоение отдельных терминоэлементов), понятийный (задания на определение основных признаков понятий) и категориальный (задания на обобщение и ограничение понятий).

Теоретическая значимость исследования.

Уточнено понятие «профессионально-языковая компетентность» посредством следующих существенных признаков: «профессионально значимое качество специалиста», «восприятие», «понимание», «сообщения (тексты)», «специфические средства естественного языка», «подъязык профессии» «объект профессии», «память», «мыслительные процессы" — обоснована структурная модель профессионально-языковой компетентности, которая отражает два компонента: информационный, характеризующийся объемом и структурой имеющегося у индивида профессионально ориентированного частичного тезауруса, и операционный, представляющий собой осознанное владение языковыми средствами эксплицирования смысловых отношений между элементами тезауруса. Вышесказанное обогащает теорию общей и профессиональной педагогики (разделы «Дидактика» и «Методы обучения»).

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных дидактических материалов (анкет, дидактических тестов, сборников терминоэлементов) для реализации модели комплекса упражнений, направленных на повышение уровня сформированности операционального и информационного компонентов профессионально-языковой компетентности, на основе терминологической системы дисциплины «Машины и аппараты химической технологии» для студентов специальностей направления 650 000.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической основой — положениями о неразрывной взаимосвязи языка и мышления, об эпистемической и когнитивной функциях языка, о языковом подходе к изучению личностииспользованием системного и информационного подходов, применением теоретических и научно-эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, опытно-экспериментальной проверкой теоретических выводов и ее положительными результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались на заседаниях научно-методических и аспирантских семинаров преподавателей кафедр психологии и педагогики, лингвистики в Сибирском государственном технологическом университете, в процессе научных сообщений на Всероссийской конференции «Роль языка в формировании социокультурной личности специалиста в современных условиях» (г.Красноярск, 2000 г.). Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах» (г.Красноярск, 2001 г.), «Актуальные проблемы педагогики и психологии» (Красноярск, 2000;2004 гг.), а также путем публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионально-языковая компетентность представляет собой профессионально значимое качество специалиста, характеризуемое комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих ему возможность воспринимать, понимать и порождать сообщения (тексты), содержащие выраженную специфическими средствами естественного языка (подъязыка профессии) информацию, относящуюся к объекту его профессии, сохранять такую информацию в памяти и обрабатывать ее в ходе мыслительных процессов. Структура профессионально-языковой компетентности представлена двумя компонентами: информационным, характеризующимся объемом и структурой имеющегося у индивида профессионально ориентированного частичного тезауруса, и операционным, представляющим собой осознанное владение языковыми средствами эксплицирования смысловых отношений между элементами тезауруса.

2. Обеспечение положительной мотивации у студентов технического вуза к формированию профессионально-языковой компетентности выступает необходимым педагогическим условием ее реализации как фактора успешности учебной деятельности, поскольку позволяет организовать педагогический процесс на основе учебно-познавательного мотива.

3. Обогащение содержания гуманитарных учебных курсов элементами знаний по терминологии и теории определений выступает необходимым педагогическим условием реализации профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза, поскольку обеспечивает конкретное (специализированное) выражение терминологической системы той или иной дисциплины в использовании приемов работы с терминами, как языковыми единицами, позволяющих раскрыть особенности их состава и структуры, по которым можно судить о признаках соответствующих понятий. 4. Разработка специальных заданий, направленных на формирование профессионально-языковой компетентности студентов технического вуза, выступает достаточным педагогическим условием ее реализации как фактора успешной деятельности, поскольку обеспечивает осмысление, запоминание и практическое применение специфических знаний и умений по дисциплинам в образовательном процессе на основе применения способов эксплицирования смысловых отношений между понятиями в тезаурусе в языковых формах и умение пользоваться ими.

Выводы по второй главе.

По результатам опытно-экспериментальной работы, изложенным во второй главе, можно сделать выводы о том, что, во-первых, стихийно формирующийся в ходе образовательного процесса уровень профессионально-языковой компетентности недостаточен для обеспечения ее функционирования в качестве фактора успешности учебной деятельности студентовво-вторых, целенаправленное влияние на уровень положительной мотивации у студентов к формированию профессионально-языковой компетентности возможно, однако его повышение не является достаточным условием для повышения уровня сформированности операционного компонента профессионально-языковой компетентностив-третьих, обогащение содержания гуманитарных учебных предметов элементами знаний по терминологии и теории определений является необходимым, но не достаточным условием^ особенно в части, касающейся высокого уровня сформированности указанного компонентав-четвертых, основным условием, способствующим реализации профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности, является разработка специальных заданий, направленных на формирование ее операционного компонента в силу того, что проведение занятий со студентами с применением таких заданий позволяют обеспечить осмысление, запоминание и практическое применение специфических (технических) знаний и умений, и, кроме того, а также повысить эффективность первых двух условий исследуемого процессав-пятых, использование определенных способов введения новых терминов в ходе лекционных и других занятий также необходимо для закрепления сформированных у студентов специфических умений.

В целом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают положения выдвинутой гипотезы исследования и констатируют достижение его цели посредством решения задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование рассматриваемой проблемы показало, что профессионально-языковая компетентность как характеристика обучающегося в единстве ее информационного и операционного компонентов может оказывать существенное положительное влияние на процесс восприятия и усвоения им учебной информации и тем самым на успешность его учебной деятельности в силу высокой значимости для нее факторов интеллектуального характера, т. е. выступает как фактор успешности учебной деятельности. Однако для этого необходимо создание ряда педагогических условий.

Педагогическое обеспечение профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности студентов технического вуза включает в себя три компонента: содержательный, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный. В рамках второго компонента выявлены и обоснованы педагогические условия исследуемого явления: обеспечение положительной мотивации у студентов технического вуза к формированию профессионально-языковой компетентностиобогащение содержания гуманитарных учебных курсов элементами знаний по терминологии и теории определенийразработка специальных заданий, направленных на формирование профессионально-языковой компетентности студентов технического вуза.

Результаты опытно-экспериментальной работы по созданию педагогических условий реализации профессионально-языковой компетентности как фактора успешности учебной деятельности позволили определить первые педагогические условия исследуемого процесса как дополнительные, третье — как основное.

Благодаря созданию указанных условий в ходе естественного образовательного процесса удалось повысить уровень сформированности операционного компонента профессионально-языковой компетентности, число студентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности выросло с 5,2% на исходном уровне до 16,1% после создания всех трех условий, со средним уровнем соответственно с 50,3% до 73,6%, В контрольной группе динамики не отмечено.

Предложенная модель комплекса упражнений, направленных на формирование умений, составляющих операционный компонент профессионально-языковой компетентности позволяет разрабатывать комплексы упражнений, направленных, кроме формирования операционного компонента, также на улучшение усвоения информации, составляющей содержание этих дисциплин, иными словами, на формирование информационного компонента профессионально-языковой компетентности.

Данные упражнения использовались в ходе исследования на практических занятиях со студентами, что позволило сформировать у них соответствующие умения и улучшить усвоение терминосистемы учебной дисциплины, на основе которой были составлены упражнения.

Общие положительные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют считать подтвержденной выдвинутую гипотезу, что является основанием рекомендовать к использованию результаты исследования и вынести основные положения на защиту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учеб. пособие. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. — 288 с.
  2. H.A., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высш. шк., 1983. — 256 с.
  3. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  4. Л.Н. Терминологическая культура учителя естествознания / / Педагогика. -1998. № 1. — С.75−80.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  7. Л.Г. Использование новых форм внеучебных занятий социально-гуманитарного цикла в техническом вузе / / Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах: Материалы науч.-метод. конф. Красноярск: СибГТУ, 1999. — С. 12−13.
  8. Белл, Роджер Т. Социолингвистика: цели, методы и проблемы. Пер. с англ. М.: Междунар. отношения, 1980. — 318 с.
  9. А.Л., Соловьева H.H. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков / / Иностранные языки в школе. 1993. — № 6. -С. 5−11.
  10. И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. М.: Высш. шк., 1970. — 230 с.
  11. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методология психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 304 с.
  12. Бим И. Л. Немецкий язык: Базовый курс: Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. — 128 с.
  13. JI.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. педагогич. акад., 1995. — 209 с.
  14. В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учеб. пособие. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  15. P.A. Человек и его язык. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 429 с.
  16. Булавина М. А, О возможных путях формирования языковой личности в вузе / / Высшая школа и проблемы духовно—нравственного становления личности: Тезисы межвуз. науч.-практ. конф. / Под ред. Н. С. Белого. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995. — С.69.
  17. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. — М.: Рус. яз., 1976. 189 с.
  18. Л.Г. О педагогических системах. Красноярск: Изд-во унта, 1989.- 101 с.
  19. Л.Г. Языковая личность и культурная функция высшей школы / / Роль языка в формировании социокультурной личности специалиста в современных условиях. Ч. 1. Красноярск: СибГТУ, 1998.-С.8−11.
  20. Внедрение новых методов и средств обучения на общетехнических и общенаучных кафедрах: Материалы зон. науч.-метод. конф. / Отв. ред. А. К. Тащев. Челябинск: ЧПИ, 1981. — 150 с.
  21. Вопросы дидактики высшей технической школы и частных методик. Вып. 2. Уфа: Авиацион. ин-т, 1978. — 144 с.
  22. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999. -534 с.
  23. Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тезисы межвуз. науч.-практ. конф. / Под ред. Н. С. Белого. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995.- 104 с.
  24. Н.Б. Язык научного общения: Вопросы методологии. — М.: Высш. шк., 1986.-279 с.
  25. Н.И. Основные процессы и аппараты химической технологии. В 2-х кн. — М.: Химия, 1981. 812 с.
  26. .С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  27. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. — М.: «Школа-пресс», 1995. 448 с.
  28. К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин: Методологические аспекты анализа учебных текстов. — Л.: ЛГУ, 1983.-206 с.
  29. Е.Я. Роль иностранных языков в гуманитаризации технического образования / / Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тезисы межвуз. науч.—практ. конф. / Под ред. Н. С. Белого. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995. -С.72.
  30. Ю.И. Латинский язык: Учеб. для мед. и фармац. училищ. -М.: Медицина, 1988. 252 с.
  31. Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  32. Д.П. Определение (логико-методологические проблемы). — М.: Мысль, 1974.-311 с.
  33. Д.П. Понятие / / Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С.513−514.
  34. А.И. Управление промышленным предприятием и кибернетика. -М.: Экономика, 1969. 160 с.
  35. А.Ф. Введение в педагогическую логику. Часть I. Логика понятия: Учеб. пособие. — Красноярск: Изд. отд. метод, центра УПО «Крайпрофобр», 1997. 144 с.
  36. Т.М. Язык и социальная психология: Учеб. пособие. — М.: Высш.шк., 1980. 224 с.
  37. И.В. Место родного и иностранного языков в формировании личности современного менеджера / / Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах: Материалы науч.—метод, конф. Красноярск: СибГТУ, 1999. — С. 19−20.
  38. Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. В 2-х ч. Ч. 1.-2-е изд.-М.: Химия, 1995.-399 с.
  39. Ю.И. Процессы и аппараты химической технологии. В 2-х ч. Ч. 2. 2-е изд. — М.: Химия, 1995. — 367 с.
  40. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Изд-во БГУ, 1981.-383 с.
  41. Г. С. и др. Словарь терминов по информатике. М.: Наука, 1971.-360 с.
  42. К.К. Язык как практическое сознание (философский анализ). — Киев: Вища шк., 1990. 236 с.
  43. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  44. Информатика и культура: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. -231 с.
  45. Информация и кибернетика: Сб. статей / Под ред. А. И. Берга. М.: Сов. радио, 1967.-410 с.
  46. Исследование мотивационной сферы личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Ред. В. Г. Леонтьев и др. Новосибирск, НГПИ, 1984. — 163 с.
  47. Исследования по математической лингвистике, математической логике и информационным языкам: Сб. статей / Под общ. ред. Д. А. Бочвара и Ю. А. Шрейдера. М.: Наука, 1972. — 297 с.
  48. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. — 261 с. 49.
Заполнить форму текущей работой